Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев

Расследование несчастных случаев: методические рекомендации, утвержденные Рострудом

Расследование несчастных случаев: Рострудом разработаны методические рекомендации, направленные на оказание помощи государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая, порядок проведения расследования несчастного случая, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев, порядок составления отчетности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учета несчастного случая, а также анкета расследования.

Расследование несчастных случаев: содержание методических рекомендаций

Раздел 1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая

1.1. Общие положения

1.2. Заключение соглашений

1.3. Общие вопросы по организации расследования НС

1.4. Предварительный сбор документов по НС

1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ

1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП

1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС

1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС

1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС

1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя

1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах

1.12. Извещение Роструда о НС

1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством

1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах

Раздел 2. Проведение расследования несчастного случая

2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС

2.2. Сроки проведения расследования НС

2.3. Действия председателя комиссии — государственного инспектора труда. Постановка задач членам комиссии

2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС

2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС

2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия. Проведение опросов

2.7. Сбор материалов, документов. Виды документов, изучаемых при расследовании НС

2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС

2.9. Предоставление работодателем документов

2.10. Анализ полученных документов

2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии

2.12. Составление протокола опроса

2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц

2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших

2.15. Установление обстоятельств НС

2.16. Запрос материалов проверки из Следственных органов

2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы. Получение результатов экспертизы и их изучение

2.18. Медицинская экспертиза. Основные группы разрешаемых вопросов

2.19. Продление сроков расследования

2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести

Раздел 3. Завершение расследования несчастного случая

3.1. Итоговое заседание комиссии по принятию решений. Квалификация НС

3.2. Принятие решения о квалификации несчастных случаев, происшедших с работниками вследствие общего заболевания

3.3. Принятие решения по сокрытому несчастному случаю

3.4. Оформление Карты учета НС

Раздел 4. Оформление результатов расследования несчастного случая

4.1. Акт по форме 4

4.2. Акт формы Н-1

4.3. Формирование итоговых документов по расследованию несчастного случая в АИС ГИТ

4.4. Направление материалов расследования НС

Раздел 5. Рассмотрение особого мнения

5.1. Особое мнение председателя комиссии по расследованию НС — государственного инспектора труда

5.2. Особое мнение, представленное членом(ми) комиссии по расследованию НС

Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование

6.1. Сокрытые НС, их выявление и расследование

6.2. Проведение сверок для выявления сокрытых НС

Раздел 7. Проведение внеплановых проверок по факту НС

7.1. Принятие решения о проведении проверки

7.2. Подготовка проекта распоряжения о внеплановой проверке

7.3. Проведение внеплановой проверки

7.4. Оформление результатов проверки

7.5. Принятие мер инспекторского реагирования по выявленным административным правонарушениям, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений

Раздел 8. Контроль за получением решений правоохранительных органов

Раздел 9. Отчётность по несчастным случаям

9.1. Ведение установленной отчетности по НС

Приложение 1 — Карточка учёта несчастного случая

Приложение 2 — Анкета расследования несчастного случая

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

органов местного самоуправления

  • О районе
  • Организации
  • Транспорт и связь
  • Туризм
  • Социальная сфера
    • Здравоохранение
    • Образование
    • Социальная политика
    • Культура
    • Молодежная политика
    • Спорт
    • Защита прав детей
    • Трудовые отношения
    • Каникулярный отдых
  • ЖКХ
    • Полезная информация
    • Приоритетные проекты
    • Коммунальная сфера
    • Капитальный ремонт
    • Коммунальные отходы
    • Обращение с животными
    • Ритуальные услуги
  • Общественная безопасность
    • Обеспечение безопасности
    • Профилактика правонарушений
  • Избирательная комиссия
  • Защита населения
    • Информирование граждан
    • Комиссия по ЧС
  • Экономика
    • Сельское хозяйство
    • Предпринимательство
    • Проектное управление
    • Социально-экономическое развитие
    • Инвестиционная деятельность
    • Национальные проекты
    • Антимонопольный комплаенс
  • Архитектура и градостроительство
    • Градостроительная деятельность
    • Нормативы проектирования
    • Правила благоустройства
    • Схема размещения рекламных конструкций
    • Разрешительная документация
    • Муниципальные услуги
    • Калькулятор процедур
    • Инфографика. Видеоролики. Буклеты.
    • Территориальное планирование
    • Новости
    • Градостроительное зонирование
    • Приобрести земельный участок
    • Получить услугу в сфере строительства
    • Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства
    • Экспертиза инженерных изысканий
    • Получить сведения из ИСОГД
    • Статистика и иные сведения о градостроительной деятельности
    • График обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
    • Калькулятор процедур. Инфографика. Видеоролики. Буклеты.
    • Организация взаимодействия по осмотру зданий
    • Правила благоустройства
    • Схема размещения рекламных конструкций
    • Полезные ссылки
  • Природопользование
  • Коренные народы севера
  • Совет представителей КМНС
  • Международные отношения
    • Официальные визиты
    • Договоры и соглашения
    • Побратимские связи
  • Правовое просвещение
  • Главная
  • Район
  • Социальная сфера
  • Трудовые отношения
  • Охрана труда. Полезная информация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Рострудом разработаны методические рекомендации, направленные на оказание помощи государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая, порядок проведения расследования несчастного случая, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев, порядок составления отчетности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учета несчастного случая, а также анкета расследования.

Официальный сайт органов местного самоуправления Белоярского района

Система управления охраной труда теперь на особом контроле Роструда

Роструд издал приказ №77 от 21 марта 2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В нем изложены рекомендации для госинспекторов труда, связанные с организацией проверок эффективности работы системы управления охраны труда (СУОТ) и расследованием несчастных случаев.

Документ обязывает руководителей региональных госинспекций труда создать условия для обязательного рассмотрения вопросов системы управления ОТ на предприятиях и в организациях во время выполнения расследования несчастных случаев и в ходе осуществления внеплановых проверочных мероприятий в связи с фактами травматизма или гибели на производстве. В процессе работы над методическими рекомендациями были приняты во внимание нормы ТК РФ, Типового положения о системе управления ОТ, а также полученные к этому времени результаты многочисленных расследований несчастных случаев.

Рекомендации ведомства включают:

— мероприятия, связанные с реагированием госинспекторов в случае обнаружения фактов несоблюдения трудового законодательства и других НПА, которые включают нормы российского трудового права;

— механизм мониторинга создания и обеспечения работы СУОТ;

— алгоритм проверки создания и обеспечения работы системы управления охраной труда в процессе осуществления расследования фактов травматизма и гибели работников;

— процедуру заполнения по каждому пункту акта о расследовании различных видов несчастных случаев (группового, со смертельных исходом или тяжелого).

В приказе утверждается, что предметом внеплановой проверки должно быть выполнение работодателем норм трудового права и иных НПА, включая требования о формировании и обеспечении эффективной работы СУОТ на предприятии. Внеплановая проверка может включать два последовательных этапа — мониторинг документов СУОТ (локальные акты, реестры, журналы и иные) и проверка состояния рабочих мест. Приложение содержит блок-схему поэтапного рассмотрения совокупности взаимосвязанных компонентов, которые вместе образуют систему управления охраной труда.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 21 марта 2019 г. N 77

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПРОВЕРКЕ СОЗДАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проверки создания системы управления охраной труда у работодателя и ее функционирования при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:

2.1. обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;

2.2. изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;

2.3. использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

3. Управлению государственного надзора в сфере труда (Е.Н. Иванов):

3.1. при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;

3.2. при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.

Спорное расследование несчастного случая на производстве

Председатель комиссии по расследованию несчастного случая, он же инспектор ГИТ, обжаловал выводы комиссии в своей инспекции и проводит дополнительное расследование единолично. С какими рисками столкнется работодатель и как ему отстаивать свою позицию?

Одно из основных правил в сфере охраны труда – расследовать каждый несчастный случай, даже если он произошел с сотрудником на удаленке. Для этого работодатель организовывает работу комиссии по расследованию случившегося. Комиссия утверждает акт, в котором фиксируется: связано ли ЧП с производством, каковы причины произошедшего и кто в этом виноват. Только вот не всегда «вердикт» единодушен. Но если у одного из членов комиссии свое мнение, что тогда? Разобраться поможет пример.

Обжалование выводов комиссии

Представьте ситуацию: в компании произошел несчастный случай, и для его расследования созвали комиссию. Она провела проверку и подготовила акт. Но с ее выводами не согласился председатель комиссии. Нюанс в том, что он является инспектором ГИТ. Обжаловав выводы комиссии в своей инспекции, он начал проводить дополнительное расследование единолично. Разрешает ли закон действовать так?

Инспектор не выходит за рамки законодательства. Увы, в некоторых ситуациях оно дает повод для использования служебного положения в «личных интересах». Обратимся к ст. 231 ТК РФ. В ней сказано, что разногласия по вопросам расследования несчастного случая рассматривает инспекция по труду. Подать жалобу может любой член комиссии, в том числе председатель, а также пострадавший (или доверенное лицо – сотрудник, член семьи). По итогам ГИТ выносит решение – проводить ли дополнительное расследование.

Тут есть спорный момент: в Постановлении Минтруда от 24 октября 2002 г. № 73 сказано, что особое мнение члена комиссии рассматривает руководитель организации, который направил его для расследования ЧП. Поэтому жалобу инспектора – председателя комиссии оценит начальник инспекции, и он же примет решение, проводить ли допрасследование. Вероятно, он согласится с мнением подчиненного. Причем ни в одном нормативном акте не указаны сроки дополнительного расследования, т.е. их на свое усмотрение назначает ГИТ.

В жалобе должно быть правильно сформулировано несогласие с выводами комиссии, причем оно не может противоречить обстоятельствам, указанным в материалах расследования. Скажем, компания не предоставила документы по охране труда – посчитала, что они не связаны с причинами несчастного случая. Но это важный аспект, который инспектор, особенно если он председатель комиссии, может трактовать по-своему. И так бывает нередко.

Могут попросить любой документ или сослаться на нарушение порядка расследования

Речь пойдет о риск-ориентированном подходе при расследовании несчастного случая. 21 марта 2019 г. Роструд издал Приказ № 77, которым закрепил Методические рекомендации по проверке создания системы управления охраной труда. В документе сказано, что при расследовании несчастного случая надо проверять эту систему и профессиональные риски. То есть ГИТ все считает взаимосвязанным – например, отсутствие вводного инструктажа или подписи могло стать косвенной причиной происшествия. Инспектор может попросить любые документы (вплоть до уставных), которые, по его мнению, помогут выявить нарушения. К тому же он вправе опираться на ст. 229.2 ТК РФ: среди материалов расследования несчастного случая в статье указаны и «другие документы на усмотрение комиссии». Причем там не уточняется, кто и как их запрашивает, поэтому нужные документы всегда просит председатель. В нашем случае это госинспектор. Он же решает, какие из них будут приложены к финальному акту по форме Н-1. Так что, к сожалению, субъективный фактор остается.

Приведу пример из практики. Сначала несчастный случай на производстве признали легким, и комиссия уже готова была подписать акт. Но затем по итогам медзаключения происшествие признали тяжелым. В этот момент в комиссию приглашают инспектора. Он начинает расследование заново и просит почти все документы – проверяет, провели ли инструктажи, правильно ли обучались сотрудники в учебном центре, есть ли в компании дистанционные работники, и т.д. Работодатель справедливо уточняет: «А зачем вам это?» – и получает ответ: «А вдруг вы нарушили права работника, и это привело к происшествию».

Еще один «козырь» инспектора скрывает ст. 229.3 ТК РФ: дополнительное расследование проводится при получении сведений, указывающих на нарушение порядка первоначального расследования. Например, инспектор требует документ, но комиссия считает его неважным и не хочет рассматривать. Представитель ГИТ может посчитать это нарушением порядка, так как ему не представили сведения, которые позволят сделать объективный вывод. Да, это спорная ситуация – инспектор может действовать в своих интересах. Тут можно дать такой совет: попросите его пояснить, с чем связано требование предоставить документ, что именно он хочет почерпнуть из него.

С профсоюзом и ФСС – или без них

Риски кроются и в порядке проведения дополнительного расследования. Статья 229.3 ТК РФ говорит, что оно проводится, как правило, с привлечением представителей профсоюза и ФСС. Очевидно, что специалист фонда будет гнуть свою линию, ведь именно государство перечисляет пострадавшему деньги. У профсоюза будет своя позиция, хотя он обычно соглашается с ГИТ. Но в большинстве случаев инспектор проводит доппроверку единолично. Члены комиссии больше не участвуют в расследовании, а новое заключение инспектор делает на основе собственных выводов. Кроме того, он может найти и другие нарушения в компании, взяв их на заметку для будущих проверок. Впрочем, с марта 2022 г. раздел Х Трудового кодекса изменится, и выражения «как правило» в ст. 229.3 не будет, т.е. привлекать ФСС и профсоюз придется обязательно.

Порядок обжалования досудебный, но можно дойти и до Верховного Суда

Итак, инспектор имеет право выразить особое мнение после расследования несчастного случая на производстве, обжаловать выводы комиссии и затем самостоятельно провести повторное расследование. Да, это риск, особенно если у представителей работодателя – членов комиссии и потерпевшего другое мнение. В таком случае остается готовить письменное несогласие. Если ГИТ откажется рассматривать его, можно идти в суд – по всем инстанциям, вплоть до Верховного Суда РФ.

Если заключение после дополнительного расследования вас не устроит, вы вправе отстаивать свою позицию. Набирайтесь терпения, еще раз изучите локальные акты. И помните о досудебном порядке урегулирования спора: сначала в любом случае придется подать жалобу в ГИТ, и только потом можно обращаться в суд, если инспекция откажет или не согласится с вами.

Роструд выпустил Методические рекомендации для инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве

В новом документе отражены инстанции-союзники ГИТ, с которыми требуется заключать соглашения о передаче необходимой информации по НС. Это ГУВД, Следственный комитет и государственные медицинские учреждения. В разделе общих вопросов указано, что при получении извещения о НС, сотруднику ГИТ необходимо проверить его на соответствие требуемой формы. Также нужно обратить внимание на своевременность направления работодателем извещения. Если сроки (1 сутки с момента НС) нарушены, необходимо принять меры – привлечь организацию и должностное лицо, ответственное за отправку извещения к административной ответственности.

Как мы знаем, ГИТ принимает участие в расследовании только тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. К тому же, по жалобе пострадавшего работника о травме сокрытой предприятием может быть проведена внеплановая проверка. В разделе 1.8 МР указано, что при поступлении информации от СМИ, ФСС и медицинских организаций о произошедшем НС инспектор должен связаться с предприятием, выехать на место происшествия и начать проведения проверки по факту сокрытого НС. Если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте РФ – расследование проводит территориальная ГИТ. А после завершения расследования передает материалы дела в инспекцию по месту регистрации юридического лица. Необходимо отметить, что в случае изменения степени тяжести НС (с легкой на тяжелую) в ходе расследования работодатель должен в течение 3-х суток направить повторное извещение в ГИТ для участия инспектора в дальнейшем расследовании.

Интересная ремарка в разделе 2 — участвовать в расследовании НС преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт расследования НС на производстве. По завершению расследования НС и оформлении заключения инспектор определяет основную причину произошедшего. Указано, что в первую очередь необходимо установить техническую причину. Кроме того, следует рассматривать все выявившиеся в ходе расследования несчастного случая причины, и в качестве основной выбрать ту, устранение которой исключает действие остальных. Копия акта расследования вместе с картой учета НС и анкетой расследования НС загружаются в систему отчетности ГИТ.

В анкете описываются обязательные поручения и их исполнение инспектором. Интересный факт – в п. 6 анкеты инспектор указано: «В раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, включать ген. директора и начальника службы по охране труда организации.» А в пункте 8 необходимо указать сумму административного штрафа выписанного начальнику отдела охраны труда на основании ст. 212 ТК РФ. Вот только в статье 212 указана лишь обязанность работодателя обеспечивать безопасные условий и охрану труда. При этом больше в этой анкете не указывается никаких других виновных оштрафованных лиц.

угают и внушительные размеры штрафов указанные в п. 5 анкеты – 150 000 руб. за тяжелый НС и 1 млн. руб. за смертельный. Кстати в КоАП отсутствуют данные «расценки». При прочтении новых рекомендаций бросается в глаза недоработанность документа – например, абзацы текста повторяются по несколько раз. Возможно это опечатки, а возможно и следование известной пословице – «Повторенье – мать ученья». Только появившийся документ вызвал активное обсуждение в рядах специалистов по охране труда. Конечно, методические рекомендации не обязывают инспектора по труду следовать им в точности. Но можно предположить, что ГИТ воспримет их как руководство к действию. А поскольку этот НПА применяется для внутренней работы инспекции, то повлиять на его изменения работодатель будет не в силах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО