Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

Самостоятельное регулирование налоговых рисков

О пристальном внимании контролирующих органов к оценке каждого налогоплательщика на предмет его добросовестности знают уже все. Сегодня не нужно даже пояснять тот факт, что недобросовестные действия контрагента могут привести к серьезным финансовым последствиям по любой сделке, как минимум, к потере расходов и отказе в вычете НДС (см. ст. 54.1 НК РФ, письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).

Добросовестным налогоплательщикам ФНС России предоставила достаточно действенный инструмент для саморегулирования налоговых рисков, которым, к сожалению, пользуются пока не многие. Но, для именно добросовестного налогоплательщика – это, действительно, спасение в столь сложной экономической ситуации с учетом недобросовестности ряда контрагентов. В настоящее время контрагенты, особенно представители крупного бизнеса, а так же при заключении государственных контрактов, инициируют применения этого инструмента.

О том, что нужно сделать, чтобы свести к минимуму риски и потери от работы с недобросовестными контрагентами, читайте далее.

Необходимо представить в налоговые органы по месту своего учета согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, а также запрос об информировании о «разрывах» по налогу на добавленную стоимость по цепочке поставщиков.

Сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, могут стать общедоступными только с согласия их обладателя (п. п. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Причем, согласие представляется по выбору налогоплательщика, как в отношении всех сведений или только их части. Можно указать и период, на который дается согласие. Данные подаются по форме, формату и в порядке, утвержденном ФНС России (Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@).

В заявлении нужно указать коды — по ним налоговая определит, какие сведения вы решили открыть и сделать общедоступными. В нашем случае, будут интересовать коды «1100» и «1400».

Предоставление согласия по коду «1100» делает доступными все сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого налогового (отчетного) периода.

Код «1400» означает, что налогоплательщик соглашается с общедоступностью иных сведений, относящихся в соответствии со ст. 102 НК РФ к налоговой тайне, для которых не утвержден отдельный код.

Согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1100» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов «TG о наличии (урегулировании/не урегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС», используются территориальными налоговыми органами для того, чтобы информировать налогоплательщика по его запросу о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированного источника в отношении вычетов по НДС, принятых от непосредственного поставщика такого налогоплательщика и отраженных им в декларации по налогу на добавленную стоимость.

Причем, указание кода согласия «1100»-«Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» – необходимо исключительно для использования деклараций по НДС как источника информации о фактах наличия несформированных источников и не подразумевает раскрытия третьим лицам каких-либо сведений из налоговых деклараций, кроме факта, сообщаемого только покупателю о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по НДС покупателя, имеет (урегулировал или не урегулировал) несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Код согласия «1400»-«Иное» служит механизмом для корректной автоматизированной обработки принятых согласий и идентификации кейса согласий, а именно: кейса по информированию налогоплательщика о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС.

Важно, что переданные налогоплательщиками согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между этими налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и (или) налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования или не урегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС. А вас и непосредственно вашего контрагента будут предупреждать о существующих разрывах по вашей сделке. И у вас будет время предпринять какие-либо действия на устранение этих разрывов.

В своем письме от 12 декабря 2019 г. № ЕД-4-2/25672@ ФНС РФ достаточно подробно рассказала о пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400».

Обратите внимание и на то, что налоговым законодательством не предусмотрен отзыв согласия. И, если случайно указать не тот код, который вы хотели бы, налоговая откроет не ту информацию, которую сделать общедоступной вы планировали. А то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда.

Так же, важно в договор с контрагентами включить заверения об обстоятельствах, которые позволят возместить потери. В силу статьи 431.2 ГК РФ, сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения, обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. Конечно, предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения.

Так, например, в случае заключения договора поставки, вы как поставщик берете на себя обязательство возместить имущественные потери покупателю (и/или третьего лица), в том числе потери, вызванные предъявлением требований органами государственной власти к покупателю или к третьему лицу. Аналогичный пункт логично включить в договор и с вашим поставщиком.

Как только у вашего покупателя появляются претензии налогового органа «о разрывах в цепочке поставщиков», покупатель доплачивает в бюджет спорные суммы и выставляет вам претензию в соответствии с условиями договора. И так доходят до «самого слабого звена», которое и становится крайним в цепочке поставщиков.

На основании выше изложенного, рекомендуем еще раз проанализировать существующий механизм самостоятельного регулирования налоговых рисков и взять его на вооружение. А в ряде существенных для вас сделок инициировать применение этого алгоритма самим, не дожидаясь проявления инициативы со стороны контрагентов.

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

Сведения об исполнении обязательств по уплате налогов контрагентами не являются налоговой тайной

Согласно Определению ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 сведения об исполнении обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной. Соответственно, у инспекции нет правовых оснований для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами налоговых обязанностей, если запрос такой информации обусловлен необходимостью проявления должной осмотрительности.

Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050 сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, при этом запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Индивидуальный предприниматель (далее — ИП) обратился в налоговый орган по месту учета с заявлением о предоставлении информации об уплате налогов контрагентом в целях проявления должной осмотрительности. Налоговый орган не принял заявление, аргументировав отказ налоговой тайной, и рекомендовал обратиться в налоговый орган города, в котором зарегистрирован контрагент.

Вправе ли ИП получить информацию об исполнении контрагентом обязанностей по уплате налогов? Если да, то куда необходимо обратиться ИП?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 августа 2013 г. N 03-02-08/33970

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о получении информации об исполнении контрагентом обязанности по уплате налогов и сообщается следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Согласно Определению от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Одновременно сообщается, что налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

На сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

ФНС России издано Письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.

Адвокатская тайна vs налоговой

Автор настоящей статьи отвечает на вопросы: как следует поступать адвокату (адвокатскому образованию) в ситуации, когда получено требование налогового органа о раскрытии информации, составляющей адвокатскую тайну; какие действия необходимо предпринять налоговому органу, получившему адвокатский запрос по поводу налогоплательщика, не являющегося его доверителем?

Читайте также комментарии к данному материалу юриста налоговой практики Tomashevskaya&Partners Владимира Гучанова, адвоката КА «Московский юридический центр» (Агентство «Мирзоев и партнеры»), к.ю.н. Андрея Строкатова и юрист юридической фирмы «ЮСТ» Анастасии Коровкиной.

Адвокатская тайна и налоговый контроль

В налоговой практике встречаются ситуации, когда налоговый орган, ссылаясь на ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ, требует у адвокатов и адвокатских образований представить документы и сведения, касающиеся их адвокатских услуг. Часто цель таких требований не заключена собственно в контроле за исчислением налогов адвокатами или их доверителями. Например, эту информацию планируется использовать, чтобы опорочить достоверность допроса свидетеля, в котором участвовал адвокат.

В связи с этим у адвоката, адвокатского образования (налогоплательщика) налоговым органом истребуются соглашения адвокатов с физическими лицами, которых указанные адвокаты на основании ордеров сопровождали на допросах в качестве свидетелей в налоговом органе, акты об оказании этих адвокатских услуг, сведения о лице, оплатившем данные услуги, и документы, подтверждающие прием наличных денег (в случае наличной формы расчетов).

В такой ситуации налогоплательщик находится перед сложным выбором: нарушить адвокатскую этику и раскрыть адвокатскую тайну своего доверителя или быть привлеченным к ответственности за неисполнение требования налогового органа 1 .

Для того чтобы разрешить эту коллизию, следует обратиться к основным правам и обязанностям участников налоговых правоотношений, как они определены в законе.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам не все имеющиеся у них документы, а только те, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Согласно подп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц и требовать от них соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Действия налогового органа по истребованию у адвокатов и адвокатских образований (не являющихся субъектами налоговой проверки) документов и сведений, касающихся их адвокатских услуг, нарушают налоговое законодательство РФ, права и законные интересы адвокатского образования и его доверителей. Правовое обоснование такого вывода приводится ниже.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) закреплено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Согласно п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Как гласит п. 2 ст. 4 Закона об адвокатуре, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Согласно п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., правила сохранения адвокатской тайны распространяются на факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей, условия соглашения об оказании юридической помощи, расчеты между адвокатом и доверителем, любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Таким образом, адвокат, нарушивший адвокатскую тайну своего доверителя, подлежит дисциплинарной ответственности.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ разъяснил 2 , что адвокатская тайна – это состояние запрета доступа к информации, составляющей ее содержание, посредством установления специального правового режима, направленного на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также на формирование и охрану иммунитета доверителя путем: введения запретов на несанкционированное получение, разглашение или иное неправомерное использование любой информации, находящейся у адвоката в связи с его профессиональной деятельностью; закрепления права адвоката на тайну и обязанностей по ее сохранению; установления ответственности адвоката и третьих лиц за нарушение адвокатской тайны.

К предмету (содержанию) адвокатской тайны относятся:

  • факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
  • все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
  • сведения, полученные адвокатом от доверителей, и документы, если они входят в производство по делу;
  • информация о доверителе, ставшая известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
  • содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
  • адвокатское производство по делу;
  • условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
  • любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, провозглашенной в Определении от 6 марта 2008 г. № 449-О-П, обязанность хранить адвокатскую тайну в равной степени распространяется и на адвокатские образования, включая коллегии адвокатов.

Исходя из правовой позиции, сформулированной в Определении КС РФ от 6 июля 2000 г. № 128-О, применительно к нормам уголовного законодательства, касающимся адвокатской тайны, положения п. 1 ст. 93 и п. 2 ст. 126 НК РФ не могут рассматриваться как возлагающие на адвокатов и адвокатские образования обязанность предоставлять налоговому органу любые документы, содержащие сведения о доверителях и, соответственно, предусматривающие ответственность за неисполнение такой обязанности, как налоговое правонарушение.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что налоговый орган вправе требовать от адвокатских образований сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с доверителями.

Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его доверителя, то, исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности, налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ).

Согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Должностные лица налогового органа, проводящие проверку, вправе на основании п. 1 ст. 93 НК РФ истребовать документы и сведения у проверяемого налогоплательщика, а на основании ст. 93.1 НК РФ – у контрагентов и иных лиц. При этом в обоих случаях запрашиваемые документы и сведения должны относиться к проверяемому налогоплательщику и к предмету его налоговой проверки.

В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.

Таким образом, подобные требования налоговых органов не соответствуют ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ, противоречат ст. 4, 6, 8 Закона о б адвокатуре, п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, правовым позициям КС РФ и не подлежат исполнению согласно подп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Адвокатский запрос и налоговая тайна

В ходе защиты прав налогоплательщиков зачастую возникает ситуация, когда налоговый орган обвиняет налогоплательщика в непроявлении им должной осмотрительности. При этом основные замечания касаются не самого налогоплательщика, а его контрагента. Например:

  • руководитель и учредитель контрагента – подставное лицо 3 ;
  • контрагент уплачивает налоги в минимальном (меньше законного) размере 4 ;
  • контрагент не сдает налоговую отчетность и не отвечает на запросы налоговых органов,
  • обладает признаками фирмы-«однодневки» 5 .

Поскольку у налогоплательщика отсутствует законная возможность проверить эту информацию, ему в этом может помочь адвокат.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре закреплено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от государственных учреждений, органов и организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговые декларации должны подписываться полномочным должностным лицом налогоплательщика.

На основании приведенных норм права адвокат вправе запросить у налогового органа по месту учета контрагента налогоплательщика (организации) следующую информацию:

1. Какое лицо (ФИО) согласно материалам регистрационного дела и налоговым декларациям организации являлось ее генеральным директором в период ее нахождения на налоговом учете в Вашем налоговом органе?

2. Имела ли организация налоговые недоимки (зарегистрированные факты неуплаты или неполной уплаты налогов) в период ее нахождения на налоговом учете в Вашем налоговом органе?

3. Привлекалась ли организация к налоговой ответственности в период ее нахождения на налоговом учете в Вашем налоговом органе?

4. Обладает ли организация признаками фирмы-«однодневки» и в каких открытых источниках информации эти признаки можно было обнаружить в периоде заключения с ней договора налогоплательщиком 6 ?

Иногда налоговые органы уклоняются от ответов на такие запросы, мотивируя это тем, что запрошенная информация является налоговой тайной и не подлежит раскрытию третьим лицам (подп. 8 п. 1 ст. 32, ст. 102 НК РФ).

Между тем согласно п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о руководителе налогоплательщика, налоговых правонарушениях налогоплательщика, сведения о суммах недоимки и задолженностей по пеням и штрафам налоговой тайны не составляют (см.: Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ).

Тот факт, что объем налоговой тайны налогоплательщика сократился и сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ, должны быть представлены налоговым органом по запросам адвокатов, представляющих интересы третьих лиц (не налогоплательщика), признает и Конституционный Суд РФ 7 .

В адвокатском запросе нелишним будут ссылки на положения законодательства, предусматривающие ответственность за его неисполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Согласно п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в cтатьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

1 Согласно ч. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление одного документа по требованию налогового органа предусмотрен штраф в размере 200 руб.

2 Рекомендации Федеральной палаты адвокатов по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности, утв. решением Совета ФПА РФ от 30 ноября 2009 г. (протокол № 3) (с доп. от 28 сентября 2016 г. (протокол № 7), от 5 октября 2017 г. (протокол № 5).

3 Доказательством выступает протокол допроса лица, являющегося согласно ЕГРЮЛ учредителем и (или) руководителем организации.

4 Такой вывод зачастую субъективен или основан лишь на сопоставлении оборотов по расчетному счету и налоговой отчетности.

5 Доказательство – материалы встречной проверки контрагента.

6 Следует указать дату заключения договора налогоплательщика с организацией.

7 См.: Определение КС РФ от 26 марта 2019 г. № 816-О.

ФНС впервые опубликовала налоговые данные компаний

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Без грифа тайны

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Давние планы

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?

сегодня
USD ЦБ 73.67
EUR ЦБ 83.11
BTC/USD 51325.30

калькулятор валют

  • Руководителю
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Личное
  • |
  • Книги
  • Подписка
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Вопрос: Налогоплательщик обратился в налоговые органы с запросами о предоставлении информации об исполнении его контрагентами обязанностей по уплате налогов и сборов. Налоговые органы в письменных ответах отказали ему, аргументировав тем, что ст. 32 НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по предоставлению запрашиваемых сведений.

Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

На основании ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Статьей 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Правомерен ли отказ налоговых органов в предоставлении информации об исполнении контрагентами налогоплательщика обязанностей по уплате налогов и сборов, учитывая, что неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об обязанности налоговых органов предоставлять налогоплательщику информацию об исполнении контрагентом налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов и сообщается следующее.

В соответствии с Определением от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 № А27-25441/2009, от 16.07.2010 № А27-25724/2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 № Ф09-6957/10-С3).

Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector