Внедрение профессиональных стандартов в организации

Внедрение профессиональных стандартов в организации

(812) 388-34-33—> Работаем по всей России 8-911-223-33-04 8-906-262-29-52
info@gociss.ru

Внедрение и применение профессиональных стандартов

Закажите услугу ВНЕДРЕНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ «ПОД КЛЮЧ» у профессионалов

Оказание высокопрофессиональных услуг по внедрению и применению профессиональных стандартов в организациях любого типа, масштаба и отрасли

С 2016 года в России применяются профессиональные стандарты (Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ) и сегодня руководителей организаций и кадровых работников всё больше интересую вопросы:

Как внедрить систему профессиональных стандартов? Когда нужно перейти на профессиональные стандарты? Каковы мероприятия по применению профстандартов? Как сформировать пошаговый алгоритм внедрения профстандартов? Как создать план внедрения профессиональных стандартов? и другие вопросы, связанные с внедрение профстандартов.

Внедрение и применение профессиональных стандартов в организации — это сложный многоуровневый процесс, который требует специальных знаний, умений и навыков, именно поэтому руководители организаций стремятся найти и привлечь к этой работе специалистов, которые смогут на договорных условиях профессионально выполнить работы по внедрению профстандартов и избежать штрафных санкций Государственной инспекции труда (РОСТРУД).

Учреждение «Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации» оказывает высокопрофессиональные услуги внедрению и применению профессиональных стандартов в организациях любого типа, масштаба и отрасли.

В состав работ по внедрению и применению профессиональных стандартов включается:

1.Проведение анализа штатного расписания организации.

2.Составление описания профессионально-квалификационной структуры организации.

3.Выделение перечня должностей, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;

4.Выделение перечня должностей, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.

5.Проведение сравнительного анализа названия должностей и квалификационных требований к ним в организации с наименованием должностей и требований к ним, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ

6.Приведение в соответствие названий должностей и требований к ним организации, с указанными в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ

7.Проведение сравнительного анализа должностей в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.

8.Приведение в соответствие требований к должностям в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ с требованиями профессиональных стандартов.

9.Проведение анализа должностных инструкций, трудовых договоров, составление сравнительной матрицы выполняемых функциональных обязанностей по видам профессиональной деятельности.

10.Определение однородных и специфичных функциональных обязанностей, проведение анализа их соответствия требованиям профессиональных стандартов.

11.Проведение сравнительного анализа требований к образованию и обучению в профессиональных стандартах и уровнем образования и обучения работников организации.

12.Проведение оптимизации профессионально-квалификационной структуры организации (при необходимости).

13.Определение функциональных обязанностей работника с учетом требований технологического процесса в рамках рабочего места и в соответствии с квалификационными требованиями ПС.

14.Планирование и составление графика обучения и развития персонала с учетом идентификации компетенций на соответствие требованиям ПС по квалификационным уровням.

15.Проведения обучающих мероприятий, оценка их эффективности.

16.Направление работников на оценку квалификаций в независимый Центр оценки квалификаций. Оценка соответствия квалификации сотрудников требованиям профстандарта

17. Формирование квалификационных требований, применяемых при найме.

18. Внесение изменение в штатное расписание и другую нормативную документацию организации, разработка типовых должностных инструкции на основе требований профессиональных стандартов.

19. Составление отчета.

Результат внедрения профстандартов для работодателя

Предотвращение штрафных санкций со стороны Государственной инспекции труда; Получение пакета документов “под ключ”; Получение достоверной информации о законодательной базе, регламентирующей внедрение и применение профессиональных стандартов, в т.ч. для особых категорий работников; Соответствие уровня образования работников требованиям профессиональных стандартов; Соответствие наименований должностей работников требованиям профессиональных стандартов; Диагностика необходимых компетенций работников по результатам независимой оценки квалификации в Центре оценки квалификации и внутренней аттестации, согласно актуализированным правилам; Наличие локальной документации организации (приказы, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые договоры, положения, порядки, инструкции, иные локальные акты) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; Повышение производительности труда и оптимизация кадрового потенциала организации; Отчет для учредителя и контрольно-надзорных органов, отражающий выполнение норм действующего законодательства в части внедрения и применения профессиональных стандартов в организации; Экономический эффект от роста производительности труда каждого работника, прошедшего независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам.

Стоимость оказания услуг по внедрению профстандартов

Стоимость оказания услуг по внедрению профессиональных стандартов рассчитывается для каждой организации индивидуально и, как правило, зависит от количества внедряемых в организации профстандартов, численности персонала и вида экономической деятельности организации.

Под ключ от 50 000 руб.

Выявление всех утвержденных и обязательных профессиональных стандартов для внедрения согласно штатному расписанию организации;

Анализ соответствия наименования должностей (профессий) профессиональным стандартам;

Анализ должностных инструкций в зоне трудовых функций и трудовых действий на соответствие профессиональным стандартам;

Анализ квалификации работников на соответствие требованиям профессиональным стандартам.

Вся необходимая заполненная документация (приказы, протоколы, положение, план-график) согласно предоставленным данным организации;

Проект плана обучения сотрудников, не соответствующих требованиям профессиональных стандартов;

Рекомендации по внесению изменений в трудовые договора (контракты), должностные инструкции;

Заключение по результатам оказанных услуг.

Документационный вариант от 15 000 руб.

Предоставление всех утвержденных профессиональных стандартов для вашей организации с готовой документацией и примерами заполненных форм.

Индивидуальный вариант от 10 000 руб. за внедрение 1 профессионального стандарта.

Стоимость оказания услуг по внедрению профессиональных стандартов рассчитывается для каждой организации индивидуально и, как правило, зависит от количества внедряемых в организации профессиональных стандартов, количества должностей и сотрудников по штатному расписанию.

Для определения стоимости оказания услуг Вы можете связаться с нашими специалистами по телефону или оставить заявку.

Телефон/факс: (812) 388-34-33 / (812) 387-03-62

Е-mail: info@gociss.ru

Курсы и семинары по внедрению профстандартов

Одним из вариантов профессионального внедрения профстандартов для руководителей организаций – является обучение внедрению и применению собственных сотрудников. На семинарах и курсах проводимых нашей организацией, сотрудники смогут получить полную аналитическую и методическую базу по внедрению профессиональных стандартов, с учетом всех изменений на текущий момент времени.

Обучения позволит:

Анализировать требования законодательства Отслеживать и оценивать изменения в трудовом законодательстве Читать профстандарты и разбираться в их структуре Организовать процедуру внедрения профстандартов в организации Разобраться в процедуре оценки квалификации

Кому целесообразно пройти обучение?

Руководителям и специалистам отдела кадров; Специалистам, занимающимся внедрением профстандартов; Работникам, внедряющим профессиональные стандарты в организации; Специалистам по кадровому делопроизводству.

Курсы и семинары по внедрению профстандартов

Телефон/факс: (812) 388-34-33 / (812) 387-03-62

Е-mail: info@gociss.ru

Полезная информация

Когда профессиональные стандарты обязательны?

Требования к квалификации, необходимой работнику, заданы Трудовым кодексом, федеральными законами,иными нормативными правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.)

С выполнением работ по должности связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (Третий абзац Второй части 57 ст. ТК РФ)

Устанавливается система оплаты труда работников в государственных и муниципальных учреждениях (ч. 5 ст. 144 ТК РФ)

Требования профстандарта закреплены в локальных нормативных актах организации (ст. 8 ТК РФ)

Организация попадает под действие Постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об утверждении особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения организациями государственного сектора РФ»

План график по внедрению профстандартов:

План внедрения профессиональных стандартов – обязательное требование для государственных учреждений. Коммерческие организации должны составить его применительно к должностям, связанным с ограничениями по допуску или получением льгот.

Подготовка плана внедрения профессиональных стандартов включает:

Создание рабочей группы по внедрению профстандартов и определение ответственных

Определение наличия в штатном расписании должностей, подпадающих под имеющиеся профстандарты

Проверка соответствие уровня квалификации сотрудников требованиям профессионального стандарта

Планирование обучения работников (при необходимости)

Определение потребностей в изменениях в должностных инструкций и трудовых договоров

Сравнение наименований должностей в организации с наименованиями должностей указанными в соответствующих профстандартах.

Установление сроков реализации пунктов плана внедрения профессиональных стандартов

Если в перечне утвержденных профстандарты нет профессий вашей организации, никаких действий предпринимать не нужно до появления подходящих утвержденных профстандартов. Руководствоваться в этом случае нужно действующими ЕКТС или отраслевыми справочниками.

Центры оценки квалификаций

Центр оценки квалификаций в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Официальный сайт ЦОК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Официальная страница ЦОК офисных специалистов

Профессиональный стандарт организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональный стандарт организации: сущность и целесообразность внедрения

Профессиональный стандарт – это требования, которые предъявляются к квалификации сотрудников организации, необходимой для осуществления ими своей профессиональной деятельности.

Если рассматривать понятие профессионального стандарта организации с законодательной точки зрения, то это детализированная система, которая определяет набор минимальных требований к квалификации работников конкретных должностей. В то же время наименование должности и профстандарта могут отличаться, поскольку стандарты разрабатываются не под конкретную профессию, а под определенный вид деятельности.

Квалификация сотрудника – это уровень умений, знаний, опыта и навыков работника, которые необходимы для осуществления качественной профессиональной деятельности.

На территории российской Федерации с 1 июля 2016 года действует система профессиональных стандартов организации. После ознакомления с законодательной базой по данной тематике многие работодатели, для которых положения профстандарта носят обязательный характер, задаются вопросом «Зачем необходимо внедрять стандарты организации и как это происходит?»

Если искать ответ на этот вопрос на уровне нормативных актов, то ни Постановления, ни Закона РФ с разъяснением порядка внедрения на сегодняшний день не существует. Это означает, что каждый работодатель должен разработать собственную систему по внедрению профессионального стандарта организации с учетом требований действующего законодательства. При этом можно использовать положения стандарта, что утвержден приказом Министерства труда Российской Федерации и зарегистрирован Министерстве юстиции. Теми проектами приказов, которые есть в свободном доступе в сети Интернет, пользоваться нельзя, поскольку они не имеют юридической силы. В такой ситуации можно использовать положения единых квалификационных справочников.

Готовые работы на аналогичную тему

На законодательном уровне внебюджетные фонды и другие организации, у которых контрольный пакет акций находится в руках государства, по вопросам внедрения профстандартов в свою деятельность выделены в отдельную группу. Все полномочия по обязательному внедрению стандартов организации передаются Правительству Российской Федерации, при этом обязательно учитывается мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

26 июня 2016 года принято постановление Правительства РФ № 584, в котором установлены особенности применения профессиональных стандартов организации в части тех требований, которые обязательны для применения государственными предприятиями и внебюджетными фондами. Для них установлен переходной период до 2020 года, в течение которого организации обязаны внедрить профессиональные стандарты на основании утвержденного ранее плана.

Мероприятия по внедрению профессиональных стандартов организации

Комплекс мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации включает следующее:

  1. Издание приказа о формировании комиссии по разработке и внедрению профессиональных стандартов в деятельность организации.
  2. Проведение нескольких заседаний с целью разработки плана внедрения.
  3. Определение трудовых обязанностей работников, а также их внедрение в соответствии с профессиональными стандартами организации.
  4. Переименование должностей компании в соответствии с названием профстандартов.
  5. Внесение дополнений и корректировок в должностные инструкции сотрудников предприятия.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Осуществление мероприятий по переподготовке и подготовке персонала.
  8. Проведение аттестации работников организации.
  9. Проведение организационно-штатных мероприятий, которые связаны с внедрением профессиональных стандартов организации.

Пошаговый алгоритм внедрения профессиональных стандартов организации

Внедрение профессиональных стандартов состоит из таких этапов:

  1. Руководитель организации издает приказ, в котором назначается комиссия из числа сотрудников, что будет ответственна за разработку и внедрение профессиональных стандартов. Помимо указания членов комиссии, в приказе прописываются полномочия каждого из них и указываются сроки выполнения работ. В состав рабочей группы рекомендовано включить сотрудников отдела кадров, юристов, экономистов, а также работников, которые ответственные за охрану труда на производстве (то есть те лица, которые в ходе своей профессиональной деятельности так или иначе будут использовать профессиональные стандарты).
  2. Проведение первого заседания, на котором должны быть определен фронт работ и составлен пошаговый план по внедрению профстандартов организации. Форма плана на законодательном уровне не утверждается, поэтому туда могут быть включены любые положения, которые комиссия считает нужными. В данном документе отображены промежуточные задачи по внедрению профстандартов, определяются конкретные сроки их реализации и назначаются ответственные лица. Все члены комиссии знакомятся с планом под подпись. План после составления утверждается руководителем компании.
  3. Для того чтобы сопоставить текст профессионального стандарта и трудовых функций, что указаны в нем, с должностными инструкциями, необходимо сравнить штатное расписание и разделы соответствующих стандартов. Название должности в стандарте не всегда совпадает с названием в штатном расписании. Например, в штатном расписании большинства компаний имеется должность кадровика, а в профессиональном стандарте организации указано, что данным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для того чтобы привести в соответствие текст профстандартов и наименование должностей (если их работа связана с наложением ограничений или с предоставлением льгот), то руководитель исключает старую должность из расписания и вводит новую. В таком случае с сотрудником заключается трудовое соглашение к контракту об изменениях в наименовании должности. Если работник по каким-либо причинам отказывается подписывать документ и хочет сохранить прежнее название, работодатель имеет право провести организационно-штатные мероприятия для того, чтобы сократить сотрудника в связи с тем, что занимаемая им должность сокращена из штатного расписания.
  5. Допустимо внесение в должностную инструкцию некоторых изменений в связи с изменениями его трудовых функций, может быть реализовано только с согласия служащего на это. Менять обязанности работника в одностороннем порядке запрещено на законодательном уровне.
  6. Менять систему оплаты труда необходимо для того, чтобы установить единое правило, по которому сотрудники, что выполняют одинаковые функции, должна получать одинаковую заработную плату. Если работодатель хочет внести изменения в должностную инструкцию работника или повысить уровень его квалификационных требований, то по мере изменения сложности труда соответственно должна меняться оплата труда.
  7. Если в профессиональном стандарте по конкретному виду деятельности установлена квалификация сотрудника выше той, что есть у него, то работодатель имеет право направить его на курсы повышения квалификации или поднять вопрос о дополнительном образовании. Вопрос о том, за чей счет будет осуществляться обучение, решается в рамках проведения переговоров между сторонами трудового договора или на основании локальных актов организации. Если речь идет об оплате обучения работодателем, то с сотрудником может быть заключен ученический договор. В соответствии с ним работник обязан некоторое время отработать в компании после получения дополнительного образования. В противном случае с него может взиматься полная стоимость обучения.
  8. При внедрении профессиональных стандартов организации не обязательно проводить аттестацию сотрудников. Ее нужно проводить, чтобы работодатель знал уровень квалификации персонала и понимал, соответствуют ли их знания занимаемой должности. Сотрудника, который не прошел аттестацию, могут сократить или перевести на другую должность.
  9. Если возникает необходимость, то можно провести иные штатные совещания. Например, если сотрудник занимает определенную должность и его обязанности, в соответствии с профессиональным стандартом, охватывают несколько групп должностей, то работодатель обязан расширить зону обслуживания или увеличить объем работы. Если в рабочее время сотрудник вместе с основными обязанностями выполняет дополнительные функции другого стандарта, то они оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профессиональных стандартов

Поскольку требования к содержанию и форме плана внедрения стандарта официально не установлены, то можно использовать примерный перечень задач:

  1. Уточнение списка профессиональных стандартов, которые необходимо внедрить в конкретной организации. Сделать это можно путем соотнесения трудовых функций, что указаны в стандарте, с видами той деятельности, которую осуществляет предприятие. Список обязательно согласовывается с руководителем организации.
  2. Проводится сверка должностей, что указаны в штатном расписании, с названиями утвержденных профстандартов организации. Результаты проведенных действий обязательно отражаются в протоколе, в котором содержится решение о переименовании должностей.
  3. Проведение проверки локальных актов организации и трудовых соглашений работников.
  4. Внесение корректировок в трудовые договора и локальную документацию, а также их последующая передача руководителю организации на утверждение.
  5. Подготовка вопросов для аттестации в соответствии с положениями профессионального стандарта для каждого конкретного вида деятельности.
  6. Проверка соответствия работы сотрудников требованиям профстандартов организации.
  7. Формирование отчета о выполнении плана и передача его руководителю предприятия.

Это только примерный план внедрения профессиональных стандартов предприятия. По усмотрению членов комиссии и руководителя он может дополняться другими пунктами.

Внедрение профессиональных стандартов в организации

  • Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
  • Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
  • Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
  • Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
  • Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
  • Шаг 3: составление плана-графика
  • Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
  • Итоги

Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?

Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы

Внедрение профстандартов в организациях, относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2020 (п. 2 постановления № 584).

Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы

В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).

Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:

  • работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
  • в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).

Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.

Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.

Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов

Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.

Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:

1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:

  • установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
  • содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.

2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.

3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.

4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.

Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:

1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.

То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.

2. При приеме новых сотрудников на работу:

  • установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
  • при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
  • при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.

Изучим далее, в рамках какого алгоритма могут быть реализованы перечисленные мероприятия по внедрению профстандартов.

Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма

Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.

Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах

После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.

Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).

В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:

  • вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
  • работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
  • если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
  • если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).

Шаг 3: составление плана-графика

Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.

Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:

  • определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
  • определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1–3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).

Рассматриваемый приказ может дополняться:

  • тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
  • положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.

После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).

Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение

Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.

Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.

По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).

Итоги

Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.

Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:

Информационно-аналитический журнал

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих.

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

В июле 2016 года вступает в силу ФЗ №122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий порядок применения профессиональных стандартов (ПС) и обязывающий вузы внести соответствующие изменения во ФГОС до июля 2017 года. О наиболее актуальных вопросах внедрения ПС читателям журнала «АО» рассказывает экс­перт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, председатель экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон».

Стандартные процедуры

Внедрение профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. В настоящее время существует 812 новых профстандартов, которыми охвачены порядка 55 процентов работающих. Поставлена задача за два-три года обеспечить профстандартами всю сферу занятости, включая постоянное обновление уже принятых ПС. Принимая во внимание, что профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают сущность необходимых для выполнения работником трудовых функций, знаний и умений, в их внедрении принимают участие государство и работодатели.

Государство информирует граждан о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и их учете в системе подготовки кадров. Так, Минтруд РФ ведет реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) на специализированном информационном портале, там же размещается информация о ПС, разрабатываемых или планируемых к разработке.

Постановлением от 12 апреля 2016 года Правительство РФ утвердило изменения в Правила разработки, утверждения ФГОС и внесения в них коррективов, а также сроки предоставления Минтрудом РФ информации в Минобрнауки РФ об утверждении профстандартов и изменениях, внесенных в них (в течение 10 календарных дней). В свою очередь, ведомству дается 20 календарных дней для передачи этой информации разработчикам, которые должны за месячный срок определить необходимость доработки или разработки новых ФГОС в части профессиональных компетенций, вытекающих из требований новых (измененных) профстандартов и информировать об этом Минобрнауки РФ.

В течение месяца министерство рассматривает сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает создание и рассмотрение проектов ФГОС после принятия соответствующих профстандартов на протяжении года. Указанные проекты Минобрнауки РФ направляет в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия ПС.

Что касается работодателей, то они несут ответственность и имеют полномочия по принятию кадровых решений на базе профессиональных стандартов, которые задают планку современным требованиям и принципам для выстраивания кадровой политики.

Рисунок. Схема применения профессиональных стандартов в системе высшего и дополнительного профессионального образования

В центре внимания

Одним из самых часто задаваемых является вопрос о том, в каких случаях применение профессиональных стандартов считается обязательным. Ответ на него можно найти в Трудовом кодексе (ТК) РФ, который устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профстандартах, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним должны соответствовать требованиям квалификационных справочников и профессиональных стандартов, если выполнение работ по этим должностям, профессиям и специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ, требования к квалификации работника, содержащиеся в профстандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Следует отметить, что обязательность применения требований ПС не зависит от форм собственности организации и статуса работодателя, который имеет полномочия и несет ответственность по принятию кадровых решений, в том числе с внедрением профессиональных стандартов. При определении содержания трудового договора работодатель может принять профстандарт в целом как рекомендованный методический документ с обязательным соблюдением требований, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными нормативными правовыми актами.

Кроме того, работодатель может применять профстандарты для выявления потребности в работниках с конкретным уровнем квалификации, рационального разделения и организации труда, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий. Особую значимость для работодателя профстандарты имеют при организации подготовки работников в рамках профессионального и дополнительного профессионального образования и обучения, а также для установления системы оплаты труда.

Необходимо обратить пристальное внимание на тот факт, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессиональных стандартов. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какого-либо вида работ, является изменение организационных и технологических условий труда. Однако в этом случае, согласно статье 74 ТК РФ, изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться только на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторон условий трудового договора.

Еще один актуальный вопрос – соответствие работников требованиям к образованию и статусу, содержащимся в профстандарте. Данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением определенной работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо соответствующие требования уже установлены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Необходимо подчеркнуть, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатели также вправе проводить аттестацию работников. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации профстандарта», но качественно и в полном объеме выполняющие возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на соответствующие должности наряду с лицами, которые соответствуют квалификационным требованиям. В целом же необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для собственных нужд определяет работодатель на условиях и в порядке, которые устанавливаются коллективным и трудовым договорами, а также коллективным соглашением.

Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

Порядок внедрения профессиональных стандартов

В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов.

Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

План внедрения профессиональных стандартов

Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, риведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

Пример

В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

  • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
  • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

Он может включать в себя:

  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Документ утверждает руководитель организации.

Внедрение профессиональных стандартов: последствия

Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector