Порядок списания транспортных расходов в торговле

Транспортные расходы в торговле

«Практическая бухгалтерия», 2008, N 7

Доставка товара — неотъемлемая часть торговой деятельности. Каждый организует ее исходя из имеющихся потребностей и возможностей. Кто-то пользуется услугами транспортных компаний, кто-то берет весь цикл доставки товара от склада поставщика на себя. Раскроем основные нюансы, которые встречаются в учете транспортных расходов у покупателя при исчислении налога на прибыль.

Главной трудностью, с которой приходится сталкиваться торговым организациям при учете затрат на транспортировку, являются существенные различия в организации их бухгалтерского и налогового учета. Общим является то, что методика ведения таких расходов должна быть четко прописана в учетной политике организации. Бухгалтеры большинства организаций стремятся к тому, чтобы прибыль, сформированная по данным бухгалтерского учета, была максимально приближена к данным налогового учета. Как же этого достигнуть?

«Вариации» на тему учета

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета затрат по транспортировке товаров у покупателя. Если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором, их можно включить в себестоимость (п. 6 ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н). Так формируется фактическая себестоимость. Причем торговые организации могут включать такие расходы в состав затрат до момента их передачи в продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Налоговое законодательство не дает такой возможности, и в то же время его требования чаще всего играют «первую скрипку» в формировании учетной политики организации.

Порядок формирования состава затрат при торговых операциях определен в ст. 320 Налогового кодекса. Если они включены в цену товара, то особых затруднений с их учетом не возникает. В случае, когда транспортные расходы не входят в цену товара, а выделены отдельно, покупатель товара сталкивается с определенными трудностями в организации их учета. Отражение в налоговом учете расходов по транспортировке находится во взаимосвязи с поступлением и выбытием товаров. То есть необходимо рассчитать, какая часть транспортных расходов приходится на реализованную продукцию за отчетный (налоговый) период, а какая переходит на следующий. Методика проведения расчета следующая:

  1. Определим средний процент транспортных расходов за месяц:

ТРср = ТРнм + ТРтм x 100, РТтм + ОТкм,

где ТРср — средний процент транспортных расходов;

ТРнм — сумма транспортных расходов, относящихся к остатку товаров на начало месяца;

ТРтм — сумма транспортных расходов в текущем месяце;

РТтм — стоимость реализованных товаров в текущем месяце;

ОТкм — стоимость остатка товаров на конец месяца.

  1. Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые приходятся на конец месяца:

ТРкм = ТРср x ОТкм,

где ОТкм — остаток товаров на конец месяца;

ТРкм — сумма транспортных расходов, относящихся к остатку товара на конец месяца.

  1. Вычислим сумму транспортных расходов, учитываемую при налогообложении:

ТРно = ТРнм + ТРтм — ТРкм,

где ТРно — сумма транспортных расходов, учитываемая в составе затрат по итогам месяца.

Отметим, что транспортные расходы относятся к прямым расходам.

Это важно. В налоговом учете отражение расходов по транспортировке товаров находится во взаимосвязи с поступлением и выбытием товаров.

Организуем удобный учет

Теперь, когда сумма расходов для целей налогообложения известна, необходимо определиться в организации бухгалтерского учета товаров. Это надо сделать таким образом, чтобы его процесс не был трудоемок, а бухгалтерия не делала двойной работы при учете транспортных расходов.

Списание расходов в бухгалтерском учете можно производить следующими способами:

  • все расходы списываются в полном объеме;
  • транспортные расходы учитываются на счете 44 пропорционально себестоимости проданных товаров.

Очевидно, что наиболее удобным является второй вариант. Вместе с тем некоторым организациям такой способ может быть неприемлем. На это могут влиять различные факторы — особенности поставки товара, условия заключенных договоров, особые условия реализации и многое другое. Наиболее эффективная модель учета может быть принята только при комплексном анализе всех параметров.

Основополагающее влияние на учет затрат по транспортным расходам оказывает принятая в организации методика учета поступающих товаров. Они могут учитываться:

  1. по покупным ценам:

а) по фактической себестоимости (непосредственно на счете 41 «Товары»);

б) по учетным ценам (с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»);

  1. по продажным ценам (с использованием счета 42 «Торговая наценка»).

Поэтому при формировании учетной политики организации бухгалтеру необходимо учесть данные критерии применительно к особенностям работы компании с учетом требований налогового и бухгалтерского законодательства.

Сам себе перевозчик

Ни для кого не секрет, что многие компании не пользуются услугами сторонних перевозчиков. Они забирают товар «самовывозом» и своими силами организуют его доставку на торговые точки или своим покупателям. В этом случае расходы организации в текущем месяце разделяются на прямые и косвенные.

Для налогообложения прибыли прямыми расходами является стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, а также транспортные расходы по доставке товаров до своего склада, если они не включены в цену приобретения товара. Если товар доставляется до склада покупателя при перепродаже, то такие расходы будут относиться уже к косвенным расходам. То есть возникает разделение на транспортные расходы при приобретении товара и при его продаже.

При определении стоимости покупных товаров и отнесении к затратам транспортных расходов необходимо руководствоваться ст. ст. 268 и 320 Налогового кодекса. Все остальные расходы признаются косвенными, кроме внереализационных расходов, установленных ст. 265 Налогового кодекса.

Если же организация, применяющая при налогообложении прибыли метод начисления, организует доставку товара покупателю самостоятельно, то расходы в виде заработной платы водителя, начисленные «зарплатные» налоги, расходы на ГСМ, аренда транспортных средств и их обслуживание учитываются как косвенные расходы. Порядок их учета определен ст. ст. 255 и 272 Налогового кодекса. Никакой взаимосвязи с остатками товаров на складе в данном случае нет, если доставка осуществлена на возмездной основе и учтена при составлении договора с покупателем.

Нюансы «упрощенки»

Было бы несправедливо вести речь о транспортных расходах и не вспомнить про налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Как должны поступать они, ведь по закону они освобождены от ведения бухгалтерского учета?

До 1 января 2008 г. учет таких расходов был взаимосвязан с реализацией товаров. В этом году расходы по транспортировке товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при их фактической оплате и не ставятся в зависимость от реализации товара (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Исходя из изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ, данные нормы применимы к транспортным расходам по доставке товара, понесенным после 1 января 2007 г. независимо от даты реализации товаров.

Внимание! Доставка товаров своим транспортом на свой склад или к покупателю при перепродаже относится к разным видам расходов.

Пару слов о складе

Наиболее частый вопрос бухгалтеров: как же учесть транспортные расходы, когда товары поступают по разным ценам, разным документам, от разных поставщиков?

Как уже было сказано, при учете транспортных расходов необходимы данные о движении товара и его остатках на начало и конец налогового (отчетного) периода. И оказывается, что недостаточно правильно организовать учет товаров в бухгалтерии с применением всех правовых и экономических выкладок, необходимо верно организовать складской учет товаров. Ведь именно его данные будут использоваться во всех расчетах, а допущенные в нем ошибки и недочеты могут потянуть за собой длинные вереницы исправлений и корректировок уже сформированной и сданной отчетности.

Хранение товаров на складе осуществляется следующими способами:

  • сортовым;
  • партионным;
  • партионно-сортовым;
  • по наименованиям.

Сортовой способ предусматривает размещение товаров различного сорта отдельно друг от друга. При его использовании есть возможность оперативного контроля за движением товаров, однако возникает необходимость разделения товаров одного сорта, но поступивших по разным ценам.

При партионном способе каждая партия хранится отдельно в соответствии с поступившими документами. При этом она может состоять из товаров различных наименований и сортов. Очевидным недостатком его является нерациональное использование складской площади, так как остатки товаров хранятся в разных местах. В то же время его очевидное достоинство — легко выявляются излишки и недостачи по каждой партии, а также легко контролируется их оплата.

Партионно-сортовой метод представляет собой комбинацию, когда каждая поступившая партия товаров хранится отдельно, а товары внутри партии разбираются по наименованиям и сортам и также размещаются отдельно.

По наименованиям — товары одного наименования хранятся отдельно от других наименований.

Каждая организация принимает для себя тот вариант, который кажется ей наиболее приемлемым и удобным, и оговаривает в учетной политике.

Однако есть момент, который актуален для любого метода организации складского учета, — это составление формы ТОРГ-29 «Товарный отчет» (или его аналоги, если применяются формы, разработанные самостоятельно).

В нем отражаются данные об остатках товара на дату составления предыдущего товарного отчета, а также сведения о поступлении товаров в соответствии с товаросопроводительными документами. Каждый поступивший документ записывают отдельно . На основании внесенных данных производится расчет общей суммы оприходованных товаров за отчетный период.

Порядок заполнения товарно-сопроводительных документов см. на с. 72.

В расходной части на основании расходных документов вносятся операции по выбытию товаров и определяется общая сумма расхода.

Форма ТОРГ-29 составляется для подтверждения товарного остатка материально ответственным лицом в двух экземплярах, один из которых остается на складе, а второй передается в бухгалтерию вместе с приходными и расходными документами. Подписывает Товарный отчет материально ответственное лицо и бухгалтер, который принял отчет. Утверждается он руководителем торговой организации.

Завершающий аккорд

Подводя итог, можно сказать, что, казалось бы, банальный учет транспортных расходов находится в зависимости от многих факторов, которые на первый взгляд не имеют к транспортировке товаров никакого отношения. А ошибки, допущенные при принятии товаров, учете их перемещения на складе, переоценке, отгрузке, возврате, а также поверхностно проведенные инвентаризации могут привести к достаточно серьезным последствиям при исчислении налога на прибыль.

Поэтому при формировании учетной политики необходимо задавать такие параметры учета, при которых соблюдались бы критерии максимальной выгодности, а его трудоемкость была минимальной. Это позволит не только сэкономить время и силы, но и сократить претензии налоговиков.

Списание прямых транспортных расходов в торговле

Можно ли одновременно применять два способа списания прямых транспортных расходов в торговой оптовой организации : по импортным товарам_ включая их в стоимость товара, по отечественным_- по среднему проценту , на остаток товара, т е пропорционально реализации ??

Вопрос относится к городу Абакан

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Процитирую статью? мне кажется, там дается ответ на ваш вопрос

Бухгалтерский учет транспортных расходов у покупателя

Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» . Данным документом предусмотрены два способа учета транспортных расходов.

Первый — расходы участвуют в формировании фактической себестоимости. Так, согласно п. 6 ПБУ 5/01 к фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся в том числе затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию. Фактическими, в частности, являются затраты: по заготовке и доставке МПЗ; по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; на услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором. При этом вышеперечисленные расходы либо сразу формируются на счете 41 «Товары», либо сначала накапливаются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а затем накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары».

А каков второй способ учета транспортных расходов? Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до их передачи в продажу. Как видим, торговым организациям дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета транспортных расходов по приобретению товаров:

либо в себестоимости таких товаров;

либо в составе расходов на продажу.

Однако для бухгалтерского учета сам порядок исчисления суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен. Можно найти лишь упоминания о нем в ряде нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета. Например, в Инструкции по применению Плана счетов, где говорится следующее.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В п. п. 87, 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ приводится расчет списания ТЗР, но предложенная методика относится к разд. 2 «Учет материалов» и применять ее к товарам, по мнению автора, некорректно.

Получается, что порядок распределения транспортных расходов в бухгалтерском учете организация должна определить самостоятельно, закрепив его в приказе об учетной политике. Проще всего использовать методику распределения расходов, изложенную в гл. 25 НК РФ.

Белецкая Ю.А. Доставка приобретенных товаров до склада покупателя // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2011. N 7. С. 39 — 49.

Порядок списания транспортных расходов в торговле

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Она занимается торговлей. Транспортные расходы, связанные с приобретением товара, не включаются в первоначальную стоимость товара.
В какой момент нужно списывать транспортные расходы? Нужно ли распределять транспортные расходы между стоимостью реализованных товаров и остатком товаров на конец отчетного периода?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В налоговом учете при УСН транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, следует списывать как отдельный вид расходов в момент погашения задолженности перед поставщиком путем списания денежных средств с расчетного счета Организации, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Распределять транспортные расходы между стоимостью реализованных товаров и остатком товаров на конец отчетного периода нет необходимости.

Обоснование вывода:
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Перечень расходов, которые могут быть учтены при формировании налоговой базы по Налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации расходы на транспортировку товаров, приобретенных Организацией для дальнейшей реализации, могут быть учтены в составе расходов двумя способами:
1) на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
2) или на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
При этом необходимо иметь в виду, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
1. В силу пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях налогообложения учитываются материальные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой базы по Налогу транспортные расходы, связанные с доставкой товара с таможенного склада на склад покупателю, учитываются в составе материальных расходов. При этом согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы принимаются к учету после их фактической оплаты (смотрите также письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-06/2/59).
2. Для торговых организаций в целях налогообложения учитываются расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
При этом в силу прямого указания пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров (в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке), учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Таким образом, независимо от того, как будут квалифицированы Организацией транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в налоговом учете при УСН стоимость доставки приобретенных товаров следует списывать как отдельный вид расходов по мере возникновения и оплаты таких затрат. Дожидаться списания на реализацию приобретенных товаров не нужно.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

10 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Списание транспортных расходов в торговле

Расчет и учет транспортных расходов

Главная > Консультации > Бухучет и налоги > Бухгалтерский учет > Расчет и учет транспортных расходов

ВОПРОС
Предприятие занимается оптовой и мелкооптовой торговлей. Транспортные расходы учитываются раздельно при покупке товаров (от поставщиков на склад) и при доставке покупателям (мелкий опт). Какие из них будут относиться к прямым расходами, а какие к косвенным?

Транспортные расходы и транспортно-заготовительные расходы в торговых организациях.

1. Транспортные расходы при доставке от поставщиков на склад являются прямыми (если эти расходы не включены в цену товара).

— Для налогового учета при приобретении товара транспортные расходы торговой компании будут считаться прямыми (ст.320 НК РФ), если соответствующие суммы не включаются в цену товара согласно условиям контракта.
Кроме того при налогообложении прибыли прямые расходы не списываются на себестоимость в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами на основе среднего процента транспортных расходов по отношению к общей стоимости покупных товаров.

Средний процент можно рассчитать по следующей формуле:

Средний процент = (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца + Сумма транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце) / (Себестоимость товаров, реализованных в текущем месяце + Остаток нереализованных товаров на складе на конец месяца) * 100%

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров = Остаток нереализованных товаров на конец месяца * Средний процент / 100%

Сумма транспортных расходов, подлежащих списанию = Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца + Сумма транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце — Сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров

— В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учесть по одному из следующих способов:

непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать данные расходы в фактическую себестоимость приобретенных товаров);

на счете 44 «Расходы на продажу».

— Для того, чтобы не было различий в налоговом и бухгалтерском учете предпочтительнее учесть все транспортно-заготовительные расходы, которые связаны с приобретением товаров, на счете 44 «Расходы на продажу» (кроме транспортных расходов, которые включены согласно договору в цену товаров ; такие расходы в свою очередь нужно учитывать на счете 41 «Товары»).

Порядок учета транспортно-заготовительных расходов нужно указать в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения.

2. Транспортные расходы по доставке покупателю при реализации являются косвенными.

В Письме Минфина России от 29.11.2011 г. N 03-03-06/1/783 разъясняется, что при реализации покупных товаров расходы, которые связаны с их покупкой и реализацией, нужно формировать на основе положений ст.

320 НК РФ. Согласно данной статье к прямым расходам можно отнести только расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя. При этом указанные суммы расходов не должны включаться в цену приобретения товаров. Все остальные расходы, включая иные транспортные расходы (кроме внереализационных расходов, которые определяются согласно нормам ст. 265 НК РФ), которые были произведены в текущем месяце, считаются косвенными расходами и таким образом их нужно учитывать в текущем месяце.

3. Документальное оформление транспортных расходов.

Также немаловажную роль играет документальное оформление транспортных расходов. Так, в Письме от 27.02.2012 г. N 03-03-06/1/105 финансовое ведомство сообщает, что при перевозке товара автомобильным транспортом должны быть оформлены транспортная накладная (форма ТОРГ-12) и товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Также в данном письме разъясняется назначение каждого из этих документов. Так ТТН является основанием для осуществления расчета за оказанные фирмой транспортные услуги, а в транспортной накладной устанавливается порядок организации перевозки грузов. Аналогичную позицию по вопросу подтверждения транспортных расходов выражает и ФНС России в Письмах от 15.05.2012 № ЕД-4-3/7984@ и от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681@.

Важно отметить, что учета транспортных расходов в вышеуказанных документах должны быть правильно указаны все реквизиты компании, а также сведения о массе груза и количестве мест, расшифровка подписи лица, производившего отпуска груза, дата отпуска груза, должность лица, отпустившего груз. Без этой информации компания не сможет учесть транспортные расходы для целей налогообложения прибыли (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 по делу N А57-7861/2012) В некоторых случаях суды занимают более лояльную позицию по отношению к налогоплательщику.

Учет транспортных расходов

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 14.03.2012 по делу N А40-66105/11-20-280 рассматривается ситуация в которой ТТН были подписаны неуполномоченными лицами, однако судьи отклонили доводы инспекции за отсутствием иных доказательств реальности приобретения и перевозки товара.

Об обязательности наличия и заполнения всех реквизитов в документах, подтверждающих транспортные расходы, говорится и в Письме Минфина России от 28.01.2013 г. N 03-03-06/1/36. В частности, компания не может самостоятельно устанавливать в учетной политике форму транспортной накладной, в противном случае уже у покупателей могут возникнуть проблемы с подтверждением транспортных расходов.

Учет транспортных расходов торгового предприятия

Каждое торговое предприятие сталкивается с вопросом учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Затраты на транспортировку товара бывают двух видов:

    • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
    • расходы на доставку товаров покупателям.

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара

Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

  • включать затраты в стоимость товара;
  • отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение товарно-заготовительных расходов в стоимость товара

Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать. Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.

2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Как принять этот товар на склад?

Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:

Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.

Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного круглого стола с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.

Аналогичные расчеты проводим для второй партии:

Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.

Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.

Цена овального стола с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.

Проводки по учету полученного товара с учетом доставки

Оприходована партия круглых столов

Оприходована партия овальных столов

Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68.НДС К19.
Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1(2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Способ 2. Отражение транспортно-заготовительных расходов на счете 44

ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44.ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44.ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.

Пример учета ТЗР на счете 44

Воспользуемся примером, рассмотренным ранее.

В течении месяца поставщиком был поставлен товар, указанный ниже, стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.

1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.

2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Помимо этого организация сама закупала товар и доставляла его к себе на склад.

ТЗР за месяц при этом следующие:

Бензин — 2000 руб.

Ремонт автомобиля — 4000 руб.

Заработная плата водителя — 15000 руб.

Начисленные страховые взносы на з/п водителя (30%) – 5000 руб.

Амортизация автомобиля — 1000 руб.

Проводки по учету товарно-заготовительных расходов за месяц

Оприходована партия круглых столов

Оприходована партия овальных столов

Учтены расходы на доставку

Списаны расходы на бензин

Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО

Начислена заработная плата водителю

Начислены страховые взносы на зарплату водителя

Отражена амортизация автомобиля

В конце месяца нужно списать не все эти расходы, а только их часть, пропорциональную отгруженным товарам. Каким образом определить величину расходов, подлежащих списанию?

Для этого нужно проанализировать два счета: 41 «Товары» и 44.ТР «Расходы на продажу».

Допустим на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), продано в течении месяца было товара на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).

Начальное сальдо по дебету, допустим, 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета были отражены расходы в размере 70 000 руб.

Таким образом, получается, что товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы на сумму 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44.ТЗР) Определим теперь сумму расходов, которую нужно списать с кредита счета 44.ТР и которая будет соответствовать проданным товарам.

ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.

Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.

Списана сумма расходов на доставку приобретенных товаров в связи с его реализацией.

Общая формула для расчет ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44.ТР + оборот по дебету за месяц счета 44.ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям

Если покупатель забирает товар самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца при этом не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector