Перспективы отмены ЕНВД в 2015 году

Перспективы отмены ЕНВД в 2015 году

НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 346.13 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

До 31.03.2021 продлевается срок подачи уведомления о переходе на УСН в связи с отменой ЕНВД (Информация ФНС).

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 200 млн. рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 — 11, 13, 14 и 16 — 21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

(в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 266-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов, указанной в абзаце первом настоящего пункта, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 31.07.2020 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в настоящем пункте, пункте 4.1 настоящей статьи, пунктах 1.1 и 2.1 статьи 346.20, абзаце втором пункта 1, абзаце втором пункта 3 и абзаце втором пункта 4 статьи 346.21 настоящего Кодекса величины доходов налогоплательщика подлежат индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 200 млн. рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 — 11, 13, 14 и 16 — 21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

(в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 266-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 19.07.2009 N 204-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

Какие изменения коснулись ЕНВД в 2014–2015 годах?

  • Каким был ЕНВД до 2014 года?
  • Что поменялось в ЕНВД с 2014 года?
  • Какие новости по ЕНВД в 2015 году?
  • Итоги

ЕНВД в 2014 году изменения практически не коснулись. В 2014 году изменений ЕНВД не произошло, а вот в 2015-м они случились, и довольно значимые. О них и пойдет речь в статье.

Каким был ЕНВД до 2014 года?

С 2013 года в режим ЕНВД был внесен ряд существенных изменений:

  • Переход на рассматриваемый режим стал добровольным при выполнении требований применения ЕНВД.
  • Заявление об утрате права применения ЕНВД стало обязательным по любому из оснований прекращения деятельности на этом режиме.
  • Расчет среднесписочной численности сотрудников заменен расчетом средней численности.
  • Добавились новые виды деятельности, в отношении которых стало возможным применять данный спецрежим.
  • Расширилась возможность уменьшать налогооблагаемую базу в связи с появлением новых оснований.

Что поменялось в ЕНВД с 2014 года?

В 2014 году можно отметить два основных изменения:

  • Уровень коэффициента-дефлятора (К1) стал соответствовать значению 1,672 — в 2013-м он составлял 1,569 (приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652).
  • С 01.07.2014 за плательщиками ЕНВД закрепили обязанность по расчету и уплате имущественного налога на недвижимость, имеющую кадастровую стоимость (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Подробнее об уплате имущественного налога на вмененке см. в материале «Уплата налога на имущество при ЕНВД в 2014–2015 годах».

Какие новости по ЕНВД в 2015 году?

В 2015 году ЕНВД коснулись следующие изменения:

  • Коэффициент-дефлятор был установлен в размере 1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685);
  • ИП обязаны платить налоги на имущество физлиц по объектам, предусмотренным п. 7 ст. 378.2 НК РФ и применяемым в облагаемой ЕНВД деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
  • ИП и компании более не вправе применять ЕНВД при установлении в муниципальном образовании по данному виду деятельности торгового сбора (абз. 4 п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Кроме того, с 1-го квартала 2015 года лица и организации, находящиеся на спецрежиме, обязаны заполнять измененную форму декларации по ЕНВД, утвержденную приказом ФНС от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@, в которую были внесены следующе поправки:

  • Пропала необходимость указывать КБК.
  • Ликвидированы строки, идентифицирующие услуги по ОКУН.
  • Данные об ОКТМО и суммах налога перенесены в другие разделы.
  • Изменился порядок расчета данных по строке 100.
  • Появились новые поля, характеризующие налогоплательщика.

О порядке заполнения декларации по ЕНВД см. в материале «Новая форма налоговой декларации по ЕНВД 2014–2015 гг.».

В соответствии с новой формой порядок заполнения должен быть осуществлен следующим образом:

Стр. 040 — базовая доходность в соответствии с видом деятельности компании.

Стр. 050 — коэффициент К1.

Стр. 060 — коэффициент К2.

Стр. 070–090 — проставляется физический показатель.

Стр. 005 — код налогоплательщика (ИП или компании).

Стр. 010 — сам налог до применения вычетов.

Стр. 020 — уплаченные страховые взносы.

Стр. 030 — уплаченные страховые взносы для ИП без штата.

Стр. 040 — окончательный налог к уплате.

О планируемой отмене ЕНВД см. в материале «Перспективы отмены ЕНВД в 2015 году».

Итоги

2014 год не был ознаменован существенными изменениями по ЕНВД. Однако с 2015 года вмененщикам необходимо обратить внимание на обязанность по уплате торгового сбора, что приведет к невозможности применения ЕНВД, а также на новый порядок заполнения декларации по вмененному налогу.

RuGrad.eu

  • Новости
  • Справочник
  • Афиша
  • Новости Калининграда
  • Народные новости
  • Мнения
  • Интервью и аналитика
  • Пресс-релизы
  • Обзор СМИ
  • Опросы
  • Видео

«Зачем губернатору самому хлеб развозить?»

Калининградский бизнес беспокоится из-за отмены единого налога на вмененный доход. Сначала тревогу стали бить представители аптечного бизнеса, которые лишались возможности работать по ЕНВД уже с начала 2020 года (потом этот срок перенесли на 1 июля). Тем не менее, если налоговый режим будет отменен (федеральные власти планируют это сделать в 2021 году), пострадают не только аптечные сети, но и другие предприниматели. Губернатор Антон Алиханов в преддверии трудных времен предлагает бизнесу схему «снижения ставки в обмен на «белые» зарплаты». RUGRAD.EU рассказывает, удалось ли областным властям и предпринимателям найти компромисс.

Тему налогов поднял на встрече регионального бизнеса с руководством «Опоры России» предприниматель, председатель комитета КТПП по малому и среднему бизнесу и член совета Балтийского делового клуба Марат Мусин. «Если говорить о Калининградской области, то львиная доля малого и среднего бизнеса работает на специальных налоговых режимах. Это «упрощенка», ЕНВД и так далее», — заявил он, попытавшись уточнить у губернатора и президента «Опоры» Александра Калинина перспективы отмены единого налога на вмененный доход.

«Мы с вами знаем, что ЕНВД не будет с 2021 года.

Калинин, в свою очередь, отметил, что режим и так планировалось отменять. Его пролонгацию он записал в актив «Опоры России». «Был очень жесткий кризис 2015 года. Ломались многие схемы (в хорошем смысле слова). Доходность бизнеса падала, кредиты выдавались под 30 %. И тогда было принято решение, непростое. Но, тем не менее, мы убедили и депутатов Государственной Думы и Администрацию президента РФ. Его продлили. Но уже тогда нам было сказано, что дальше продления не будет. Не мы его отменяли. И, конечно, не губернатор», — отметил он, подчекнув, что сейчас идет много дебатов о том, «что делать дальше».

Калинин, в частности, говорил о возможностях так называемого «бесшовного» перехода бизнеса, который позволит предпринимателям перейти на другие специальные налоговые режимы. «Мы предлагаем, чтобы при переходе на патент на патенте был вычет по социальным взносам. До 50 % от налога на прибыль. Так как это есть на ЕНВД. Мы говорим, что это должно быть. «Опоре России» удалось добиться включения этого пункта. Он в прошлом году был принят Государственной Думой и правительством в основные направления налоговой политики. Мы считали, если это принято, то его надо выполнять. Почему вдруг сейчас какие-то дебаты? Это нужно сделать», — рассказал Александр Калинин.

Еще одно предложение «Опоры России» — «докрутить», как выразился Калинин, параметры некоторых видов деятельности до параметров ЕНВД.

«Самый главный параметр: на патенте может работать магазин [площадью] 50 квадратов. На ЕНВД — 150. Мы задаем вопрос: у нас в селах иногда магазины такие, какие они остались еще с Советского Союза. Там точно не 50 квадратов. Зачем потом губернатору в маленькие населенные пункты, если этот бизнес умрет, самому завозить хлеб? Самому завозить мясные продукты? Я не фантазирую. Я был в Ямало-Ненецком автономном округе в прошлом году, и губернатор там уже с этим столкнулся», — отметил Калинин.

Президент «Опоры России» считает, что такие истории, когда глава региона вынужден самостоятельно за счет государства заниматься поставками продуктов в поселки, — это куда более неприятная перспектива, чем найти возможность, чтобы предприниматель не платил «лишние 100 тысяч в год».

«У нас есть некоторые виды деятельности: реклама, автостоянки, на которые патент пока не распространяется пока.

Зачем губернатору самому завозить мясные продукты?

«У нас с 2018 года особая экономическая зона обновлена и так называемые новые резиденты 2018–2019 годов принесли дополнительных налогов по НДФЛ на 656 млн руб., по-моему. Почему? Потому что у них пониженные ставки по страховым взносам. Им не нужно играться с выплатой зарплат в конвертах, и они показывают “белые” зарплаты. Я боюсь ошибиться, но предварительно пока то, что мы посмотрели, — у этих компаний в среднем зарплаты свыше 50 тыс. руб. А их больше 100 за 2 года было создано», — снова вступил в разговор Алиханов.

По его мнению, эти цифры доказывают, что регион гораздо больше выигрывает за счет того, что бизнес начинает платить «белые» зарплаты, чем теряет от предоставляемых предпринимателям льгот. «Объем льготы условно — 80 млн руб., объем дополнительных налогов — 656 млн руб. Ну всё понятно. Мы вообще хотим в рамках доклада рабочей группы (имеется в виду рабочая группа Госсовета по МСП. — Прим. ред.) набраться наглости и предложить в Калининградской области эксперимент: те, кто платит зарплаты в 1,5 раза и выше, чем в регионе, те пониженные страховые взносы начинают платить», — пояснил губернатор.

Сам Алиханов заявил, что готов рассмотреть вопрос снижения ставки по УСН, но в ответ ждет от бизнеса определенных обязательств по зарплатам. «Вы знаете примеры. К сожалению, они очень сильно распространены. В крупных компаниях, которые дробятся… Многие известные — производители-переработчики молока и много чего другое. Был у нас пример, одна компания — средняя зарплата 12 тыс. руб. Фактически все они работают в городе Калининграде. Мы приглашаем: “Слушайте, ну ребят, ну понятно же, что не 12”. Раз — и на следующий месяц уже плюс 5 тысяч. И это всё равно половина того, что они реально платят. Потому что у меня заявлений уже несколько десятков по этой компании о том, что им зарплаты в конвертах платят. С доказательной базой и со всеми делами. Сейчас еще раз встретились с собственником и обо всем поговорили. Они от всего этого отказываются и будут платить нормально», — рассказал губернатор, еще раз повторив, что готов снизить ставку «наполовину или еще ниже» под обязательство «белых» зарплат. При этом он пообещал некие юридические гарантии, отметив, что это будет «обусловленная в законе история».

Разговор о налогах и «серых» и «белых» зарплатах вновь зашел, когда слово взял владелец компании «Натурово» и президент Балтийского делового клуба Александр Иванов. Он, в частности, поспешил заверить Алиханова, что бизнес, когда просит его о снижении ставок, «не преследует цель, чтобы в государстве было меньше налогов». «Объем выхода из тени точно компенсирует», — заявил он.

Губернатор попытался напомнить предпринимателям про растущие социальные обязательства бюджета. «Мне их где брать? Я, кроме вас, ни к кому обратиться не могу. Только ваши налоги. Я ж не дракон, на золотой кладези сидящий и там чего-то выдающий от себя. Это все ваши деньги. Не мои», — заявил он. «Обязательства по зарплате! Александр Анатольевич, обязательства по зарплате!» — обратился к Иванову глава региона, внезапно сменив вектор разговора.

«Мы реально слышим вас… Но, находясь в реальном секторе, мы видим ту часть [бизнеса], которая обходит это. Это вот сколько лет мы об этом разговариваем, и та же [руководитель регионального управления ФНС Ирина] Сорокина говорит, что мы знаем, кто сколько-то там платит, пойдем к тем, кто вообще не платит…

«Ходят, и очень даже… Работа УМВД показала, что нелегальные казино, обменники валют, всех этих ребят, которых они вынесли за последний год… Честь им и хвала, у нас дел по организованным преступным сообществам возбуждено, по-моему, уже 3, если не 4. Александр Анатольевич, я вас попрошу не продолжать, почему? У нас с вами был личный разговор, когда я вас просил: “Дай мне, скажи, куда. Я сам схожу, сам с ними со всеми разберусь”. Вы сказали: “Я не там родился, где такими вещами занимаются”. Я тоже в тех местах родился. Но у меня другой подход. Я считаю, что моя задача больше порядка — меньше беспорядка. Закон для всех одинаковый», — начал повышать голос Алиханов. По залу прошли смешки.

Ближе к концу дискуссии Алиханов вновь вспомнил про ситуацию, как изменились официальные зарплаты на аграрном предприятии «Орбита-Агро» — после того, как областные власти привязали субсидии сельхозпроизводителям к уровню заработной платы. Алиханов считает, что, как результат, официальные зарплаты на тепличном комплексе выросли. При этом уровень рентабельности, по его словам, остался на прежнем уровне («двузначный с троечкой в начале»).

«Если мы с вами будем играть в одну игру, и вы мне пообещаете, что будете платить не 12 тыс. руб., а хотя бы столько, сколько вы платите, я, бога ради, снижу ее [ставку] в 2 раза и еще ниже. Просто мне нужно понимать, что у меня будет экономика соблюдаться. Я не против», — резюмировал глава региона.

Перспективы отмены ЕНВД в 2015 году

С 1 января 2021 года в силу вступают существенные поправки в Налоговый кодекс РФ для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и не только. Например, значимым событием является отмена ЕНВД, а по УСН вместо существующих налоговых ставок вводится прогрессивная шкала, а также изменяются условия утраты права на применение УСН. Кроме того, расширяется сфера деятельности, подпадающая под ПСН.

Более подробно указанные нововведения представит к.э.н.. доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Ирина Куликова.

Введение прогрессивной шкалы по упрощенной системе налогообложения (УСН)

Предприниматели на упрощённой системе налогообложения платят единый налог — либо 6% с доходов бизнеса, либо 15% с разницы между доходами и расходами. В настоящее время по УСН действует два основных ограничения — по суммарному доходу за календарный год и по размеру штата. Если предприниматель заработает больше 150 млн рублей или примет на работу 101-го сотрудника, то он автоматически переводится на общую систему налогообложения (ОСНО). Тогда до конца года налогоплательщикам придётся сдавать больше отчётности и платить НДС, налог на прибыль, а ИП — НДФЛ.

С 1 января 2021 года для «нарушителей» введут переходный налоговый режим, то есть появятся дополнительные лимиты:

200 млн рублей — по доходу за календарный год;

130 сотрудников — по размеру штата.

Теперь если предприниматели примут на работу 101-го сотрудника или заработают больше 150 млн рублей, то останутся на УСН, но будут платить налоги по увеличенным ставкам: 8% с доходов или 20% с разницы между доходами и расходами.

Ставки применяются, начиная с квартала, в котором доходы или штат превысили стандартные лимиты (150 млн руб. и 100 сотрудников). Если налогоплательщик не нарушит лимиты переходного режима (200 млн руб. и 130 сотрудников), то с 1 января нового года он автоматически переходит на стандартные ставки, если произойдет превышение — перейдёт на ОСНО.

Например, ИП Иванов И.И. занимается поставкой продуктов из крупных оптовых сетей в супермаркеты. Он применяет УСН и платит 15% с разницы между доходами и расходами.

За первый квартал 2021 года ИП закупил продуктов на 40 млн рублей и продал на 50 млн. Во втором квартале закупил на 90 млн и продал на 110 млн, а в третьем и четвёртом закупил по 20 млн и продал по 25 млн.

За первый квартал прибыль ИП Иванова И.И. составит 10 млн рублей, поэтому ему начислят 10 000 000 × 15% = 1,5 млн рублей. За второй он заработает 20 млн, поэтому налог равен 3 млн рублей. А в третьем квартале ему суммарный доход за календарный год вырастет до 185 млн рублей, поэтому в третьем и четвёртом квартале единый налог будут рассчитывать уже по ставке 20% и он составит 5 000 000 × 20% = 1 млн рублей.

Полная отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД)

С 1 января 2021 года перестает действовать система налогообложения, установленная главой 26.3 НК РФ — «Единый налог на вмененный доход» (ЕНВД) (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ). А это значит, что определиться с выбором нового режима налогообложения налогоплательщики должны уже сейчас. В качестве альтернативы ЕНВД в настоящее время возможны следующие варианты:

– для организаций — УСН, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

для ИП — УСН, ЕСХН, патентная система налогообложения (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД).

Если налогоплательщики не выберут до конца 2020 года другой налоговый режим, то с 1 января их автоматически переведут на общую систему налогообложения (ОСНО) с уплатой НДС, налога на прибыль или НДФЛ (для ИП).

Внесение изменений по патентной системе налогообложения (ПСН)

Виды деятельности, в отношении которых ИП по решению органов власти субъектов РФ могут перейти на ПСН, перечислены в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ. Следует отметить, что Федеральным законом от 06.02.2020 № 8-ФЗ этот перечень уточнен, а также дополнен новыми видами деятельности.

В частности, с 01.01.2021 наименование услуги вместо «услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий» будет «услуги в области фотографии».

Важно, что статья 346.43 НК РФ дополнена новыми видами деятельности, подпадающими под ПСН — это животноводство и растениеводство и услуги в этих сферах деятельности.

Для целей ПСН налоговый период — это срок, на который ИП приобретает патент. Он составляет от 1 до 12 месяцев в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45, ст. 346.49 НК РФ). ИП, которые уже приобрели патент в отношении видов деятельности, наименования которых поправками уточнены, вправе применять ПСН без переоформления патента до окончания срока его действия.

Что касается патента на услуги в сфере растениеводства и животноводства, полагаем, что приобрести патент в отношении этих новых видов деятельности ИП смогут уже в 2020 году при условии внесения органами власти субъектов РФ поправок, предусмотренных Законом № 8-ФЗ, в региональные нормативные акты.

Произойдет увеличение видов деятельности с 63 до 87, по которым можно будет применять ПСН. Среди новых видов деятельности выделяют: распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств, услуги автостоянок, услуги в сфере образования, производство переработанных мясных продуктов (колбас, полуфабрикатов и др.), печать визиток и приглашений и др.

Продление налоговых каникул для ИП до 1 января 2024 года

Регионам страны было предоставлено право вводить на своей территории нулевые налоговые ставки, то есть так называемые налоговые каникулы по УСН и ПСН с 1 января 2015 года. Этими льготами в настоящее время могут воспользоваться налогоплательщики, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ):

налогоплательщик применяет УСН или ПСН;

деятельность осуществляется в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, причем вид этой деятельности должен быть назван в региональном законе.

налогоплательщик впервые зарегистрирован после вступления в силу соответствующего регионального закона.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные ограничения на применение налогоплательщиками налоговой ставки в размере 0 %, в том числе в виде ограничения: средней численности работников; предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 НК РФ, получаемых ИП при осуществлении «льготного» вида деятельности.

Налогоплательщики на УСН могут применять ставку 0% со дня их государственной регистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов. Налогоплательщики, использующие ПСН, — непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Изменения по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Проценты по вкладам. С 1 января 2021 года установлен новый порядок обложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке (п. 2, 4 ст. 2 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Проценты по вкладам и остаткам на счетах в банках, которые превысят необлагаемый процентный доход (произведение ключевой ставки Банка России, действующей на 1 января года, за который начислят налог и 1 млн рублей), будут облагать НДФЛ по ставке 13 %.

Налог рассчитают в налоговом органе на основании сведений, предоставленных банками до 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Физические лица на основании налоговых уведомлений обязаны будут уплатить налог с процентных доходов до 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2021 вводится прогрессивная шкала по НДФЛ. Новая ставка по налогу составит 15%, но она будет актуальна только для тех физических лиц, кто получает высокие доходы свыше 5 млн руб. в год. или свыше 416,7 тыс. рублей в месяц. Ставку 13% по-прежнему будут применять при расчете НДФЛ с доходов, не превышающих нарастающим итогом сумму 5 млн руб.

Отчетность по НДФЛ. Объединили 6-НДФЛ и 2-НДФЛ с отчетности за 2021 год. Сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Вычет по НДФЛ на лечение. Утвердили новые перечни медицинских услуг и дорогостоящего лечения для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458). В перечень введены новые медицинские услуги:

по медицинской эвакуации;

Объединены дорогостоящие виды лечения из постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 и обозначены одним пунктом – медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

Введены новые дорогостоящие услуги:

по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов;

оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи.

Дополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.

Изменения в части налогообложения НДС

Сократили перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10 %. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20 % (п. 6 ст. 3 Закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ). Исключением будут являться авиаперевозки: в Крым, Севастополь и обратно; Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно; маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области. Такие перевозки по-прежнему облагают НДС по 0%.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 265 внесены поправки в НК РФ в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Изменения в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-сфере» вступают в силу с 1 января 2021 года. Без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного программного обеспечения.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться НДС по российскому налоговому законодательству.

Изменения по транспортному налогу

Отменили налоговую декларацию. Сдавать налоговые декларации за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно (п. 17 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Определили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. Организации обязаны заплатить налог за истекший год не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Рассчитывать налог и авансовые платежи организации должны самостоятельно (подп. «б» п. 16 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Параллельно такую же работу будут выполнять налоговые органы на основании имеющихся у нее документов. Инспекция рассчитает налог, и результаты направит налогоплательщику организации. Если сумма налога по данным ИФНС больше, организация может подать возражения с подтверждающими документами. Рассмотрев возражения, инспекция направит налогоплательщику ответ по установленной форме: либо уточнят свой расчет и уменьшат сумму налога, если организация докажет, что она завышена; либо выставят налогоплательщику требование о погашении недоимки, если не примут возражения налогоплательщика.

Есть и ещё одно нововведение – заявительный характер получения льгот. То есть теперь нужно самостоятельно заявлять в ФНС о наличии льготных прав, подтверждая их официально соответствующей документацией.

Изменения по земельному налогу

Отменили налоговую декларацию. Сдавать налоговые декларации за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно (п. 26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Определили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. Налогоплательщики обязаны заплатить налог за истекший год не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Производить расчёт налога и авансовых платежей налогоплательщики должны самостоятельно. Одновременно такую же работу будут выполнять налоговые органы на основании имеющихся у нее документов. Инспекция рассчитает налог и результаты направит налогоплательщику. Если сумма налога по данным налоговых органов больше, организация может подать возражения с подтверждающими документами. Рассмотрев возражения, налоговые органы направят налогоплательщику ответ по установленной форме: либо уточнят свой расчет и уменьшат сумму налога, если организация докажет, что она завышена, либо выставят требование о погашении недоимки, если не примут возражения налогоплательщика.

Перспективы отмены ЕНВД в 2015 году

Необходимо минимизировать риски для бизнеса, связанные с неосведомленностью предпринимателей, применяющих ЕНВД, о необходимости принятия решения о переходе на иные режимы налогообложения и налоговых последствиях в случае отсутствия такого решения до конца текущего года. Об этом сообщила в среду, 9 сентября, заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова на совещании по интенсификации информационно-разъяснительной кампании в целях обеспечения плавного перехода с ЕНВД на иные системы налогообложения.

Напомним, что ЕНВД был введен в 1998 году. Решение об отмене этого налогового режима с 01.01.2021 принято в 2016 году. Налогоплательщики, применяющие ЕНВД в настоящее время, могут перейти на иные льготные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход).

ЕНВД вводился в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков и, как следствие, отсутствия возможности определения налога в зависимости от финансового результата. Не было смысла устанавливать налог на прибыль или выручку в условиях, когда существует масса способов занизить их реальное значение. Поэтому система ЕНВД предполагает нормативное закрепление дохода для определенных видов деятельности (вмененный доход), в отношении которого устанавливается налоговая ставка.

В связи с развитием законодательства о налогах и сборах, совершенствованием форм налогового контроля и повсеместным внедрением контрольно-кассовой техники (ККТ) указанная проблема не является настолько актуальной в настоящий момент.

«Тема перехода от ЕНВД на другие налоговые режимы вызывала много вопросов, но в Правительстве эта дискуссия завершена. Мы хотим обсудить, какие шаги предпринимаются по информированию предпринимателей о вариантах, сроках и условиях перехода на другие налоговые режимы, направления интенсификации данной работы, рассмотреть опыт регионов, уже отказавшихся от применения ЕНВД на своей территории, а также предложения по минимизации возможных негативных последствий, связанных с отменой ЕНВД», — подчеркнула замглавы ведомства.

Заместитель руководителя ФНС Дмитрий Сатин отметил, что «те инициативы, которые были приняты Министерством финансов вместе с Минэкономразвития, Правительством в целом, направлены на то, чтобы те компании и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕНВД, могли комфортно, «бесшовно», не отвлекаясь от текущей деятельности, поменять режим налогообложения ЕНВД на иной специальный налоговый режим». По словам Дмитрия Сатина, «наиболее популярной при переходе является упрощённая система налогообложения». ФНС проводит кампанию по информированию налогоплательщиков о существующих альтернативных режимах налогообложения. Это поможет им выбрать наиболее оптимальный режим исходя из особенностей ведения бизнеса.

Среди очевидных отрицательных сторон режима ЕНВД – несоразмерность налоговой нагрузки и рентабельности бизнеса, непрозрачность формирования финансового результата, а также использование этого режима при дроблении бизнеса. Отказ от ЕНВД будет способствовать развитию честной конкуренции и создаст равные условия ведения бизнеса для всех предпринимателей.

В завершение Татьяна Илюшникова поручила сформировать план по интенсификации информационно-разъяснительной кампании Минэкономразвития России по стимулированию предпринимателей к своевременному выбору оптимального для себя налогового режима в целях минимизации рисков автоматического перевода на общую систему налогообложения.

​В дискуссии приняли участие заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, министр экономического развития и инвестиций Пермского края Максим Колесников, заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Ирина Гракова, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев, генеральный директор «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман, исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector