Штрафы по госзакупкам считаем по-новому

Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Добросовестность поставщика по 44-ФЗ — важнейший показатель, на который ориентируется заказчик при подписании контракта с исполнителем. Проверять добросовестность особенно полезно, когда наблюдается искусственное занижение цен поставщиком, которое также называется демпингом.

Подробно разберём в статье, кто же такой добросовестный поставщик, как обрести и не потерять этот статус. Остановимся на понятии «демпинг» и разъясним его связь с недобросовестностью подрядчиков. Покажем образец подтверждения добросовестности.

Добросовестный поставщик: кто он

Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.

В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Что в 44-ФЗ понимается под демпингом

Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.

В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.

Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.

Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену, потому что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.

Антидемпинговые меры

Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям:

  1. Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
  2. Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.

Такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком, более чем на 24% меньше начальной максимальной цены контракта.

Какого участника закупки считают добросовестным

Добросовестный участник закупки по 44-ФЗ — это поставщик, который успешно выполнил все предыдущие контракты. В первую очередь он должен отсутствовать в реестре недобросовестных подрядчиков, но заказчик будет проверять его не только на это.

Подтверждение добросовестности поставщика заказчик может найти в реестре заключённых контрактов. Если в течение последних трёх лет поставщик выполнил не менее трёх заказов без штрафов и неустоек, его можно считать добросовестным. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 25% от НМЦК, установленной заказчиком.

Поставщик может самостоятельно предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность по 44-ФЗ. Поговорим о ней в следующем разделе.

С поиском подходящих закупок может помочь «Астрал.Поставщик». Сервис найдёт выгодные предложения, предварительно проанализировав рынок и оценив вероятность на успех.

Образец подтверждения добросовестности

В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.

В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:

  • реестровый номер записи контракта;
  • сведения о заказчике — ИНН и название;
  • цена, за которую был совершён контракт;
  • предмет контракта;
  • даты заключения контракта и его исполнения;
  • указание на наложенные неустойки, пени и штрафы, если таковые имели место.

Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.

Информацию, как уже было сказано выше, нужно предоставлять за предыдущие три года. Например, если вы подаёте документ в 2021 году, он должен содержать сведения за 2018-2020 года.

Какая информация говорит о добросовестности по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, главный источник сведений о добросовестности поставщика по 44-ФЗ являются уже завершённые им контракты. Важно понимать, какую информацию можно из них почерпнуть, какие договоры не будут идти в счёт, кто являлся заказчиком и т.д.

  1. Количество контрактов не должно быть меньше трёх. Поставщик заключает в документ информацию о трёх контрактах, которые выбирает самостоятельно. Все три контракта должны иметь статус «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».
  2. Период исполнения контрактов должен составлять три года. Информация о контрактах предоставляется за три прошедших календарных года до подачи заявки.
  3. Заказчик и предмет контракта могут быть любыми. Эти факторы никак не влияют на добросовестность, главное, чтобы они были совершены в соответствии с 44-ФЗ.
  4. Штрафы, пени и неустойки не должны быть применены к исполнителю указанных контрактов.
  5. Цена хотя бы одного контракта — не менее 20% от НМЦК.

Каждый из указанных контрактов должен быть включён в реестр. При этом не будут учитываться договоры с единственным поставщиком и «коммерческие» договоры (по 223-ФЗ).

На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности

Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.

Вид госзакупки Электронный аукцион Открытый конкурс в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме Все виды конкурса, в том числе закрытый
Когда предоставлять информацию При направлении заказчику подписанного контракта При отправке заявки на участие в госзакупке
Кто проверяет информацию Комиссия по осуществлению закупок
Если вы не предоставите информацию Договор с поставщиком не будет заключён, и самого поставщика признают уклонившимся от заключения контракта Контракт с участником закупки будет заключён после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, на 150% превышающем размер обеспечения исполнения контракта
Если вы предоставите недостоверную информацию Заявка поставщика будет отклонена
Как заказчик оформляет решение Решение будет оформлено протоколом и размещено в ЕИС Решение будет оформлено в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, а затем доведено до сведения поставщика

Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.

Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего бизнеса

Все закупки можно разделить на две большие категории:

  1. Закупки на общих основаниях.
  2. Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для СМП добросовестность по 44-ФЗ имеет большее значение, а для закупок на общих основаниях она требуется реже.

Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Поставщик должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна быть покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

Любое нарушение 44-ФЗ грозит госзаказчику штрафом. Сотруднику придется заплатить до 50 тыс. рублей, юрлицу — до 300 тыс. рублей. За что назначают штрафы, как их оспорить и можно ли не платить?

Подберите закупочную позицию сами

Какие бывают штрафы по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (ст. 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки).

Штрафы для заказчиков

Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:

  1. При планировании закупок и составлении планов-графиков.
  2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК.
  3. Во время проведении тендера, заключения и оплаты контракта.
  4. При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.

Санкции для заказчиков прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам-нарушителям почти всегда назначают штраф, в редких случаях — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.

Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.

Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Отметим, что санкции за нарушения в госзакупках применяют и к подрядчикам. Размер штрафа по 44-ФЗ для поставщиков чаще всего сопоставим с суммой штрафа для заказчика. Но он устанавливается не КоАП, а рассчитывается от цены контракта по правилам из постановления Правительства №1042 .

Наказание за срыв сроков оплаты

Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. Если сорвать сроки, то заказчика привлекут к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.

Наказание назначат сотруднику, который оплатит контракт позже срока или нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.

Кроме того, поставщик может потребовать с заказчика пени, если тот оплатит контракт с опозданием (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, в том числе праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки Центробанка РФ * от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Отдельно заказчику начислят штраф, если он не выполнит свои обязательства по контракту. Размер штрафа рассчитывается по правилам из постановления Правительства № 1042 (п.9):

  • 1 тыс. руб., если итоговая цена контракта не больше 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб., если цена контракта 3-50 млн руб.;
  • 10 тыс. руб., если цена — 50-100 млн руб.;
  • 100 тыс. руб., если цена — более 100 млн руб.

При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна превышать цену контракта (п.12 ПП №1042).

Чтобы не ошибиться в сроках оплаты контракта и избежать штрафов, заранее рассчитайте даты этапов закупки и следите за ними. Быстро спланировать сроки поможет бесплатный калькулятор сроков в онлайн-сервисе для госзаказчиков Контур.Снаб.

Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2019 года

Неправильный выбор способа закупки

В план-график или план закупок включены:

Нарушения при подготовке закупки: обоснование НМЦК, размещение документов, установка требований и утверждение документации

Нарушения при составлении плана-графика

Нарушения при проведении закупки: от размещения извещения до подписания протокола

Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов

Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)

Закупки по 44-ФЗ в сфере энергоснабжения

Закупки у СМП

Невыполнение в срок законного предписания

Нарушения при предоставлении информации в ФАС

Как оспорить наказание

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:

Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.

Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.

Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.

При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.

Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.

Как заплатить штраф

Оплатите штраф в течение 60 дней после того, как административное постановление вступило в силу. Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить его нужно не позднее, чем через 60 дней после истечения их срока.

Реквизиты для оплаты штрафа указаны в административном постановлении. При перечислении денег пропишите назначение платежа — номер и дата постановления ФАС.

Самый удобный способ заплатить штраф — перечислить деньги через портал Госуслуг или мобильные банки. Найдите в них раздел «Платежи» / «Штрафы» / «Налоги» и следуйте инструкции. Также оплатить штраф можно в банкоматах и отделениях банков, но за услугу могут взять комиссию.

Перевод денег занимает до 5-7 дней. Проверить, прошла ли оплата, можно на сайте Службы судебных приставов или портале Госуслуг.

Если не оплатите штраф или сделаете это позже срока, то судебные приставы увеличат сумму взыскания или назначат до 50 часов обязательных работ или 15 суток ареста.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Штрафы по госзакупкам считаем по-новому

«Проще предупредить, чем потушить» или какие документы нужно заранее утвердить в учреждении.
Контроллеры предпочитает работать по направлениям, где можно не просто выявить нарушение, а составить протокол и наложить штраф. Выводы проверки, которые будут оспариваться в суде – пустая трата времени и нервов проверяющего. Перед наложением взыскания специалист обязательно запросит должностные инструкции, положение о контрактной службе. В интересах контрактника заранее правильно составить эти документы.
Зона ответственности контрактного управляющего (далее КУ) очень широкая. Контрактник отвечает за всю закупочную процедуру: от планирования до исполнения контракта. Да, за то, что в учреждение поставят именно «тот товар», ответственность тоже несет контрактный управляющий. А это означает, что помимо того, что закупку нужно запланировать, составить закупочную документацию, правильно указать все характеристики, заключить контракт, нужно еще и проследить за приемкой, что в итоге привезли! Не забыть разместить информацию в реестре контрактов, напомнить бухгалтерии чтобы вовремя оплатили.

Шаг 1
Как контрактному управляющему избежать штрафа?
Прописать в должностных инструкциях, приказе, положении о приемке, что оплату по контрактам с соблюдением сроков оплаты осуществляет финансовая служба учреждения, на основании документов о приемке ТРУ по контрактам. Документы о приемке передаются в финансовую службу членом приемочной комиссии либо КУ в течение стольки-то дней. Во избежание «недоразумений» советуем предусмотреть как фиксируется передача документов в бухгалтерию.
Вывод: Правильно составленная должностная инструкция — друг контрактника. Чем подробнее распишем организацию процесса планирования, приемки, исполнения контракта, тем лучше будет настроено взаимодействие между сотрудниками учреждения, тем реже «крайним» будет КУ.
Шаг 2
Создаем в учреждении постоянно действующую приемочную комиссию.

Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.

Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя

не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.

Как избежать штрафа?

Часть 2

Шаг 1
«А кто вы такие?»

Тактика, которая требует минимум усилий, но ее применение возможно преимущественно на местном уровне.
Проверяем в приглашении «на разбор» организацию, планирующую составить протокол и статью КоАП, по которой планируется составление протокола. После чего открываем главу 23 КоАП и ищем там эту организацию, и внимательно проверяем ее полномочия на составление протокола по данной статье. Нет таких полномочий – игнорируем, есть – переходим к ШАГУ 2.

«Какое такое нарушение?»

Нередки случаи, когда в наличии признаки нарушения, но фактически нарушение отсутствует. Это случается, когда контрольный орган не имеет полной картины ситуации (в силу объективного отсутствия информации, например, при проведении камеральных проверок, или при формальном подходе проверяющего к работе).
Пример 1. Истек срок действия контракта, а сведения об исполнении по истечении установленных сроков не размещены. По факту же заказчик нарушил свои обязательства по оплате, поэтому контракт не был закрыт КУ в Реестре. Тоже нарушение, но совсем другое. И ответственность несет другой сотрудник.
Пример 2. Вас вызывают по вопросу несвоевременного размещения информации по исполнению контракта в Реестре контрактов. В этот период времени вы не работали: были в отпуске, а Вас замещал другой сотрудник или еще не были переведены на должность КУ или не работала система ЕИС, и вы не смогли разместить сведения из-за сбоя итд.
Тактика: Не забываете о том, что вы имеете право дать объяснения в ходе составления протокола, которые должны быть в нем отражены (ст. 28 КоАП). Даже если по этому вопросу вы уже давали объяснение (например, в ходе проведения проверки, по результатам которой составляется протокол), ваше право дать объяснения для включения в протокол еще раз.
Даже если данные нового объяснения будут сильно разниться с данными старого – это повод для дополнительных вопросов к вам, но не повод для отказа в отражении нового объяснения в протоколе. Объяснение при проверке и объяснение при составлении протокола – разные документы. Чтоб ничего не забыть, приходите на составление протокола с уже готовым объяснением. Излагайте, почему на ваш взгляд установленный признак нарушения не является свидетельством нарушения по статье составления протокола. Все документы, которые могут это подтвердить, прикладывайте к объяснению, и отражайте это по тексту объяснения, а также в виде перечисления приложений.

«А я что? Я ничего! Это ему не слышно»

Как показывает практика, данная тактика наиболее психологически трудна для использования лицами, в отношении которых составляется протокол по причине того, что при ее применении, под удар может попасть руководитель, главный бухгалтер и иной выше стоящий сотрудник.
Поэтому действуем максимально тактично.
Открываем свои должностные инструкции и обязанности и читаем – насколько вы ответственны за совершенное нарушение. Даже при наличии фразы «выполнять распоряжения начальника или лиц его заменяющих», ваша вина еще не доказана, пока не будет установлено, что вы данное распоряжение получили Не входит в ваши должностные обязанности? Готовим объяснение согласно Шага 2.
Выяснили – да, входит. Следующий этап – наличие вины. Начинаем доказывать, что исполнить свои обязанности вы не могли по объективным причинам, с приложением документов, подтверждающих это. А вот насколько они будут убедительны – зависит от вас. Готовьтесь к разным сценариям и вопросам.
Болели и пропустили срок? Сочувствуем. Были в отпуске? — Поздравляем. А почему вашей электронной подписью подписано?
Бухгалтерия документы об оплате не передала? А она была должна? А на основании чего?
Это кто такое ТЗ составил? Начальник транспортного цеха? А проверял его на соответствие нормам 44-ФЗ тоже он? А почему не вы?
Почему эту заявку не допустили? Все не допустили и вы не допустили? До всех еще дойдем, а сейчас вопрос именно к вам.
Постарайтесь продумать тактичные ответы на эти вопросы заранее.
В объяснениях, особенно в письменных, не делайте выводов о чужих обязанностях, только о своих. Не «бухгалтерия была должна…», а «в мои обязанности не входило…» Пусть контролеры сами разбираются, кто и что должен был сделать. А не найдут – ответственность скорее всего возложат на руководителя.

«Ну я Нарушил, и что?», или значительность малозначительности

Ну и теперь, если линии нашей обороны от штрафов порушены, переходим к предпоследнему бастиону – малозначительности, предусмотренной ст. 2.9. КоАП.
Многие сотрудники контрактных служб считают, что нарушение, незначительное в денежном выражении, относится к малозначительным. Но величина нарушения в денежном эквиваленте – не показатель считать нарушение малозначительным.
Сам КоАП не дает нам определения, что есть малозначительность, для этого обращаемся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5:
«Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений». То есть – если отсутствие такого нарушения ничего бы не изменило по существу, значит, оно малозначительно. Если ваше нарушение можно отнести к таковым – это еще один ваш шанс не платить штрафа. Обращаю внимание, что несмотря на то, что вышеприведенное определение сделано органом судебной власти, есть смысл использовать его положения и на досудебных этапах дела (проверка, составление протокола) – помним о возможности отмены протокола через суд и затратах времени проверяющего и составляющего протокол лиц.

Штрафы в России вырастут, экономика — встанет

Челябинский сенатор Олег Цепкин — о тайных планах ведомств и новых угрозах бизнесу и гражданам. ИНТЕРВЬЮ

Ровно год назад губернатор Челябинской области Борис Дубровский и депутаты неофициально согласовали кандидатуру будущего сенатора Олега Цепкина, экс-директора по безопасности ММК, профессионального аудитора. Осенью он стал депутатом областного парламента и был делегирован в Совет Федерации. Это первое подробное интервью сенатора СМИ, в котором он рассказывает, почему так тяжело исполняется закон об ограничении водительских прав, как с будущего года будут формироваться общественные палаты в регионах и почему контрольно-надзорные органы не желают исполнять поручение президента.

— Несмотря на обновление состава Совфеда, основные новости по-прежнему идут из Госдумы. Там страсти кипят, а Совет Федерации остается как бы в тени нижней палаты. Вы также себе представляли Совфед? И каким он видится вам теперь?

— С точки зрения процесса принятия законов у нас Госдума, конечно, более освещаема прессой. Когда я понял, что могу оказаться в Совете Федерации, стал внимательно изучать официальный сайт, смотреть канал «ВМЕСТЕ», отчеты пленарных заседаний. И теперь, проработав полгода, могу сказать, что влияние и авторитет верхней палаты растут. До 2000 года, напомним, Совет Федерации формировался из руководителей регионов. Потом появились штатные сенаторы.

— Иногда это было что-то вроде почетной пенсии…

— Ваш корреспондент уже обсуждал эту тему с моей коллегой Ириной Гехт. И я подтверждаю ее слова — в последние два-три года к сенаторам стали выдвигать более жесткие требования. Это должны быть активные и инициативные политики. С учетом таких требований сейчас и происходит смена.

— То есть курс на омоложение?

— Скорее на обновление. Кстати, вот такой пример: на каждом пленарном заседании, где заслушивают отчеты министерств, должны докладывать лично федеральные министры, а их заместители присутствуют на докладах законопроектов. И немало случаев, когда мы слышим замечания или пожелания, озвучиваемые председателем верхней палаты в адрес работы министерств. Так что и с данной точки зрения

авторитет Совета Федерации возрастает и это то, что я вижу изнутри.

И еще. Госдума у нас формируется по партийному принципу. А в Совете Федерации представлены регионы в равной степени, вне зависимости от численности населения, по два представителя от каждого субъекта РФ, и это тоже повышает его значимость.

— Почему вы выбрали комитет по законодательству?

— Я рассматривал три варианта — по экономическому развитию, по бюджету и по конституционному законодательству и госстроительству. Не хочу умалять роль остальных, но могу сказать, что особенность комитета по законодательству в том, что он отвечает за все отрасли права. В любой деловой или государственной структуре, когда решения принимаются руководителями, то проект документа, прежде чем отдадут его на подпись, просмотрит правовое управление — предпоследняя инстанция. Комитет по законодательству в какой-то мере именно такой инстанцией в Совете Федерации и является, поэтому я его и выбрал. Появились максимальные возможности увидеть работу в целом. Не узкое направление, а в целом. Впрочем, этот комитет мне, в итоге, и предложили. Может быть, исходя из предыдущей практики.

— Какой закон из тех, что разрабатывал ваш комитет, был наиболее интересным?

— Наверное, тот, что мне наиболее понятен и то, в чем я непосредственно участвовал — об общественных палатах в регионах. Тему гражданского общества курирует комитет по законодательству, мы документ и готовили, совместно с Общественной палатой РФ. У нас готовится совершенно новый закон, меняющий принцип формирования палат.

— Мне казалось, что сейчас процесс формирования предельно прост. Треть — список губернатора, вторая треть — назначенные губернатором выбирают представителей от общественных организаций, а оставшиеся уже по решению самой палаты. Что может измениться?

— По новому закону одна треть избирается губернатором, но по представлению федеральных общественных организаций, в лице региональных представителей. Например, от общественной организации «Деловая Россия» и других. Вторая треть — это квота Законодательного собрания. Ее избирают из числа представителей региональных и местных общественных организаций, то есть с южноуральской пропиской. И еще одна треть, когда первые две сформированы — из числа претендентов самостоятельно заявивших о себе. Мы рассчитываем, что этот закон будет подписан в весеннюю сессию, то есть до лета, и вступит в силу с 1 января 2017 года.

— У нашей палаты, я имею в виду Челябинскую область, полномочия истекают в 2018 году. Может так случиться, что палата досрочно прекратит свое существование, чтобы потом избраться по новому закону?

— Это уже технический вопрос. Сейчас пока рано забегать вперед, хотя я обсуждал закон с председателем нашей общественной палаты Вячеславом Скворцовым. Он законопроект поддерживает.

— А есть закон, который вам казался и продолжает казаться спорным?

— Я бы не стал говорить о «спорном» законе, скорее вы имеете в виду резонансный акт. Пожалуй, таковым стал закон об ограничении водительских удостоверений, прав на вождение автомобиля. Речь идет о гражданах, что являются должниками по алиментам, по прочим невыполненным финансовым обязательствам, согласно решениям судов. По тем, кто имеет неоплаченные штрафы свыше 10 тысяч рублей. Для таких должников временно приостанавливаются права на вождение автомобиля. Там, конечно, есть ограничения, для ряда категорий, на кого закон не распространяется. К примеру, если водитель профессиональный и для него вождение — единственный заработок. Или гражданин живет в удаленной территории, куда кроме как на машине и не доедешь. Это все прописано. Проект закона вызвал очень широкую дискуссию: «Как это права забирать?».

Я защищал закон на заседании Совфеда, тогда же мы ввели порог в 10 тыс. рублей. До этого его рассмотрели в Госдуме, и в первые же сутки, то есть еще до того, как документ поступил к нам, к судебным приставам к судебным приставам поступило примерно 20 тыс. обращений, связанных с гашением долга. То есть мера оказалась очень действенной. Закон мы одобрили, он подписан, и до сих пор в прессе я читаю (даже и на этой неделе было), как это все у нас работает.

— Есть. Не все так просто. Уже на стадии обсуждения выяснилось, насколько у нас несовершенна база данных ГИБДД, особенно региональных. Допустим, едет по стране южноуралец, машина зарегистрирована в Челябинской области. Проезжает, например, Татарстан, и камера зафиксировала превышение скорости. Все. Ему приходит по адресу прописки письмо о штрафе. Добросовестный гражданин в течение установленного срока штраф оплачивает, бланки на руках. Но в базе висит этот долг и никак не закрывается. Это мы обсуждали и с МВД, и судебными приставами. Все признавали, что региональные базы ГИБДД плохо интегрированы одна в другую, и если в одном регионе штраф выписан, а проштрафившийся и оплативший все счета живет в другом, то неизвестно, когда его уберут. И с налоговой базой данных то же самое.

— И много таких вот «сбоев», что тормозят важное направление?

— Увы. К примеру, тема импортозамещения. Заключается крупный государственный контракт, допустим на строительство космодрома. При выборе подрядчиков и закупе материалов руководствуются действующим 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки. Там прописана процедура, как выбирать и т. д. Но эти правила распространяются только на госзакупки и на госкомпании. Но дальше, как у нас заведено, многие работают с субподрядчиками и субпоставщиками, по длинной цепочке. А это, естественно, уже обычные частные компании, которые не обязаны выполнять эти законы. В итоге, конечно,

мы лишаем контрактов российского производителя, тормозим развитие отечественной экономики, не исполняем поручение президента страны, не обеспечиваем рабочими местами наших граждан.

А обеспечиваем работой…

— Конечно. И еще много всего. Или еще один пример: контрольно-надзорные органы. Средний и малый бизнес погряз в проверках. Были решения президента ограничить, раз в три года проводить плановые проверки. Но это ограничение не отменяет проверок внеплановых. И по факту количество проверок не уменьшилось, а возросло.

— Просто они стали внеплановыми…

— Да. У нас, более сорока федеральных надзорных органов, с отделениями в регионах. Предполагалось, что будет оптимизирована штатная численность. Ничего не сделано. Но сотрудникам же надо как-то оправдывать свое существование, обосновать свою загрузку. Всем нужно жить и работать. И они сами себя обеспечивают работой через внеплановые проверки. А уж как ее организовать, как сделать заявление, анонимное, или за какой-то подписью, умышленно, или нет…

— А внеплановая проверка страшнее плановой, потому что неизвестно, с чем придут.

— Вот! Плюс у работников есть планы по дополнительному сбору средств. Начинают на федеральном уровне пытаться всячески увеличить штрафные санкции. Сейчас вот тормознули: разрабатывают новую редакцию КоАП. Суммы штрафов увеличены просто в разы. Деньги будут изъяты из реального сектора экономики. Есть санкция — приостановка деятельности или такой штраф, после которого предприятие просто можно закрывать.

— Штраф не заплатили — арест на счета.

— Конечно. И все. Деятельность заканчивается. То есть просто во многих случаях душат просто производителя услуг или товаров. А мы понимаем, что под удар попадают мелкие и средние предприниматели. Крупные предприятия, у них понятно, что возможностей больше и финансовых, организационных, и они как-то с этим еще справляются, хотя и им становится все труднее.

С прошлого года правительство разрабатывает дорожную карту по оптимизации контрольно-надзорных органов. План мероприятий уже утвердили. И дальше будем ее дорабатывать. Например, выйти с предложением в контрольно-надзорных органах уменьшить штатную численность на 10% и прочие мероприятия по ходу реализации этой карты.

Если мы считаем, что величие страны базируется, в том числе на экономике, то, значит, все органы власти, в том числе и контрольно-надзорные, должны экономику поддерживать, а не вредить ей.

Всегда должен быть разумный баланс, можно развивать контрольную деятельность до определенного предела, чтобы это не мешало.

— И не провоцировало на черные кассы…

— И это тоже. Чтобы люди не перешли грань, когда зарплаты выплачиваются в конвертах. Кому это будет выгоднее? Зато налоговая отчитается, что она штраф взяла в таком-то размере и на текущий месяц план выполнила. А то, что будет в будущем, их не волнует. Так вот, пусть это будет их показателем. Чтобы в следующем квартале, если это предприятие остановится, не дай бог, или уменьшит количество налогов, то спросят с них. Это напрямую касается нашего региона. Таких, как Челябинская область, что обеспечивают федеральную экономику страны, не так уже и много.

— Нет желания поучаствовать в праймериз в Госдуму?

— Я только что пришел в Совет Федерации, и у меня здесь еще много нереализованных задач. По сути дела, я только настраиваю свою систему работы. На Госдуму планов нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector