Опубликован проект формы по страховым взносам

ФНС подготовила новую форму расчета по страховым взносам

ФНС подготовила изменения в форму расчета по страховым взносам. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, форма, формат и порядок представления отчетности по страховым взносам утверждены приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.

В связи с переходом всех регионов на прямые выплаты из ФСС больничных и иных пособий ФНС подготовила обновленную редакцию расчета по страховым взносам. В частности, в новой редакции излагаются титульный лист расчета, раздел 1 расчета и приложения к нему.

Так, из раздела 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» обновленной формы расчета по страховым взносам исключены строки для указания сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (120-123).

Из приложения 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к разделу 1»исключено поле 090 «Сумма страховых взносов, подлежащая уплате (сумма превышения произведенных расходов над исчисленными страховыми взносами)».

Также в новой редакции формы расчета у раздела 1 будут:

  • Приложение 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 (подпункте 18) пункта 1 статьи 427 НК РФ» к разделу 1 (ранее приложение 5.1);
  • Приложение 4 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ» к разделу 1 (ранее приложение 6);
  • Приложение 5 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 15 пункта 1 статьи 427 НК РФ» к разделу 1 (ранее приложение 7);
  • Приложение 6 «Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 425 НК РФ» к разделу 1 (ранее приложение 8);
  • Приложение 7 «Сведения, необходимые для применения положений подпункта 1 пункта 3 статьи 422 НК РФ организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг» к разделу 1 (ранее приложение 9).

Соответственно, будут упразднены действующие в настоящее время:

  • Приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ» к разделу 1;
  • Приложение 4 «Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разделу 1;
  • Приложение 5 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 НК РФ» к разделу 1 (применялось для 2020 года).

Предполагается, что обновленную форму расчета нужно будет применять, начиная с представления отчетности за первый квартал 2022 года.

В решениях «1С:Предприятие» обновленная форма, формат и заполнение расчета по страховым взносам будут поддержаны после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. О сроках можно узнать в «Мониторинге законодательства».

Изменения в отчетности по зарплате с 2021 года

РСВ

ИФНС подготовила поправки в форму расчета по страховым взносам. Проект приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Специалисты налоговой службы отметили, что изменения формы РСВ необходимы для приведения ее в соответствие с поправками в Налоговом кодексе, которые были внесены Федеральными законами от 28.01.2020 № 5-ФЗ и от 31.07.2020 № 265-ФЗ. Рассмотрим более данные изменения:

1. С 01 января 2021 года страхователи будут сдавать сведения о среднесписочной численности работников в составе РСВ за расчетный период (ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ)

2. Появилось новое приложение в разделе 1 расчета по страховым взносам 5.1 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 (подпункте 18) пункта 1 статьи 427 НК РФ». Данное приложение должны будут заполнять организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. На основании этого организации смогут применять пониженный тариф страховых взносов 7,6 % (ранее был 14%) (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В случае если законопроект будет принят, то изменения вступят в силу с 01 января 2021 года, т.е. с отчетности за 2020 год.

6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Более значительные изменения ожидаются в отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Главное изменение заключается в том, что новая форма отчета 6-НДФЛ содержит справки по форме 2-НДФЛ (приложение 1 «Справка о доходах и суммах налога физического лица»). Данное изменение было заложено еще Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ. С отчета за 2021 год справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ будут предоставляться в составе отчета 6-НДФЛ. Хочу обратить внимание, что приложение № 1 заполнять ежеквартально не надо будет, а также как текущая форма 2-НДФЛ – только по окончании года.

Проектом приказа внесены также изменения и в разделы 1 и 2. В частности, в раздел 1 добавлена строка «КБК». Помимо этого, введены строки дат и сумм НДФЛ, который был возвращен физическим лицам за последние три месяца отчетного периода.

Раздел 2 в обновленной форме 6-НДФЛ называется «Расчет исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц». Именно в разделе 2 указываются суммы дивидендов и НДФЛ. Строки дат и сумм фактически полученных доходов и удержанного НДФЛ отсутствуют. В то же время необходимо заполнять строки по излишне удержанному НДФЛ и суммам налога, не удержанным налоговым агентом.

Если проект приказа вступит в силу, то по новой форме «6-НДФЛ» необходимо будет отчитываться, начиная с 1 квартала 2021 года.

Расчет по страховым взносам скоро изменится

Что случилось?

Федеральная налоговая служба России подготовила проект своего приказа об обновлении формы расчета по страховым взносам (КНД-1151111). В настоящее время документ опубликован для публичного обсуждения на едином портале размещения проектов нормативно-правовых актов. Хотя изменений немного, когда приказ будет утвержден, у плательщиков страховых взносов старые формы уже не примут. Налоговики ожидают, что по новой форме придется отчитываться уже за 2019 год. Поэтому познакомимся с планируемыми измениями в форме РСВ подробнее.

Что изменится в форме РВС

В сводном отчете к проекту приказа ФНС сказано, что корректировка формы РСВ необходима для ее оптимизации. В настоящее время действует форма расчета, утвержденная приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, именно в нее налоговики и планируют внести точечные изменения. Всего их будет шесть, из которых четыре изменения произойдут с самой формой, а два — с приложениями к ней.

Первым изменением станет уменьшение ее объема на один лист. Из расчета налоговики исключили лист, посвященный сведениям о физическом лице-страхователе, которое не является ИП. Также в РСВ изменятся:

  1. Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» будет дополнен полем «Тип плательщика (код)». В этом поле страхователи будут указывать «1», если выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в последние 3 месяца расчетного периода осуществлялись, или «2», если выплат в пользу физлиц в последние 3 месяца не было.
  2. Подраздел 1.4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» станет приложением 1.1 к разделу 1.
  3. Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» поле «Номер корректировки» будет переименован в «Признак аннулирования сведений о застрахованном лице». При этом в нем упраздняются поля «Расчетный период» и «Календарный год». Номер раздела при этом сохранится.
  4. Приложение 8 к разделу 1 в новой форме расчета по страховым взносам будет называться «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 15 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ ».
  5. Приложение 9 к разделу 1 формы РСВ также изменит название на «Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 425 (абзацем вторым подпункта 2 статьи 426 НК РФ ».

Ожидается, что обновленный расчет страхователи начнут применять в 2020 году с отчетности за 2019 год. Правда, по некоторым данным, его применение может быть сдвинуто на 1 квартал следующего года. Публичное обсуждение проекта продлится до 5 июня 2019 года, после чего он может быть передан на регистрацию в Минюст. Сколько времени займет эта регистрация, пока неизвестно.

Выпуск Legislative Tracking от 3 ноября 2021 года

Предлагается сократить сроки вступления в силу ставок экспортных пошлин и многое другое.

Законодательные инициативы

Предлагается сократить сроки вступления в силу ставок экспортных пошлин

Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Напомним, что особый порядок действия ставок экспортных пошлин в отношении нефти и отдельных нефтепродуктов предусмотрен Федеральным законом «О таможенном тарифе». В настоящее время акты Правительства РФ, устанавливающие ставки вывозных таможенных пошлин на указанные товары, вступают в силу с отложенным сроком — 30 и более дней после дня их официального опубликования.

Согласно законопроекту предлагается уточнить, что срок вступления в силу актов Правительства РФ, определяющих ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, будет возможен не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в этих актах не определен иной срок.

Анастасия Трубочкина, Таможенное регулирование

Утверждены новые формы отчетности по НДФЛ и страховым взносам

  • новая форма декларации 3-НДФЛ, которая будет применяться с 1 января 2022 года при декларировании доходов за 2021 год — обновление связано с введением прогрессивной ставки, а также возможностью получения инвестиционного и имущественного вычетов в упрощенном порядке;
  • новая форма расчета 6-НДФЛ, которая также вступит в силу 1 января 2022 года и будет применяться для отчетности за 2021 год — обновление связано с введением нормы о зачете налога на прибыль с полученных российской организацией дивидендов при исчислении НДФЛ с дивидендов, полученных физическими лицами от таких российских организаций;
  • установлены новые коды видов доходов и вычетов для целей исчисления НДФЛ (изменения действуют с 9 ноября 2021 года);
  • новая форма расчета по страховым взносам, которая будет применяться с отчетности за I квартал 2022 года — в новой форме учтены переход на прямые выплаты от ФСС, а также возможность применения организациями общественного питания льготных тарифов.

Источник: «Официальный интернет-портал правовой информации»

Любовь Фабиянская, Deloitte Private

Власти Москвы не будут продлевать нерабочие дни

Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

По его словам, с понедельника Москва вернется к обычной жизни при соблюдении ранее введенных ограничений: домашнего режима для пожилых людей, перевода на дистанционную работу 30% сотрудников компаний.

Музеи и театры будут пускать посетителей по QR-кодам.

Губернатор Московской области также сообщил, что нерабочие дни продлеваться не будут.

Ольга Акуленок, Решения в области бизнес-процессов

Разработаны новые правила оформления листков нетрудоспособности

Напомним, с 1 января 2022 года выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде.

В связи с этим Минздрав России подготовил проект приказа, который содержит правила формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа.

Новыми правилами предусмотрен порядок выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности на бумажном носителе только отдельным категориям граждан, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и граждан, в отношении которых принимаются меры государственной защиты.

Новые правила оформления больничных листков вступят в силу 1 января 2022 года.

Ольга Акуленок, Решения в области бизнес-процессов

Банк России определил свои обязательства в области устойчивого развития

Банк России опубликовал дорожную карту ключевых тактических целей в области устойчивого развития, что демонстрирует его приверженность разработке четкой стратегии и ускоренное принятие мер в этой сфере.

Среди основных целей, поставленных Банком России на ближайшие три года, — участие в развитии необходимой инфраструктуры на рынке и создание инструментов финансирования устойчивого развития, способствование внедрению в публичных компаниях практики корпоративного управления, необходимой для ESG-трансформации бизнеса и повышения прозрачности их деятельности.

Регулятор считает важным на постоянной основе проводить стресс-тестирование потенциального влияния климатических рисков, совершенствуя его методологию.

В числе приоритетных задач — формирование предложений для учета финансовыми организациями ESG-рисков, а также оценка возможности использования инфраструктуры российского финансового рынка для эмиссии и обращения углеродных единиц.

Важным направлением деятельности станет внедрение Банком России принципов устойчивого развития в свою операционную деятельность.

Обзор СМИ

Стали известны подробности нового налогового режима для представителей малого бизнеса

Экспериментальный режим получил название «автоматизированная система налогообложения».

Его суть заключается в том, что налогоплательщикам не нужно будет сдавать никаких отчетов — налоговые органы самостоятельно рассчитают налог исходя из данных ККТ, предоставляемых в режиме онлайн.

Режим предусматривает более высокие налоговые ставки, чем при УСН.

Но при этом представителей бизнеса освободят от уплаты страховых взносов за сотрудников, подачи отдельной отчетности и предоставят другие льготы.

Власти рассматривают два варианта налоговой ставки: 7% от доходов или 18% за вычетом расходов, или 8% или 20% соответственно.

Режим будет доступен малым и микропредприятиям.

Скорее всего, также будет ограничение по количеству сотрудников.

Дмитрий Пожарный, Корпоративное налогообложение

Счета эскроу предлагают продлевать автоматически, если стройка затягивается

Счета эскроу при переносе сроков сдачи новостроек предлагают продлевать автоматически.

Соответствующий законопроект подготовил глава Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

В действующем законодательстве есть коллизия: эскроу-счета открываются на определенный срок, который прописан в договоре долевого участия.

Если дом не сдается вовремя, то договор закрывается, а денежные средства возвращаются дольщикам.

Застройщик при этом не несет потерь, дом находится уже на большей стадии готовности, чем тогда, когда заключался договор с дольщиком, и стоимость жилой площади в здании выше.

Таким образом, застройщик может продать квадратные метры новому покупателю дороже, чем первоначальному покупателю.

Благодаря предлагаемым изменениям у застройщиков больше не будет возможности оказывать давление на дольщиков.

Опубликован проект формы по страховым взносам

Передача полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда России (ПФР) к Федеральной налоговой службе приведет к недовольству работодателей, дополнительной путанице в их отчетности и снижению инвестиционного потенциала пенсионных накоплений, рассказал глава ПФР Антон Дроздов.

— Антон Викторович, на прошлой неделе была затронута тема о передаче полномочий по администрированию страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе (ФНС). Как вы оцениваете это предложение?

— Страховые взносы по своей сути не являются налогом, и это закреплено в законодательстве. Главное отличие в том, что все страховые взносы — это персонифицированный возмездный платеж. Пенсионный фонд разносит страховые взносы по индивидуальным пенсионным счетам граждан, а на счетах они уже превращаются в пенсионные права, по которым далее рассчитывается и назначается пенсия. То есть уплата страховых взносов напрямую связана с формированием пенсионных прав и выплатой пенсии. Налоги же поступают в бюджет обезличено, поэтому учет налоговых поступлений принципиально отличается от персонифицированного учета страховых взносов. При этом отчисления во внебюджетные фонды связаны с конкретными правами граждан, они идут на конкретные расходы — пенсии, больничные, пособия, медицинское страхование.

Пенсионный фонд до 2002 года администрировал страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование, с 2002 по 2009 годы он продолжал исполнять часть этих функций, сейчас мы наконец-то создали очень логичную систему одного окна, в которой синхронизировали информационные и финансовые потоки. Опять размежевывать функции — это было бы неэффективно.

— Вы не видите плюсов в этой инициативе, а какие есть очевидные минусы?

— Уверен, это повлечет за собой дополнительные расходы на перестройку системы работы всех участников процесса, недовольство работодателей, дополнительную путаницу. Взаимодействие нескольких ведомств на деле, как правило, всегда хуже, чем ситуация, когда полномочия сконцентрированы в одних руках. Одного администратора все равно не будет.

Даже в то время, когда семь лет (с 2002 по 2009 год) существовал Единый социальный налог (ЕСН), ФНС делала не весь объем работы, потому что недоимку по страховой части собирали мы. Соответственно, нам нужно было держать собственных администраторов, которые общались со службой судебных приставов, работодателями, с налоговиками. У Фонда социального страхования все это время также были функции администрирования в том числе в рамках зачета выплат по больничным листам в счет взносов на социальное страхование, фонд тесно взаимодействовал с работодателями. Одного администратора по пенсионным платежам никогда не было.

Кроме того, в период ЕСН предприниматели сдавали нам отчетность по персонифицированному учету пенсионных прав работников, и мы ежегодно проводили сверку с поступлениями в налоговую. Длились эти мероприятия в течение полугода. Так как у них налоговый период — год, средства пенсионных накоплений передавались в негосударственные пенсионные фонды только спустя год-полтора после отчетного периода.

Теперь мы перешли на квартальную отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету, чтобы быстрее передавать в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды средства пенсионных накоплений. И это, естественно, повысило инвестиционный потенциал пенсионных накоплений.

Мы считаем, что администрирование страховых взносов должно быть в одних руках. В данном случае для нас принципиальна не столько фискальная функция, сколько обязательства, которые связаны с обеспечением пенсионных прав граждан. Но про собираемость мы, конечно же, ни на секунду не забываем, цифры говорят об этом.

— Вот и вице-премьер Ольга Голодец выступила против инициативы ФНС и Минфина. Она заявила, что ПФР является одним из лучших сборщиков налогов. Сборы по страховым взносам в этом году это подтверждают?

— Сборы страховых взносов у нас ежегодно, с первого года администрирования, идут с перевыполнением плана. И в этом году мы идем с опережением плана, по итогам первого квартала — превышение 5,7% к прогнозному плану, а в сравнении с первым кварталом прошлого года взносов поступило на 15,7% больше. Недоимка на уровне 1,2-1,4% от суммы взносов. К слову, платежи по повышенным тарифам за работников, занятых на вредном и опасном производстве, идут, с точки зрения прогнозных цифр, также с опережением. За первый квартал и от самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов — прим. редакции) поступило более 25% от годового прогноза платежей.

— Фактически сейчас предлагается изменить уже сложившуюся за многие годы систему?

— Мы уже четвертый год и есть «одно окно» для страхователей. Создана отлаженная технология, когда Пенсионный фонд принимает отчетность по страховым взносам и параллельно — по персонифицированному учету. Мы эти данные между собой выверяем, состыковываем, разносим по индивидуальным пенсионным счетам граждан, и на основе этой информации начисляются пенсии. Индивидуальные счета граждан постоянно находятся в актуальном состоянии, и это особенно важно, когда начались выплаты из средств пенсионных накоплений.

С 1996 года работает система персонифицированного учета пенсионных прав — система индивидуальных пенсионных счетов. И в ней учитывается не только объем страховых взносов работодателя за конкретного работника, но и его стаж, в том числе и на вредных и опасных работах, зарплата. И в новой пенсионной формуле пенсионные права будут связаны с размером зарплаты, стажем, поэтому персонифицированный учет останется основой для исчисления пенсионных прав.

Кроме того, мировая практика показывает, что администрированием страховых взносов, ведением баз учета пенсионных прав и назначением и выплатой пенсий занимаются социальные ведомства. К примеру так есть в Германии, Франции, Польше и других странах.

— Почему тема администрирования взносов вновь возникла?

— Из разговоров с предпринимателями, да и опросы это подтверждают. Но плательщиков в первую очередь волнует не то, кто является администратором, а ставка страховых взносов и то, как она будет изменяться. Но ставка страховых взносов никак не связана с их администрированием. У нас в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы есть ответ на опасения бизнеса: мы исходим не из увеличения нагрузки на предпринимателей, а из сохранения уровня индексации пенсий.

— А есть понимание того, как изменится тариф во внебюджетные фонды в ближайшее время?

— Сейчас этот вопрос обсуждается. В действующем законодательстве прописано, что ставка должна быть на уровне 34%, и 30% — это временная мера. Финансовый блок считает, что необходимо зафиксировать тариф на уровне 30%. Но в этом случае нужно определиться с объемами трансфертов, которыми ежегодно компенсируются выпадающие доходы ПФР за счет снижения ставки. Социальный блок беспокоит предложение Минфина, потому что может исчезнуть трансферт, который все время существовал. Ведь тогда произойдет существенное падение доходов Пенсионного фонда, а следовательно и пенсий россиян.

— В Минфине считают, что передача полномочий полезна тем, что появится один контролирующий орган, соответственно, упростится и процедура отчетности для плательщиков. Насколько обоснована такая позиция?

— Объем отчетности, который предоставляется некоторыми плетельщикам, сегодня действительно большой, но это опять не вопрос администрирования. Формы отчетности вытекают из законодательства, в котором заложена дифференциация тарифов страховых взносов для различных групп плательщиков, включая льготные тарифы и доптариф для работодателей с вредными и опасными условиями труда. Ответ на это замечание также есть в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы: льготы, срок действия которых заканчивается в 2014-2015 годах, продлеваться не будут. Поэтому унифицированная ставка упростит объем отчетности.

Мы сейчас, принимая отчетность, имеем возможность сразу осуществлять ее добазовую проверку, ориентировать плательщика по выявленным несостыковкам, информировать о нововведениях. К тому же уже сегодня 87% плательщиков перешли на бесконтактное электронное взаимодействие с ПФР, то есть они к нам приходят, если есть вопросы, а мы к ним — только по заранее утвержденным планам проверок.

— Есть ли у Пенсионного фонда планы по совершенствованию работы с плательщиками взносов?

— Да, у нас есть программа совершенствования нашей деятельности. Она связана с упрощением и унификацией отчетности. Мы планируем объединить отчетность по взносам и персонифицированном учету, развивать электронные сервисы для страхователей, максимальное число плательщиков перевести на электронное взаимодействие. Сегодня завершены пилотные проекты по Интернет-кабинетам страхователя как для обычного юридического лица, так и для индивидуального предпринимателя. В этом году планируем распространить этот опыт на все субъекты. Плюс у нас есть в открытом доступе и бесплатно все вспомогательные программы для подготовки и проверки отчетности.

— Может быть, стоит передать полномочия по администрированию всех страховых взносов Пенсионному фонду? Ведь сегодня вы уже собираете взносы и в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

— Да, на мой взгляд, создание единого администратора страховых взносов — это достаточно перспективное направление. Сегодня мы администрируем взносы в ФОМС и могли бы администрировать и поступления в Фонд соцстрахования. Тогда Пенсионный фонд станет единым администратором по всем социальным страховым взносам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector