Ст. 164 НК РФ

НДС: нововведения 2021 года

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Налогообложение судостроительной деятельности в России

Брачный договор

Договор и путеводители, которые ответят на вопросы по самому договору и психологическим аспектам его заключения.

В этой статье мы разбираем ключевые особенности налогообложения, присущие российской судостроительной отрасли в целом, а также основные вопросы, которые возникают при реализации отдельных проектов по созданию судов и их дальнейшей эксплуатации. За основу мы берем наш опыт работы с российскими и иностранными предприятиями, занимающимися строительством судов и их последующей реализацией в России.

Терминология

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации.

РМРС – Российский международный реестр судов.

Участник САР – лицо, получившее статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» от 3 августа 2018 г.

РОРС – Российский открытый реестр судов.

Налог на прибыль

Налогообложение судостроителей

Российские судостроительные организации облагаются налогом на прибыль по общему правилу, предусмотренному Главой 25 НК РФ для налогоплательщиков. Налоговая база определяется как сумма полученных доходов, уменьшенных на величину понесенных расходов (п. 1 ст. 274 НК РФ). Ставка налога составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Налогообложение судовладельцев

НК РФ фактически предусматривает освобождение от налога на прибыль доходов судовладельцев от эксплуатации и (или) реализации судов, которые зарегистрированы в РМРС или РОРС участниками САР (пп. 33 и 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ). Указанные положения НК РФ формально содержат 2 льготы, а именно:

  • освобождение от налога на прибыль доходов от эксплуатации и (или) реализации судов, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации (пп. 33 п.1 ст. 251 НК РФ);
  • освобождение от налога на прибыль доходов от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных на российских верфях после 1 января 2010 г., независимо от пункта отправления и (или) пункта назначения (пп. 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ).

Под эксплуатацией судов для целей применения льготы понимается использование судов для:

  • перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки;
  • обеспечения указанных выше услуг и видов деятельности;
  • сдачи в аренду для указанного выше использования.

Согласно официальным разъяснениям Минфина, льгота также распространяется и на случаи использования судна в качестве плавучего нефтехранилища (Письмо Минфина № 03-03-06/1/3797 от 29 января 2016 г.).

Кто вправе воспользоваться льготой

Льготой вправе воспользоваться налогоплательщик, эксплуатирующий от своего имени судно, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании (Письмо Минфина № 03-03-10/93 от 17 августа 2012 г.). Фактически указанной льготой вправе воспользоваться как арендаторы судов, так и собственники.

Положения пп. 33 и 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ устанавливают освобождение от налога на прибыль именно доходов от деятельности по реализации и (или) эксплуатации судов, а не в целом прибыли организации, занимающейся реализацией и (или) эксплуатацией судов. Практически это означает, что любой налогоплательщик, соответствующий критериям пп. 33 или пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ, вправе воспользоваться льготой, независимо от вида основной деятельности и того, какую часть доходов составляют доходы от реализации и (или) эксплуатации судов.

В своих разъяснениях Минфин существенно расширил границы применения льготы. По мнению Минфина, льготу могут применить налогоплательщики, деятельность которых связана с деятельностью по эксплуатации и (или) реализации судов. В частности, доходы в виде лизинговых платежей, полученных лизингодателем по договору лизинга судов, соответствующих критериями пп. 33 и 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Освобождение распространяется также на внереализационные доходы, получение которых тесно связано с деятельностью по реализации и (или) эксплуатации судов (Письма Минфина № 03-03-06/1/18293 от 31 марта 2016 г., № 03-03-06/1/654 от 14 января 2016 г.).

Несмотря на то, что НК РФ прямо не устанавливает требований по ведению отдельного учета доходов и расходов, мы рекомендуем обеспечить ведение отдельного учета доходов и расходов от деятельности по реализации и (или) эксплуатации судов для подтверждения правильности применения льготы. В случаях, когда судно сдано в аренду (чартер) для осуществления нескольких видов деятельности, мы рекомендуем указывать в договоре перечень видов использования судна арендатором, а также запрашивать у него информацию о том, какой удельный вес составляют доходы от перевозки грузов, пассажиров и их багажа, а также буксировки в составе доходов от эксплуатации судна для определения пропорции доходов от сдачи судна в аренду, к которым может быть применена льгота.

Применение льготы в отношении судов, построенных с привлечением иностранных верфей

В настоящее время остается открытым вопрос о возможности применения льготы, предусмотренной пп. 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ в отношении судов, которые были построены с использованием зарубежных предприятий, например, когда часть судна была собрана на иностранной верфи и в последующем доставлена в Россию для завершения производства.

По нашему мнению, действующая формулировка положений пп. 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ распространяет льготу на случаи, когда судно создавалось с привлечением иностранных предприятий, но завершение строительства с последующей сдачей-приемкой уже было выполнено в России.

Учет расходов при использовании льготы

Обратной стороной использования льготы в виде освобождения доходов от реализации и (или) эксплуатации судов является невозможность учета расходов судовладельцев, связанных с получением доходов от эксплуатации и (или) реализации судов (п. 48.5 ст. 270 НК РФ).

В настоящее время также остается открытым вопрос о возможности налогоплательщика заявить самостоятельный отказ от льготы, предусмотренной пп. 33 и 33.2 п.1 ст. 251 НК РФ. Это может быть актуально для судовладельцев и арендаторов судов, расходы которых на содержание судов и экипажа превышают доходы от эксплуатации. По нашему мнению, отказ от указанной льготы принципиально возможен, однако, мы рекомендуем предварительно получить адресное разъяснение Минфина или налоговых органов.

Налог на добавленную стоимость

По общему правилу реализация товаров, работ (услуг) на территории России облагается НДС по ставке 20% (п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом, пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что ввоз построенных судов, которые подлежат регистрации в РМРС, облагается по ставке 0% при условии предоставления следующих документов:

  • контракт (копия контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в РМРС в течение 90 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;
  • выписка из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в РМРС;
  • документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.

В настоящее время остается актуальной позиция Минфина, согласно которой нулевая ставка может применяться только при первичной реализации построенных судов, то есть при дальнейшей перепродаже зарегистрированного в РМРС судна нулевая ставка не применяется (Письма Минфина № 03-07-11/93025 от 29 ноября 2019 г., № 03-07-08/50019 от 6 октября 2014 г.).

Создание судна с привлечением третьих лиц

В ситуации, когда строительство судна осуществляется с привлечением третьих лиц, то есть субподрядчиков, право на применение нулевой ставки есть только у так называемого генерального подрядчика (Письма Минфина России № 03-07-15/57122 от 6 октября 2015 г., № 03-07-08/48 от 27 февраля 2012 г.).

Как мы указали ранее, для применения ставки 0% одним из подтверждающих документов является контракт на реализацию судна. Из буквального смысла положений следует, что под контрактом на реализацию подразумевается договор купли-продажи или аналогичный договор, в соответствии с которым переходит право собственности на готовое судно. Тем не менее Минфин в своих официальных разъяснениях фактически распространил возможность применения нулевой ставки и на те ситуации, когда имеет место создание судна на основании договора подряда (Письмо Минфина № 03-07-07/8206 от 12 февраля 2018 г.).

Обратим внимание, что, если работы по созданию судна ведутся с привлечением бюджетного финансирования в форме субсидий, вопрос о возможности применения нулевой ставки должен решаться в каждом конкретном случае исходя из условий предоставления соответствующей субсидии. Это связано с тем, что в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ и п. 2.1 ст. 170 НК РФ в определенных случаях при получении налогоплательщиками субсидий и бюджетных инвестиций на покрытие затрат на приобретение товаров, работ, услуг суммы НДС по таким затратам к вычету не принимаются.

Создание судна (части судна) на иностранных верфях

Зачастую часть работ по созданию судна выполняется на иностранных верфях, и уже завершающая часть строительства с последующей приемкой осуществляется в России. Работы (услуги), связанные непосредственно с морскими судами, признаются реализованными на территории России, если такие суда находятся на территории России (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). К таким работам (услугам), в частности, относятся монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Таким образом, если строительство судна осуществляется за пределами территории России, то такие работы не будут облагаться НДС, поскольку местом осуществления работ не будет признаваться территория РФ. Одновременно с этим, в зависимости от содержания работ, такие работы могут быть квалифицированы в качестве инжиниринговых услуг, которые признаются реализованными на территории России, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Для минимизации рисков мы рекомендуем предварительно провести юридическую квалификацию работ, которые будут выполняться российским предприятием и иностранными верфями.

Налог на имущество

Судостроительные организации, являющиеся резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, освобождаются от налога на имущество, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ).

Данное освобождение распространяется также и на имущество, созданное или приобретенное в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет такого имущества.

Земельный налог

Судостроительные заводы, являющиеся резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, освобождаются от земельного налога в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет (п. 11 ст. 395 НК РФ).

Транспортный налог

Транспортным налогом не облагаются суда, зарегистрированные в РМРС, независимо от использования и назначения таких судов (пп. 9 п.2 ст. 358 НК РФ).

Выше мы рассмотрели ключевые особенности налогообложения российской судостроительной отрасли, которые необходимо принимать во внимание как при реализации отдельных проектов, так и при запуске собственных предприятий. Если вы планируете сопровождать или самостоятельно участвовать в проектах, связанных с судостроением, или открыть в России собственное производство, мы будем рады оказать вам юридическую поддержку в осуществлении проекта.

В подготовке статьи принимал участие налоговый эксперт Дмитрий Хахаев.

Письмо Минфина России от 11.02.2020 № 03-07-09/9079

Документ полезен? 0 m n 0

С 1 октября 2019 г. предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ перечень продовольственных товаров, реализация которых на территории РФ подлежит налогообложению НДС с применением пониженной налоговой ставки 10 процентов, дополнен фруктами и ягодами (включая виноград) (п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 268-ФЗ, далее — Закон N 268-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ данное изменение актуально и в отношении НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ.

При этом следует учитывать, что коды видов продовольственных товаров, в отношении операций по реализации которых применяется ставка НДС 10 процентов, должны быть определены Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены:

— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее — Перечень ОКПД 2);

— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ (далее — Перечень ТН ВЭД).

Для применения пониженной налоговой ставки НДС необходимо, чтобы реализуемый в РФ товар был поименован хотя бы в одном из указанных Перечней (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письма Минфина России от 06.05.2019 N 03-07-14/32743, от 17.11.2016 N 03-07-07/67582, ФНС России от 15.05.2017 N СД-4-3/8999@).

В Письме Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25566 со ссылкой на Определение ВС РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017 указано, что для правомерности применения ставки 10 процентов в отношении товара, ввозимого на территорию РФ, необходимо, чтобы ввозимый товар отвечал надлежащему коду ТН ВЭД. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 30.04.2019 N 03-07-07/31880, от 03.04.2018 N 03-07-07/21499.

Таким образом, указанный порядок исчисления НДС справедлив в отношении операций по реализации в РФ фруктов и ягод (включая виноград), наименования и коды которых представлены в Перечне ОКПД 2 или Перечне ТН ВЭД.

Минфин России в Письме от 20.08.2019 N 03-07-07/63676 сообщил, что в целях определения конкретных кодов видов фруктов и ягод (включая виноград) в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД, в отношении которых с 1 октября 2019 г. будет применяться пониженная ставка НДС, разрабатывается соответствующий проект изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

В настоящее время изменения в Перечни кодов видов продовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, в отношении фруктов и ягод (включая виноград) не внесены.

В ответ на запросы налогоплательщиков по вопросу правомерности применения с 1 октября 2019 г. ставки НДС 10% в отношении указанной категории товаров при реализации и ввозе на территорию РФ и отсутствия их в Перечнях Минфин указал в своих разъяснениях, что проектом изменений предусмотрено распространение действия Постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 г. (Письма Минфина России от 29.10.2019 N 03-07-07/83320, от 30.10.2019 N 03-07-14/83602, от 30.10.2019 N 03-07-14/83679).

В Письмах Минфина от 15.11.2019 N 03-07-07/88330, от 05.11.2019 N 03-07-14/85038 указано:

«В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 268-ФЗ) пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.

В настоящее время в целях реализации Федерального закона N 268-ФЗ Минсельхозом России разрабатывается проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908».

Данным проектом Постановления предусмотрено распространение действия Постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 г.».

Однако, по мнению таможенных органов, разработанный в рамках реализации Закона N 268-ФЗ проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень находится в стадии согласования и до его вступления в силу подлежит применению ставка НДС в размере 20% (в том числе с 1 октября 2019 г.).

Учитывая природу НДС, при уплате таможенного НДС в размере 20% эта норма должна распространяться на всю цепочку поставок.

Согласно Письмам Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3841, от 28.12.2018 N 03-07-08/95838, от 14.12.2018 N 03-07-08/91142, если налогоплательщик ввозит товары по ставке 20%, а при их реализации внутри страны применяет ставку 10%, то суммы НДС, уплаченные таможенному органу, принимаются к вычету в полном объеме.

Так, в Письме Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3841 указано:

«Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию по ставке в размере 20 процентов, могут приниматься к вычету в полном объеме, несмотря на то что при реализации таких товаров применяется ставка в размере 10 процентов».

Правомерно ли с 1 октября 2019 г. применять пониженную ставку НДС в размере 10% в отношении: операций по реализации на территории РФ как импортных, так и российских фруктов, и ягод (включая виноград), но без включения кодов реализуемых товаров в Перечень ОКПД 2 на дату реализации; операций по ввозу на территорию РФ фруктов и ягод (включая виноград), но без включения кодов реализуемых товаров в Перечень ТН ВЭД на дату ввоза?

Правомерно ли российской организации применять вычет НДС, уплаченного налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ фруктов и ягод (включая виноград), в размере 20% при условии дальнейшей реализации указанных товаров на территории РФ по ставке 10% (учитывая изменения в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 октября 2019 г.)?

Правомерно ли применять вычет НДС в размере 20% при условии дальнейшей реализации фруктов и ягод (включая виноград) на территории РФ по ставке 10% (учитывая изменения в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 октября 2019 г.) в случае, если контрагент — российская организация-импортер — реализует указанные товары по ставке НДС 20%?

В связи с обращением по вопросу порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после принятия на учет товаров и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе.

При этом документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса является счет-фактура.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию, принимаются к вычету в случае использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых НДС.

По вопросу применения ставки НДС при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) сообщаем следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 268-ФЗ) подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.

На основании пункта 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 (далее — Перечни).

Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Одновременно сообщаем, что в целях реализации Федерального закона N 268-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 декабря 2019 г. N 1952 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908», которым предусмотрено распространение действия постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Нулевая ставка НДС и вычеты при экспорте товаров в 2020 — 2021 годах

Применение нулевой ставки НДС находится под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому налогоплательщики должны быть уверены, что исчислили этот налог правильно. Мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся ставки НДС 0% и вычетов при экспорте товаров.

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Налоговая политика в области инвестиционной деятельности

Налоговая политика в области инвестиционной деятельности

(Основные позиции налоговой системы РФ)

Законодательные и нормативные акты

Льготы по уплате налогов

Федеральные налоги

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации

Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ).

По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41

Ставка НДС 18% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ.

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ.

Предусмотрено предоставление льгот по уплате НДС в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями

( Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»)

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья

Глава 22 Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ;

Устанавливается для каждого вида подакцизного товара.

Различают несколько способов расчета суммы акциза:

— Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров (ст. 183 НК РФ)

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам (ст.194 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц

Глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации

Для резидентов РФ 13% из фонда заработной платы;

13% от дохода в виде дивидендов и процентов по облигациям;

35% от дохода по выигрышам;

для нерезидентов РФ 30% в отношении всех доходов, кроме дивидендов;

15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ

· Доходы, не облагаемые НДФЛ:

· Д-доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более 3 лет; (в ХМАО-Югре -5 лет)

· -доходы, полученные в порядке наследования;

· — доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом РФ;

· Налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, ранее уплаченного в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты при осуществлении расходов на обучение, лечение и т.д.)е

Налог на прибыль организации

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации;

Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 87-оз от 30.09.2011 «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (в ред. от 29.10.2015 Закона ХМАО — Югры N 110-оз)

2% зачисляется в федеральный бюджет;

18% зачисляется в бюджеты в субъектов РФ (может быть изменено субъектами РФ)

— но не ниже 13,5% для отдельных категорий налогоплательщиков, если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ;

— но не выше 13,5% для организаций:

— резидентов особой экономической зоны

Освобождены от уплаты:

-налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес;

-участники проекта «Инновационный центр «Сколково».

(Ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ; Ст. 284.2. и 284.1.)

Ставка налога на прибыль отдельных организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, применяется на 4 процентных пункта ниже общей ставки:

— организации вкладывающие в текущем отчетном (налоговом) периоде инвестиции в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки;

— организации, осуществляющие инновационную деятельность

— организации соответствии с инвестиционными программами и Законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

— организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с главой 3.1 НК РФ

(Закон ХМАО-Югры № 87-оз от 30.09.2011 «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Глава 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Сбор устанавливается в зависимости от вида объекта животного мира или водных биологических ресурсов

— Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены

Глава 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Пункт 1 статьи 333.12 НК РФ с учетом положений пунктов 2, 4 и 5:

При заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов 4,32 — 678 руб./1000куб.м.

При использовании акватории 14,04 — 49,8 тыс.руб./1 кв.м используемой акватории.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики 4,8 — 13,7 руб./1 тыс. кВт.ч.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины 1183,2 — 1705,2 руб./1000 куб.м на каждые 100км сплава

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 81 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта

— Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены

Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава 26 статья 336 Налогового кодекса Российской Федерации

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 496-рп «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа»

0 — 17,5% в зависимости от вида добытого полезного ископаемого

для участников инвестиционных проектов при исчислении НДПИ к установленным налоговым ставкам вводится применение понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.

Величина коэффициента может принимать значения от 0 до 1.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Льготы данным режимом налогообложения не предусмотрены.-

Можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих годах

Упрощенная система налогообложения

Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации,

Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 30 декабря 2008 г. N 166-оз «О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (с изм. от 27.09.2015 N 105-оз)

Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 20 февраля 2015 г. N 14-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения»

15 % «доходы, уменьшенные на величину расходов»

5 % — «доходы» по отдельным видам деятельности

5 % «доходы, уменьшенные на величину расходов» на территории ХМАО-Югры» для малых и микро предприятий

(Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 30 декабря 2008 г. N 166-оз «О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (с изм. от 27.09.2015 N 105-оз)

Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 20 февраля 2015 г. N 14-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения» в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 части второй НК РФ- 0 %

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Решение Думы города Ханты-Мансийска от 30 сентября 2005 года № 104

(в ред 26.12.2014 N 583-V РД)

15% величины вмененного дохода

2016г Установлены ставки понижающего коэффициента К1-1,798

Установлены ставки понижающего коэффициента К2 для отдельных видов предпринимательской деятельности, применяемого при системе налогообложения в ЕНВД

(Решение Думы города Ханты-Мансийска от 30 сентября 2005 года № 104

(в ред 26.12.2014 N 583-V РД)

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Глава 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации

Устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.

Региональные налоги

Патентная система налогообложения

Глава 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации,

Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.11.2012 № 122-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

ставка в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения

(Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.02.2015 № 14-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации,

Закон ХМАО от 14.11.2002 N 62-оз (ред. от 29.10.2015)
«О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

от 5 до 600 руб. за 1 л. с. в год, в зависимости от категории транспортных средств

на 100% освобождены от уплаты налога

-лица и объединения лиц, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов ХМАО- Югры (а/м150; др.200л.с.)

-в размере 50 процентов от суммы налога освобождены пенсионеры (а/м до 200л.с.)

Статья 4. Льготы по транспортному налогуст.4 Закона Ханты-Мансийского АО — Югры от 14 ноября 2002 г. N 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

Налог на имущество организации

Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации,

Закон Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Закон ХМАО — Югры от 29.11.2010 N 190-оз (ред. от 29.10.2015) «О налоге на имущество организаций»

Закон ХМАО — Югры от 21.12.2004 N 82-оз (ред. от 29.10.2015) «О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

2,2% стоимости имущества

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость — 2%

Налоговые льготы предусмотрены для:

— Организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций

— организации, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения углеводородного сырья, на территории автономного округа

-общественных организации, в том числе первичных профсоюзных организации, за исключением имущества, используемого в предпринимательской деятельности;

-организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении помещений, предоставляемых в аренду субъектам малого предпринимательства.

— организации, осуществляющих выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей.

(ст. 4, Закон ХМАО — Югры от 29.11.2010 N 190-оз (ред. от 29.10.2015) «О налоге на имущество организаций»)

Льготы по налогам, установленные законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, предоставляются в виде:

1) освобождения от уплаты налога или сбора либо его части;

2) снижения ставки по налогу;

3) иных видов в соответствии с федеральным законодательством.

Местные налоги

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации,

Решение Думы города Ханты-Мансийска «О земельном налоге» (в редакции от 30.10.2015 № 712-V РД)

0,1-1,5% от кадастровой стоимости земельных участков

— в размере 100% освобождаются физические лица в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и не используемых ими в предпринимательской деятельности:

1) ветераны Великой Отечественной войны;

2) лица, в составе семьи которых имеется ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

3) инвалиды I и II групп инвалидности, также неработающие инвалиды III группы;

4) инвалиды с детства;

5) реабилитированные лица и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий

— в размере 50% освобождаются от уплаты земельного налога неработающие пенсионеры

( п. 5 Налоговые льготы.

Решение Думы города Ханты-Мансийска от 28.10.2005 N 116 (ред. от 30.10.2015) «О земельном налоге»

Налог на имущество физических лиц

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ

Решение Думы г. Ханты-Мансийска от 31 октября 2014 г. N 551-V РД

До 0,1% включительно при стоимости имущества до 300 тыс.руб.

От 0,1% до 0,3% включительно при стоимости имущества от 300 до 500 тыс.руб.

От 0,3% до 2% включительно при стоимости имущества свыше 500 тыс.руб.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

(Налоговые льготы установлены:

— решением Думы г. Ханты-Мансийска от 31 октября 2014 г. N 551-V РД )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector