ФНС отказывается от аннулирования деклараций?

Какие декларации и расчёты ФНС посчитает непредставленными

С 1 июля 2021 года в НК РФ появятся новые основания, при обнаружении которых декларации и расчёты будут считаться непредставленными. В таком случае налоговая направит уведомление, на которое нужно ответить исправленным отчётом. Если сделать всё быстро, просрочки не будет. Расскажем, как отчитываться по новым правилам.

Когда декларации и расчёты считаются непредставленными

С 1 июля 2021 года появятся новые случаи, при которых налоговая посчитает декларации и расчёты непредставленными. Поправки к ст. 80 НК РФ вносит Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Они будут действовать для деклараций и расчётов, поданных после 1 июля 2021 года.

Декларации и расчёты будут считаться непредставленными, если во время камеральной проверки выяснится, что они:

  • подписаны неуполномоченным лицом (директор отказался от подписи и представления декларации);
  • подписаны физлицом, которое дисквалифицировано за административное правонарушение и срок дисквалификации которого на момент даты представления отчётности не истёк;
  • подписаны УКЭП физлица, которое на дату подписания документа считается умершим по данным ЗАГС;
  • подписаны лицом, по которому в ЕГРЮЛ до даты подачи отчётности внесена запись о недостоверности сведений;
  • представлены юрлицом, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования юридического лица;
  • представлены с нарушением ряда особенно важных контрольных соотношений (далее — КС) для РСВ и декларации по НДС.

На КС остановимся отдельно.

Контрольные соотношения для РСВ

Если в РСВ нарушены КС, указанные в п. 7 ст. 431 НК РФ, расчёт не примут. Новости тут нет, такой порядок действует и сейчас. Напомним, что РСВ считается непредставленным, если:

  • есть ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений физлицам;
  • неверно рассчитана база по взносам на ОПС и сумма взносов;
  • суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
  • в расчёте указаны недостоверные персональные данные.

Контрольные соотношения для НДС

В ст. 174 НК РФ добавили п. 5.3, в котором говорится, что декларация по НДС должна соответствовать КС, чтобы её приняли. Проект приказа ФНС с 14 КС для проверки деклараций по НДС ещё 16 марта 2021 года внесён на федеральный портал проектов НПА.

Перечень КС не новый, они урегулированы письмом от 23.03.15 № ГД-4-3/4550@ и реализованы во многих учётных системах. Но раньше при их невыполнении налоговая не отказывалась принимать декларации.

Контрольное соотношение Расшифровка
1 р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 — ст. 190 гр. 3 Итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3, должна быть равна общей сумме исчисленного налога по разделу 3 за минусом всех вычетов раздела 3
2 ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) — (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6) Сумма налога к уплате, которая отражена по каждому разделу декларации 3, 4 и 6 за минусом вычетов по всем разделам 3, 4, 5 и 6 должна быть равна итоговой сумме к уплате, отражённой по строке 040 раздела 1
3 гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 + сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 050 прил. 1 к р. 9 — ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС] Общая сумма НДС по разделу 3 без учёта вычетов плюс сумма, уплаченная в качестве налогового агента по всем листам раздела 2, и сумма НДС, отражённая в разделе 4, должна быть сопоставлена с отражённым НДС по книге продаж и дополнительному листу книги продаж при его наличии
4 ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 — ст. 005 прил. 1 к р. 8] Общая сумма налоговых вычетов по разделам 3, 4, 5, 6 должна быть равна сумме вычетов по НДС в книге покупок и доп. листу к ней
5 сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8 Сумма НДС по всем счетам-фактурам в книге покупок должна быть равна итоговой строке НДС в книге покупок
6 стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДС Итоговая сумма вычетов по книге покупок (отраженная в строке 005 дополнительного листа книги покупок) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги покупок, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги покупок
7 сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 20 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 20 % в книге продаж
8 сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 10 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 10 % в книге продаж.
9 сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 18 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 18 % в книге продаж
10 ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 20 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 20 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
11 ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 10 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 10 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
12 ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 18 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 18 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
13 Плательщик, применяющий УСН, представил декларацию по НДС с заполненным разделом 12, но отсутствующей суммой налога к уплате по разделу 1 Организации на УСН, выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, заполняют в декларации разделы 1 и 12 (п. 3 Порядка заполнения, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Довольно часто налогоплательщики на УСН ошибочно заполняют другие разделы или забывают отразить сумму к уплате по строке 030 раздела 1 НДС.
14 Налогоплательщик УСН представил декларацию по НДС, в которой заполнен раздел 8 Чтобы принять НДС к вычету, нужно выполнить основные условия из п. 2 ст. 171, ст. 172 НК РФ. Одно из них: быть плательщиком НДС и не применять освобождение от этого налога. Таким образом, налогоплательщики на УСН права на вычет не имеют и поэтому книгу покупок не заполняют

Эти КС — простой контроль на итоговые суммовые показатели. В декларации нужно проверить суммы вычетов по налогу, восстановленный НДС, исчисленный налог, итоговую сумму НДС к уплате (возмещению) и суммовые показатели книг покупок и продаж.

Экстерн предупредит о нарушении контрольных соотношений по НДС и не даст отправить декларацию с ошибками.

Кроме того, с 1 июля 2021 года пояснения по запросу налогового органа при камеральной проверке декларации по НДС, не будут считаться представленными, если они направлены в налоговый орган не по установленному формату или на бумажном носителе. Такие изменения внесены в ст. 88 НК РФ. Сейчас непредставленными считаются только пояснения на бумажном носителе.

Как узнать, что в приёме отказали

Если налоговая обнаружит хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных выше, то в срок не позднее пяти дней со дня его установления уведомит вас о том, что декларация (расчёт) считаются непредставленными.

Для РСВ и декларации по НДС, в которых не соблюдаются контрольные соотношения, правила и сроки отличаются. Если отчёты сданы в электронном виде — налоговая уведомит вас не позднее следующего за получением рабочего дня. Если вы сдали РСВ на бумаге, то у налоговой будет 10 дней с момента получени. Для бумажной декларации по НДС другие сроки не предусмотрены.

Получив такое уведомление, налогоплательщик должен в пятидневный срок (10 дней, если уведомление получено на бумаге) представить декларацию или расчёт, в которых устранены несоответствия контрольным соотношениям. Если успеть вовремя, то налоговая будет считать, что вы отчитались в тот срок, в который сдали первый отчёт, признанный непредставленным.

Пример. Организация 26 июля 2021 (25 июля выпало на воскресенье) отправила первичную декларацию по НДС. В этот же день пришло уведомление о признании декларации непредставленной по невыполненным КС. Компания направила исправленную первичную декларацию 28 июля. Повторно направленная декларация принята успешно. В этом случае датой представления первичной декларации считается 26 июля.

Что грозит за непредставление декларации

Если налоговая посчитает декларацию непредставленной, то назначит штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной в срок суммы налога (взносов) по декларации за каждый полный и неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы.

Ещё одна мера — приостановление операций по банковским счетам. Тут нас ждёт единственное приятное изменение. Чтобы снизить риск блокировки за непредставление деклараций и расчётов, с 1 июля 2021 года до 20 рабочих дней увеличили срок, по истечении которого инспекторы смогут заблокировать счета по этой причине (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). По действующим правилам налоговая вправе заблокировать счёт, если декларация по итогам налогового периода, РСВ или 6-НДФЛ не сданы в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, налоговая за 14 дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам уведомит об этом налогоплательщика.

Подведём итоги — как будут принимать электронные декларации и расчёты с 1 июля

  1. Вы направляете первичную декларацию или расчёт в электронной форме.
  2. На отправленную отчётность поступает квитанция о приёме. С этого момента в течение одного дня налоговая начинает логическую проверку на правильность заполнения и соблюдение КС.
  3. В течение дня с даты приёма вам может поступить «Уведомление о признании декларации (расчёта) непредставленными» при выявлении ошибок.
  4. После получения уведомления нужно в течение 5 дней исправить ошибки и направить декларацию (расчёт) повторно. При этом менять номер корректировки не надо, он должен быть такой же, как и в отправленном отчёте, на который пришёл отказ. Если уложиться в срок, датой представления декларации (расчёта) будет считаться дата отправки первого отчёта с выявленными арифметическими ошибками.
  5. Если декларация (расчёт) сразу приняты успешно, вам поступит извещение о вводе без уведомления о непредставленности.

Помните, что декларацию (расчёт) всё ещё могут признать непредставленными, если найдут нарушения в порядке подписания или представления, о которых мы говорили в начале. В таком случае уведомление поступит в течение пяти дней после обнаружения таких обстоятельств.

Читайте также

  • Новый бланк декларации по НДС в 2021 году
  • Всё про 6‑НДФЛ: новая форма, контрольные соотношения, ставка 15 %
  • Декларация по налогу на прибыль: изменения в 2021 году
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Аннулирование деклараций по налогу на прибыль и по НДС: когда и как инспекции смогут отозвать уже сданную отчетность

18.10.2018

Налоговый кодекс не предусматривает процедуры отзыва (или аннулирования) представленных налогоплательщиком деклараций. Тем не менее, с недавнего времени инспекторы повсеместно аннулируют сданную отчетность. Теоретическая база под эту практику подведена письмом ФНС России от 10.07.18 № ЕД-4-15/13247. Оно посвящено двум видам деклараций: по налогу на прибыль и по НДС. Налоговики их аннулируют, если сочтут, что отчетность подписана неуполномоченными или неустановленными лицами.

В каком случае ИФНС отзовет декларацию

По логике чиновников, изложенной в комментируемом письме, если декларация подписана неуполномоченным или неустановленным лицом, ее нельзя признать сданной. Ведь, согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ, достоверность и полноту сведений в декларации должен подтвердить либо сам налогоплательщик, либо его уполномоченный представитель. И если налоговики сочтут, что указанное требование выполнено формально, а на самом деле подпись (собственноручная или электронная) принадлежит кому-то другому, декларацию отзовут, то есть аннулируют. Такие действия специалисты ФНС называют «профилактикой нарушений налогового законодательства».

Основания для отзыва декларации

Из комментируемого письма следует, что инспекторы не могут отзывать декларации всякий раз, когда им захочется. Аннулирование должно быть обоснованным, причем перечень оснований для отзыва является закрытым. В нем всего пять пунктов:

1. Руководитель не выдавал уполномоченному представителю доверенность на право подписания и сдачи деклараций, не участвовал в финансово-хозяйственной деятельности компании, не подписывал декларации, не сдавал их в ИФНС.

2. Руководитель, подписавший декларацию или выдавший доверенность уполномоченному представителю, был дисквалифицирован.

3. Ликвидированная компания сдала налоговую отчетность после даты ликвидации (либо ИП сдал декларацию по НДС после даты окончания предпринимательской деятельности).

4. Руководитель (уполномоченный представитель), подписавший декларацию, является недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.

5. Человек, который лично подписал декларацию, на момент подписания находился в местах лишения свободы.

Как инспекторы собирают доказательства

Чтобы применить указанные выше основания для аннулирования деклараций, налоговики должны собрать доказательства. Для этого им нужно, во-первых, обозначить круг подозрительных налогоплательщиков и, во-вторых, провести в отношении их мероприятия налогового контроля.

Какие налогоплательщики под подозрением

Согласно комментируемому письму, под подозрением находятся ИП и организации, имеющие признаки, которые свидетельствуют о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности.

Среди признаков есть «традиционные»:

· установлено «обналичивание» денежных средств;

· на протяжении долгого времени (нескольких предыдущих отчетных или налоговых периодов) сдавалась нулевая отчетность;

· сумма расходов приближена к сумме доходов;

· доля вычета по НДС составляет 98% от величины начисленного налога;

· организация не находится по адресу регистрации;

· налогоплательщик (организация или ИП) часто менял место постановки на налоговый учет;

· в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных об адресе, руководителе, учредителе организации;

· не устранены расхождения предыдущих периодов;

· сдавались «уточненки» с неверным номером корректировки.

Также есть признаки, которые касаются индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций и их представителей:

· руководитель организации или ИП не проживает там, где прописан;

· уполномоченный представитель зарегистрирован или проживает не в том регионе (субъекте РФ), где зарегистрирована организация или ИП;

· руководитель организации не получает зарплату;

· руководитель организации или ИП более двух раз не явился на допрос;

· руководитель или учредитель организации не является резидентом РФ;

· незадолго до сдачи отчетности в ЕГРЮЛ были внесены сведения о смене руководителя.

Кроме того, названы подозрительные признаки, относящиеся к текущей деятельности:

· среднесписочная численность работников равна 1 или 0;

· нет договоров аренды с собственниками помещений, используемых для ведения бизнеса.

Целый блок признаков касается банковских счетов:

· отсутствие расчетного счета в течение трех месяцев с даты создания организации;

· все расчетные счета закрыты;

· налогоплательщик открыл и (или) закрыл более десяти счетов;

· деньги проходят через расчетные счета «транзитом»;

· счета открыты в банках, которые находятся не в том регионе, где зарегистрирован налогоплательщик.

Наконец, среди признаков есть такие, в которых, на первый взгляд, нет ничего подозрительного. Однако специалисты ФНС поставили их в один ряд с «обналичиванием», отсутствием налогоплательщика по адресу регистрации, нулевой отчетностью и другими, не внушающими доверие обстоятельствами. К «условно подозрительным» признакам относятся:

· организация создана в 2017 году;

· руководитель организации или ИП явился на допрос с адвокатом.

Заметим, что список подозрительных признаков является открытым. При этом в комментируемом письме не уточняется, сколько из указанных признаков должно быть в наличии, чтобы налоговики начали проводить в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля.

Что ждет подозрительных налогоплательщиков

Подозрительных налогоплательщиков и их доверенных лиц пригласят на допрос в ИФНС. Директоров компаний и предпринимателей напрямую спросят, занимались ли они финансово-хозяйственной деятельностью, подписывали ли декларации, выдавали ли доверенности и получали ли сертификаты ключей электронной подписи. Причем налоговиков будут интересовать данные обстоятельства в отношении всех организаций, в которых этот человек является руководителем (учредителем).

Лиц, которые подписали и (или) сдали отчетность по доверенности, а также лиц, которые представляли интересы налогоплательщика при регистрации, попросят ответить, кто выдавал им доверенность. Также будут допрашивать заявителей, обратившихся в удостоверяющий центр за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или их доверенных лиц, чтобы установить, кто является настоящим владельцем ключа.

Если после всех допросов у инспекторов останутся сомнения, то они осмотрят помещения по юридическому адресу организации и запросят в банках сведения о лицах, открывших счета и указанных в банковских карточках. Помимо этого, сотрудники ИФНС истребуют в удостоверяющем центре информацию о лицах, которые обращались за получением сертификата ключа электронной подписи. И в довершение налоговики могут инициировать подчерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу документов, чтобы установить, кто в действительности их подписывал.

Процедура аннулирования декларации

Если в ходе описанных выше мероприятий налогового контроля будут выявлены основания для аннулирования декларации, налоговики поступят следующим образом. Прежде всего, обратятся в вышестоящий налоговый орган за официальным разрешением на аннулирование отчета. Получив разрешение в виде докладной или служебной записки, инспекторы переведут ранее принятую декларацию по налогу на прибыль или по НДС в реестр деклараций, не подлежащих обработке. Данный реестр ведется при помощи программного комплекса, которым пользуются все налоговые инспекции.

Затем в течение пяти рабочих дней налогоплательщику вышлют уведомление о признании декларации недействительной. Уведомление должно быть подписано руководителем ИФНС и направлено по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Бумажный экземпляр уведомления налогоплательщик может получить лично под расписку.

В комментируемом письме говорится, что отозвать можно лишь те декларации, по которым не истек срок, отведенный для камеральной проверки (напомним, что по общему правилу он составляет три месяца, а для деклараций по НДС — два месяца; Для аннулированных деклараций дата окончания «камералки» приравнивается к дате аннулирования.

Существует и другое ограничение: аннулировать декларацию по налогу на прибыль можно только в том случае, если она представлена по итогам налогового периода, то есть года. Таким образом, промежуточную отчетность по прибыли не аннулируют.

Последствия аннулирования декларации

На завершающем этапе (после отображения декларации в соответствующем реестре и признания ее недействительной) все начисления по аннулированной декларации сторнируются в карточке расчетов с бюджетом.

В комментируемом письме сказано, что если аннулирована исходная декларация, то по истечении 10 дней с момента отправки налогоплательщику уведомления ИФНС сможет заблокировать его банковский счет на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ. Если же отозвана уточненная декларация, блокировки не будет. В этом случае актуальной станет предыдущая «уточненка», а при ее отсутствии — исходная декларация.
Авторы письма умолчали о том, будут ли инспекторы в случае отзыва деклараций штрафовать налогоплательщиков на основании статьи 119 НК РФ за несданную отчетность. Можно лишь предположить, что налогоплательщику, у которого аннулирована декларация, грозит то же наказание, что и в случае настоящего (а не инициированного налоговиками) непредставления отчетности.

Насколько законно аннулирование декларации

Понятие «аннулирование декларации» в Налоговом кодексе отсутствует. По этой причине законность действий инспекторов, отзывающих представленную ранее отчетность, вызывает большие сомнения. Своим мнением по данному вопросу поделился Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»:

— Налоговый кодекс предоставляет инспекторам всего два варианта действий. Первый — отказать в принятии декларации (в частности, из-за того, что она подписана неуполномоченным лицом). Второй — принять декларацию и провести ее камеральную проверку. Такого варианта, при котором налоговики сначала принимают декларацию, а потом объявляют ее непредставленной, в НК РФ нет. Таким образом, правовой статус «аннулированных» или «отозванных» деклараций крайне сомнителен.

Незаконный характер указанных действий налоговиков отразился и на самой процедуре аннулирования. В ней заложено внутреннее противоречие. С одной стороны, декларация объявляется несданной со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, в программном комплексе налоговиков проставляется дата окончания «камералки», равная дате аннулирования. Получается, что камеральная проверка была начата и закончена, но декларация при этом не представлена. Такое положение дел, мягко говоря, абсурдно.

Налогоплательщикам, чьи декларации отозвали (аннулировали), следует отстаивать свои права. Обжаловать нужно либо уведомление о признании налоговой декларации недействительной, либо действия ИФНС по признанию декларации недействительной. А если заблокировали счет, то надо обжаловать еще и блокировку. Сначала нужно обратиться с жалобой в региональное Управление ФНС (на это отводится 1 год), а затем — в арбитражный суд (в течение 3 месяцев после получения отказа от УФНС).

Добавим, что компаниям и предпринимателям удается доказать в суде необоснованность отзыва деклараций налоговиками. Судьи, как правило, подтверждают, что отчетность была сдана в срок, а блокировка счета незаконна (см., например, постановления АС Уральского округа от 11.09.18 № Ф09-4202/18, АС Западно-Сибирского округа от 20.07.18 № Ф04-2705/2018 и от 31.08.18 № Ф04-3470/2018).

Как ФНС аннулирует декларации: новые ужесточения для бизнеса

Налоговая служба России выпустила письмо-инструкцию № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 г. о профилактике нарушений налогового законодательства. На мой взгляд, такая инструкция – это в чистом виде самодеятельность налоговиков, которая нарушает положения НК РФ, но закрепляет разрешенный государством беспредел со стороны налоговых органов и формирует коррупционную составляющую.

Что происходит

Уже около года налоговики применяют свою нигде не прописанную и, по этой причине, нигде не закрепленную государством процедуру: они не принимают декларации, которые подписаны, по мнению фискалов, сомнительным директором. Кроме того, при обнаружении разрывов по НДС в цепочке контрагентов сданные декларации обнуляют/аннулируют путем подачи нулевых деклараций (кто должен был подавать «нулевки» – оставалось загадкой).

Но с появлением этого письма ФНС появился новый механизм аннулирования декларации. В чем суть? В письме-инструкции приведен 21 признак фиктивных директоров фиктивных компаний/ИП с фиктивными операциями и декларациями. Некоторые из них – особенно впечатляют по своей распространенности и «невинности»:

  • подача уточненных деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • ИП или руководители юрлица уклоняются от явки на допросы (более двух раз);
  • допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);

Этот пункт вызвал бурную реакцию налоговых юристов, адвокатов и предпринимателей. Глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко 27 июля обратился к Генпрокурору РФ и главе ФНС России из-за этого пункта письма ФНС – попросил оценить его на соблюдение Конституции РФ, а у налоговиков скорректировать этот пункт письма.

  • ИП или руководители юрлица не проживают по месту регистрации;
  • доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  • вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год);
  • организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли «нулевую» отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес вычетов НДС составляет более 98%;
  • организации не находятся по адресу регистрации;
  • договора аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует;
  • руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации, руководителем которой являются;
  • налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
  • внесены сведения о смене руководителя организации незадолго до представления отчетности;
  • отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
  • расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
  • установлено «обналичивание» денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;
  • руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.

При выявлении одного или нескольких таких признаков налоговики не сразу аннулируют отчетность. Отдел камеральных проверок должен вначале провести проверку: допросы, осмотры помещений по юрадресу, экспертизу документов и информации на машинных носителях, истребовать документы у банков, у удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа проверки электронной подписи.

Если налоговики получают подтверждения своим подозрениям, то при поступлении налоговой декларации по НДС или налогу на прибыль они могут аннулировать вашу налоговую декларацию.

Многофункциональный центр ГАУ «МФЦ» Тверская область

Справочная и консультационная служба МФЦ:

Режим работы консультационной службы:

Понедельник — пятница с 08 :00 — 18:00,
Суббота, воскресенье выходные дни.

  • Услуги
  • Организации

Прием налоговых деклараций (расчетов)

Прием налоговых деклараций (расчетов)

  • Представление единой (упрощенной) налоговой декларации.
  • Предоставление налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию
  • Предоставление налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы
  • Представление расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ)
  • Представление налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов таможенного союза
  • Представление налоговой декларации по налогу на имущество организаций
  • Представление налоговой декларации по налогу на игорный бизнес
  • Представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)
  • Представление налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых
  • Представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
  • Представление налоговой декларации по налогу на прибыль иностранных организаций
  • Представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
  • Представление налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации
  • Представление налоговой декларации по водному налогу
  • Представление налоговой декларации по акцизам на табачные изделия
  • Представление налогового расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним
  • Представление налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)
  • Представление налоговой декларации по земельному налогу
  • Представление налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу
  • Представление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Представление налоговой декларации по транспортному налогу
  • Представление налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения
  • Представление расчета по страховым взносам
  • Представление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Представление налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций
  • Представление налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Единый портал государственных услуг

Согласие на обработку персональных данных

Продолжая пользование настоящим сайтом Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервиса «Яндекс Метрика».

Порядок обработки Ваших персональных данных, а также реализуемые требования к их защите, содержатся в Политике оператора в отношении обработки персональных данных.

Внимание! Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP — адресах, местоположение и т.д.) в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Если Вы не хотите предоставлять данные для хранение и обработки, пожалуйста, покиньте сайт.

Мертвым душам откажут в декларировании

В НК введут основания для отказа в приеме номинальной отчетности

Минфин подготовил поправки к Налоговому кодексу, которые содержат закрытый перечень случаев для отказа в приеме деклараций от налогоплательщиков. Таким способом ведомство намерено искоренить практику подачи притворных деклараций — в том числе неуполномоченными или дисквалифицированными лицами. В Федеральной налоговой службе поясняют, что проблема не выглядит надуманной — сумма «фиктивного» НДС, отражаемого в декларациях, представленных «фродовыми» компаниями, за год составляет более 140 млрд руб.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Минфин разместил на regulation.gov.ru проект поправок к ст. 80 и ст. 88 Налогового кодекса, утверждение которых позволит налоговикам не принимать так называемые притворные налоговые декларации. В пояснительной записке к проекту сказано, что анализ правоприменительной практики выявил «необходимость совершенствования борьбы с формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций (расчетов)», которые на деле подаются с целью избежать уплаты налогов.

Поправки определяют закрытый перечень из шести случаев, когда декларация будет считаться непредставленной и при выявлении которых налоговый орган будет отказывать в ее принятии.

Речь, в частности, идет о декларации, подписанной неуполномоченным, дисквалифицированным или уже умершим (согласно реестру ЗАГС) лицом. Другие ситуации — когда в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать от имени организации, или когда она вовсе исключена из реестра. Поправками оговаривается, что налогоплательщик будет вправе представить налоговикам пояснения в виде подтверждающих документов. Кроме того, до окончания камеральной проверки можно подать уточненную декларацию.

В ФНС “Ъ” пояснили, что применение риск-ориентированного подхода и анализ большого объема данных, которые предоставляет АСК НДС-2, показали, что сумма «фиктивного» налога, отраженная в декларациях, представленных «фродовыми» компаниями (от английского fraud — «мошенничество»), за год составляет более 140 млрд руб.

«Эти декларации формируют нереальные налоговые обязательства и разрывы»,— указали в службе.

Налоговики сейчас проверяют такую номинальную отчетность — запрашивают документы, привлекают свидетелей, проводят осмотры и экспертизы. В службе отметили, что изменения позволят препятствовать направлению отчетности номинальными компаниями, кроме того, при наличии доказательств можно будет признавать поддельные декларации непредставленными. Это «станет существенным препятствием для формирования фиктивных налоговых деклараций, а также позволит создать дополнительные сервисы для удобства бизнеса и сократить сроки и интенсивность налоговых проверок», надеются в ФНС.

Как президиум Верховного суда поддержал декларантов

Юристы отмечают, что намерение не признавать притворно поданные декларации у налоговиков существует давно. «Ранее уже было письмо ФНС, в котором говорилось о том, что делать инспектору для аннулирования таких деклараций,— говорит руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов.— Но письмо не заменяет норму права, появление такого законопроекта, по всей видимости, является развитием этой идеи». Он напоминает, что самая распространенная тематика налоговых споров в судах — это ситуации с фирмами-однодневками, в которых их директора, указанные в ЕГРЮЛ, во многих случаях отказываются от факта принадлежности к компании, а экспертизы показывают, что подписи под документами принадлежат не им.

Впрочем, опасается эксперт, новая норма может «задеть» и добросовестные компании.

«Можно представить опасения налогоплательщиков, которые будут рассуждать в такой логике: налоговики хотят упростить себе задачу по борьбе с фирмами-однодневками и взысканию налогов и потому стоит опасаться усиления аргументации со стороны ФНС доводом о том, что контрагент не представил декларацию»,— рассуждает Александр Ерасов. По его словам, аннулирование или отказ в принятии деклараций может добавить налоговикам аргументы при доначислениях добросовестному бизнесу — за недобросовестных часто приходится уплачивать налоги покупателям.

Руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов полагает, что проблема подписания декларации неустановленными лицами больше беспокоит не налоговиков, а самих налогоплательщиков. «Мы сталкивались с ситуацией, когда директор компании неожиданно узнавал, что кто-то якобы от его организации подал уточненную декларацию. Разрешить налоговым органам не признавать такие декларации поданными считаю правильным»,— сказал он “Ъ”. Эксперт не видит здесь угроз для добросовестных налогоплательщиков: «Основания для признания декларации неподанной четко прописаны — немного смущает только то, что эти факты налоговые органы должны установить в порядке ст. 90 НК (допрос свидетеля)».

Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций

Министерство финансов опубликовало на regulation.gov.ru проект федерального закона, который определяет закрытый перечень оснований для отказа в приёме деклараций от налогоплательщиков. Авторы инициативы предлагают внести изменения в ст. 80 и ст. 88 Налогового кодекса.

В пояснительной записке объясняется: подготовка проекта обусловлена необходимостью совершенствования борьбы с «формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом».

Законопроект включает в себя шесть оснований, при обнаружении которых налоговики смогут отказать в приёме декларации. Документ будет считаться непредставленным, если при проведении камеральной налоговой проверки выяснится, что он подписан неуполномоченным, дисквалифицированным или умершим (по данным реестра ЗАГС) лицом. В числе других предлагаемых причин для отказа:

  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о налогоплательщике или о его исключении из реестра;
  • наличие в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя.

Если налоговый орган узнает хотя бы об одном из этих обстоятельств, он должен будет в течение пяти дней сообщить налогоплательщику о признании декларации непредставленной.

В законопроекте уточняется, что у налогоплательщика будет право представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Поправки также предусматривают возможность подачи уточнённой налоговой декларации. В таком случае первая камеральная проверка прекратится и начнётся новая.

Что думают юристы

По словам старшего юриста Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × Марии Войтовой, предложенные поправки – не первая попытка борьбы с недостоверными данными, подаваемыми в налоговые органы. Два года назад ФНС выпустила письмо, в котором говорилось о возможности аннулирования налоговых деклараций в случае, если руководитель не проживает по адресу регистрации, вступил в должность незадолго до подачи отчётности и т.д.

«Письмо содержало достаточно размытые и, мягко говоря, спорные критерии для аннулирования деклараций, было подвергнуто широкой критике, в результате чего его отозвали с исполнения уже в ноябре 2018 года», — рассказала «Право.ru» Войтова.

Партнёр компании TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование × Алексей Артюх согласен с тем, что законопроект Минфина – это, по сути, легализация давней практики и пожеланий ФНС. Но, по мнению эксперта, предлагаемый механизм заявленных задач не решит. Напротив, он может создать риски для добросовестных налогоплательщиков в случае возникновения какой-либо проблемы, технического сбоя. Например, если в обществе появится новый директор, но информации о нём ещё не будет в ЕГРЮЛ, налогоплательщику придётся дополнительно подтверждать его полномочия, иначе «инспекция сочтёт его неуполномоченным лицом и откажет в приёмке декларации», что чревато пропуском срока декларирования и последующим штрафом.

Ситуация рабочая, но, по сути, это новый административный барьер и риск штрафа

Алексей Артюх, партнёр компании TAXOLOGY.

Эксперт также полагает, что предлагаемый механизм не поможет в борьбе с «техническим обнулением» и уточнёнными декларациями – поставить электронную цифровую подпись формально уполномоченного лица не составит проблем, отметил Артюх. По мнению эксперта, Минфин видит проблему, но предлагаемое решение не помогает её преодолеть.

«Необходимо понимать, что налоговые органы пытаются отчистить реестры от «фирм-однодневок», а законопроект – очередной наступательный шаг в этой борьбе. Безусловно, шаг важный, но искоренить практику подачи притворных деклараций такими действиями не выйдет. Скорее, данные меры позволят пресечь дальнейшие нарушения со стороны уже обнаруженных недобросовестных налогоплательщиков. Практика показывает, что подобные законопроекты, хоть и направлены на благое дело, скорее всего, ударят именно по обычным налогоплательщикам, а недобросовестные лица так и останутся в тени», — прокомментировала старший партнёр Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Владлена Варшавская.

Мария Войтова полагает, что законопроект может стать эффективным инструментом в борьбе с формально подданными декларациями, а также, что поправки положительно скажутся на добросовестных налогоплательщиках. По её словам, сегодня встречаются случаи «обнуления» деклараций добросовестных налогоплательщиков. Такое возможно в случае подачи нулевой уточнённой декларации по поддельной доверенности. «Хочется верить, что в случае принятия указанных изменений, такие ситуации также будут устранены и налоговые органы будут одинаково пристально проверять полномочия лиц, подписавших декларации, как в случаях подачи заведомо формальных деклараций «фирмами-однодневками», так и в случаях подачи уточненных «нулевых» деклараций якобы самим налогоплательщиком, который на самом деле их не подавал», — сказала Войтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector