Куда идет НДС в какой бюджет?

Куда идет НДС в какой бюджет?

БК РФ Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

Действие абз. 4 ст. 50 приостановлено с 01.01.2018 до 01.01.2025. О нормативах зачисления налога в 2018 — 2024 гг. см. ФЗ от 27.11.2017 N 345-ФЗ.

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 25 процентов;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

абзацы шестой — восьмой утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в абз. 9 ст. 50 вносятся изменения (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 20 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

С 01.01.2025 абз. 14 ст. 50 утрачивает силу (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).

Действие абз. 14 ст. 50 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2025. О нормативах зачисления в федеральный бюджет соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018).

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 12 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 145-ФЗ)

С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 50 вносятся изменения (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 22.09.2009 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в абз. 19 ст. 50 вносятся изменения (ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ). См. будущую редакцию.

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 19.12.2006 N 237-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

водного налога — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 21.07.2014 N 249-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 07.03.2018 N 45-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 75 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзаце тридцать девятом настоящей статьи), — по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачиваемой на основании налогового уведомления налогоплательщиками, для которых выполнено условие, предусмотренное абзацем четвертым пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

Налог на сверхдоходы в России: особенности и последствия

Что стало с НДС и при чем тут НДФЛ?

Отвечая на поставленный выше вопрос, логично будет обратиться к еще одному недавнему нововведению в сфере налогообложения – увеличению НДС до 20%. Для понимания ситуации необходимо принять как данность, что схемы оптимизации налогообложения, в частности НДС, в нашей стране всегда имели определенную популярность, и, представляется, будут иметь ее вне зависимости от ставки налога.

Вместе с тем, за последние годы автоматизированные учеты и системы органов ФНС были существенно усовершенствованы, что повлекло за собой рекордные доначисления при выявлении «разрывов» в цепочках уплаты НДС. В частности, речь идет о СУР – системе управления рисками. Это аналитический компонент единого программного комплекса органов ФНС, способный выстраивать налоговые декларации, одновременно проверяя их достоверность. Результатом обработки данных является присвоение компаниям своего рода рейтинга, или цвета: красный, желтый, зеленый – в зависимости от наличия рисков и потенциальных претензий. Далее обработка полученной информации осуществляется уже в АСК НДС (автоматизированная система контроля).

Вся эта многоступенчатая система имеет лишь одну цель – выявлять недостоверность представленных сведений, пресекая использование тех самых схем оптимизации налогообложения «на грани».

Говоря же о НДФЛ, мы понимаем, что речь идет не о столь значительных суммах. Достаточно обратиться к среднему уровню зарплат в стране на сайте Росстата. А значит и интерес налоговых органов в данном случае значительно меньше: экономический эффект от внедрения подобных аналитических механизмов будет несравнимо ниже. То есть, чем больше сумма потенциально взимаемого налога / сбора, тем больше шансов на усиление внимания за его реальным поступлением в бюджет со стороны контролирующих органов.

Поступления налоговых отчислений в бюджет в последние годы продолжают расти. Например, на официальном сайте ФНС приводится значительный рост такого рода финансовых поступлений в бюджет в 2018 году в сравнении с 2017 годом, что удивительным образом совпадает с планомерным внедрением и вводом в действие вышеупомянутых аналитических инструментов (в частности, речь идет о инструменте «АСК НДС-2»).

Изложенное позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что уже в ближайший год можно ожидать новых «сюрпризов» со стороны ФНС как для налоговых агентов, так и граждан-плательщиков НДФЛ, т.к. экономический эффект от его корректного исчисления усилится.

Останется ли место схемам оптимизации налогов?

Уже довольно длительное время в публичном пространстве можно встретить страшилки о том, что ФНС вот-вот «займется физиками»: речь идет как о переводах между банковскими картами, так и о зарплатах в конвертах. И не безосновательно.

Задача любого контролирующего органа (ФНС – не исключение), не только и не столько наказать виновного за уже совершенное нарушение, сколько создать условия, при которых применение тех или иных схем ухода от налогов в сознании плательщика становится потенциально (в случае выявления) дороже, чем их уплата в бюджет. И это реально работает.

Однако, немалая часть налоговых правонарушений в части исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ, остается латентной: работодатели продолжают применять «комбинированную» систему оплаты труда своих сотрудников, когда часть заработной платы выдается в конверте. Отследить подобные явления более проблематично, нежели цепочки уплаты НДС. Кроме того, существует довольно массовая практика оформления сотрудников в качестве ИП и последующего заключения с ними гражданско-правовых договоров в целях вывода средств.

При этом подобные схемы используются уже довольно длительное время и никуда не денутся в одночасье. Таким образом представляется, что увеличение ставки налога может привести к незначительному росту практики «подгонки» цифр «официальной части» заработной платы до заветных 5 миллионов рублей подобными способами. Однако далеко не факт, что экономический эффект, в случае успеха, перевесит в сознании плательщиков страх перед возможными негативными последствиями в виде доначислений в бюджет со стороны ФНС.

Все это, в комбинации с возможным грядущим внедрением новых аналитических инструментов со стороны ФНС, вряд ли будет способствовать росту популярности схем ухода от уплаты в бюджет дополнительных двух процентов НДФЛ.

Куда идут наши налоги: сколько денег остаётся в крае и почему бюджет потеряет до 11% доходов

По итогам прошлого года в Приморье собрали более 132 млрд рублей налогов, 85% из которых остались в казне региона и его населённых пунктов. Финансовые потери бизнеса и населения из-за эпидемиологической обстановки приведут к потере в 2020 году почти 11% доходов бюджета края. VL.ru подсчитал, сколько собранных за 2019 год денег осталось в нашем крае, а сколько — ушло в «центр», и от каких сфер бизнеса казна Приморья недосчитается налогов.

За 2019 год в Приморском крае было собрано более 132 млрд рублей налогов для наполнения федеральной казны и консолидированного бюджета региона. Это на 15% больше, чем в 2018-м. Более 112 млрд рублей (или 85%) остались в Приморье. Из них 22,7 млрд рублей отправились в местные бюджеты, в том числе в казну Владивостока.

Среди регионов Дальневосточного федерального округа Приморье оказалось на четвёртом месте по сбору налогов. На первом традиционно обосновался Сахалин, который обеспечил поступление в бюджетную систему 287,6 млрд рублей. Два следующих места за Якутией (249,2 млрд) и Хабаровским краем (143,5 млрд). Примечательно, что ещё 5-10 лет назад именно Приморье занимало лидерские позиции в налоговой сфере на Дальнем Востоке. Но постепенно край выбыл даже из тройки лидеров, хотя поступления растут как от малого бизнеса, так и от всех отраслей экономики в целом.

Население платит больше компаний

По видам сборов самый значительный взнос в региональный и местные бюджеты сделали жители края — налог на доходы физических лиц принёс 52,2 млрд рублей. За прошлый год поступления от НДФЛ выросли на 10%. Все эти деньги делятся между краевым и местными бюджетами. По нормативам Бюджетного кодекса РФ не более 85% сборов может пойти в казну региона, остальное — в местные бюджеты. Но краевые законодатели могут менять пропорции, увеличивая долю муниципалитетов. Так, например, во Владивостоке сверх положенных 15% остаётся ещё 4,5719% от собранного НДФЛ.

На втором месте по собираемости оказался налог на прибыль предприятий — почти 33,4 млрд рублей. Эти доходы распределяются между федеральной казной и бюджетом края. По итогам 2019 года в регионе осталось 85% от собранного налога на прибыль организаций.

Налог на имущество в 2019 году стал третьим по объёму — в бюджеты разных уровней от компаний и граждан поступило 12 млрд рублей (+2% к 2018-му). Основная часть — платежи организаций, которые оседают в казне края (11,3 млрд). Налог на имущество физлиц в 2019 году составил только чуть более 720 млн рублей — он полностью идёт в бюджет муниципалитетов, в том числе Владивостока. Переход на кадастровую стоимость при оценке недвижимости, вероятно, в следующие годы существенно поднимет налог для приморцев и поступления от его сборов в казну.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в 2019 году по сборам занял четвёртую позицию, добравшись до 11,4 млрд рублей. За год его объём вырос почти в четыре раза, в том числе из-за работы программы АСК-НДС-2, которая отслеживает всю цепочку контрагентов и сокращает количество попыток незаконного возврата НДС. Плюс сыграло свою роль повышение ставки НДС с 18 до 20%. Все сборы от НДС целиком и полностью отправляются в федеральный бюджет — в крае не остаётся ничего.

Земля, машины и игорный бизнес

Земельный налог пополнил краевой и федеральный бюджет на 2,8 млрд рублей, и здесь фиксируем падение — минус 9% к 2018 году. Хотя этот вид налога с рядовых приморцев за два года значительно вырос: в 2017 году собрали 382 млн рублей, а по итогам 2019-го — 620 млн рублей.

Транспортного налога с физлиц в нашем автомобильном регионе за 2019 год набралось на 1,8 млрд рублей. Все они остались в крае.

Не меньшими по значимости в Приморье стали сборы по акцизам на производство местного пива — 1,8 млрд рублей, которые полностью ушли в бюджет края. Они обогнали акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации. Эти акцизы в сумме 1,4 млрд рублей целиком ушли в федеральный бюджет. Примечательно, что Нижегородская область, где базируется ГАЗ, обеспечила сборы по акцизам на аналогичном уровне. Однако существенное снижение поступлений от акцизов на отечественные автомобили более чем очевидно — в 2018 году эта статья принесла бюджету 4,9 млрд руб.

Налог на добычу полезных ископаемых из Приморья принёс в разные бюджеты всего 502,7 млн рублей. Из них 168,5 млн ушли в федеральную казну, а 334,2 млн — в краевую.

В Приморье собирается и налог на игорный бизнес. Надо сказать, что поступления от него приходят не только от казино Tigre de Cristal, но и от многочисленных букмекерских контор, где делают, к примеру, ставки на спорт. В 2019 году этот налог принёс краевому бюджету 129,5 млн рублей, что на 12% больше прошлого года (по данным www.nalog.ru на 1 января 2020 года на основании отчёта по форме No 1-НМ).

Распределение налоговых поступлений из Приморского края за 2019 год по уровням бюджетов (в млрд рублей)

Сколько потеряют бюджеты

В пояснительной записке к краевому законопроекту о пониженных налоговых ставках для отдельных категорий бизнеса в Приморье прогнозировалось, что бюджет региона в этом году потеряет до 15 млрд рублей доходов. Это около 10% от всей казны Приморья. Одновременно рабочих мест могут лишиться до 10 000 жителей края, что означает потерю отчислений от НДФЛ в краевой и муниципальный бюджеты.

Среди сфер бизнеса за 2019 год лидерами по налоговым отчислениям в разные бюджеты являются оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение грузов. Так, например, предприятия торговли, включая ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, заплатили в общей сложности 21,3 млрд рублей. Организации из сферы транспортировки и хранения (водный, морской, железнодорожный транспорт и т. д.) — более 21,7 млрд рублей. Эти сферы бизнеса уже несут существенные потери из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Эксперты считают, что каждое третье российское предприятие покинет бизнес-поле в течение следующих трёх месяцев. В данном случае могут рухнуть и поступления от малого бизнеса Приморья, которые за прошлый год составили 9 млрд рублей. Сегодня в краевом реестре таких организаций числятся 88 444 субъекта бизнеса, а значит, могут остаться всего около 59 000 компаний и ИП.

Но уже сейчас внутри налоговых поступлений Приморья можно смело вычеркивать значительную часть 1,5 млрд рублей, которые в прошлом году принёс в краевой бюджет гостиничный бизнес и общественное питание. Вполне возможно, уйдут и поступления от организаций из сферы культуры и спорта — 1,4 млрд рублей.

Существенная корректировка ждёт и статью поступлений от деятельности железнодорожного транспорта. Междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки раньше приносили в краевой бюджет 3,3 млрд рублей.

Треть от этих сумм исчезнут в отчётах уже по итогам первого квартала: ряд компаний вряд ли покажет прибыль, а то и вовсе уйдёт в минус.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС (налог на добавленную стоимость) – косвенный налог, который включается в итоговую стоимость товара или услуги. В бюджет страны он перечисляется продавцом, однако на самом деле оплачивает его покупатель.

НДС предполагает многоступенчатую оплату налога, так как производство товара проходит несколько стадий (покупка сырья, производство материала, изготовление товара и т.д.). Он взимается только с добавленной стоимости, то есть с суммы, превышающей себестоимость.

Налог на добавленную стоимость товара в Беларуси

Основной законодательный акт, регулирующий действие НДС, – Налоговый кодекс РБ. В 2019 были внесены изменения и дополнения в кодекс, в том числе относительно налога на добавленную стоимость.

Плательщиками НДС, согласно кодексу, являются:

  • юридические лица (организации);
  • индивидуальные предприниматели с общим порядком налогообложения, указанных в статье 91 Налогового кодекса РБ;
  • доверительные управляющие;
  • в некоторых случаях – физические лица.

Согласно закону ИП признаются плательщиками при реализации товаров (работ, услуг), если сумма доходов за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь.

Иностранные предприятия, которые не должны отчитываться перед белорусской налоговой службой, но работающие на территории РБ, не являются плательщиками и не должны совершать уплату НДС. За них бюджет пополняют белорусские организации, которые приобретают у них товары или услуги.

Основные объекты налогообложения – это обороты по реализации товаров, услуг или имущественных прав.

С 2019 года больше не являются объектами налогообложения товары или услуги плательщика, который официально признан банкротом. Также – безвозмездное оказание услуг или передача товаров бюджетным медицинским учреждениям, образовательным или спортивным организациям. Еще один аннулированный с 2019 года объект – передача профсоюзным организациям товаров или услуг, которые были приобретены на средства отчислений нанимателя.

Полный список товаров или услуг, которые не являются объектом налогообложения, можно найти в статье 115 Налогового Кодекса РБ.

Налоговый период в белорусском законодательстве – календарный год. Отчетный период – квартал или месяц.

Ставка налога на добавленную стоимость

Ставки налога на добавленную стоимость могут быть разные – 0%, 10%, 20%, 25%. Ставки 0% и 10% являются льготными, основное значение – 20%.

0% – это реализация:

  • транспортных услуг;
  • товаров или услуг для стран ЕАЭС;
  • услуг по переоборудованию воздушных судов или железнодорожных составов для иностранных предприятий;
  • услуг, связанных с деятельностью аэропортов и т.д.

10% – это реализация:

  • некоторой сельскохозяйственной и животноводческой продукции;
  • некоторых товаров для детей из перечня, утвержденного Президентом РБ и др.

25-процентная ставка относится к реализации услуг электросвязи.

Все остальные случаи – 20%.

С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% больше не действуют.

Некоторые товары полностью освобождаются от НДС:

  • лекарства и медицинские изделия из перечня, утвержденного Президентом РБ;
  • некоторые медицинские услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги в области организации похорон;
  • туристические услуги;
  • работы по ведению личного подсобного хозяйства;
  • услуги в области космической деятельности.

Предприятия, в которых 30% сотрудников являются инвалидами, не обязаны платить НДС.

В Беларуси с 1 января 2021 года начал действовать обновленный Налоговый кодекс. В нем увеличена ставка НДС с 10% до 20% на отдельные импортные продовольственные товары, а также детские товары, начинает действовать ввозная ставка НДС в размере 10% на некоторые лекарственные средства и медицинские изделия.

Как вернуть налог на добавленную стоимость?

В некоторых случаях может быть уменьшена часть суммы налога на добавленную стоимость. Уменьшение суммы связано с тем, что предыдущий продавец уже заплатил НДС на своем этапе. Чтобы не платить уже уплаченный процент НДС вновь, предоставляется налоговый вычет.

Согласно статье 107 Налогового кодекса РБ налоговыми вычетами признаются суммы:

  • предъявленные продавцами-плательщиками НДС в РБ к оплате другому плательщику-резиденту РБ;
  • при ввозе товаров на территорию Беларуси;
  • уплаченные при покупке товаров или услуг у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в налоговых органах РБ.

Для того, чтобы сделать возврат НДС, плательщики обязаны предоставить в налоговую первичные учетные и расчетные документы от продавцов или документы о уплате НДС при импорте продукции в РБ.

Иногда сумма вычета превышает сумму налога, которую нужно заплатить. В этом случае разница возвращается плательщику.

Что говорит закон о НДС в РБ?

  • Налоговый Кодекс РБ. Раздел V, глава 14 ;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» ;
  • Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» .

Краткие выводы

  1. Налог на добавленную стоимость, или НДС – важный косвенный налог. Это так называемый налог на потребление. То есть оплачивают его потребители, однако физический взнос в бюджет делают продавцы товаров или услуг.
  2. Основной законодательный акт, который регламентирует НДС в Беларуси, – это Налоговый Кодекс РБ. В 2019 году в него внесли правки и дополнения.
  3. Основная ставка НДС в Беларуси – 20%. Однако для некоторых товаров и услуг действуют ставки 0%, 10% и 25%.
  4. Не облагаются налогом на добавленную стоимость некоторые медицинские услуги и препараты, ветеринарные услуги, услуги в сфере организации похорон, в космической области и туристические услуги.

Основные вопросы о НДС

Как рассчитать налог на добавленную стоимость?

Расчет НДС – сложная процедура. Поэтому лучше всего обратиться к специальным онлайн-калькуляторам, в которых уже встроены математические алгоритмы расчета.

Какой НДС в Беларуси?

Основная ставка – 20%, однако в некоторых случаях, указанных в Налоговом кодексе, действует ставка 0%, 10%, 25%. С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% не применяются.

Кто платит налог на добавленную стоимость?

Плательщиками являются в первую очередь юридические организации, зарегистрированные в налоговых органах РБ, доверительные управляющие, а в некоторых случаях ИП и физические лица.

Что такое НДС простыми словами?

Это налог на сумму, превышающую себестоимость товара. С некоторой натяжкой можно назвать НДС налогом на прибыль, но с многоступенчатой системой оплаты.

Что означает «в том числе НДС»?

Если указана такая фраза, то в сумму уже включена сумма НДС. В некоторых чеках или прайс-листах указаны суммы с учетом НДС («в том числе НДС»), а в некоторых – нет («без учета НДС»).

Кто платит налог на добавленную стоимость?

Непосредственно платеж в бюджет страны осуществляет продавец товара или услуги. Но расходы ложатся на покупателя, потому что НДС включен в итоговую стоимость.

Доходы госбюджета Украины

Доходы государственного бюджета Украины в 2021 г. (млн. грн.)
2021 Доходы
на 01.02.2021 66209,2 за январь 66209,2
на 01.03.2021 143508,7 за февраль 77299,5
на 01.04.2021 251553,7 за март 108045,0
на 01.05.2021 357471,1 за апрель 105917,4
на 01.06.2021 476168,8 за май 118697,6
на 01.07.2021 591953,0 за июнь 115784,3
на 01.08.2021 681005,3 за июль 89052,3
на 01.09.2021 820578,2 за август 139573,0
на 01.10.2021 924479,5 за сентябрь 103901,3
на 01.11.2021 1019185,6 за октябрь 94706,1
план на 2021 1084034,3 выполнение 94,0%
  • значения показателя Доходы по месяцам даются нарастающим итогом
  • планируемое значение показателя дано по состоянию на 1 января 2021, без учета корректировок бюджета в течение года
  • См. также: https://www.treasury.gov.ua

Здесь приведены суммарные данные по доходам Государственного бюджета Украины, включающие поступления как в общий фонд, так и в специальный фонд госбюджета. Большую часть госбюджета (более 90%) составляет общий фонд, средства которого предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов (т.е., не направляются на конкретную цель). Специальний фонд предусматривает предметно-целевое использование бюджетных средств (т.е., для финансирования конкретных целей).

Доходы государственного бюджета Украины по статьям доходов в 2021 г. (млн. грн.)

на 1.11.2021 Код бюджетной
классификации
Доходы
Всего 1019185,6 100.00%
Налоговые поступления 10000000 856425,8 84.03%
Налоги на доходы, прибыль и увеличение рыночной стоимости 11000000 219747,5 21.56%
Налог на доходы физических лиц 11010000 109621,6 10.76%
Налог на прибыль предприятий 11020000 110125,8 10.81%
Рентная плата и плата за специальное использование природных ресурсов 13000000 43946,6 4.31%
Внутренние налоги на товары и услуги 14000000 558923,4 54.84%
Акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров 14020000 66284,0 6.50%
Акцизный налог с ввезенных в Украину подакцизных товаров 14030000 65664,3 6.44%
Налог на добавленную стоимость с отечественных товаров
(с учетом бюджетного возмещения)
14060000 128184,4 12.58%
Налог на добавленную стоимость с импортных товаров 14070000 298790,7 29.32%
Налоги на международную торговлю и внешние операции 15000000 30792,0 3.02%
Ввозные пошлины 15010000 29756,3 2.92%
Вывозные пошлины 15020000 1035,7 0.10%
Сборы на топливно-энергетические ресурсы 17000000 0,5 0.00%
Другие налоги и сборы 19000000 3015,7 0.30%
Неналоговые поступления 20000000 151067,1 14.82%
Доходы от собственности и пред­принимательской деятельности 21000000 53420,9 5.24%
Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хоздеятельности 22000000 10253,1 1.01%
Прочие неналоговые поступления 24000000 13299,4 1.30%
Собственные поступления бюджетных учреждений 25000000 74093,7 7.27%
Доходы от операций с капиталом 30000000 306,4 0.03%
Поступления от продажи основного капитала 31000000 29,8 0.00%
Поступления от реализации государственных запасов товаров 32000000 250,1 0.02%
Средства от продажи земли и нематериальных активов 33000000 26,4 0.00%
Средства от зарубежных стран и международных организаций 42000000 724,3 0.07%
Целевые фонды 50000000 201,1 0.02%
Официальные (межбюджетные) трансферты 40000000 10461,1 1.03%

Cтруктура доходов Государственного бюджета Украины на 1.11.2021 по наиболее значимым показателям:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector