Распределение транспортных расходов на остаток товара

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Похожие публикации

Учет транспортных расходов осуществляется и покупателями, и продавцами. Этот тип затрат включает в себя комплекс издержек по доставке материалов или основных средств в пункт назначения. Подходы к отражению расходов на транспортировку отражены в ПБУ 5/01. Каждое предприятие вправе выбрать один из предложенных вариантов бухгалтерского учета расходов на доставку, закрепив его отдельным пунктом учетной политики.

Транспортные расходы – это какие расходы?

Доставка товарных групп может оплачиваться несколькими способами:

  • путем включения размера издержек в цену товаров;
  • через возмещение покупателю затрат на самостоятельную доставку;
  • выставлением покупателю отдельного счета за транспортировку груза;
  • оплачивая услуги третьего лица – транспортной компании.

Что относится к транспортным расходам:

  1. Погрузка товаров с их последующей разгрузкой в месте назначения.
  2. Таможенное оформление в случае экспортных операций.
  3. Услуги страховых компаний.
  4. Услуга кратко- и долгосрочного хранения.
  5. Затраты непосредственно на доставку.

В случае самовывоза транспортные расходы могут быть увеличены на сумму зарплаты работника, осуществившего перевозку товара, и страховых взносов с нее, издержек на топливо и амортизацию транспортного средства.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете покупателя

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 стоимость доставки может включаться в полном объеме в цену товара, а по нормам п. 13 издержки разрешается учитывать на отдельном счете. В первом случае отражают транспортные расходы проводки с участием 41 счета:

  • Д41 – К60 корреспонденция на сумму сделки без учета НДС;
  • Д19 – К60 для выделения НДС по товарам;
  • Д41 – К60 в сумме доставки без НДС;
  • Д19 – К60 для отражения размера НДС по транспортным издержкам.

При отдельном отражении издержек по доставке счет 41 будет использоваться только для учета стоимости самих товаров. Встает вопрос – на какой счет отнести транспортные расходы? Для этого рекомендуется применять счет 44. Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Д41 – К60 в части стоимости товара;
  • Д19 – К60 для учета размера НДС товаров;
  • Д44 – К60 для отнесения расходов на перевозку (за минусом НДС);
  • Д19 – К60 для отражения в учете суммы НДС в стоимости транспортировки.

Учет транспортных расходов в торговых организациях

При включении стоимости доставки в цену реализуемых товаров используется субсчет 44.2, для операций по транспортировке покупных изделий применяется субсчет 44.1. Проводки в бухгалтерском учете будут такими:

  • Д62 – К90.01 в сумме реализованного товара (включая транспортные расходы и НДС);
  • Д90.03 – К68 для начисления сумм НДС по проданным товарам;
  • Д90.02 – К41 – корреспонденция отражает списание себестоимости;
  • Д90.02 – К44.2 – корреспонденция предназначена для списания транспортных издержек.

Если в качестве отдельной услуги выступают транспортные расходы, какой счет следует применять? В этом случае на 44 счете будут собираться все затраты, связанные с доставкой:

  • Д44 – К70 в части начисленной зарплаты водителю;
  • Д44 – К69 в части страховых взносов;
  • Д44 – К10 в части расходов на топливо.

Расчет транспортных расходов на остаток товара

Аккумулирование издержек, связанных с доставкой товаров, на отдельном счете предполагает проведение ежемесячного распределения таких расходов. Методика определена нормами ст. 320 НК РФ. Распределение транспортных расходов осуществляется посредством формулы:

  • ТРотч.п. – это размер транспортных издержек, которые подлежат учету в текущем месяце;
  • ТРнач.м. – остаток издержек на доставку по состоянию на начало месячного периода;
  • ТРмес. – транспортные расходы по доставке товара покупателю за месячный промежуток времени;
  • СТмес. – общая стоимость товарных групп, проданных в рассматриваемом месяце;
  • СТостатка – стоимостная оценка остатка товаров, относящихся к категории нереализованных.

Например, как рассчитать транспортные расходы и правильно их распределить при таких данных:

  1. Стоимость доставки товаров, реализованных в феврале, равна 62 377 руб.
  2. Остаток издержек на доставку на 1 февраля составил 5 673 руб.
  3. За февраль было реализовано товаров на общую сумму 724 524 руб.
  4. Остаток непроданных товаров в пределах 68 076 руб.

За февраль необходимо списать транспортных затрат в размере:

(5 673+62 377) – (5 673+62 377) / (724 524+68 076) х 68 076 = 62 205,22 руб.

На 1 марта переносится остаток издержек, связанных с доставкой, в сумме 5 844,78 руб. (5 673+62 377-62 205,22).

Транспортные расходы в смете

Составление сметной документации характерно для строительных организаций. Разработка смет транспортных расходов осуществляется в соответствии с нормами п. 4.59 Постановления Госстроя от 5 марта 2004 года под № 15/1. На сумму издержек влияют:

  • тип используемого транспортного средства;
  • тарифы отправок;
  • расположение пунктов отравления и пункта конечного назначения;
  • расстояние, которое предстоит преодолеть для доставки груза;
  • прочие условия транспортировки и характеристики группы товаров.

Затраты необходимо исчислять по исходным данным стоимости доставки в расчете на 1 тонну брутто. Коэффициент на транспортные расходы в смете при отсутствии нормативных сведений по транспортировке оборудования принимается в размере 3-6% от стоимости перевозимых активов.

Транспортные расходы при закупке товаров

Транспортные расходы при закупке товаров

Затраты, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до собственного склада), можно учитывать двумя способами:

— в себестоимости купленных товаров;
— как отдельный вид расходов в составе издержек обращения.

Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух лет*(1).

В первом случае расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров на склад, в налоговом учете должны учитываться как прямые. Ведь стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде, учитывается именно в качестве прямых расходов.

На практике в подобной ситуации часто возникает другой вопрос: как распределить такие расходы между отдельными группами товаров, если все они доставляются на склад одним транспортом, а стоимость доставки указана в первичных документах общей суммой? Никаких специальных правил для этого случая ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете не установлено. Поэтому фирма вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

Пример
Компания приобрела оптовую партию обуви. Общая стоимость партии и в бухгалтерском, и в налоговом учете без стоимости доставки составила 1 000 000 руб., в т.ч.:

— мужская обувь: 600 000 руб. (100 пар по цене 6000 руб. за пару);
— женская обувь: 300 000 руб. (100 пар по цене 3000 руб. за пару);
— детская обувь: 100 000 руб. (100 пар по цене 1000 руб. за пару).

Стоимость доставки обуви до склада торговой компании составила 80 000 руб. Согласно учетной политике компании для целей налогообложения расходы на доставку включаются в себестоимость купленных товаров. При этом транспортные расходы компания распределяет пропорционально стоимости приобретенных товаров.

Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии мужской обуви, составит:
600 000 : 1 000 000 х 80 000 = 48 000 руб.

В себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы:

48 000 руб. : 100 пар = 480 руб.
Себестоимость одной пары мужской обуви с учетом транспортных расходов составит:
6000 + 480 = 6480 руб.
Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии женской обуви, составит:
300 000 : 1 000 000 х 80 000 = 24 000 руб.
Следовательно, в себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы в размере:
24 000 руб. : 100 пар = 240 руб.
То есть себестоимость одной пары женской обуви с учетом транспортных расходов составит:
3000 + 240 = 3240 руб.
Сумма транспортных расходов, которая будет включена в себестоимость партии детской обуви, составит:
100 000 : 1 000 000 х 80 000 = 8000 руб.
Следовательно, в себестоимость одной пары будут включены транспортные расходы:
8000 руб. : 100 пар = 80 руб.
Себестоимость одной пары детской обуви с учетом транспортных расходов составит:
1000 + 80 = 1080 руб.

Себестоимость приобретенной обуви (включая расходы на ее доставку) будет признана в налоговом учете в составе прямых расходов по мере ее реализации.

Теперь рассмотрим второй вариант учета расходов на закупку (как отдельный вид расходов в составе издержек обращения).

В этой ситуации расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров до склада торговой компании, также будут являться прямыми. Отнести расходы по доставке к косвенным не получится, поскольку это будет нарушением требований налогового законодательства.

Обратите внимание: такой порядок учета расходов на доставку не зависит от того, является для организации торговля основным видом деятельности или нет. Дело в том, что статья 320статья 320 Налогового кодекса устанавливает особый порядок определения расходов по торговым операциям. Следовательно, даже в том случае, если компания осуществляет лишь отдельные торговые операции, их налоговый учет она должна вести в порядке, предусмотренном статьей 320 Налогового кодекса.

Если расходы на доставку компания в стоимость приобретенных товаров не включает, их придется распределять между проданными и непроданными товарами. Для этой ситуации в Налоговом кодексе предусмотрен специальный алгоритм:

— определяют сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
— суммируют стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка непроданных товаров на конец месяца;
— рассчитывают средний процент транспортных расходов как отношение суммы затрат на доставку к стоимости товаров;
— определяют сумму транспортных издержек, которая относится к остатку нереализованных товаров.

Пример
По состоянию на 01.03.2012 по данным налогового учета у компании числится остаток нереализованных товаров на общую сумму 2 000 000 руб.

В течение месяца было закуплено товаров на 4 000 000 руб., продано — на 3 000 000 руб. Доставку товаров до склада компании осуществляли поставщики (в товаросопроводительных документах расходы на доставку были выделены отдельной строкой). Согласно учетной политике для целей налогообложения компания не включает транспортные расходы в стоимость товаров, а относит на прямые издержки обращения.

Расходы на доставку, приходящиеся на остаток не реализованных на начало месяца товаров, составили 60 000 руб., расходы на доставку товаров, приобретенных в течение месяца, — 120 000 руб.

Сумму транспортных расходов, которая должна быть учтена в налоговом учете по итогам марта 2012 г., бухгалтерия компании рассчитала следующим образом.

1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и тех, которые имели место в отчетном месяце:
60 000 + 120 000 = 180 000 руб.
2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка непроданных товаров на конец месяца:
3 000 000 + (2 000 000 + 4 000 000 — 3 000 000) = 6 000 000 руб.
3. Средний процент транспортных расходов:
180 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100% = 3%.
4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит:
(2 000 000 руб. + 4 000 000 руб. — 3 000 000 руб.) х 3% = 90 000 руб.
Итак, сумма транспортных расходов, которую компания вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за март 2012 г., составит:
60 000 + 120 000 — 90 000 = 90 000 руб.

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумму транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяют по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс не требует*(2).

На практике возможна такая ситуация: в течение нескольких лет фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно — в составе издержек обращения, а с нового года решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. При этом на начало нового года у компании «висит» остаток несписанных транспортных расходов по нереализованным товарам. Как быть в такой ситуации?

Минфин России советует в подобном случае предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены*(3). Иными словами, списание остатка транспортных расходов будет производиться по мере реализации товаров, к которым этот остаток относится.

Пример
В течение 2010-2011 гг. фирма учитывала в налоговом учете расходы на доставку приобретаемых товаров отдельно — в составе издержек обращения. А с 01.01.2012 решила учитывать транспортные расходы в стоимости товаров. Такие изменения в установленном порядке были внесены в учетную политику.

По состоянию на 01.01.2012 в налоговом учете числились:

— остаток нереализованных товаров на сумму 500 000 руб.;
— расходы на доставку этих товаров — 30 000 руб.

Сумма расходов на доставку в данном случае должна быть заморожена и затем, по мере реализации этих товаров, постепенно списана.

В январе фирма продала товары из старых запасов на сумму 200 000 руб.

По итогам января часть транспортных расходов, относящихся к этим товарам, будет рассчитана таким образом.
1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, которые имели место в отчетном месяце, составила:
30 000 + 0 = 30 000 руб.
Обратите внимание: транспортные расходы, связанные с доставкой нового товара, т.е. произведенные после 01.01.2012, в данном случае не включаются в расчет.
2. Сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца:
200 000 + (500 000 — 200 000) = 500 000 руб.
3. Средний процент транспортных расходов:
30 000 руб. : 500 000 руб. х 100% = 6%.
4. Сумма транспортных расходов, которые относятся к не реализованным на конец месяца товарам, составит:
(500 000 руб. — 200 000 руб.) х 6% = 18 000 руб.
Сумма «старых» транспортных расходов, которую фирма вправе включить в состав прямых расходов в налоговом учете за январь:
30 000 — 18 000 = 12 000 руб.

Если же в течение января 2012 г. фирма приобрела товары и расходы на их доставку составили, допустим, 80 000 руб., то на основании новых положений учетной политики эти транспортные расходы (80 000 руб.) должны быть полностью учтены в себестоимости приобретенных товаров.

Таким образом, расходы на доставку покупных товаров до склада компании в налоговом учете являются прямыми независимо от варианта их учета, предусмотренного учетной политикой.

Экспертиза статьи:
Е. Тарасова,
шеф-редактор издания «Годовой отчет — 2012»

*(1) ст. 320ст. 320 НК РФ
*(2) письмописьмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/4/98
*(3) письмописьмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/771

Транспортные расходы в торговле: что это такое, виды, формула расчета, списания и распределения в торговых организациях

Рассмотрим одну из важных статей затрат любого предприятия, активно работающего в сфере купли-продажи. Подробно разберем транспортные расходы – это вид издержек, который должен быть в обязательном порядке отражен в бухгалтерском и налоговом учете. Ниже мы выясним, как их правильно провести через документацию, какими они могут быть, чем отличаются между собой, каковы их особенности.

Важно учитывать, что их точный состав так до сих пор не регламентирован нормативами. Есть лишь методические указания от Минфина РФ, дающие примерный их перечень, которыми стоит руководствоваться. Это обеспечивает специалистам определенную свободу принятия решений, хотя на практике любой организации лучше вести последовательную политику и использовать одни и те же актуальные методы и приемы.

Что такое косвенные и прямые транспортные расходы в торговле

Они разделяются в соответствии с 318 статьей НК России. Первые отражаются в полной мере и сразу же в процессе осуществления затрат, вторые – входят в себестоимость, но подтвердить их можно только при продаже продукта/услуги.

Природа их возникновения хорошо видна по следующей таблице:

На покупку сырья и прочих материалов, затем используемых для изготовления предметов или предоставления сервисов, и/или формирующих их, или являющихся обязательным фактором для их появления.

Прочие суммы, не считая внереализационных, вносимых налогоплательщиками за отчетный период.

На заказ комплектующих, в дальнейшем используемых для монтажа, или полуфабрикатов, впоследствии дополнительно обрабатываемых.

На зарплату сотрудников, непосредственно занятых в процесс выпуска товаров, оказывающих услуги.

Сопутствующие затраты на страхование – пенсионное, социальное, по беременности, по случаю потери трудоспособности, от происшествий на производстве и профзаболеваний.

Амортизационные выплаты, полученные от оборота основных средств, направленных на изготовление продукции или предоставление сервисов.

Говоря о том, как учитывать транспортные расходы в торговле, нужно помнить о следующих моментах:

    Прямые следует относить к текущему месяцу только при реализации тех товаров или услуг, в цену которых они входят.

Косвенные отражаются в отчетном периоде в полном объеме, вне зависимости от даты фактической продажи предмета или выполнения какой-либо работы.

В тех случаях, когда отдельные типы затрат осуществляются с заранее установленными ограничениями – согласно целям, – базу для начисления необходимо определять по нарастающему итогу. Если же речь идет о добровольном страховании – анализируя сроки действия заключенных контрактов и ориентируясь на даты их вступления в силу.

Налоговый учет транспортных расходов в торговле

Отражать их следует в соответствии с основными положениями, дополнительными условиями и нюансами договора, подписанного с поставщиком. Согласно действующему НК РФ (а именно статье 320), прямыми суммы доставки до склада заказчика могут считаться только тогда, когда они не включены в цену покупки товара. И контрагент тоже обязан отражать их именно в том порядке, который предусмотрен заключенными бумагами.

Те траты, что сопутствовали процессу реализации, проходят как косвенные – их нужно в полном объеме списать в течение периода продажи продукции (в соответствии с 3 подпунктом 1 пункта 268-й ст. НК РФ). Ну а в подаваемой декларации их следует записывать как «Прочие» – в 100 строке.

Обратите внимание, для упрощения налогообложение осуществляется распределение транспортных расходов на остаток товара, находящегося на ответственном складском хранении. Прямые можно высчитать следующим путем:

  1. Складываете суммы затрат, скопившихся к началу месяца, с допущенными в его течение.
  2. Прибавляете к деньгам за реализованную продукцию актуальную цену находящихся на складе партий.
  3. Делите 1 на 2 и получаете средний процент.
  4. Затем умножаете 3 на потенциальную выручку от ждущих продажи предметов.

Для наглядности данную последовательность действий можно представить так:

ТОСТ = ((ТН + ТО)/(СО + СОСТ)) * !СОСТ

При этом «выпадают» те вещи, которые уже отгружены, но еще не доставлены. Нужно ли их где-то проводить? Зависит от трактовки понятия «склад», но надежнее всего отражать их уже после реализации, как фактического перехода собственности от одного владельца к другому.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Распределение транспортных расходов в бухгалтерском учете

При его ведении товары рассматриваются как МПЗ (то есть существующие материально-производственные запасы) компании. Поэтому с ними нужно работать согласно ПБУ 5/01, ориентируясь в первую очередь на пункт № 6, а он гласит, что любые затраты на сбор и перевозку МПЗ в точку их непосредственного использования допустимо включать в реальную себестоимость продукции. В результате последнюю можно планомерно накапливать под видом заготовления и приобретения на счете 15, а при поступлении новых партий – переводить на 41й, ну или сразу формировать ее там, что достаточно удобно на практике.

Зачастую продавцы эксплуатируют одни и те же машины и для привоза выпущенных предметов на склад, и для отправки их покупателям. В подобных случаях затраты уже сложнее разделить – их целесообразно отражать на 44м счету в общем. Альтернатива – сортировка по любому важному признаку, лишь бы он был экономически обоснован, но ее же понадобится придерживаться и в других вопросах политики организации.

Теперь о том, как разделить транспортные расходы и заготовительные при ведении бухучета неторговой организации. Порядок действий детально описан в методических указаниях для отражения МПЗ. И 221й их пункт задает такие правила:

  • Излишки, направленные в структурное подразделение, занимающееся реализацией, поступают на 41й счет и приходуются согласно их фактической себестоимости.
  • Продукция, покупаемая для последующей перепродажи специальными отделами такой фирмы, отражаются на 44м счете согласно 223му пункту МУ.

Многопрофильные компании, занятые в нескольких сферах сразу, обычно обладают собственной службой доставки. Те затраты, которые она несет, проходят по документам как «Вспомогательное производство», что отражено в 23й строке. А уже оттуда, если имеются в виду услуги, они по фактической себестоимости идут в дебет 20-го, 29го, 44-го и 90-го счетов, на основании какой угодно базы, грамотно обоснованной экономически. Главное — закрепить этот момент в учетной политике.

Наиболее часто используемый вариант – в соответствии с 2,18м пунктом МУ Роскомторга: сумма от реализованной за месяц продукции в конце отчетного периода уходит в «Прочие». Остаток – это затраты на не проданные к данному числу предметы.

Что относят к транспортным расходам: виды

Их подразделяют на три группы:

  • на перевозку приобретаемого компанией имущества (будь то товары, сырье для их производства или оборудование);
  • на доставку изготовленной продукции покупателям;
  • на обслуживание имеющегося в распоряжении автопарка (арендная оплата взятых напрокат ТС, содержание своих машин).

Из последнего типа часто выделяют две подкатегории. Мы рассмотрим каждый вариант.

Затраты на перевозку приобретенного имущества

Они считаются прямыми в тех случаях, когда компания делает закупку у другой фирмы и забирает заказ путем самовывоза или силами контрагентов. Отнести их к себестоимости можно не полностью – их необходимо распределять между реализованными и нет, следующим образом:

ТРНП = ОСТТОВ * Сред % ТР, в свою очередь

Сред % ТР = (ТРОСТ + ТРТЕК) / (СТЕК + ОСТТОВ) * 100%,

ТР к списанию за отчетный период = ТРОСТ + ТРТЕК – ТРНП

Все операторы типа «ТР» являются затратами, но:

  • ТРНП – по непроданной продукции;
  • ТРТЕК – за идущий месяц;
  • ТРОСТ – на остаток в начале.

Доля транспортных расходов в цене товара может быть рассчитана без труда. Важно помнить, что, когда компания приобретает основные средства, все понесенные затраты, согласно 8 пункту ПБУ 6/01, она обязана проводить как фактические, на покупку ОС. Чтобы упростить налогообложение, их допустимо отражать так же, как в бухучете, то есть включать в цену ОС, а после переводить на амортизацию.

Производственное предприятие вправе включить счета за перевозку сырья в МПЗ и дальше представлять их как часть материальных (согласно 2 пункту статьи № 254 НК РФ), то есть как прямые. Если же сумма за предоставленную услугу проходит в отдельном порядке, поставщик фиксирует ее в ТТН, которую подает вместе с другими обязательными документами.

Затраты на доставку изготовленной продукции клиентам

О том, как списывать транспортные расходы в торговле, гласит 320 статья НК РФ – как косвенные, туда же следует отнести и все иные их виды, согласно письму Минфина, опубликованному 29 ноября 2011 года.

Руководствуясь 1 пунктом ст № 254 НК РФ, производственная компания вправе включать счета за перевозку в МПЗ и проводить их как непрямые, ссылаясь на письмо Минфина, выпущенное 13 ноября 2010 года.

При этом в обязанность фирме вменяется составление и подача накладной по форме ТОРГ-12 и ТТН на бланке 1-Т.

Затраты на содержание автопарка

Их достаточно много, и они охватывают все аспекты заботы о машинах, вплоть до покупки комплектующих для ТС. Поэтому, чтобы понять, как списать транспортные расходы в розничной или оптовой торговле, целесообразно представить их в виде таблицы – для наглядности.

Письмо Минфина РФ, опубликованное 10 июня 2011

Распределение транспортных расходов на остаток товара

  • Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?
  • Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров
  • Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете
  • Распределение транспортных расходов в 1С
  • Итоги

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

В стоимость покупки товаров (их фактическую себестоимость) могут быть включены (п. п. 11, 12 ФСБУ 5/2019):

  • суммы, уплачиваемые продавцу с учетом всех скидок и накидок (без учета НДС);
  • затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
  • затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (на доработку, сортировку, фасовку, улучшение технических характеристик);
  • иные зараты.

С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Какие изменения принес новый стандарт, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности.

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

  • по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
  • по покупной стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости купленных товаров.

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости».

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

  • транспортные услуги сторонних организаций;
  • услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
  • материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
  • услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Какими проводками отобразить транспортные расходы в бухучете, см. в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 11 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 21 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары.

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 14 490,83 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 2 107 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

В стоимости товара (по условиям договора)

Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 10.08.2016 года

Торговая организация применяет общую систему налогообложения и относит транспортные расходы в бухгалтерском и налоговом учете к прямым расходам. Алгоритм расчета, указанный в учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, соответствует порядку, указанному в ст. 320 НК РФ. В электронной программе, в которой осуществляется распределение транспортных расходов, ведется суммовой учет товаров.

Остаток нереализованных товаров на складе на начало месяца составляет 1 000 000 руб. Остаток нераспределенных транспортных расходов на начало месяца составляет 100 000 руб. В течение месяца товара приобретено на сумму 2 000 000 руб., оприходовано излишков на сумму 10 000 руб., реализовано товаров на сумму 600 000 руб., списано недостачей на сумму 50 000 руб. (недостача — сверх норм естественной убыли), переведено в материалы на сумму 15 000 руб. Итого остаток товара на конец месяца — на сумму 2 345 000 руб.

Сумма транспортно-заготовительных расходов за месяц составляет 200 000 руб.

Как корректно рассчитать сумму транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на издержки обращения? Как рассчитать сумму транспортных расходов, приходящуюся на недостачу товара (данная сумма, согласно разъяснениям контролирующих органов, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Списание недостачи товаров следует производить только по фактической себестоимости с учетом приходящейся на эту недостачу доли прямых транспортных расходов.

Учетную стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации и оприходованных по рыночным ценам, рекомендуем учитывать при определении среднего процента для распределения транспортных расходов.

Обоснование позиции:

Согласно нормам ст. 320 НК РФ транспортные расходы, которые не включаются в соответствии с положениями учетной политики налогоплательщика для целей налогообложения в стоимость приобретаемых товаров, признаются прямыми расходами и подлежат распределению между реализованными и не реализованными в течение месяца товарами в соответствии с установленным в данной статье порядком.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяются стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При этом положения ст. 320 НК РФ прямо не регулируют вопроса учета товаров, использованных для хозяйственных нужд организации и списанных при выявлении недостачи (или оприходованных в качестве излишков) для распределения транспортных расходов. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому товары, использованные для собственных нужд организации или списанные в результате выявления недостачи, следует рассматривать для целей налогообложения именно в качестве товаров, поскольку изначально они были предназначены для реализации.

В то же время механизм распределения транспортных расходов между различными направлениями расхода товаров имеется в «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания). Согласно Условному расчету распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов (Приложение 3 к Методическим указаниям) сумма транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) в отчетном периоде распределяется не только на отпуск материалов в производство и реализацию на сторону, но и на потери от брака, что можно считать аналогом недостачи. Остается установить, одинаков ли метод распределения ТЗР на остатки товаров (материалов) в Методических указаниях и Налоговом кодексе РФ.

На первый взгляд, формулировки ст. 320 НК РФ не совпадают с методом, изложенным в п. 87 Методических указаний: «Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости, израсходованных материалов». Однако данное расхождение является чисто лингвистическим, арифметически же расчет среднего процента в обоих случаях дает одинаковый результат.

Согласно Методическим указаниям процент, применяемый для распределения ТЗР, считается следующим образом:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт).

В соответствии со ст. 320 НК РФ средний процент считается так:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (РТ + КОТ).

Однако остаток нереализованных товаров на конец месяца может быть определен лишь следующим образом:

КОТ = (НОт + Зт — РТ),

так что, подставляя это выражение в формулу выше, после сокращения однородных членов получаем то же самое, что и в Методических указаниях:

П = (НОТЗР + ЗТЗР) : (НОт + Зт),

где (приведены термины из бухгалтерского и налогового законодательства):

П — процент (средний процент);

НОТЗР — начальный остаток ТЗР (прямых транспортных расходов);

ЗТЗР — транспортные расходы (ТЗР) за отчетный месяц;

НОт — начальный остаток товаров (материалов);

Зт — затраты на приобретение товаров (материалов) за месяц;

РТ — реализация товаров за месяц по стоимости приобретения;

КОТ — конечный остаток товаров (материалов).

Приходим к выводу, что общая методика распределения транспортных расходов в Налоговом кодексе РФ и Методических указаниях совпадает, поэтому можно использовать механизм распределения ТЗР из Методических указаний и для распределения транспортных расходов в целях налогообложения, закрепив этот момент в учетной политике для целей налогообложения.

Исходя из смысла норм ст. 320 НК РФ можно сделать вывод, что на любой приобретенный товар приходится определенная часть транспортных расходов, связанных с его доставкой, которая подлежит учету для целей формирования налогооблагаемой прибыли в периоде признания в составе расходов стоимости приобретенного товара.

Поэтому, по нашему мнению, для целей распределения транспортных расходов стоимость товаров, использованных для собственных нужд или списанных по причине выявления их недостачи, при приобретении которых организация понесла транспортные расходы, следует учитывать при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров в порядке, предусмотренном ст. 320 НК РФ.

При этом возможность признания части транспортных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на наш взгляд, зависит от возможности учета в составе расходов стоимости товаров, к которым они относятся. Так, например, транспортные расходы, относящиеся к доставке товаров, потребленных для собственных нужд (переведенных в материалы), могут быть признаны в составе расходов при формировании налогооблагаемой прибыли. В то же время транспортные расходы, относящиеся к товарам, списанным по причине выявления недостачи в случае выявления виновных лиц, не должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В подтверждение приведенной позиции можно привести письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160.

В настоящее время не урегулирован вопрос учета при расчете среднего процента излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации. С одной стороны, при их приобретении организация не понесла транспортных расходов, поэтому нелогично учитывать стоимость излишков при распределении ТЗР. Однако из разъяснений Минфина России, содержащихся в письме от 10.08.2005 N 03-03-04/1/160, можно сделать вывод о том, что определять долю транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, следует по общим остаткам нереализованных товаров, в том числе в отношении тех товаров, при приобретении которых организация не понесла транспортных расходов. Считаем, что данное обстоятельство свидетельствует о возможности учета стоимости товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров.

Поскольку рассматриваемый вопрос не урегулирован нормами главы 25 НК РФ, считаем, что налогоплательщик, руководствуясь п. 7 ст. 3 НК РФ, вправе самостоятельно выбрать наиболее соответствующий ст. 320 НК РФ порядок учета товаров, выявленных в результате инвентаризации, при расчете доли транспортных расходов, приходящихся на остатки нереализованных товаров, который следует закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. В дальнейшем мы будем исходить из того, что организация учитывает выявленные излишки при расчете среднего процента.

Используя цифровой пример из вопроса, считаем, что распределение транспортных расходов может быть произведено следующим образом.

Вначале рассчитывается средний процент:

(100 000 руб. + 200 000 руб.) : (1 000 000 руб. +2 000 000 руб. + 10 000 руб.) = 9,97%

Затем в соответствии со ст. 320 НК РФ определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца:

2 345 000 руб. х 9,97% = 233 796 руб.

Остаток ТЗР (66 204 руб.) должен быть отнесен на все виды выбывших за месяц товаров. Для распределения этой суммы между разными видами выбытия используем тот же средний процент. Получаем:

ТЗР на недостачу = (50 000 руб. х 9,97%) = 4985 руб.

ТЗР на перевод в материалы (собств. нужды) = (15 000 руб. х 9,97%) = 1496 руб.

ТЗР на реализацию = (66 204 руб. — 4985 руб. — 1496 руб.) = 59 723 руб.

К сведению:

Вопрос учета в целях налогообложения транспортных расходов, приходящихся на потери товаров в результате недостачи сверх норм естественной убыли, в настоящее время является спорным, поскольку глава 25 НК РФ не содержит норм, устанавливающих правило, согласно которому транспортные расходы, связанные с приобретением товара, списанного без уменьшения налогооблагаемой прибыли, учитывались бы аналогично стоимости приобретения списываемых товаров. Однако рассмотрение данной проблематики выходит за рамки заданного нам вопроса.

Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Расчет транспортных расходов — формула

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

Распределение ТЗР

При приобретении товаров организации несут расходы, связанные с транспортировкой продукции. Бухгалтеру предприятия важно знать, как рассчитать транспортные расходы и списать их правильно.

Например, если учетная политика организации предусматривает частичное списание ТЗР в конце каждого месяца, то дополнительно нужно уметь распределять понесенные расходы между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Формула расчета ТЗР на остаток товара

Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

Пример. Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

Воспользуемся ранее приведенной формулой:

П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

Как рассчитать ТЗР по материалам?

Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

  1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
  2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
  3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

  • К – процент списания ТЗР;
  • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
  • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
  • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
  • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

Как рассчитать ТЗР по доставке груза?

Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.

Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.

Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector