Как вести воинский учет в отделе кадров?

Воинский учет и бронирование

Понятие воинского учета

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  • потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  • анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно — обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно — правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.

Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
  • для граждан, пребывающих в запасе — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Кадровик ведет воинский учет в учреждении: получит ли он доплату за это

Отметим, что персональный учет военнообязанных и призывников ведут по месту их работы. Ответственным за такое «дело» является ­руководитель учреждения (ч. 4 ст. 34 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII). На практике же руководитель учреждения делегирует свои полномочия по ведению ­воинского учета другому работнику*.

* Узнайте больше из статьи «Абсолютно не таємно: ведення військового обліку в установі» // Спецвыпуск «ОТ», 2014, № 18/1, с. 16. — Примеч. ред.

Давайте поговорим о критериях определения ответственного за такой учет. Для этого понадобится Положение о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377 (далее — Положение № 377). В п. 12 этого Положения сказано, что при наличии в учреждении от 500 до 2000 военнообязанных и призывников вводят одну отдельную должность для ведения их учета. По мере роста количества военнообязанных и призывников (более 2000) увеличивается и нормативное количество должностей работников, ответственных за воинский учет. Таким работникам устанавливают должностной оклад на уровне оклада специалиста кадровой службы (п. 13 Положения № 377).

Однако в большинстве учреждений количество военнообязанных и призывников не превышает 500 человек. В таком случае воинский учет ведет один из работников отдела кадров (п. 14 Положения № 377). Указанный пункт приписывает осуществлять им доплату за выполнение таких обязанностей в размере до 50 % должностного оклада. Но не во всех случаях такая доплата имеет место!

Дело в том, что к должностным обязанностям инспектора по кадрам входит ведение личных дел работников, в частности и личных карточек (Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336). А именно в личной карточке и указывают сведения о воинском учете. То есть фактически именно специалисты отдела кадров должны вести воинский учет. Это касается и кадровиков в сфере государственной службы. Об их обязанности осуществлять учет военнообязанных и призывников в аппарате прямо прописано в Справочнике типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утвержденном приказом Нацгосслужбы от 13.09.2011 г. № 11.

Важно! Если должностная инструкция специалиста отдела кадров содержит обязанность по ведению воинского учета в учреждении, то доплату за выполнение такой обязанности кадровику не выплачивают. Основание: специалист кадровой службы при ведении воинского учета исполняет свои должностные обязанности и получает за это соответствующую оплату, которая уже учитывает данную специфику.

Другое дело, если должностная инструкция специалиста кадровой службы или другого работника не предусматривает ведения воинского учета. В таком случае эти работники могут получать доплату до 50 % должностного оклада за осуществление учета военнообязанных и призывников.

Обратите внимание! Предельный размер доплаты за ведение воинского учета составляет 50 % должностного оклада. Вместе с тем конкретный размер такой доплаты определяет руководитель учреждения в зависимости от фактической численности военнообязанных и призывников (письмо Минсоцполитики от 12.09.2013 г. № 1033/13/84-13).

Также в указанном письме отмечено, что доплату выплачивают в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Это связано с тем, что надбавка за ведение воинского учета не предусмотрена ни постановлением КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298, от которого отталкиваются при определении должностных окладов работников бюджетной сферы, ни постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Следовательно, доплата за ведение воинского учета работникам бюджетной сферы, должностным лицам местного самоуправления и госслужащим может быть установлена только в пределах фонда оплаты труда и после выплаты надбавок и доплат, предусмотренных отраслевыми нормативно-­правовыми актами.

Кроме того, рассмотрим ситуацию, когда должность специалиста кадровой службы или другая должность, должностными обязанностями которой предусмотрено ведение воинского учета, является вакантной. Здесь «обычные» бюджетники могут воспользоваться способами по выполнению обязанностей по вакантной должности — совмещение профессий (должностей) или увеличение объема выполняемых работ. А вот госслужащие и должностные лица местного самоуправления прибегнуть к таким способам не имеют права, поскольку им не предусмотрено установление доплат за совмещение профессии (должности) и увеличение объема выполняемых работ (письмо Минтруда от 12.01.2009 г. № 22/13/84-09).

— Должностная инструкция специалиста кадровой службы (другого работника) содержит обязанность по ведению воинского учета — доплату за такую функцию не осуществляют.

— Воинский учет ведет работник, должностная инструкция которого не предусматривает осуществления им такой обязанности, — ему осуществляют доплату в размере до 50 % должностного оклада.

— При вакантной должности работника, который должен вести воинский учет, — другой работник выполняет такую обязанность на условиях совмещения или увеличения объема выполняемых работ. Но это не допустимо для госслужащих и должностных лиц местного самоуправления.

Воинский учет

ВОЕННО-УЧЕТНЫЙ СТОЛ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЕРБИНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

г. Москва, г. о. Щербинка, ул. Юбилейная, д.3

Начальник отдела: Перегудов Виктор Михайлович

контактный телефон: 8 (499) 666-54-90

приемные дни: вторник и четверг с 9.00 -17.00 бед с 13.00-13.45

ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ НОВОМОСКОВСКОГО И ТРОИЦКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

г. Москва, Южное Бутово, ул. Аллея Витте, д.5, тел. +8 (985) 062-98-13

Отделение призыва: ул. Адмирала Лазарева, д.41, тел. 8 (968) 366-25-85

Приемные дни: понедельник, среда с 10.00- 17.00 обед с 13.00- 14.00

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ПРЕБЫВАЮЩИМ В ОТПУСК

Военная комендатура м. Красные ворота, ул. Новая Басманная, д.16

ЖЕЛАЮЩИМ ПРОХОДИТЬ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ:

г. Москва, Южное Бутово, ул. Аллея Витте, д.5

тел. 8(985) 062-98-13

ВНИМАНИЮ руководителей предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа Щербинка в городе Москве

Во исполнение требований Постановления Правительства от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» руководителям предприятий, организаций, учреждений, не представивших в установленные сроки отчеты, необходимо представить в отдел по мобилизационной подготовке Администрации городского округа Щербинка в городе Москве формы №№ 18 и 6 по адресу: г. Москва, г.о. Щербинка, ул. Железнодорожная, д.4, кабинет 32 (телефон/факс 8-495-867-31-43).

Вести воинский учет должны все организации независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и численности персонала. Даже если на предприятии работают только одни женщины, которые при этом не подлежат призыву — ежегодные отчеты должны представляться и в этом случае. Воинский учет ведется за счет средств организации.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, руководители несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, ведущие воинский учет и бронирование представляют отчет по Формам№№ 6, 18. В столбце № 12 «Примечание» формы № 6 организациям, ведущим бронирование, указывать потребность трудовых ресурсов на расчетный год. В отчетах не допускается проставление в свободных клетках дополнительных знаков (нулей, черточек, слова «нет», звездочек и т.п.).

Организации, в которых ведется только воинский учет , независимо от организационно-правовых форм и форм собственности представляют отчет по установленной Межведомственной комиссией форме № 18.

Отчетные формы заполняются в электронном виде и распечатываются в 2-х экземплярах (один экземпляр представляется в Администрацию городского округа, второй остаётся в организации).

Все отчётные документы готовить по состоянию на 31 декабря отчётного года.

Оформленные отчеты предоставить в Администрацию города по адресу: г.Щербинка, ул. Железнодорожная, д. 4, комната № 32 (тел/факс 8-495-867-31-43).

Обращение к призывникам городского округа ЩЕРБИНКА

ТиНАО г. Москвы

Добро пожаловать в Вооруженные Силы РФ!

Служба в Вооруженных Силах РФ- важный этап в биографии каждого мужчины. Здесь ты пройдешь не только хорошую школу жизни, но и приобретешь настоящих друзей, окрепнешь физически и духовно, возмужаешь, тебе будет доверено боевое оружие. В рядах Вооруженных Сил РФ (ВС РФ) у тебя есть возможность проявить себя с самой лучшей стороны, понять, на что ты действительно способен. Ведь сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке, дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища.

Долг, честь, служба Отечеству — вот главные составляющие мотивации военной службы.

Мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, и российская армия меняется вслед за ними. Новый облик Вооруженных Сил России, в которых ты будешь служить, разительно отличается от того, что было прежде.

Ты получишь новую военную форму, при создании и в разработке которой был учтен опыт передовых армий мира. Легкая, прочная и удобная, сделанная с применением самых современных технологий и материалов, она обеспечит тебе комфорт в повседневных и боевых условиях.

Срок военной службы по призыву уменьшился с двух лет до одного года. При этом произошла гуманизация военной службы. По возможности, тебя могут направить для прохождения службы вблизи места жительства (в первую очередь это касается граждан, женатых, имеющих детей или пенсионного возраста родителей). Ты сможешь в увольнении надевать гражданскую одежду, из воинской части связываться с домом по мобильному телефону.

Сегодня солдат полностью освобожден от всех видов хозяйственных работ — их теперь выполняют гражданские структуры. Высвобожденное время целиком посвящено боевой подготовке. Увеличено время на физическую подготовку до 25 часов в неделю (4-5 часов в день).

Улучшено качество питания военнослужащих. Осуществляется поэтапный переход на организацию питания с элементами «шведского стола». В расположении подразделений установлены душевые кабины и стиральные машины.

Внесены существенные изменения в распорядок дня для военнослужащих по призыву. В частности, на 30 минут увеличена продолжительность ночного отдыха, в послеобеденное время военнослужащим предоставляется 1 час отдыха (сна).

Если ты перспективный спортсмен, например, член сборной команды России, то тебя могут направить для прохождения военной службы в спортивную роту. При этом будет предоставлена возможность участвовать в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других соревнованиях.

Наиболее талантливые выпускники вузов и студенты, склонные к научной работе, могут быть направлены для прохождения военной службы в научные роты, где они смогут продолжать заниматься научными исследованиями по выбранным направлениям.

Если ты до службы в Вооруженных Силах уже успел пройти подготовку в одном из военно-патриотических клубов или системе ДОСААФ России, то в армии у тебя будет немало преимуществ. Ты быстрее втянешься в армейскую жизнь и сможешь занять наиболее ответственную и вместе с тем интересную должность. Например, будешь служить оператором сложной боевой техники, командиром боевой машины и т.д.

Если же до призыва ты не был знаком с военной жизнью, то у тебя появится шанс получить полезную специальность в рядах Вооруженных Сил. Приобретенный профессиональный опыт наверняка пригодится и в гражданской жизни, облегчит поиск работы или выбор высшего учебного заведения.

Служба в армии и на флоте — почетная обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем. Отслужив по призыву, ты получишь право на льготное поступление в государственные вузы: возможна замена вступительных экзаменов собеседованием или освобождение от экзаменов по общеобразовательным предметам. Кроме того, сам факт службы в российской армии или Военно-Морском Флоте даст тебе весомые преимущества при поступлении в военные учебные заведения.

На основании рекомендации командира воинской части после увольнения с военной службы по призыву ты также получаешь право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет федерального бюджета.

Ну, а если ты мечтаешь сделать карьеру в государственной структуре или ведомственном учреждении, служба в Вооруженных Силах — зачастую обязательное условие приема на работу, поскольку многие предприятия и структуры вообще не берут в свой штат граждан, не прошедших военную службу.

Конечно, армия — есть армия, и где бы ни проходила служба, легкой она не будет. Но ведь настоящие мужчины идут в ряды Вооруженных Сил не за легкой жизнью. А за тем, чтобы отдать долг Родине — научиться с оружием в руках защищать себя, свою семью, свою страну.

Выписка из закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Инструкция: как организовать воинский учет в организации

Воинский учет в организации — это обязательная регистрация всех военнообязанных сотрудников. Законодатели ужесточили контроль и штрафы за нарушения.

Организация воинского учета

Ведение такого учета — обязательный и важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 (в ред. ПП РФ №372 от 15.03.2021). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (гл. 21 КоАП РФ).

В п. 2 Положения №719 определены цели и задачи воинского учета для стенда учреждения. Цели таковы:

  1. В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который обязан его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
  2. А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.

Государство должно обладать актуальной информацией о призывниках. Для реализации указанных целей работодателем подается справочная информация по воинскому учету военнообязанных лиц.

  • соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
  • корректное документальное оформление учета;
  • анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.

Учет ведется в отношении (п.14 Постановления №719):

  • мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники);
  • граждан, находящихся в запасе (военнообязанных).

К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями и мужчин, которые:

  • находятся в запасе;
  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • завершили обучение на офицеров запаса;
  • не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
  • прошли альтернативную службу.

Нет необходимости учитывать сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат регистрации офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.

Мы составили пошаговую инструкцию по ведению воинского учета в организациях в 2021 году, она поможет разобраться в нюансах процедуры.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто занимается воинским учетом

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается военно-учетный стол — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Как вести учет

Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году такова:

Шаг 1. Определяем и назначаем ответственных лиц.

Ответственные лица назначаются отдельным приказом руководителя. Приказ издают каждый год. Форма этой бумаги предлагается в методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017.

Шаг 2. Разрабатываем план работы.

Он включает наименование каждого мероприятия, сроки выполнения, ответственных лиц и отметки об исполнении. Отметки заверяются подписью ответственного лица. Вот образец как вести ВУС — план на 2021 год:

Шаг 3. Создаем журнал проверок.

Это обязательный документ, утвержденный законом. Он содержит данные о проверках в этой области, выявленных нарушениях и предписаниях для устранения нарушений.

Шаг 4. Разрабатываем положение о делопроизводстве.

Документ призван упорядочить документооборот в этой сфере на государственном или муниципальном предприятии. Примерная структура положения должна включать:

  1. Общие положения (для чего предназначен документ, какие пункты в нем присутствуют и что они регламентируют).
  2. Требования к оформлению документов.
  3. Правила подготовки документов (обозначить, какие бумаги должны заверяться подписями ответственных лиц, разрешается ли заполнять бланки от руки).
  4. Информацию об ответственном за регистрацию, ведение и хранение бумаг по военнообязанным сотрудникам и его функции.
  5. Правила и порядок работы с документами (в какие сроки оформлять бумаги, когда передавать их во внешние инстанции).
  6. Порядок хранения и передачи бумаг в архив.

Шаг 5. Заполняем первичные документы при трудоустройстве.

При приеме работников в государственную организацию на них заполняют первичные документы (гл. II, п. 17 Постановления №719):

  • учетные карточки (для призывников);
  • учетные и алфавитные карточки (для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса);
  • карточки первичного учета (для офицеров);
  • личные карточки (форма Т-2), содержащие общие сведения, сведения о воинском учете, о приеме на работу и переводах, аттестациях, повышениях квалификации, наградах, профессиональной подготовке, отпусках, социальных льготах, увольнении.

Если ранее бумаги по военнообязанным работникам на предприятии не вели, эти документы заполняют на действующих сотрудников.

Шаг 6. Оформляем стенд.

Назначенные работники отвечают не только за состав папок по ведению воинского учета в 2021 году, но и за разработку специального стенда. Оформление информационного стенда не обязательно, но желательно. Он наглядно демонстрирует основные положения:

  • по бронированию военнообязанных;
  • о целях и задачах регистрации, ведения и хранения документации по военнообязанным работникам;
  • об обязанностях;
  • о правонарушениях;
  • важное объявление для военнообязанных граждан.

Требований по оформлению стенда нет. Используйте в работе пример:

Законодательство о воинском учете

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Как происходит проверка учетной работы

Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • личные карточки военнообязанных граждан;
  • журнал проверок;
  • расписка в приеме от граждан военных документов;
  • служебное делопроизводство.

При проведении проверки контролеры оценивают:

  • организацию учетных мероприятий;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

Результаты проверки вносятся в журнал.

Отчетность по проделанной работе

Ответственный специалист предоставляет в военкомат следующие отчеты:

  1. По принимаемым или увольняемым военнообязанным сотрудникам — в течение 2 недель.
  2. По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
  3. По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
  4. По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября.

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей. Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Как контролируют

Контроль за состоянием работы по бронированию проводится не реже одного раза в три года. Предприятия, осуществляющие бронирование граждан, предоставляют ежегодно в контролирующие органы доклад. Вместе с докладом они предоставляют отчет по численности и сведения об обеспечении на период мобилизации трудовыми ресурсами.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция

Инструкция по ведению воинского учета в организациях:

  • назначить ответственное должностное лицо;
  • определить количество военнообязанных;
  • составить личные карточки работников;
  • передавать сведения в военкомат по установленному графику.

Обязанности работодателей и нормативно-правовая база

Обязанность организаций вне зависимости от форм собственности вести воинский учет оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных Сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.

В законодательстве ведение воинского учета в организации в 2021 году регулируют:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» ;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ;
  • указ президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • постановление правительства РФ № 719 от 27.11.2006 ;
  • постановление правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
  • инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе в 2021 году, утв. генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.02.2015 № 664с;
  • инструкция генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • методические рекомендации генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. 11.07.2017 .

Обязанности работодателя и учет военнообязанных в отделе кадров организации 2021 г. разделены на две объемных категории:

  • общий воинский учет (ОВУ);
  • специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета работодателем

Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходима пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка:

  1. Назначить ответственных лиц.
  2. Определить круг работников, подлежащих ВУ.
  3. Получить документы для ведения ВУ.
  4. Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
  5. Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.

Подробная пошаговая инструкция: как организовать воинский учет в организации в 2021 году

Шаг 1. Назначение ответственных лиц

За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в воинском учете не участвует.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

До 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

От 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

От 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

На каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2. Определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 постановления, обязательному контролю подлежат:

  • призывники;
  • военнообязанные.

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 постановления:

  • лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3. Получение документов

По закону, воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.

Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.

Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета

Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. З а уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
  • неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).

Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.

В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.

Штрафы за нарушения в воинском учете увеличат

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — 21.7 КоАП РФ за нарушения в сфере воинского учета. Автор инициативы — правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.

Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector