Отчетность субъектов МСП вместо ПНООЛР
На основании п. 4 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ) для субъектов малого и среднего предпринимательства исключается обязанность разрабатывать ПНООЛР и проходить процедуру согласования данной проектной документации в уполномоченных государственных органах. Однако согласно п. 7-8 вышеуказанного закона субъекты МСП в обязательном порядке предоставляют в уполномоченные государственные органы отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Данный вид отчетов предоставляется субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке либо в территориальный орган Росприроднадзора (если предприятие подлежит федеральному гос. экологическому надзору), либо в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль в области обращения с отходами (если предприятие подлежит региональному гос. экологическому надзору).
Преимущества отчетности субъектов МСП об обращении с отходами перед разработкой ПНООЛР
Отсутствие необходимости в разработке и согласовании ПНООЛР для малого и среднего бизнеса влечет за собой ряд приятных для предприятий данной категории возможностей:
- Не требуется разрабатывать ПНООЛР каждые 5 лет и проводить процедуру его согласования с оплатой государственной пошлины.
- Отсутствует необходимость ежегодного «продления лимитов» (Техническая отчетность по обращению с отходами) для предприятий, получивших в результате согласования ПНООЛР документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Не требуется переоформлять бланк «лимитов» (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) и оплачивать соответствующую государственную пошлину, если договор на размещение отходов был заключен с новой компанией, отличной от указанной в «лимитах».
- При увеличении количества образуемых отходов или появлении новых видов отходов в результате реорганизации/расширении предприятия нет необходимости изменять проект и повторно проводить процедуру согласования, т.к. для предприятий малого и среднего бизнеса отчетность МСП оформляется на фактический объем отходов, т.е. по факту образования/утилизации/обезвреживания/размещения, а не в плановом порядке как по проекту ПНООЛР.
Сроки представления отчетности МСП в государственные органы
О сроках:
- Для предприятий, подлежащих федеральному гос. экологическому надзору, срок, порядок и форма документации определена приказом МПР РФ от 16.02.2010 №30
- Для предприятий, подлежащих региональному гос. экологическому надзору, сроки представления отчетности определяется на уровне субъекта РФ.
Об ответственности:
Ответственность за отсутствие и несвоевременное представление отчета для предприятий малого и среднего бизнеса по отходам подпадает под статьи 8.2. и 8.5. КоАП РФ.
Статистическая отчетность организаций, малых предприятий и ИП
Любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации с присвоением уникального номера ИНН, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению статистической отчетности.
Из этой статьи Вы узнаете:
Что такое статистическая отчетность
Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы.
Законами обязывает организации и индивидуальных предпринимателей сдавать следующие виды отчетности:
Указанные обязанности распространяются и на те организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие УСН, наряду с остальными обязаны отчитываться в органах статистики.
Исключение составляют лишь малые предприятия, для которых предусмотрено выборочное статистическое наблюдение в упрощенном порядке, поэтому отчитываться должны не все, а только те, кто получил письменное требование из органов статистики. Тогда ваше отделение статистики направит вам необходимые бланки и указания по их заполнению. Чтобы узнать попали ли вы в выборку, можно связаться с органом статистического учета по месту нахождения.
Если Ваша организация (являясь малым предприятием) не попала в «выборку», то направлять отчетность в Росстат надо лишь 1 раз в 5 лет в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ, согласно которому сплошные статистические наблюдения за деятельностью малых предприятий проводятся только раз в пять лет.
С 01.01.2013 в соответствии со статьей 18 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ организации и ИП (в том числе применяющие УСН) обязаны представлять в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) органу государственной статистики не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Поэтому по итогам 2013 года в Росстат вместе со статистическими сведениями также нужно будет представить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.
Итак, малые предприятия, как и другие организации, не освобождены от статистических отчетов. В территориальные органы статистики они ежеквартально представляют форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (утв. приказом Росстата от 15.08.2011 № 355). Ее заполняют нарастающим итогом за период с начала года и представляют в отделение статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, за период с января по сентябрь форму нужно сдать в территориальный орган Росстата до 29 октября 2012 года, а за период с января по декабрь — до 29 января 2013 года включительно.
Индивидуальные предприниматели, не занимающиеся сельским хозяйством, по итогам 2012 года должны будут не позднее 4 марта 2013 года (т.к. 2 марта — выходной) представить в территориальные органы Росстата форму № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (утв. Приказом Росстата № 355).
Для микропредприятий Приказом № 355 утверждена форма № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». По ней должны отчитываться все микропредприятия, кроме тех, кто занимается сельскохозяйственной деятельностью. Форма № МП (микро) является годовой. По итогам 2012 года ее нужно представить в органы статистики до 5 февраля 2013 года.
Для определенных видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Например, малые торговые предприятия дополнительно сдают ежеквартальную форму № ПМ-торг (утв. Приказом Росстата от 19.07.2011 № 328), а ИП, занимающиеся торговлей в розницу, — годовую форму № 1-ИП (торговля) (утверждена приказом Росстата от 12.05.2010 № 185).
Сроки сдачи и формы статистической отчетности
Сбор статистической отчетности в период действия Указа Президента Российской Федерации № 239
Крупные и средние предприятия, продолжающие работать, в том числе в удаленном режиме, представляют все отчеты в обычные сроки.
Малые предприятия, продолжающие работать, в том числе в удаленном режиме, и включенные в выборку, сдают в обычные сроки формы ПМ, ПМ-пром, ПМ-торг.
Больше никакие отчеты малые предприятия в период до 30 апреля включительно не заполняют. Означает ли это полное освобождение от отчетности, приходящейся на апрель, или же только перенос сроков сдачи, пока неясно. Рекомендуем уточнить этот момент в территориальном органе Росстата.
Территориальные органы Росстата определяют перечень форм статистической отчетности. Ниже приведена информация о статистической отчетности для:
организаций и ИП, которые не могут быть отнесены к малым предприятиям;
Бухгалтерская отчетность для малого бизнеса
Субъекты малого предпринимательства имеют право представлять в налоговую службу упрощенную бухгалтерскую отчетность. Она содержит стандартные формы финансовой отчетности, но для их правильного заполнения необходимо принимать во внимание несколько существенных нюансов.
Организации, имеющие право на представление упрощенной бухгалтерской отчетности
Перечень категорий налогоплательщиков, которые имеют право на представление упрощенной бухгалтерской отчетности и ведение бухгалтерского учета по упрощенной схеме, регламентируется п.4 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. К ним относятся:
- субъекты малого предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- организации-участники проектов по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям относятся организации со среднесписочной численностью работников до 100 человек и годовой выручкой (без НДС) до 800 млн. рублей. Суммарная доля участия РФ и субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25%, а суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами МСП, а также иностранных компаний в уставном капитале – до 49%.
Не имеют право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, государственные учреждения, политические партии и их отделения, адвокатские бюро, палаты и коллегии адвокатов, юридические консультации, нотариальные палаты, некоммерческие организации-иностранные агенты, а также компании, чья финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Экстерн – лучшее решение для электронной отчетности через интернет!
Заполните форму и отправьте заявку. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Состав бухгалтерской отчетности малых предприятий
Согласно ст.14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ, бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства должна включать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В качестве приложений представляются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании денежных средств, а также пояснения к отчетам.
Отчет о целевом использовании средств необходимо представлять всем некоммерческим организациям, а также налогоплательщикам, которые получали целевые средства в течение отчетного периода.
При этом, согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», субъекты малого предпринимательства, имеющие право на представление упрощенной бухгалтерской отчетности, могут заполнять формы укрупненными и объединенными по группам данными. Таким образом заполняется баланс, отчеты о финансовых результатах и целевом использовании средств. Упрощенные формы указанных документов приведены в Приложении №5 к Приказу №66н.
Основные послабления при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности
- В соответствии с п.6 Приказа от 02.07.2010г. №66н, а также п. 17 Информации Минфина России №ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», приложения к отчетам заполняются только в том случае, если в них необходимо указать параметры, без которых невозможна оценка финансовых результатов и положения организации.
- Бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах и целевом использовании денежных средств заполняется сгруппированными по статьям показателями, без детализации.
- Субъекты малого предпринимательства могут не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о связанных сторонах, информацию по сегментам, по прекращаемой деятельности.
- Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухучета и представления отчетности, имеют право исправлять ошибки предшествующего отчетного периода, которые были выявлены после утверждения отчетности за текущий год. При этом ретроспективный пересчет с включением прибыли и убытков, понесенных в результате исправления ошибки, в состав прочих доходов и расходов за текущий отчетный период выполнять не требуется.
Обратите внимание: субъекты малого предпринимательства могут выбирать схему представления бухгалтерской отчетности на свое усмотрение – в полном или упрощенном варианте.
Как правильно заполнять упрощенные формы бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс для субъектов малого предпринимательства, использующих упрощенную схему отчетности, включает в себя меньший объем информации. Так, вместо двух разделов в активе баланса заполняется всего один, состоящий из пяти показателей. Аналогично – пассив баланса состоит из одного раздела и шести показателей.
Название показателя | Что отражается |
Актив | |
Материальные внеоборотные активы | Основные средства, в том числе незавершенные капитальные вложения в основные средства |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | Нематериальные активы, в том числе незавершенные вложения в них, долгосрочные финансовые вложения (облигации, займы, векселя), разработки и исследования, результаты разработок и исследований |
Запасы | Готовая и незавершенная продукция, материалы, товары |
Денежные средства и денежные эквиваленты | Денежные средства в кассе и на банковских счетах в любой валюте, переведенной в рубли. Эквиваленты – краткосрочные высоколиквидные вложения, которые можно без рисков существенной потери стоимости конвертировать в денежные средства. |
Финансовые и другие оборотные активы | Краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, выданные авансы, входящий НДС, а также другие активы, которые нельзя включить в состав денежных средств, их эквивалентов и запасов. |
Пассив | |
Капитал и резервы | Уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Для некоммерческих организаций – также целевые средства, особое ценное движимое и недвижимое имущество. |
Долгосрочные заемные средства | Займы и кредиты и проценты по ним, оформленные на срок более 12 месяцев |
Другие долгосрочные обязательства | Кредиторская задолженность, целевые финансовые средства, резервы предстоящих расходов, отложенные налоговые обязательства со сроком исполнения более 12 месяцев |
Краткосрочные заемные средства | Займы и кредиты и проценты по ним, оформленные на срок менее 12 месяцев |
Кредиторская задолженность | Кредиторская задолженность перед контрагентами, бюджетом, сотрудниками организации, учредителями, полученные авансы. |
Другие краткосрочные обязательства | Целевые финансовые средства, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов со сроком исполнения более 12 месяцев |
Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства также содержит меньшее количество показателей – всего 7 строк. Так, не нужно указывать виды расходов по основному виду деятельности, а также некоторые другие показатели. Порядок заполнения следующий:
- 1. Выручка. Указывается за вычетом НДС и акцизов.
- 2. Расходы по обычным видам деятельности. Сумма указывается в скобках. Сюда входит себестоимость реализованных товаров и услуг, управленческие и коммерческие расходы.
- 3. Проценты к уплате. Проценты по займам и кредитам.
- 4. Прочие доходы. Доходы, которые нельзя отнести к обычной деятельности.
- 5. Прочие расходы. Указываются в скобках. Это все расходы, не относящиеся к обычным видам деятельности, за минусом процентов к уплате.
- 6. Налоги на прибыль (доходы). Указывается текущий налог на прибыль.
- 7. Чистая прибыль (убыток). Рассчитывается как выручка — расходы по обычным видам деятельности – проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы – налоги на прибыль.
Способ представления упрощенной отчетности
Согласно действующему законодательству, субъекты малого предпринимательства имеют право выбрать любой способ представления бухгалтерской отчетности: на бумажных носителях при личном посещении ИФНС или почтовым отправлением, либо в электронном виде.
Электронный формат представления отчетных документов для абсолютного большинства организаций оказывается гораздо более удобным. Во-первых, в этом случае появляется возможность подать отчеты буквально в последние минуты установленного срока. Во-вторых, исчезает необходимость личного посещения налоговой службы, ведь дублировать документы на бумаге не нужно.
Почему почти 2 млн. бухгалтеров выбирают Контур.Экстерн
Контур.Экстерн подскажет, какие отчеты вам необходимо заполнить, исходя из формы собственности и системы налогообложения вашей компании. Отметит необходимые для заполнения поля, сам рассчитает итоговые значения на основе введенных данных.
Всегда актуальные формы
Пользователям Контур.Экстерн не нужно терять время на изучение поправок в Законах и искать актуальные формы документов. Все отчеты в системе обновляются сразу после внесения изменений в законодательство, причем без какого-либо участия пользователя.
Работа с привычными программами учета
Вашему бухгалтеру не придется отказываться от привычных программ ведения бухучета и составления отчетности. Специальный модель Контур.Экстерна позволит быстро отправлять отчеты в ФНС непосредственно из 1С. Также вы можете загрузить готовые отчеты из 1С в Экстерн, выполнить их проверку и отправить через облачный сервис.
Никаких ошибок
Можете быть уверены, что налоговая примет ваши отчеты сразу же, с первого раза. Контур.Экстерн проверяет бухгалтерскую отчетность перед отправкой в ФНС и указывает на неверно заполненные поля. Если у вас остались вопросы по заполнению, свяжитесь со специалистами технической поддержки Экстерна. Консультанты работают круглосуточно.
Обмен любыми документами с ФНС
Малые предприятия могут не только отправлять бухгалтерскую отчетность в ФНС, но также запрашивать акты сверки, справки о состоянии расчетов с бюджетом и другие документы. Вы можете настроить регулярный автоматический запрос актов сверки, и информация о начисленных налогах, пени и штрафах будет группироваться в удобной сводной таблице.
Убедитесь: Контур.Экстерн обладает всем функционалом, необходимым субъектам малого предпринимательства для быстрого формирования и сдачи бухгалтерской отчетности. Независимо от формы собственности, видов деятельности, системы налогообложения, а также количества дочерних организаций.
Малый бизнес в 2021 году попадет под сплошное статистическое наблюдение: кому, когда и как придется отчитываться
В 2021 году проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий и ИП. Отчитаться нужно до 1 апреля. Опоздавшим предоставят еще один шанс — направить формы статистики через портал госуслуг до 1 мая 2021 года. Если и этот срок будет пропущен, назначат штраф. Наша статья поможет вовремя заполнить и сдать отчеты.
- Что такое сплошное наблюдение
- Кто подпадает под сплошное наблюдение в 2021 году
- Формы отчетности
- Как правильно заполнить отчеты
- Как сдать отчетность: сроки и способы
- Отчетность для среднего бизнеса
- Штрафы для тех, кто не отчитается в срок
Что такое сплошное наблюдение
Существует две формы статистического наблюдения: выборочное и сплошное. Это следует из статьи 6 Федерального закона от 29.11.07 № 282-ФЗ.
Выборочное наблюдение — это сбор сведений об отдельных компаниях и ИП. Список (выборку) составляет Росстат. Попавших в выборку извещают, по каким формам, когда и как они должны отчитаться. Выборочные наблюдения проводятся ежегодно.
Сплошное наблюдение — это сбор данных обо всех без исключения организациях и предпринимателях, относящихся к исследуемой группе. Малые и средние предприятия попадают под сплошное статистическое наблюдение один раз в 5 лет (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ).
Заполните и сдайте всю статистическую отчетность через интернет Сдать бесплатно
СПРАВКА
Очередное сплошное статистическое наблюдение для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) назначено на 2021 год. Предыдущее проводилось в 2016 году (см. «Сплошное статистическое наблюдение: как именно представители малого и среднего бизнеса должны отчитаться в Росстат до 1 апреля»).
Кто подпадает под сплошное наблюдение в 2021 году
1. Организации, которые на конец 2020 года числились в реестре субъектов МСП на сайте ФНС в категории «микропредприятие» или «малое предприятие» (вне зависимости от сферы деятельности). Если ранее компания отвечала данным требованиям, но в середине 2020 года ее исключили из реестра, либо присвоили иную категорию, в сплошном статнаблюдении она не участвует (о сроках и причинах исключения из реестра см. « Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса будет обновляться ежемесячно »).
Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
2. Все, у кого на конец 2020 года был статус индивидуального предпринимателя (независимо от принадлежности к субъектам малого бизнеса).
Формы отчетности
Согласно приказу Росстата от 17.08.20 № 469, респонденты должны заполнить один из двух отчетов.
Для ИП предназначена форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год».
Для компаний из категории «микро- и малые предприятия» — форма № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год».
Заполнить и сдать в Росстат все перечисленные формы через «Контур.Экстерн»
СПРАВКА
Участие в сплошном статистическом наблюдении освобождает респондентов от необходимости сдавать некоторые ежегодные формы. В частности, в 2021 году не нужно представлять МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» и 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя».
Как правильно заполнить отчеты
Указания по заполнению форм сплошного наблюдения за малым бизнесом утверждены приказом № 469. Компаниям и предпринимателям надлежит отразить сведения о своей деятельности за 2020 год. В частности, обозначить систему налогообложения, численность наемных работников, выручку без НДС и проч.
Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента
Ошибки, допущенные при заполнении отчетов, надо исправлять следующим образом. В «бумажной» форме неверную запись нужно зачеркнуть, и сверху написать правильное значение. Если отчет с ошибкой направлен в электронном виде — представить «уточненку».
Нужно ли отчитаться, если у организации или ИП в 2020 году не было деятельности? Нужно. Но заполнить следует не всю форму, а только «шапку» и раздел 3 «Основные фонды (средства) и инвестиции в основной капитал».
Как сдать отчетность: сроки и способы
Форму № МП-сп и форму № 1-предприниматель в общем случае нужно сдать до 1 апреля 2021 года. Каким способом представить отчеты? Есть несколько вариантов, можно выбрать любой:
1. Через оператора электронного документооборота (ЭДО). Данный способ обычно выбирают те, кто уже сдает по интернету налоговые декларации, расчеты и проч.
Заполнить и сдать всю статистическую отчетность через «Контур.Экстерн» Подать заявку
2. Через официальный сайт Росстата. Понадобится скачать on-line модуль или установить off-line модуль ввода отчетов (подробности — в рубрике « Часто задаваемые вопросы респондентов »).
3. Направить электронное письмо с отчетом на адрес websbor-report@gks.ru.
4. Направить «бумажное» письмо с отчетом в территориальный орган Росстата по почте, либо привезти письмо лично.
Если организация (или ИП) не успеет отчитаться до 1 апреля, у нее останется еще один шанс. До 1 мая 2021 года можно будет представить формы сплошного наблюдения через Единый портал госуслуг (см. « Для малого бизнеса продлен срок представления отчетов в Росстат »). В настоящее время подобной услуги на портале нет, но она должна появиться 1 марта. Воспользоваться ею смогут те, у кого есть подтвержденная учетная запись на госуслугах (легче всего подтвердить ее при помощи электронной подписи, инструкция есть на портале госуслуг ).
ВАЖНО
В большинстве случаев для сдачи отчетности по формам № МП-сп и № 1-предприниматель необходимо иметь электронную подпись. Электронная подпись не понадобится, если респондент решит отправить заполненные бланки по обычной почте или принести лично.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
Отчетность для среднего бизнеса
В теории сплошное наблюдение «раз в 5 лет» должно затрагивать субъектов не только малого, но и среднего бизнеса. Однако на практике в 2021 году средние предприятия в наблюдении не участвуют.
Впрочем, от других статистических отчетов их не освободили. Так, им необходимо сдать форму № 1 — предприятие (см. « Форма № 1 — предприятие: Росстат скорректировал указания по заполнению отчета »).
Какие именно статистические формы должна сдать та или иная организация, можно узнать на сайте Росстата при помощи сервиса «Получение данных о кодах статистики и перечня форм» . Следует указать ИНН (либо ОГРН или ОКПО) и нажать кнопку «Получить». Система сформирует перечень отчетов для статистики.
Бесплатно заполнить и сдать в Росстат через интернет всю отчетность за среднее предприятие Сдать бесплатно
Штрафы для тех, кто не отчитается в срок
Тех, кто не отчитается, либо сделает это с опозданием, привлекут к административной ответственности. То же самое произойдет в случае, если представленные сведения окажутся недостоверными.
Нарушителям выпишут штраф по статье 13.19 КоАП. Его размер составляет:
- для юрлиц — от 20 000 до 70 000 руб. (за повторное нарушение — от 100 000 до 150 000 руб.);
- для ИП и должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 руб.).
Чтобы избежать штрафа за недостоверные сведения, нужно представить уточненный отчет. Сделать это необходимо в течение трех дней с момента самостоятельного обнаружения ошибки, либо получения уведомления из органа статистики. Такие разъяснения дал Росстат в письме от 24.04.19 № СЕ-04-4/55СМИ (см. « Росстат разъяснил, как избежать штрафов за ошибки в статистической отчетности »).
Отчетность малого и среднего бизнеса
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обязано ли ООО представлять все формы бухгалтерской отчетности за 2020 год, если относится к субъектам малого предпринимательства (валюта баланса за 2020 год составила более 60 млн. рублей)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ООО не имеет права представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде только в том случае, если оно подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо Федерального закона. При этом по финансовым показателям (доходы и валюта баланса) под обязательный аудит общество не подпадает. Если иных оснований для проведения аудита нет, общество — субъект малого предпринимательства вправе представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность *(1).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)*(2).
Обращаем внимание, что применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В этой связи напомним, что из ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
В том случае, если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета, установленного ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства и ее отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность оно не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) — 400 миллионов рублей;
— сумма активов бухгалтерского баланса — 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2021 года. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации*(3), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно.
При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
В рассматриваемом случае эти показатели за 2019 год у ООО не превышены. Кроме того, в анализируемой ситуации объем выручки от продажи продукции и сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год не превышали и предельных значений для этих показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (400 млн. руб. и 60 млн. руб.). Соответственно, можно прийти к выводу, что обязательному аудиту бухгалтерской отчетности за 2020 год общество не подлежит*(4).
Вместе с тем как прямо следует из процитированной ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ, проведение обязательного аудита необходимо также и в иных случаях, установленных федеральными законами. Минфин России в информации от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 разъясняет, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Поэтому если ООО подлежит обязательному аудиту на основании норм какого-либо федерального закона, оно должно проводить аудит годовой финансовой отчетности независимо от величины показателей своего дохода и активов баланса. Минфин России ежегодно публикует информацию, в которой указывается перечень оснований для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в информации Минфина России от 19.01.2021.
Если обязательному аудиту на основании норм каких-либо федеральных законов ООО — субъект малого предпринимательства не подлежит, оно может представлять бухгалтерскую отчетность за 2020 год в упрощенном виде.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
12 апреля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ (например, п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», п. 2.1 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и др.) и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н — пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016)).
Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (подп. 1.2 п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
При составлении упрощенной отчетности организации вправе применить упрощенные формы, специально разработанные именно для субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения учета. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее — Приказ N 66н (пп. 6, 6.1 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, далее — Информация).
*(2) Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(3) За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
*(4) Если бы показатели отчетности за 2019 год превышали одно из предельных значений финансовых показателей, установленных прежней редакцией Закона N 307-ФЗ, нужно было бы учитывать, что согласно ст. 2 Закона N 476-ФЗ действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора на проведение обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависела бы от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности.