Ведение аналитических регистров налогового учета

Ведение аналитических регистров налогового учета

IV. Требования к Главе II Регламента

4.1. В пункте 2.1 Регламента указываются сведения об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учета. Указанная информация может представляться в виде приложений к Регламенту.

4.2. В пункте 2.2 Регламента описывается структура раскрытия показателей налоговой отчетности.

Структура раскрытия показателей налоговой отчетности включает несколько уровней раскрытия, в том числе:

сводный регистр налогового учета;

аналитические регистры налогового учета;

регистры бухгалтерского учета;

реестры первичных учетных документов и (или) операций;

первичные учетные документы.

4.3. В пункте 2.3 Регламента описывается порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

4.4. В пункте 2.3.1 Регламента описывается порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и (или) налогового учета доходов, расходов по налогу на прибыль организаций.

4.5. В пункте 2.3.1.1 Регламента указывается информация о порядке отражения доходов, расходов, сведения об аналитических регистрах налогового учета, на основании которых формируются соответствующие строки налоговой декларации по налогу на прибыль организации, отражается соотношение между строками налоговой декларации и регистрами бухгалтерского и (или) налогового учета или иными документами, на основании которых формируются строки налоговой декларации.

4.6. Пункт 2.3.1.1 Регламента заполняется в виде таблицы (приложение N 1 к Регламенту), в которой указывается следующая информация:

в графе «1» — налоговый (отчетный) период, за который представлена налоговая декларация;

в графе «2» — номер листа налоговой декларации;

в графе «3» — номер раздела налоговой декларации;

в графе «4» — номер приложения к листу налоговой декларации (при наличии);

в графе «5» — код соответствующей строки налоговой декларации;

в графе «6» — наименование соответствующей строки налоговой декларации;

в графе «7» — наименование и (или) номер регистра бухгалтерского учета (разработочной таблицы, справки) или других документов, на основании которых формируется соответствующая строка налоговой декларации;

в графе «8» — наименование и (или) номер сводного аналитического регистра налогового учета (разработочной таблицы, справки) или других документов, на основании которых формируется соответствующая строка налоговой декларации;

в графе «9» — способ представления соответствующей информации. В случае представления информации способом, отличным от предоставления доступа к информационной системе, указывается формат представления информации.

4.7. В пункте 2.3.1.2 Регламента указываются аналитические регистры налогового учета, на основании которых формируются данные сводных аналитических регистров налогового учета, в том числе наименования и (или) номера аналитических регистров налогового учета, на основании которых формируются данные соответствующего сводного аналитического регистра, а также наименования и (или) номера сводных аналитических регистров налогового учета, сформированных на основании данных других аналитических регистров налогового учета.

4.8. Пункт 2.3.1.2 Регламента заполняется в виде таблицы (приложение N 2 к Регламенту), в которой указывается следующая информация:

в графе «1» — наименование и (или) номер сводного аналитического регистра налогового учета;

в графе «2» — наименования и (или) номера аналитических регистров налогового учета, на основании которых формируются данные сводного аналитического регистра из графы 1;

в графе «3» — порядок обобщения информации для формирования сводных аналитических регистров налогового учета.

4.9. В пункте 2.3.1.3 Регламента отражается информация о регистрах налогового учета, составляемых на основе регистров бухгалтерского учета.

4.10. Пункт 2.3.1.3 Регламента заполняется в случае ведения налогового учета на основе данных бухгалтерского учета в виде таблицы (приложение N 3 к Регламенту), в которой указывается следующая информация:

в графе «1» — наименование и (или) номер аналитического регистра налогового учета;

в графе «2» — наименование и (или) номер регистра бухгалтерского учета;

в графе «3» — описание корректировок (указываются основные отличия между данными налогового учета и бухгалтерского учета, а также указываются основные причины возникновения таких отличий).

4.11. В пункте 2.3.1.4 Регламента указывается информация о регистрах бухгалтерского учета.

4.12. В пункте 2.3.1.5 Регламента указывается информация о порядке внесения исправлений в данные налогового учета.

4.13. Пункты 2.3.1.1 — 2.3.1.3 Регламента могут быть заполнены в ином структурированном виде.

4.14. В пункте 2.3.2 Регламента указывается порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и (или) налогового учета объектов налогообложения по иным налогам, сборам, страховым взносам, а также порядок формирования на основании указанных регистров и (или) иной информации соответствующих строк налоговой декларации (расчета).

4.14.1. Указанный пункт заполняется по каждому налогу, сбору, страховому взносу в произвольной форме в отношении порядка и отдельных особенностей (при наличии) отражения в учете элементов налогообложения.

4.14.2. Описываются сведения о счетах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского и (или) налогового учета, других источниках информации, на основании которых по конкретному налогу, сбору, страховому взносу определяются объекты налогообложения, исчисляется сумма налога, сбора, страхового взноса.

4.15. В пункте 2.4 Регламента указывается порядок отражения иной информации, содержащей сведения, касающиеся правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Регистры налогового учета: перечень

Регистры налогового учета: перечень

Похожие публикации

Все налогоплательщики должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в специальных регистрах. Налоговый учет организуется своими силами, а порядок его ведения закрепляется в учетной налоговой политике (ст. 313 НК РФ). Регистры налогового учета, в которых ведется учет, тоже разрабатываются самостоятельно, поскольку налоговые органы устанавливать обязательные учетные формы не вправе. В этой статье мы рассмотрим, какими бывают налоговые регистры, как они ведутся, и приведем образцы заполнения.

Разработка формы регистров налогового учета

НК РФ не содержит перечня налоговых регистров, необходимых для формирования базы по налогу. Каждая организация разрабатывает регистры сама, поэтому и выглядеть они могут совершенно по-разному. Как правило, это таблицы, из содержания которых понятно, как фирмой формируется налоговая база. Вести регистры налогового учета можно электронно в виде таблиц Excel, в специальной бухгалтерской программе или на бумажных носителях.

За основу при разработке регистров можно взять регистры бухучета и дополнить их всем необходимым, или же создать налоговые регистры «с нуля». В любом случае они должны содержать все строки и графы, необходимые для отражения данных.

Налогоплательщик сам решает, какие данные содержат регистры, но существуют и обязательные реквизиты, которые должны включаться в любые виды аналитических регистров налогового учета предприятия. К ним относятся (ст. 313 НК РФ):

  • наименование;
  • дата составления или период,
  • денежное выражение операции, а если возможно, то и натуральное,
  • наименование хозопераций,
  • подпись (с расшифровкой), ответственного за составление регистра.

В качестве шаблона при разработке документов налогового учета можно использовать и регистры налогового учета, перечень которых был рекомендован налоговой службой в помощь налогоплательщикам еще в 2001 году (Рекомендации МНС РФ для исчисления прибыли в соответствии с гл.25 НК РФ, опубликованные 19.12.2001).

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2009 № А65-27027/2007).

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие; каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну; лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству.

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Какие регистры понадобятся предприятию для учета налога на прибыль? Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

Регистры налогового учета, образец которых можно скачать ниже, заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.

Ведение аналитических регистров налогового учета (формы)

  • Зачем нужны аналитические регистры налогового учета?
  • Как облегчить работу с налоговыми регистрами?
  • Когда без регистров не обойтись и по какой форме их составить?
  • Последствия отсутствия налоговых регистров
  • Итоги

Аналитические регистры налогового учета содержат важную информацию, необходимую для расчета налоговых обязательств. Из нашего материала вы узнаете о том, как построить аналитический налоговый учет в компании и какие угрозы возникают при его отсутствии.

Зачем нужны аналитические регистры налогового учета?

Аналитическим регистрам налогового учета посвящена ст. 314 НК РФ. Кодексом определено, что эти регистры предназначены для систематизации данных налогового учета (НУ).

Важно! В ст. 313 НК РФ расшифровано понятие НУ как системы обобщения учетной информации на основе первичных документов, позволяющей рассчитать налог.

В Налоговом кодексе вопрос необходимости оформления аналитических регистров и расшифровка термина НУ рассматривается в отдельных статьях. Например, в ст. 314 25-й главы НК РФ (налог на прибыль) или в п. 1 ст. 230 23-й главы НК РФ (НДФЛ). Это означает только одно: все компании, рассчитывающие и уплачивающие эти налоги, обязаны организовать налоговый учет и формировать аналитические регистры налогового учета.

Сделано это совсем не для того, чтобы загрузить бухгалтерские службы дополнительной работой. Необходимость ведения НУ и составления аналитических регистров налогового учета продиктована существенными различиями бухгалтерского учета (БУ) и НУ по отдельным объектам учета или конкретным хозяйственным операциям.

Несмотря на то что расчет, например, налога на прибыль производится на основе тех же первичных документов, с использованием которых формируются записи в бухучете, без дополнительных вычислений, группировок и обобщений не обойтись. Для этого и предусмотрены специальные документы – аналитические регистры налогового учета.

Как облегчить работу с налоговыми регистрами?

Для небольших фирм с ограниченным объемом стандартных хозяйственных операций существует возможность существенно облегчить ведение НУ. При этом на правильность расчета налогооблагаемой базы (например, по налогу на прибыль) это не повлияет, а требования ст. 313 по организации налогового учета будут выполнены.

Для этого учетной политикой необходимо предусмотреть, что отдельные регистры БУ служат одновременно регистрами НУ. Это возможно в том случае, когда порядок учета объектов или операций для целей обоих видов учета одинаков.

Фирма «Трейд» приобрела дорогостоящий металлорежущий станок первоначальной стоимостью 6 300 000 руб. в октябре 2015 года и сразу ввела его в эксплуатацию, установив срок полезного использования 90 мес. Учетной политикой для целей БУ и НУ начисление амортизации предусмотрено линейным способом. В этом случае ежемесячная сумма амортизации по данным бухучета совпадет с налоговой амортизацией данного объекта и составит: 6 300 000 руб. / 90 мес. = 70 000 руб.

Формировать отдельный налоговый аналитический учет амортизационных сумм не имеет смысла – достаточно одного (общего) регистра для целей БУ и НУ. При расчете налога на прибыль будет участвовать расход, подтвержденный данными бухучета.

Иная ситуация возникнет в том случае, если фирма захочет быстрее признать в налоговых расходах стоимость ОС и предусмотрит учетной политикой применение амортизационной премии.

О последствиях такого шага расскажем в следующем разделе.

Когда без регистров не обойтись и по какой форме их составить?

Применение амортизационной премии приводит к тому, что величина налоговых расходов в первом месяце эксплуатации ОС превысит бухгалтерские, а сумма налоговой амортизации, учитываемая при расчете налога на прибыль в течение периода эксплуатации станка, составит меньшую сумму по сравнению с бухгалтерской амортизацией.

Важно! Увеличить единовременно налоговые расходы за счет амортизационной премии позволяет п. 9 ст. 258 НК.

Продолжим рассмотренный ранее пример:

Бухгалтер фирмы «Трейд» в ноябре 2015 года включил в налоговые расходы амортизационную премию в сумме 6 300 000 руб. * 0,3 = 1 890 000 руб. (для объектов 3–7 амортизационных групп амортизационная премия может составлять 30% от их первоначальной стоимости), а также амортизацию за первый месяц работы станка. Ежемесячная сумма налоговой амортизации составила: (6 300 000 – 1 890 000) руб. / 90 мес. = 49 000 руб.

Важно! Если учетная политика компании предусматривает применение амортизационной премии, воспользоваться этим правом она может только при вводе ОС в эксплуатацию – позднее это сделать нельзя (письмо Минфина от 21.04.2015 № 03-03-06/1/22577).

Все рассчитанные выше расходы должны найти отражение в аналитических регистрах НУ либо в расширенной версии регистра БУ, дополненной недостающей информацией. Если фирма решит оформить отдельный налоговый регистр, его форма может иметь произвольный характер, но обязательно должны присутствовать следующие реквизиты (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

  • название регистра;
  • дата составления (в том числе указание на период, за который составлен регистр);
  • натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;
  • наименование объектов учета или хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) ответственного за составление регистра лица.

При этом не следует забывать, что форма применяемых фирмой регистров должна быть утверждена в качестве приложения к учетной политике (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Последствия отсутствия налоговых регистров

Отсутствие регистров НУ в первую очередь вредит самой компании. Результат такого упущения, повлекший неправильный расчет налогооблагаемой базы, приводит к незапланированным материальным потерям (недоимке, пеням и штрафам).

Важно! Отсутствие регистров НУ налоговики классифицируют как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и наказывают коммерсантов по ст. 120 НК РФ.

Если регистры не оформлялись в течение одного налогового периода, может последовать штраф в размере 10 000 руб., а если это нарушение длилось несколько периодов, размер налоговой санкции увеличивается втрое.

Например, налоговый период по НДС составляет квартал. Если в течение одного года компания забывала оформлять налоговые регистры по этому налогу, есть риск, что налоговики оштрафуют ее исходя из продолжительности нарушения, равной 4 налоговым периодам (кварталам). А значит, материальные потери «забывчивого» коммерсанта составят 30 000 руб. Отделаться минимальным штрафом не получится. Хотя компании, попавшейся на отсутствии регистров НУ в течение тех же 12 месяцев, но по другому налогу (например, по налогу на прибыль), налоговый период которого составляет календарный год, налоговики больше 10 000 руб. штрафа предъявить не смогут.

Подробнее о том, за какие нарушения последует наказание по ст. 120 НК РФ, вы можете узнать из материала «Ст. 120 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Итоги

Аналитические регистры НУ необходимы для правильного расчета налогов. Их форма разрабатывается самостоятельно предприятием и закрепляется в учетной политике, а обязательные реквизиты регистра определяются отдельными статьями налогового кодекса.

Отсутствие регистров может обернуться для фирмы дополнительными материальными затратами – ст. 120 НК РФ за это нарушение предусматривает наказание в сумме от 10 000 до 30 000 руб.

Ведение аналитических регистров налогового учета

Экономический рост, увеличение покупательной способности населения России обеспечивают стабильное увеличение оборотов оптовой и розничной торговли, предъявляя к участникам рынка новые повышенные требования в сфере управления финансовыми и товарными потоками, логистики, маркетинга, стратегического позиционирования и построения эффективных сетевых структур, снижения операционных издержек.

Компания РБС, являясь одним из лидеров на рынке профессиональных услуг для предприятий оптовой и розничной торговли, предлагает своим клиентам из данных отраслей полный комплекс эффективных решений в области управления, учета, информационных технологий, правового сопровождения бизнеса, аудита и оценки.

В активе РБС свыше 100 проектов для предприятий и управляющих компаний оптовой и розничной торговли, связанных с такими областями экспертизы, как:

  • Бизнес-диагностика и разработка комплекса мер по повышению эффективности функционирования московской розничной сети;
  • Разработка стратегической программы развития группы компаний, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами в 15 субъектах РФ;
  • Комплексный проект по созданию сети сервисных металлоцентров для металлоторгового подразделения российского трубного завода;
  • Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей для торгового дома крупного российского производителя минеральных удобрений;
  • Оценка эффективности бизнеса компаний оптовой и розничной продажи нефтепродуктов в Литве;
  • Постановка системы налогового учета в компании, осуществляющей беспошлинную торговлю в международном аэропорте;
  • Комплекс стратегических и маркетинговых исследований, направленный на повышение эффективности розничного бизнеса крупного универсального магазина в Москве;
  • Разработка программы оперативных мер по реорганизации бизнеса компании, осуществляющей оптовую торговлю лицензионной аудио-видео продукцией;
  • Постановка и совершенствование систем бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  • Правовое обеспечение деятельности крупной дистрибуторской (FMCG) компании, представление интересов клиента в налоговых и судебных органах;
  • Аудит, финансовый анализ и экспертизы ведения финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности по российским и международным стандартам.

Услуги РБС выбрали следующие компании сферы оптовой и розничной торговли: Техснабэкспорт, СКС Метрис, Минерал трейдинг, Универмаг «Москва», ТД «Арома», Регион Трейд, Интерхимрасчет, Солвалюб Трейдинг, Мосгорбумторг, Aero-First-Шереметьево, Faberlic, М-видео.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь: Контактное лицо: Заместитель директора Департамента управленческого консультирования Синицкий Александр Васильевич E-mail: AlexandrVSinitsky@rbsys.ru Тел. +7 (495) 967 6838

Закрытое акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / Факс: +7 495 956 6850 / e-mail:
© 2011 / ЗАО «АКГ «РБС»/ Все права защищены

Как организовать налоговый учет

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

  • общий порядок формирования доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
  • порядок создания резервов;
  • сумму задолженности по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры;
  • расчет налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Чтобы организовать налоговый учет, нужно:

  • сформировать учетную политику для целей налогообложения и прописать в ней порядок определения доходов и расходов для расчета налога на прибыль;
  • сформировать регистры налогового учета, где будут фиксироваться данные для расчета налоговой базы.

При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов .

Как вести регистры налогового учета

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:

  • первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • аналитических регистров налогового учета;
  • расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector