Возмещение земельного налога арендатором облагается НДС

Судья вс РФ подтвердил: компенсация арендодателю расходов по уплате земельного налога облагается НДС

«НДС: проблемы и решения», 2016, N 9

По результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик в нарушение положений гл. 21 НК РФ не включил в налоговую базу денежные средства, поступившие от компании-арендатора на основании заключенных с ней договоров долгосрочной аренды земельных участков. Указанные суммы по сути являлись компенсацией расходов арендодателя, связанных с уплатой им земельного налога по сданным в аренду земельным участкам. Не согласившись с такими выводами проверяющих, налогоплательщик обратился в суд.

Учитывая характер договорных отношений между участниками сделки, арбитры трех инстанций приняли точку зрения налогового органа: налогоплательщик занизил облагаемую базу по НДС. Какие нормы законодательства он нарушил? Ответ — в Постановлении АС МО от 05.05.2016 N Ф05-5070/2016 по делу N А40-144005/2015.

Добавим, что Определением ВС РФ от 12.08.2016 N 305-КГ16-10312 налогоплательщику отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Суть налогового спора

Общество, судя по декларации по НДС с нулевыми показателями, в проверяемом периоде (II квартал 2014 г.) деятельность не осуществляло. Зато у него есть в собственности несколько (точнее, три) земельных участков, которые оно в 2013 г. сдало в долгосрочную аренду коммерческой организации с отсрочкой уплаты арендных платежей почти на шесть лет (предельный срок погашения обязательств — 31.01.2019).

При заключении договоров размер арендной платы установлен: по участку N 1 — 232,82 руб/кв. м, по участку N 2 — 176,3 руб/кв. м, по участку N 3 — 106 руб/кв. м.

Кроме того, в одном из пунктов договоров было предусмотрено, что арендатор обязан возмещать обществу-арендодателю сумму земельного налога и (или) авансовых платежей по нему, начисленных по сданным в аренду земельным участкам. Соответствующие денежные средства арендатор должен перечислять на расчетный счет арендодателя или указанного им лица.

Исполнял или нет арендатор данное условие договоров в течение периодов, предшествующих тому, что проверили налоговики, из содержания судебных актов по делу однозначно установить невозможно. Такой информации они не содержат. Зато есть другие интересные сведения.

В соответствии с дополнительными соглашениями от 01.04.2014 размер арендной платы уменьшился до микроскопических размеров. Судите сами. По новым условиям договоров величина арендной платы составила: по участку N 1 — 0,14 руб/кв. м, по участку N 2 — 0,1 руб/кв. м, по участку N 3 — 0,06 руб/кв. м (жаль, в судебных решениях не указана площадь земельных участков, что позволило бы оценить последствия изменения условия договоров).

За такое почти многотысячное снижение арендной платы, которая к тому же фактически не уплачивалась с момента заключения договоров, арендатору было предписано перечислить на счет общества денежные средства в сумме, равной земельному налогу за IV квартал 2013 г. и I квартал 2014 г. Срок для этого — пять дней с момента заключения дополнительных соглашений.

Хотя и с опозданием, но арендатор данную обязанность исполнил. В июне 2014 г. он перечислил на счет общества нужную сумму (правда, только за один квартал) — чуть более 4,6 млн руб. На следующий же день эти денежные средства были внесены в бюджет в счет погашения задолженности по уплате авансовых платежей по земельному налогу за II квартал 2013 г. (получается, что ранее арендатор все-таки не выполнял условие договоров о возмещении расходов общества по уплате названного налога).

Налоговый орган расчетным путем (по ставке 18/118) выделил из спорных денежных средств сумму НДС. Выявленная недоимка составила около 706 тыс. руб.

Позиция налоговой инспекции

Контролеры квалифицировали перечисленные арендатором денежные средства в качестве возмещения затрат арендодателя по уплате им земельного налога за сданные в аренду земельные участки. Такое возмещение прямо предусмотрено договорами аренды. Спорные суммы в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат учету в налоговой базе по НДС в качестве денежных средств, связанных с оплатой реализованных услуг. Этого проверяемым налогоплательщиком сделано не было, что является занижением налога, подлежащего уплате в бюджет.

По мнению инспекции, сумма 4,6 млн руб. должна быть квалифицирована как предоплата по договорам аренды и отражена по строке 070 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав» разд. 3 декларации по НДС за II квартал 2014 г.

Доводы налогоплательщика

Общество, разумеется, не согласилось с выводами инспекции. Никакого занижения налоговой базы по НДС не было. Ведь спорные выплаты не являются компенсацией и не входят в арендную плату. Они вообще не имеют отношения к сдаче земельных участков в аренду (но почему-то прописаны в договорах аренды). Причем на указанные выплаты обществом не выставлялся счет-фактура. А это значит, что в любом случае основание для начисления НДС отсутствует.

Снижение изначально установленного размера арендной платы налогоплательщик объяснил просто: оно было обусловлено необходимостью изменения вида разрешенного использования земельных участков. К тому же налоговый орган не исследовал соответствие цены договоров аренды ее рыночному уровню. Поэтому нет оснований для выводов о занижении суммы арендной платы.

Кроме того, общество вменило в вину судьям, что они при вынесении решений не применили положения пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ и не освободили от ответственности за занижение налога ввиду наличия обстоятельств, исключающих его вину. Ведь, не облагая спорные выплаты НДС, налогоплательщик (по аналогии с коммунальными платежами) руководствовался п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@.

Суть разъяснений ведомства сводится к следующему. Если взимаемые арендодателем с арендатора платежи за коммунальные услуги не являются частью арендной платы, то данные платежи (по сути, компенсационные выплаты на возмещение расходов арендодателя по содержанию сданных в аренду помещений) последний не учитывает при определении налоговой базы по НДС. Поэтому арендодатель на сумму выплат счет-фактуру не составляет и арендатору его не передает.

Суды трех инстанций с обозначенными доводами налогоплательщика единодушно не согласились. Вот какими нормами закона они руководствовались, вынося решение в пользу контролеров.

Позиция арбитров

Суды отметили, что в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды. При этом стороны могут предусмотреть в договоре сочетание форм арендной платы, перечисленных в п. 2 той же статьи, или иные формы оплаты аренды.

Из п. 1 ст. 424 ГК РФ следует, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Следовательно, в гражданско-правовых отношениях цена определяется соглашением сторон договора, если законом не предусмотрено иное.

В пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплено, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог, являются объектом обложения данным налогом (ст. 389 НК РФ).

В силу положений ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. В свою очередь, не являются плательщиками названного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, организация, пользующаяся землей на основании договора аренды, земельный налог не платит. По закону эта обязанность возложена на собственника участка. Хотя в договоре аренды может быть предусмотрена компенсация земельного налога, которая, полагают арбитры, будет считаться составной частью арендной платы.

Проанализировав положения договоров аренды и дополнительных соглашений к ним, выписку движения денежных средств на банковском счете проверенного налогоплательщика, суды пришли к выводу: спорные суммы являются компенсацией расходов общества на уплату земельного налога за переданные в аренду участки земли. Спорная компенсация имеет прямое отношение к сдаче участков в аренду и фактически считается дополнительной платой, взимаемой с арендатора за пользование ими. Она (плата), по мнению судей, подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании следующих норм закона.

Арбитры отметили, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг считается их возмездное оказание одним лицом другому лицу. В целях обложения НДС выручка, полученная от оказания услуг, определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате данных услуг, полученных в денежной и (или) в натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ). В свою очередь, при реализации услуг налоговая база рассчитывается как их стоимость, устанавливаемая с учетом цен, определяемых на основании ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). При этом в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база рассчитывается с применением положений ст. ст. 155 — 162 НК РФ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, исчисляемая в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В силу п. 4 ст. 164 НК РФ при получении предусмотренных ст. 162 денежных средств, которые связаны с оплатой товаров (работ, услуг), налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, установленной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Руководствуясь перечисленными нормами гл. 21 НК РФ, суды трех инстанций пришли к выводу: общество не исполнило обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС с денежных средств, поступивших ему от арендатора земельных участков в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Полученную от арендатора денежную компенсацию указанных расходов арендодатель должен включить в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как имеющую прямое отношение к договору аренды и связанную с платой за услуги по предоставлению в аренду земельных участков.

Делая такие выводы, суды, конечно, исходили из конкретных обстоятельств дела. Изменение условий договоров в части многократного снижения величины арендной платы, отсутствие перечислений арендных платежей (даже в уменьшенном размере) в течение всего срока действия договоров, получение от арендатора денежных средств лишь для погашения долгов арендодателя по уплате земельного налога — все эти обстоятельства, по мнению арбитров, свидетельствуют о цели заключения и исполнения договоров аренды — компенсации затрат собственника земельных участков на уплату земельного налога третьим лицом — арендатором. Соответственно, спорные суммы следует квалифицировать как плату за пользование земельными участками, которая подлежит обложению НДС.

Что касается довода налогоплательщика о невыставлении им счета-фактуры при получении данной платы, суды признали его неубедительным. В силу положений ст. ст. 168, 169 НК РФ общество обязано было составить счет-фактуру, отразив в нем размер возмещения и сумму подлежащего начислению НДС по расчетной ставке 18/118 на основании п. 4 ст. 164 НК РФ.

Печально, что арбитры не дали оценку доводам общества относительно указанного им в кассационной жалобе Письма ФНС России N ШС-22-3/86@. Вероятно, они сочли неуместным ставить знак равенства между земельным налогом и коммунальными платежами.

К тому же разъяснения налоговиков строятся на том, что компенсация арендодателю его расходов на содержание сданных в аренду помещений не включается в облагаемую базу при условии, что она не является частью арендной платы. Суды же, напротив, полностью уверены: применительно к анализируемому спору перечисленные арендатором денежные средства являются таковой.

Причем, по сути, никакого возмещения расходов и не было. Ведь у общества нет собственных средств (ввиду отсутствия деятельности и, как следствие, доходов) на исполнение обязательств по уплате в бюджет земельного налога. Фактически платеж был произведен арендодателем за счет тех денежных средств, что поступили от арендатора. Как иначе, кроме как платежи по договору аренды, могут быть квалифицированы спорные суммы, если за все время пользования земельными участками арендатор не уплатил обществу ни копейки. Поэтому вполне объяснимо, что судья ВС РФ (вслед за нижестоящими судами) при рассмотрении заявления общества констатировал следующее.

Вывод суда. В спорной ситуации возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик по закону обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере спорных сумм, компенсируемых ему арендатором. Эта выгода связана с оплатой услуг по предоставлению земельных участков в аренду, а потому подлежит учету в налоговой базе по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Подведем итог сказанному. Полагаем, нет достаточных оснований для распространения выводов судебных инстанций по рассмотренному спору на все иные случаи, когда по условиям договора аренды арендатор возмещает арендодателю понесенные им расходы по уплате земельного налога. Конкретные обстоятельства дела имеют немаловажное значение в вопросе квалификации тех или иных платежей в качестве арендных. А то, что налоговики и судьи тщательно изучают эти обстоятельства (одни в рамках налоговых проверок, другие в ходе судебных процессов), наглядно показало дело N А40-144005/2015.

И последнее. Для восстановления полной картины происходящего налоговикам и судьям не мешало бы выяснить, как квалифицирует анализируемые платежи другая сторона договорных отношений — арендатор. Вряд ли он захочет считать многомиллионные суммы безвозмездными пожертвованиями в пользу арендодателя. Наверняка арендатор пожелает учесть перечисления в расходах. А это можно сделать лишь в том случае, если они связаны с расчетами по оплате услуг, то есть являются платой за пользование земельными участками, на которую у плательщиков НДС начисляется налог.

Возмещение земельного налога арендатором облагается НДС

Услуги по предоставлению арендодателем коммунального имущества в аренду являются объектом обложения НДС

Юрлицо использует льготу по уплате земельного налога, но в случае предоставления в аренду земельного участка оно должно уплачивать налог на общих основаниях

СХ не может использовать для хранения спирта арендованное спиртохранилище, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр мест хранения другим СХ

Налоговый агент при выплате физлицу-арендодателю суммы коммунальных платежей обязан начислить, удержать и уплатить НДФЛ

Отдельная ставка государственной пошлины за нотариальное удостоверение договора оперативного лизинга движимого имущества не установлена

Субъект хозяйствования – собственник недвижимого имущества при предоставлении в аренду части помещений (отдельных комнат, офисов, квадратных метров) должен подать уведомление по ф. №20-ОПП

Если арендодателем получаются возмещения (компенсации) земельного налога и налога на недвижимость, такие средства являются составной частью арендной платы и облагаются НДС

Физлицо-«единщик» вправе сдавать часть нежилого помещения в аренду до 900 кв. метров при условии, что остальное нежилое помещение не находится в аренде

Плата за субаренду земельного участка государственной собственности не может превышать арендную плату

ЕCВ не начисляется на сумму арендной платы, выплаченной в пользу физлица по договору аренды недвижимого (движимого) имущества

Если орган местного самоуправления принял решение о новой нормативной денежной оценки земли с учетом требований относительно срока его принятия и обнародования, арендатор платит арендную плату, исчисленную с применением такой нормативной денежной оценки

Если арендодатель получает средства от арендатора в качестве возмещения расходов арендодателя, такие средства являются составной частью арендной платы и включаются арендодателем в базу налогообложения

Если оплата коммунальных платежей предусмотрена договором аренды, то возмещенная арендатором сумма коммунальных услуг плательщику единого налога полностью включается в доход плательщика единого налога от осуществления им деятельности по предоставлению недвижимости в аренду

При проведении расчетов в наличной форме за услуги по предоставлению в аренду недвижимого имущества, оплате коммунальных услуг, предусмотренных договором аренды, субъекты хозяйствования обязаны применять РРО или ПРРО

ФЛП, который предоставляет в субаренду жилые помещения только до 400 кв. метров (включительно) и/или нежилое помещение до 900 кв. метров (включительно), имеет право применять II группу ЕН при условии сдачи таких помещений в субаренду «единщикам» и/или населению

Налоговики привели правила корректировки финрезультата на налоговые разницы при наличии недоамортизированной части ремонта арендованного ОС

Сумма коммунальных платежей, которая по договору аренды возмещается арендатором отдельно от арендной платы, включается в доход юрлица-«единщика» – арендодателя

Мы уже рассматривали спорные вопросы нарушение условий договора лизинга со стороны лизингополучателя. В частности, если по инициативе лизингополучателя договор лизинга признан недействительным с момента его заключения. А как быть, если договор действителен, но лизингополучатель нарушает сроки оплаты?

В частности, собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков наносится меньше неудобств

Неустойка является самостоятельной формой имущественной ответственности, которая применяется в случае (после) прекращение договора, если наниматель не выполняет обязанности по немедленному возврату вещи

Законодательством не предусмотрено в одной декларации по плате за землю одновременно определять налоговые обязательства по налогу и арендной плате

Работник приобрел автомобиль и сдал в аренду предприятию, на котором работает. Арендованный автомобиль работник использует как в рабочее, так и в нерабочее время. Как правильно вести учет горючего на предприятии?

Сумма арендной платы, выплачиваемой по договору аренды движимого (недвижимого) имущества, подлежит обложению военным сбором на общих основаниях

Налоговики привели особенности обложения НДС операции по возврату арендованного имущества после улучшения его владельцу

Согласно судебному решению, если стороны согласовали, что смена директора предприятия-арендатора является основанием для расторжения договора, он подлежит расторжению

При расчете налога с нескольких объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физического лица, к объекту налогообложения, который используется для получения доходов, льготы не применяются

Самозанятое лицо вправе включить в расходы сумму оплаченных арендных платежей за следующий год, если это предусмотрено договором аренды

Арендатор–водопользователь является плательщиком рентной платы в случае использования воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах

Сумма арендной платы, выплачиваемой по договору аренды имущества, подлежит обложению военным сбором на общих основаниях

Минфин утвердил очередные изменения в НП(С)БУ и другие нормативные акты, касающиеся бухгалтерского учета. В частности, в первичном документе реквизит «единица измерения хозяйственной операции» нужно будет указывать в денежном и по возможности в натуральных измерителях. В форме Баланса и ф. №2-мс изменили код КОАТТУ на КАТОТТГ. Эти изменения действуют с 10 августа

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

  • Иностранные работники: прием на работу, налогообложение и страховые взносы
  • Деятельность ИП
  • Гражданское законодательство
  • Документооборот
  • ЕНВД
  • Закупки
  • Кассовые операции
  • Налог на прибыль
  • Налоговые проверки
  • НДС
  • НДФЛ
  • Общества с ограниченной ответственностью
  • Практические советы по работе с Системой КонсультантПлюс
  • Процессуальные вопросы
  • Регистрация ИП и юридических лиц
  • Реклама
  • Страховые взносы
  • Торговый сбор
  • Трудовое законодательство
  • УСН

НДС при аренде основных средств

Ответ:

Возникновение обязанностей по начислению НДС зависит от вида передаваемого в аренду объекта, а также налогового статуса сторон договора.

Обоснование:

Аренда основных средств вызывает у бухгалтеров немало вопросов, касающихся распределения расходов между сторонами договора и их документального подтверждения. При этом следует иметь в виду последствия арендных операций для целей расчета НДС.

Возникновение обязанностей по начислению НДС зависит от вида передаваемого в аренду объекта, а также налогового статуса сторон договора:

  • сдача в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории России, облагается НДС, так как данная услуга признается оказанной на территории России (ст. 146 НК РФ);
  • при передаче в аренду автотранспортных средств НДС необходимо начислять, только если арендодатель зарегистрирован в качестве налогоплательщика на территории России;
  • если же в аренду сдаются иные движимые объекты (за исключением автотранспортных средств), то данная операция облагается НДС в случае, когда арендатор является российской организацией или индивидуальным предпринимателем.

В налоговую базу по НДС следует включить все платежи, связанные с арендой. В частности, Верховный суд указал, что дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога имеет прямое отношение к договору аренды, поэтому должна быть также учтена при формировании налоговой базы (Определение ВС РФ от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 по делу № А40-144005/2015).

Если арендодатель, помимо предоставления в пользование зданий или помещений, оказывает арендатору услуги по их обслуживанию или эксплуатации, то исчисление НДС и составление счетов-фактур должно производиться применительно к каждому виду услуг. Так, в случае, когда арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению коммунальных услуг (в том числе, на основании отдельного посреднического договора), то с вознаграждения от посреднических услуг арендодатель должен рассчитать НДС дополнительно, исходя из норм статьи 156 Налогового кодекса.

Но если арендатор повредил арендованное имущество и компенсирует арендодателю его стоимость, то объект обложения НДС не возникает. По смыслу норм гражданского и налогового законодательства возмещение собственнику убытков в размере стоимости поврежденного или утраченного имущества является гражданско-правовым способом возмещения ущерба, а не реализацией (письма Минфина России от 29.07.2013 № 03-07-11/30128, от 13.10.2010 г. № 03-07-11/406, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2014 № А13-4941/2013).

Нередко размер арендной платы устанавливается в условных единицах с оплатой в рублях по курсу, установленному договором. В этом случае при получении авансового платежа арендодатель должен начислить НДС исходя из полученной суммы. А на расчетную дату, определенную договором для признания оказанных услуг по аренде, рассчитать стоимость аренды за прошедший период (месяц, квартал) в рублях, включая оплаченную и неоплаченную части. В соответствии с пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса по обязательствам, оплата которых предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, условные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки (выполнения работ, оказания услуг). Однако Минфин России уточняет, что пересчитать в рубли по курсу на день отгрузки нужно только неоплаченную часть аренды (письма Минфина России от 23.12.2015 №03-07-11/75467, от 17.01.2012 № 03-07-11/13). Исходя из данной оценки, арендодатель признает выручку от аренды, начисляет НДС «с отгрузки» и составляет счет-фактуру. А в случае 100% аванса стоимость аренды без учета НДС указывается в рублях исходя из размера полученной предоплаты без перерасчета на дату отгрузки (письмо Минфина России от 02.02.2012 № 03-07-11/28). Курсовые разницы, возникающие при доплате, учитываются у сторон договора в составе внереализационных доходов или расходов.

Согласно статье 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) счет-фактура должен быть выставлен не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Поэтому, по мнению Минфина России, выставление счета-фактуры с указанием арендной платы за конкретный месяц до окончания этого месяца (например, 20-го числа) противоречит налоговому законодательству. В то же время можно датировать арендный счет-фактуру последним числом месяца, за который начислена арендная плата (письмо Минфина России от 05.06.2018 №03-07-09/38397).

Нередкие споры вызывает необходимость начисления арендодателем НДС на сумму денежных средств, получаемых от арендатора в виде страхового возвратного депозита (обеспечительного платежа). Под возвратным депозитом понимают сумму, которую арендатор перечисляет на счет арендодателя и из которой погашается долг в случае нарушения арендатором условий договора аренды, в частности, если арендатор допускает просрочку оплаты.

По мнению Минфина России, средства возвратного депозита приравниваются к авансу и подлежат включению в налоговую базу по НДС (письма Минфина России от 16.08.2016 г. № 03-07-11/47861, от 12.01.2011 № 03-07-11/09, от 21.09.2009 № 03-07-11/238 и др.).

Однако важно учитывать положения статьи 381.1 Гражданского кодекса, которые определяют суть и порядок использования обеспечительного платежа. Обеспечительный платеж признается Гражданским кодексом в качестве способа, гарантирующего исполнение обязательств (статьи 329, 381.1 ГК РФ). Данный платеж засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, например, при повреждении арендованного имущества. В случае, когда такие обстоятельства в установленный срок не возникают, обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Поэтому в тех случаях, когда обеспечительный платеж, не использованный при наступлении предусмотренных договором обстоятельств, подлежит в полном объеме возврату, то он не должен включаться в базу по НДС (определение Верховного суда РФ от 11.11.2014 №306-КГ14-2064). Если же договор предусматривает зачет обеспечительного платежа в счет оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), не освобождаемых от обложения НДС, то полученную сумму арендодатель должен включить в налоговую базу по НДС (письмо Минфина России от 03.11.2015 г. № 03-03-06/2/63360).

Для исключения споров о необходимости начисления арендодателем НДС на сумму обеспечительного платежа, в договоре следует указать, подлежит ли эта сумма зачету в счет оплаты аренды и на какую дату (например, на дату внесения арендной платы за последний месяц). А если обеспечительный платеж засчитывается в качестве оплаты на основании дополнительного соглашения, то НДС необходимо начислить в периоде зачета задатка в счет оплаты (определение Верховного суда РФ от 11.11.2014 №306-КГ14-2064).

Если арендатор является плательщиком НДС, а арендованный объект используется им для деятельности, облагаемой НДС и не освобожденной от налогообложения, то суммы НДС, предъявленные арендодателем по счету-фактуре, арендатор вправе принять к вычету.

При получении от арендодателя счета-фактуры на перечисленную в предыдущем квартале арендную плату после окончания данного квартала, но до установленного срока представления декларации (25-го числа следующего месяца включительно), заявить вычет налога можно на выбор — либо в предыдущем, либо в текущем квартале (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 02.02.2016 г. № 03-07-11/4712). Кроме того, вычет НДС по аренде можно перенести на последующие налоговые периоды. В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса вычеты могут быть отражены в декларации за любой из последующих налоговых периодов в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следует обратить внимание на точку отсчета трехлетнего периода: это дата оприходования товара (работы, услуги). То есть НДС, предъявленный арендодателем, арендатор вправе принять к вычету в течение 3 лет с того периода, к которому относятся соответствующие расходы по аренде (письма Минфина России от 12.05.2015 г. № 03-07-11/27161, от 06.08. 2015 г. № 03-07-11/45515). При этом вычет на основании одного счета-фактуры может применяться частями в разных налоговых периодах, это не противоречит нормам Кодекса (письмо Минфина от 09.04.2015 №03-07-11/20293). Но декларацию с вычетами нужно подать, пока трехлетний срок не истек (определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).

Если организация (или предприниматель) арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления, то она становится налоговым агентом по НДС (ст. 161 НК РФ) Такая же обязанность возникает у арендатора при заключении трехстороннего договора аренды между арендатором балансодержателем (не относящимся к органам государственной власти или местного самоуправления) и органом государственной власти или уполномоченным им лицом (комитетом по управлению имуществом).

Вместе с тем если арендодателем является не орган государственной власти, а государственное унитарное предприятие или учреждение, за которым данное имущество закреплено на праве оперативного управления, то счета-фактуры выставляются арендодателем в обычном порядке. Сумма НДС включается в арендную плату, и налог платит учреждение, на балансе которого стоит это имущество.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговый агент должен удержать НДС с аренды госимущества по ставке 18/118. Поэтому важно, чтобы в договоре аренды было указано, включает ли установленная сумма арендной платы НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту.

Следует подчеркнуть, что налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить сумму НДС с арендной платы в бюджет, даже если он не является налогоплательщиком НДС, например, применяет спецрежим.

Автор: Сокуренко В.В.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Арендодателю — о последствиях экономии на земельном налоге

Автор: О. П. Гришина

Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель. Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему. Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

Арендатор не является плательщиком земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

О компенсации суммы земельного налога.

Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

[1] Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.

Возмещение земельного налога арендатором облагается НДС

Игорь Буевич, директор правового ООО «Юридические тонкости», тел. 276-62-21

Это время тихой сапой

Убивает маму с папой.

Наверно не ошибусь, если скажу, что все арендаторы, заключившие договоры аренды на помещения, здания и т.п., находящиеся в государственной собственности, компенсируют своим арендодателям налог на недвижимость и налог на землю исходя из размера арендуемой площади. Во всяком случае в Государственном учреждении «Главное хозяйственное управление» нам торжественно объявили о том, что все их арендаторы исправно и без шума платят эти платежи. Ими даже придуман (ни много ни мало) новый вид гражданско-правового договора – договор о возмещении налога на землю.

Конечно, суммы этих налогов невелики. Плюс к этому налоговики без сопротивления соглашаются с тем, чтобы арендаторы включали их в затраты. Плательщики (или, точнее, компенсаторы) исходят из того, что эти деньги поступят в бюджет, а потому данный процесс имеет ореол святости.

Имеет ли этот ореол святости что-либо общее с ореолом законности – таким вопросом задались мы однажды. И с некоторым удивлением получили отрицательный ответ. Интересно, что мы направили соответствующий запрос в вышеупомянутое учреждение, наивно надеясь на то, что получим аргументированный нормами права ответ. Ответ был таким: вы подписали договор, значит согласились возмещать нам налоги, поэтому платите, а если что-то не нравится – освободите арендуемые помещения. Правда, в письме вскользь было упомянуто, что разъяснения Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности являются обязательными для исполнения арендодателем. Все остальное, надо понимать, для этого учреждения не указ.

Звонок в Министерство по налогам и сборам не развеял туман. Поэтому на основе настоящей статьи нами в самое ближайшее время будет направлен официальный запрос в этот орган, с ответом на который мы обязательно познакомим читателей журнала.

А пока думающим, бесстрашным (может быть, даже где-то мужественным) директорам и бухгалтерам организаций-арендаторов предлагаем рассмотреть аргументы «за» и «против» по вопросу законности требования арендодателей о компенсации арендаторами налога на недвижимость и налога на землю. Выводы попробуйте сделать сами.

Аргументы «за»

1. Согласно п. 3 Порядка определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящиеся в государственной собственности (далее – Порядок), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.08.1996 № 302 (по состоянию на 12.03.2001) >>> (далее – Указ № 302), минимальная ставка арендной платы не включает соответствующие расходы по эксплуатации и текущему ремонту зданий и помещений, затраты на отопление и коммунальные услуги, налог на недвижимость, на землю и другие налоги и платежи, уплачиваемые за арендуемые помещения.

Уточняющий комментарий: необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что перечисленные платежи не включаются в арендную плату в ее минимальном размере. Автоматическая обязанность арендатора уплачивать (возмещать) все перечисленное Порядком, как видно из текста, не предусмотрена. Можно предположить, что перечисленные в п. 3 Порядка эксплуатационные и коммунальные расходы осуществляются по общим правилам гражданского законодательства, а именно в случае заключения соответствующего договора и при наличии факта оказания этих услуг. А налоги можно платить в том случае, если это предусмотрено законодательством о налогообложении, ибо гражданское законодательство такие вопросы регулировать не может.

2. Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности письмом от 05.01.2000 № 22-05/600-1 «О взимании налогов с арендной платы» разъяснила, что арендатор, кроме ставки арендной платы, оплачивает арендодателю налог на землю и налог на недвижимость, а также расходы по содержанию здания пропорционально занимаемой площади. Арендодатель из суммы арендной платы, которая является его выручкой, платит в бюджет все другие налоги и неналоговые платежи: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость; отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; отчисления в дорожный фонд пользователями автомобильных дорог и другие.

Уточняющий комментарий: упомянутое письмо является ответом на запрос, в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь оно не зарегистрировано и не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.

Согласно п. 2 Указа № 302 Республиканской комиссии по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности предоставлено право давать разъяснения о применении Порядка. В то же время Указом № 302 Республиканской комиссии не предоставлено право давать разъяснения по уплате налогов. Согласно ст. 2 и 7 Закона Республики Беларусь от 02.02.1994 № 2737-XII «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», ст. 11 Закона Республики Беларусь от 20.12.1991 № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» >>> (далее – Закон о налогах и сборах) контроль за соблюдением налогового законодательства, издание нормативных правовых актов и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов возложены на специальные государственные органы – налоговые органы.

Аргументы «против»

1. В соответствии со ст. 1 Закона о налогах и сборах юридические лица обязаны вносить в бюджет налоги и сборы в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 3 этого закона объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства не допускается.

Согласно ст. 2 Закона о налогах и сборах все суммы налогов и сборов зачисляются в бюджет Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о налогах и сборах один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за соответствующий период уплаты.

В п. 4.1 Инструкции указано, что в целях налогообложения к юридическим лицам, финансируемым из бюджета (бюджетным организациям), относятся организации, созданные государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеют текущий (расчетный) счет в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и ведут бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.

В п. 5–7 Инструкции предусмотрены случаи, когда плательщиком налога на недвижимость со стоимости арендованного имущества является арендатор. Рассматриваемый нами случай там отсутствует.

В соответствии с п. 20 Инструкции при сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных производственных и непроизводственных фондов, освобожденных от обложения налогом, а также основных производственных и непроизводственных фондов организаций, финансируемых из бюджета, указанные фонды (кроме сдаваемых в аренду организациям, финансируемым из бюджета) подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.

Уточняющий комментарий: Инструкция четко определяет, кто является плательщиком налога на недвижимость в том или ином случае, и не содержит указаний на то, что плательщик налога имеет право на его компенсацию.

3. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 18.12.1991
№ 1314-XII «О платежах за землю» (далее – Закон о платежах за землю) плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных Законом о платежах за землю и иными законодательными актами Республики Беларусь. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

В соответствии со ст. 5 Закона о платежах за землю плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Согласно ст. 20 Закона о платежах за землю основанием для исчисления земельного налога и арендной платы за землю является государственный акт на земельный участок, на право собственности на землю юридического лица, на право собственности на землю иностранного государства, удостоверение на право временного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка или сведения о наличии и качественном состоянии земель, представляемые ежегодно налоговым органам землеустроительной службой местных исполнительных и распорядительных органов. Согласно этой же статьи юридические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу, в случае сдачи (независимо от сроков) в аренду зданий (помещений), кроме их сдачи в аренду организациям, финансируемым из бюджета, уплачивают земельный налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование). С землевладельцев (землепользователей) и собственников земельных участков, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Уточняющий комментарий: Законом о платежах за землю предусмотрено, кто и при каких условиях является плательщиком налога на землю, и не предусмотрено право плательщика на его компенсацию.

4. Согласно ст. 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Как следует из п. 1 ст. 585 ГК арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), и она устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Уточняющий комментарий: ГК и другие акты законодательства об аренде (включая Указ № 302) предусматривают обязанность арендатора уплатить арендодателю арендную плату. Никакие иные платежи по договору аренды нормативными правовыми актами не предусмотрены.

Необходимо добавить, что согласно п. 3 ст. 391 ГК условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. В случаях, когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит законодательству. Как было указано выше, никакой диспозитивной нормы в отношении компенсации уплаченных арендодателем налогов законодательство не содержит.

В сущности можно задуматься над вопросом: а почему бы арендодателю не компенсировать за счет арендатора налог на прибыль, чрезвычайный налог, экологический налог, а также сборы и отчисления. Чем они хуже налога на недвижимость и налога на землю? Они ведь тоже не включаются в минимальную ставку арендной платы. Или надо сказать спасибо президенту за то, что он не упомянул их в своем Указе № 302? А если бы упомянул, то что бы было?

А, может, надо поступать так, как все поступают с налогом на добавленную стоимость? Ведь законодательством о НДС предусмотрено выставление этого налога к оплате при уплате арендной платы. И никому в голову не приходит спорить с законностью такого выставления и перечисления на счет арендодателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector