ФНС отменила комиссии по легализации налоговой базы

Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы

Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?

За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.

АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.

Как регулируется деятельность комиссий?

Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?

Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?

Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .

Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?

Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3

Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.

1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».

2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».

3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».

4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

Добро пожаловать на комиссию по легализации!

ФНС России в письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ рассказала о принципах работы комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и базы по страховым взносам. Давайте посмотрим, кто же попадет под прицел налоговиков.

Немного истории

Идея по созданию комиссии по легализации налоговой базы была реализована налоговиками на практике уже давно. В 2013 г. налоговая служба выпустила письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором описала принципы работы по выявлению уклонистов и меры, которые налоговики на местах должны предпринять для пробуждения их сознательности в уплате налогов. Следует отметить, что в то время комиссии мониторили абсолютно все налоги.

Однако в начале этого года ФНС России отменила это письмо в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц, земельного налога, транспортного налога, налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВД и ЕСХН (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@). После этого у налоговиков остались полномочия по легализации налоговой базы только в отношении НДФЛ (письмо ФНС России от 21.04.2017 № ЕД-4-15/7708).

В комментируемом письме специалисты ФНС России обновили принципы работы комиссий. Теперь налоговики будут следить за правильностью исчисления и уплатой в бюджет не только НДФЛ, но и страховых взносов.

Шаг первый: клиенты на отбор

Получать приглашения на комиссию будут организации и ИП, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать об их наличии):

неполного отражения в учете хозяйственных операций;

отражения в отчетности недостоверных сведений;

несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и (или) взносов;

выплаты теневой заработной платы;

выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума или МРОТ;

неоформления трудовых отношений с работниками.

НДФЛ индивидуальных предпринимателей

В зону риска попадают ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ. Уровень налоговой нагрузки налоговики будут определять на основании данных, содержащихся в декларации по форме 3-НДФЛ. Для этого они посмотрят отношение суммы исчисленного налога от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от ведения деятельности за соответствующий налоговый период.

Следующая группа бизнесменов «под прицелом» — те, которые заявили профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода. Здесь налоговики будут смотреть отношение строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности).

Также налоговики заглянут в декларации по НДС, которые ИП сдали за налоговые периоды истекшего года. Если в них указана сумма выручки от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ доход равен нулю, то это послужит поводом для разговора.

НДФЛ налоговых агентов

Налоговики обратят особое внимание на налоговых агентов, которые имеют задолженность по уплате налога или же поступления НДФЛ в бюджет которых снизились более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. В последнем случае анализ будет производиться на основании данных карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) в части уплаты налога. Инспекторы проследят динамику с учетом информации о среднесписочной численности и данных, представленных в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по взносам.

Они сопоставят показатели за отчетный период, отраженные в расчетах по форме 6-НДФЛ, с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваться будут общие суммы выплат в пользу работников и численность). Кроме того, суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ, будут сравниваться с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Еще одна группа риска — это налоговые агенты, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе или ниже регионального прожиточного минимума. Здесь отбор будет происходить на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Налоговики возьмут общую сумму доходов, выплаченную налоговым агентом физическим лицам, и разделят ее на среднесписочную численность.

Страховые взносы

В комментируемом письме налоговая служба назвала пять ситуаций, которые могут стать причиной приглашения на комиссию по легализации базы по страховых взносам:

наличие задолженности по перечислению страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

снижение поступлений страховых взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

снижение численности работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

расчет страховых взносов в предыдущих отчетных периодах по дополнительным тарифам 9 либо 6%, если в текущем отчетном периоде компания применяет иные ставки тарифов;

снижение суммы страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Для отбора налоговики будут анализировать расчеты по страховым взносам, представленные плательщиками в налоговые органы, за период начиная с 2017 г., карточки расчетов с бюджетом, расчеты по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ. Инспекторы сопоставят суммы начисленных и перечисленных взносов, суммы выплаченных доходов, а также среднесписочную численность.

Шаг второй: предметный анализ

Итак, «неугодные» налогоплательщики отобраны. Далее налоговые органы проведут ряд аналитических и контрольных мероприятий. Обратите внимание: инспекторы будут использовать всю доступную им информацию и ресурсы. Налоговики отметили, что указанные мероприятия будут проводиться на основе имеющейся в налоговом органе информации по всем налогам независимо от оснований для включения налогоплательщика в группу риска. Инспекторы почерпнут необходимые сведения из:

информационных ресурсов ФНС России;

информации, полученной в рамках ст. 93.1 НК РФ;

информации из СМИ и интернета;

информации, полученной от банков, правоохранительных органов, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда и др.;

жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;

информации, полученной из иных источников.

Следует отметить, что анализировать полученную информацию и сведения налоговики будут всесторонне. В ходе этого мероприятия инспекторы проведут анализ:

учетных данных и иных сведений, характеризующих компании и ИП;

показателей уровня зарплаты, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ;

показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению взносов.

Но на этом изучение компаний и ИП не заканчивается. Налоговики также проведут анализ налоговой нагрузки. Он включает в себя несколько этапов:

расчет налоговой нагрузки компании (ИП) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;

определение аналогичных налогоплательщиков и расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации будут исследоваться среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);

определение аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой;

определение отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) от максимального значения.

Если налоговый орган присвоит организации или ИП низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы будут изучать финансовые потоки (составлять схему движения денежных средств, схему ведения бизнеса, анализировать сделки с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку).

И завершающий этап — оценка соответствия показателей деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Шаг третий: «письма счастья»

Всем компаниям и ИП, попавшим в список «уклонистов», налоговые органы направят информационные письма. В них налоговики укажут факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые контролирующие органы хотят получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. Инспекторы предложат организациям и ИП уточнить свои обязательства самостоятельно.

Письма будут направляться заблаговременно (не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии), чтобы у организаций и ИП было время на исправление. При этом налоговики установили срок для принятия решения о представлении уточненных деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию. На все это отводится десять рабочих дней со дня получения письма. Если по истечении этого срока компания или ИП ничего не сделали, налоговики оформят уведомление о вызове на комиссию.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Одна из функций Федеральной налоговой службы РФ — это контроль правильного расчета и своевременной уплаты налогов и сборов, предотвращение случаев уклонения от их перечисления. Комиссия по легализации объектов налогообложения (также называемая иногда «зарплатной комиссией», так как в том числе проверяет работодателей на предмет выплат «серых» зарплат) — один из способов выявления правонарушений в области налогообложения. В ходе заседания проводится аналитическая работа по исследованию документов и фактов с участием самого налогоплательщика, которого представители исполнительного госоргана мотивируют к добровольному исполнению обязанностей, тщательной проверке и оптимизации способов ведения бизнеса, информируют об изменениях в законодательстве и т.д.

Законодательная основа и определение термина

В законодательных актах подобный термин прямо не упоминается. Работа комиссий ранее велась на основании Письма ФСН от 17.07.2013 г., однако Письмом ФНС от 21.03.2017 г. 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ оно было отменено. Затем отменили и его — ныне работают в соответствии с Письмом от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@.

Исходя из практики, госорганы действуют по привычной схеме, никаких изменений в принципах работы комиссии с отменой вышеназванного приказа не отмечено.

В ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы обладают также правом вызывать на основании письменного уведомления плательщиков сборов и налогов для дачи пояснений в связи с уплатой ими этих обязательных взносов, в связи с проведением налоговой проверки либо в иных случаях.

Легализация объектов налогообложения — это, в соответствии с наименованием, процесс проверки и узаконивания объектов налогообложения и величины налоговой базы, указанных плательщиком, их обоснованности и законности. Следовательно, соответствующая комиссия собирается в том случае, если у контролирующих органов появляются определенные сомнения в добросовестности плательщика.

За что вызывают на комиссию

Итоговая цель работы данного совещательного органа — выявление фактов уклонения от уплаты и перечисления обязательных взносов, увеличение поступлений в бюджет. И в первую очередь комиссия фокусируется на выплате НДФЛ и страховых взносов. Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения может последовать в том случае, если есть обстоятельства, указывающие на неправильное перечисление платежей, уменьшение базы в отчетности, сокрытие истинного характера операций и т.д. К таким фактам относятся следующие:

  • получение убытка по итогам отчетного периода (указание убытка в декларации);
  • значительный объем налоговых вычетов;
  • безосновательное применение льгот;
  • минимальный объем доходов на упрощенных режимах.

Сомнения у налоговиков могут возникнуть, таким образом, если какие-либо результаты деятельности предприятия не могут быть объяснены на основании отчетности.

Комиссия, как говорилось, орган совещательный. Заседание комиссии по легализации объектов налогообложения проходит с участием плательщика, представителей ИФНС, иных госорганов. Какие-либо санкции по результатам заседания не назначаются, однако по итогам рассмотрения конкретного вопроса может быть проведена проверка.

Стоит ли посещать

Игнорировать вызов налоговиков не стоит, это чревато проведением более детальных проверочных мероприятий. Однако предоставлять слишком подробные объяснения тоже не стоит во избежание появления дополнительных вопросов. Можно ограничиться общими ответами:

  • если в начале деятельности убыток преобладает над доходами — пояснить, что фирма только начала работу;
  • если темп роста расходов опережает увеличение доходов: осваиваются новые направления рынка, фирма проводит активную работу по его освоению, модернизирует основные активы, расширяет сферу влияния;
  • если прибыль падает, а расходы остаются прежними: снижение продаж вызвано изменениям цен и конъюнктуры рынка.

Однако любая предоставляемая информация должна быть достоверной, так как все ответы и пояснения налогоплательщика будут задокументированы и должны быть по требованию инспектора подтверждены.

«… а у нас «председатель комиссии» – друг человека»

Казалось бы, о налоговых комиссиях, тех самых, по легализации налоговой базы, уже давно всё сказано. Да и после официального опубликования письма ФНС России от 07 июля 2020 года №БС—11/10881, упраздняющего комиссии, как мероприятие налогового контроля (и без того не предусмотренное налоговым кодексом РФ) тему комиссий и вовсе можно бы закрыть. Но, нет. Не хотят налоговослужащие от «full contact» отказываться.

Юристы Центра содействия бизнесу всё не ходят и ходят в тюменские налоговые инспекции (ну не от скуки конечно, интересы предприятий защищая, в гости в Инспекции в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 НК РФ приглашенных).

И, вроде, ну пригласили для дачи пояснений, ну приходи-поясняй, причем тут комиссии, да не всё так просто…

Оказывается, что мы приходим не просто пояснения дать, а на «рабочей встрече» поприсутствовать, а если повезет, то и участие принять, посильное… А каким нормативным правовым актом у нас оное мероприятие налогового контроля предусмотрено, сами обладатели властных полномочий пояснить затрудняются. А главное, не комиссия, нет, что вы, рабочая встреча… а в протоколе, всё тот же «председатель» и «члены» никуда не делись.

И вот начинают нам эти председатели комиссии рассказывать, и какая у нас нагрузка низенькая, и какие контрагенты плохонькие, возможно даже спросят про обстоятельства дела, да так и запишут… «в срок до такого-то представить уточненную декларацию». Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. А почему? Да потому что так вам не кто-нибудь, а сам председатель комиссии так решил.

И всё то у них вроде складно получается, да забыли про один нюанс (ну или не забыли, а так… дипломатично умолчали).

Согласно положениям ст.30, 32, 82, 87, 88, 89, 10526 Налогового кодекса РФ, Закона РФ от 21.03.1991 года №943-1 «О налоговых органах РФ», Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (налогового контроля), действующую в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, осуществляющую функции посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Главной задачей налоговых органов является налоговый контроль, который проводится посредством налоговых проверок (п.2 ч.1 ст.31 Налогового кодекса РФ), в форме налогового мониторинга, проверки данных учета и отчетности (комплексы мероприятий налогового контроля), а также получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ), и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, законной деятельностью налоговых органов является проведение предусмотренных Налоговым кодексом РФ отдельных мероприятий налогового контроля, а где у нас там про комиссии и рабочие встречи? Правильно. Нигде. Может где-то в других нормативных правовых актах РФ? Ну да ну да, в письме ФНС России от 07 июля 2020 года №БС—11/10881, в том самом, которым отменены письма ФНС России от 25.07.2017 года №ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» и от 26.07.2017 года №ЕД-4-15/14670@ «О представлении ежеквартальной информации об итогах работы межведомственных комиссий по легализации налоговой базы» (а если про НДС говорить, так эти комиссии и вовсе в марте 2017 года отменили).

И что же у нас получается? Мероприятие налогового контроля ничем не регламентировано, положения о «комиссии» нет, а откуда тогда у председателя права, да ещё так много? А правильно, оттуда, откуда у вас обязанности, то есть сам придумал.

И что же теперь, не ходить? Вот уж нет. Ходить, слушать, анализировать, и даже выводы делать можно и нужно. А вот всё что инспекторы сказали «под козырек» принимать никто не обязан, о чем им не мешает, кстати, во время «встречи» тактично напомнить, как и о том, что сроки на самостоятельное проведение оценки налоговых рисков они вам устанавливать не в праве, нет такой нормы в налоговом законодательстве державном. И уж тем более статью 81 НК РФ для них никто не переписал, и основанием для подачи «уточненки» в виде «так председатель налоговой комиссии сказала» не дополнил.

К чему мы это всё? Ну конечно к тому, что налоговый орган у нас конечно наделен властными полномочиями, но, как говорится, на любые властные полномочия свои права субъекта найдутся. И права эти нужно знать.

Налоговое законодательство в России вряд ли можно назвать стабильным, за год порой столько успевают изменений внести, что у юристов, занимающихся профессионально налоговым правом «в глазах рябит» от поправок и дополнений, а у налогоплательщиков и вовсе, а им ведь ещё и предпринимательской деятельностью надо успевать заниматься.

Так вот, чтобы не распылять свои силы на регулярные безрезультатные походы в «органы» (ибо органы эти не отстанут пока своего не добьются, или пока не поймут, что «наскоком» бюджет пополнить не получится), а также не напринимать себе по результатам таких «рабочих встреч» обязанностей, коих закон на вас не возлагал, прежде чем являться по приглашению, рекомендуем вам проконсультироваться с теми, кто каждый день напоминает налоговому органу что их права не бесконечны, и налогоплательщики правами тоже наделены.

Консультанты Центра содействия бизнесу не только подробно и доступно разъяснят вам, что может требовать налоговый орган, а что нет, но (если вы не настроены тратить свое драгоценное на них настырных) посетят фискальное царство за вас, строго отконтролируют соблюдение всех процедур, обеспечат проведение мероприятия в рамках правового поля и интересов клиента.

Вызов на ковер: комиссии по НДС не отменили, их стали называть заседаниями рабочих групп

Что делать, если ФНС вызывает на встречу по налогу на добавленную стоимость?

Налоговая служба стремительно переходит «на цифру», использует множество информационных систем, призванных отслеживать налоговые отчисления плательщиков, однако цифровизация цифровизацией, а формат «встретиться и поговорить» в налоговой используется, как и прежде. Одна из причин для личной встречи с налогоплательщиком – уточнения по уплате и вычетам по НДС. Раньше такие заседания назывались комиссиями по НДС, теперь единого названия нет, чаще всего это рабочие совещания или заседания рабочей группы. Почему приглашают на такую встречу, о чем будут спрашивать, чем грозит ее пропуск – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Комиссии по НДС – отменили или нет?

Как было. Все действия ФНС направлены на достижение одной цели – повышение собираемости налогов. Именно ради этого была заведена практика вызывать налогоплательщика в налоговую инспекцию на разговор. Для разговора создавалась комиссия. Если величина потенциального доначисления была небольшой, с налогоплательщиком мог пообщаться один ответственный сотрудник, если речь шла о сотнях тысяч и миллионах рублей – комиссия могла состоять из представителей не только налоговой службы, (как правило – из руководящего состава), но и представителей других надзорных органов.

В названии комиссий было прописано их предназначение – «комиссии по легализации налоговой базы». Правила работы комиссий были неоднократно прописаны в письмах ФНС: письмо от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@, от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@. Второе письмо прописывало правила работы комиссий не только по легализации налоговой базы, но и базы по страховым взносам.

Комиссии собирались в отношении компаний с низкой налоговой нагрузкой, недоимкой, при наличии убытков и др. Критерии отбора были прописаны ФНС.

Как стало. Летом 2020 года прошла волна информации, что комиссии, в том числе по НДС, отменили. Дело в том, что 7 июля 2020 г. ФНС выпустила письмо № БС-4-11/10881@, которым отменила ряд своих предыдущих писем, в частности, письмо, поясняющее деятельность комиссий по легализации налоговой базы.

Однако статья 31 НК РФ, посвященная правам налоговых органов, дает налоговикам право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов. Либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

Как дело обстоит на практике, что изменилось с момента отмены письма, регламентирующего работу комиссий? По факту практика вызова налогоплательщика «на ковер» осталась, просто теперь эти встречи называются не комиссиями, а так, как посчитает нужным инспекция.

Новые названия налоговых комиссий по НДС:

  • рабочая группа,
  • заседание рабочей группы,
  • вызов по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности,
  • рабочая группа по побуждению налогоплательщика к исполнению или уточнению у налогоплательщика его налоговых обязательств в связи с совершением операцией, имеющих признаки «схемных» с контрагентами «среднего» и «высокого» уровня риска.

На сегодняшний день вызов на заседание рабочей группы по побуждению налогоплательщика к выполнению его налоговых обязательств является распространенной формой налогового контроля. Парадокс в том, что эта форма налогового контроля сейчас без определенного статуса и законодательно закрепленного порядка проведения. В описании ее применения мы ориентируемся на существовавшие ранее правила и фактическую практику.

За что могут вызвать на комиссию?

Чаще всего вызов на подобную встречу свидетельствует о том, что налоговый орган имеет сведения о спорных операциях налогоплательщика, и такая встреча – возможность аргументировать свою позицию или же возможность своевременно провести работу над ошибками.

Основные критерии вызова на комиссию по НДС:

  • Низкая налоговая нагрузка по НДС (при доле вычетов НДС выше 89%).
  • Заявление НДС к возмещению.
  • Налоговый разрыв в платежах по НДС.
  • Контрагенты компании обладают признаками «фирм-однодневок».
  • Компания не отвечает на письменные запросы.

Инспекция с помощью собственных информационно-аналитических ресурсов, в частности с помощью АИС «Налог» и ее составной части АСК НДС-2, проверяет цепочки контрагентов компании. Как правило, цель проверки: найти разрывы в платежах по НДС.

Практика показывает, что налоговые органы стали больше обращать внимание и на косвенные недостатки контрагентов, например, массовый адрес, низкая налоговая нагрузка, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.

При обнаружении сделок и контрагентов, вызывающих вопросы, представителя компании вызывают на комиссию/рабочую встречу.

Как подготовиться ко встрече в ФНС

На встречу вызывают по утвержденной форме – с помощью уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

В уведомлении кроме времени и места, ответственного лица со стороны инспекции указывается причина вызова – «для дачи пояснений по вопросу…» В уведомлении должно быть подробное описание оснований для вызова налогоплательщика.

Заблаговременное указание причины вызова дает фору налогоплательщику – у него есть возможность подготовиться ко встрече.

Какие документы «поднять» ко встрече в налоговой:

  • найдите первичные документы по контрагенту,
  • найдите и сохраните деловую переписку с контрагентом,
  • узнайте текущее состояние дел у контрагента: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, нет ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство и т.п.
  • проверьте договор и другие документы по контрагенту на юридическую точность,
  • подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Эксперты рекомендуют на основании собранной информации (еще до встречи в налоговой) выработать стратегию поведения в отношении ситуации, вызвавшей вопросы у налоговиков.

Как проходит беседа в налоговой

Рабочая встреча/комиссия представляет собой устный разговор с налогоплательщиком. Комиссия имеет председателя, секретаря, ход заседания протоколируется.

На практике рабочая встреча чаще всего состоит из речи инспектора, в которой он приводит аргументы, говорящие о нарушениях контрагента компании. Итог этой речи, как правило, сводится к рекомендации доплатить налог по проблемному контрагенту.

Если спорные контрагенты являются реально действующими, сделки по ним доказуемы, представителю компании нужно выступить с ответным словом и предъявить доказательства реальности сделки и проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

В дальнейшем ФНС осуществляет контроль за выполнением резолюции и рекомендаций, прописанных в протоколе заседания. Если по результатам комиссии не последуют доначисления, или если налогоплательщик не предоставит данные, свидетельствующие о его правоте, налогоплательщик попадет под «лупу» отдела, формирующего план выездных налоговых проверок.

С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Налогоплательщик может попросить предоставить ему копию протокола заседания.

Рекомендуемый срок устранения замечаний — 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии.

Чем чревата неявка на комиссию?

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине, заседание может быть отложено. На вновь назначенное заседание налогоплательщика должны пригласить через уведомление.

Что ждет тех, кто не явился на комиссию без причины:

  • повторный вызов в инспекцию,
  • вызов на комиссию в Управление ФНС России по региону,
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Кроме того, нарушителя ждет наказание согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ, статья 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)».
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.

Избежать штрафов, проверки и проблемных контрагентов возможно! Просто для этого надо заблаговременно вооружиться системами, которые помогут выбрать надежных контрагентов, оценить риски сотрудничества с ними, а также помогут в случае возникновения вопросов со стороны контролирующих органов заручиться развернутой аргументацией.

СБИС Проверка контрагентов позволит увидеть свою и чужие компании глазами конкурентов и контрагентов. СБИС формирует индекс надежности компании, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и многая другая, не лежащая на поверхности, информация.

СБИС Финансовый анализ даст экономическую и финансовую оценку работы компании, а СБИС Сверка проведет сверку по НДС. СБИС покажет, где вы можете получить доначисления по НДС.

А с решением СБИС Электронная отчетность вся отчетность будет сдана с учетом изменений законодательства, с проверкой точности учета, с соблюдением всех сроков сдачи отчетности.

Подробнее о том, как с помощью сервисов СБИС не стать участником рабочего совещания в налоговой, вам готовы рассказатьнаши специалисты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО