Отдельные вопросы по методологии исчисления акцизов

Отдельные вопросы по методологии исчисления акцизов

  • Порядок исчисления акцизов
  • Авансовые акцизные платежи: условия применения и формула расчета
  • Методология расчета акциза в ситуации отсутствия раздельного учета
  • Как определить сумму, подлежащую уплате в бюджет при ввозе подакцизных товаров
  • Влияет ли повышение ставки акцизов на методику «акцизных» расчетов
  • Как проверить акциз — методика проверки
  • Итоги

Вопросы по методологии исчисления акцизов волнуют уплачивающих этот вид налогов коммерсантов. О применяемых для расчета акцизов формулах, ставках и иных нюансах расскажет наш материал.

Порядок исчисления акцизов

Общая схема расчета акцизов основывается на нескольких базовых принципах:

  • налоговая база (НБ) по каждому виду подакцизных товаров (ПТ) рассчитывается отдельно;
  • ставки акцизов для расчета берутся из ст. 193 НК РФ;
  • формула расчета суммы акциза (А) зависит от вида ставки акциза:
    • для ПТ, на которые установлены твердые (специфические) ставки:

НПТ — количество или объем реализованных ПТ в натуральном выражении;

САруб. — ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения ПТ);

    • для ПТ, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки:

СПТ — стоимость реализованных ПТ;

СА% — ставка акциза (в % от стоимости).

    • для ПТ, на которые установлены комбинированные ставки:

Указанные формулы лежат в основе расчета акцизов в большинстве ситуаций с ПТ, однако в отдельных случаях при схожести структуры вычислений могут применяться специфические показатели — об этом вы можете узнать из последующих разделов нашего материала.

Авансовые акцизные платежи: условия применения и формула расчета

«Акцизный» аванс — это установленный п. 8 ст. 194 НК РФ для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции (АССП) обязательный платеж, представляющий собой предоплату акциза по АССП:

  • до закупки произведенного в РФ спирта (включая спирт-сырец);
  • до совершения операции, указанной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Для расчета суммы «акцизного» аванса:

  • НБ — определяется исходя из общего объема закупаемого или передаваемого внутри компании спирта;
  • СА — определяется на дату перечисления авансового платежа либо на дату предоставления банковской гарантии (в ситуации освобождения от авансового платежа).

Фактически уплаченный «акцизный» аванс подлежит вычету при определении суммы акциза по реализованной АССП.

ООО «Спиртопром» производит алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9%. По плану в декабре 2016 года компания для этих целей планирует приобрести 140 л этилового спирта.

Расчет суммы авансового «акцизного» платежа (ААП) за декабрь, подлежащей перечислению в бюджет в ноябре 2016 года:

  • НБ = 140 л;
  • СА = 500 руб./л;
  • ААП = 140 л × 500 руб./л = 70 000 руб.

Платежку на перечисление аванса в рассчитанной сумме ООО «Спиртопром» представило в банк 14 ноября 2016 года — это соответствует срокам, установленным п. 6 ст. 204 НК РФ. При этом подтверждающие уплату «акцизного» аванса документы необходимо представить налоговикам не позднее 18 ноября 2016 года (п. 7 ст. 204 НК РФ).

Как исчислить «прибыльные» авансовые платежи — читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».

Методология расчета акциза в ситуации отсутствия раздельного учета

Ведение раздельного учета — это важная процедура, позволяющая правильно рассчитать «акцизные» обязательства и правомерно воспользоваться налоговыми льготами. Необходимость в обособленном учете возникает в отношении ПТ с разными ставками налога.

Если коммерсант не позаботился об организации такого учета, применяется специальная методика расчета акцизов — она заключается в следующем:

  • определение НБ — рассчитывается единая НБ по всем совершаемым операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ (НБобщ):
  • применяемая ставка акциза — максимальная из всех применяемых ставок (САmax);
  • сумма акциза (А) определяется по формуле:

При таком составе расчетной формулы налогоплательщик теряет часть своих средств, сохранить которые в его силах, организовав раздельный учет ПТ.

Проиллюстрируем это на примере.

ООО «ПивоварЛюкс» производит пиво, не осуществляя раздельного учета. В декабре 2016 года объемы произведенной и реализованной продукции составили:

Объем произведенного пива, л

Доля спирта в конечном продукте,%

Ставка акциза, руб./л

Сумма акциза, руб.

при наличии раздельного учета

при отсутствии раздельного учета

(291 480 л + 286 370 л + 201 580 л) × 37 руб./л

Что такое инфляция

Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.

Индекс потребительских цен как показатель инфляции

Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.

Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.

Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Особенности российской потребительской корзины

В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.

Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.

Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.

Факторы инфляции

Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.

Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.

Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.

Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.

Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.

Негативные последствия высокой инфляции

Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.

Преимущества ценовой стабильности

Ценовая стабильность означает сохранение низких тем­пов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.

НДС и акцизы: актуальные вопросы исчисления и уплаты в 2015 году

Ежегодно в белорусское законодательство вносятся изменения, направленные на решение проблемных, неурегулированных вопросов налогообложения и упрощение порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов. Прокомментирует суть изменений 2015 года и ответит на вопросы, возникающие при исчислении и уплате НДС и акцизов, заместитель начальника отдела косвенного налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Светлана Еськова.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте. Ответы будут публиковаться 25 февраля после 11.00 по мере готовности.

Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО «ЮрСпектр».

Вопросы конференции

С 2015 года в Налоговом кодексе Республики Беларусь реализованы следующие основные положения. Продолжена работа по оптимизации налоговых льгот: упразднена льгота по НДС при реализации с 2015 года имущественных прав на такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания и другие средства индивидуализации. При этом льгота по НДС сохранена в отношении таких имущественных прав на объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

С целью пресечения возможных схем ухода от налогообложения и упрощения порядка исчисления НДС исключена такая особенность определения налоговой базы НДС при реализации строительных (проектных) работ подрядчиками, привлекающими субподрядчиков, как объем строительных (проектных) работ, выполненных подрядчиком собственными силами. С 2015 года налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, то есть с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками. При этом суммы входного НДС по субподрядным работам в 2015 году принимаются к вычету у подрядчика в общеустановленном порядке.

С 1 января 2015 года в Беларуси установлена нулевая ставка НДС при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию грузовых и пассажирских транспортных средств нерезидентов, выполняемых на территории республики авторизованными сервисными центрами для нерезидентов. Данная норма призвана увеличить экспорт услуг и валютных поступлений в республику, а также создать конкурентные преимущества по ценовому фактору с государствами-соседями. Преференция носит временный характер и будет применяться авторизованными сервисными центрами в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Для обеспечения равных условий финансирования приобретения гражданами Беларуси предметов длительного пользования (например, недвижимости, автомобилей и др.), как на условиях банковского кредитования, так и на условиях финансовой аренды (лизинга), с 2015 года установлена льгота по НДС для лизингодателей при реализации предмета лизинга гражданам по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим его выкуп.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Беларусь, Россия, Казахстан, Армения). Основным нововведением, учитывая общую для всех государств тенденцию постоянного расширения перечня документов, направляемых плательщиками в налоговые органы в форме электронного документа, стало внедрение механизма электронного документооборота при администрировании косвенных налогов. В договоре содержатся специальные нормы относительно пакета документов, представляемых в электронном виде в налоговый орган экспортерами и импортерами. При этом не исключено право представлять документы на бумажном носителе.

В настоящее время в соответствии с планом правительства Министерство по налогам и сборам проводит работу по внедрению электронных счетов-фактур по НДС, а также системы камерального контроля за их движением. Уже подготовлены технические требования к программно-техническому комплексу по учету электронных счетов-фактур и решаются вопросы по форме реализации проекта.

Внедрение электронного администрирования НДС позволит создать действенный механизм борьбы с мошенничеством по НДС. Это будет обеспечиваться за счет сопоставления показателей налоговых деклараций с данными электронных налоговых счетов-фактур по НДС между собой, а также со сведениями, содержащимися в базах данных налоговой и таможенной служб, других информационных систем, и выявления в сжатые сроки рисков, связанных с необоснованным принятием покупателями НДС к вычету.

Такой механизм администрирования НДС исключает возможность неотражения в налоговой декларации предъявленных продавцом покупателю сумм НДС, а также исключает вычет сумм налога, который был предъявлен, но не исчислен продавцом, то есть предотвращает необоснованный возврат денежных средств из бюджета. А самое главное — такой контроль будет осуществляться в режиме реального времени сразу же после представления налоговой декларации (расчета) по НДС.

В настоящее время Налоговым кодексом установлена 51 льгота в виде освобождения от НДС при реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси и 20 льгот — при ввозе товаров в страну.

При реализации подакцизных товаров установлено 5 льгот в виде освобождения от акцизов, а при ввозе таких товаров на территорию Беларуси – 6 льгот.

НК также предусматривает возможность освобождения от НДС и акцизов иных ввозимых товаров в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Следует отметить, что большинство налоговых льгот носят социальный характер (медуслуги, лекарственные средства, реализация жилья, услуги в сфере культуры, образования, перевозка пассажиров) либо направлены на поддержку отдельных отраслей экономики, таких как промышленность, наука и т.д.

Программами сбалансированного развития экономики Республики Беларусь и социально-экономического развития на 2011-2015 годы предусматривается оптимизация налоговых льгот и сокращение их количества. Поэтому МНС ежегодно проводит анализ эффективности предоставляемых льгот, на основании которого принимаются решения об упразднении малоэффективных льгот. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2015 году.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Членами договора являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения. Неотъемлемой его частью является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение №18).

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами между сторонами договора осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, определенном в приложении № 18 к договору, который аналогичен порядку, применявшемуся в Таможенном союзе.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов не предусматривает каких-либо особенностей уплаты косвенных налогов во взаимной торговле между резидентами Беларуси и Армении. При ввозе товаров из Армении косвенные налоги взимаются налоговыми органами.

Учитывая географическое положение Армении (отсутствие непосредственных границ с таможенной территорией ЕАЭС), совершение таможенных формальностей находится в компетенции таможенных органов.

В 2013 году белорусские плательщики начали осуществлять сделки по приобретению товаров за пределами Таможенного союза с целью прямой поставки в Россию и Казахстан. При этом таможенная процедура выпуска товара для внутреннего потребления, предусмотренная таможенным законодательством Таможенного союза, производилась в Беларуси, с территории которой данный товар продолжал следовать к покупателю, и на территории Беларуси с таким товаром складские и грузовые операции могли и не осуществляться.

Необходимо учитывать, что при осуществлении данной международной перевозки место начала и завершения транспортировки находится за пределами Беларуси.

В то же время необходимым условием взимания НДС в Беларуси, в том числе предоставления нулевой ставки НДС, является нахождение товара на территории республики в момент его отгрузки с целью продажи покупателю (статья 32 Налогового кодекса Республики Беларусь). Аналогичная норма содержится в законодательстве России и Казахстана. Данное обстоятельство послужило основанием для изучения подходов, заложенных в законодательстве Европейского союза при регулировании аналогичных ситуаций.

В странах ЕС, когда товар импортируется из третьих стран в государство ЕС, где происходит его растаможка, но которое не является страной конечного потребления, администрирование сделки производится в следующем порядке. К примеру, латвийская компания продает белорусский товар в Германию, и товар следует из Беларуси через Латвию, где происходит таможенное оформление, в Германию. Латвия рассматривает такую поставку как осуществленную с территории государства, в котором были совершены таможенные процедуры по оформлению импорта товара в ЕС. То есть считается, что отгрузка начата в том государстве ЕС, где товар растаможен, и плательщик вправе применить нулевую ставку НДС.

Аналогичная норма включена указом №1 от 5 января 2015 года в указ №358 «О стимулировании реализации товаров» от 11 августа 2011 года. Она распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 года у лиц, обладающих статусом уполномоченного экономического оператора и включенных в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения. Таким образом, указ №1 закрепил порядок, применявшийся на практике в соответствии разъяснением Гостаможкомитета, Минтранса и МНС (№ 02/15493/03-02-03/8407/2-1-9/439).

Для примера приведу самую типичную ситуацию применения этой нормы. Допустим, резидент Беларуси «А» приобрел товар у иностранной организации «Z», не являющейся плательщиком государства – члена ЕАЭС, и реализует его организации «Р» — плательщику государства — члена ЕАЭС. Транспортировка товара начата за пределами территории ЕАЭС (от иностранной организации «Z») и завершается на территории ЕАЭС (место нахождения конечного покупателя — организации «Р»). При этом белорусский экспортер («А») может не осуществлять на территории республики складские и грузовые операции (погрузка, выгрузка на склад) с перемещаемыми через Беларусь товарами, но помещает их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 32 НК местом реализации таких товаров признается Беларусь. Соответственно, белорусский экспортер (организация «А») при реализации товара организации «Р» применяет нулевую ставку НДС, представив в налоговый орган предусмотренные п.7 ст.102 НК документы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector