Как правильно составить график внедрения профстандартов?

Внедрение профессиональных стандартов: с чего начать, как провести первые аналитические этапы проекта?

Целью внедрения профстандартов является:

обеспечение перехода организации на работу в условиях действия профстандартов;

совершенствование системы аттестации работников;

создание условий для качественного освоения работниками новых профессиональных компетенций, включенных в соответствующий профессиональный стандарт.

Задачами внедрения профстандартов являются :

1. Мониторинг (поиск) профстандартов по трудовым функциям, выполняемым работником;

2. Определение профессионального стандарта в соответствии с выполняемыми работниками трудовыми операциями и трудовыми функциями;

3. Установление соответствия квалификационных требований и требований к уровню образования, предъявляемых к должности внутри компании, требованиям профессионального стандарта;

4. Установление необходимости организации обучения и аттестации работников;

5. Организация информационного обеспечения по вопросу внедрения профстандартов;

6. Разработка методологии дальнейших действий по окончании внедрения профстандартов.

С чего начать внедрение профессиональных стандартов? Рекомендуем, в любом случае начинать с информирования руководителей структурных подразделений. В целях создания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов рекомендуется провести совещание (собрание) информационного характера.

На собрании Руководитель организации знакомит работников с нормативно — правовой документацией, регламентирующей порядок перехода на систему работы в рамках профстандартов, обсуждаются вопросы апробации и внедрения профстандартов той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация.

На собрании избирается Рабочая группа по адаптации и внедрению профстандартов. Состав рабочих групп формируется из числа работников организации, оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Рекомендуется включить в состав Рабочей группы следующих лиц:

Председатель (предпочтительно Руководитель организации или его заместитель)

Представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников

Специалист Службы управления персоналом по всем функциональным подразделениям

Руководитель Отдела труда и заработной платы

Руководители структурных (производственных) подразделений

В состав Рабочей группы так же могут входить и иные работники с учетом специфики организации, а так же внутренний или внешний эксперт. Например, если это образовательное учреждение, то имеет смысл включить в рабочую группу Методиста. Если же речь идет о внешнем эксперте, то организация может пригласить, например, одного из членов Отраслевого совета либо представителей организаций, специализирующихся на разработке проектов по внедрению профстандартов.

Основными целями работы Рабочей группы являются:

сбор и систематизация нормативного материала по вопросу внедрения профстандартов;

подготовка методических, аналитических и информационных материалов по рассматриваемым вопросам;

экспертный анализ по внедряемым профстандартам;

подготовка предложений по реализации проекта внедрения профстандартов;

Из числа рабочей группы выделяются ответственные лица, которым поручается поиск профстандартов для конкретного структурного подразделения. Составляет План-график мероприятий по внедрению профстандартов с контрольными точками — датами.

Оптимально именно руководителям структурных подразделений передавать задачу по осуществлению поиска профстандартов, которые могут содержать трудовые функции, выполняемые работниками данного структурного подразделения, либо это могут делать специалисты по управлению персоналом, если они достаточно хорошо знают не только структуру компании и содержание задач каждого структурного подразделения, но и в состоянии провести поверхностный смысловой анализ каждой профессии, должности.

На данном этапе руководитель каждого структурного подразделения должен осуществить поиск профстандартов, которые могут содержать трудовые функции, выполняемые работниками данного структурного подразделения. Поиск профстандартов осуществляется для каждой должности каждого структурного подразделения, имеющейся в штатном расписании организации.

Реестр профстандартов расположен на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: www.profstandart.rosmintrud.ru.

Рекомендуется осуществлять поиск необходимых профстандартов только на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, так как информация, полученная в иных источниках, например, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, может быть неактуальна на момент внедрения в организации профстандартов.

Профстандарты на сайте profstandart.rosmintrud.ru разделяются на группы по отраслям и видам деятельности.

Поиск профстандартов, которые могут регулировать деятельность работников организации можно начать с «отсеивания» тех групп профстандартов, которые очевидно не подходят, а в оставшихся группах ознакомиться со всеми профессиональными стандартами.

При первоначальном поиске профстандартов (чтобы определить примерный перечень профстандартов, которые возможно подходят для каждой должности) можно ориентироваться на название профессионального стандарта, указанную в наименовании профессионального стандарта отрасль, а также необходимо сопоставить цель вида профессиональной деятельности работника с целью вида профессиональной деятельности, указанной в каждом профессиональном стандарте.

На сайте какого-либо универсального поиска, который позволит, например, по наименованию должности или трудовой функции работника найти подходящий профессиональный стандарт – нет. Это объясняется тем, что наименования должностей (даже с одинаковыми трудовыми функциями) в организациях может быть различным. Поэтому, осуществлять поиск только по наименованию должности некорректно, велика вероятность пропустить нужный профстандарт.

Цель вида профессиональной деятельности работника по определенной должности может быть закреплена во внутренних актах организации. Если же цель во внутренних актах организации не закреплена, руководителю структурного подразделения, осуществляющему поиск профстандартов, необходимо определить ее перед началом поиска.

Осуществив поиск профстандартов для каждой должности руководитель структурного подразделения составляет перечень, в котором указывает какие профстандарты по его мнению относятся к каждой должности в его структурном подразделении. Если профстандартов для какой-либо должности в процессе поиска не выявлено, об этом указывается в перечне. Данный перечень необходим руководителю структурного подразделения для доклада на собрании рабочей группы.

Рассмотрим описанный выше этап на примере должности «экскурсовод».

При осуществлении поиска профстандартов, регулирующих деятельность работника по должности «экскурсовод», для начала руководитель структурного подразделения определяет вид деятельности на официальном сайте profstandart.rosmintrud.ru, в котором может находиться необходимый профстандарт. В данном случае это раздел «Культура и искусство».

В данном разделе руководитель структурного подразделения знакомится со всеми профессиональными стандартами, которые могут содержать трудовые функции работника по должности «экскурсовод». На сайте имеется профессиональный стандарт с одноименным наименованием, который подходит также по цели вида деятельности, указанном в данном профстандарте. Руководителю необходимо ознакомиться также с наименованиями и целями вида профессиональной деятельности других профстандартов, которые находятся в указанном разделе и выявить подходящие. Иных профстандартов, которые могли бы распространяться на деятельность работника в должности «экскурсовод» не выявлено. Следовательно, включить в перечень профстандартов, которые могут устанавливать требования к работнику по должности «экскурсовод» руководитель структурного подразделения вносит только профессиональный стандарт «экскурсовод (гид)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 539н от 04.08.2014 года.

После выборки профстандартов руководители структурных подразделений переходят к этапу сверки трудовых операций работника с трудовыми функциями в профстандартах.

Цель данного этапа — выявить сходства и различия, определить, к какой обобщенной трудовой функции относится конкретная трудовая операция работника, а так же определить квалификационный уровень работников

Для этого Руководителю структурного подразделения необходимо взять трудовые функции из профессионального стандарта и должностную инструкцию работника и сопоставить реальные трудовые операции работника с трудовыми функциями из профстандарта.

Для удобства Руководителю структурного подразделения до даты обсуждения профстандарта на собрании Рабочей группы рекомендуется оформить сравнительную характеристику трудовых операций работника с трудовыми функциями в табличном виде в форме акта.

В том случае, если при соотнесении трудовых операций с обобщенной трудовой функцией не удалось с точной вероятностью их сопоставить, то рекомендуется:

а) вынести обсуждение профстандарта на собрание рабочей группы. Всем членам рабочей группы подробно ознакомиться с профстандартом и еще раз провести работу по соотнесению «спорных» трудовых операций, выполняемых на данный момент работниками с трудовыми функциями, указанными в профстандарте;

б) если после изучения профессионального стандарта не удастся точно соотнести трудовые операции, выполняемые работниками в настоящее время, с трудовыми функциями, указанными в профессиональном стандарте, то Рабочей группе (Комиссии) рекомендуется оформить Протокол, содержанием которого будет являться, например то, что, по мнению Комиссии «спорная» трудовая операция (трудовое действие) входит в определенный вид профессиональной деятельности, хоть напрямую и не описана непосредственно в профессиональном стандарте. Далее следует указать к какой Обобщенной трудовой функции Комиссия относит «спорную» трудовую операцию работника. Либо если трудовая операция не относится к указанному виду профессиональной деятельности, то данный факт так же необходимо закрепить в Протоколе.

Если рабочей группой принято решение, что для какой-либо должности профстандарты не приняты, об этом указывается в Протоколе.

В случае, если на собрании рабочей группы было принято решение по большому количеству должностей, для удобства, перечни профстандартов, которые могут применяться для каждой должности, могут быть составлены по каждому структурному подразделению отдельно в виде приложений к Протоколу собрания рабочей группы. В Протоколе указывается на данный факт, например, следующим образом: «Перечни профстандартов, которые по решению рабочей группы могут применяться в организации, содержатся в приложениях к настоящему Протоколу собрания рабочей группы. Отдел маркетинга – приложение 1, отдел сбыта – приложение 2……» и т.д.

Обратите внимание, что при внедрении профстандартов членам рабочей группы не нужно копировать трудовые действия в свои должностные инструкции слово в слово, главная цель – это чтобы по общему смыслу трудовые операции работника входили в конкретную обобщенную трудовую функцию.

Именно на основании данной аналитической работы далее производятся два самых главных этапа внедрения профессиональных стандартов:

Принимается решение о наименовании должности (профессии), необходимости ее переименовывать под наименования указанные в профессиональном стандарте.

Принимается решение о требованиях к квалификации работника не только в части опыта, знаний и умений, но и образования и обучения, для того, чтобы произвести выявление квалификационных разрывов и сформировать план обучения сотрудников.

Автор статьи: Валентина Митрофанова — и.о. Председателя Совета по по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ

Как правильно составить график внедрения профстандартов?

  • Кто обязан перейти на применение типовых профстандартов?
  • Как осуществить переход на применение стандартов вместо квалификаций?
  • Из каких разделов может состоять график внедрения профстандартов?
  • Где найти образец графика внедрения профстандартов?
  • Итоги

График внедрения профстандартов необходим для того, чтобы отслеживать, какой этап работы в соответствии с планом по переходу на новые стандарты выполнен в срок и кто за его выполнение ответственный. Как составлять такой график, вы узнаете далее из статьи.

Кто обязан перейти на применение типовых профстандартов?

В соответствии со ст. 57 ТК РФ при заключении договора с сотрудником обязательно детализируется его трудовая функция — это один из существенных моментов договора. При этом в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ является обязательным следить за соответствием квалификационных навыков сотрудников, необходимых для выполнения функций, требованиям, указанным в профстандартах (квалификационных справочниках), если выполнение работ по этим должностям связано с получением льгот либо если имеются какие-то ограничения.

Нормы, вводимые в законодательные акты РФ, указывают на обязательность применения профстандартов предприятиями госсектора (например, дополнения в ст. 11, 73 закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, введенные законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Больше информации о законодательной базе по внедрению профстандартов в статье «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения».

А в п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 указывается на то, что внедрение профстандартов должно проводиться поэтапно для сотрудников:

  • госфондов (внебюджетных);
  • муниципальных и госучреждений;
  • муниципальных или госпредприятий (унитарных);
  • госкорпораций;
  • госкомпаний и хозобществ, у которых госдоля в УК превышает 50 %.

Для поэтапного внедрения профстандартов дается время до 01.01.2020. При этом внедрение профстандартов должно происходить в соответствии с планом.

В ст. 195.3 ТК РФ указано, что применение профстандартов обязательно для предприятий всех форм собственности в случае, если необходимость по установке таких квалификационных требований законодательно установлена.

Комментарий по применению статьи Трудового кодекса РФ, посвященной профстандартам, вы найдете в статье «Комментарий к ст. 195.3 ТК РФ».

Как осуществить переход на применение стандартов вместо квалификаций?

Согласно п. 1 постановления № 584 план по внедрению профстандартов в госсекторе должен включать:

  • список профстандартов, которые подлежат применению;
  • информацию о необходимости в профобразовании или профобучении (в т. ч. и в дополнительном), которую получают благодаря анализу стандартизированных квалификационных требований и кадрового состава предприятия (ст. 196 ТК РФ);
  • этапы внедрения профстандартов;
  • список требующих доработки локальных нормативных актов в связи с изменениями, внесенными обязанностью внедрения профстандартов (например, внесение изменений в должностные инструкции).

По закону «О независимой квалификационной оценке» от 03.07.2016 № 238-ФЗ планируется с 2017 года оценивать уровень квалификации на предмет соответствия требованиям, установленным профстандартами, через центр оценки квалификации путем сдачи соискателем особого квалификационного экзамена. При этом экзамен может проводиться как по инициативе соискателя, так и по направлению работодателя.

ВАЖНО! Закон № 238-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Переходный период предусматривается до 01.01.2019. При этом допускается применение при квалификационной оценке положений иных федеральных законов и установленных нормативов.

В случае уклонения предприятия от составления графика, на его должностных лиц могут быть наложены админсанкции за нарушение норм трудового законодательства в соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП.

Из каких разделов может состоять график внедрения профстандартов?

Для составления обязательного графика внедрения профстандартов работодателю потребуется создать рабочую группу, среди представителей которой будут выделены ответственные за реализацию определенного этапа. При составлении перечня необходимых для внедрения на предприятии профстандартов необходимо руководствоваться следующими задачами:

  • Выделение в штатном расписании должностей, которые должны соответствовать профстандартам.
  • Проведение сравнения настоящего уровня квалификации сотрудников с требованиями профстандартов.
  • Организация обучения тех сотрудников, чьи квалификационные характеристики не соответствуют данным требованиям.
  • Проверка содержания трудовых договоров и должностных инструкций на соответствие требованиям профстандартов; если обнаружится несоответствие, то потребуется внесение изменений в эти документы. Если в результате будут допущены существенные изменения условий труда, то необходимо соблюдение ст. 72 ТК.
  • Проверка соответствия названия должностей тем, что указаны в профстандартах (хотя в данном случае приоритетом для определения необходимости профстандартизации будет являться не столько номинальное название должности, сколько фактически выполняемые работником функции);
  • Наличие четкой даты для реализации каждого из пунктов графика внедрения профстандартов.

Для того чтобы все эти задачи при переходе предприятия на профстандарты были выполнены, необходимо все отобразить в графике по внедрению профессиональных стандартов.

Оформить такой график удобнее всего будет в форме таблицы, в которой нужно предусмотреть такие столбцы:

  • этапы-задачи;
  • результат;
  • срок выполнения;
  • ответственное лицо.

График следует разбить на блоки (строки) по выполнению подготовительных и основных действий. План-график может разрабатываться как в целом по предприятию с выделением блоков по отдельным профстандартам, так и отдельно для каждого из профессиональных стандартов, которые должны быть внедрены на предприятии.

Указанный график утверждается приказом руководителя, с которым должны быть ознакомлены под роспись все указанные в графике ответственные лица.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в штатном расписании есть должности с функциональными обязанностями, для которых еще не разработаны профстандарты, то до момента их принятия никаких действий осуществлять на предприятии не потребуется.

Где найти образец графика внедрения профстандартов?

Унифицированной формы графика по внедрению профессиональных требований нет. На каждом предприятии создается свой график, исходя из особенностей предприятия. Основная структура для такого плана-графика прописана в постановлении № 584.

Для того чтобы было легче сориентироваться с графами и блоками в таком графике, который зачастую имеет табличную форму, предлагаем изучить примерное заполнение графика для частного предприятия. Напомним, что частные фирмы должны в первую очередь установить, должны ли они применять какие-либо профстандарты. В приведенном примере описан общий план действий по выполнению требований на соответствие профстандартам. Отдельные планы для каждой профессии (квалификации) будут появляться по ходу выполнения запланированных мероприятий и будут, по сути, приложениями к общему плану-графику. Скачать образец графика по внедрению профессиональных стандартов вы сможете на нашем сайте.

Итоги

Инициатива по внедрению профстандартов на всех без исключения предприятиях пока не реализована, но уже есть информация об обязательности их применения, если это установлено Трудовым кодексом и другими федеральными законами. В частности, в ст. 195.3 ТК указано, что в случае наличия связи выполняемой трудовой функции с получением компенсаций (льгот) либо в том случае, если есть определенные квалификационные ограничения, применение профстандартов является обязательным. Кроме того, обязанность применять профстандарты устанавливается для предприятий госсектора.

Необходимость составления плана-графика по внедрению профстандартов указана в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Здесь же дана и примерная структура графика. В связи с чем обязанность по разработке графика по внедрению профстандартов очевидна для предприятий.

Внедрение системы профстандартов в учреждении.

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году [1] . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Составление плана – часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении – трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.

Создаем рабочую группу.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом [3] .

Примерная форма приказа

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее — Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

С приказом ознакомлены:

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

«_____» ___________________ 20____г.

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;

– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;

– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;

– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы [4] .

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О регламент работы комиссии.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки [5] , так и Методические рекомендации соцзащиты [6] .

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Что делать работодателям:
  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

  • Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации
  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

План-график внедрения профстандартов

  • Обзор законодательства за период с 29 ноября по 5 декабря
  • Как составить договор с волонтером
  • Составляем техническое задание на проведение СОУТ
  • Добровольный квалификационный экзамен
  • Тарифная сетка по разрядам на 2022 год

Внедрять или не внедрять

На этот вопрос существуют две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты. У каждой стороны свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверены, что профстандарты обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников, в связи со статьи 195.3 ТК РФ, предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, — считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец. По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году приняли Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, по которым квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников. Поэтому пошаговая инструкция перехода на профстандарты с образцами документов необходима каждому кадровику, независимо от того, в какой организации он трудится — государственной или частной.

В пользу этой точки зрения относят и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, т. е. они являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Но юристы поясняют, что, по статье 195.3 ТК, профстандарты обязательны, только если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противном случае документ — рекомендация, даже несмотря на факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т. п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, — объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова. — Но вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. То есть законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий, организации производства и труда».

Зачем нужен график внедрения профстандартов

Хотя сейчас требования к компетенции установлены только для отдельных категорий работников, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей. И неважно, применяется ли уже сейчас какой-то один стандарт или работодатель решит одномоментно применить профстандарты ко всем своим работникам, — необходимость перехода на них очевидна. А значит, образец плана-графика внедрения профстандартов в организации понадобится каждому специалисту.

Что можно порекомендовать работодателю? Не торопитесь искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, сначала надо четко выделить позиции в штатном расписании, для которых соблюдение новых требований станет обязательным. Затем предстоит определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого следует приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, целесообразно подготовить план-график заблаговременно. Понятно, что образец плана по внедрению профстандартов в образовательной организации отличается от того документа, который нужен на производстве, а специализированные издания предоставляют только унифицированные формы.

Что делать работодателям: типовой план мероприятий

Разрабатывая план действий по внедрению профстандартов, необходимо учитывать, что иногда возникают конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением. В связи с этим рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения.

Учтите еще, что Методические рекомендации по применению профстандартов от Минтруда до сих пор находятся в стадии проекта, и вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе. Но есть Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга» и Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов в государственных, муниципальных и унитарных предприятиях, государственных корпорациях и компаниях, внебюджетных фондах. Рекомендуем придерживаться описанных в названных нормативных актах правил и общих норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Рекомендуем начать с создания комиссии или определения ответственного лица за подготовку к внедрению профстандарта, и поставить им следующие задачи.

  1. Изучить нужный профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру аттестации работников на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их существенные условия труда подлежат изменению (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которой работники получат разъяснения по вопросам внедрения стандарта.

Образец плана внедрения профстандартов на предприятии в 2020 г.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел подготовительные мероприятия и урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, стоит ознакомить работников с локальными нормативными актами, в положения которых внесены соответствующие изменения. Последний этап — подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector