Какая информация не относится к служебной тайне?

Виды защищаемой информации

  • Виды защищаемой информации
  • Виды защищаемых объектов
  • Решения/сервисы

  • Государственная тайна
  • Персональные данные/GDPR
  • Коммерческая тайна
  • Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)
  • Государственные и муниципальные ИС
  • Информация для служебного пользования
  • Открытые информационные ресурсы

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения. Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами. Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Персональные данные/GDPR

Говоря о частных лицах, под “персональными данными” понимается вся возможная информация, которая либо прямо, либо косвенно относится к определенному физическому лицу (согласно терминологии закона – субъекту персональных данных). Согласие на получение и последующую обработку персональных данных частное лицо может предоставить только самостоятельно, выразив это в письменной форме. При этом разрешение на любое использование личных данных может быть оформлено и как отдельным документом, так и быть пунктом договора (например, кредитного или депозитного). Обратите внимание – любая онлайн-заявка на кредит будет недействительна при отсутствии вашего согласия (обычно требуется поставить галочку возле соответствующего пункта). Получение либо использование любой персональной информации о частном лице без наличия на то письменного или иного согласия является незаконным. Также неправомерными считаются и случаи обработки персональных сведений после получения от частного лица заявления на отзыв согласия на такую обработку. Тем не менее существуют исключения. Например, персональные данные могут быть получены без согласия человека для работы государственных органов, а для соблюдения обязательств по действующим договорам обработка персональной информации может быть продолжена и после отзыва согласия на ее использование.

Что такое GDPR?

Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation). Документ предоставляет резидентам Евросоюза (ЕС) возможность управлять персональными данными: спрашивать про цели обработки, место их хранения, а в случае необходимости удалить. Он вступает в силу с 25 мая 2018 года. Какие данные защищает GDPR? Персональные данные — любая информация о человеке, по которой он идентифицируется: пол, возраст, место жительства, умственная, культурная, экономическая, социальная идентичность.

Прозрачность и законность. Компании должны понятно объяснить, для чего они собирают данные и как планируют использовать их в дальнейшем.

Ограничение цели. Если цели сбора данных изменились, но они и дальше продолжают использоваться — это нарушение.

Минимум информации. Данные нужны только в объеме, необходимом для достижения конкретных целей, нельзя запрашивать лишнее.

Управление данными. Пользователь может запросить копию всей личной информации, которая у вас есть по нему — будьте готовы предоставить ее в течение 30 дней. Также пользователь может потребовать удалить данные о нем без права восстановления.

Ограничение хранения. Срок хранения данных должен пересекаться со сроком достижения целей. Как только цель достигнута — данные удаляются.

Безопасность хранения. Нельзя передавать данные третьим лицам. В случае утечки сообщать об этом в течение трех дней.

GDPR имеет экстерриториальное действие. Новые правила распространятся на всех, кто работает с данными резидентов ЕС. Неважно, есть ли у вас филиалы в Европе, где зарегистрирована компания и где она обрабатывает данные. Главное условие — работа с данными европейцев, полученными на территории Евросоюза (в том числе через интернет). География покрытия документа — 28 стран. Игнорировать GDPR будет сложно всем. Даже самая маленькая российская компания не может быть на 100% уверена в том, что у одного из подписчиков не может быть 2 гражданства. И одно из них может оказаться европейским. Поэтому будет разумно еще раз проверить свои клиентские базы. За несоблюдение принципов накладывается штраф в размере от 10 до 20 миллионов евро или от 2 до 4% от годового оборота компании. Практика исполнения решений ЕС в РФ развита не очень хорошо, поэтому даже если Комиссия ЕС наложит штраф на российскую компанию, существует очень маленькая вероятность реального исполнения такого решения. Но на территории ЕС работа будет затруднена. Подобное решение может стать основанием для проведения в отношении компании проверки уже российскими органами.

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)

Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) — группа решений технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях. Может иметь связь с более общей автоматизированной системой управления предприятием (АСУП). Под АСУ ТП обычно понимается целостное решение, обеспечивающее автоматизацию основных операций технологического процесса на производстве в целом или каком-то его участке, выпускающем относительно завершённое изделие.

Понятие «автоматизированный», в отличие от понятия «автоматический», подчёркивает необходимость участия человека в отдельных операциях, как в целях сохранения контроля над процессом, так и в связи со сложностью или нецелесообразностью автоматизации отдельных операций. Составными частями АСУ ТП могут быть отдельные системы автоматического управления (САУ) и автоматизированные устройства, связанные в единый комплекс. Такие как системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), распределенные системы управления (DCS), и другие более мелкие системы управления (например, системы на программируемых логических контроллерах (PLC)). Как правило, АСУ ТП имеет единую систему операторского управления технологическим процессом в виде одного или нескольких пультов управления, средства обработки и архивирования информации о ходе процесса, типовые элементы автоматики: датчики, устройства управления, исполнительные устройства. Для информационной связи всех подсистем используются промышленные сети.

Государственные и муниципальные информационные системы

Информационные системы ежедневно встречаются в нашей жизни – дома, на работе, на улице, в транспорте. И сегодня только представить жизнь без таких систем довольно сложно! Ведь информационные системы – это наши, так называемые, помощники. Любая организация уже не может полноценно заниматься какой-либо деятельностью без информационно-аналитических систем. Один из самых простых примеров повседневной информационной системы можно назвать телефонный справочник, где указаны номера, а также фамилия, имя, отчество абонентов. На предприятиях активно используются информационные системы управления. С помощью таких систем жизнь человечества существенно облегчается, это огромная и неоценимая помощь, ведь один или несколько человек не могут держать в голове или же на бумажных носителях данные, которые в компьютере занимают терабайты оперативной памяти. Однако просто хранить такую информацию – это мало, ее нужно систематизировать и адаптировать для удобного использования. Все информационные системы можно представить в виде информационного справочника и информационной базы данных. Каждая из этих систем может подразделяться на другие с более конкретной направленностью, например, по тематикам – медицина, география и др. Таким образом, для каждой сферы деятельности имеется своя информационная система управления. Главную функцию, которую преследует абсолютно каждая такая система — это сбор, хранение и поиск информации. Большое количество информации нередко затрудняет поиск, для этого требуется много времени и усилий. Информационные системы управления – это главный помощник в поиске нужной информации. Это очень быстро, довольно удобно и весьма практично. К тому же, информация в электронном виде в ближайшем будущем заменит бумажные документы, поскольку обращаться с электронными документами – это куда проще, быстрее и экономичнее.

Информация для служебного пользования

Документы с грифом «Для служебного пользования» — это документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, относящуюся к несекретной информации, касающуюся деятельности организации, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.Общепринятым сокращением для обозначения документов, содержащих информацию ограниченного делопроизводства является аббревиатура — ДСП. При учете документов с грифом «Для служебного пользования» необходимо фиксировать не только данные о самом документе, включая количество его экземпляров и листов, поскольку утрата экземпляра или отдельных листов при безучетном их хранении зачастую приводит и к утечке информации, но и любое движение и местонахождение документа, что позволяет, помимо расши­рения справочно-поисковых данных о документе, обеспечивать персо­нальную ответственность за его сохранность и качественно проводить проверки наличия документов с целью своевременного обнаружения их возможных утрат.

Открытые информационные ресурсы

Современная информационная система представляет собой совокупность неоднородных элементов и реализует широкий диапазон сетевых функций и услуг. Наиболее полной моделью ИС является модель сетевого взаимодействия открытых систем. Такая ИС представляет универсальную распределенную среду с широкими вычислительными возможностями, ориентированную на большой круг пользователей. Однако при этом она становится мишенью для возможных угроз, попыток несанкционированного доступа, что делает актуальной проблему защиты таких ИС. Потребность обеспечения надежности вычислительных услуг, целостности, конфиденциальности и доступности информации приводит к целесообразности включения функции защиты в число обязательных функций ИС.

Характеристики безопасной ИС

1. Целостность ресурсов ИС предполагает выполнение следующих условий:

а) все ресурсы ИС всегда доступны пользователям независимо от надежности технического или качества программного видов обеспечения, а также несанкционированных действий (защита от потери данных);

б) наиболее важные ресурсы всегда доступны независимо от попыток их разрушения (защита от разрушения данных).

2. Защита (безопасность) ресурсов ИС означает, что все операции с этими ресурсами выполняются по строго определенным правилам и инструкциям.

3. Право владения ресурсами ИС есть право отдельных субъектов ИС распоряжаться принадлежащей им информацией (имеется в виду ее сбор, хранение, использование и распространение).

Эти три основные характеристики функционирования сети (целостность, безопасность и право владения ресурсами) составляют основу надежности среды, поддерживаемой ИС.

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ) закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Подобным актом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Согласно п.1.2 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

В действующих законах определены некоторые категории, которые по своему характеру приближены к понятию «служебная тайна», например:

На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов представляется возможным дать следующее определение служебной тайне – это не относящаяся к государственной тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления.

В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.

В литературе же предлагаются различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны: с учетом состава, характера и носителей сведений, на которые распространяется режим конфиденциальности. Однако концептуальной предметной основой дискуссии является определение того, являются ли служебной информацией только сведения, полученные в рамках служебных правоотношений в их публично-правовом смысле, или категория «служебная информация» применима к любым сведениям, полученным, в том числе, в рамках гражданских правоотношений.

Ст.9 149-ФЗ запрещает ограничивать доступ к информации «о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)». Принцип открытости сведений о деятельности публичных органов развивается в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и в них под информацией о деятельности указанных органов понимается информация, как созданная, так и полученная этими органами в процессе своей деятельности. Важно отметить, что хотя оба закона не используют термина «служебная информация», но информация, составляющая предмет регулирования этих законов, вне всякого сомнения является служебной, и что названные законы не только декларируют принцип открытости такой информации, но и содержат ряд конкретных гарантий ее доступности.

Таким образом, можно попытаться провести границу между служебной информацией и служебной тайной. С точки зрения правовой доктрины предмет для спора отсутствует, и вряд ли кто-либо из специалистов сомневается, что информация, составляющая служебную тайну, входит в состав общей категории «служебная информация». Однако на уровне законодательства и правоприменительной практики проблемы существуют. Как было показано выше, в правовых актах эти категории часто смешиваются, и режим конфиденциальности пытаются распространить на всю служебную информацию.

Необходимо обратить внимание, что доступ к информации может быть ограничен ее обладателем в рамках реализации полномочий, предусмотренных ч.3 ст.6 149-ФЗ. Кроме того, согласно п.4 ч.3 ст.6 149-ФЗ обладатель информации может защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.

Представляется возможным сформулировать основные квалифицирующие признаки информации для внутреннего пользования:

В п.3 ч.4 ст.6 149-ФЗ зафиксирована обязанность обладателя информации принимать меры по её защите. Эта обязанность соответствует праву по ограничению доступа к информации (п.1 ч.3 ст.6 149-ФЗ). Соответственно, обладателю информации для надлежащей реализации своих прав необходимо будет ввести режим информации для внутреннего пользования, представляющий собой систему правовых, организационных и технических мер по обеспечению конфиденциальности информации для внутреннего пользования.

Всё о служебной тайне и её охране

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Служебная тайна как объект права
  2. Служебная и профессиональная тайна
  3. Какая информация является служебной тайной
  4. Какая информация не относится к служебной тайне
  5. Защита служебной тайны

Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

  • государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
  • собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
  • служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Служебная и профессиональная тайна

ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Сведения, составляющие служебную тайну

sluzhebnaya_tayna.jpg

Похожие публикации

Государственные служащие в процессе своей деятельности получают доступ к секретным сведениям, не предназначенным для распространения неопределенному кругу лиц. То есть, им становится известна информация, составляющая служебную тайну. Ее разглашение грозит нарушителю не только увольнением, но и ответственностью в соответствии с нормами Уголовного кодекса или КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях).

Что такое служебная тайна: определение

Суть данного термина наиболее четко разъяснена в Указе Президента России № 188, изданного еще 6 марта 1997 года. Согласно этому нормативному акту (п.3) под служебной тайной понимается информация, доступ к которой был ограничен государственными органами. Данное ограничение диктуется требованиями, содержащимися в федеральных законах и в Гражданском кодексе РФ. А охраняемые сведения непосредственно связаны с деятельностью конкретного госоргана.

Более подробно, что такое служебная тайна, закон не определяет. Хотя множество различных правовых актов предписывают ее соблюдение работникам, которым она доверена в силу исполнения трудовых функций. В частности, федеральный закон «О государственной гражданской службе» (закон № 79-ФЗ от 27.07.2004) в ст. 37 гласит, что разглашение любой тайны, охраняемой законом, является основанием для расторжения служебного контракта с госслужащим. Еще конкретнее об увольнении по этой причине говорится в Трудовом кодексе. 81-й статьей ТК установлено, что за разглашение служебной тайны, в том числе, персональных данных другого сотрудника, работник может быть уволен по инициативе руководства.

Сведения, составляющие служебную тайну

В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.

Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:

информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;

поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.

Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.

Основные отличия от других видов тайн

Труднее всего отличить служебную от профессиональной тайны. Основное отличие состоит в том, что получателями служебной тайны являются работники определенного госоргана, которые узнали о ней, выполняя свою работу. Например, если врачу в ходе лечения пациента становится известен его диагноз, эта информация является врачебной (профессиональной) тайной доктора, вне зависимости, в какой структуре он работает. А если данные о заболеваниях гражданина будут запрошены следователем для раскрытия преступления, то для работников следственного органа они будут составлять служебную тайну.

Служебная и коммерческая тайна различаются похожим образом. Коммерческая тайна имеет коммерческую ценность, и компания сама определяет, что к ней относится. Если засекреченные фирмой сведения становятся достоянием госоргана (например, налоговой службы во время проверки), то для его работников они являются служебной тайной. К носителям служебной тайны относятся только сотрудники государственных органов. Персонал коммерческих структур ею не обладает.

Государственная тайна и служебная тайна — разные понятия. Если служебная тайна охраняется с целью защитить интересы физического или юридического лица, то государственная тайна призвана защитить интересы страны в целом, обеспечить ее безопасность и существование на карте мира. О государственной тайне принят отдельный закон № 5485-1 от 21.07.1993, регулирующий основные вопросы в этой сфере. Законопроект о служебной тайне до сих пор находится в стадии разработки.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Поскольку служебная тайна относится к конфиденциальным сведениям, за ее разглашение должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 13.14 КоАП. За указанное деяние предусмотрен денежный штраф в размере 4 000 – 5 000 рублей.

Защита служебной тайны осуществляется и в рамках Уголовного кодекса. Например, 155-я ст. УК устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления должностным лицом. Ему может в т.ч. грозить штраф в размере до 80 000 рублей, арест до 4-х месяцев, исправительные работы до 1 года.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

На страже служебной тайны

На страже служебной тайны

На страже служебной тайны

Владимир Ульянов,
руководитель аналитического центра Perimetrix

До сих пор непонятно, что же такое есть служебная тайна. А не зная достоверно, что это такое, невозможно ее надежно и защитить. Попробуем разобраться, действительно ли это так, неужели служебные сведения не защищены и открыты для всех до тех пор, пока мы не уясним их сущность?

Что такое служебная тайна?

Споры о том, что же такое служебная тайна, не прекращаются ни в среде юриспруденции, ни среди специалистов по безопасности, ни, наверное, в кулуарах законодательных собраний. Проект закона о служебной тайне находится только на стадии разработки, и законодательно закрепленного понятия служебной тайны нет. Поэтому и все существующие варианты будут лишь домыслами. Тем не менее перечислим распространенные мнения о сущности категории «служебная тайна».

До сих пор словосочетание «служебная тайна» у многих людей ассоциируется с информацией ведомственного характера под грифом «секретно». Однако ныне действующий Закон «О государственной тайне» не предусматривает понятия служебной тайны в прежнем понимании. Теперь все сведения с грифом «секретно» составляют уже государственную тайну. А что же «служебная тайна»? Это понятие также встречается в различных правовых актах. В частности, статья 139 Гражданского кодекса РФ говорит о служебной тайне в сочетании с коммерческой тайной: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». А в Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, к служебной тайне отнесены «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами» (статья 3).

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что служебная тайна — это аналог коммерческой тайны, только последнее определение применимо к коммерческим организациям, а первое относится к ведомственным структурам.

Угрозы служебной тайне

Отталкиваясь от принятого нами условного понятия служебной тайны, попытаемся выяснить, какие же угрозы существуют для данного вида информации и как от них защищаться.

Хакеры? Ну куда же без них! Хакеры или в целом внешние злоумышленники действительно могут взломать сеть организации и добраться до информации, составляющей служебную тайну.

Тем не менее гораздо более реалистичным представляется другой вариант. Как часто мы слышим в последнее время о хакерах? Достаточно часто. Однако кто же оказывается этими «хакерами» наделе? Подростки, которые залезли в Интернет под чужим аккаунтом, или юноши, наткнувшиеся в школьной сети на базу данных одноклассников. Опасность хакеров сегодня преувеличена. Особенно это касается американских СМИ, регулярно поднимающих истерию по поводу происков китайских и российских «сетевых злодеев».

Даже не сбрасывая хакеров со счета, служебная тайна в ведомственных организациях может и не храниться в локальной сети, откуда есть доступ в Интернет. Для повышения защищенности, скорее всего, будут использоваться несколько не связанных между собой сегментов. И получить доступ к секретной информации можно только изнутри самой организации. А в этом случае на сцену выходят уже инсайдеры. Разумеется, отлаженный режим в подобного рода организациях позволяет до некоторой степени снизить и угрозу компрометации данных изнутри. Персонал проходит регулярные инструктажи по работе со служебной тайной, сами сотрудники достаточно лояльны, доступ в Интернет ограничен. Однако помимо халатности не стоит исключать и злого умысла.

Защита служебной тайны

Можно сколько угодно упражняться в риторике, выясняя, какую же информацию следует отнести к служебной тайне, а какую, например, к коммерческой (с последней, к счастью, уже разобрались, — что такое коммерческая тайна, прописано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Но разве это действительно важно?

Не в понятиях дело. Комплексная система защиты информации должна защищать не один определенный класс информации (например, персональные данные), а все корпоративные документы в целом. Да, безусловно, чтобы защита была наиболее эффективной, система должна знать, какая информация является конфиденциальной и кто к ней имеет доступ. Однако в данном случае правильнее будет говорить о классификации как таковой.

Когда в какой-либо организации начинается процесс полноценной классификации, выясняется, что сущность информации гораздо более многолика, чем набор привычных категорий «Коммерческая тайна», «Служебная тайна», «Государственная тайна». Не совсем подходят и понятия «публичная информация», «для внутреннего использования», «совершенно секретно». Оказывается, информация может делиться, например, по географическому или функциональному признаку. Таким образом, классифицированный набор данных будет иметь сразу несколько категорий, например «персональные данные» — «сведения о зарплате» — «Челябинская область». Если какую-то из этих категорий убрать, то описание содержания информационного массива будет уже искажено.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Анастасия Шилина,
ведущий юрист компании «ИнфоТехноПроект»

Вопрос соотношения служебной, коммерческой, государственной тайны с точки зрения обеспечения защищенности информации, отнесенной к одной из перечисленных категорий тайн, является на сегодняшний день одним из самых острых. Еще более актуальным он стал после выделения понятия «персональные данные» из перечня сведений конфиденциального характера и установления особого порядка защиты таких данных.

В этой связи стоит обратить внимание на то, что Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» не дает определения «служебная тайна», а фраза о том, что к конфиденциальной информации относятся «сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК России и федеральными законами», является общей и не исключает возможности взаимопроникновения информации служебной и, к примеру, коммерческой. Кроме того, статья 139 ГК России, где говорится о связи служебной и коммерческой тайн, согласно № 231-ФЗ от 18.12.2006 г. «О введении в действие части четвертой ГК РФ» в настоящее время является недействующей. В то же время понятие коммерческой тайны напрямую связано с защитой именно той информации компании, которая обеспечивает увеличение ее доходов, а также получение коммерческой выгоды. Таким образом, можно сказать, что служебная тайна не связана напрямую с коммерческой деятельностью компании, и ограничение доступа к ней устанавливается в соответствии с законодательством органами государственной власти.

Все рассуждения о защите информации, являющейся служебной тайной, без нормативного закрепления такого понятия являются очень условными. Другими словами, они могут с таким же успехом быть отнесены к обеспечению безопасности любого вида конфиденциальной информации.

«Многоликость» классификации информации и ее «неоднородность», о которой говорится в статье «На службе служебной тайны», немного преувеличена. Любая организация в своей деятельности руководствуется двумя принципами: соблюдение требований законодательства и выполнение поставленных перед собой целей деятельности. Этими же принципами нужно руководствоваться при обеспечении защиты любой информации, с которой работает компания.

В отличие от установления режима государственной и служебной тайны режим конфиденциальности коммерческой тайны устанавливается обладателем сведений, составляющих коммерческую тайну, который и предпринимает правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности.

Подводя итоги

Приведенный выше пример демонстрирует неоднородность информации в корпоративной среде. Формальных требований к защите служебной тайны нет, поскольку не существует такого юридического понятия. Как защищать служебную тайну и что вообще подразумевать подданным понятием, — вопрос остается открытым.

Аналогично остается невыясненным: а может ли частная компания обладать «служебной тайной», или «служебная тайна» -прерогатива государственных ведомств?

«Сложности в защите конфиденциальных данных (служебной ли тайны, коммерческой или персональных данных) сегодня заключаются не столько в технической плоскости (как защитить), сколько в организационной, — уверен Дмитрий Скомаровский, партнер консалтингового бюро «Практика Безопасности». -Для того чтобы информация была надежно защищена, важно всего один раз написать политику информационной безопасности и внедрить процесс мониторинга ее соблюдения и актуализации».

Тем не менее озаботиться охраной данных нужно уже сейчас. Если дожидаться, пока будет утвержден федеральный закон о служебной тайне, пока выйдут подзаконные акты, устанавливающие способы защиты информации, секретов может «утечь» очень много.

Коммерческим организациям нецелесообразно сегодня различать категории служебной и коммерческой тайн. Делить информацию стоит по ее фактической смысловой нагрузке. У государства же есть прекрасная альтернатива — засекретить все служебные сведения как государственную тайну с соответствующим ограничением доступа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО