Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС

Порядок возмещения НДС из бюджета

Кто может возместить НДС

Все налогоплательщики имеют право уменьшить налог к уплате за счет входного НДС. Входным называется налог, который компании платят со своих покупок: товаров, материалов, работ, услуг и пр.

Если по итогам квартала входной налог окажется больше, чем исчисленный к уплате, компания сможет вернуть разницу между ними — возместить НДС. Такое часто случается с теми, кто в течение квартала продавал меньше, чем покупал, или занимается экспортом.

Вы можете потребовать возмещения в течение трех лет после окончания квартала, в котором вычеты превысили налог к уплате. Выйти за пределы этого срока можно, только если у вас были уважительные причины. Например, ИФНС не выполнила свои обязанности правильно, хотя вы заявили возмещение в срок.

Как возместить НДС из бюджета

Для возмещения налога предусмотрено два варианта: его возврат до или после окончания камералки. В каждом способе есть отличия и нюансы, поэтому рассмотрим оба порядка.

Возмещение НДС в общем порядке

Правила установлены статьей 176 НК РФ. Они действуют на всех налогоплательщиков: продающих товары и в России, и за рубежом.

Чтобы возместить налог в общем порядке, нужно выполнить три условия:

1. Подать в ИФНС декларацию по НДС

Итоговая сумма НДС к возмещению отражается в строке 050 раздела 1 декларации. Чтобы получить размер налога, нужно предварительно заполнить разделы 3–6.

2. Подать заявление о возврате/зачете НДС

Вы можете вернуть налог на расчетный счет или зачесть его в счет будущих платежей. Заявление о возврате подавайте по форме КНД 1150058, о зачете — по форме КНД 1150057.

Заявление лучше подавать одновременно с декларацией — это поможет возместить налог в ускоренном порядке, предусмотренном п. 7–11 ст. 176 НК РФ. Если налоговая примет решение о возмещении, но не получит заявление, она будет действовать в общем порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

3. Пройти камеральную проверку декларации

По стандартным правилам камералка идет два месяца. Но ее могут как сократить, так и продлить. Продление камералки до трех месяцев обычно связано с найденными нарушениями закона. Сокращение проверки до месяца могут получить только некоторые добросовестные налогоплательщики в отношении деклараций, которые подали после 1 октября 2020 за налоговые периоды после III квартала 2020 (письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129).

Во время камералки налоговая часто запрашивает документы, подтверждающие право на вычеты: счет-фактуры и УПД, первичные документы о постановке на учет; подтверждение нулевых ставок, платежные документы, договоры и пр.

Кроме того, налоговики иногда запрашивают книги покупок и продаж, счета фактуры, аналитические документы, карточки счетов и пр. С такими требованиями соглашаются не все налогоплательщики, поэтому споры доходят до судов. Судебная практика пока неоднозначна. Если вы готовы судиться с налоговой, можно попробовать отказаться от представления документов.

Проверка может завершиться удачно или не очень:

  • Если никаких нарушений не нашли — налоговая решит возмещать ли НДС в течение 7 дней.
  • Если нарушения есть — сразу возмещать налоги не будут. Сначала налоговая составит акт проверки, а затем передаст его вам. Это займет до 15 рабочих дней. Оспорить акт можно в течение месяца.

Итогом всей процедуры будет решение налоговой о возмещении. Она может возместить всю заявленную сумму, возместить частично или полностью отказать(п. 3 ст. 176, п. 1 ст. 101 НК РФ). Итоговое решение налоговая огласит вам в течение пяти дней.

Если вы запрашивали возврат налога, инспекция одобрит его при отсутствии недоимки и направит в казначейство поручение на возврат денег.

Возмещение НДС в заявительном порядке

В этой процедуре налог можно вернуть сразу, пока идет камеральная проверка (п. 1 ст. 176.1 НК РФ). Таким способом компании возвращают как весь НДС сразу, так и его часть.

Воспользоваться этим могут:

  1. Организации, которые за 3 предыдущих года перечислили в бюджет не меньше 2 млрд рублей по НДС, акцизам, налогу на прибыль, НДПИ.
  2. Налогоплательщики с банковской гарантией.
  3. Налогоплательщики с поручительством российской организации.
  4. Резиденты особых территорий с поручительством от управляющей компании.

Для каждой группы есть дополнительные условия. Например, стать поручителем может не каждая организация, а только та, которая уплатила 2 млрд рублей налогами в течение предыдущих трех лет. А гарантия от банка с момента подачи декларации НДС должна действовать еще хотя бы 10 месяцев.

Чтобы применить заявительный порядок, подайте заявление в произвольной форме вместе с поручительствами и гарантиями. Это надо сделать в течение пяти дней после подачи декларации или сразу вместе с ней.

Учитывайте, что нужно будет взять на себя обязанность вернуть в бюджет излишне возмещенный НДС, если налоговая отменит свое решение полностью или частично. Так может случиться, если по итогам проверки выяснится, что вы запросили возмещение на большую сумму, чем налоговая одобрила после проверки.

Налоговая возместит налог, только если у вас нет недоимок. Она будет проверять это 5 дней, а потом в течение еще 5 дней сообщит свое решение.

Если вам отказались возмещать налог в порядке ст 176.1 НК РФ, то можно воспользоваться стандартными правилами. В этом случае камералка продолжится автоматически, а после ее завершения налоговая может изменить свое мнение.

Сроки возврата НДС и проценты за просрочку

Если налоговая решила полностью или частично вернуть вам НДС, она сообщает об этом в казначейство, которое вернет налог на расчетный счет в течение пяти дней после получения сообщения от ИФНС. Управление сообщит налоговой, когда и сколько денег перечислило.

Получается, что общий срок для возврата — 12 дней с момента окончания камералки.

Если возврат не уложится в срок, вам заплатят проценты за каждый день просрочки. Их сумму рассчитывают по формуле:

Проценты = НДС в × Дп × Ст / Кд, где:

  • НДС в — налог к возмещению;
  • Дп — количество дней просрочки;
  • Ст — ставка рефинансирования на период просрочки;
  • Кд — количество календарных дней в году.

Эти проценты не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Пример. Несвоевременный возврат НДС с начисленными процентами

За 1 квартал 2021 года в ООО «Электроник» сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму начисленного налога на 46 000 рублей. Эту сумму «Электроник решил возместить из бюджета, пока НДС за 1 квартал еще не уплачен (до 25 апреля 2021 года). Для этого организация 16 апреля подала в инспекцию декларацию по НДС с налогом к возмещению и заявление о возврате.

Налоговая провела камеральную проверку и решила полностью вернуть налог. Но на расчетный счет организации деньги поступили с опозданием на 6 дней.

Рассчитаем проценты к уплате: 46 000 × 6 × 4,25% / 365 = 32 рубля.

В бухгалтерском учете организация составит следующие проводки:

  • Дт 51 Кт 68 «НДС» — 46 000 — возмещен налог по декларации за 1 квартал 2021.
  • Дт 51 Кт 76 — 32 рубля — получены проценты за несвоевременный возврат возмещаемого налога.
  • Дт 76 Кт 91-1 — 32 рубля — учтены проценты за несвоевременный возврат

Почему в возмещении могут отказать

Налоговая отказывает по разным причинам. Чаще всего ими становятся:

  • нехватка документов, подтверждающих вычеты, ошибки или недопустимые исправления в них;
  • пропуск срока — декларация подана спустя более трех лет с окончания соответствующего квартала;
  • мнение налоговой о необоснованности возмещения.

Точную причину своего отказа налоговая сообщит вам в решении, которое составит после проверки декларации. Если вы не согласны, можно обратиться к вышестоящим органам налоговой службы или в суд.

Ведите учет НДС в Контур.Бухгалтерии. Учитывайте входной налог и налог к уплате, составляйте декларации и обменивайтесь с налоговой электронной отчетностью. Также в сервисе можно проводить расчеты с сотрудниками, заводить первичку, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Как вернуть НДС из бюджета

Читайте также

Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса

Все юридические лица и предприниматели, которые используют общую налоговую систему (ОСНО), должны платить НДС. В некоторых случаях они могут вернуть НДС из бюджета.

Рассмотрим, при каких условиях можно это сделать и как решить проблемы, которые возникают в процессе.

Из этой статьи вы узнаете:

Как рассчитать НДС и когда возникают ситуации, в которых можно вернуть его из бюджета

Чтобы понять, когда бизнесмен может вернуть НДС, нужно разобраться в принципе расчета этого налога.

НДС — это налог на добавленную стоимость. Его платят все организации и ИП, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).

Если налогоплательщик на ОСНО продает товар, продукцию или оказывает услуги, то он должен начислить НДС на сумму продажи.

Для своей деятельности все бизнесмены что-то приобретают: покупают сырье или товары, пользуются услугами других компаний или ИП. Если в стоимость купленного сырья, товаров, услуг входит НДС, то бизнесмен может уменьшить начисленный налог на сумму вычетов. Вычеты — это «входной» НДС, т. е. тот налог, который включен в стоимость товаров, сырья или услуг, приобретенных бизнесменом.

Рассмотрим расчет НДС на примере.

ООО «Луч» производит пластиковые окна. Выручка за квартал без учета НДС составила 10 млн руб. Начисленный НДС по ставке 20% будет равен:

НДСн = 10×20% = 2 млн руб.

В этом же квартале организация приобрела у поставщиков материалы, оплатила аренду, рассчиталась за электроэнергию и услуги связи. Общая сумма затрат без НДС составила 7 млн руб.

Входной НДС, который компания сможет вычесть из начисленного, составит:

НДСв = 7×20% = 1,4 млн руб.

В итоге в бюджет нужно будет заплатить:

НДС = 2 — 1,4 = 0,6 млн руб.

Если бизнес работает с прибылью, то расходы всегда будут меньше, чем выручка. К тому же есть расходы, которые не включают в себя «входной» НДС: в первую очередь это зарплата и страховые взносы с нее.

Поэтому в большинстве случаев НДС, начисленный за налоговый период (квартал), будет больше, чем вычеты, и бизнесмену придется заплатить разницу в бюджет.

Вычеты по НДС за отдельный квартал превысят начисления в следующих случаях:

  1. Покупка крупной партии сырья или дорогостоящего основного средства.
  2. Использование при реализации льготной ставки 0% или 10% (ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка применяется при экспорте, а ставка 10% — для отдельных видов товаров и услуг, например продуктов питания или детских товаров.

Именно в этих ситуациях бизнесмен получает право вернуть НДС из бюджета.

Как происходит возврат НДС

Основной документ, который служит основанием для возврата НДС, — это налоговая декларация, в которой сумма вычетов превышает начисления.

Однако одной декларации, скорее всего, будет недостаточно. Любая налоговая отчетность проходит проверку в ИФНС. С точки зрения налоговой инспекции, любой возврат налога, даже полностью законный, — это ущерб для бюджета, которого нужно избегать. Поэтому инспекторы всеми доступными им методами стараются затруднить возврат НДС.

При возмещении НДС налоговики обязательно запросят подтверждающие документы. В первую очередь это счета-фактуры от поставщиков, на основании которых бизнесмен заявил вычеты. Также инспекторы могут запросить и другие документы: договоры с поставщиками, накладные, акты выполненных работ и т. п.

Налогоплательщик должен предоставить документы по запросу налоговиков в течение пяти дней и обязательно в электронном виде. Пояснения в бумажном виде предоставленными не считаются (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Также инспекторы могут осмотреть помещения налогоплательщика. Закон дает им такое право, если в проверяемой декларации заявлено возмещение НДС (ст. 92 НК РФ). Например, налоговики захотят убедиться в том, что оборудование, по которому заявлен вычет, действительно поступило и компания использует его.

Поэтому все документы должны быть в порядке. В частности, в счетах-фактурах не должно быть ошибок в нумерации, ИНН, наименованиях контрагентов, названиях товаров или услуг.

Кроме того, бизнесмен должен быть уверен в своих поставщиках. Не должно быть компаний с признаками однодневок: фирм, которые не имеют сотрудников и активов, не сдают отчеты и не платят налоги и т. п.

Конечно, сам по себе счет-фактура, который получен от «подозрительной» компании, еще не говорит о том, что вычет по НДС заявлен незаконно. Но в этом случае неизбежны споры с налоговиками и, скорее всего, право на вычет придется отстаивать в суде.

Суд в данной ситуации может встать как на сторону налогоплательщика, так и на сторону проверяющих.

Если бизнесмен докажет, что сделка была реальной, то суд, скорее всего, поддержит его.

Например, налоговикам не удалось доказать, что бизнесмен получил необоснованную налоговую выгоду в виде вычетов по НДС. Суд отметил, что на основании имеющихся в деле документов (договоров, товарно-транспортных накладных и т. п.) можно сделать вывод, что спорные хозяйственные операции были в действительности (постановление АС ВСО от 25.01.2018 № Ф02-7481/2017).

К выводу о том, что вычеты по НДС правомерны, в подобном деле пришел и Арбитражный суд Уральского округа (постановление АС УО от 15.01.2018 № Ф09-8180/17). Налогоплательщик в этом случае не только обосновал реальность сделки с помощью договоров и отгрузочных документов, но и доказал, что проявил осмотрительность при выборе контрагента. Бизнесмен убедил суд, что до заключения контракта проверил сомнительного контрагента по базе ФНС и запросил у него учредительные документы.

Но если налоговикам удастся доказать, что единственная цель спорной сделки — это уменьшение НДС, то суд может встать на сторону инспекторов.

Например, организация приняла к вычету НДС по строительно-монтажным работам. Однако налоговики доказали, что у подрядчика не было технической возможности выполнить обязательства по договору. Организация-подрядчик не имела необходимой техники и персонала для проведения предусмотренных договором работ (постановление 9 ААС от 18.05.2017 № 09АП-10542/2017).

Но проверяющие часто не хотят доводить дело до суда и предпочитают убедить налогоплательщика отказаться от спорных вычетов по НДС. Для этого бизнесменов вызывают на так называемые комиссии по легализации налоговой базы.

Задача инспекторов — заставить бизнесмена добровольно отказаться от спорных вычетов, не доводя дело до длительных судебных разбирательств. Поэтому руководитель компании, который заявил вычет по НДС, должен быть готов противостоять давлению. Помните: если все документы оформлены правильно и сделки были реальными, то законных оснований для отмены вычетов у ИФНС нет.

Длительность процедуры возмещения налога зависит от того, нашли налоговики нарушения, или нет.

Процедура Нет нарушений Есть нарушения
Налоговики проводят камеральную проверку декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) 2 месяца 3 месяца
Налоговики готовят акт с перечнем нарушений и передают его проверяемому бизнесмену (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ) 15 дней
Бизнесмен готовит возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ) 1 месяц
Налоговики выносят решение о возмещении НДС и возврате денег налогоплательщику; если подтверждены нарушения, то за вычетом их суммы (п. 2 ст. 176 и п. 1 ст. 101 НК РФ) 7 дней 10 дней
Казначейство перечисляет деньги бизнесмену (п. 8 ст. 176 НК РФ) 5 дней 5 дней
Итого 2 месяца и 12 дней 5 месяцев

Сроки работы сотрудников налоговой инспекции

В таблице везде указаны предельные сроки, установленные НК РФ. Теоретически налоговики могут работать и быстрее, но рассчитывать на это не стоит.

Если у налогоплательщика есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, например по налогу на прибыль, то налоговики сначала проведут зачет, а вернут только остаток суммы НДС за вычетом закрытой недоимки (п. 4 ст. 176 НК РФ).

К тому моменту как будет вынесено решение о возмещении НДС, у налоговиков уже должно быть заявление от бизнесмена о перечислении НДС на его расчетный счет.

Лучше всего подать это заявление сразу вместе с декларацией, в которой отражен НДС к возмещению.

Если бизнесмен заранее не подаст такое заявление, то НДС к возмещению по декларации будет считаться обычной переплатой по налогу. И тогда вернуть его можно будет только через месяц после решения о возмещении на общих основаниях (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Какие особенности возврата НДС предусмотрены для экспортеров сырья

Если бизнесмен продает за границу сырьевые товары, то он может возместить «входной» НДС по ним только после подтверждения экспорта (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Экспортер должен вместе с декларацией предоставить в ИФНС документы, которые подтверждают вывоз товара за рубеж: копию контракта, таможенные декларации с отметкой о пересечении границы, товарно-транспортные накладные.

Поэтому для экспортеров сырья сроки возмещения НДС дополнительно увеличатся на то время, которое требуется для сбора всех необходимых документов.

Перечень сырьевых товаров для применения такого порядка вычета утвержден постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. К этим товарам относятся, например, нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее.

Можно ли отказаться от возврата НДС и перенести вычеты на следующие периоды

Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик:

  1. Предполагает, что в следующем квартале у него будет НДС к уплате. Возврат НДС — это сложный и длительный процесс. Может получиться так, что пройдет несколько месяцев, вам возместят НДС, но подойдут сроки уплаты нового НДС, и эти деньги снова придется отдать в уплату налога. Быстрее и выгоднее может быть сразу перенести вычет на следующий период.
  2. Не хочет связываться с налоговиками: проходить камеральную проверку, собирать документы, ходить на комиссии, а возможно, и судиться.

Бизнесмен может отказаться от возврата НДС, если при подготовке декларации сумма вычетов превысила начисления. Но отказ возможен не всегда.

В общем случае налогоплательщик может использовать вычеты по НДС в течение трех лет после принятия на учет материальных ценностей или получения услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому бизнесмен имеет право разбить слишком крупный вычет на несколько частей так, чтобы в каждом налоговом периоде начисленный НДС был больше вычетов.

Обычная средняя выручка компании за квартал — 20 млн руб без НДС, средний объем закупок — 15 млн руб без НДС. В квартале 2020 года организация дополнительно закупила крупную партию товара на сумму 8 млн руб без НДС. Во квартале выручка и закупки соответствовали средним значениям.

Рассмотрим, как компания будет рассчитываться с бюджетом по НДС за и квартал при обычном использовании вычетов и при их переносе.

Вариант № 1. Без переноса.

Начисленный НДС за квартал равен:

НДСн1 = 20×20% = 4 млн руб.

Вычеты за квартал с учетом дополнительной партии равны:

НДСв1 = (15 + 8) х 20% = 4,6 млн руб.

Компания после проверки вернула из бюджета налог за квартал в сумме:

НДСвз1 = 4,6 — 4,0 = 0,6 млн руб.

За квартал компания начислила налог в сумме:

НДСн2 = 20×20% = 4 млн руб.

НДСв2 = 15×20% = 3 млн руб.

Налог к уплате за квартал:

НДСу2 = 4 — 3 = 1 млн руб.

В итоге организация за два квартала потратила на НДС 0,4 млн руб (заплатила 1 млн, но вернула из бюджета 0,6 млн).

Вариант № 2. С учетом переноса.

Теперь предположим, что организация перенесла половину вычетов по дополнительной партии товара (т. е. по товару на сумму 4 млн руб без НДС) с на квартал.

В этом случае за и за квартал будет начислен одинаковый НДС к уплате в сумме:

НДСу = 20×20% — (15 + 4) х 20% = 4 — 3,8 = 0,2 млн руб.

Т. е. за два квартала компания отдаст в бюджет те же 0,4 млн руб.

Но если было куплено основное средство (ОС) или нематериальный актив (НМА), то делить вычет на части нельзя. Всю сумму НДС, включенную в стоимость ОС или НМА, нужно взять к вычету в том периоде, когда объект был принят к учету (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20293).

Также нельзя переносить на будущие периоды вычеты, которые не связаны с приобретением товаров или услуг, — например, вычет, право на который возникает после перечисления аванса поставщику (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Если сумма вычетов превысила начисления, а перенести их нельзя, то налогоплательщик обязан включить их в декларацию. Соответственно, он будет проходить все процедуры, описанные в разделе о возврате НДС.

Что нужно запомнить о возврате НДС из бюджета

  1. Если сумма вычетов по декларации за квартал превысила начисленный НДС, у бизнесмена появляется право на возврат налога из бюджета.
  2. Перед тем как принять решение о возврате, налоговики тщательно проверят декларацию, запросят подтверждающие документы и проанализируют информацию о поставщиках.
  3. Скорее всего, руководителя организации вызовут на комиссию в ИФНС и будут убеждать отказаться от вычетов. В спорных ситуациях не исключены и судебные разбирательства, результат которых предсказать сложно.
  4. Даже при отсутствии серьезных проблем от сдачи декларации до получения денег пройдет не меньше двух месяцев. А если налоговики найдут нарушения, то этот срок может затянуться до пяти месяцев. К этому моменту уже может быть начислен к уплате НДС за следующий квартал.
  5. Чтобы избежать подобных сложностей, налогоплательщик может отказаться от возврата НДС. Для этого он имеет право перенести часть вычетов на следующие налоговые периоды в течение трех лет. Но переносить можно только вычеты по приобретаемым товарам, материалам или услугам. Вычет, который возник при покупке основных средств, нематериальных активов, а также при перечислении авансов, переносить нельзя.
  • О банке
  • Реквизиты
  • Тарифы и документы
  • Вакансии
  • Раскрытие информации
  • Финансовым организациям
  • English
  • Контакты

© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н

Порядок возмещения НДС в 2021-2022 годах

Возмещение НДС всегда вызывает особый интерес со стороны контролирующих органов и часто приводит к налоговым спорам. Какие пути возврата НДС предлагает Налоговый кодекс и каковы их особенности, вы узнаете из нашей специальной рубрики.

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Что такое возмещение НДС

Возмещение НДС предполагает процедуру, связанную с возвратом этого налога.

Следует отметить, что осуществить возмещение НДС компания или ИП вправе одним из 2 предлагаемых в НК РФ способов:

  • в общем порядке;
  • заявительном порядке.

При этом, несмотря на выбранный способ возмещения, сам возврат осуществляется путем:

  • перечисления суммы возмещения на банковский счет налогоплательщика;
  • направления суммы на оплату налогов будущих периодов.

Однако данные варианты использования денег от возмещения НДС возможны только при выполнении условия, рассмотренного в статье «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».

Далее рассмотрим важнейшие элементы по каждому из методов возмещения НДС.

Когда налогоплательщик применяет общий порядок возмещения НДС

Общий порядок возмещения НДС регулируется ст. 176 НК РФ. Запускается механизм данной процедуры со дня подачи в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Получив отчет, налоговый орган начинает камеральную налоговую проверку обоснованности возмещения сумм НДС. Срок проведения камеральной проверки декларации составляет два месяца, но если в ходе проверки у контролеров возникают подозрения на совершение плательщиом налогового правонарушения, срок могут продлить до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако есть возможность этот срок сократить.

По результатам проверки принимается решение в пользу налогоплательщика либо отказ.

Более подробно о содержании процедуры, времени, выделенном на проверку, оформлении решения и перечислении суммы читайте в материале «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Особое внимание следует обратить на то, чем обусловлено появление права на возмещение НДС в компании. Это может быть:

  • осуществление отгрузок на экспорт (по причине применения ставки 0%);

Как осуществляется подтверждение возмещения НДС по экспортным операциям, подробно рассмотрено в статьях:

  • превышение суммы вычетов над суммой НДС от реализации.

Возврат НДС в такой ситуации осуществляется с использованием следующего перечня обоснований:

  • контракта;
  • первичных документов;
  • счетов-фактур.

Кроме того, компании могут возместить НДС на основании уточненной декларации.

Как налоговый орган осуществляет возврат в данной ситуации, рассказывается в статье «Каков порядок и особенности возмещения «входного» НДС?».

Как возместить НДС в заявительном порядке в 2019-2020 годах

Заявительный порядок предусмотрен ст. 176.1 НК РФ. Такое возмещение НДС характеризует собой ускоренный процесс принятия решения по возврату налога.

Воспользоваться заявительным порядком может организация, уплатившая в бюджет за 3 календарных года, предшествующих применению заявительного порядка, общую сумму налогов не меньше величины, установленной законодательно.

Также правом на заявительный порядок возмещения НДС обладают налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечена договором поручительства.

Договор поручительства должен быть составлен по форме, утв. приказом ФНС от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@.

Сроки, в течение которых налоговый орган принимает решение, а также документооборот, осуществляемый для подтверждения возврата, отражены в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

В ст. 176.1 НК приведены условия использования ускоренного способа возмещения НДС, одним из которых является наличие банковской гарантии.

По вопросу банковской гарантии следует выделить такие моменты:

  • В определенных случаях банковская гарантия подлежит возврату налогоплательщику.
  • Период действия выданной гарантии имеет временные ограничения.

О последствиях возмещения НДС при отсутствии права на это возмещение читайте в материале «За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф» .

Если НДС в заявительном порядке был возмещен, а затем была подана уточненка, то узнать, при каких обстоятельствах можно избежать налоговых последствий, можно из материала «Заявительный порядок возмещения: когда уточненка не повлечет уплату процентов» .

Почему может быть отказано в сумме НДС к возмещению

В связи с тем, что возмещение НДС зачастую предполагает возврат довольно крупных сумм, налоговые органы достаточно тщательно подходят к вопросам проверки всех моментов, имеющих значение для обоснования возврата. Наличие спорных вопросов в них порой дает право ИФНС отказывать или частично отказывать в возмещении.

Тем не менее очень часто компаниям удается обжаловать отказ, в результате чего у налогоплательщика появляется возможность возместить НДС.

В статье «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?» рассмотрен пример возмещения НДС, в котором налоговый орган отказался осуществить возврат, но налогоплательщику удалось данный отказ оспорить.

Бывает и так, что сами налогоплательщики намеренно пытаются воспользоваться возмещением неправомерно, т. е. когда компания или ИП заявляет вычет, не имея на то оснований. В случае необоснованного применения вычета НК РФ предусмотрена ответственность.

НДС принят к вычету необоснованно, если это было сделано:

  • по товарам, которые не нашли отражения в учете налогоплательщика;
  • услугам иностранного лица, если ни услуги, ни соответствующий НДС не оплачены;
  • в прочих аналогичных ситуациях.

Отметим, что ответственность также может наступить и в ситуации, когда НДС был возмещен по решению налогового органа в заявительном порядке. Но позже, по окончании налоговой проверки, были выявлены факторы, свидетельствующие о незаконности такого возврата.

Помимо наказания налогоплательщика за нарушение порядка возврата НДС ответственность предусмотрена и для налоговых органов. Основанием для наступления данной ответственности является несоблюдение сроков возврата сумм НДС.

О том, какие меры в этом случае предусмотрены, читайте здесь.

Как при занижении суммы налога налогоплательщиком, так и при просрочках в его оплате, а также при задержке возврата налога налоговым органом НК РФ предусматривает расчет пени за каждый день просрочки с даты возникновения задолженности с использованием ставки рефинансирования.

О значении этой ставки можно узнать здесь.

Как возместить НДС, если 3-летний срок истек

Вопрос в отношении сроков возврата НДС всегда являлся неоднозначным. 3-летний срок, установленный ст. 78 НК РФ, не регулирует четкий промежуток между началом и концом указанного периода. Для того чтобы точно определиться, с какого момента начинать отсчет указанного срока — с даты, установленной для представления в налоговый орган декларации по НДС, или со дня окончания налогового периода, — предлагаем вам ознакомиться с материалом, в котором представлена позиция арбитражных судов — «Можно ли продлить трехлетний срок для возмещения НДС на 25 дней (до 31.12.2014 — до 20-го числа)?».

Как видим, процесс возмещения налога является очень непростым действием во взаимоотношениях налогоплательщиков и налогового органа. Соблюдение всех его особенностей, рассматриваемых в нашей рубрике «Возмещение НДС», поможет осуществить возврат налога грамотно и без лишних нареканий со стороны контролирующих органов.

Возмещение НДС

— зачет или возврат налога на добавленную стоимость, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по НДС превышает сумму исчисленного НДС.

Порядок возмещения НДС регулируется статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налогоплательщик получает право на возмещение НДС, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по НДС превышает сумму исчисленного НДС.

Возмещение НДС возможно в виде:

1) Возврата НДС — когда сумма НДС перечисляется из бюджета на счет налогоплательщика

2) Зачета НДС — когда сумма возмещенного НДС засчитывается в счет задолженности по другим налогам или в счет будущих платежей.

В общем случае, налогоплательщик имеет право выбора вида возмещения НДС.

Возмещение НДС следует отличать от Налогового вычета по НДС — суммы НДС, уплаченной поставщикам, уплаченной при ввозе на территорию России таможенным органам и в иных аналогичных случаях, которые уменьшают сумму исчисленного НДС.

Пример

В налоговом периоде сумма исчисленного НДС 100 тыс. рублей. Сумма налогового вычета 150 тыс. рублей.

В этой ситуации возмещению подлежит 50 тыс. рублей НДС (150 тыс. – 100 тыс.).

Пример

В налоговом периоде было реализовано товаров на сумму 1 млн. рублей (без НДС), что привело к исчислению с реализации НДС в сумме 200 тыс. рублей (по ставке 20%).

В налоговом периоде было приобретено товаров для перепродажи на сумму 1 800 тыс. рублей, в том числе НДС 300 тыс. рублей.

В налоговом периоде были понесены расходы на аренду офиса в сумме 120 тыс. рублей, в том числе НДС 20 тыс. рублей.

В налоговой декларации за налоговый период должно быть отражено:

200 тыс. рублей исчисленный с реализации НДС;

320 тыс. рублей вычет НДС

В этой ситуации возмещению подлежит 120 тыс. рублей НДС (320 тыс. – 200 тыс.).

Порядок возмещения НДС

1) После представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению в рамках камеральной налоговой проверки (срок проведения — 2 месяца, ст. 88 НК РФ).

2) По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Одновременно принимается решение о зачете или возврате НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

3) В случае, если НДС подлежит возврату (то есть, перечислению на счет налогоплательщика), то налоговый орган (на следующий день после дня принятия решения) передает поручение о возврате в Территориальный орган Федерального казначейства (п. 8 ст. 176 НК РФ).

4) Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ).

То есть, общий срок для возврата НДС составляет порядка 4 месяцев (три месяца на камеральную проверку и еще 13 дней на принятие решение и возврат НДС).

Примечание — Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (ст. 6.1. НК РФ).

Установлена ответственность государства за просрочку возмещения НДС:

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Особенности камеральной проверки при возмещении НДС

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (в соответствии со статьей 172 НК РФ). Это правило установлено п. 8 ст. 88 НК РФ.

Отражение в бухучете

Превышение вычета НДС над суммой исчисленного НДС отражено по дебету счета расчетов с бюджетом, субсчет НДС: 68-НДС.

Возмещение НДС в виде возврата налога отражается в учете проводкой:

Д 51 – К 68-НДС — возврат НДС (на дату поступления денежных средств на расчетный счет)

Возмещение НДС в виде зачета в счет задолженности по другим налогам отражается в учете проводкой:

Д 68-Налог на прибыль (или другие налоги) – К 68-НДС — зачет НДС, на дату принятия решения налогового органа о зачете

Трехлетний срок для вычета (возмещения) НДС

Законодательством установлен трехлетний срок для вычета (возмещения) НДС. Так, п. 2 ст. 173 НК РФ указывает:

«Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога . положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода

Если пропустить трехлетний срок для вычета НДС (к примеру, заявить вычет в налоговой декларации по истечении этого срока), то такой НДС к вычету не принимается и пропадает для налогоплательщика.

Подробнее:

Трехлетний срок для вычета (возмещения) НДС — установленный законодательством трехлетний срок для вычета или возмещения НДС.

Заявительный порядок возмещения налога (ст. 176.1 НК РФ)

Заявительный порядок возмещения НДС — это упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки. Заявительный порядок возмещения НДС регулируется статьей 176.1 НК РФ.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей;

3) налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

4) налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (копию договора поручительства), предусматривающий обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей. Обязательство управляющей компании по уплате в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученных им (зачтенных ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, возникает, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа о возврате излишне полученных (зачтенных) сумм налога в течение 15 календарных дней с момента выставления требования налоговым органом;

5) налогоплательщики, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Ускоренное возмещение НДС

ФНС вправе провести ускоренное возмещение НДС в отношении, так называемых, «добросовестных налогоплательщиков». В случае ускоренного возмещения НДС, срок возмещения сокращается на 1 месяц.

Подробнее:

Рубрики:

Советуем прочитать

Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками — возмещение НДС в ускоренном порядке добросовестными налогоплательщиками.

Заявительный порядок возмещения НДС — упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.

Возврат НДС — возмещение НДС в виде перечисления возвращаемого из бюджета налога на счет налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа

Зачет и возврат налога — Зачет налога — зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет текущей или будущей задолженности по налогам. Возврат налога — перечисление из бюджета на счет налогоплательщика сумм уплаченного налога.

Налоговый вычет по НДС — суммы НДС, уплаченные поставщикам, уплаченные при ввозе на территорию России таможенным органам и в иных аналогичных случаях, которые уменьшают сумму исчисленного НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

Ускоренное возмещение НДС: плюсы и минусы нового порядка

29 июня 2009 г. в Государственную Думу внесен законопроект сноска 1 , направленный на ускорение процесса возмещения НДС, который уже давно ждет российский бизнес. В чем заключается предлагаемый заявительный порядок и с чем может столкнуться правоприменительная практика в результате законодательных новаций?

Законопроектом предполагается дополнить главу 21 НК РФ новой статьей 176.1 «Возмещение налога в заявительном порядке» (ввод в действие – с 1 января 2010 г.). Главная цель введения ускоренного (заявительного) порядка – получение возмещения НДС до завершения сроков проведения камеральной проверки поданной декларации. Эта мера, по мнению авторов законопроекта, не снижая эффективности налогового контроля, а значит, и не ущемляя интересов государства, создаст предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, особенно необходимых в условиях кризиса.

Категории налогоплательщиков, имеющих право на применение ускоренного порядка

Ранее уже предпринимались попытки ускорить процедуру возмещения НДС. Так, в начале 2000-х гг. существовал институт традиционных экспортеров. Принципиальное отличие предлагаемого законопроектом порядка, помимо закрепления возможности ускорить возмещение НДС на законодательном уровне, состоит в том, что им могут воспользоваться не только экспортеры.

В то же время возможности для применения заявительного порядка не для всех налогоплательщиков одинаковы. Предлагается разделить налогоплательщиков на три категории: крупнейшие, состоятельные и остальные (не вошедшие в первые две категории).

Первые в качестве условия применения заявительного порядка должны отвечать критериям отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ.
Заметим, однако, что в Налоговом кодексе РФ вообще отсутствуют нормы, которые позволяли бы определять, относятся ли налогоплательщики к категории крупнейших. В пункте 1 статьи 83 предусмотрено лишь, что Минфин России «вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» сноска 2 .

Для того чтобы организация могла применить заявительный порядок, предусмотренный для крупнейших налогоплательщиков, ей достаточно лишь соответствовать установленным критериям. Фактически состоять на налоговом учете в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам не обязательно: «…налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога независимо от того, в каком территориальном налоговом органе они стоят на учете» (второй абз. п. 2 ст. 176.1 НК РФ в редакции законопроекта).

Для категории состоятельных налогоплательщиков предусматриваются определенные требования, соблюдение которых, по мнению авторов законопроекта, позволяет оценивать налогоплательщиков как не создающих угрозы состоянию бюджета.

В наименее выгодных условиях оказались налогоплательщики, которые не подпадают под критерий крупнейших и не достигли показателей, которые характеризовали бы их как состоятельных.

Такие налогоплательщики расцениваются в законопроекте как менее благонадежные, и воспользоваться ускоренным порядком они смогут, только если представят банковскую гарантию.
Институт банковской гарантии уже используется в Налоговом кодексе РФ: банковская гарантия может заменить принятые налоговым органом в отношении налогоплательщика обеспечительные меры (подп. 1 п. 11 ст. 101); при представлении гарантии налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации товаров за пределы России (п. 2 ст. 184).

Однако для целей ускоренного возмещения налога институт банковской гарантии предлагается использовать в несколько усеченном виде.

Так, если говорить об использовании банковской гарантии как об альтернативе обеспечительным мерам, Кодекс прямо предусматривает, что при предоставлении налогоплательщиком «гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России», налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер (п. 12 ст. 101 НК РФ). В отношении банковской гарантии для целей ускоренного возмещения НДС никаких условий к банкам, предоставляющим гарантии, не предъявляется.

Формально законопроект не дает налоговому органу возможности отказать налогоплательщику в ускоренном возмещении, если им будет представлена банковская гарантия. Однако на практике инспекции это обстоятельство могут не учесть и, ссылаясь на пункт 12 статьи 101 НК РФ, откажут в ускоренном возмещении налога по причине имеющихся дефектов гарантии: ненадежности выдавшего гарантию банка (с недостаточно высоким рейтингом), незначительных сроков ее действия и т. п.

Это, в частности, подтверждает и заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, заявивший, что при ускоренном порядке возмещения НДС «государство должно быть уверено, что излишне выплаченная сумма и проценты на нее будут ему возвращены. Подобную уверенность может обеспечить гарантия надежного банка» сноска 3 .

С целью снижения такого риска представляется разумным непосредственно в Налоговом кодексе РФ предусмотреть закрытый перечень оснований, по которым налогоплательщику может быть отказано в ускоренном порядке при наличии банковской гарантии.

В законопроекте указано, что «банк в силу предоставленной гарантии обязуется уплатить за налогоплательщика недоимку, включающую в себя полученную налогоплательщиком в результате неправомерного возврата сумму налога, заявленную к возмещению, и проценты за несвоевременный возврат этой суммы (в случае их уплаты), а также погасить начисленные на эту недоимку пени», если по итогам камеральной проверки налоговый орган откажет (полностью или частично) в возмещении.

Такая формулировка предполагает, что обязательства по возврату ранее возмещенных сумм с начисленными пенями возникают непосредственно у банка. Стандартное условие о том, что обязательства банка обусловлены неуплатой соответствующих сумм налогоплательщиком, в законопроекте отсутствует.

Надеемся, что этот дефект, допущенный при подготовке законопроекта, при принятии закона будет устранен: должно быть предусмотрено, что обязанность банка по уплате за налогоплательщика недоимки и пеней возникает только в том случае, если эта обязанность не будет исполнена самим налогоплательщиком. В противном случае банковские гарантии будут для налогоплательщиков не доступны.

Порядок реализации права на ускоренный порядок возмещения

Право на применение ускоренного порядка реализуется путем подачи с декларацией соответствующего заявления. В нем следует указать выбранный способ возмещения (зачет или возврат). В случае возврата в заявлении также необходимо указать реквизиты соответствующего банковского счета.

В течение 5 дней со дня представления декларации налоговый орган должен проверить наличие у налогоплательщика недоимки по налогам (пеням, штрафам) и принять решение о возмещении НДС. Одновременно с решением о возмещении налоговый орган принимает решение о зачете и (или) о возврате суммы налога, заявленной к возмещению. О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение 5 дней со дня его принятия. То есть законопроект предполагает принятие налоговым органом двух видов решений: о самом возмещении в заявительном порядке и о способе такого возмещения (зачет или возврат).

Если у налогоплательщика имеется задолженность, налоговый орган самостоятельно производит зачет соответствующей суммы в счет погашения этой задолженности.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки сумма налога к возмещению либо подлежит возврату налогоплательщику, либо направляется в счет уплаты предстоящих налоговых платежей.
Налоговый орган на следующий рабочий день после принятия решения о возврате должен направить соответствующее поручение в органы Федерального казначейства. В соответствии с бюджетным законодательством казначейство в течение 5 дней со дня получения такого поручения должно осуществить возврат.

Таким образом, в законопроекте сроки на возврат привязаны к дате получения казначейством указанного поручения, а не к дате его принятия налоговым органом. Поэтому оперативность возврата налогоплательщику сумм налога во многом будет зависеть от взаимодействия налоговых органов и казначейства.

Помимо этого, следует учесть, что все процедурные сроки в законопроекте исчисляются в рабочих днях. В результате на практике срок фактического получения средств может увеличиться до полутора месяцев, что снижает привлекательность нового порядка.

При нарушении сроков возврата налога на его сумму подлежат начислению проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го дня после представления налогоплательщиком декларации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

В случае неполного возврата процентов налоговый орган должен будет самостоятельно принять решение об уплате оставшейся суммы и направить это решение в казначейство.

В целом предложенная процедура реализации права на ускоренное возмещение НДС аналогична обычному порядку, установленному в статье 176 НК РФ. Однако формулировки законопроекта несколько затрудняют понимание этой процедуры, что может негативно сказаться при практическом применении ускоренного возмещения (особенно в случаях, когда у налогоплательщиков имеется налоговая задолженность).

В целях рационализации налогового администрирования желательно упростить предлагаемый порядок, предусмотрев, например, принятие налоговым органом одного решения по итогам рассмотрения заявления вместо двух, предусмотренных в законопроекте.

Последствия завершения налоговым органом камеральной проверки

Обоснованность суммы налога к возмещению проверяется налоговым органом в обычном порядке (ст. 88 НК РФ). После рассмотрения результатов проверки выносятся решения о возмещении либо об отказе в возмещении (полностью или частично) и о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. Оформляются результаты проверки в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 176 НК РФ.

Таким образом, в отношении одной суммы налога принимаются два решения о возмещении: сначала «авансом» – в рамках ускоренной процедуры, а затем уже по итогам проверки обоснованности заявленных к возмещению сумм.

В случае превышения ранее возмещенной в заявительном порядке суммы налога над суммой, подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки, полученная разница должна быть отражена в решении о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) как излишне возмещенная сумма налога, и признана недоимкой по НДС. При этом, начиная с 21-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, за который представлена декларация, на указанную сумму в общем порядке должны быть начислены пени.

В случае если налогоплательщику по заявительному порядку были выплачены проценты, они также должны быть признаны недоимкой по налогу, на которую начисляются пени, начиная со дня фактической выплаты процентов.

Таким образом, рассматриваемый законопроект на вопрос, как следует квалифицировать ту часть налога к возмещению, которая в заявительном порядке была получена налогоплательщиком, но право на получение которой в дальнейшем подтверждено не было, предлагает наиболее простой ответ: такую сумму предлагается приравнять к недоимке.

Под недоимкой в Налоговом кодексе РФ понимается «сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок» (п. 2 ст. 11). Следовательно, законопроектом специально для целей НДС предполагается расширить значение понятия «недоимка», включив в него излишне возмещенные налогоплательщику суммы.
Однако, по нашему мнению, для сохранения определенного баланса между интересами налогоплательщиков и государства законодатель должен предусмотреть и дополнительные гарантии налогоплательщикам.

Прежде всего необходимо прямое указание в законе на то, что с такой недоимки не должны взыскиваться штрафы. Несмотря на то что законопроект предусматривает только начисление пеней, на практике, скорее всего, это не будет препятствием для взыскания налоговыми органами соответствующих санкций.

Также представляется целесообразным в качестве дополнительной гарантии предусмотреть, что в случае, когда решение о привлечении к ответственности (об отказе в возмещении) обжалуется налогоплательщиком, недоимка и пени могут быть взысканы с него только после того, как факт излишнего возмещения НДС будет установлен судом. Это позволит не только повысить привлекательность использования заявительного порядка, но и в случае признания судом отказа в возмещении неправомерным устранит излишнее движение средств от налогоплательщика в бюджет и обратно.

Проценты за задержку возврата НДС логично приравнять в «зеркальном» порядке к налоговым вычетам. Это позволит налогоплательщикам получать их автоматически, путем заявления в декларации, а не через суд.

И, наконец, можно предложить законодателю иное решение вопроса получения бюджетом излишне возмещенных ранее сумм налога и процентов. Так, можно предусмотреть, что если по результатам проверки будет установлен факт излишнего возмещения, то соответствующие суммы должны быть отражены налогоплательщиком в декларации за текущий период как суммы НДС к начислению. Этот способ представляется более простым в реализации и налоговом администрировании по сравнению с тем, что сейчас предусмотрен в законопроекте.

***
Безусловно, стоит приветствовать инициативу депутатов по введению порядка ускоренного возмещения НДС. Он может существенно помочь налогоплательщикам в сложной экономической ситуации, позволив им сохранить оборотные средства.
В то же время внесенный законопроект явно не доработан и содержит немало слабых мест, которые на практике могут свести на нет все усилия законодателя по поддержке организаций в условиях кризиса. Речь идет прежде всего о возможности взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков излишне возмещенных, по их мнению, сумм, причем вместе с пенями и штрафами. Не исключено, что более осторожные налогоплательщики будут резервировать часть средств на такие случаи. Большинство налогоплательщиков вынуждены будут потратиться еще и на получение банковской гарантии. Очевидно, что все это в значительной мере снизит положительный эффект от введения нового порядка.
С учетом изложенного принятие законопроекта в его первоначальной редакции может быть настолько невыгодно для налогоплательщиков, что подавляющее их большинство предпочтет действовать по старинке, чем пребывать в состоянии постоянной угрозы изъятия налоговыми органами возмещенных ранее сумм.
Итоговый вариант изначально хорошего в целом законопроекта необходимо доработать таким образом, чтобы ускоренный порядок возмещения НДС мог активно и эффективно использоваться налогоплательщиками без отрицательных последствий для бюджета.
Главное, что следует помнить: ускоренное возмещение НДС – это лишь полумера, которая не решает проблем обоснованности как возмещения, так и отказов в возмещении НДС. В этом направлении необходимы системные изменения, а не отдельные законодательные поправки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО