Бухгалтерский баланс для малых предприятий

Баланс для малых предприятий в 2020 году

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором
—>

Вернуться назад на Баланс предприятия 2020

Не забываем поделиться:

Не все субъекты малого предпринимательства в 2020 году могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность Исключения указаны в пункте 5 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ. Так, например, данной льготой не смогут воспользоваться микрофинансовые организации и компании, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (допустим, акционерные общества) (ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ).

Также напомним, какие фирмы вообще относятся к малым. Это компании, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

• размер выручки компании — поступления от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не могут превышать 400 млн. руб.;

• численность работников составляет не более 100 человек;

• состав учредителей — доля участия юридических лиц в уставном капитале ограничена. Так, если среди ваших учредителей только физические лица, неважно, российские или иностранные вы однозначно малое предприятие. А вот в ситуации, когда среди учредивших вашу фирму есть юрлица либо государственные образования — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования надо смотреть долю их участия.

Чтобы считаться малой компанией, нужно, чтобы суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в вашем уставном капитале не превышала 25%. В отношении учредителей — обычных российских юрлиц действует другое ограничение (не применяется оно только для фирм, связанных с интеллектуальной и инновационной деятельностью).

Доля участия обычных юрлиц не должна превышать 25%, только если сами они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Если же учредители-юрлица — сами малые предприятия, то учрежденная ими фирма тоже будет «малышом» даже при доле участия свыше 25%.

По общему правилу в состав бухгалтерской отчетности коммерческих фирм входят:

• отчет о финансовых результатах;

• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств отчет о целевом использовании средств, пояснения.

Так вот малые компании могут обойтись только двумя первыми формами. То есть заполнить лишь бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Приложения к отчетности составляются по усмотрению бухгалтера, если, по его мнению, есть существенные показатели, требующие раскрытия (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России № 66н).

Как мы уже сказали выше, малые компании могут обойтись только двумя основными формами бухгалтерской отчетности. Кроме того, такие компании могут заполнять не общие бланки отчетности, а сокращенные. Приведены они в приложении № 5 к приказу Минфина России № 66н.

В упрощенном балансе всего пять строк для отражения статей актива и шесть — для статей пассива. А во второй форме — семь строк. В упрощенном отчете о финансовых результатах отсутствуют многие показатели, которые выделены в общей форме.

Например, такие, как валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, доходы от участия в других организациях. В строку «Расходы по обычной деятельности» объединены целых три показателя: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Не приводится в отчете и справочная информация типа результатов от переоценки внеоборотных активов, базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию. Такую информацию показывать даже в свернутом виде не надо. Также в упрощенных формах не предусмотрена графа, где нужно указывать номер соответствующего комментария, приведенного в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Представляя бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и налоговую инспекцию после графы «Наименование показателя» нужно самостоятельно добавить графу «Код» и привести в ней коды показателей согласно приложению № 4 к приказу Минфина России № 66н.

При этом субъекты малого предпринимательства, включающие в форму укрупненные показатели (без их детализации), код строки указывают по тому показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 приказа Минфина России № 66н).

Бухгалтерскую отчетность все фирмы в обязательном порядке составляют за истекший год. То есть период с 1 января по 31 декабря. Исключение сделано для организаций зарегистрированных после 30 сентября. Для них первым отчетным периодом является время с даты регистрации до 31 декабря следующего года (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 402 ФЗ). Правда, по своему желанию и такие фирмы могут составлять отчетность сразу за первый календарный год работы, то есть в общем порядке.

Годовую бухгалтерскую отчетность нужно представить в налоговую инспекцию в течение трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Аналогичный срок установлен для сдачи отчетности в органы статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 402 ФЗ).

В течение года фирмы могут формировать месячную и квартальную отчетность. Она называется промежуточной и составляется соответственно ежемесячно и ежеквартально нарастающим итогом с начала года.

Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в какие-либо контролирующие органы не требуется.

Компании, которые должны проводить обязательный аудит, указаны в статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ. И если ваша фирма к таковым относится, вы не вправе составлять отчетность в упрощенном виде. Такой запрет прямо предусмотрен бухгалтерским законодательством (п. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ).

Поэтому, если вы заполняете упрощенные формы, значит, аудит для вашей организации не обязателен. Вы можете проводить данную процедуру добровольно. Представлять аудиторское заключение куда-либо в таком случае вы не обязаны. Это следует из формулировки пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ.

Амортизационные группы 2020
Амортизация 2020
Апелляционная жалоба 2020
Аттестация рабочих мест 2020
Аудиторское заключение 2020

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Чем этого больше, тем меньше вы видите.

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83

ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)

  • Критерии малых предприятий на 2020-2021 годы
  • Когда можно заменить традиционный баланс упрощенным
  • Особенности упрощенного бухгалтерского баланса для малых предприятий
  • Итоги

Критерии малых предприятий на 2020-2021 годы

Составлять баланс обязана каждая компания. А вот право выбора формы — традиционной или упрощенной — для этого отчета существует не у всех. В частности, такую возможность имеют малые предприятия (подп. 1 п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Критерии малых предприятий указаны в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. На 2020-2021 годы критерии малого предприятия установлены следующими:

Критерии признания субъектом малого предпринимательства

Предельное значение

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

Суммарная доля участия в уставном капитале иностранных организаций

Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Когда можно заменить традиционный баланс упрощенным

Покажем на цифрах, как проверить, относится ли компания к малым.

Показатель

ООО «Этюд»

ООО «Увертюра»

ООО «Сапфир»

Законодательно установленное ограничение

Проверка на соответствие критериям СМП

Доля в УК других компаний, %

Из таблицы видно, что каждая из рассмотренных организаций вправе составлять упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность, в т.ч. упрощенная, сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь.

Кто не вправе сдавать упрощенную отчетность см. на схеме ниже:

Особенности упрощенного бухгалтерского баланса для малых предприятий

Упрощенный бухгалтерский баланс малого предприятия нужно составлять с учетом следующего:

  • Форму упрощенного баланса можно найти в приказе от 02.07.2010 № 66н (приложение № 5). Упрощенный баланс можно составлять по группам статей без детализации (п. 6 приказа № 66н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 июня 2019 года в форму упрощенного бухгалтерского баланса внесены изменения. При составлении отчетности за 2020 год нужно использовать форму в редакции от 19.04.2019. Ключевые отличия: отчет можно составлять только в тыс. руб. Миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

  • Для заполнения баланса информацию берут из данных учета, который малым предприятиям можно вести в упрощенном порядке.

Как вести упрощенный учет, можно посмотреть в памятке Минфина (информация от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015).

  • В балансе будут отсутствовать строки, отражающие отложенные налоговые активы и обязательства, если компания решит не применять ПБУ 18/02 (п. 14 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Малые предприятия вправе не применять ПБУ 18/02 в соответствии с п. 2 этого положения.

  • При формировании информации в упрощенном балансе важно помнить, что МП могут не создавать ряд обязательных для остальных компаний резервов (п. 11 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязателен только резерв по сомнительным долгам (п. 70 ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Образец заполнения бухгалтерского баланса по упрощенной форме за 2020 год подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал:

Пошаговую инструкцию по заполнению каждой строки упрощенного баланса см. в пособии по годовой бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Малым компаниям предоставлены и другие послабления, которые способны отразиться на показателях упрощенного баланса. Например, можно не применять ретроспективный пересчет показателей баланса, если выявлены ошибки предыдущих периодов. Прибыль (убыток) от исправления такой ошибки включается в прочие доходы (расходы) текущего периода (п. 22 информации Минфина № ПЗ-3/2015). Возможно также применять кассовый метод начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, п. 5 информации Минфина № ПЗ-3/2015).

О том, каков состав упрощенной бухотчетности, читайте в этом материале.

Итоги

Составлять упрощенный бухгалтерский баланс — право любого малого предприятия. Однако можно оформлять этот отчет и в традиционной форме. Главное, чтобы бланк бухгалтерского баланса малого предприятия был действующим, а информация в нем полной, достоверной и полезной для пользователей.

Какую отчетность сдают МП с правом вести бухучет упрощенным способом

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам.

Малые предприятия могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Перечень тех, кто может вести учет упрощенно приведен в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации (включая те, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают три миллиона рублей);
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п. 5 ст. 6 Закона No 402-ФЗ). К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации бюджетной сферы;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

К малым предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. К данной категории с 3 августа 2018 года могут относиться хозяйственные товарищества.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, без учета НДС за прошлый календарный год не должен превышать:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий.

Численность персонала малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

Условиями отнесения организации или ИП к малому предприятию являются не только фактическое соответствие определенным критериям, но и указание предприятия в едином реестре МСП на сайте ФНС. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Они приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19 апреля 2019 года № 61н.

Машиночитаемые формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма по КНД 0710096) рекомендованы ФНС России в письме от 25 ноября 2019 года No ВД-4-1/24013@.

Упрощение отчетности сводится к тому, что:

  • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах содержат сокращенный объем показателей (по группам статей, без детализации по статьям);
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности СМП.

Малые предприятия, имеющие право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме по общим формам

Упрощенный баланс

В упрощенной форме бухгалтерского баланса разделов и показателей существенно меньше, чем в стандартной форме: пять показателей в активе и шесть в пассиве. Их значения нужно приводить за три года по состоянию на 31 декабря.

В укрупненных строках баланса нужно поставить код того показателя, который имеет наибольший удельный вес в составе этого показателя.

Если вашей фирме необходимо пояснить какие-то показатели баланса и отчета о финансовых результатах, то к ним нужно составить еще и пояснения. В них нужно привести только самую важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние компании.

Упрощенный отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах для малых фирм состоит из семи строк. Отражать данные необходимо за отчетный и прошлый год. Расходы и убытки отражают в скобках. Выручку, как всегда, нужно отражать за вычетом НДС и акцизов, а в расходы по обычным видам деятельности включают себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

Формирование статей упрощенной формы отчета о финансовых результатах приведено в таблице.

Наименование строк упрощенного отчета Наименование и коды строк стандартного отчета
Выручка Выручка (2110)
Расходы по обычной деятельности Себестоимость продаж (2120), коммерческие расходы (2210) и управленческие расходы (2220)
Проценты к уплате Проценты к уплате (2330)
Прочие доходы Прочие доходы (2340)
Прочие расходы Прочие расходы (2350)
Налоги на прибыль (доходы), включая текущий налог на прибыль, отложенный налог на прибыль Присваивается код 2410 или 2460 в зависимости от того, какой показатель при формировании строки имеет наибольший удельный вес: налог на прибыль или иное (налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима)
Чистая прибыль (убыток) Чистая прибыль (убыток) (2400)

Упрощенный отчет о целевом использовании средств

Кроме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, малые предприятия должны представлять отчет о целевом использовании средств (приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. No 57н).

В отчете нужно отразить остатки целевых средств на начало отчетного года и на конец отчетного года.

В раздел «Поступило средств» вносят данные о средствах, которые поступили в виде добровольных, членских и вступительных взносов, а также о сумме средств, которые поступили от предпринимательской деятельности предприятия и от других поступлений. К другим поступлениям относится, в частности, материальная помощь от государства.

В разделе «Использовано средств» указывают конкретные цели, на которые были направлены целевые средства (например, благотворительность или целевые мероприятия).

Организация является субъектом малого предпринимательства, применяет общий режим налогообложения.

Обоснование вывода:
Перечень бухгалтерской отчетности для коммерческих организаций установлен п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В него входят:

— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
— аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту;
— пояснительная записка.

Для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Формы бухгалтерской отчетности 2011 года утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66 (далее — Приказ N 66).

В соответствии с п. 6 Приказа N 66 при представлении годовой бухгалтерской отчетности в упрощенном виде субъекты малого предпринимательства должны соблюдать определенные требования:

— в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

В п. 17 Информации от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация) Минфин России еще раз подчеркнул, что «субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности».

При этом Минфин России, руководствуясь требованиями п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», обращает внимание, что при принятии решения о включении в отчетность приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в частности отчета о движении денежных средств, субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении».

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухгалтерский баланс для малых предприятий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество — субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) — 400 миллионов рублей;
— сумма активов бухгалтерского баланса — 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО — субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.

Бухгалтерская отчетность: состав и сроки

Все организации обязаны вести бухгалтерский учет и составлять на его основе бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют только индивидуальные предприниматели, которые освобождены и от того, и от другого.

Бухгалтерская отчетность состоит из следующих документов:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств).

С 1 января 2013 года аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности организации, а также пояснительная записка в состав бухгалтерской отчетности не входят.

Малый бизнес может сдавать формы бухгалтерской отчетности в сокращенном виде. Для них обязательными являются только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Сдавать финансовые отчеты в налоговую и органы статистики по месту регистрации нужно раз в год не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (крайний срок — 31 марта каждого года). Вступивший в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ освобождает от обязанности сдавать в налоговую инспекцию промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Сдайте бухгалтерскую отчетность через Контур.Экстерн.

В силу статьи 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а так же индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с указанным Постановлением предельная величина выручки для малых предприятий составляет 400 миллионов рублей, а для микропредприятий — 60 миллионов рублей.

Если Ваше предприятие удовлетворяет всем перечисленным критериям, то Вы признаетесь субъектом малого предпринимательства и вправе рассчитывать на привилегии, установленные государством для данной категории фирм.

Если Вы относитесь к предприятиям малого бизнеса, то вправе предоставить бухгалтерскую отчетность по упрощенной схеме: бух.баланс и отчет о финансовых результатах (пункт 6 Приказа № 66н).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector