Особенности ведения налогового учета доходов

Налоговый и бухгалтерский учёт на УСН «Доходы минус расходы»

Налоговый учёт

На УСН налоговый учёт ведут в Книге учёта доходов и расходов (КУДиР) по форме из приложения № 1 к Приказу Минфина № 135н от 22.10.2012. Её заводят на каждый календарный год и отражают в ней все поступления и затраты, которые участвуют в расчёте налога УСН. Для доходно-расходной упрощёнки предназначены разделы с первого по третий.

Затраты, на которые можно уменьшить налоговую базу, соответствуют сразу нескольким критериям:

  • Входят в список расходов из п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
  • Экономически обоснованы, то есть нужны для получения дохода от предпринимательской деятельности.
  • Полностью оплачены.
  • Подтверждены правильно оформленными документами — чеками, счетами-фактурами, УПД, накладными, актами и др.
  • То, за что платили, получено, а товары для перепродажи ещё и реализованы.

Доходы учитывают кассовым методом, то есть вносят их в КУДиР по факту зачисления денег на расчётный счет или внесения в кассу налички.

На УСН «Доходы минус расходы» затраты на приобретение основных средств учитывают по-особому. В КУДиР для них есть отдельный раздел — второй. После ввода основного средства в эксплуатацию расходы списывают равными частями на последнее число каждого квартала. Амортизацию в налоговом учёте не начисляют. Все расходы на приобретение нужно списать до конца календарного года. То есть на 31 декабря в затраты УСН попадёт вся стоимость основного средства, приобретённого в текущем году.

На основе информации из КУДиР заполняют налоговую декларацию по УСН. Юрлица и предприниматели сдают её раз в год в разные сроки: организации — до 31 марта, а ИП — до 30 апреля (включительно).

Бухгалтерский учёт

Организации на УСН ведут бухучёт в полном объёме — руководствуются ПБУ, ФСБУ и другой нормативкой, составляют бухгалтерские проводки по каждому факту деятельности предприятия, применяют специальные учётные регистры и т.д. До 31 марта сдают в налоговую инспекцию ежегодную бухотчётность — баланс, отчёт о финансовых результатах, приложения и пояснительную записку.

У предпринимателей нет обязанности вести бухучёт при условии, что у них налажен учёт доходов, расходов и других объектов, необходимых для расчёта налогов. Но ИП могут не отказываться от бухгалтерии, если им нужна полная информация о состоянии бизнеса.

Если ООО относится к малым предприятиям и числится в реестре МСП, бухучёт можно упростить, а бухотчётность сдавать по сокращённым формам из приложения № 5 к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010. Таким же правом может воспользоваться ИП, если решит вести бухучёт. Единственное, сдавать бухотчётность в налоговую ему в любом случае не придётся.

В частности, чтобы упростить бухучёт:

  • Объединяют некоторые бухгалтерские счета. Например, счёт 20 «Основное производство» с другими затратными счетами 23, 25, 26, 44 и т.д.
  • Учитывают доходы и расходы кассовым методом, то есть признают выручку сразу при её поступлении, а затраты — при погашении задолженности по полученным товарам, выполненным работам или услугам.
  • Не применяют некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные разделы. Например, можно отказаться от ПБУ 8/2010 и не формировать резервы по оплате предстоящих отпусков.
  • Не пользуются бухгалтерскими проводками (этот способ подходит для микропредприятий).

Выбор упрощённого бухучёта и методы его ведения прописывают в учётной политике.

Как организовать ведение учёта

На малых предприятиях за организацию учёта отвечает руководитель. Он может

воспользоваться одним из вариантов:

  • заниматься бухгалтерией самостоятельно;
  • принять на работу одного главбуха или создать отдел бухгалтерии;
  • передать ведение учёта бухгалтерской фирме или отдельному специалисту по договору об оказании услуг.

Сотрудник, ответственный за ведение учёта разрабатывает учётную политику — внутренний документ, в котором зафиксированы принятые на предприятии способы учёта доходов, расходов, активов, обязательств и особенности отражения отдельных хозопераций. В ней обычно две части — для целей бухучёта и для налогообложения. Но можно оформить и отдельными документами.

В качестве приложений к учётной политике прикладывают рабочий план счетов, самостоятельно разработанные формы учётных документов, график документооборота предприятия.

Статья актуальна на 19.08.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Статья 331 НК РФ. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков

СТ 331 НК РФ.

Налогоплательщики — банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от
(понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций
и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным настоящей главой порядком
признания дохода и расхода.

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов
по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328
настоящего Кодекса.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим
отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые
платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении
того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов
по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы
полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на
доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные
налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других
банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции,
если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо
на последнее число отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком
ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому
обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим аналогичным операциям.

Часть пятая утратила силу. — Федеральный закон от 28.11.2015 N 328-ФЗ.

Утратила силу с 1 января 2010 г.

По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик
отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику
приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости
драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом)
налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется
в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью
понимается цена приобретения драгоценных камней.

Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В
аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена
продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

Комментарий к Ст. 331 Налогового кодекса

Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ признана утратившей силу часть 6 статьи 331 НК РФ, которой устанавливались особенности корректировки размеров требований и обязательств при учете операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются иностранная валюта и драгоценные металлы.

Данное изменение распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 N А65-27027/2007 суд признал безосновательной ссылку налогового органа на незаполнение в отдельных аналитических регистрах всех предусмотренных строк как на доказательство неправомерного ведения аналитического учета.

Материалами дела подтверждается, что банк допустил незаполнение отдельных строк в тех аналитических регистрах, по которым данные налогового учета в полном объеме формируются на основании сведений бухгалтерского учета, а значит, неполное заполнение аналитических регистров не привело к искажению налогового учета.

Утверждение налогового органа о том, что аналитические регистры банка не отражают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, несостоятельно. Из содержания статьи 314 НК РФ следует, что именно аналитический учет имеет своей целью обобщение информации для определения налоговой базы, в то время как аналитический регистр характеризует лишь отдельный элемент налоговой базы. Между тем данные именно аналитического учета банка, в соответствии с требованиями статьи 314 НК РФ, надлежащим образом раскрывают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Ссылка налогового органа на необходимость ведения банком сводных налоговых регистров не соответствует законодательству.

Зачастую на практике налоговый орган требует от банка представления расширенных выписок банка в отношении организаций — клиентов банка (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя и назначения платежа) в электронном виде либо на бумажном носителе по перечисленным в требовании банковским счетам.

Банки полагают, что указанные документы могут являться основанием для проверки формирования облагаемой налогом на прибыль базы его клиентов, но не самого банка как налогоплательщика и их истребовать налоговый орган не вправе.

Согласно ч. 2 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.05.2008 N А56-30650/2007 по вопросу о том, основано ли на нормах НК РФ требование о представлении для налоговой проверки расширенных выписок о движении денежных средств по счетам клиентов банка, поддержал налогоплательщика.

Как указал суд, требование налогового органа о представлении расширенных банковских выписок по расчетным счетам клиентов налогоплательщика противоречит пункту 1 статьи 93 НК РФ. Форма расширенной выписки с содержанием, указанным в требовании налогового органа, в качестве единого документа не утверждена ни одним нормативным актом ЦБ РФ и не содержится в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299, в разд. 0400000 «Унифицированная система банковской документации».

Суд отметил, что налоговый орган ни в акте проверки, ни в решении не сослался на акт законодательства о налогах и сборах, которым предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести расширенные выписки.

Как указал суд, расширенные выписки по расчетным счетам организаций — клиентов налогоплательщика не являются документами, на основании которых последним формируется налоговая база по налогу на прибыль, поскольку данные документы не содержат информации о хозяйственных операциях самого банка как проверяемого налогоплательщика. Исходя из пункта 2 статьи 328 и статьи 331 НК РФ порядок включения в налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль, процентов банка как налогоплательщика осуществляется на основании выписки о движении денежных средств по счету самого банка, а не организаций — клиентов налогоплательщика, с которыми он заключил договоры банковского счета. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 и статьей 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика не любые, а только необходимые для проведения проверки документы, служащие основанием для исчисления и уплаты им налогов.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

В то же время ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.11.2006 N А29-3812/2006А пришел к противоположным выводам, указывая на правомерность истребования в рамках выездной налоговой проверки банка выписок о движении денежных средств по клиентским счетам.

Руководствуясь статьей 31, пунктом 2 статьи 86, статьями 82 и 93, пунктом 2 статьи 290, статьями 291, 331 НК РФ и статьей 26 Закона N 395-1, суд пришел к выводу, что налоговый орган имел право требовать от банка представления справки по операциям организаций — клиентов банка, так как его требование не противоречит целям и существу налогового контроля.

В то же время следует отметить: суд, приходя к выводу о том, что налоговый орган правомерно потребовал от банка представления справок по счетам организаций в целях получения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях банка, сослался в том числе и на абз. 1 пункта 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», действующий в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и предусматривающий право налоговых органов получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

В действующей редакции пункта 3 статьи 7 указанного Закона предусмотрено право налоговых органов осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, данное судебное решение не учитывает изменений, внесенных названным Законом в пункт 2 статьи 86 НК РФ (ранее редакция данной нормы не указывала, что справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) запрашиваются в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей)).

Таким образом, в настоящее время существует судебная практика, поддерживающая налогоплательщика-банк в случае его отказа представить налоговому органу расширенные выписки по расчетным счетам клиентов банка. Учитывая положения абз. 2 пункта 2 статьи 86 НК РФ, а также иные положения НК РФ, приведенные выше, нет оснований не согласиться с позицией суда.

Особенности ведения налогового учета доходов

  • Задачи налогового учета доходов
  • Регламентирующие учет доходов в налоговом учете нормативные акты
  • Классификация доходов в налоговом учете
  • Итоги

Задачи налогового учета доходов

Налоговый учет доходов можно рассмотреть с позиции трех основополагающих тезисов:

  1. Какие задачи стоят у налогового учета доходов.
  2. Какими законами и нормативными документами необходимо руководствоваться для организации учета.
  3. Классификация доходов (от реализации и внереализационных) в налоговом учете и порядок их признания.

Доходы — это главная положительная статья в деятельности любого предприятия. Этот показатель в первую очередь интересен топ-менеджерам и управленцам, а также контролирующим органам. В соответствии с законодательством любой хозсубъект обязан вести налоговый учет, главной задачей которого является определение налогооблагаемой базы для корректного расчета налогов.

Для целей налога на прибыль доходом признается экономическая выгода, полученная в денежной и / или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили алгоритм учета доходов в налоговом учете:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Регламентирующие учет доходов в налоговом учете нормативные акты

Бухгалтер, занимающийся налоговым учетом доходов, должен руководствоваться:

  • Налоговым кодексом РФ (ст. 248-251);
  • приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99»;
  • федеральными законами.

Кроме того, следует принимать во внимание позицию контролирующих ведомств, изложенную в письмах ФНС и Минфина.

Классификация доходов в налоговом учете

В соответствии с НК РФ доходы делятся:

  • на доходы от реализации товаров, работ или услуг и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Доходы от реализации — это выручка от реализации, как в денежной, так и в натуральной форме. Корректно оформленные первичные документы, в которых отражена выручка, будут основанием для признания ее в качестве доходов в налоговом учете.

Предприятие кроме основной деятельности может осуществлять и прочую и получать доходы, которые называются внереализационными. В ст. 250 НК РФ приведено 25 видов таких доходов. Самые распространенные из них:

  • Курсовые разницы, образовавшиеся в результате операций с валютой.
  • Доход, полученный от участия в деятельности другой организации.
  • Выставленные санкции, признанные должником организации.

ВАЖНО! Если суммы штрафных санкций не признаны должником и не потребованы кредитором через суд, они не будут считаться доходом. Датой получения дохода в данном случае признается дата признания санкций должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

  • Проценты, полученные по банковским договорам, ценным бумагам и проч. (например, по депозитным вкладам).
  • Излишки, выявленные после проведения инвентаризации.
  • Суммы, полученные после продажи демонтированного имущества, материалов.
  • Прочие суммы: от списанной кредиторской задолженности, восстановленных резервов, доходы прошлых лет, полученное безвозмездно имущество, товары, работы, услуги и др.

О «неосновных» доходах в бухучете читайте в статье «Что является прочими доходами в бухгалтерском учете?»

Не все поступления признаются доходами в налоговом учете (ст. 251 НК) — в этом состоит, пожалуй, главная особенность налогового учета доходов. Не считаются доходом:

  • полученные банковские кредиты и займы,
  • полученные авансы,
  • вклады в уставный капитал,
  • переданное имущество по агентским договорам,
  • иные хозяйственные события в соответствии со ст. 251 НК РФ.

Если доход не поименован в ст. 251 НК РФ, значит такие доходы нужно учитывать в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке (письмо ФНС от 09.04.2020 №03-03-07/28697).

Бухгалтерский учет предполагает вести сплошное отражение всех хозяйственных операций. Объектами же налогового учета доходов являются только те статьи, которые предполагают получение прибыли в настоящем или будущем периоде.

ВАЖНО! Сегодня практически каждое предприятие ведет свой учет с помощью бухгалтерских программ, которые содержат не только бухгалтерские счета, но и счета налогового учета. Это в значительной степени облегчает работу бухгалтера по ведению налогового учета доходов и расходов.

Кроме перечня доходов, которые можно учесть в налоговом учете, необходимо знать и даты их признания — данному вопросу посвящены ст. 271 и 272 НК РФ. Доходы, которые в соответствии с НК РФ можно учесть в налогооблагаемой базе, должны быть отражены в налоговых регистрах.

Итоги

Особенности налогового учета доходов связаны с тем, что в нем, в отличие от бухгалтерского, учитываются не все доходы. Для правильного расчета налогов необходимо знать перечень «разрешенных» НК РФ доходов, а также даты их признания. Доходы должны быть отражены в налоговых регистрах.

Налоговый учет доходов (1)

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

1. Понятие и сущность налогового учета …………………………………. 4

1.1. Понятие налогового учёта……….…………………………..………………4

1.2. Регистры налогового учёта………………………………………. ………..4

1.3. Принципы организации налогового учёта………………………………….5

2. Налоговый учет доходов……………………………………………………. 7

2.1. Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции………………………………………………………….7

Налоговый учет внереализованных доходов и расходов……………….9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….15

Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

Понятие и сущность налогового учета.

1.1. Понятие налогового учёта

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст.313 НК РФ) 1 .

Условно налоговый учёт по налогу на прибыль состоит из трёх основных элементов: учёт доходов, учёт расходов, учёт промежуточных расчётов 2 .

Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования сумм доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Данные налогового учета не отражаются на счетах бухгалтерского учета (ст.314 НК РФ).

Согласно ст.313 НК РФ данные налогового учета подтверждаются: первичными учетными документами (включая справку бухгалтера); аналитическими регистрами налогового учета; расчетом налоговой базы.

1.2. Регистры налогового учёта

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные реквизиты форм аналитических регистров налогового учета (ст.313 НК РФ): наименование регистра; период (дата) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименование хозяйственной операции; подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанного регистра.

Информация об объектах налогового учета в аналитических регистрах формируется в хронологическом порядке, включая данные по операциям, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет. Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

1.3. Принципы организации налогового учёта

В бухгалтерском учете правила ведения учета имущества, доходов и расходов регламентированы соответствующими Положениями по бухгалтерскому учёту и Планом счетов 3 бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, при этом следует отметить, что для ведения налогового учета не установлены жесткие стандарты. Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно разработать систему налогового учета в соответствии с его целью, которая состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций и в обеспечении пользователей информацией для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.

Возможны два варианта ведения налогового учета: 1) создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским учетом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствующем регистре налогового учета. Использование такой системы налогового учета приведет к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут фиксироваться дважды: в налоговом и бухгалтерском учете; 2)создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета.

Последний способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст.313 НК РФ. Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчетного (налогового) периода производится на основе данных налогового учета, если гл.25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета. Отсюда можно сделать вывод, что в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают, исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. При разработке системы налогового учета, основанной на данных бухгалтерского учета, необходимо: определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского учета совпадают с правилами налогового учета, и объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны; разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета (введение соответствующих субсчетов, ведение аналитического учета); разработать формы аналитических регистров налогового учета; определить объекты раздельного налогового учета (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, и в других случаях, предусмотренных НК РФ).

2. Налоговый учет доходов

2.1. Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога, либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности 4 .

Сумма выручки от реализации определяется как доход от реализации, которым признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, с учетом положений доходов, не учитываемых при определении налоговой базы на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.

В случае если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации.

В случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в условных единицах, то сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату реализации. При этом возникшие суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (расходов) в зависимости от возникшей разницы.

В случае если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации, принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества.

Если при реализации расчеты производятся на условиях предоставления товарного кредита, то сумма выручки определяется также на дату реализации и включает в себя сумму процентов, начисленных за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары.

Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных доходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков

Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков

Налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным настоящей главой порядком признания дохода и расхода.

Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 настоящего Кодекса.

Доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся. Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям ведется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периода, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

Комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, уплаченные налогоплательщиком, расходы по расчетно-кассовому обслуживанию, открытию счетов в других банках и другим аналогичным операциям относятся на расходы на дату совершения операции, если в соответствии с договором предусмотрены расчеты по каждой конкретной операции, либо на последнее число отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке налогоплательщиком ведется учет по доходам, связанным с осуществлением операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, корреспондентским отношениям и другим аналогичным операциям.

Часть пятая утратила силу. — Федеральный закон от 28.11.2015 N 328-ФЗ.

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ.

По сделкам, связанным с операцией купли-продажи драгоценных камней, налогоплательщик отражает в налоговом учете количественную и стоимостную (масса и цена) характеристику приобретенных и реализованных драгоценных камней. Переоценка покупной стоимости драгоценных камней на прейскурантные цены не признается доходом (расходом) налогоплательщика. При выбытии реализованных драгоценных камней доход (убыток) определяется в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью. Под учетной стоимостью понимается цена приобретения драгоценных камней.

Аналитический учет ведется по каждому договору купли-продажи драгоценных камней. В аналитическом учете отражаются даты совершения операций купли-продажи, цена покупки, цена продажи, количественные и качественные характеристики драгоценных камней.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 331 Кодекса аналитический налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) банком в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 Кодекса.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157) и статьей 331 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2002, N 22, ст. 2026) Банк России определяет следующий порядок установления учетных цен на аффинированные драгоценные металлы (золото, серебро, платину и палладий) (далее — аффинированные драгоценные металлы), применяемых для целей бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Как установлено подпунктом 5 пункта 2 статьи 290 НК РФ, подпунктом 5 пункта 2 статьи 291 НК РФ, а также статьей 331 НК РФ, в целях главы 25 НК РФ доходом (расходом) банка при реализации драгоценных металлов признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом — отрицательная разница.

В соответствии со статьей 331 НК РФ доходы и расходы по хозяйственным и другим операциям, относящимся к будущим отчетным периодам, по которым были произведены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, учитываются в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся.

1.2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых, указанных в пункте 2 статьи 337 НК РФ (за исключением нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений), представляют налоговую декларацию в составе: титульного листа, листа 2 и приложений «А», «А1» (с учетом положений раздела 5 настоящей Инструкции), «В».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО