Как снизить риски блокировки расчетного счета и попадания в черный список Центробанка

Актуальной для бизнесменов является проблема массовой блокировки банковских счетов. Счета блокируются банками на основании наличия разработанных ЦБ РФ 120 признаков сомнительных операций. При блокировке счета клиент обязан доказать свою непричастность к легализации теневых доходов. В противном случае банк вправе отказать в дальнейшем обслуживании и расторгнуть договор РКО. Регулируются данные меры законом № 115-ФЗ, за нарушение которого организациям и должностным лицам грозит штраф либо уголовная ответственность.

Материал написан на основании методических пояснений нескольких крупнейших банков России касательно предупреждения блокировки счетов клиентов:

  1. Сбербанк: «Как избежать блокировки счета?».
  2. Модульбанк: «Чтобы банк не заблокировал счет. Контроль уровня риска блокировки, практические рекомендации, как этого избежать».
  3. Альфа-банк: «Как минимизировать риски бизнеса?». Автор: Руководитель по управлению комплаенс рисками Альфа-Банк Наталья Петропавловская.

Целью материала является информирование добросовестных клиентов банков о возможностях минимизации риска включения в «черный список» ЦБ РФ.

Для чего введена практика блокировки счетов

В течение последних двух лет ужесточился контроль за движением денег по банковским счетам клиентов со стороны Центрального Банка РФ. Причем это коснулось как юридических лиц и предпринимателей, так и обычных рядовых граждан.

Предпосылки для сложившейся ситуации возникли еще в 2003 г., когда РФ вступила в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Эта международная организация занимается разработкой и внедрением мер по борьбе с незаконным оборотом денег и финансированием терроризма. Для того чтобы Россию приняли в члены FATF, заблаговременно был принят закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он расширил и детализировал федеральный закон 395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» в части повышения прозрачности операций, проводимых через банковскую систему РФ.

После многочисленных доработок и поправок закон № 115-ФЗ, в его нынешней редакции, и является тем основным документом, на основании которого банки блокируют счета клиентов.

Объясняют это борьбой с легализацией («отмыванием») денег. И хотя цель, безусловно, благая, на практике добросовестные клиенты получают блокировку счетов по незначительным поводам и сталкиваются с неприятными последствиями в виде невозможности пользования своими деньгами, просрочки оплат своим контрагентам и т.д.

Рис. 2. Закон 115-ФЗ призван противодействовать «отмыванию» денег
Рис. 2. Закон 115-ФЗ призван противодействовать «отмыванию» денег

При этом снизить риски блокировки счета в банке вполне реально. Достаточно изучить требования, которые предъявляют надзорные органы к операциям по счету, и стараться их соблюдать.

Определение: легализация – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем (ст. 3 115-ФЗ).

В июле 2017 г. ЦБ РФ в дополнение к закону № 115-ФЗ выпустил методические рекомендации, 18-МР от 21.07.2017 «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», в которых даны четкие пояснения, как же именно классифицировать банковские операции на предмет законности, и что считать сомнительными операциями.

Скачать Приложение к Положению № 375-П от 02.03.2012

Банкам вменено в обязанность следить за финансово-хозяйственной деятельностью, источниками поступления денег и деловой репутацией своих клиентов. А те, в свою очередь, обязаны предоставлять требуемые сведения, если хотят сохранить возможность пользования собственным счетом и не угодить в «черный список» ЦБ.

Помимо вышеуказанных, деятельность банков в сфере противодействия легализации доходов регулируется следующими основными документами:

  1. Письмо банка России 161-Т от 26 декабря 2005 г. «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».
  2. Письмо банка России № 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
  3. Положение Банка России № 499-П от 15 октября 2015 г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  4. Положение Банка России № 550-П от 20 июля 2016 г. «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».
  5. Федеральный закон 215-ФЗ от 23.06.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 2014 года Банк России обязал все банки организовать службу внутреннего контроля, которая занимается управлением комплаенс-рисками, т.е. следит за соответствием деятельности банка требованиям законодательства. И, в частности, следит за соблюдением банком требований 115-ФЗ.

Определение: комплаенс-риски ‒ это риски применения санкций, причинения убытка или потери деловой репутации банком в связи с несоблюдением им законов, инструкций и установленных правил к ведению деятельности.

Кому грозит включение в «черный список» Центробанка

Под подозрением надзорных органов находятся те операции по счету, которые не имеют выраженного экономического смысла или целей и выбиваются из череды действий, характерных для организации или физ. лица. Такие манипуляции по счету Центробанк и считает сомнительными, предполагая, что таким путем может финансироваться криминальный мир, терроризм, поддерживаться коррупция и прочие противозаконные цели. В специально разработанном Положении № 375-П от 02.03.2012 «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Письме 172-Т от 04.09.2013 «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» Центробанк сформулировал признаки необычных операций и сделок (всего их более 120). Большая часть их связана с транзитными операциями и вопросами уплаты налогов:

  • несоответствие сделки целям деятельности компании, установленным ее учредительными документами;
  • зачисление в течение короткого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента ‒ юридического лица, операции по которому не производились в течение более 3 последних месяцев, с последующим снятием клиентом наличных денежных средств или их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней;
  • перевод денежных средств на анонимный счет (вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного счета (вклада) из-за границы на сумму менее 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте;
  • систематические переводы денежных средств со счета клиента ‒ юридического лица, на его счет в другой кредитной организации без видимого основания;
  • поступление денежных средств на счет клиента ‒ юридического лица ‒ резидента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках России, с последующим их списанием (транзитные операции);
  • возврат клиентом-резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту в случаях, когда такая операция носит разовый характер;
  • регулярные зачисления крупных сумм от третьих лиц (кроме кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета;
  • регулярные переводы денежных средств клиентом в связи с зачетом взаимных требований, при условии отсутствия поступлений денежных средств в его пользу;
  • превышение за последний квартал объема сомнительных безналичных операций величиной 5 млрд руб.;
  • превышение за последний квартал объема сомнительных наличных операций величиной 5 млрд руб.

С полным перечнем сомнительных операций можно ознакомиться в Приложении к Положению № 375-П от 02.03.2012 и Приложении к письму Банка России № 172-Т от 04.09.2013.

Скачать Приложение к Положению № 375-П от 02.03.2012

Скачать Приложение к Письму № 172-Т от 04.09.2013

Выявив признак сомнительной сделки, кредитная организация может «заморозить» движения по счету. Сведения о неблагонадежных организациях и физ. лицах передаются в Росфинмониторинг, который занимается консолидацией данных и передает их в ЦБ РФ.

Определение: Росфинмониторинг – служба по финансовому мониторингу, созданная на федеральном уровне, цель которой – противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Основными целями Росфинмониторинга, запланированными на период 2017-2020 гг., являются:

  • защита интересов РФ в сфере противодействия отмыванию доходов на международной арене;
  • соблюдение международных стандартов в сфере борьбы с легализацией доходов;
  • снижение риска финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
  • уменьшение рисков использования банковской сферы в проведении сомнительных операций;
  • декриминализация отраслей реального сектора экономики, т.е. отраслей, производящих товары и услуги;
  • обеспечение сохранности средств бюджетной сферы.
Рис. 3. Основные цели Росфинмониторинга
Рис. 3. Основные цели Росфинмониторинга

Центробанк на ежедневной основе рассылает актуализированные списки во все российские банки второго уровня, страховые и микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды (это и есть так называемый «черный список»). Порядок передачи сведений, включенных в список, регулируется Положением Центрального банка 550-П от 20.07.2016.

В «черный список» попадают сведения об организациях, ИП и физических лицах:

  • которым отказано в совершении операции, вызвавшей подозрение в легализации доходов, полученных преступным путем;
  • которым отказано в заключении договора РКО или банковского вклада, на основании подозрения, что банковское обслуживание по договору будет способствовать «отмыванию» незаконно полученных средств или финансированию терроризма;
  • с которыми расторгнут договор банковского вклада или договор РКО, на основании того, что в течение года дважды возникали случаи отказа в обслуживании по причине подозрений в легализации доходов.
Рис. 4. Порядок передачи информации о сомнительных сделках
Рис. 4. Порядок передачи информации о сомнительных сделках

Наличие данных клиента в «черном списке» не обязывает банки непременно отказать ему в обслуживании, однако риск утраты лицензии вынуждает отнестись к такому клиенту настороженно. И часто такой клиент при обращении получает в других банках отказ, даже если обращается с просьбой открытия счета на другое (к примеру, вновь создаваемое) юридическое лицо. Объясняется это тем, что включение в «черный список» распространяется не только на конкретное юридическое лицо, но и на его учредителей.

Внимание: ст. 4 закона № 115-ФЗ содержит прямой запрет на предварительное информирование клиента о включении его в «черный список». Т.е. клиент узнает о заморозке счета только постфактум.

Что может привлечь внимание надзорных органов

Основанием для отказа в обслуживании действующего счета чаще всего становится совокупность нескольких «подозрительных» признаков:

  • незначительная сумма налоговых платежей, уплачиваемая со счета (при этом не принимается в расчет, налоги могут уплачиваться со счетов в разных банках, или на счет поступают суммы, не облагаемые налогом(например, авансы);
  • отсутствие платежей по «офисным» расходам, т.е. расходам, связанным с осуществлением текущей деятельности организации (аренда, коммунальные платежи, закуп хозтоваров);
  • снятие наличных со счета вскоре после поступления оплаты от контрагентов;
  • снятие наличных близко по сумме или превышает 600 тыс. руб.;
  • обналичивание производится в начале или конце операционного дня;
  • зарплатные платежи в пересчете на численность сотрудников составляют менее 1 МРОТ на человека;
  • по счету не проходят уплата НДФЛ и страховых взносов;
  • контрагент организации уже включен в «черный список» ЦБ РФ;
  • частые платежи за рубеж или получение валютных платежей из других стран;
  • небрежно заполненное или вовсе не заполненное назначение платежа, из которого не ясна экономическая сущность операции.

Отдельно следует упомянуть об операциях на крупную сумму, превышающую при единовременном переводе 600 000 руб. За такими сделками наблюдает не только банк и Росфинмониторинг, но и Налоговая инспекция. Закон № 115-ФЗ обязывает кредитные организации уведомлять налоговиков о подобных операциях.

Уведомление ИФНС не означает немедленной заморозки счета, однако в этом случае решающим фактором будет наличие четкого и прозрачного «следа» переводимых сумм. Проверяющим должен быть ясен источник происхождения средств и основание для перевода. Перевод или снятие значительной суммы неясного происхождения привлечет внимание к самой организации и контрагенту. Желательно заблаговременно уведомить банк о проведении в ближайшее время крупной сделки.

Наличие единоразовой «сомнительной» операции по счету – не повод для блокировки. Однако систематическое выявление вышеуказанных операций, тем более их совокупности – одна из основных причин заморозки счетов юридических лиц и ИП. Банки в подобных случаях предпочитают «перестраховаться», потому как нарушение требований закона 115-ФЗ, возложенных на кредитные учреждения, грозят серьезными неприятностями.

Чем грозит организациям нарушение закона 115-ФЗ

Нарушение закона № 115-ФЗ влечет ответственность в соответствии с УК и КоАП РФ (уголовную и административную).  Причем соблюдение требований закона касается не только кредитных учреждений, которым грозит потеря лицензии. Соблюдать меры по противодействию отмывания денег обязаны все организации и ИП.

За истекшие 7 лет, с 2012 по 2018 гг., у российских банков было отозвано 489 лицензий, в т.ч. 165 случаев отзыва было связано с различными нарушениями закона № 115-ФЗ. Наибольшее число нарушений было выявлено в 2014-2016 гг., когда ежегодно по причине несоблюдения требований указанного закона отзывалось более 30 банковских лицензий.

Рис. 5. Пик отзыва лицензий пришелся на 2014-2016 гг.
Рис. 5. Пик отзыва лицензий пришелся на 2014-2016 гг.

Уголовная ответственность юридических лиц и ИП предусматривается ст. 174 УК РФ.

Таблица 1. Уголовная ответственность за нарушение закона № 115-ФЗ

Суть нарушения Основание Взыскание (штраф)
1 Неисполнение обязанностей по контролю за операциями (для банков) Ст. 13 115-ФЗ Лишение лицензии
2 Участие (помощь) в отмывании средств, заведомо полученных преступным путем Ст. 174 УК РФ До 125 000 руб.
3 Участие (помощь) в отмывании средств (в крупном размере), заведомо полученных преступным путем Ст. 174 УК РФ 100-300 000 руб.  либо лишение свободы на срок  до 4 лет с выплатой штрафа до 100 000 руб.
4 Сделки по легализации средств, приобретенных самим лицом в результате преступления Ст. 174.1 УК РФ 100 -300 000 руб.  либо лишение свободы на срок  до 3 лет с выплатой штрафа до 100 000 руб.
5 Сделки по легализации средств, приобретенных в результате преступления, совершенные группой лиц или с использованием служебного положения Ст. 174.1 УК РФ Лишение свободы на срок  до 5 лет с выплатой штрафа до 500 000 руб.

 Источник: УК РФ

Помимо уголовной, к нарушителям применяются также меры административной ответственности.

Таблица 2. Административная ответственность за нарушение закона № 115-ФЗ

Суть нарушения Основание Взыскание (штраф)
для должностных лиц для организаций
1 Неисполнение обязанностей по контролю за операциями, если сведения все же были поданы в Росфинмониторинг или были поданы не в срок. Ч. 1 ст.  15.27. КоАП РФ 10-30 000 руб. 50-100 000 руб.
2 Непредоставление в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях или предоставление недостоверных сведений. Ч. 2 ст. 15.27. КоАП РФ 30-50 000 руб. 200-400 000 руб. или приостановление деятельности до 60 суток.
3 Не проведение блокировки счета клиента (для банков). Ч. 2.1. ст. 15.27. КоАП РФ 30-40 000 руб. 300-500 000 руб. или приостановление деятельности до 60 суток.
4 Неисполнение предписаний Росфинмониторинга или препятствие проведению проверок. Ч. 3 ст. 15.27. КоАП РФ 30-50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. 700 000-1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
5 Неисполнение банком законодательства, повлекшее легализацию преступных доходов клиента. Ч . 4 ст. 15.27. КоАП РФ 30-50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. 500 000-1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Источник: КоАП РФ

Примечание: За нарушения ст. 15.27 КоАП индивидуальные предприниматели несут ответственность как как юридические лица.

Согласно ст. 23.62 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ находятся в ведении Росфинмониторинга.

Кроме вышеуказанной ответственности, нарушители столкнутся со сложностями в ведении деятельности. Письмо банка России № 60-Т от 27 апреля 2007 г. «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» прямо регламентирует право банков блокировать карты и интернет-банкинг клиентов при выявлении сомнительных операций.

Таблица 3. Права банка в отношении подозрительных клиентов

Действие Основание
1 Блокировка интернет-банка и карт Письмо ЦБ РФ № 60-Т
2 Отказ в совершении операции п. 11. ст. 7 115-ФЗ
3 Расторжение договора РКО в случае двух отказов п. 5.2. ст. 7 115-ФЗ

Так как сведения по подозрительным сделкам и контрагентам обновляются ежедневно, то нарушение требований закона в одном банке повлечет за собой сложности в обслуживании и во всех остальных кредитных учреждениях.

Как минимизировать риски

Нарушение закона может быть связано как с ошибочными действиями самого владельца счета, так и с неправильным выбором контрагента. Заморозить движения по счету могут и за то, что второй стороной сделки выступает организация, чья деятельность уже находится под подозрением. Чтобы уменьшить риски своего бизнеса, следует соблюдать основные меры предосторожности.

Таблица 4. Основные способы минимизации риска заморозки счетов

Вид подозрительной операции Последствия Что предпринять для снижения риска
1 Низкие налоговые платежи по отношению к объему оборотов Закрытие доступа в интернет-банк, блокировка карт, запрос поясняющих документов, отказ в проведении операций. Доля налоговых отчислений в дебетовом обороте должна быть не менее 0,9%.
2 Партнер оказался фирмой-однодневкой или причастен к преступным группам Обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды, исключение расходов по сделкам с контрагентом из базы по расчету НДС и налога на прибыль. До подписания договора проверить контрагента на сайте ИФНС https://egrul.nalog.ru/.
3 Большой объем снимаемой наличности Закрытие доступа в интернет-банк, блокировка карт, отказ в обслуживании, при наличии двух отказов ‒ закрытие счета в одностороннем порядке. Расчет наличными в рамках одного договора не должен превышать 100 000 руб., объем снятия наличных со счета не должен превышать 80% от дебетового оборота.

Выплату зарплаты следует перевести на зарплатный проект, командировочные – на корпоративные карты, выплату дивидендов производить безналичным переводом.

4 Посредством интернет-банкинга компании мошенниками совершены операции в адрес компаний из «черного списка» ЦБ Запрос поясняющих документов, потеря денежных средств и деловой репутации. Тщательная сохранность паролей, регулярное обновление антивирусных программ, двухфакторная идентификация при подписании платежей.
5 Расчеты с физическими лицами не сопровождаются уплатой НДФЛ (организации наделены функциями налоговых агентов) Штраф на компанию со стороны НК РФ в размере 20% не перечисленного налога с начислением пени.

Со стороны банка – запрос подтверждающих документов, до их получения – ограничение доступа к счету.

Оформление с физ. лицами договора. Своевременное удержание и уплата НДФЛ в бюджет (не позднее следующего дня).

 

6 Отсутствие подтверждения расходов при операциях с наличными (при запросе банка) Запрос поясняющих документов, при их отсутствии – ограничение доступа к счету. Со стороны НК РФ ‒ исключение расходов из расчета налогооблагаемой базы, доначисление налогов и штраф. Оформление договоров со всеми контрагентами либо размещение на сайте организации публичной оферты. Полнота информации о характере, объеме, сроках поставки или закупки товара или услуги. Оформление первичных документов.
7 Игнорирование запроса банком подтверждающей документации Закрытие доступа в интернет-банк, блокировка карт, отказ в обслуживании, при наличии двух отказов ‒ закрытие счета в одностороннем порядке. Оперативный ответ на получаемые запросы. При невозможности предоставить документы в указанный срок – своевременное уведомление об этом сотрудников банка.
8 Подозрительное соотношение сделок с НДС и без НДС Ограничение пользования счетом до выяснения обстоятельств. Соотношение получаемых и отправляемых платежей с НДС и без НДС не должно составлять более 70%/30%, чтобы не вызвать подозрений в заведомом занижении суммы НДС к уплате.
9 Недостоверные сведения о фактическом местонахождении организации (несоответствие с данными ЕГРЮЛ) Штраф со стороны НК РФ (ст. 14.25 КоАП РФ, от 5 до 10 тыс. руб.); отказ банка в обслуживании или открытии нового счета. При смене фактического адреса нужно уведомить ИФНС в течение 3 рабочих дней. При отказе в обслуживании придется предоставить новый ЕГРЮЛ с актуализированным адресом.
10 Выявление признаков формального разделения (дробления) бизнеса Заморозка счета до выяснения обстоятельств, со стороны ИФНС – доначисление налогов и штраф. При выделении дочерних организаций из материнской структуры каждая «дочка» должна заниматься отдельным видом деятельности, не являясь частью одного бизнес-процесса.

У каждой дочерней организации должен быть собственный штат сотрудников и собственные (или арендованные) активы.

11 Отсутствие внесения наличных на счет, при наличии у организации ККТ Ограничение пользования счетом, штраф до 10 тыс. руб. со стороны ИФНС за нарушение учета кассовых операций (ст. 15.1 и ст. 15.11 КоАП РФ). Подключение эквайринга, своевременное и полное оформление кассовых документов, своевременная инкассация денежной наличности.
12 Низкий остаток средств на счете в сравнении с объемами оборота Запрос информации о деятельности компании и ее контрагентах, до выяснения обстоятельств ‒ ограничение доступа к интернет-банку. Соблюдать наличие ежедневного остатка на счете около 10% от дневного оборота.

Пример № 1. Оборот компании на УСН 6% по Дт 51 счета составил за квартал 500 000 руб., полученных от основной деятельности. По рекомендациям банка сумма уплаченных налогов должна составить минимум (500 000*0,9% = 4 500 руб.). По факту компания заплатит (500 000 *6% = 30 000 руб.), предварительно уменьшив сумму на величину страховых взносов.

Пример № 2. Оборот компании на УСН 15% по Дт51 счета составил 100 000 руб. от основной деятельности и дополнительно 300 000 руб. за счет возврата на счет суммы, ранее размещенной на депозитном счете. Подтвержденные расходы компании составили 45 000 руб. Рекомендованная сумма к уплате должна составить минимум (100 000 — 45 000) *15% = 8 250 руб., исключив из нее сумму страховых взносов. Сумма депозита не является полученным за период доходом и не может быть включена в оборот, с которого рассчитывается норматив в 0,9% с оборота.

Пример № 3. Месячный оборот по Дт 51 счета составил 1 000 000 руб. Среднедневной оборот при этом составляет (1 000 000/30 = 33 333 руб.) Минимальный ежедневный остаток на счете во избежание блокировки должен быть не менее (33 333*10% = 3 333 руб.)

Скачать памятку, которая поможет снизить риск заморозки счета

Как клиенту подтвердить свою благонадежность

При возникновении проблем со счетом нужно уточнить причину, вызвавшую подозрение, и предоставить в банк документы в подтверждение своей благонадежности. Чаще всего такими документами выступает налоговая отчетность, договора и копии платежных поручений или чеков на покупку (продажу), подтверждающих легальность происхождения денег.

Закон дает кредитной организации срок от 10 до 30 рабочих дней на проверку полученных документов. Точный срок будет зависеть от того, было ли выдано клиенту официальное уведомление об отказе в обслуживании. Без такого документа срок проверки может затянуться до максимально допустимых тридцати дней.

По итогам проверки полученных документов банк уведомляет клиента и Росфинмониторинг. Если вопросы к благонадежности клиента сняты, доступ к пользованию счетом будет возобновлен. Если же остались нерешенные вопросы и до их выяснения в обслуживании отказано – клиент может подать жалобу в специальную Межведомственную комиссию при ЦБ РФ.

Внимание: список документов, которые потребуется предоставить комиссии, можно узнать в Указаниях Банка России № 4760-У от 30.03.2018.

На рассмотрение жалобы комиссии дается 20 рабочих дней. После принятия решения комиссия уведомит о нем клиента в трехдневный срок. Если решение комиссии окажется в пользу клиента – банк обяжут возобновить обслуживание.

Справочно: в среднем время от «заморозки» до разблокировки счета составляет около полутора месяцев.

Подробнее о том, как «разморозить» счет юридического лица, смотрите в видео:

Как составить письменное обращение в банк при несогласии с блокировкой счета по 115- ФЗ

Не всегда есть возможность терять целый месяц, ожидая решения Межведомственной комиссии. Если клиент считает себя полностью невиновным в нарушении законодательства, необходимо сначала обратиться в банк с требованием разъяснений и снятия блокировки. Обращение следует составить в письменном виде. Необходимо обосновать свою позицию и привести аргументы в пользу своей добросовестности. К сожалению, практика такова, что именно на клиента возлагается обязанность доказать свою «чистоту» перед законом.

Для начала необходимо внимательно изучить свой экземпляр договора РКО. Содержится ли в нем пункт, прямо позволяющий банку ограничивать или приостанавливать деятельность по счету при выявлении признаков сомнительных операций? Если такой пункт имеется, нужно уточнить, обязан ли банк предварительно делать запрос уточняющих сведений?

После чего, ссылаясь на данный пункт договора, необходимо составить письменное обращение, указав в нем, что:

  • сомнительных сделок за весь период работы с обслуживающим банком не проводилось;
  • запросов банка по раскрытию какой-либо информации в адрес клиента не поступало, либо все требуемые документы были предоставлены;
  • при открытии счета банку был предоставлен полный комплект документации.

Также необходимо в обращении сослаться на нарушение:

  • положения ст. 858 ГК РФ, не допускающей ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением случаев ареста счета по решению суда;
  • положения п. 2 ст. 845 ГК РФ, гарантирующей клиенту право беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, имеющимися на счете;
  • положения п. 2 закона № 115-ФЗ, гласящего, что банковские операции подлежат контролю, если имеются сведения о причастности клиента к экстремистским или террористическим организациям.
Рис. 5. Неправомерную приостановку пользования счетом можно обжаловать
Рис. 5. Неправомерную приостановку пользования счетом можно обжаловать

Таким образом, блокировка без веских оснований нарушает ст. 10 ГК РФ («злоупотребление правом»), а также приобретает признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями») и ст. 330 УК РФ («самоуправство»).

Завершить обращение следует просьбой решить проблему по приостановлению операций, а также помочь с составлением дополнительного обращения, адресованного ЦБ РФ.

Следует помнить, что банки тоже находятся в незавидном положении, разрываясь между необходимостью соблюсти требования ЦБ и удержать клиента. Поэтому готовность клиента отстаивать свою правоту косвенно является подтверждением того, что блокировка счета произведена безосновательно. В таких случаях банки с большей готовностью идут навстречу клиентам.

Какие требования банков незаконны

Требования 115-ФЗ довольно жесткие и дают банкам практически неограниченное право распоряжаться доступом клиента к собственному счету. Пользуясь этим, отдельные кредитные учреждения, ссылаясь на якобы требования закона, выдвигают клиентам дополнительные, ничем не обоснованные требования. Клиенты, столкнувшиеся со следующими требованиями обслуживающего банка, должны знать, что они не имеют под собой законного основания:

  • требование повысить обороты по счету (особое внимание уделяется небольшим компаниям с оборотом до 400 млн в год);
  • отказ от перечисления зарплаты сотрудникам клиента, с требованием предварительно предоставить платежное поручение, в подтверждение уплаты НДФЛ;
  • блокируются платежи в адрес ИП;
  • повышенные комиссии для клиентов, угодивших в «черный список».
Рис. 6. Статистика судебных решений по 115-ФЗ за период с 01.01.2008-27.03.2018
Рис. 6. Статистика судебных решений по 115-ФЗ за период с 01.01.2008-27.03.2018

Требование к объему оборотов по счету не содержится в каких-либо нормативных документах ЦБ. Подобное требование банков связано с устоявшимся мнением, что фирмы-однодневки ‒ это небольшие компании. Поэтому повышение оборотов будет являться «гарантией» того, что компания добросовестная. Что, разумеется, не имеет под собой оснований.

Требование по предварительной уплате НДФЛ также незаконно, т.к. банки не наделены полномочиями контролировать исполнение налоговых обязательств. Отказывать в перечислении зарплатных платежей на основании непредоставления платежки по уплате НДФЛ банк не имеет права.

Существует негласное правило, что платежи юридических лиц в адрес индивидуальных предпринимателей не должны превышать 20% от оборотов по счету. Однако подобное требование также не прописано в Методических указаниях ЦБ РФ, и заморозка счета только на указанном основании неправомерна.

Повышение комиссии за обслуживание «подозрительных» клиентов – распространенная практика кредитных учреждений. Но и это незаконно, за исключением случаев, когда повышение комиссий на основании включения в «черный список» напрямую содержится в договоре РКО.

Материал в тему: Как сэкономить на расчетно-кассовом обслуживании, узнайте здесь.

Если клиент столкнулся с вышеуказанными злоупотреблениями со стороны банков, он вправе обжаловать их действия, обратившись в Росфинмониторинг с заявлением об исключении из списка. В течение 10 рабочих дней будет вынесено решение. При несогласии с ним клиент может обжаловать его в Межведомственной комиссии.

Как законным путем обналичить средства и избежать заморозки счета

Закон разрешает юридическим лицам легально выводить деньги со счета на три цели:

  • на выплату заработной платы;
  • на выплату дивидендов;
  • на выдачу денег в подотчет на нужды организации.

Первые два способа, как правило, не вызывают подозрений у банка и налоговой службы. Но эти способы чреваты тем, что организации придется нести дополнительные расходы в виде уплаты страховых взносов и НДФЛ.

Вариант вывода наличности, оформленной в виде подотчетных сумм, не только не влечет за собой дополнительной нагрузки, но и позволяет принять эти суммы в расчет при уменьшении налога на прибыль. Вместе с тем, такие операции находятся под особым контролем фискальных органов и Росфинмониторинга. От организации требуется тщательное соблюдение требований по оформлению выдачи подотчетных сумм и обязательное составление авансовых отчетов.

Рис. 7. Существуют законные и относительно безопасные способы снятия наличности со счета
Рис. 7. Существуют законные и относительно безопасные способы снятия наличности со счета

Предполагается, что приобретенные в подотчет ценности должны находиться на балансе организации. В случае проверки (инициировать ее может ИФНС) может потребоваться предъявить приобретенные ценности. Банки же могут заморозить счет, сочтя подозрительным частое приобретение товаров в подотчет либо на большую сумму. Также заинтересовать надзорные органы могут регулярные закупы у контрагентов – ИП. Организации это может грозить заморозкой счета, а в особо неприятных случаях – налоговой проверкой, по итогам которой ИФНС может доначислить налог на прибыль и оштрафовать организацию.

На практике такие проверки случаются нечасто, но для снижения риска стоит следить, чтобы оборот наличных по счету не превышал 30% общего оборота. Не стоит также торопиться снимать деньги в ближайшие часы после их зачисления на счет. Подобные действия в глазах банка выглядят подозрительно. Лучше подождать несколько дней, а затем не забыть составить авансовый отчет на потраченную сумму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО