...

Порядок определения налоговой базы по НДФЛ

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДФЛ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АКЦИОНЕРОМ АКЦИЙ

Финансовый результат (налоговая база) по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. Согласно абз. 5 п. 13 ст. 214.1 НК РФ при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с п. п. 4 — 6 ст. 277 НК РФ, при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Об этом Письмо Минфина России от 28.08.2013 N 03-04-05/35375.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ »Об акционерных обществах» при реорганизации в форме присоединения между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, заключается договор, предусматривающий, в частности, порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

При этом согласно п. 4 данной статьи указанного Федерального закона при присоединении общества собственные акции присоединяемого общества погашаются.

Пунктом 8.5.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, также предусмотрено, что при присоединении акционерного общества собственные акции, принадлежащие присоединяемому акционерному обществу, погашаются (аннулируются).

Из вышеизложенного следует, что при реорганизации акционерного общества в форме присоединения »мены» одних акций на другие не происходит, поскольку акции присоединяемого акционерного общества не передаются в собственность другой стороны (как это должно было бы быть в соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае мены одних акций на другие), а погашаются (аннулируются).

В соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) финансовый результат (налоговая база) по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов.

Согласно абз. 5 п. 13 ст. 214.1 Кодекса при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с п. п. 4 — 6 ст. 277 Кодекса, при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Согласно п. 4 ст. 277 Кодекса при реорганизации в форме присоединения, предусматривающей конвертацию акций реорганизуемой организации в акции организации, к которой осуществлено присоединение, стоимость полученных акционерами реорганизуемой организации акций организации, к которой осуществлено присоединение, признается равной стоимости конвертированных акций реорганизуемой организации по данным налогового учета акционера на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Порядок определения налоговой базы по НДФЛ

сегодня
USD ЦБ 73.74
EUR ЦБ 83.24
BTC/USD 49141.15

калькулятор валют

  • Руководителю
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Личное
  • |
  • Книги
  • Подписка
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 24.10.2019 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 6 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Кодекса в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 217.1 Кодекса установлено, что, в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, при продаже имущества.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

По мнению Департамента, расходы налогоплательщика на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически использованным им на приобретение недвижимого имущества, могут быть учтены в составе документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

Уменьшение суммы облагаемых налогом доходов на сумму расходов на риелторские услуги и ремонт приобретенной квартиры положениями пункта 2 статьи 220 Кодекса не предусмотрено.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Порядок определения налоговой базы по НДФЛ

Подсчет налоговой базы (НБ) волнует каждого налогоплательщика, однако процесс представляется многим сложным. Мы постараемся максимально рассмотреть порядок ее определения по НДФЛ.

Зачем это нужно

Грамотное определение налоговой базы необходимо для верных расчетов. Последние гарантируют избежание штрафов и других санкций со стороны ФНС.

Что нужно учесть в первую очередь

НК РФ предусматривает, что для физ лиц НБ устанавливается в соответствии с их доходами, которые получены в денежной, материально, а также натуральной форме. Налоговая база равна сумме доходов физического лица.

Поэтому форма подсчета налоговой базы будет выглядеть следующим образом:

НБ физ лица = ДД + НД + МД

Несколько слов об удержаниях и их влиянии на НБ

Удержания, которые предписаны государственными учреждениями или самим физическим лицом, не вычитаются из НБ по НДФЛ. К таким выплатам относятся алименты, кредит, оплата ЖКУ и другие услуги.

Что делать с несколькими ставками НДФЛ

Согласно НК РФ, если у вас несколько ставок, то для каждой из них НБ рассчитывается отдельно. При долевом участии, НБ определяется отдельно от доходов, ставка по которым составляет 13%.

Лица, освобожденные от налогообложения:

  1. те, кто получил пособия от государства (по безработице, родам и беременности);
  2. пенсионеры и получающие социальные выплаты;
  3. студенты;
  4. получившие материнский капитал или наследство.

Величина налоговой ставки НДФЛ

Ставка для резидентов РФ, работающих по трудовым договорам. К этой категории также относятся переселенцы, сотрудники из Евразийского экономического союза и нерезиденты с высокой квалификацией.

Для выигрышей, призовых фондов, полученных при участии в играх, лотереях и иных конкурсах. К этой категории также относятся доходы за рекламу. Облагаются только средства свыше 4 тыс. рублей.

Ставка для нерезидентов РФ. В том числе касается иных доходов высококвалифицированных специалистов и бывших переселенцев.

Как рассчитывается налоговая ставка НДФЛ для нерезидентов, ставших резидентами РФ

Как указано в таблице выше, ставки для резидентов РФ сравнительно ниже, чем у нерезидентов. Однако часто последние получают статус постоянного проживания через полгода, в таком случае необходимо произвести перерасчет ставки. Для точности необходимо четко разграничить сроки нахождения в статусах резидента и нерезидента.

Формула расчета НДФЛ

Чтобы получить сумму подоходного налога нужно сначала вычесть из НБ (совокупности доходов) налоговые вычеты, а затем умножить получившееся количество на величину ставки.

Например, для резидентов РФ эта формула будет выглядеть так:

(Денежный доход + материальная выгода + натуральная выгода — налоговые вычеты)*13%.

В какой валюте просчитывать налоговую базу

При подоходном налоге НБ рассчитывается в рублях. При получении доходов в валюте другой страны или произведении в ней расходов. Эти данные нужно перевести в рубли. Конвертация производится на основании данных Банка России, соответствующих времени получения доходов или осуществления расходов.

Надеемся, что статья будет полезной и поможет определить налоговую базу, а также верно рассчитать НДФЛ.

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021)

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2000 года

26 июля 2000 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2

Статьей 17 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Пунктом 8 статьи 278.1 Кодекса предусмотрено, что особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, установленные Кодексом для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее применяются при исчислении консолидированной налоговой базы.

При этом правовая природа документа должна оцениваться с точки зрения того, что в пункте 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничиваются понятия налоговой декларации и иных документов, представляемых обязанными лицами в налоговые органы (в том числе расчета авансового платежа, расчета сбора, расчета сумм налога на доходы физических лиц и др.) вне зависимости от того, как поименован документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) — организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, организация и индивидуальный предприниматель, не являющиеся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

18. Бюджетное финансирование (строка 16) учитывается в общей сумме доходов (строки 07, 08) в соответствии с частью II Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона от 30.11.2016 N 399-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 399-ФЗ), вносящего изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 Кодекса, сообщает следующее.

В настоящее время не во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дошкольного образования, понятийно-терминологическая система приведена в соответствие с Федеральным законом N 273-ФЗ. Так, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), Законе Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», федеральных законах от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» используется понятие «дошкольное учреждение», тогда как Федеральным законом N 273-ФЗ закреплено понятие «дошкольная образовательная организация». В целях устранения указанных проблем Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий в том числе внесение соответствующих изменений в указанные законодательные акты (пункт 3 приложения N 11).

Положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства.

Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 34 «Страховые взносы», в которой установлены объект и база по страховым взносам, тарифы, в том числе пониженные, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вышеперечисленные нормы Кодекса не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости вновь созданных объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по ее определению.

ФНС России разъяснила порядок расчета НДФЛ в отношении полученной в дар недвижимости

8 августа на сайте ФНС России опубликовано решение относительно вопроса правомерности определения налоговой базы по НДФЛ исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, полученной в порядке дарения.

Налоговики оштрафовали гражданина из-за расчета НДФЛ на подаренный дом по инвентаризационной стоимости

В феврале 2018 г. гражданин Х. представил в налоговую инспекцию декларацию по НДФЛ за 2015 г. В ней он отразил полученный в результате дара от Л. доход в натуральной форме (¼ долей жилого дома и земельного участка). Одаряемый не состоял в родственных отношениях с дарителем. Впоследствии налогоплательщик исчислил и уплатил НДФЛ, исходя из инвентаризационной стоимости подаренного ему дома, руководствуясь письмами ФНС России от 18 августа 2011 г. № АС-3-3/2860@ и от 10 января 2012 г. № ЕД-3-3/5@.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации гражданина, по результатам которой был составлен соответствующий акт. В нем указывалось, что размер дохода, полученного в натуральной форме, подлежит определению от кадастровой стоимости жилого дома, а не инвентаризационной. Через несколько месяцев налоговый орган привлек Х. к ответственности по ст. 119, 122 НК и с учетом смягчающих обстоятельств оштрафовал его на 7,5 тыс. руб. Гражданину также было предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере почти 30 тыс. руб. и пени на сумму свыше 7 тыс. руб.

Налогоплательщик оспорил решение инспекции в УФНС России, которое впоследствии отменило решение МИФНС в части штрафа по ст. 119, 122 НК на сумму почти 4 тыс. руб.

Жалоба в ФНС России

Тогда Х. обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу. В ней он указал, что НК РФ не содержит норму, согласно которой налоговая база по НДФЛ должна быть исчислена исходя из кадастровой или рыночной стоимости недвижимого имущества, полученного в порядке дарения. Кроме того, он полагал, что инспекция в нарушение п. 4 ст. 218 НК необоснованно отказала ему в праве на стандартный налоговый вычет за 2015 г. на троих несовершеннолетних детей в размере, заявленном им в декларации. Налогоплательщик также заявил об отсутствии дохода в виде экономической выгоды по оспариваемой ситуации в связи с несением расходов на строительство принадлежащей ему части жилого дома.

Свою позицию заявитель обосновал тем, что налоговая инспекция ошибочно заключила, что размер дохода, полученного им в натуральной форме, подлежит определению от кадастровой стоимости жилого дома, но должным образом не обосновала свой вывод. В подтверждение своих требований он, в частности, сослался на п. 6 Обзора судебной практики, связанной с применением гл. 23 НК (утв. Президиумом Верховного Суда 21 октября 2015 г.).

Гражданин также добавил, что в месте нахождения недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется только при исчислении налога на имущество физических лиц, а не НДФЛ. Согласно информации, содержащейся в налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, кадастровая стоимость жилого дома, полученного заявителем в порядке дарения, составляет более 365 тыс. руб., что соответствует Постановлению КС от 15 февраля 2019 г. № 10-П.

Заявитель также утверждал, что инспекция не ознакомила его должным образом с отчетом об определении рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, лишив его возможности опровержения такого документа. Само привлечение МИФНС специалиста для определения рыночной стоимости недвижимости, по мнению заявителя, следовало рассматривать как привлечение эксперта. Поскольку оценка недвижимости производилась за рамками дополнительных мероприятий налогового контроля, данный отчет не может являться допустимым доказательством по делу. Гражданин также ссылался на ненадлежащее уведомление его о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, поскольку почтовая корреспонденция была направлена в другой субъект РФ.

ФНС России оставила в силе решение нижестоящих налоговых органов

Со ссылкой на п. 6 Обзора ВС РФ судебной практики, связанной с применением гл. 23 НК, Служба напомнила общее правило, согласно которому физлица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из соответствующего государственного кадастра. При отсутствии в госкадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости. При этом следует учитывать, что в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ с 1 января 2013 г. государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляются.

В рассматриваемом деле инвентаризационная стоимость дома (266 689 руб.) была в несколько ниже его кадастровой стоимости (921 тыс. руб.). Поскольку при исчислении НДФЛ с дохода, полученного в порядке дарения (жилого дома), неправомерно применена инвентаризационная стоимость, ФНС России согласилась с нижестоящим органом, который выявил данное нарушение.

Контролирующий орган также указал, что налогоплательщик был должным образом уведомлен о времени и месте рассмотрения всех материалов камеральной налоговой проверки, что подтверждалось списком почтовых отправлений и информацией на сайте «Почты России». Поскольку он не являлся в назначенное время, материалы проверки рассматривались в его отсутствие. Ведомство также отклонило довод налогоплательщика о направлении инспекцией материалов проверки в другой регион, ссылаясь на допущенную техническую ошибку в номере почтового идентификатора.

«Поступление в инспекцию отчета от 5 сентября 2018 г. об определении рыночной стоимости жилого дома с земельным участком после окончания срока на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не свидетельствует о несоблюдении инспекцией порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, поскольку договор о привлечении специалиста был заключен в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля», – указано на сайте ФНС России. Свою позицию фискальный орган обосновал ссылкой на п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.

Налоговый орган также отклонил ссылку заявителя в жалобе на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется только при исчислении налога на имущество. По мнению госоргана, данное утверждение основано на неверном толковании норм законодательства, поскольку нормами гл. 23 Кодекса предусмотрено применение значения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в качестве налоговой базы по НДФЛ.

Относительно стандартных налоговых вычетов за 2015 г. на троих несовершеннолетних детей ведомство отметило, что инспекция обоснованно предоставила вычет на троих детей в размере 5,8 тыс. руб. за февраль (месяц получения дохода в порядке дарения) указанного года. ФНС России отметила, что налоговые органы не располагали сведениями об иных доходах, полученных Х. в спорном налоговом периоде.

С учетом изложенного ФНС России отказала в удовлетворении жалобы заявителя.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы ФНС

Адвокат МОКА, член Палаты налоговых консультантов Галина Москвина отметила, что на практике нередко возникают споры, так как гл. 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных налогоплательщик обязан исчислять налог в случае получения имущественного дара от другого физлица.

«Налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества. Однако в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости с 1 января 2013 г. государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляются. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для целей налогообложения», – пояснила эксперт.

Галина Москвина полагает, что при исчислении НДФЛ от полученной в дар недвижимости налоговую базу необходимо исчислять на основе сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных из государственного кадастра недвижимости либо из ЕГРН. «При отсутствии в госкадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества налогоплательщик мог использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации», – добавила она.

Такой вывод, по словам адвоката, соответствует позиции Верховного Суда РФ (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ от 21 октября 2015 г.) и Минфина РФ (Письмо от 17 мая 2016 г. № 03-04-07/28135). «Вместе с тем для исключения затруднений у налогоплательщиков при определении налоговой базы по доходам от полученного в дар недвижимого имущества было бы целесообразно внести соответствующие поправки в ст. 210 НК РФ», – резюмировала Галина Москвина.

Эксперт по налогам Taxology Валерия Чадина убеждена в том, что вопрос о том, какая стоимость имущества должна быть включена в налоговую базу по НДФЛ при дарении имущества от лиц, не являющихся близкими родственниками, является дискуссионным. «В гл. 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар», – отметила она.

По ее мнению, данная тема весьма актуальна для налогоплательщиков, о чем свидетельствует большое количество налоговых споров, разрешающихся в судебном порядке: «Зачастую суды признают правомерной позицию налоговых органов, исчисляющих НДФЛ с кадастровой или рыночной стоимости подаренного имущества».

Валерия Чадина согласилась с доначислением налоговой инспекцией НДФЛ исходя из кадастровой стоимости доли недвижимости и земельного участка. «В целях исчисления налога экономическая выгода должна быть достоверно определена, однако в данном случае очевидно, что налоговый орган доказал наличие значительного отклонения инвентаризационной стоимости (которую применил налогоплательщик) от кадастровой и рыночной оценок (более 20%), что свидетельствует о занижении стоимости имущества, полученного в дар», – пояснила она.

Эксперт также высказалась за внесение изменений в гл. 23 НК РФ во избежание в будущем появления подобных споров: «Из них должно прямо следовать, что для определения суммы дохода, полученного в натуральной форме, нужно выбрать наименьшую из оценок (кадастровую либо рыночную) ввиду того, что инвентаризационная стоимость не подлежит определению с 1 января 2013 г.».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.