Будет новая декларация по налогу на прибыль

Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Декларацию по налогу на прибыль изменили – подавать по новой форме нужно за 2021 год

28 октября 2021, 14:10

Изменения в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий были утверждены приказом Минфина от 04.06.2021 г. № 317, вступившим в силу 17.08.2021 г. Об этом сообщает Восточное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками.

Плательщикам налога на прибыль предприятий необходимо подавать декларацию по обновленной форме, начиная с 01.01.2022 за отчетный (налоговый) период 2021 года. Плательщики с годовым отчетным периодом впервые будут отчитываться по обновленной форме за 2022 г. «Старую» редакцию формы Декларации можно найти ЗДЕСЬ, а вот обновленную — ЗДЕСЬ.

Форма Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий дополнена в основной части новой строкой 7.1, которая заполняется нерезидентами в случае осуществления ими деятельности на территории Украины через постоянное представительство.

В случае, если у нерезидента есть несколько постоянных представительств в разных регионах Украины, нерезидент будет определять налогооблагаемую прибыль в порядке, установленном п. 141.4.7 НКУ, отдельно по каждому такому постоянному представительству и будет отдельно составлять и подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий по неосновному месту своего учета, по местонахождению таких постоянных представительств.

Приложение ПН дополнено позицией о предоставлении информации о нерезиденте, который является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода с источником происхождения из Украины в случае применения международного договора Украины со страной, резидентом которой является соответствующий бенефициарный (фактический) получатель (владелец) такого дохода.

В приложении РІ исключили из строки 3.1.14 разницы по увеличению финансового результата до налогообложения на сумму расходов, понесенных плательщиком при совершении операций с нерезидентами, если такие операции не имеют деловой цели. Также заменили эту строку новой разницей по увеличению финансового результата до налогообложения на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включенных в состав расходов текущего отчетного периода в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.

Это же приложение дополнено новыми строчками:

— об уменьшении финансового результата до налогообложения налогового (отчетного) периода на сумму бюджетных грантов, полученных плательщиком и включенных в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО;

— об уменьшении финансового результата до налогообложения налогового (отчетного) периода на сумму одноразовой компенсации субъектам хозяйствования, полученной в соответствии с Законом № 1071 и включенной в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, или на сумму списанных штрафных санкций и пени, списанного налогового долга в соответствии с подразделом 10 раздела XX НКУ и включенными в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.

Для целей расчета разницы, на которую увеличивается финансовый результат до налогообложения согласно п. 140.2 НКУ, приложение АМ дополнено строкой «КП», в которой отображается информация о капитализированных процентах, подлежащих включению в себестоимость необоротного актива в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.

Больше новостей бухгалтерского учета — в LIGA360. Получите доступ к профессиональным изданиям Интербух и БУХГАЛТЕР&ЗАКОН в едином решении. А еще здесь можно настроить персональную ленту новостей из любимых ресурсов. Узнайте обо всех возможностях LIGA360:Бухгалтер.

Налог на прибыль. Изменения на 2021 год

В будущем году произойдёт ряд изменений налогового законодательства касательно порядка исчисления налога на прибыль. В статье разберём основные новшества и нюансы исчисления, которые необходимо применять на практике с 2021 года.

Производители печатной продукции смогут уменьшить базу по налогу

С 1 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 323-ФЗ, согласно которому будут внесены изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящее время производители печатной продукции (СМИ) могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость брака, а также продукции, утративший товарный вид, но не более чем на 10%.

С будущего года данная доля будет увеличена и списанию будет подлежать не более 30% стоимости бракованной печатной продукции.

Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ вносит изменения в порядок налогообложения по налогу на прибыль для IT-компаний, а также производителей электронной (радиоэлектронной) продукции.

Так, начиная с 1 января 2021 года изменяется размер процентной ставки. Компании по-прежнему будут уплачивать 3% в федеральный бюджет, о вот ставка для регионального бюджета составит 0%.

Чтобы воспользоваться правом принять такие ставки, необходимо чтобы одновременно выполнялись следующие три условия.

  • наличие государственной аккредитации в области IT-технология
  • не менее 90% от общей суммы доходов приходится на реализацию разработанных программ и баз данных
  • среднесписочная численность персонала не менее 7 человек

Для компаний по производству электроники:

  • организация включена в специальный реестр в порядке, утверждённом Правительством РФ
  • не менее 90% от общей суммы доходов должна составлять выручка от реализации услуг по проектированию и разработке
  • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

Невыполнение хотя бы одного из условий в течение налогового периода лишает компанию права применять нулевую ставку.

Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль

При сдаче отчётности за 2020 года необходимо будет использовать новую форму декларации. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655.

В декларации будут использованы новые штрихкоды.

Налоговая инспекции больше не будет отражать сведения о номере регистрации декларации.

Добавлены новые коды признака налогоплательщика, которые указываются на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к Листу 2:

  • 15 – для компаний, владеющих лицензиями на пользование участками недр и применяющих пониженную ставку при уплате в региональный бюджет
  • 16 – для компаний, связанных с производством сжиженного природного газа или переработкой углеводородного сырья в товары
  • 17 – для компаний, занятых информационными технологиями
  • 18 – для резидентов Арктической зоны
  • 19 – для компаний, чья деятельность связана с проектированием и разработкой электроники

В Листе 4 добавлен новый код дохода «9», который используется при наличии доходов, полученных акционером, участником или правопреемником при распределении имущества ликвидируемого общества.

Из декларации исключены сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Доходы музеев, театров, библиотек для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с приказом ФНС от 26 августа 2020 года № ЕД-7-3/603 утверждена новая форма, а также порядок предоставления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра или библиотеки, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования.

Изменения коснутся электронной формы предоставления данных и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новая форма будет подтверждением права применять 0% ставку по уплате налога в бюджет региона, поскольку будут наглядно отражать структуру полученных доходов.

Распределение налога на прибыль среди обособленных подразделений

В соответствии с п.2 ст.288 НК уточнён порядок, по которому налогоплательщик, который при определении суммы налога на прибыль использует ставки, отличные от базовых (3% в федеральный бюджет, 17% в региональный бюджет), определяет долю прибыли каждого обособленного подразделения.

Головное учреждение должно будет рассчитать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговым базам для каждой специальной ставки.

Долг ликвидированного кредитора при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Если поставщик исполнил обязательства по поставке продукции, а покупатель своевременно не перечислил на его расчётный счёт денежные средства, то у последнего образуется кредиторская задолженность.

В письмах ФНС от 16 сентября 2020 года № 03-03-07/81257 и от 1 октября 2020 года № 03-03-06/1/85891 относительно долгов перед кредиторами даются следующие разъяснения. Так, если компания (кредитор) в течение 12 месяцев не сдавала декларации, а по её расчётному счёту отсутствовали движения денежных средств, то она может быть признана ликвидированной.

А значит, покупатель вправе включить сумму долга перед такой компанией в состав внереализационных доходов. Такое право возникает после внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Чтобы избежать штрафных санкций от налоговой инспекции за занижение налоговой базы, компания обязана систематически проверять: не исключён ли сомнительный кредитор из ЕГРЮЛ.

Однако, существует письмо Минфина РФ от 14 сентября 2020 года № 03-03-13/80493, которое напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ существуют такие основания исключения юрлица из ЕГРЮЛ, при которых задолженность перед кредитором не может быть списана:

  • ликвидация не может состояться из-за отсутствия денежных средств у компании и учредителей
  • с момента записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений прошло больше полугода

Выплата дивидендов для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с письмом ФНС от 19 октября 2020 года № СД-4-3/17130 если компаний выплатила промежуточные дивиденды по итогам I квартала, 6 и 9 месяцев, но при формировании годовой отчётности величина полученной чистой прибыли оказалась меньше ранее распределённой, то дивиденды за I квартал, 6 и 9 месяцев не подлежат переквалификации для целей налогообложения.

Амортизация расконсервированного основного средства

При расконсервации основного средства амортизацию по нему необходимо начислять с 1 числа месяца, после которого произошла такая расконсервация, до момента полного списания остаточной стоимости.

Срок полезного использования в данном случае никак не влияет срок, в течение которого будет списываться амортизация.

Расходы по организации удалённой работы для целей налогообложения

Министерство финансов РФ выпустило письмо от 24 сентября 2020 года № 03-03-06/1/83636, согласно которому при переводе части сотрудников на удалённую работу, расходы, связанные с деятельностью компании учитываются в общеустановленном порядке. Стоит помнить, что расходы должны быть экономически оправданы, налоговая инспекция обратит на это внимание.

Если компания на фоне распространения коронавирусной инфекции была вынуждена на неопределённое время приостановить свою деятельность, то в соответствии с пп.3 и 4 п.2 ст.265 НК РФ расходы по простою включаются во внереализационные расходы в одну из статей:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

Коронавирусные субсидии в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

В письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953 содержатся разъяснения касательно того, как компаниям учитывать меры финансовой поддержки от государства, полученные в время пандемии, для целей налогообложения по налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы)

Так субсидии, полученные налогоплательщиками на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576, для частичного погашения текущих задолженностей, в том числе на выплату заработной платы, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список получателей финансовой помощи формировался на основании вида осуществляемой деятельности по состоянию на 1 марта текущего года.

Второй вид финансовой поддержки, предоставляемой на основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976, был направлен на проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. Данную субсидию необходимо учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тестирование работников на COVID-19 в составе расходов

Расходы по проведению клинических исследований на предмет обнаружения у сотрудников коронавирусной инфекции, работодатель вправе включить в состав прочих расходов с целью налогообложения по налогу на прибыль.

Расходы на приобретение медицинских изделий при расчёте налога на прибыль

Расходы на приобретение, изготовление, доставку медицинских изделий для диагностики COVID-19 в полном объёме учитываются в составе прочих расходов, даже если включены в амортизируемое имущество. Перечень приведён в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 714.

Стоит отметить, что такое имущество не подлежит амортизации, даже если относится к амортизируемому (п.2 ст. 256 НК РФ).

Самопроверка декларации по налогу на прибыль

После того, как вы представили декларацию по налогу на прибыль в инспекцию, автоматически начинается ее камеральная налоговая проверка.

О начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомляется и решение о ее назначении руководителем налогового органа не принимается (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки — три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Продление или приостановление срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Глубина камеральной проверки будет напрямую зависеть от выявленных неточностей, противоречий и ошибок.

Камеральную проверку условно можно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Автоматизированный контроль деклараций происходит без участия инспектора. Информационная система самостоятельно производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений.

По результатам такой проверки, при выявлении расхождений или несоответствий, налогоплательщику направляется требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесение соответствующих исправлений в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запрос пояснений — это превентивная мера. Требовать пояснения — это не право налоговиков, а их обязанность. Они должны ее выполнить, перед тем как составят акт проверки (Письмо Минфина от 15.01.2020 № 03-02-08/1322).

Налогоплательщик при представлении пояснений относительно выявленных ошибок и противоречий в налоговой декларации по налогу на прибыль, вправе представить в налоговый орган регистры налогового учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Обнаруженные расхождения или несоответствия являются основанием для проведения углубленной проверки. При углубленной камеральной проверке инспектор проводит мероприятия налогового контроля, позволяющие проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет.

Наиболее важны моменты, которые анализирует инспектор, именно на них необходимо обратить внимание при самопроверке налога на прибыль организаций.

Момент № 1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, с суммами, рассчитанными в соответствующих приложениях к листу 02.

Момент № 2. В обязательном порядке в ходе проверки сравниваются налоговые базы по НДС с доходами по налогу на прибыль организаций (с учетом сопоставимости периодов). При сравнении могут возникать расхождения, связанные с:

  • наличием доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль организаций (например, при безвозмездной передаче имущества). В этом случае налоговая база по НДС будет выше доходов по налогу на прибыль;
  • наличием во внереализационных доходах операций, подлежащих обложению НДС. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль;
  • осуществлением операций, не облагаемых НДС, которые подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по НДС;
  • осуществлением операций, облагаемых по ставке НДС 0%.

Например, если экспортная операция осуществлена в 3 квартале, при этом подтверждение права на применение нулевой ставки возникает в 4 квартале, то данная операция не попадет в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал.

При этом по налогу на прибыль выручка будет учтена в 3 квартале, в связи с чем возникает расхождение по налоговым базам по НДС и налогу на прибыль за 3 квартал. А вот в пересчете по году базы должны будут сойтись.

Эти обстоятельства (с приложением налоговых регистров) необходимо будет пояснить налоговым органам.

Момент № 3. При заявлении льгот по налогооблагаемой базе или сниженной ставки, необходимо быть готовым к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот (п. 6 и п. 12 ст. 88 НК РФ).

Момент № 4. Подготовить пояснения по убыткам отчетного периода и убыткам, отраженным в приложении 4 к листу 02 (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Момент № 5. Проверить заполнения строки 041 в приложении 2 к листу 02, если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество). Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости представления дополнительных пояснений.

Момент № 6. Проверить заполнение листа 07 по прибыли, если организация получает целевое финансирование.

Момент № 7. Отразить выручку от реализации амортизируемого имущества в приложении 3 к листу 02, так как имеющаяся в базе данных инспекции информация о снятии с учета основного средства (транспорт, здание, сооружение и т.д.) будет сопоставлена с данными показателями в декларации.

Момент № 8. Не забудьте сверить данные декларации по налогу на прибыль за налоговый период (год) с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о финансовых результатах по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • расхождение между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах. Если выручка по данным бухучета будет значительно больше, инспектор может заподозрить занижение налоговой выручки. В этом случае, помимо ваших пояснений, инспектор проведет анализ выписки банка по расчетному счету и истребует необходимые документы у ваших контрагентов.
  • сравните сумму расходов в отчете о финансовых результатах и в декларации по налогу на прибыль. Как правило, инспекторы считают, что налоговые расходы не должны превышать сумму расходов в бухгалтерском учете. Несопоставимость данных показателей может свидетельствовать о завышении расходов и, как следствие, занижения налога на прибыль. В данном случае понадобятся пояснения о том, какие расходы организация заявила в налоговом учете, но не отразила в бухгалтерском.

Это наиболее распространенные расхождения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. В большинстве своем нарушения и ошибки допускаются по невнимательности и объясняются большой загруженностью бухгалтеров. Но и эти небольшие ошибки могут очень дорого обойтись компании.

Основной задачей налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления налогов и сборов. Но на практике проверка сводится исключительно к установлению нарушений со стороны налогоплательщика при полном игнорировании ошибок в пользу бюджета.

Иными словами, если вы допустите ошибку, которая приведет к доначислению в бюджет, то вам об этом обязательно сообщат, предложат внести исправления, доплатить налоги и пени в бюджет. Если же ваша ошибка приведет к излишней уплате налога в бюджет, то никто и никогда вам на это не укажет. Поэтому самопроверка может быть полезна и самой компании.

Как не представить лишнего при камеральной проверке

В Налоговом кодексе нет ограничений по количеству представляемых уточненных деклараций. Организация может представить уточненную декларацию в любое время (ст. 81 НК). Если общество представит уточненную декларацию до окончания камеральной проверки, то камеральную проверку ранее поданной декларации инспекторы прекратят и начнут новую уже на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК).

Вроде бы ничего особенного, можно представить уточненную декларацию и расхождения будут устранены. А для подтверждения правильности исчисления налога представить налоговые регистры. Но и тут может быть подвох.

Подавая уточненную декларацию, вы увеличиваете время для проведения мероприятий налогового контроля.

Кроме того, хотелось бы вас предостеречь.

Если у вас увидели нестыковки в контрольных соотношениях между показателями деклараций, необязательно представлять налоговые регистры или иные документы.

Дело в том, что из буквального толкования положений п. 3 ст. 88 НК следует, что в таких случаях организация должна представить либо пояснения, либо внести соответствующие исправления в установленный срок. Требовать у вас документы налоговики не имеют права.

Следовательно, положения п. 3, п. 4 ст. 88 НК не предусматривают обязанности общества при проведении камеральной проверки предоставлять инспектору какие-либо конкретные документы. Будет достаточно представить пояснения, что позволит избежать излишней детализации. Ответственности за не предоставление документов в данном случае не будет.

Так, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 № А36-2872/2020 рассматривалась ситуация, при которой налоговый орган установил расхождение между данными налоговой декларации по налогу на прибыль и данными налоговой декларации по НДС и запросил у налогоплательщика, помимо пояснений, внушительный перечень документов (налоговые регистры, учетную политику, главную книгу и т. д.).

Налогоплательщик отказался представлять документы, сославшись на то, что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ представление документов является его правом, а не обязанностью.

Суд поддержал налогоплательщика и указал, что ответственность за то, что организация отказалась от реализации своего права, налоговым законодательством не установлена. В данном случае нельзя привлекать общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК.

В тоже время, добровольно предоставляя налоговые регистры, учетную политику, иные документы, вы позволяете инспектору более детально взглянуть на такие операции как:

  • распределение прямых и косвенных расходов, порядок которых закреплен в вашей учетной политике;
  • принятие к налоговому учету нормируемых расходов: расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ), расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на капитальные вложения (п.9 ст. 258 НК РФ), убыток, полученный от реализации амортизируемого имущества (ст. 268, 323 НК РФ), убыток, полученный от уступки требования долга до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ);
  • формирование резервов в налоговом учете (ст. 266, ст. 267, ст. 267.1, ст. 267.2, ст. 324, ст. 324.1 НК РФ)
  • принятие к учету лизинговых платежей (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)
  • наличие в расходах по налогу на прибыль операций с сомнительными контрагентами и т. д.

И не забывайте, представленные вами документы еще не раз могут быть использованы в ходе предпроверочного анализа и, как следствие, в ходе выездной налоговой проверки.

С учетом вышеизложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по налогу на прибыль перед сдачей ее в налоговые органы, представление исчерпывающей информации по выявленным расхождениям без представления дополнительных документов.

Декларация по налогу на прибыль: основные правила заполнения

  • Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль организаций: посмотрите, как правильно заполнить декларацию. В конце статьи, прикладываем бланк декларации по налогу на прибыль для скачивания.

    Налог на прибыль рассчитывают все организации на ОСНО. Кодекс предусматривает два типа отчетных периодов (ст. 285 НК РФ), т. е. периодичность представления декларации по налогу на прибыль: раз в месяц и раз в квартал.

    Налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Если компания отчитывается раз в квартал, то декларации нужно представлять по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Соответственно, в 2021 году отчетными датами будут: 29.03.2021​ (за 2020 год), 28.04.2021, 28.07.2021, 28.10.2021 и 28.03.2022.

    Организации, которые рассчитывают налог по фактической прибыли каждый месяц, ежемесячно сдают декларации не позднее 28-го числа каждого месяца.

    Небольшие компании со среднесписочной численностью работников до 100 человек могут сдать декларацию на бумаге, остальным придется отчитаться в электронном формате (п. 3 ст. 80 НК РФ).

    Сдайте декларацию по налогу на прибыль бесплатно через Экстерн в рамках «Тест-драйва»!

    Согласно Порядку заполнения налогоплательщики обязательно представляют в составе декларации следующие листы:

    • титульный лист (лист 01);
    • подраздел 1.1 раздела 1;
    • лист 02;
    • приложения № 1 и № 2 к листу 02.

    Остальные листы и приложения заполняются при наличии определенных показателей.

    Рассмотрим заполнение обязательных разделов.

    Титульный лист

    Заполняются все данные об отчитывающейся организации.

    Раздел 1

    Сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, отражают в разделе 1.

    Подраздел 1.1 заполняется в обязательном порядке. Здесь показываются суммы налога на прибыль и авансовых платежей, подлежащих уплате за отчетный период. Данные берутся из строк 270–281 листа 02 декларации. Налог к доплате или к уменьшению показывается с учетом авансовых платежей.

    Если компания в I квартале в федеральный бюджет заплатила 5 000 рублей, а налог на прибыль в этот бюджет за полугодие равен 8 000 рублей, по итогам полугодия нужно доплатить 3 000 рублей (8 000 — 5 000). То есть по строке 040 подраздела 1.1 нужно указать сумму 3 000 рублей.

    Подраздел 1.2 подлежит заполнению организациями, уплачивающими авансовые платежи каждый месяц исходя из прибыли за предыдущий квартал или фактической прибыли. В годовой декларации этого раздела быть не должно.

    По строкам 120–140 и 220–240 отражается третья часть сумм, указанных по строкам 300–310 и 330–340 листа 02.

    Если компания платит налог на прибыль с процентов и дивидендов, заполняется подраздел 1.3.

    Лист 02

    Налоговая база определяется как разница между доходами и расходами организации, которые находят свое отражение в листе 02 налоговой декларации.

    Подробная расшифровка доходов и расходов отражается в приложениях к листу 02. В самом же листе показываются общие суммы доходов и расходов, налоговая база и исчисленный налог.

    В строке 110 отражаются убытки прошлых лет, перенесенные на текущий период.

    Ставка налога на прибыль (строки 140–170) в 2017-2020 годах составляет 20 %: 3 % — федеральный бюджет, 17 % — бюджеты субъектов РФ (ст. 284 НК РФ).

    Приложение № 1 к листу 02

    В данном приложении отражаются все доходы по данным налогового учета, включая внереализационные.

    Итоговая сумма полученных доходов записывается в строку 040, которая затем дублируется в строке 010 листа 02.

    Внереализационные доходы отражаются отдельно от доходов с продажи товаров или услуг (работ). При этом некоторые виды внереализационных доходов выделяются в отдельные строчки, например доходы в виде безвозмездно полученного имущества (строка 103).

    Приложение № 2 к листу 02

    Данное приложение содержит информацию о расходах компании, в том числе о внереализационных.

    Условно расходы, которые присутствуют в деятельности почти любого предприятия, можно разделить на три блока:

    • прямые расходы (строки 010–030);
    • косвенные расходы (строки 040–055);
    • внереализационные расходы (строки 200–206).

    Если организация работает по кассовому методу, строки 010–030 не заполняются.

    Отдельными строками отражаются расходы, касающиеся оборота ценных бумаг, имущественных прав и т.д.

    Суммы убытков показываются в строках 090–110 приложения № 2.

    Отдельно выделяется сумма начисленной амортизации (строка 131).

    В строке 205 показывают суммы штрафных санкций и пени за неисполнение условий договоров.

    Обратите внимание, что штрафы контролирующих органов за нарушение учета или несвоевременную уплату налогов в строке 205 не отражаются.

    Дарим 14 дней электронной отчетности через Экстерн для новых абонентов!

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Про РКО