Упрощенная отчетность малого бизнеса

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество — субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) — 400 миллионов рублей;
— сумма активов бухгалтерского баланса — 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО — субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

12 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.

Какую отчетность сдают МП с правом вести бухучет упрощенным способом

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам.

Малые предприятия могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Перечень тех, кто может вести учет упрощенно приведен в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации (включая те, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают три миллиона рублей);
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п. 5 ст. 6 Закона No 402-ФЗ). К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации бюджетной сферы;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

К малым предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. К данной категории с 3 августа 2018 года могут относиться хозяйственные товарищества.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, без учета НДС за прошлый календарный год не должен превышать:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий.

Численность персонала малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

Условиями отнесения организации или ИП к малому предприятию являются не только фактическое соответствие определенным критериям, но и указание предприятия в едином реестре МСП на сайте ФНС. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Они приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19 апреля 2019 года № 61н.

Машиночитаемые формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма по КНД 0710096) рекомендованы ФНС России в письме от 25 ноября 2019 года No ВД-4-1/24013@.

Упрощение отчетности сводится к тому, что:

  • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах содержат сокращенный объем показателей (по группам статей, без детализации по статьям);
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности СМП.

Малые предприятия, имеющие право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме по общим формам

Упрощенный баланс

В упрощенной форме бухгалтерского баланса разделов и показателей существенно меньше, чем в стандартной форме: пять показателей в активе и шесть в пассиве. Их значения нужно приводить за три года по состоянию на 31 декабря.

В укрупненных строках баланса нужно поставить код того показателя, который имеет наибольший удельный вес в составе этого показателя.

Если вашей фирме необходимо пояснить какие-то показатели баланса и отчета о финансовых результатах, то к ним нужно составить еще и пояснения. В них нужно привести только самую важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние компании.

Упрощенный отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах для малых фирм состоит из семи строк. Отражать данные необходимо за отчетный и прошлый год. Расходы и убытки отражают в скобках. Выручку, как всегда, нужно отражать за вычетом НДС и акцизов, а в расходы по обычным видам деятельности включают себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

Формирование статей упрощенной формы отчета о финансовых результатах приведено в таблице.

Наименование строк упрощенного отчета Наименование и коды строк стандартного отчета
Выручка Выручка (2110)
Расходы по обычной деятельности Себестоимость продаж (2120), коммерческие расходы (2210) и управленческие расходы (2220)
Проценты к уплате Проценты к уплате (2330)
Прочие доходы Прочие доходы (2340)
Прочие расходы Прочие расходы (2350)
Налоги на прибыль (доходы), включая текущий налог на прибыль, отложенный налог на прибыль Присваивается код 2410 или 2460 в зависимости от того, какой показатель при формировании строки имеет наибольший удельный вес: налог на прибыль или иное (налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима)
Чистая прибыль (убыток) Чистая прибыль (убыток) (2400)

Упрощенный отчет о целевом использовании средств

Кроме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, малые предприятия должны представлять отчет о целевом использовании средств (приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. No 57н).

В отчете нужно отразить остатки целевых средств на начало отчетного года и на конец отчетного года.

В раздел «Поступило средств» вносят данные о средствах, которые поступили в виде добровольных, членских и вступительных взносов, а также о сумме средств, которые поступили от предпринимательской деятельности предприятия и от других поступлений. К другим поступлениям относится, в частности, материальная помощь от государства.

В разделе «Использовано средств» указывают конкретные цели, на которые были направлены целевые средства (например, благотворительность или целевые мероприятия).

Упрощенная отчетность малого бизнеса

Общероссийская линия по коронавирусу (круглосуточно)

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (с 9:00 до 18:00 по якутскому времени)

Федеральная налоговая служба (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

Управление Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

По вопросам трудовых отношений

Торгово-промышленная палата РФ (с 9:00 до 20:00 по московскому времени)

Горячая линия по вопросам предоставления услуг связи E-YAKUTIA (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

Центральный аппарат Росимущества (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

— предоставленные некоторым категориям организаций упрощенные, в сравнении с обычным, способы ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Информационное сообщение Минфина России от 19 января 2021 г. № ИС-учет-31 О применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
21 января 2021

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации наделены правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют, в частности, организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности следующие организации:

а) субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, определенных федеральными законами), доход которых, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — субъекты, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год не превышал 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);

б) некоммерческие организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами) в случае, когда они соответствуют одному из следующих условий:

доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), не превышавший 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);

является организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества, в том числе денежных средств, в который за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;

является организацией потребительской кооперации, осуществляющей деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В результате этого названные организации (если иное не установлено законодательством) получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.

Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета оформляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации». Последствия таких изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности размещается на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация».

Поправками от 29 декабря 2020 г. упразднен обязательный аудит годовой бухотчетности для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства и НКО. В результате они смогут с 2021 г. применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухотчетность начиная с отчетности за 2021 г.
В части малого бизнеса речь идет о субъектах с доходами до 800 млн и активами до 400 млн руб. Ранее это были выручка до 400 млн и активы до 60 млн.

Для НКО условия пересмотрели аналогичным образом. Также аудит упразднили для фондов с поступлениями до 3 млн и потребкооперативов.

Решение о применении упрощенных способов оформляется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Последствия изменений, которые влияют или могут влиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение средств, можно отражать в отчетности перспективно.

Бухгалтерская отчетность ООО на УСН

  • Все организации должны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года. Для ООО на УСН в законе нет исключений. Но все фирмы на УСН относятся к субъектам малого бизнеса, поэтому могут вести учет и отчитываться в упрощенном порядке. Расскажем, кому это доступно и как это сделать.

    Законы, регулирующие бухгалтерскую отчетность ООО на УСН

    Основной закон, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем сказано, что все организации должны вести учет и сдавать отчетность в обязательном порядке, независимо от системы налогообложения. То есть отчитываться должны и компании на упрощенке.

    ООО на УСН, которые относятся к СМП, могут организовать в компании упрощенный учет. Это не обязанность, а право. Можно работать в стандартном порядке, но это будет сложнее. Рекомендации по упрощенному учету даны в Приказе Минфина от 21.12.1998 № 64н. Выбранные способы учета и отчетности надо зафиксировать в учетной политике.

    Упрощенная отчетность ООО на УСН включает специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Других отчетов нет, пояснения и приложения тоже можно не сдавать. Формы утверждены Приказом Минфина РФ от 02.08.2010 № 18023 (ред. от 19.04.2019).

    При составлении бухотчетности нужно руководствоваться Законом № 402-ФЗ, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н.

    Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

    Сдавать упрощенную отчетность могут все организации, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета. Это все коммерческие организации, которые относятся к следующим категориям:

    • субъекты малого предпринимательства;
    • участники проекта «Сколково».

    Субъекты малого предпринимательства — организации, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек, доход не превышает 800 млн рублей, а также выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных п. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Под эти требования подпадают все организации на УСН, поэтому каждой из них доступен упрощенный учет.

    Все организации, о которых мы говорили выше, вправе самостоятельно выбирать, в какой форме вести учет и сдавать отчетность, — стандартной или упрощенной. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике.

    Только в общеустановленном порядке могут сдавать отчетность организации, которые подлежат обязательному аудиту, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, бюджетные организации, адвокатские коллегии и прочие, перечисленные в п. 5 ст. 6 ФЗ № 402-ФЗ.

    Требования к бухгалтерской отчетности организации на УСН

    Основное требование к упрощенной отчетности — наличие бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала и пояснения прикреплять не обязательно. А если решили прикрепить, их можно заполнить выборочно — только наиболее важной информацией.

    Даже если организация решила сократить объем информации и использовать упрощенные формы отчетности, она должна обеспечить соблюдение всех основных требований к ней, предусмотренных законом:

    1. Достоверность — помогает правильно понять финансовое положение организации, результаты ее деятельности и движение денежных средств.
    2. Полезность — помогает принимать решения, не содержать ошибок, давать возможность отслеживать тенденции и быть своевременной.
    3. Полнота — дает полное представление о состоянии организации и его изменении.
    4. Существенность — в отчетности есть все показатели, которые могут повлиять на решения пользователей.
    5. Нейтральность — отчетность удовлетворяет интересы всех групп пользователей.
    6. Последовательность — при составлении нужно придерживаться принятых форм и содержания, изменяя их лишь в исключительных случаях.

    Кроме того, отчетность должна быть составлена на русском языке и в тысячах рублей. Графы с отсутствующими показателями заполняются прочерком, отрицательные значения указываются в круглых скобках.

    График и порядок сдачи

    Бухгалтерскую отчетность все сдают в одинаковые сроки, в том числе те, кто отчитывается в упрощенном порядке. Организации на УСН должны отчитаться за 2020 год в течение трех месяцев с момента окончания отчетного периода, то есть календарного года. Для отчета за 2020 год — 31 марта 2021 года.

    Начиная с отчетности за 2020 год сдавать годовую бухотчетность все организации должны в электронной форме.

    Как заполнить упрощенную отчетность

    Обязательные формы — баланс и отчет о финансовых результатах. Заполнять их упрощенно — значит формировать показатели по группам статей без детализации.

    У баланса и отчета о финрезультатах практически одинаковая шапка. В первую очередь, в ней нужно указать дату или период. В балансе проставляется дата, по состоянию на которую он заполнен. В отчете — отчетный период, за который он составлен. Также указывается наименование юрлица, ОКПО, ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и адрес.

    Обе формы должен подписать руководитель или его представитель по доверенности. Только после этого она считается составленной.

    Рассмотрим порядок заполнения баланса и отчета о финрезультатах.

    Упрощенный баланс

    Упрощенный баланс, как и стандартный, состоит из активов и пассивов. Но детализация в нем гораздо скромнее. Активы включают в себя всего пять строк:

    1. «Материальные внеоборотные активы» включают основные средства и незавершенные капитальные вложения — разница между сальдо счетов 01 и 02, а также сальдо по счету 08.3 «Строительство объектов ОС».
    2. «Нематериальные финансовые и другие внеоборотные активы» — результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в НМА, отложенные налоговые активы и пр.
    3. «Запасы» — сумма сальдо по счетам учета материально-производственных запасов и затрат: 10, 41, 43, 45, 20, 44. Полученную сумму уменьшите на сальдо счета 42 по кредиту.
    4. «Денежные средства и эквиваленты» — все остатки в кассе, на расчетных и валютных счетах. По счетам бухучета эти данные содержатся на 50, 51, 52 счетах.
    5. «Финансовые и другие оборотные активы» — дебетовое сальдо по всем счетам, неучтенным в предыдущих строках, например, 60, 62, 76 и пр.

    Пассив включает шесть строк:

    1. «Капитал и резервы» — кредитовые сальдо по счетам 80, 83, 84 за вычетом сальдо счета 84 по дебету.
    2. «Долгосрочные заемные средства» — сальдо по кредиту счета 67.
    3. «Другие долгосрочные заемные средства».
    4. «Краткосрочные заемные средства» — кредитовому сальдо по счету 66.
    5. «Кредиторская задолженность» — сумма сальдо по счетам 60, 62, 76, 68, 69, 70, 71, 73 и субсчета 75.02.
    6. «Другие краткосрочные заемные средства».

    Итогом является баланс актива и пассива. Эти графы должны быть равны.

    Упрощенный отчет о финансовых результатах

    Упрощенный отчет о финансовых результатах содержит семь показателей из стандартного отчета.

    По строке «Выручка» указывается вся выручка за год, но без учета НДС. Ее можно получить, отняв от кредитового оборота по счету 90.01 дебетовый оборот по счету 90.03. Данные для строки «Расходы по обычной деятельности» даны в дебетовом обороте на счете 90, именно там учтены себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

    «Проценты к уплате» — вычитаемая величина, поэтому ее нужно указывать в круглых скобках. Сумму процентов можно получить из кредитового оборота по счету 66 в корреспонденции со счетом 91. Прочие расходы и доходы тоже должны быть зафиксированы на счете 91.

    Данные для строки «Налоги на прибыль (доходы)» будут равны данным налоговой декларации по соответствующей системе налогообложения. Декларация по налогу на прибыль, УСН, ЕНВД и пр.

    «Чистая прибыль/убыток» — все, что останется в компании. Эта сумма должна быть равна сумме всех показателей отчета о финансовых результатов за вычетом показателей в скобках.

    Как сдать бухгалтерскую отчетность через Экстерн

    Экстерн — система для электронной сдачи отчетности, которая доступна с любого компьютера. Она помогает сдавать через интернет отчетность в налоговую, Росстат, государственные фонды, ФСРАР и РПН. Формы отчетов и деклараций обновляются автоматически.

    Заполните отчет в Экстерне или загрузите готовый — сервис автоматически проверит документ на ошибки и сразу отправит получателю, если все в порядке. Статус отчета можно отслеживать в личном кабинете, а еще можно подключить смс-уведомления.

    Чтобы работать в Экстерне, понадобится электронная подпись. Все новые пользователи могут подключить тест-драйв и оценить возможности сервиса.

    Упрощенная отчетность малого бизнеса

    • Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса
    • Упрощение состава отчетности
    • Упрощение отчетности по объему информации
    • Итоги

    Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

    Условия отнесения предприятий к категории малого бизнеса установлены ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

    1. 25% предельно допустимая доля участия в уставном капитале организации:

    • РФ, субъекта или муниципального образования РФ;
    • общественных и религиозных организаций или объединений;
    • благотворительных или иных фондов.

    Исключение составляют активы инвестиционных фондов.

    2. Общая доля участия иностранного капитала и одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 49%. Исключения составляют:

    • хозяйствующие субъекты, применяющие или внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы ЭВМ, баз данных, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, ноу-хау), права на которые принадлежат учредителям, являющимся бюджетными или автономными учреждениями:
      • научными учреждениями;
      • образовательными организациями высшего профессионального образования;
    • юридические лица, участники которых относятся к организациям, получающим государственную поддержку инновационной деятельности согласно перечню Правительства РФ в формах, установленных законом «О науке и государственной научной политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

    3. Среднесписочная численность работников — не более 100 человек за предшествующий календарный год.

    4. Доход от реализации не превышает 800 млн руб. без НДС за предшествующий календарный год (п. 1 постановления Правительства от 04.04.2016 № 265).

    Какие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и какие это способы, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

    О том, что отличает бухучет, организуемый на предприятиях, относимых к малым, читайте в материале «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

    Упрощение состава отчетности

    Упрощение состава отчетности выражается в сокращении числа обязательных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

    Скачать актуальные бланки бухотчетности для малого предприятия можно здесь.

    Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

    О правилах заполнения дополнительных форм читайте в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

    Образец Пояснительной записки к упрощенной бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства вы можете скачать в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить оформить бесплатно.

    Упрощение отчетности по объему информации

    Упрощается и порядок детализации данных:

    • Баланс и отчет о финансовых результатах могут включать объединенные показатели; постатейная детализация необязательна (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н).
    • Малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково» имеют право на применение особых (менее детальных) форм отчетности, утвержденных приказом № 66н (п. 6.1 приказа № 66н, письмо Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).
    • Для предоставления отчетности в электронном виде используется формат, утвержденный письмом ФНС от 16.07.2018 №ПА-4-6/13687@.
    • Если организации необходимо предоставить дополнительные формы отчетности (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств), то она вправе включить в них только существенную информацию, важную для оценки ее финансового состояния (подп. «б» п. 6 приказа № 66н).
    • Для полного понимания особенностей формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах в приложении необходимо раскрыть положения учетной политики организации (информация Минфина России № ПЗ-3/2012).

    В то же время за малыми предприятиями закреплено право принимать решение о выборе формы отчетности для сдачи: упрощенной либо обычной, составляемой в общеустановленном порядке (п. 6 приказа № 66н). Решение должно быть принято руководством организации.

    Об особенностях составления бухотчетности для малых предприятий читайте в материалах:

    Итоги

    Некоторые юрлица имеют право выбора формы (полной или упрощенной) для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговый орган. К числу таких лиц относятся малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Упрощение отчетности происходит не только за счет сокращения числа отчетов, но и путем укрупнения их показателей.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector