МСФО № 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

МСФО № 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

Компании, использующие МСФО, предпочтительней для инвесторов.

МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов

Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

МСФО № 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

  • Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?
  • Оценка активов при их признании по МСФО 6
  • Последующая оценка активов по МСФО 6
  • Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6
  • Раскрытие информации в отчетности
  • Отечественный аналог МСФО 6
  • Итоги

МСФО 6 относится к разряду редко применяемых из-за специфичности учитываемых объектов. Что это за объекты и как стандарт предписывает их учитывать, расскажем в нашем материале.

Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?

Обязанность по применению МСФО 6 лежит на фирмах, несущих затраты на разведку и оценку полезных ископаемых.

Важно! Разведка и оценка полезных ископаемых — это поиск обладающей соответствующими правами фирмой запасов минерального сырья, нефти, природного газа и иных невозобновляемых ресурсов на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых (ДПИ).

Фирма не обязана применять стандарт в отношении затрат, понесенных:

  • в период, предшествующий началу разведывательных работ (до получения соответствующих прав на такие работы);
  • после того как может быть продемонстрирована коммерческая целесообразность ДПИ и ее техническая осуществимость.

С какими налоговыми обязанностями сопряжена деятельность по добыче полезных ископаемых, расскажут материалы нашего сайта:

Оценка активов при их признании по МСФО 6

П. 8 стандарта устанавливает единственный способ оценки активов, связанных с разведкой и оценкой (при их признании) — по первоначальной стоимости.

Важно! К связанным с разведкой и оценкой активам (АРО) стандарт относит затраты на разведку и оценку полезных ископаемых, признанных в качестве активов в соответствии с учетной политикой.

Состав включаемых в первоначальную стоимость затрат фирма обязана перечислить в своей учетной политике. Помимо перечня затрат учетная политика должна содержать и описание того, в какой степени они могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых.

В качестве примера стандарт перечисляет следующие элементы, связанные с первоначальной стоимостью АРО:

  • расходы на выполнение подготовительных исследований (топографических, геологических и иных);
  • затраты на отбор образцов и проб;
  • затраты, связанные с осуществлением поисково-разведочного бурения;
  • иные предусмотренные учетной политикой затраты.

Указанный список не является исчерпывающим. Однако следует принять во внимание обозначенный в стандарте запрет на признание в качестве АРО затрат на разработку запасов полезных ископаемых.

При признании АРО необходимо учитывать требования МСФО 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, в соответствии с которым фирма признает следующие обязательства, возникшие вследствие осуществления работ по оценке и разведке полезных ископаемых:

  • по демонтажу активов;
  • по восстановлению окружающей среды.

О последующей оценке АРО расскажем в следующем разделе.

Последующая оценка активов по МСФО 6

При последующем признании АРО стандарт предписывает использовать одну из следующих учетных моделей оценки:

  • по первоначальной стоимости;
  • по переоцененной стоимости.

Модель оценки по первоначальной стоимости сводится к простой формуле: АРО учитывается по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения.

Применение при последующей оценке АРО модели по переоцененной стоимости сводится к следующему алгоритму:

  • учет АРО производится по справедливой стоимости на дату переоценки (исключая накопленную амортизацию и убытки от обесценения);
  • измерение справедливой стоимости АРО необходимо производить на основе данных активного рынка;
  • регулярность переоценки необходимо организовать таким образом, чтобы на конец отчетного периода балансовая стоимость АРО и его справедливая стоимость существенно не отличались.

Важное внимание уделяет МСФО классификации АРО исходя из характера приобретенных активов в качестве:

  • материальных активов;
  • нематериальных активов.

Применять принятую классификацию фирма обязана последовательно из периода в период.

Разграничение АРО на материальные и нематериальные является необходимым условием для правильного распределения затрат. К примеру, права на проведение буровых работ рассматриваются как нематериальные АРО, а используемые при этом буровые установки — материальными. То есть при создании нематериального актива участвует материальный, и признать его потребление частью первоначальной стоимости необходимо в той мере, в которой происходит его потребление при создании нематериального актива.

Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6

Чтобы проверить АРО на обесценение, необходимо обладать информацией об их:

  • балансовой стоимости;
  • возмещаемой величине.

Важно! Под возмещаемой суммой понимается большее из 2 значений: справедливая стоимость АРО (за вычетом расходов на продажу) или стоимость от их использования (п. 6 МСФО [IAS] 16 «Основные средства», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217).

Алгоритм действий фирмы при проверке АРО на обесценение:

  • отслеживать на регулярной основе появление фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение;
  • если факт превышения балансовой стоимости АРО над его возмещаемой суммой обнаружен — оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

Среди фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение, можно назвать следующие:

  • у фирмы истекает в отчетном периоде (без последующего возобновления) срок действия прав на геологоразведку конкретной территории;
  • не запланированы и не заложены в бюджет существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых;
  • фирмой принято решение о прекращении данной деятельности в связи с отсутствием коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых;
  • маловероятно последующее полное возмещение балансовой стоимости АРО в результате успешной его разработки или продажи.

Любой убыток от обесценения АРО признается расходом (п. 20 МСФО 6).

Раскрытие информации в отчетности

Стандарт предписывает отражать в отчетности следующие данные:

  • основные положения учетной политики в отношении признания АРО и затрат на разведку и оценку;
  • суммы доходов и расходов, а также активов и обязательств, возникающих в связи с рассматриваемой деятельностью фирмы;

Раскрытие информации необходимо осуществлять отдельно для материального и нематериального класса АРО с учетом требований МСФО 16 «Основные средства» или МСФО 38 «Нематериальные активы», введенных в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Отечественный аналог МСФО 6

Вопросы отечественного учета затрат на разведку и оценку полезных ископаемых рассмотрены в ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н.

Объектом бухучета в соответствии с указанным ПБУ являются затраты:

  • на поиск полезных ископаемых;
  • на оценку месторождений полезных ископаемых.

Фирме необходимо распределять поисковые затраты, признанные в качестве:

  • внеоборотных активов;
  • расходов по обычным видам деятельности.

Методика распределения затрат в стандарте не конкретизирована, но представляется целесообразным ее закрепление в учетной политике. Она может выбираться (исходя из международного опыта) из следующих методов:

  • учета полных затрат;
  • благополучных (успешных) усилий;
  • участков, приносящих доход;
  • ассигнований.

В основе первоначальной оценки поисковых активов в отечественном и международном стандартах лежит оценка по себестоимости (сумме фактических затрат). При последующей оценке данных активов алгоритм проверки их на обесценение идентичен международным нормам, описанным в разделе нашего материала, посвященного обесценению АРО.

Отечественный стандарт прописывает и иные важные аспекты (детализирует поисковые затраты, устанавливает порядок начисления амортизации и др.).

Итоги

Поисковые затраты возникают только у специфичного круга фирм, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых.

Их первоначальная и последующая оценка по международным нормам предполагает совокупность классификационных и оценочных процедур с целью достоверного представления в отчетности информации о таких активах.

Документы

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

(введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, с учетом поправок документов МСФО, введенных в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 30.10.2018 № 220н)

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» Отправить по электронной почте

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 29.01.2021

Прикрепленный файл: doc, 72 кБ

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6
«Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

Цель

1 Целью настоящего МСФО является определение порядка отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

2 В частности, настоящий МСФО требует:

(a) ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;

(b) от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;

(c) раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

Сфера применения

3 Организация должна применять настоящий МСФО для затрат на разведку и оценку, которые она производит.

4 Настоящий МСФО не рассматривает прочие аспекты бухгалтерского учета, который ведут организации, осуществляющие деятельность по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

5 Организация не должна применять настоящий МСФО в отношении затрат, которые были ею понесены:

(a) до начала работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, в частности, затрат, которые были понесены до получения организацией юридических прав на проведение разведывательных работ на определенной территории;

(b) после того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована.

Признание активов, связанных с разведкой и оценкой

Временное освобождение от применения пунктов 11 и 12 МСФО (IAS) 8

6 При разработке учетной политики организация, признающая активы, связанные с разведкой и оценкой, должна применять пункт 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

7 Пункты 11 и 12 МСФО (IAS) 8 определяют источники официальных требований и правила, которые должны быть учтены руководством при разработке учетной политики в отношении какого-либо вопроса, если никакие другие МСФО непосредственно к данному вопросу не применяются. С учетом изложенных ниже пунктов 9 и 10, настоящий МСФО освобождает организацию от применения указанных пунктов в отношении своей учетной политики по признанию и оценке активов, связанных с разведкой и оценкой.

Оценка активов, связанных с разведкой и оценкой

Оценка при признании

8 Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по первоначальной стоимости.

Элементы первоначальной стоимости активов, связанных с разведкой и оценкой

9 Организация должна определить учетную политику, которая устанавливает, какие затраты признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и применять эту политику последовательно. При определении такой политики организация учитывает степень, в которой данные затраты могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Ниже приведены примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) затраты на приобретение прав на разведку;

(b) затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования;

(c) затраты на поисково-разведочное бурение;

(d) затраты на прокладку траншей;

(e) затраты на отбор проб и образцов; и

(f) затраты, связанные с оценкой технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

10 Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не могут признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. «Концептуальные основы представления финансовых отчетов» и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» содержат указания в отношении признания активов, возникающих на этапе разработки.

11 В соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» организация признает любые обязательства по демонтажу активов и восстановлению окружающей среды, возникшие в течение определенного периода времени вследствие проведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

Оценка после признания

12 После признания активов, связанных с разведкой и оценкой, организация должна применять к ним либо модель учета по первоначальной стоимости, либо модель учета по переоцененной стоимости. Если применяется модель учета по переоцененной стоимости (либо модель, описанная в МСФО (IAS) 16 «Основные средства», либо модель, описанная в МСФО (IAS) 38), используемая модель должна соответствовать классификации активов (см. пункт 15).

Изменения в учетной политике

13 Организация может изменить свою учетную политику в отношении затрат на разведку и оценку, если данное изменение делает финансовую отчетность более уместной с точки зрения информационных потребностей пользователей финансовой отчетности при принятии ими экономических решений и не менее надежной или более надежной и не менее уместной с точки зрения этих потребностей. Организация должна принять решение об уместности и надежности исходя из критериев, указанных в МСФО (IAS) 8.

14 Для того, чтобы обосновать изменение учетной политики в отношении затрат на разведку и оценку, организация должна продемонстрировать, что это изменение приводит к большему соответствию финансовой отчетности критериям, указанным в МСФО (IAS) 8, однако достижение полного соответствия данным критериям в результате изменения не требуется.

Представление

Классификация активов, связанных с разведкой и оценкой

15 Организация должна классифицировать активы, связанные с разведкой и оценкой, как материальные или нематериальные, исходя из характера приобретенных активов, и последовательно применять принятую классификацию.

16 Некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, рассматриваются как нематериальные (например, права на проведение буровых работ), в то время как другие активы являются материальными (например, транспортные средства и буровые установки). В той мере, в которой потребление материального актива происходит при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть первоначальной стоимости нематериального актива. Тем не менее использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный.

Реклассификация активов, связанных с разведкой и оценкой

17 Активы, связанные с разведкой и оценкой, не допускается классифицировать как таковые после того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована. Перед реклассификацией активы, связанные с разведкой и оценкой, должны быть проверены на предмет обесценения и любой убыток от обесценения должен быть признан.

Обесценение

Признание и оценка

18 Активы, связанные с разведкой и оценкой, подлежат проверке на предмет обесценения, когда факты и обстоятельства указывают на то, что балансовая стоимость активов, связанных с разведкой и оценкой, может превышать их возмещаемую величину. Когда факты и обстоятельства указывают, что балансовая стоимость превышает возмещаемую величину, организация должна оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36, за исключением требований, приведенных ниже в пункте 21.

19 Исключительно для активов, связанных с разведкой и оценкой, при выявлении активов, связанных с разведкой и оценкой, которые могли быть обесцененными, должен применяться пункт 20 настоящего МСФО, а не пункты 8–17 МСФО (IAS) 36. В пункте 20 используется термин «активы», однако данный пункт в равной мере применим как к отдельным активам, связанным с разведкой и оценкой, так и к единице, генерирующей денежные средства.

20 Один (одно) или несколько из перечисленных ниже фактов или обстоятельств указывают на то, что организация должна проверить активы, связанные с разведкой и оценкой, на предмет обесценения (представленный перечень не является исчерпывающим):

(a) срок действия прав на геологоразведку определенной территории, полученных организацией, истек в отчетном периоде или истечет в ближайшем будущем, а возобновление таких прав не ожидается;

(b) существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых на определенной территории не заложены в бюджет и не планируются;

(c) разведка и оценка запасов полезных ископаемых на определенной территории не привели к обнаружению коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых, и организация приняла решение о прекращении данной деятельности на этой территории;

(d) имеются достаточные данные, что, несмотря на вероятное продолжение разработки этой территории, полное возмещение балансовой стоимости актива, связанного с разведкой и оценкой, в результате успешной разработки или продажи представляется маловероятным.

В любом из указанных или аналогичных случаев организация должна провести проверку на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36. Любой убыток от обесценения признается как расход в соответствии с МСФО (IAS) 36.

Определение уровня, на котором проводится проверка активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения

21 Организация должна определить учетную политику по отнесению активов, связанных с разведкой и оценкой, к отдельным единицам, генерирующим потоки денежных средств, или группам единиц, генерирующих потоки денежных средств, для целей проверки таких активов на предмет обесценения. Каждая единица, генерирующая потоки денежных средств, или группа единиц, генерирующих потоки денежных средств, к которой отнесен актив, связанный с разведкой и оценкой, не должна быть больше, чем операционный сегмент, определенный в соответствии с МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

22 Уровень, определенный организацией для целей проверки активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения, может состоять из одной или нескольких единиц, генерирующих потоки денежных средств.

Раскрытие информации

23 Организация должна раскрывать информацию, которая идентифицирует и поясняет суммы, признанные в ее финансовой отчетности в результате деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

24 В целях выполнения требований пункта 23 организация должна раскрывать следующую информацию:

(a) свою учетную политику в отношении затрат на разведку и оценку, включая признание активов, связанных с разведкой и оценкой;

(b) суммы активов, обязательств, доходов и расходов, а также потоков денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности, возникающие в результате деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых.

25 Организация должна рассматривать активы, связанные с разведкой и оценкой, в качестве отдельного класса активов и раскрывать информацию в соответствии с требованиями либо МСФО (IAS) 16, либо МСФО (IAS) 38 в зависимости от того, как классифицированы данные активы.

Дата вступления в силу

26 Организация должна применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2006 года или после этой даты. Досрочное применение рекомендуется. Если организация применит настоящий МСФО в отношении периода, начинающегося до 1 января 2006 года, то она должна раскрыть этот факт.

26A Документом «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО», выпущенным в 2018 году, внесена поправка в пункт 10. Организация должна применять настоящую поправку в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Допускается досрочное применение при условии, что организация одновременно также применяет все прочие поправки, внесенные документом «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО». Организация должна применять настоящую поправку к МСФО (IFRS) 6 ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Однако если организация определит, что ретроспективное применение будет практически неосуществимым или потребует чрезмерных затрат или усилий, она должна применять поправку к МСФО (IFRS) 6 в соответствии с пунктами 23–28, 50–53 и 54F МСФО (IAS) 8.

Переходные положения

27 Если применение конкретного требования пункта 18 к сравнительной информации, относящейся к годовым периодам, которые начинаются до 1 января 2006 года, является практически неосуществимым, то организация должна раскрыть этот факт. МСФО (IAS) 8 объясняет значение термина «практически неосуществимый».

Приложение A
Определение терминов

Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.

Активы, связанные с разведкой и оценкой

Затраты на разведку и оценку, признанные в качестве активов в соответствии с учетной политикой организации.

Затраты на разведку и оценку

Затраты, понесенные организацией в связи с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых до того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована.

Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

Поиск запасов полезных ископаемых, включая минеральное сырье, нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы, после получения организацией юридических прав на проведение разведывательных работ на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.

МСФО (IFRS) 6 – Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

Влияние Международных стандартов финансовой отчетности (Стандарты МСФО) в значительной степени ощутимо в геологоразведочной отрасли, особенно в нефтегазовой сфере, где роль ключевых дилемм и суждений наиболее велика на стадии разведки и добычи. С одной стороны, МСФО (IFRS) 6 – Разведка и оценка запасов полезных ископаемых – породил в отрасли определенные проблемы, а с другой стороны, стандарты МСФО смещают границы единиц, генерирующих денежные средства, до уровня АЗС или самой малой группы розничных активов в соответствии с МСФО (IAS) 36 – Обесценение активов.

МСФО (IFRS) 6 является промежуточным стандартом и представляет собой краткосрочное решение проблемы учета операций по разведке и оценке минерально-сырьевых активов. До появления этого стандарта какие-либо рекомендации отсутствовали, и там, где национальные стандарты действительно существовали, методы бухгалтерского учета различались, а в глобальном масштабе использовался целый ряд методов для учета затрат, связанных с разведкой и добычей. Это касалось, в частности, капитализации затрат или списания их таким же образом, как это делается с расходами на исследования. МСФО 6 в настоящее время не включен в план работы Совета по МСФО.

Большинство крупных предприятий в этом секторе используют метод “успешных усилий”, когда затраты, связанные с поиском, приобретением и разработкой запасов, капитализируются по принципу “от месторождения к месторождению”. При обнаружении коммерчески целесообразного запаса полезных ископаемых капитализированные затраты относятся на обнаружение. Если запасы не обнаружены, затраты относятся на расходы. Однако некоторые компании использовали подход на основе “полных затрат”, когда капитализируются все затраты. В отсутствие МСФО (IFRS) 6 многим организациям пришлось бы изменить свою практику учета этих затрат. Это заставило бы их вновь обратиться к Концептуальным Основам, разработанным СМСФО, или к стандартам, выпущенным их национальными разработчиками стандартов.

МСФО (IFRS) 6 вносит в существующую практику ограниченные изменения. Это означает, что используемый большинством горнодобывающих предприятий фундаментальный принцип капитализации затрат на геологоразведку все еще сохраняется. Основная цель МСФО (IFRS) 6 состоит в том, чтобы указать обстоятельства, при которых предприятия должны проверять затраты на разведку и оценку на предмет обесценения, и случаи, когда требуется раскрытие информации о таких активах.

МСФО (IFRS) 6 разрешает предприятиям продолжать использовать свои существующие учетные политики, при условии, что они соответствуют п. 10

МСФО (IAS) 8 – Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки, то есть они приводят к получению информации, которая является уместной и надежной. Предприятие учитывает свои затраты на разведку и оценку либо в соответствии с Концептуальными Основами, либо с исключением, разрешенным МСФО (IFRS) 6. Это позволяет предприятию применять для активов по разведке и оценке учетную политику, которая является уместной и надежной, даже если такая политика может не полностью соответствовать Концептуальным Основам. Критерии, которые должны использоваться для определения того, является ли политика уместной и надежной, изложены в п. 10 МСФО (IAS) 8.

Учетная политика должна:

  • соответствовать потребностям пользователей в принятии решений
  • обеспечить достоверное представление
  • отражать экономическую сущность
  • быть нейтральной (без предвзятости), осторожной и полной.

Изменения в учетную политику предприятия для активов по разведке и добыче, могут быть внесены только в том случае, если в результате будет происходить сближение с принципами Концептуальных Основ. Изменение должно привести к политике, которая является более уместной и не менее надежной, или более надежной и не менее уместной, чем предыдущая политика.

Затраты, капитализированные в соответствии с МСФО (IFRS) 6, могут не соответствовать определению актива в соответствии с Концептуальными Основами, поскольку, например, соблюдаемые критерии капитализации могут не требовать демонстрации наличия экономических ресурсов. Таким образом, МСФО (IFRS) 6 считает эти затраты активами. Поэтому затраты на разведку и оценку могут быть капитализированы раньше, чем это бы произошло в соответствии с Концептуальными основами.

В соответствии с МСФО (IFRS) 6 признанные активы по разведке и оценке должны классифицироваться как материальные или нематериальные активы. Активы, признанные в отношении лицензий и обследований, таким образом должны классифицироваться как нематериальные активы. Последующие затраты, понесенные на этапе разведки и оценки, должны быть капитализированы в соответствии с этой же политикой. По сути, предприятие может сохранять накопленные затраты в качестве актива по разведке до тех пор, пока не будет достаточно информации, чтобы определить, ожидаются ли коммерческие денежные потоки или нет.

При первом признании в отчете о финансовом положении, активы по разведке и оценке оцениваются с использованием модели учета по фактическим

затратам. Впоследствии – по модели учета по фактическим затратам или модели учета по переоцененной стоимости, как описано в МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38. Износ и амортизация не рассчитываются для этих активов, поскольку экономические ресурсы, которые представлены активами, не потребляются до стадии производства.

Активы должны быть проверены на предмет обесценения, если балансовая стоимость актива может не быть возмещена. Факты и обстоятельства, указывающие на обесценение, включают следующее:

  • Право предприятия на разведку на той или иной территории истекло или истекает в ближайшем будущем без продления.
  • Дальнейшая разведка или оценка не запланированы или не предусмотрены в бюджете.
  • Было принято решение прекратить разведку и оценку на территории из-за отсутствия коммерчески выгодного количества запасов.
  • Существуют достаточные данные, свидетельствующие о том, что балансовая стоимость не будет полностью возмещена в результате будущей разработки и производства.

Поскольку этот класс активов не генерирует приток денежных средств, он проверяется на обесценение как часть большей группы активов. Предприятие должно разработать политику распределения этих активов по группам единиц, генерирующих денежные средства (ЕГДС), и последовательно применять эту политику. Активы проверяются на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 с учетом определенных специальных требований. Ограничение, указанное в МСФО (IFRS) 6, заключается в том, что ЕГДС, на которую распределяются активы, не должна быть больше операционного сегмента предприятия. МСФО (IAS) 36 определяет, что ЕГДС является наименьшей единицей, для которой могут быть определены независимые денежные потоки. Без данного исключения это могло бы означать, что каждая отдельная единица добычи (например, нефтяная вышка) будет рассматриваться как ЕГДС. Поэтому МСФО (IFRS) 6 также допускает некоторую гибкость при определении ЕГДС.

После того, как техническая осуществимость и коммерческая выгода добычи полезных ископаемых стали очевидными, активы выходят за пределы применения МСФО (IFRS) 6 и реклассифицируются в соответствии с другими стандартами МСФО. Перед реклассификацией активы должны быть проверены на предмет обесценения.

Капитализированные затраты на разведку и разработку классифицируются как долгосрочные активы в отчете о финансовом положении и, где это существенно, должны раскрываться отдельно в отчете о финансовом положении и отличаться от производственных активов. Их классификация как “материальных” или “нематериальных”, установленная на этапе разведки, должна быть продолжена до этапов разработки и добычи. Подробная информация о капитализированных суммах и суммах, признанных в качестве расходов по разведке, разработке и добыче, должна быть раскрыта.

Заключение

МСФО (IFRS) 6 позволяет всем организациям, использующим совершенно разные учетные политики, претендовать на соблюдение стандарта, фактически освобождая их от применения Концептуальных Основ. Это напоминает ситуацию с МСФО (IFRS) 4 – Договоры страхования. Утверждалось, что было бы слишком жестким подходом – заставлять организации, использующие капитализацию затрат в своем учете, перейти к списыванию их на расходы, хотя этого требует МСФО (IAS) 38. Утверждалось также, что некоторые организации создаются только для проведения разведки, и, как только она будет завершена, они продают права на обнаруженные полезные ископаемые. Если Концептуальные Основы или МСФО (IAS) 36 применять к этим предприятиям, то активы никогда не будут признаны. СМСФО принял эти аргументы и поэтому выпустил МСФО (IFRS) 6.

Обновлен членом экзаменационной группы DipIFR

МСФО № 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

Сравнение учета основных средств по МСФО и П(С)БУ (подходы и классификация)

Понимание норм международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и бухгалтерского учета (МСБУ), а также применение их в учетной политике отечественных предприятий сегодня становится все более актуальным, так как учет по международным стандартам применяют не только предприятия, обязанные составлять отчетность по этим стандартам, но и «добровольцы».

Основные средства, как правило, составляют значимую часть всех активов предприятия и поэтому имеют большое значение для раскрытия его финансового положения.

В данной статье мы сравним подходы к учету основных средств, изложенные в национальных и международных стандартах, а именно: какими стандартами необходимо руководствоваться при учете необоротных материальных активов; признание объекта в качестве актива и основного средства; классификация основных средств.

Основными стандартами, в которых определена методика бухгалтерского учета основных средств, являются МСБУ 16 и П(С)БУ 7. Цели данных стандартов приведем в табл.1.

Входеучетаосновных средств могут возникать обстоятельства, в результате которых учет необоротных материальных активов одновременно с основными стандартами регулируют другие стандарты бухучета. Методика учета основных средств по МСБУ 16 и П(С)БУ 7 не распространяется на учет следующих необоротных материальных активов (табл. 2).

Критерии признания объекта в качестве актива и основного средства по МСФО и П(С)БУ приведем в табл. 3.

Как видим, оба стандарта применяют одинаковые критерии к признанию объекта в качестве актива и основного средства. При определении термина «основные средства» в П(С)БУ 7 к целям использования добавлены еще социально-культурные функции.

Относительно срока полезного использования в П(С)БУ 7 говорится о сроке более одного года или операционном цикле, если он более года, а в МСБУ 16 — о сроке, превышающем один отчетный период, который может быть более или менее одного года.

В § 11 МСБУ 16 определена ситуация, когда объекты основных средств могут приобретаться в целях обеспечения безопасности или в целях защиты окружающей среды. Приобретение таких объектов не приводит непосредственно к увеличению будущих экономических выгод от использования конкретного существующего объекта основных средств, однако оно может быть необходимо для получения предприятием будущих экономических выгод от использования других принадлежащих ему активов.

Такие объекты основных средств по МСФО могут быть признаны в качестве активов, поскольку они обеспечивают предприятию будущие экономические выгоды от использования зависимых активов. Итоговая (но не первоначальная) балансовая стоимость такого актива и зависимых активов подлежит проверке на обесценение в соответствии с МСБУ 36.

Далее рассмотрим, что выступает в качестве единицы учета основных средств согласно МСФО и П(С)БУ (табл. 4).

Таким образом, в учете по МСФО отсутствует критерий единицы признания (объекта основных средств) и при определении таковой, а также при определении величины существенности (значимости) части объекта основных средств, требуется самостоятельное профессиональное суждение бухгалтера. При учете по национальным стандартам единицей учета основных средств является инвентарный объект, определенный согласно п. 4 П(С)БУ 7.

Помимо единицы учета основных средств имеет важное значение еще и группа (класс). В стандартах даны следующие определения термину «группа/класс основных средств» (табл. 5).

В международных стандартах отсутствует стоимостное ограничение при признании долгосрочными активами «малых» основных средств. Более того, в международной практике не принято учитывать «Прочие необоротные материальные активы» среди долгосрочных материальных активов. Расходы, понесенные в связи с приобретением малоценных необоротных материальных активов (МНМА), списываются на расходы текущего периода. Субъекты хозяйствования, которые ведут учет основных средств в соответствии с П(С)БУ 7, устанавливают самостоятельно стоимостные признаки (пределы) предметов, входящих в состав МНМА. Такой стоимостной предел определяется руководством предприятия и отражается в приказе об учетной политике.

В соответствии с требованиями § 8 МСБУ 16 основные запасные части и вспомогательное оборудование классифицируются как основные средства, если субъект хозяйствования рассчитывает использовать их в течение более одного отчетного периода.

Аналогичным образом, если запасные части и вспомогательное оборудование можно использовать только в связи с эксплуатацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства. В основном же учет по международным стандартам предусматривает, что запасные части и вспомогательное оборудование носят оборотный характер, отражаются в составе запасов и подлежат списанию на прибыль или убыток по мере их использования, а учет их ведется в соответствии с МСБУ 2.

Представим классификацию основных средств по МСБУ и П(С)БУ в привычном для бухгалтера виде(применительно к Плану счетов и Инструкции N 291) в табл. 6.

Как видно из табл. 6, к основным средствам относятся не только те активы, учет которых регламентирован МСБУ 16 и П(С)БУ 7, но и активы, учет которых регулируют другие стандарты. Рассмотрим подробнее, на какие необоротные материальные активы не распространяется действие основных стандартов (табл. 7).

Действие основных стандартов распространяется на учет капитальных инвестиций в необоротные материальные активы (табл. 8).

Список использованных документов

Инструкция N 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291

Концептуальная основа — Концептуальная основа составления и представления финансовых отчетов

Методические рекомендации N 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. N 561

МСБУ 1 — Международный стандарт бухгалтерского учета 1 «Представление финансовой отчетности»

МСБУ 2 — Международный стандарт бухгалтерского учета 2 «Запасы»

МСБУ 16 — Международный стандарт бухгалтерского учета 16 «Основные средства»

МСБУ 17 — Международный стандарт бухгалтерского учета 17 «Аренда»

МСБУ 36 — Международный стандарт бухгалтерского учета 36 «Уменьшение полезности активов»

МСБУ 40 — Международный стандарт бухгалтерского учета 40 «Инвестиционная недвижимость»

МСБУ 41 — Международный стандарт бухгалтерского учета 41 «Сельское хозяйство»

МСФО 5 — Международный стандарт финансовой отчетности 5 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО 6 — Международный стандарт финансовой отчетности 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»

План счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291 в редакции от 09.12.2011 г. N 1591

П(С)БУ 2 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.1999 г. N 87

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92

П(С)БУ 14 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.07.2000 г. N 181

П(С)БУ 18 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.04.2001 г. N 205

ПС)БУ 27 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденное приказом Минфина Украины от 07.11.2003 г. N 617

П(С)БУ 30 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.11.2005 г. N 790

П(С)БУ 32 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 32 «Инвестиционная недвижимость», утвержденное приказом Минфина Украины от 02.07.2007 г. N 779

П(С)БУ 33 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых», утвержденное приказом Минфина Украины от 26.08.2008 г. N 1090

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 15 (849),
9 апреля 2012 г.
Подписной индекс 40783

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector