Как проводится специальная оценка условий труда

Пошагово — специальная оценка условий труда

  • Когда проводится внеплановая СОУТ
  • Как проводится СОУТ

Человек в процессе выполнения своих служебных обязанностей может находиться под воздействием вредных факторов, негативно сказывающихся на его самочувствие и здоровье. Это касается пыли, шума, температуры, радиации. Выявить эти факторы, установить, как они влияют на персонал, помогает специальная оценка условий труда или СОУТ.

Она затрагивает абсолютно все рабочие места, имеющиеся в компании. Действующий порядок делает исключение только для сотрудников, работающих в дистанционном режиме.

Не придется заниматься спецоценкой и физлицам, не имеющим статуса ИП, если они привлекают граждан к выполнению некоторых работ на основании трудового договора.

Когда проводится внеплановая СОУТ

При подготовке и определении порядка проведения специальной оценки условий труда необходимо учитывать требования и положения 146-ФЗ. В соответствии с ним руководитель компании или предприятия обязан предпринять все необходимые меры для проведения СОУТ. Стандартно между процедурами не менее 5 лет. В ряде ситуаций порядок проведения спецоценки меняется, например, если:

  • созданы новые рабочие места;
  • производство перешло на использование новых технологий, установлены новые станки или иное оборудование. Работодатель обязан проверить, как эти факторы скажутся на здоровье и самочувствии персонала, не приведет ли это к ухудшению условий труда;
  • для производства товаров применяется сырье с иными характеристиками, нежели используемое раньше;
  • сотрудники заявляют о несчастных случаях, травмах, полученных в процессе трудовой деятельности. Исключение делается только для ситуаций, когда виновником произошедшего стало третье лицо;
  • по результатам медобследования у сотрудников выявлены профзаболевания. Есть основания предполагать, что причиной стали факторы, воздействующие на человека на рабочем месте.

На проведение внеочередной специальной оценки условий труда работодателю дается не более 6 месяцев с момента, как произошло одно из событий, перечисленных ранее. При проведении СОУТ предприятия и организации обязаны руководствоваться положениями и порядком, указанными в ТК РФ, 426-ФЗ, иных нормативных актах, принятых на федеральном уровне. Читать подробнее о внепланновой СОУТ.

Как проводится СОУТ

Важно понимать, что работодатель не может самостоятельно решать, являются ли условия труда вредными или безопасными для персонала. Законодательный порядок не дает ему таких полномочий. Для проведения СОУТ руководство обязано заключить договор со специализированной компанией, прошедшей аккредитацию и имеющей аттестат испытательной лаборатории.

Порядок специальной оценки условий труда предполагает обязательное прохождение следующих этапов:

  1. Создание комиссии. Количество членов — нечетное. Возглавляет ее либо руководитель лично, либо его представитель на основании доверенности. В комиссию включают инженера или иного сотрудника, отвечающего за охрану труда, представителя рабочего коллектива. Дополнительно важно определить, когда собирается комиссия, какие вопросы решает.
  2. Составление списка рабочих мест, подлежащих специальной оценке. Если в компании есть сотрудники с аналогичными обязанностями, действующий порядок разрешает проводить проверку в отношении 20% от всего количества. Минимально — 2 рабочих места. Для них формируется единая процедура проверки.
  3. Комиссия обязана сравнить выявленные в результате СОУТ факторы, влияющие на здоровье человека, с данными из особого Классификатора, в котором перечислены все факторы, негативно отражающиеся на самочувствии персонала. После проведения измерений данные сопоставляются. Комиссия идентифицирует выявленные вредные и негативные факторы и формирует их перечень.
  4. Информация о выявленных факторах передается в испытательную лабораторию для изучения и анализа экспертами. Порядок действий определяется непосредственно исполнителем.
  5. Для каждого рабочего места определяется класс вредности и/или опасности с учетом выявленных факторов.

По итогам СОУТ составляется Отчет. В него вносятся все результаты специальной оценки условий труда. Этот документ не предназначен только для руководства. В течение 30 календарных дней в соответствии с действующим порядком все сотрудники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ. В эти же сроки надлежит составить список мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на здоровье и жизнь сотрудников.

Не нашли ответ на свой вопрос, касающийся порядка проведения СОУТ? Закажите консультацию на сайте компании «ЛенПромЭкспертиза». Мы ответим максимально быстро.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

Понятие специальной оценки условий труда и порядок ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, а также Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н.

Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме: рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя (статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда работодатель проводит совместно с организацией, соответствующей определенным требованиям, указанным в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе по проведению специальной оценки условий труда, размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (akot.rosmintrud.ru).

Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:

1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда приказом работодателя создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

3. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией или экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

;По результатам проведения исследований экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда оформляется отчет о проведении специальной оценки условий труда, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работников с результатами специальной оценки условий труда в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, либо признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия. Порядок подачи и форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет (статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (статья 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (пункт 4 статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, когда должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом России (пункт 7 статья 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (пункт 4 статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение предусмотрены следующие меры ответственности:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от 60 000 до 80 000 руб.

Специальная оценка условий труда

С целью унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах, создания единого механизма определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, одновременно с созданием условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению указанных гарантий и компенсаций принят подготовленный Минтрудом России Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда».

Федеральным законом предусматривается введение взамен ранее действующей аттестации рабочих мест новой процедуры оценки условий труда на рабочих местах –специальной оценки условий труда. Данная процедура проводится не реже одного раза в пять лет работодателем с привлечением независимой специализированной в данной области организации, в которой имеются аккредитованная испытательная лаборатория (центр) и не менее пяти аттестованных экспертов, работающих по трудовому договору в этой организации.

Основными этапами проведения этой процедуры являются:

¨ подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

¨ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

¨ декларирование соответствия условий труда;

¨ измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

¨ оформление результатов специальной оценки условий труда в виде отчëта специализированной организации, направляемого в Федеральную государственную информационную систему учëта результатов специальной оценки условий труда.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона.

Подидентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторовпонимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождениядекларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Федеральным законом предусматривается использование результатов специальной оценки условий труда во всех процедурах в сфере охраны труда, а также для предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, установления размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчëта скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года. При этом в целях плавного перехода к новому порядку оценки условий труда на рабочих местах устанавливаются переходные положения, предусматривающие отложенные сроки введения в действие некоторых требований к специализированным организациям и экспертам (вплоть до 31 декабря 2018 года.), а также признание результатов проведенной, до вступления в силу Федерального закона, аттестации рабочих мест в течение пяти лет со дня еë завершения.

Кому и когда нужна специальная оценка условий труда

Спецоценку условий труда обязаны проводить все компании и предприниматели с сотрудниками в найме, для которых целенаправленно организованы рабочие места для выполнения трудовых обязанностей. Есть исключения, предусмотренные положениями п. 3 ст. 3 №426-ФЗ. За проведение СОУТ отвечают работодатели, несоблюдение требований в части регламента и периодичности специальной оценки может привести к наложению на компанию или предпринимателя с сотрудниками в найме штрафных санкций.

  • Кто обязан провести СОУТ
  • Кому не надо проводить СОУТ
  • Таблица с примерами
  • Услуга СОУТ

Чтобы избежать вероятных неблагоприятных последствий, необходимо четко понимать, кому и когда именно надо проводить СОУТ. Законодателем в №426-ФЗ рассмотрены рабочие места, в отношении условий труда на которых специальная оценка не проводится, также есть исключения в ряду случаев с целыми организациями.

В материале публикации рассмотрены рабочие места, в отношении условий труда на которых нужно проводить оценку, а также места, не требующие СОУТ. Дополнительно в публикации приведены краткие сведения об обязанностях работодателей, возникающих в связи с требованиями законодателя в части порядка спецоценки.

Кто обязан провести СОУТ

Все предприниматели с сотрудниками в найме и предприятия вне зависимости от организационно-правовых форм и направлений деятельности обязаны законодателем проводить специальную оценку условий труда. Они должны привлекать для этого организации, специализирующиеся на СОУТ, заключать с ними договоры и образовывать экспертные комиссии согласно регламенту, предусмотренному №426-ФЗ. Без привлечения экспертных организаций могут обойтись субъекты малого предпринимательства, но оценка рабочих мест все равно обязательна.

Из правила есть исключения.

Когда не нужна специальная оценка, кто не обязан проводить

Спецоценка не нужна работодателям, которые работают с надомниками и дистанционными работниками. Необходимо выполнение условия: в компании или в помещении ведения предпринимателем деятельности не должно быть организованных целенаправленно для таких категорий сотрудников рабочих мест. Особенности оформления надомных или удаленных работников не имеют значения: если они трудятся вне компании, оценка условий труда не нужна.

Также оценку не нужно проводить в отношении условий труда лиц, заключивших трудовые соглашения с прочими лицами (физическими), не прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Не обязаны проводить процедуру религиозные организации.

Иногда оценка условий труда должна проводиться внепланово.

Основания для возникновения обязанности у работодателя в части внеплановой оценки условий труда рассмотрены законодателем в ст. 17 №426-ФЗ. Есть нюанс: подп. 1 ч. 1 ст. 17 в качестве основания для возникновения упомянутой обязанности рассматривается создание новых рабочих мест. Особенности:

  • если создание рабочего места не сопровождается наймом сотрудника, оценка условий труда не нужна (вакантные места не нужно оценивать);
  • если за рабочим местом закреплен сотрудник, оценка нужна, работодатель обязан организовать и провести СОУТ.

В отношении каких еще рабочих мест не является обязательной оценка

Сейчас речь пойдет о случае, не касающегося воли или прав работодателя. Уже было упомянуто, что для оценки условий труда он обязан привлекать экспертную организацию и формировать комиссию. Она может без проведения исследований, то есть без оценки признать рабочее место опасным, присвоив ему при этом четвертый класс. Условие – наличие угроз жизни и здоровью членам комиссии, сотрудникам и прочим лицам.

Не нужна оценка условий труда в отношении рабочих мест, на которые по итогам предыдущих оценок была составлена декларация соответствия. Однако при условии, что на рабочих местах произошли изменения или же в случае, когда инспектор обнаружил нарушения, декларация будет аннулирована. Потребуется повторная оценка условий труда.

Не предусмотрена необходимость оценки условий на всех аналогичных рабочих местах, если таковые были обнаружены членами комиссии. Допускается проведение процедуры в отношении 20% таких мест, но не менее двух.

Таблица: как часто нужно проводить оценку условий труда, кто обязан и в каких случаях

Приведем конкретные распространенные примеры.

Случай Нужно ли проводить оценку условий и почему Пример Требования к срокам
Появление нового рабочего места Оценка условий труда нужна Введение должности контролера ОТК Работодатель обязан провести оценку в срок до года с момента приема сотрудника на должность
Смена наименования или реорганизация Если в результате условия труда не изменились, оценка не нужна. В ином случае СОУТ проводится в регламентированном №426-ФЗ порядке В процессе реорганизации предприятие устанавливает новое оборудование До года
Предписание инспектора по труду Оценка условий нужна В результате проверки обнаружены нарушения условий труда Работодатель обязан устранить нарушения и провести спецоценку в срок до полугода
Несчастный случай, выявление профессиональных заболеваний Несчастный случай, выявление профессиональных заболеваний Ухудшение зрения контролера ОТК Работодатель обязан провести оценку не позднее шести месяцев со дня наступления одного из указанных событий

Услуга СОУТ

Нужна помощь? Не знаете, нужна ли вам спецоценка? Свяжитесь с нашим специалистом и расскажите о себе. Он поможет решить, распространяется ли на вас обязанность проведения СОУТ. Если оценка нужна, мы поможем. Проведем все работы в срок от двух недель. Подготовим и оформим необходимые документы.

Обратитесь к менеджеру для уточнения деталей сотрудничества и стоимости услуг.

Как проводится специальная оценка условий труда

Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования;
  • приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • проведение специальной оценки условий труда и т. д.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

При этом специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями, т.е. физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями, являющимися религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33 и устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • для принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • для иных целей, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Старший помощник прокурора города Омска, младший советник юстиции Е.Ю. Лизунова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector