Когда надо уточнить декларацию после запроса налоговой

Когда надо уточнить декларацию после запроса налоговой

3. Уточненные налоговые декларации

3.1. Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (обязанность представить уточненную налоговую декларацию);

б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (право представить уточненную налоговую декларацию).

Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.

В развитие указанных норм некоторыми порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Результаты налоговых проверок фиксируются в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие положения, в частности, содержатся в пункте 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, а также в пункте 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

При этом предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации, так как налоговые декларации не относятся к документам налогового учета, а представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (пункт 1 статьи 80 Кодекса). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанное предложение налогоплательщику не должно формулироваться как предложение представить уточненные налоговые декларации (расчеты).

3.2. Праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена до принятия решения по налоговой проверке первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период. В указанной связи необходимо учитывать, что у налогового органа отсутствует обязанность при принятии решения по результатам данной налоговой проверки учитывать уточненную налоговую декларацию без проверки изменений, внесенных в налоговую декларацию.

Уточненная налоговая декларация проверяется:

1) в рамках камеральной налоговой проверки;

2) в рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки), за исключением случаев, указанных в пункте 3.5 настоящего письма, либо в рамках вновь назначаемой в соответствии с пунктом 4 либо пунктом 10 статьи 89 Кодекса выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

3.3. В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом необходимо учитывать изменение не только итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате (либо возмещению) на основании данной декларации.

3.4. Исходя из положений Кодекса, регулирующих вопросы проведения налоговых проверок, а также прав и обязанностей налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в их системной связи, в зависимости от момента представления уточненной налоговой декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа при поступлении уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае будет различаться.

Важное значение при этом имеют сроки окончания налоговых проверок.

Кодексом установлены сроки окончания выездной и камеральной налоговых проверок:

а) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 15 статьи 89 Кодекса является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;

б) моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 Кодекса трехмесячного срока со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

3.5. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) в ходе выездной налоговой проверки.

В целях исключения параллельных процедур выездной проверки и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот же налоговый период и исключения излишнего обременения налогоплательщика процедурой камеральной проверки ввиду проводимой выездной проверки, в том случае если в ходе выездной налоговой проверки представлена уточненная декларация по тому налогу и за тот период, по которому (за который) проводится выездная проверка, мероприятия налогового контроля с целью ее проверки проводятся в рамках выездной проверки (и результаты этих мероприятий оформляются наряду с результатами выездной проверки), за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена:

1) по налогу на добавленную стоимость и в ней заявлено право на возмещение налога (статьи 176, 176.1 Кодекса);

2) по акцизу и в ней заявлено право на возмещение акциза (статья 203 Кодекса).

В этих двух случаях нормы законодательства о налогах и сборах требуют обязательного проведения самостоятельной камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации, так как Кодексом предусмотрены особенности оформления результатов этих категорий проверок.

Руководитель налогового органа организует работу таким образом, чтобы отдел камеральных проверок располагал информацией о проводимых выездных налоговых проверках и мог своевременно информировать отдел выездных проверок о фактах представления соответствующих налоговых деклараций.

При этом камеральная налоговая проверка уточненных деклараций (за исключением перечисленных двух случаев), по которым мероприятия налогового контроля проводятся в рамках выездной налоговой проверки, ограничивается принятием и вводом в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных в соответствии с приказом ФНС России от 18.07.2012 N ММВ-7-1/505@ и проведением автоматизированного камерального контроля. Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций (при наличии), сформированные по результатам автоматизированного камерального контроля таких деклараций (расчетов) используются при проведении выездной налоговой проверки.

В случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика — статьи 31, 88 Кодекса, допросов свидетелей — статья 90 Кодекса, истребования документов — статьи 93, 93.1 Кодекса, проведения экспертизы — статья 95 Кодекса, и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки, и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Налоговым органам при проведении в рамках выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля необходимо учитывать, что, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой заявлено об уменьшении налоговых обязательств по сравнению с ранее представленной декларацией, налогоплательщиком может быть представлено заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога по истечении 3-х месяцев с момента представления декларации и до окончания выездной налоговой проверки. В указанных случаях обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах целесообразно оформлять в качестве результатов камеральной налоговой проверки с использованием документов и иных доказательств, полученных при проведении мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.

3.6. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) в ходе камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета).

Согласно положениям пункта 9.1 статьи 88 Кодекса, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В указанной связи в целях применения пункта 9.1 статьи 88 Кодекса при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.

Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза.

3.7. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления или вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета).

Если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) акт налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета). В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета).

Рекомендации настоящего пункта применяются в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), за исключением двух категорий налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость или акциза. По каждой такой декларации акт налоговой проверки первичной (предыдущей) декларации составляется и вручается независимо от поступления уточненной декларации в период после завершения соответствующей проверки.

Вместе с тем, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возмещению в порядке пункта 2 статьи 176 Кодекса (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 14883/10) подлежит сумма налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии (в отношении которой не предполагается оформлять акт налоговой проверки), с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации (то есть не более суммы налога, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации). Сама же уточненная налоговая декларация проверяется в рамках камеральной налоговой проверки в общеустановленном порядке. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о сумме возмещения акциза при уменьшении налогоплательщиком сумм акциза, заявляемого к возмещению (статья 203 Кодекса).

3.8. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) после вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) либо акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам.

Налогоплательщик может внести исправления в декларацию, не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

Необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Также при проведении выездных налоговых проверок следует учитывать указанные в пункте 3.5 настоящего письма случаи, когда нормы законодательства о налогах и сборах предписывают провести процедуру камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации в установленном порядке.

При этом налоговый орган выносит решения по результатам камеральных налоговых проверок, связанные с возмещением налога (пункт 3 статьи 176, пункт 4 статьи 203) с учетом следующего.

Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то вопросы, связанные с отказом в возмещении налога, решаются (и соответствующие решения принимаются) с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации. В аналогичном порядке решается вопрос возмещения налога при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемого к возмещению (статья 203 Кодекса).

3.9. Положения пунктов 3.5 — 3.8 настоящего письма не распространяются на отношения, регулируемые статьей 176.1 Кодекса.

3.10. Положения настоящего раздела распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Когда надо уточнить декларацию после запроса налоговой

1. Как можно узнать контактную информацию налогового органа?

На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Контакты» размещена основная информация об инспекциях ФНС России, в том числе:

— адреса инспекций, ТОРМов;

— контактные номера телефонов;

— информация о личном приеме граждан руководителем/ заместителем руководителя инспекции ФНС России.

2. Какими способами (каналами) и в какой форме граждане, в том числе налогоплательщики, могут обратиться в налоговые органы?

Граждане, в том числе налогоплательщики, вправе обратиться в налоговые органы:

а) в письменной форме (почтовой связью, факсимильной связью) по адресу налоговых органов;

б) в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» (посредством онлайн — сервиса «Обратиться в ФНС России»);

в) в форме электронного документа (без электронной подписи) с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» (посредством онлайн — сервисов «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя»;

г) в форме электронного документа (с усиленной квалифицированной электронной подписью) по ТКС;

д) в форме электронного документа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в сети «Интернет» www.gosuslugi.ru;

е) посредством бесплатного телефонного номера Единого Контакт-центра ФНС России 8 800-222-2222, действующего на всей территории Российской Федерации;

ж) через боксы для приёма входящей корреспонденции на бумажном носителе, установленные в налоговых органах.

С 06.07.2020 приём и обслуживание налогоплательщиков в операционных залах может осуществляться как по предварительной записи, с помощью электронного сервиса «Онлайн-запись на приём в инспекцию», так и без предварительной записи по графику, размещенному в разделе «Контакты» сайта www.nalog.ru.

3. Какой срок предусмотрен для ответа службой технической поддержки по вопросам неработоспособности электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте www.nalog.ru?

Срок рассмотрения службой технической поддержки обращений пользователей сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» составляет 15 дней. Служба технической поддержки рассматривает обращения по вопросам работоспособности сервиса.

4. В какие сроки осуществляется возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по результатам камеральной налоговой проверки?

Решение о возврате (либо об отказе в возврате) излишне уплаченной суммы НДФЛ принимается налоговым органом по Заявлению налогоплательщика в течение 10 рабочих дней.

Срок, установленный для принятия решения, начинает исчисляться по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ либо со дня, когда такая проверка должна была быть завершена, если заявление о возврате НДФЛ было подано ранее.

На основании решения налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение для осуществления возврата налогоплательщику. Общий срок возврата не должен превышать одного месяца. Вышеназванный месячный срок для возврата также начинает исчисляться по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ либо со дня, когда такая проверка должна быть завершена.

Если в ходе камеральной проверки налоговым органом выявлены нарушения, то срок, установленный для принятия решения (10 рабочих дней), начинает исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки. Общий срок возврата (месяц) в данном случае также начинает исчисляться не ранее дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам камеральной проверки.

4. Каким образом налогоплательщик (физическое лицо) может представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ)?

Налогоплательщик может представить в налоговый орган налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ):

— лично или через своего представителя, чьи полномочия должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью;

— направить по почте с описью вложения;

— через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;

— по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику;

— через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — по просьбе налогоплательщика проставляет на копии налоговой декларации отметку о ее принятии МФЦ, при этом дата ее приема МФЦ является днем представления налоговой декларации в налоговый орган.

6. Какие документы представляются налогоплательщиками в налоговый орган для подтверждения права на имущественные налоговые вычеты при приобретении жилья, земельных участков?

Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщики представляют в налоговый орган:

— договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем, — при строительстве или приобретении жилого дома или доли (долей) в нем;

— договор о приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них и документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, — при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них в собственность;

— договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства, подписанный сторонами, — при приобретении прав на объект долевого строительства (квартиру или комнату в строящемся доме);

— документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок или долю (доли) в нем, и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, — при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

— свидетельство о рождении ребенка — при приобретении родителями жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих детей в возрасте до 18 лет;

— решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства — при приобретении опекунами (попечителями) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих подопечных в возрасте до 18 лет;

— документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы — (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы);

— договор займа (кредита, перекредитования) и документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов (выписка банка по ссудному счету, платежные документы) – при приобретении имущества с использованием заемных (кредитных) денежных средств.

7. Какой порядок проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ)?

Камеральная налоговая проверка (КНП) налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ) проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня ее представления налогоплательщиком. Налоговый орган в ходе проведения КНП налоговой декларации:

— вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые вычеты, документы, подтверждающие право на их получение;

— вправе требовать у налогоплательщика, если заявлена сумма убытка по операциям с ценными бумагами (финансовыми инструментами), полученного в предыдущих налоговых периодах, представить в течение пяти дней необходимые пояснения (документы), обосновывающие размер полученного убытка;

— если выявлены ошибки, несоответствия, противоречия в представленных в налоговый орган налоговой декларации и (или) документах, сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

— не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;

— не вправе истребовать у налогоплательщика документы, ранее уже представленные в налоговый орган (ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы).

8. Каков порядок подключения к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»?

Подключение к сервису осуществляется независимо от места жительства физического лица одним из трех способов:

С помощью логина и пароля. Получить регистрационную карту, содержащую логин и пароль, можно лично в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность;

С помощью квалифицированной электронной подписи. Сертификат ключа квалифицированной электронной подписи можно получить в любом Удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи России (перечень удостоверяющих центров доступен по адресу www.minsvyaz.ru в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров»);

Получить доступ к ЛК ФЛ можно и без посещения налогового органа при условии наличия подтвержденной учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ), подтвержденной путем личного обращения для идентификации в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации: отделение ФГУП «Почта России», МФЦ России, центр обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком», другие уполномоченные организации.

Зарегистрироваться на ЕПГУ и получить подтвержденную учетную запись, которую можно будет использовать для осуществления входа в ЛК ФЛ, можно также прямо на портале Госуслуг. Для этого вам необходимо будет пройти 3 шага:

Шаг 1. Регистрация упрощенной учетной записи.

Укажите в регистрационной форме на портале Госуслуг свою фамилию, имя, мобильный телефон и адрес электронной почты. После клика на кнопку регистрации вы получите СМС с кодом подтверждения регистрации.

Шаг 2. Подтверждение личных данных — создание стандартной учетной записи.

Заполните профиль пользователя — укажите СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность (Паспорт гражданина РФ, для иностранных граждан — документ иностранного государства). Данные проходят проверку в МВД РФ и Пенсионном фонде РФ. На Ваш электронный адрес будет направлено уведомление о результатах проверки. Это может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Шаг 3. Подтверждение личности — создание подтвержденной учетной записи.

онлайн через веб-версию Сбербанк Онлайн при переходе по ссылке https://online.sberbank.ru/ (при условии, что Вы являетесь клиентом этого банка). После осуществления входа в Сбер банк Онлайн необходимо перейти в раздел «Прочее» и выбрать «Регистрация на Госуслугах»;

онлайн через интернет-банк Тинькофф, Банк ВТБ, Сбер банк, Почта Банк, Банк Санкт-Петербург, Ак Барс Банк, Газэнергобанк, ДелоБанк (при условии, что Вы являетесь клиентом одного из банков).

9. Где можно узнать информацию о задолженности по имущественным налогам физических лиц?

Получить информацию о задолженности можно одним из следующих способов:

— с помощью сервиса официального сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;

— проверить наличие информации о себе в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов — авторизовавшись на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

10. Основания и сроки отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке?

Отмена решения о приостановлении операций по счетам принимается:

— не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания;

— не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации;

— не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, установленной пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации;

— не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

— дня передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

— дня представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган;

— не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам);

— в двухдневный срок со дня получения заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по счетам в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам и находящихся на счетах денежных средств, достаточных для исполнения решения о взыскании, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации;

— в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации;

— по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

Межрайонная ИФНС России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.

Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Как сделать уточненную декларацию по НДС в 2021 году

  • Зачем нужна уточненка по НДС
  • Как заполняется уточненная декларация
  • Порядок подачи уточненки в 2021 году
  • Последствия подачи уточненки
  • Итоги

Зачем нужна уточненка по НДС

Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа. При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС, в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.

У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС, при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.

Если корректировочная декларация по НДС подается спустя 2 года после завершения отчетного периода с целью внесений исправлений, то в соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговая может затребовать у налогоплательщика не только пояснения по уточненной декларации НДС, но и первичные документы и аналитические регистры.

Подача уточненной декларации по НДС, как правило, влечет за собой истребование пояснений (или наоборот сама уточненка служит ответом на требование налоговиков).

Грамотно составить пояснения к уточненной декларации по НДС вам помогут эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Как заполняется уточненная декларация

Как исправить декларацию по НДС? Как сделать корректировочную декларацию по НДС? Если возникает вопрос, как сделать декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной, то ответ прост: надо составить новую декларацию с правильными суммами. Как заполнить уточненную декларацию по НДС? Нужно внести в нее все значения полностью, а не отобразить лишь разницу между ошибочно поданными и правильными. Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Обратите внимание! Уточненная декларация заполняется по той форме, которая действовала в периоде, за который вносятся изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ). С 3 квартала 2021 действует новый бланк декларации по НДС в редакции приказа от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@.

Пошаговую инструкцию по заполнению обновленной декларации по НДС, начиная с отчетной кампании за 3 квартал 2021 года, см. в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Что касается налоговых агентов, то в уточненке они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле. Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненки за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Еще один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, — указание в ней признака актуальности в разделах 8 и 9. Код актуальности в уточненной декларации по НДС имеет 2 значения (пп. 46.2, 48.2 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@):

  • 0 — если в исходном варианте декларации разделы 8, 9 не заполнялись или в них вносятся изменения;
  • 1 — если эти разделы не требуют корректировки данных.

Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@.

О часто встречающихся ошибках в заполнении декларации читайте в статье «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

ВАЖНО! Следует учесть при подаче уточненки, по которой можно будет судить о переплате налога, что налоговая возмещает излишне уплаченную сумму налога (или делает зачет) только в том случае, если еще не прошло три года с даты уплаты «лишнего» налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Подать уточненку для получения вычета по НДС можно в пределах 3 лет после того, как товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет или ввезены на территорию России (п. 1.1 ст.172 НК РФ).

В случае подачи уточнений за тот период, в котором подавалась единая (упрощенная) форма декларации, следует подать обычную (полную) форму декларации, но указать на ней, что это уточненка. Это делается, если указываются подлежащие налогообложению операции, по которым раннее (в отчетном периоде) подавалась информация об их отсутствии. Эту норму разъяснил Минфин России в своем письме от 08.10.2012 № 03-02-07-1-243.

Если налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на обслуживание в другую ИФНС, то уточненка подается в новую налоговую, но в самом бланке указывается код ОКТМО (ОКАТО) прежней территориальной налоговой службы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Порядок подачи уточненки в 2021 году

Как подать уточненную декларацию по НДС? Существуют ли сроки подачи уточненной декларации по НДС? В настоящее время у налогоплательщиков имеется обязанность сдавать налоговые декларации в электронной форме. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ декларации, поданные на бумажных носителях вместо обязательного электронного формата, считаются неподанными.

Эти нормы касаются и уточненных деклараций (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@). Поэтому в 2021 году их тоже подают в электронном формате.

А вот конкретных сроков для подачи уточненки нет. При этом лучше сдать ее сразу после самостоятельного выявления ошибки, поскольку обнаружение этой ошибки налоговым органом может привести к штрафу.

Последствия подачи уточненки

Если уточненка подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ). Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненки после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненки.

Подробнее о том, как уточненка помогает избежать санкций, вы можете узнать из материала КонсультантПлюс. Полный текст Готового решения можно посмотреть, получив бесплатный пробный доступ к К+.

Платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляют по обычной форме, указывая в нем тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

Если подается уточненная декларация в момент проведения камеральной проверки по предыдущей декларации, тогда налоговая должна прекратить начатую проверку (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Теперь камеральная проверка может быть начата уже по факту подачи уточненки.

В случае подачи уточненки и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Итоги

Налогоплательщик подает уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога. Уточненка составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате. Если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации. А если при подаче уточненки образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения выездной проверки по нему.

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector