Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?

Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН. На основании заявления от 22.08.2020 организация подала на рассмотрение в комиссию по рассмотрению споров об уменьшении кадастровой стоимости объекта нежилого здания. Положительное решение об уменьшении кадастровой стоимости было вынесено 02.10.2020.
С какого налогового периода учитывать изменение кадастровой стоимости нежилого здания для расчета налога на имущество? Нужно ли представлять уточненные декларации за 2019, 2018 годы по налогу на имущество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Измененная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей исчисления налога на имущество организаций с начала налогообложения здания по кадастровой стоимости, т.е. с 1 января 2018 года.
Организация вправе, но не обязана предоставлять уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2018, 2019 гг.

Обоснование позиции:

Период применения измененной кадастровой стоимости

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организацией предусматривает ее освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (далее также — Налог), за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2016 N 07-01-09/13596, от 18.05.2020 N 03-05-05-01/40664).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Данное правило вступило в силу 01.01.2019 и подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2, ч.ч. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее — Закон N 334-ФЗ) (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-05-04-01/92306, от 27.09.2018 N 03-05-05-01/69209)*(1). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@)*(2).
В рассматриваемой ситуации налог на имущество организаций уплачивался по оспоренной кадастровой стоимости с 01.01.2018.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Поскольку Закон N 334-ФЗ таких положений прямо не предусматривает, возникают сомнения относительно возможности перерасчета налоговой базы по Налогу на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ в отношении налоговых периодов до 2019 года.
Официальных разъяснений, из которых прямо следует, что такой перерасчет возможен или невозможен, нами не обнаружено. Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета земельного налога организациями при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.
Судебных решений применительно к перерасчету налога на имущество организаций за периоды до 2019 года нами, к сожалению, не обнаружено. Вместе с тем применительно к налогу на имущество физических лиц, а также к земельному налогу имеется судебная практика в пользу налогоплательщиков.
Так, например, в апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 02.06.2020 по делу N 33а-1487/2020 применительно к налогу на имущество физических лиц отмечается, что в силу ч. 6 ст. 3 Закона N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению ко всем сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019, в связи с чем оснований не учитывать при расчете суммы налога, подлежащего уплате в 2017 году, вступившее в законную силу и принятое после 01.01.2019 решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения, равной его рыночной стоимости, не имеется.
В кассационном определении СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 о делу N 8а-3937/2019 указано следующее: учитывая, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, право собственности на который у налогоплательщика прекратилось в мае 2017 года, административный истец обратилась в 2019 году, содержащийся в обжалуемом апелляционном определении вывод о том, что в рассматриваемом случае результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка могут быть применены при расчете земельного налога за 2016 и 2017 годы, соответствует нормам права.
Аналогичный подход представлен в кассационном определении СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 делу N 8а-2852/2019[88а-2604/2019], в котором судьи пришли к выводу о возможности перерасчета физическому лицу земельного налога на основании судебного постановления о пересмотре кадастровой стоимости земли, вступившего в силу 05.03.2019, за 2016-2018 годы.
В апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 12.11.2020 по делу N 33а-5429/2020 налог на имущество физических лиц применительно к налоговому периоду 2018 года пересчитан исходя из установленной в 2020 году (уменьшенной) кадастровой стоимости.
Полагаем, что приведенные выводы можно применить по аналогии к налогу на имущество организаций. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации принято в 2020 году, по нашему мнению, организация имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество организаций на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, за налоговые (отчетные) периоды начиная с 01.01.2018.

Уточненные декларации

На основании абзаца второго п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Т.е. в рассматриваемой ситуации представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации относится к праву налогоплательщика, но не к его обязанности.
По нашему мнению, в интересах организации воспользоваться своим правом и предоставить уточненные декларации за 2018, 2019 гг. для отражения факта переплаты Налога и ее конкретной сумме, а также одновременно подать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога*(3).
Отметим, что в случае представления уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов) в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога корректировку следует рассматривать для целей определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода. Излишне уплаченная сумма налога на имущество организаций, учтенная в составе расходов в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по УСН, не может квалифицироваться как ошибка (письмо ФНС России от 10.10.2018 N БС-4-21/19773).
Следовательно, корректировать налоговую базу по УСН за предыдущие периоды и подавать уточненные налоговые декларации по УСН не нужно.

К сведению:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченного налога на имущество организаций (письма Минфина России от 07.05.2020 N 03-05-05-01/36723, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогоплательщика (или налогового органа) может быть проведена совместная сверка расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
— Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика;
— Вопрос: Дата применения уменьшенной судом кадастровой стоимости для исчисления налога на имущество (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
— Вопрос: П. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда. П. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога. Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 г., то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
*(2) До этого указанное изменение предписывалось учитывать для целей налогообложения с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
*(3) Возможность подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии в течение трехлетнего срока со дня уплаты Налога подтверждается налоговыми органами в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@.

Уточненные декларации: кто может не сдавать

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).

Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).

Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).

Перед подачей уточненной декларации сначала доплатите в бюджет

Чаще всего ошибки, которые обнаруживают бухгалтеры, приводят к неуплате налога. И вот здесь крайне важно сначала рассчитать сумму пени на возникшую недоплату, затем полученную сумму вместе с недоплатой уплатить в бюджет, а потому уже подавать уточненную декларацию.

Такие действия помогут компании избежать начисления санкций за неуплату по статье 122 НК РФ (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Однако если на момент подачи «уточненки» у организации имеется переплата по данному налогу и эта переплата превышает заниженную из-за ошибки сумму налога, то производить доплату не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591).

Если переплаты нет и недостающие суммы в бюджет не доплатили до подачи уточненной декларации, то штрафа избежать не получится. Но можно попытаться снизить его размер, указав на то, что самостоятельное выявление и исправление ошибки может считаться смягчающим обстоятельством (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Сопроводительное письмо к «уточненке»

Нужно ли к уточненной декларации прикладывать сопроводительное письмо, в котором описываются причины корректировок? Такого требования нет ни в НК РФ, ни в других законодательных актах. Но на практике налоговые инспекции часто требуют такие письма. Будут ли последствия, если этого не сделать?

Последствий не будет, поскольку, как мы уже отметили ранее, в законодательстве нет требования о направлении сопроводительного письма. Но для упрощения проведения камеральной проверки сопроводительное письмо лишним не будет. Возможно, письмо с объяснениями еще и сократит вам общение с налоговиками.

Образец выдержки из сопроводительного письма:

«В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ ООО «Радуга» представляет уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2018 года.

В изначально поданной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 1800 руб. по причине невключения в налоговую базу стоимости товаров, переданных безвозмездно по товарной накладной № 456 от 21 ноября 2018 г. Неучтенный счет-фактура на данную операции отражен в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 года.

Задолженность по НДС и пени перечислены в бюджет 3 апреля 2019 года (копии платежных поручений прилагаются)».

Как подать уточненную декларацию 3-НДФЛ

Подайте в инспекцию «уточненку», если обнаружили в исходной декларации по форме 3-НДФЛ ошибки, недочеты или неточности, которые привели к занижению налога в бюджет. В нашей статье вы найдете пошаговую инструкцию по заполнению уточненной декларации 3-НДФЛ и ее образец.

В законодательстве предусмотрен один случай, когда потребуется сдать уточненную декларацию по форме 3-НДФЛ – при наличии в исходном отчете ошибок, недочетов или неточностей, которые привели к занижению суммы налога к уплате в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если же из-за найденных неточностей, ошибок и недочетов в исходной декларации налог к уплате в бюджет не был занижен, то представлять уточненный отчет необязательно, но сделать так можно. Это не запрещено законом (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В законодательстве не закреплен срок сдачи уточненной декларации по форме 3-НДФЛ. Это связано с тем, что «уточненку» сдают только после того, как в исходном отчете будут найдены ошибка, неточность или недочет.

Однако важно успеть сдать уточненную декларацию до того, как истечет срок представления первичной декларации. В этом случае отчет будет считаться поданным вовремя, и инспекция не будет применять санкций (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Из общего правила предусмотрено одно исключение для случаев, когда подавать «уточненку» было излишне. То есть если ошибка в исходном отчете не привела к занижению сумм налога к уплате в бюджет, то уточнение можно сдать в любое время без каких-либо последствий (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Есть две особенности, которые касаются сдачи в инспекцию уточненной декларации по форме 3-НДФЛ. Рассмотрим их подробно.

Первая особенность — уточненную декларацию по форме 3-НДФЛ необходимо сдавать на том же бланке, который использовался при сдаче первичной отчетности. Конечно, если применялась актуальная на момент сдачи форма документа.

Вторая особенность — в «уточненке» необходимо отразить все изменения, связанные с пересчетом налога. Для этого надо указать в форме верные данные, а не разницу между исходными и уточненными показателями. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 81 НК РФ.

Уточненную декларацию по форме 3-НДФЛ оформляют в том же порядке, который предусмотрен для первичного отчета. Но есть одно отличие в оформлении титульного листа: в нем записывают порядковый номер корректировки. Если уточнение первое, то указывают «1—».

Рассмотрим подробнее порядок заполнения отчета.

В состав отчета необходимо включить титульный лист и разделы — один с приложением и два. Остальные восемь приложений и три раздела включают в состав отчета только при наличии доходов и расходов, которые отражают в этих приложениях и разделах, или права на налоговые вычеты. Когда по расчету нужно зачесть или вернуть излишне уплаченный по итогам года налог, необходимо заполнить приложение к разделу 1 (п. 2.1, 5.1 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 28.08.20 № ЕД-7-11/615).

Для печати на бумаге отчет можно оформлять без обрамления ячеек и прочерков. Заполняйте знаки шрифтом Courier New высотой 16–18 пунктов (п. 1.13.2 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 28.08.20 № ЕД-7-11/615).

Важно учитывать, что правила заполнения разных версий отчетов могут отличаться, поэтому нужно применять те инструкции по заполнению отчетов, которые действовали в периодах, за которые подается уточнение. Это записано в разделе IV стандарта заполнения форм, утвержденного Приказом ФНС РФ от 06.07.17 № ММВ-7-17/535.

Мы подготовили образец заполнения уточненной декларации 3-НДФЛ. Скачайте его по ссылке: пример заполнения уточненной декларации по форме 3-НДФЛ.

Отправить уточненную налоговую отчетность в налоговые органы можно лично или через представителя одним из двух способов.

Первый способ – сдать отчет на бумаге непосредственно в инспекцию, по почте с описью содержимого или через МФЦ.

Второй способ – отправить декларацию в электронном виде по ТКС или через личный кабинет на сайте ФНС.

Важно учесть, что у индивидуальных предпринимателей есть ограничение способа сдачи отчета. Если среднесписочная численность сотрудников за предшествующий год превысит 100 человек, то декларацию по форме 3-НДФЛ следует сдавать только в электронной форме по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же сотрудников меньше, то данное ограничение не действует.

Рассмотрим подробнее каждый способ сдачи отчетности.

При сдаче отчетности в инспекцию необходимо распечатать два экземпляра заполненной декларации по форме 3-НДФЛ. Один экземпляр заберет инспектор, а на втором он проставит штамп с датой приема отчета, регистрационный номер, свою подпись и затем вернет. Это поможет подтвердить факт сдачи отчета (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ).

При сдаче по почте безопаснее всего отправить отчет заказным или ценным письмом с описью содержимого. Заказные и ценные письма регистрируются на «Почте России». Это значит, что их отправителю почта выдает квитанцию, а с адресата возьмет расписку в получении письма. Опись вложения подтвердит наличие в отправлении декларации по форме 3-НДФЛ. Датой подачи отчета в налоговую инспекцию будет считаться дата отправки (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

При сдаче отчета через Интернет можно воспользоваться услугами уполномоченного специализированного оператора связи или отправить отчет при помощи личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте ФНС. Чтобы сдавать декларации через спецоператора, нужно заключить с ним договор и оплачивать соответствующие услуги. С личным кабинетом налогоплательщика можно сдать отчет бесплатно. Для этого необходимо войти на сайт через портал госуслуг либо при помощи логина и пароля, которые выдают в инспекции.

Продолжительность камеральной налоговой проверки уточненной декларации по форме 3-НДФЛ не может превышать трех месяцев. Это общее правило, которое действует для всех отчетов, кроме декларации по НДС (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает течь с даты, которая следует за днем поступления отчетности в инспекцию. Это тоже общее правило, которое действует и для камеральных проверок по уточненным декларациям (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

В день подачи уточнения инспекция автоматически прекращает проверять исходную декларацию. Со следующего дня начнется отсчет нового 3-месячного срока на проведение камеральной проверки по представленной «уточненке». Это ответ на вопрос:сколько рассматривается «уточненка» в инспекции (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)?

Однако из правила есть исключение – если «уточненка» подана после составления акта проверки, то «камералку» не прекращают. Акт оформляют уже после окончания проверки, поэтому инспекция сначала вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации, а потом начнет отдельную камеральную проверку уточненной декларации. Такие выводы следуют из письма ФНС РФ от 20.11.15 № ЕД-4-15/20327.

Пример.
Предприниматель сдал в налоговые органы отчет по форме 3-НДФЛ за 2020 год в срок 1 марта 2021 года. Обнаружив ошибку в поданном отчете, 15 марта 2021 года бизнесмен подает по ней уточнение.

Предельный срок камеральной проверки по первичному отчету – с 2 по 15 марта 2021 года. Предельный срок «камералки» по «уточненке» – с 16 марта по 15 июня 2021 года.

Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?

  • Когда и как подать уточненную декларацию по УСН?
  • Сопроводительное письмо к уточненной декларации по УСН
  • Итоги

Когда и как подать уточненную декларацию по УСН?

Когда налогоплательщик упрощенного налога обнаруживает в своем учете ошибки, в результате которых сумма налога была занижена, его обязанностью становится подача уточненной декларации по этому налогу (п. 1 ст. 81 НК РФ). Период предоставления уточненных деклараций не ограничен временными рамками, т. е. если ошибка обнаружена в отчете, отправленном более 3 лет назад, к примеру в 2015 году, нужно подать уточненку и этот период. Но имейте в виду, что это всего лишь позволит вам синхронизировать с налоговой сальдо. Обнаружившуюся переплату вам не вернут.

В какой срок подать уточненку, если ошибки выявлены налоговиками, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Сделать это несложно. Главное — придерживаться простого алгоритма:

1. Находим ошибку и определяем период, к которому она относится.

2. Высчитываем сумму недоимки, рассчитываем пени и перечисляем эти суммы в бюджет. Это важно сделать до подачи измененной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ), чтобы не было штрафа.

Чтобы быстро и без ошибок посчитать сумму налога используйте наш калькулятор УСН 15% или калькулятор УСН 6%. Есть у нас и отдельный калькулятор пеней.

При этом важно правильно указать КБК, чтобы денежные средства были сразу зачислены по назначению.

Правильно выбрать КБК по УСН вам поможет эта статья.

3. Для составления уточненной декларации по УСН используем ту форму документа, которая действовала в периоде ошибки (п. 5 ст. 81 НК РФ). На титульном листе декларации в специальном поле указываем порядковый номер уточненки.

4. Указываем в уточненной декларация правильные данные. Проще говоря, заполняем ее заново, а не вписываем разницу между первичными и вторичными суммами.

5. Составляем сопроводительное письмо к уточненной декларации (как это сделать, расскажем ниже) — это не требование, а рекомендация.

ВНИМАНИЕ! Если обнаруженная в декларации ошибка привела к переплате налога, т. е. занижения налоговой базы не было, налогоплательщик имеет право, а не обязанность подать уточненную декларацию. Скорее всего, подача такой декларации привлечет к себе внимание налоговых инспекторов, и вероятность проведения налоговой проверки за уточняемый период резко возрастет.

Сопроводительное письмо к уточненной декларации по УСН

Остановимся подробнее на сопроводительном письме. Его составляют для предупреждения вопросов со стороны налоговой о причинах, повлиявших на изменение сумм, причитающихся к уплате в бюджет или возврату из него.

Основные реквизиты, которые должны быть указаны в письме:

  • наименование органа, в который предоставляется уточненная информация;
  • реквизиты вашей организации (наименование, ОГРН, ИНН, КПП, адрес, телефон);
  • исходящий номер письма и его дата;
  • подпись главного бухгалтера и директора организации; печать, если она у фирмы есть.

В текст письма рекомендуем включить следующие данные:

  • за какой период и по какому налогу предоставляется уточненная декларация;
  • в чем именно заключается обнаруженная бухгалтером ошибка, повлекшая за собой необходимость представления уточненной декларации;
  • что именно изменилось — желательно указать не только новые, но и старые значения изменяющихся показателей;
  • сумма налога и пени к уплате с указанием реквизитов платежек на их оплату;
  • сумма переплаты по налогу — при желании возвратить или зачесть излишне уплаченный налог указать номер и дату заявления на возврат или зачет налога.

Итоги

В процессе учета периодически совершаются ошибки. Рассмотрев порядок подачи уточненной налоговой декларации по УСН, мы выяснили, что сделать ее совсем не сложно. Тем более что для организации будет лучше, если бухгалтер сам найдет и исправит неточности в учете, не дожидаясь ревизоров. Главное помнить, что налоги и пени обязательно нужно заплатить до подачи уточненной декларации.

Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector