Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?

Проверяем контрагентов на благонадежность: быстро и бесплатно

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы), управляющий партнер юридической фирмы TAX COMPLIANCE

специально для ГАРАНТ.РУ

Сомнительные контрагенты могут стать основанием для предъявления претензий со стороны налоговых органов. Практика проведения выездных налоговых проверок в рамках ст. 54.1 Налогового кодекса демонстрирует доначисление НДС и налога на прибыль в полном объеме в случае недоказанности реальности выполненной услуги (поставки товаров) и наличия умысла в действиях по формированию сделки исключительно для получения налоговой экономии. Чтобы избежать подобных последствий, стоит при проверке контрагентов использовать критерии, по которым ФНС России оценивает налоговые риски.

Данные о регистрации и полномочиях должностных лиц

Во-первых, необходимо проверить данные о регистрации юридического лица. Сделать это можно по выписке из ЕГРЮЛ, которую можно получить онлайн и бесплатно, зная реквизиты или наименование организации (https://egrul.nalog.ru/index.html). Отсутствие сведений о контрагенте в реестре влечет ничтожность всех заключенных с ним сделок. С налоговой точки зрения это означает признание всех соответствующих расходов необоснованными. Посмотрите, где фактически находится контрагент, не является ли данный адрес массовым – для этого есть реестр адресов массовой регистрации (https://service.nalog.ru/addrfind.do).

Также стоит удостовериться в полномочиях должностных лиц, которые подписывают первичные документы. Здесь важно оценить должностных лиц по критерию массовости, который косвенно может свидетельствовать о номинальности контрагента. Отдельно стоит проверить действительность документов, удостоверяющих личность, у представителей контрагента. Сделать это бесплатно можно по базе недействительных паспортов (сервисы.гумв.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000). Проблемы с документами – это не только риск негативных налоговых последствий, но и маркер потенциального мошенничества.

Наличие разрешений и лицензий

Если контрагент занимается деятельностью, для осуществления которой необходимо специальное разрешение (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), обязательно проверьте его наличие и действительность. Как правило, проверить наличие лицензии у конкретной организации можно бесплатно на сайте лицензирующих органов (например, в государственном сводном реестре лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, http://fsrar.ru/licens/reestr; на сайте Ространснадзора по каждому вида транспорта можно проверить лицензию с помощью поиска по определенным параметрам, https://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii).

Речь не только о лицензиях, но и, например, о свидетельствах из саморегулируемых организаций о возможности выполнения строительных работ. Напомню, реестры СРО опубликованы на сайтах ведомств, регулирующих их деятельность. Также обратите внимание на наличие профильного (квалифицированного) персонала для выполнения услуги в заявленных объемах и сроках. Причем у вас должно быть документальное подтверждение этих сведений – запросите соответствующую информацию у контрагента. Отсутствие лицензии или разрешения также может привести к негативным налоговым последствиям – расходы по сделкам с этим контрагентом будут признаны необоснованными.

Проверить деловую репутацию контрагента можно на основании информационных ресурсов (сайт компании, СМИ). Так, стоит обратить внимание, есть ли у компании сайт, насколько он актуальный. Поищите отзывы и сообщения в СМИ о контрагенте. Смотрите, в каком контексте упоминается компания, что это за сведения. Так, много информации о судебных спорах и претензиях со стороны контролирующих органов (претензии ФАС России, ФНС России, Роспотребнадзора и т.д.) – повод провести дополнительную проверку контрагента.

Еще один момент – компании, с которыми сотрудничает контрагент, реальные ли это юридические лица, если да – есть ли у них к нему претензии. Также проверьте, есть ли информация о контрагенте на сайтах отраслевых ассоциаций и союзов, членом которых он является. Отсутствие какой-либо информации о компании в общедоступных источниках повышает риск отсутствия у нее реальной деятельности.

Обязательно стоит проверить исполнение обязательств по уплате налогов и сдаче налоговой отчетности на основании общедоступных информационных ресурсов. Так, есть реестры организаций, которые вероятно не платят налоги, например, ФНС России составляет реестр организаций с номинальными участниками (https://service.nalog.ru/mru.do). Воспользоваться этим сервисом можно бесплатно.

Нахождение в этих реестрах с большой долей вероятности говорит о нарушении налогового законодательства и отсутствии реальной деятельности. Также стоит убедиться в отсутствии сведений о частичной приостановке налоговым органом операций по банковским счетам контрагента.

Обязательный этап проверки контрагента – мониторинг сведений о нем в базе ФССП России. Наличие информации в соответствующем сервисе говорит о том, что компания ведет реальную деятельность. Нужно посмотреть, сколько у контрагента невыполненных обязательств, что это за обязательства. Само по себе наличие долга в базе ФССП России еще не говорит о недобросовестности контрагента, но если таких долгов много, то велика вероятность, что это сомнительная компания.

Наличие судебных споров с контрагентом, с одной стороны, свидетельствует о правоспособности юридического лица, которая проверяется при рассмотрении дела. С другой стороны, множество судебных исков против компании говорит о неисполненных обязательствах, то есть это повышает риск ее недобросовестности при сотрудничестве. Конечно, стоит проверять как в качестве кого участвует компания в деле (истец, ответчик или третье лицо), так и саму суть спора. Множество исков к компании как к ответчику может говорить о постоянном нарушении обязательств перед контрагентами. Информацию об арбитражных спорах можно найти бесплатно на сайте https://kad.arbitr.ru/.

Бухгалтерскую отчетность организации можно проверить по соответствующей системе предоставления данных Росстата. Сначала посмотрите, есть ли у контрагента обязанность предоставлять отчетность Росстату в силу закона. Если такая обязанность есть, но компания ее не исполняет, это говорит о нарушении требований законодательства, с большой долей вероятности – о неуплате налогов и сборов и об отсутствии реальной деятельности. К тому же финансовый анализ отчетности позволит проанализировать размер активов контрагента и его деятельность.

Деловая репутация отдельных категорий контрагентов на примере транспортных компаний

В случае заключения договора поставки товаров необходимо проанализировать деловую репутацию транспортной компании (перевозчика) товаров. Стоит проверить сведения о доставке товаров транспортом контрагента с использованием ресурсов «Поток» и «Платон» на федеральных транспортных магистралях.

Заранее согласуйте необходимость предоставления копий товарно-транспортных документов от перевозчика для подтверждения реальности исполнения услуги по поставке товаров в адрес налогоплательщика (покупателя товаров).

Даже если контрагент реальный, и претензии со стороны ФНС России не грозят, информация о деловой репутации транспортной компании может предотвратить заключение договора с ненадежным поставщиком.

Помочь в проверке контрагента могут также специализированные сайты для поиска трудовых ресурсов. Можно посмотреть, есть ли информация о компании как соискателе трудовых ресурсов на таких сайтах, как hh.ru, superjob.ru и аналогичных.

Конечно, информацию только на таких сайтах нельзя считать достаточной для оценки благонадежности компании. Тем не менее, регистрация на таких ресурсах зачастую говорит о реальности компании, в том числе можно обратить внимание на наличие активных вакансий, которые свидетельствуют о ведении хозяйственной деятельности.

Согласно судебной практике, доначисление недоимки по налогам, а также привлечение к налоговой ответственности является следствием необоснованного уменьшения налоговых обязательств путем перенесения налогового бремени на организации, не осуществляющие реальной финансово-хозяйственной деятельности. Ответственность за это возлагается на проверяемое лицо, поскольку оно не предприняло надлежащие меры по проверке контрагента (Определение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. № 309-ЭС19-24828 по делу № А76-16015/2018).

Согласно постановлению Арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2019 г. № Ф05-21415/2019, налоговый орган по итогам выездной налоговой проверки начисляет недоимку по налогу на прибыль в размере 32 367 238 руб., НДС – 59 750 151 руб., пени – 22 483 145,75 руб., штраф – 36 662 880 руб., указав, что возникновение неблагоприятных последствий недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки.

Оценка контрагента по указанным критериям позволит снизить риск заключения сделки с недобросовестными компаниями. Конечно, стоит понимать, что оценивать контрагентов надо на основании совокупности этих данных, причем лучше не пренебрегать какими-то отдельными пунктами. Результаты такой проверки надо сохранить, лучше всего даже сделать отдельные досье по контрагентам и периодически их обновлять. Это будет доказательством проявления должной осмотрительности при возникновении претензий со стороны налоговых органов.

Как проверить иностранного контрагента

Похожие публикации

Существующие реалии бизнеса требует от его собственников и руководителей серьезного подхода к выбору потенциальных партнеров. Особенно это важно в условиях борьбы с незаконными схемами обналичивания денежных средств и ухода от налогов. В законодательство РФ введен термин «должная осмотрительность», предусматривающий, что юридическое лицо перед сделкой проверило контрагента на благонадежность. Важно иметь документальное подтверждение подобной проверки. На практике в некоторых случаях подобные мероприятия иногда вызывают определенные трудности. Например, нередко возникает вопрос: как проверить иностранного контрагента? Сразу отметим, что отсутствие должной проверки партнера-нерезидента часто вызывает больше проблем, чем в аналогичной ситуации с российской компанией. Поэтому игнорировать эту необходимость не следует.

Способы проверить иностранного контрагента

Наиболее простой вариант проверки – запрос документов у партнера. Для этого необходимо составить перечень документов, включив в него уставные документы, подтверждающие регистрацию юридического лица, а также официальную справку — аналог российской выписки из ЕГРЮЛ. Документы должны быть заверены и желателен их нотариально подтвержденный перевод.

Последний документ можно запросить и самостоятельно. Для этого необходимо найти в стране регистрации партнера ресурс, схожий с российским ЕГРЮЛ и запросить на нем выписку в отношении интересующей компании. Перечень таких ресурсов можно найти в специальном разделе на сайте ФНС России.

Также, о юридических лицах, зарегистрированных в странах Евросоюза, можно узнать через Европейский бизнес-реестр . При этом у ряда государств-членов ЕС есть собственные ресурсы с информацией о компаниях: Companies House Service – Великобритания, сайт канцелярии Арбитражного суда Франции, официальный портал Министерства юстиции Германии.

Кроме того, существует ряд частных сервисов, объединяющих базы данных нескольких стран. Например, Open Ownership – на данном ресурсе представлена информация о собственниках копаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, Kompass – содержит обобщенную информацию о компаниях большинства европейских стран, с указанием собственников, видов деятельности, направлений работы на внешнеэкономических рынках. С помощью этих ресурсов проверка иностранного контрагента онлайн, занимает минимум времени, но требует определенных финансовых затрат.

В ряде случаев необходимую информацию можно получить и через Торгово-промышленную палату РФ и ее региональные представительства. Для этого в ТПП необходимо направить запрос с реквизитами компании и оплатить стоимость услуги. Но следует учитывать, что такой запрос может обрабатываться около месяца, а в отношении отдельных стран, особенно из юго-восточной Азии и Африки, до трех месяцев.

Проверка иностранного контрагента на сайте налоговой

Как было отмечено выше, сайт ФНС России дает возможность выяснить ресурсы, позволяющие собрать официальную информацию о зарубежном партнере. Однако, и с помощью российского налогового ведомства возможна проверка иностранного контрагента.

Информацию об иностранных компаниях можно запросить онлайн в специальном сервисе на сайте ФНС России или обратиться к Госреестру аккредитованных филиалов и представительств зарубежных юрлиц, где содержится следующая информация:

реквизиты документов о регистрации;

юридический адрес самой компании и адрес представительства в РФ;

размер уставного капитала;

данные руководителя филиала или представительства;

виды экономической деятельности.

количество иностранных работников.

Такая информация практически схожа со сведениями из ЕГРЮЛ о российской компании и дает достаточный объем сведений о потенциальном партнере.

Дополнительная проверка иностранного контрагента на благонадежность

В некоторых случаях, можно собрать дополнительную информацию о контрагенте, например, проверив его на участие в судебных разбирательствах на сайте Арбитражного суда РФ и аналогичных ресурсах страны регистрации.

Вариантом проверки может стать и использование открытых реестров ФИПС (Федерального института промышленной собственности), где содержится информация о правообладателях объектов интеллектуальной собственности: товарных знаков, патентов на изобретения и т.д. Если иностранный партнер обладает правами, например, на товарный знак, то такая информация будет в реестре.

Еще один способ собрать максимальный объем сведений о зарубежном контрагенте – обратиться в специализированную консалтинговую компанию. В ряде случаев они имеют иностранных партнеров, которые оперативно получают необходимые документы в стране регистрации контрагента. В их распоряжении и специализированные сервисы, что обеспечивает максимальный объем информации и не даст усомниться в том, что не была проявлена должная осмотрительность.

Как проверить на благонадежность российского контрагента, вы сможете узнать из другой нашей статьи.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?

  • Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки
  • Предварительный этап: изучаем сайт потенциального партнера
  • Собираем сведения на сайте налоговой службы по ИНН из ЕГРЮЛ и прочим данным
  • Проверяем руководство и представителей фирмы
  • Ищем дополнительную информацию
  • Проверяем реальность существования бизнеса и оцениваем возможности контрагента исполнить договор
  • Специфические источники информации (карточка формы 13, сведения о контрагенте-резиденте)
  • Итоги

Сведения о контрагентеважнейший элемент стабильной работы любой компании. От правильного выбора партнеров зависит и своевременность выполнения работы, и финансовая стабильность, а также результаты налоговых проверок. Мы подскажем вам, как собрать нужные сведения.

Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки

Правильная работа по сбору сведений о контрагенте позволит вам избежать претензий налоговых органов в недостаточной осмотрительности и получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому важно своевременно и правильно проводить проверочные мероприятия.

Сразу определитесь с источниками информации:

  • бесплатные ресурсы;
  • платные сервисы.

Если вы не стеснены в денежных средствах, платные сервисы — адекватное решение вопроса. Они позволяют получить концентрированный набор данных о потенциальном партнере посредством нажатия одной кнопки (или в ином режиме).

Если же вам не по карману платные услуги, не стоит отчаиваться — получить данные можно и бесплатно. Конечно, придется потратить больше времени и, возможно, не всю интересующую вас информацию удастся раздобыть, но это позволит проявить должную осмотрительность при выборе стороны договора.

Процесс сбора информации происходит в несколько этапов:

  • предварительный этап — до заключения договора соберите данные о потенциальном партнере из открытых общедоступных источников;
  • основной этап — если ваше руководство планирует заключить договор именно с этим контрагентом (до момента принятия окончательного решения), сформируйте «досье контрагента» в полном объеме;
  • этап мониторинга — после заключения договора на регулярной основе отслеживайте информацию о стороне договора по ключевым показателям (финансовой отчетности, судебным делам и т. д.).

Далее более детально рассмотрим малобюджетный вариант сбора данных.

О бесплатном сервисе по проверке трудовых договоров узнайте тут.

Предварительный этап: изучаем сайт потенциального партнера

Начните поиск сведений с официального сайта потенциального контрагента (при его наличии). Обратите внимание на наполнение сайта информацией:

  • о руководстве (общие сведения, размещенные на сайте фотографии руководителя(-ей), начальников филиалов и др.) и/или о коллективе;
  • сфере деятельности компании и ее структуре (наличие и расположение филиалов, обособленных подразделений);
  • действующих лицензиях, свидетельствах, сертификатах, включая сведения об иных достижениях компании (некоторые фирмы выкладывают на сайте сканы таких документов);
  • выполненных работах, построенных объектах, оказанных услугах и иных фактах хозяйственной и внутрифирменной жизни компании;
  • фирмах-партнерах;
  • общих контактных данных (адресе расположения, телефонах приемной и т. д.).

Если сайт есть, но на нем размещен минимальный набор информации, не позволяющий получить даже поверхностное представление о компании, возможно такой сайт создан для отвода глаз (например, для придания солидности фирме-однодневке).

Размещенную на сайте информацию вы можете выборочно проверить: позвонить по указанным телефонам, посетить офис компании, поискать в интернете информацию о компаниях-партнерах (названия которых есть на сайте).

Скрины интернет-страниц сайта вложите в досье контрагента — они станут отправной точкой его формирования.

Собираем сведения на сайте налоговой службы по ИНН из ЕГРЮЛ и прочим данным

Сбор общедоступной информации о компании лучше начать с сайта ФНС. К примеру, сведения о контрагенте по ИНН можно получить с помощью сервиса проверь контрагента — это сведения из ЕГРЮЛ.

На сайте ФНС можно найти следующий набор бесплатных сервисов:


Найденную информацию сохраняйте в электронном виде и в форме скринов. Кроме того, можно заказать платную выписку из ЕГРЮЛ на бумаге — сведения о контрагентах налоговая служба изготовит в течение 5 дней (200 руб. за 1 документ) или в течение 1 дня (400 руб. за 1 документ).

В планах ФНС запустить новый сервис «Прозрачный бизнес». С его помощью вам станет доступно еще больше информации: сведения о контрагенте по налогам, недоимкам по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), о численности сотрудников, о налоговых правонарушениях, а также о долгах компании перед контрагентами и т. д.

Но не ограничивайтесь только электронными сведениями из открытых источников — запросите непосредственно у контрагента весь пакет документов в виде заверенных копий. В их числе могут быть копии учредительных документов, лицензий, свидетельства о членстве в СРО, документов о постановке на налоговый учет и др.

Отдельным блоком в досье контрагента нужно собрать сведения о физлицах — руководстве, учредителях, представителях фирмы-партнера (смотрите далее).

Проверяем руководство и представителей фирмы

Пакет документов, о которых шла речь в предыдущем разделе, дополните сведениями:

  • о генеральном директоре;
  • учредителях;
  • иных лицах, представляющих интересы компании на переговорах или при подписании документов (договоров, актов выполненных работ), ответственных за ведение иной деловой переписки.

В помощь снова возьмите сервисы ФНС:

  • поищите интересующих вас людей в реестре дисквалифицированных лиц; (https://service.nalog.ru/disqualified.do);
  • проверьте, не лишен ли судом гендиректор компании-партнера возможности руководить (https://service.nalog.ru/svl.do);
  • уточните, не являются ли интересующие вас лица директорами и/или учредителями одновременно нескольких юрлиц (https://service.nalog.ru/mru.do);
  • запросите копии паспортов и проверьте их действительность на сайте ФМС (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000).

Кроме того, не забудьте запросить у контрагента документы, подтверждающие полномочия представителей фирмы. При этом обратите внимание на состав полномочий в доверенности (право на ведение переговоров, подписание договоров и иных документов).

О нюансах проверки контрагентов на сайте ФНС читайте здесь.

Ищем дополнительную информацию

Для того чтобы понять, надежен ли ваш партнер, соберите дополнительно судебную информацию о нем. Для этого воспользуйтесь открытым источником — банком решений арбитражных судов (https://ras.arbitr.ru/).

Вы сможете узнать не только степень вовлеченности контрагента в судебные разбирательства, но и:

  • изучить предмет судебного разбирательства, размеры исков, какую сторону он представляет (истца или ответчика);
  • проследить судебные документы по стадиям разбирательства;
  • распечатать судебные решения.

Не ограничивайтесь беглым просмотром судебных дел контрагента. Не поленитесь изучить все иски. Это даст вам возможность оценить степень риска дальнейшего сотрудничества с партнером (к примеру, если в результате исполнения судебного решения он может стать банкротом или перейти в неустойчивое финансовое состояние, исполнение вашего договора может затянуться на неопределенное время или не быть исполненным вообще).

Досье контрагента дополните информацией с сайта ФССП (Федеральной службы судебных приставов). Проверьте наличие задолженностей контрагента с помощью сервиса «Банк исполнительных производств» (http://fssprus.ru/iss/iP).

Не помешает также изучить бухотчетность партнера за последний год — ее бесплатно по вашему запросу предоставит Росстат (его территориальные представительства).

Собрав все данные и не обнаружив в них ничего подозрительного, переходите к «материальной» части подтверждения надежности контрагента. Расскажем об этом далее.

Проверяем реальность существования бизнеса и оцениваем возможности контрагента исполнить договор

«Чистые» документы партнера — факт замечательный, но не достаточный для принятия решения о полноценном сотрудничестве с ним. Теперь настало время собрать данные о том, насколько контрагент способен исполнить своими силами договор.

Выделите специальных людей для подтверждения реальности существования бизнеса партнера и оснастите их спецтехникой (для фото- и видеосъемки, записи разговоров с представителями фирмы-партнера). Им предстоит по предварительной договоренности с контрагентом:

  • обследовать его складские помещения;
  • исследовать наличие и состав размещенных там материалов;
  • зафиксировать факт наличия достаточных средств механизации для выполнения договора (подъемных и транспортных механизмов, спецтехники и т. д.) и оценить их эксплуатационную пригодность.

Это, пожалуй, один из самых ответственных этапов подтверждения надежности контрагента. Компании, не имеющей башенных кранов, передвижных бетономиксеров, иных строительных механизмов и приспособлений, нереально самостоятельно исполнить договор строительного подряда по возведению здания (если договором предусмотрено выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ: от рытья котлована и устройства фундамента до установки стропил и монтажа кровельного покрытия).

Видеооборудование пригодится вам и для получения еще одного доказательства вашей должной осмотрительности — примените его для записи проведенных вами переговоров с вашими потенциальными партнерами. Видеоматериал вместе с деловой перепиской (в бумажной и электронной формах) приобщите к остальным доказательствам в досье контрагента.

Специфические источники информации (карточка формы 13, сведения о контрагенте-резиденте)

Работу по сбору сведений о контрагентах разные компании организуют по-своему. Крупные холдинги содержат специальные службы безопасности, разрабатывают и внедряют технологии работы с контрагентами (с подробнейшим описанием проверочных регламентов). Они собирают детализированную информацию из разных источников, в том числе у самого контрагента.

Для этого разрабатывают разного рода опросные листы, анкеты, сведения в виде готовых шаблонов и карточек сведений о контрагенте (например, сведения о контрагенте формы 13, сведения о контрагенте-резиденте — их форму вы легко найдете в интернете).

Для малого бизнеса содержать штат безопасников по проверке контрагентов накладно, однако не проверять — себе дороже (партнер может подвести, не выполнить договор и т. д.). Да и доказательства проявления должной осмотрительности рано или поздно могут понадобиться в диалоге с налоговиками. Поэтому досье контрагента в том или ином объеме собирать приходится. Наш материал при этом — полезная подсказка.

Итоги

Для проверки сведений о контрагентах разработано множество платных сервисов с разным пакетом предлагаемых проверок — выберите подходящий, оплатите услуги и пользуйтесь.

Бесплатно собрать необходимые сведения тоже можно — используйте для этого сервисы официальных сайтов ФНС, ФМС, ФССП, АС.

Всю собранную информацию зафиксируйте доступными способами (копированием, созданием скринов интернет-страниц и т. д.). В дополнение к ней запросите копии учредительных документов партнера, оцените финансовое положение по его бухотчетности, проверьте его реальные возможности по исполнению договора. Тогда у вас будет достаточно доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Документы для подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента

Организация получила уведомление о вызове в налоговый орган на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В данном уведомлении содержался перечень документов, которые налоговый орган потребовал представить для подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента (подрядчика). В самой организации в настоящее время налоговых проверок не проводится. Каких документов достаточно для подтверждения достаточности и разумности принятых мер? Чем грозит отсутствие необходимых документов?

Следует прежде всего отметить, что ни в Налоговом кодексе РФ, ни в других нормативно-правовых актах понятие “должная осмотрительность” не закреплено.

Правовой институт “должная осмотрительность” был введен в практику постановлением Пленума ВАС России от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды”, а именно то, что довод об ее отсутствии может служить основанием для отказа в получении налоговой выгоды в случае, когда налогоплательщик взаимозависим или аффилирован с контрагентом, то есть мог знать о нарушении контрагентом налоговых обязательств (п. 10). Цель этого нововведения – установить границы ответственности налогоплательщика за недобросовестное исполнение налоговых обязанностей его контрагентами и таким образом установить справедливость.

Само же понятие недобросовестности налогоплательщика было сформулировано ранее в определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О.

В настоящее время налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177 отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
– получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России в письме от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:
– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России);
– контрагент зарегистрирован по адресу “массовой” регистрации;
– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

В том же письме отмечено, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, потому перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим. Суды, рассматривая споры о получении необоснованной налоговой выгоды, исходят из фактических обстоятельств конкретной ситуации и достаточности доказательной базы, представленной сторонами. То есть перечень документов, подтверждающих проявление налогоплательщиком должной осмотрительности, зависит от конкретных обстоятельств.

В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ Федеральная налоговая служба рекомендовала налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки. В частности, в письме указано, что налогоплательщик, в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:
– запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
– воспользоваться сервисами, размещенными на интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru);
– обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения.

Дополнительно в приказе от 08.05.2014 № ММВ-7-6/266@ Федеральная налоговая служба довела до сведения налогоплательщиков информацию о вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего размещение в открытом доступе на сайте ФНС России сведений о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Что касается позиции судебной практики, то в целом она заключается в том, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

Судьи, в частности, указывают, что, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, налогоплательщик должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.10.2015 № Ф08-7305/15, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2016 № 15АП-10027/16).

В связи с этим нередко судами высказывается мнение о том, что, проявляя осмотрительность в выборе контрагента, налогоплательщик не должен ограничиваться проверкой сведений о нем в федеральных информационных ресурсах, так как подобная проверка не подтверждает наличие производственных мощностей, трудовых ресурсов контрагентов и не дает основания полагать, что сделка контрагентом будет реально исполнена. Налогоплательщик должен, в частности, удостовериться в наличии полномочий того или иного лица подписывать документы от лица контрагента и (или) выступать от его имени (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2015 № Ф08-6721/15 и от 29.07.2015 № Ф08-4751/15). В одной из спорных ситуаций суд отметил, что налогоплательщик, заключающий крупные по стоимости сделки в отсутствие какой-либо деловой переписки и личных встреч, без оценки деловой репутации контрагентов, наличия у них необходимых ресурсов и опыта, не может быть признан осмотрительным в соответствующем выборе (постановление АС Уральского округа от 18.08.2015 № Ф09-5175/15).

Отметим, что в судебной практике распространен и иной правовой подход, в соответствии с которым границы проявления должной осмотрительности определяются в том числе доступностью сведений, которые могут быть получены налогоплательщиком о своих контрагентах. Формулируя эту позицию, суды указывают, что меры, включающие в себя использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, и предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента. В этой связи обращается внимание и на то обстоятельство, что налогоплательщик не наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в федеральных информационных ресурсах.

Запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008).

Суды отмечают, в частности, что законом не закреплена обязанность налогоплательщика проверять своих контрагентов на предмет нахождения по месту регистрации, расчетов с бюджетом. Налоговое законодательство не наделяет налогоплательщика правами на проведение, по существу, мероприятий налогового контроля и не возлагает на налогоплательщика обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять, является ли учредитель, руководитель и главный бухгалтер контрагента таковыми, не обязывает лично знакомиться с генеральными директорами контрагентов и проводить экспертизу их подписей на документах (смотрите, например, постановления АС Центрального округа от 29.08.2016 № Ф10-2932/16 и от 13.10.2015 № Ф10-3295/15, АС Уральского округа от 14.07.2015 № Ф09-3950/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 № 18АП-11230/16 и от 24.11.2011 № 18АП-10454/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 № 20АП-3878/16 и от 23.08.2016 № 20АП-4499/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 № 07АП-4199/13).

Из материалов судебной практики, формулирующих обозначенную правовую позицию, видно, что для проявления осторожности и осмотрительности в выборе контрагента судьи полагают достаточным проверить общедоступные сведения о контрагенте, в частности, по данным ЕГРЮЛ, что позволяет убедиться в том, что контрагент зарегистрирован как юридическое лицо и не планируется к исключению из ЕГРЮЛ в качестве недействующей организации, договор от имени контрагента заключает его руководитель или лицо, уполномоченное доверенностью, а также удостовериться в соответствии реквизитов поставщика (исполнителя, подрядчика) в счетах-фактурах и первичных документах его регистрационным данным. Анализировать хозяйственную деятельность контрагента, проверять исполнение им своих налоговых обязанностей, наличие у него необходимого количества работников, участие руководителя в исполнительных органах других юридических лиц, с точки зрения такого подхода, представляется излишним. Хотя следует заметить, что совершение таких действий в практической ситуации может оказаться целесообразным для минимизации налоговых рисков, особенно учитывая неоднозначные мнения, высказываемые судьями.

Учитывая отсутствие утвержденного законодательно перечня документов, которые бы могли подтвердить должную осмотрительность Организации, и неоднозначную судебную практику, рекомендуем представить налоговому органу те из запрошенных им документов, которые доступны для Организации из внутренних или общедоступных источников, и не требуют проведения расследования или запрашивания отдельных документов у контрагента.

При отсутствии документального подтверждения должной осмотрительности при выборе контрагента налоговый орган может попытаться инкриминировать Организации получение необоснованной налоговой выгоды. Однако такой вывод нельзя сделать автоматически.

В п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

В письме ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 по этому поводу говорится следующее. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости с налогоплательщиком. Но если налогоплательщик подтвердит факт сделки, претензии налоговый орган должен предъявить именно к его контрагенту.

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

25 сервисов для проверки контрагента бухгалтером: плюсы и минусы

Не просто перечень сервисов, а комментарий юриста по каждому из них.

Проверка с использованием сервисов налоговых органов

Второй по важности ресурс — это реестр сообщений о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений, публикуемых вестником государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/. К его недостаткам относится то, что организация может несвоевременно направить документы для публикации, однако контрагенту не удастся завершить реорганизацию или ликвидацию до истечения установленных законом сроков после публикации сообщения.

У «Клерка» есть крутой инструмент проверки контрагентов, который сделан на основе официальных данных ФНС. Подключите его в тарифе Премиум.

Сомнительных контрагентов обязательно следует проверить по реестру организаций, в отношении которых принято решение об исключении их из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением деятельности — http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/.

Реестр сведений о заблокированных счетах https://service.nalog.ru/bi.do, как правило, не применяется для проверки контрагентов, но информация о наличии заблокированных счетов может послужить поводом для более осмотрительной работы с компанией до устранения причин блокировки. Если контрагент — заказчик, покупатель или иное лицо, от которого Вы ожидаете оплаты, а заблокированный счет — единственный, следует подождать разблокировки до заключения новых договоров.

Кроме того, если предполагается предоплата или поставка без предоплаты компании, с которой вы раньше не работали, рекомендуется проверить, не подавал ли такой контрагент заявлений в ФНС — среди них может оказаться заявление о ликвидации компании. Проверить статус заявлений, поданных в ФНС, можно по адресу: https://service.nalog.ru/uwsfind.do.

Получение информации о банкротстве, ликвидации либо исключения компании из ЕГРЮЛабсолютные противопоказания к сотрудничеству с компанией.

На сайте ФНС также имеется ряд реестров, содержащих сведения о косвенных признаках неблагонадежности.

  • Реестр «массовых» директоров (участников) — https://service.nalog.ru/mru.do. Сведения обновляются 1 раз в неделю. Наличие лица в этом списке не должно быть единственной причиной отказа в сотрудничестве, поскольку многие предприниматели имеют несколько компаний, а ведение деятельности с «массовым» директором является распространенной хозяйственной практикой.
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do и реестр юридических лиц с дисквалифицированными руководителями https://service.nalog.ru/disfind.do. Дисквалификация является признаком того, что ранее лицо «бросило компанию». Немалое число руководителей, добросовестно исполняющих свои обязательства в других компаниях, оказались там из-за того, что должным образом не проконтролировали процесс смены директора.
  • Реестр массовых адресов: https://service.nalog.ru/addrfind.do. Неточность критерия обусловлена повсеместным использованием фиктивных юридических адресов среди реальных, работающих компаний, а также периодическим включением в реестр организаций, зарегистрированных по адресам крупных бизнес центров.

При возникновении сомнений в благонадежности контрагента, следует также обращаться к реестру номинальных руководителей: https://service.nalog.ru/svl.do. В реестр включаются только те руководители, которые были признаны номинальными в судебном порядке. Критерий — точный, однако к моменту появления такой информации в реестр, неблагонадежность компании, как правило, подтверждена рядом других способов.

Проверка контрагента по правовым сервисам

Анализ арбитражных дел — это не только выявление заявлений о банкротстве, но также информация о том, как часто и по какой причине контрагент не выполняет свои обязательства. Предъявление иска на сумму, сопоставимую или превышающую сумму активов контрагента, является обоснованной причиной не сотрудничать с ним до разрешения такого дела.

Картотека дел судов общей юрисдикции — https://sudrf.ru/существенно менее полезна по двум причинам:

  • Сложность идентификации. Картотека осуществляет поиск только по наименованию, поиска по ИНН/ОГРН нет. Картотека не содержит информации об адресе сторон. Проверить, например, компанию ООО «Вектор» с ее помощью практически невозможно — в выборке будут сотни дел с участием компаний с таким же названием.
  • Картотека не содержит информации о размере исковых требований по еще не рассмотренным делам. Соответственно, до вынесения решения и его опубликования (что обычно занимает около месяца) узнать о том, взыскивалась задолженность в размере 100 тыс. руб. или 100 млн. руб. невозможно.

При проверке долгов контрагента обязательно следует использовать банк данных исполнительных производств — http://fssprus.ru/. Сервис поскольку позволяет узнать не только о количестве долгов, но и о том, производится ли по ним взыскание.

На рынке немало компаний, которые часто выступают ответчиками по гражданским делам. Используя банк данных исполнительных производств можно быстро сделать вывод, с какими компаниями сотрудничать не стоит. Это компании, в отношении которых есть сведения о прекращении исполнительного производства на основании п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» то есть в связи с невозможностью обнаружить должника или отсутствием у него имущества.

В меньшей степени чем в проверках контрагента и в большей степени при проведении аудита компании перед ее покупкой полезен реестр проверок Генпрокуратуры РФ —https://proverki.gov.ru/. По ИНН или ОГРН организации можно получить сведения о проводимых проверках, проверяющем органе, статусе проверки (плановая/внеплановая) и ее результате.

Дополнительные бесплатные сервисы для проверки контрагентов

Основной минус сервиса — запоздалое отображение информации. Например, на момент написания статьи данные за 2017 г. еще не отображались — как следствие, сведения о компаниях, созданных меньше 1,5 лет назад, в реестре отсутствуют. У сервиса часто возникают технические проблемы, ведущие к его неработоспособности.

При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

Кроме того, на ресурсе размещен реестр недобросовестных поставщиков: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier.

Наличие у компании государственных контрактов повышает ее благонадежность. Банкротство, ликвидация или «бросание» компании с государственными контрактами — редкость.

Сведения по объектам недвижимости, принадлежащих компании, а также их обременении, можно получить по кадастровому номеру на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

Сведения о залогах движимого имущества — по идентификатору имущества (например, VIN-номеру автомобиля) на портале Федеральной нотариальной палаты: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

Проверка с использованием платных сервисов

В порядке уменьшения стоимости и функционала к платным сервисам проверки контрагентов относятся: СПАРК (http://spark-interfax.ru/), Картотека Коммерсант (https://www.kartoteka.ru/), Контур Фокус (https://focus.kontur.ru/), Кейсбук (https://casebook.ru/). Если два лидера рынка предоставляют информацию о заявлениях в ФНС, судебных актах, аффилированности, публикациях о ликвидации или реорганизации, то другие — только некоторые из указанных сведений.

Подбирать функционал и стоимость можно исходя из задач и специфики деятельности компании. При этом всегда нужно понимать, что порядка 90 % функционала указанных сервисов можно компенсировать грамотным использованием бесплатных сервисов.

АКЦИЯ НЕДЕЛИ !

На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся — 15 декабря.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

В конце — удостоверение о повышении квалификации (с занесением в ФИС ФРДО). Программа соответствует профстандарту «Бухгалтер».

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО