Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них
Глава 2. Порядок идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и обновления сведений о них
2.1. При идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитной организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящему Положению, документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок.
С учетом требований настоящего Положения кредитная организация вправе осуществлять сбор иных сведений (документов), самостоятельно определяемых ею в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
В случае привлечения кредитной организацией к сбору сведений и документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, третьих лиц идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца осуществляется непосредственно кредитной организацией либо лицом, которому в случаях, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, поручено проведение идентификации (упрощенной идентификации).
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 20 июля 2016 г. N 4079-У в пункт 2.2 внесены изменения
2.2. При идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации), кредитная организация использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:
сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;
информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Для установления сведений, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, кредитная организация использует соответствующие информационные сервисы, размещаемые на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети «Интернет» либо в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Кредитная организация также вправе использовать иные источники информации, доступные кредитной организации на законных основаниях.
2.3. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, осуществляется кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, путем получения документов и сведений непосредственно от клиента (представителя клиента) и (или) путем обращения к источникам информации, указанным в пункте 2.2 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 20 июля 2016 г. N 4079-У в пункт 2.4 внесены изменения
2.4. Кредитная организация вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, повторную упрощенную идентификацию клиента — физического лица при наличии в совокупности следующих условий:
идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента — физического лица ранее проведена и клиент находится на обслуживании;
у кредитной организации отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации;
к сведениям об этом клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном кредитной организацией в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 20 июля 2016 г. N 4079-У в пункт 2.5 внесены изменения
2.5. При установлении корреспондентских отношений с банком — нерезидентом, за исключением банка, являющегося государственным (национальным) банком иностранного государства, кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных пунктом 1 и подпунктами 2.5, 2.6, 2.8 и 2.10 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком — нерезидентом мерах по ПОД/ФТ.
При установлении корреспондентских отношений с государственным (национальным) банком иностранного государства кредитная организация осуществляет сбор сведений, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.2 и 1.5 пункта 1 и подпунктами 2.5 и 2.6 пункта 2 приложения 2 к настоящему Положению, а также сведений о принимаемых таким банком мерах по ПОД/ФТ.
Решение об установлении корреспондентских отношений с банками, указанными в настоящем пункте, принимается при наличии согласия единоличного исполнительного органа кредитной организации или уполномоченного им сотрудника кредитной организации.
Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
- Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
- Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
- Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
- Что такое полная и упрощенная идентификация
- Какие операции не требуют идентификации
- Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
- Итоги
Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.
Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.
Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:
- установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
- наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
- ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:
- но и участники рынка ценных бумаг;
- страховщики;
- поставщики почтовых услуг;
- ломбарды;
- букмекеры
- и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.
Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:
- у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
- у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
- у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
- у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
- у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).
Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:
- получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
- выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
- выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
- фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
- периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.
О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».
Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к комментариям чиновника.
Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:
- представителей (доверенных лиц) клиента;
Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.
- выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
- бенефициарных владельцев юридических лиц.
Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».
Что такое полная и упрощенная идентификация
Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.
Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.
Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:
- выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
- клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
- транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.
О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».
Какие операции не требуют идентификации
Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:
- Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
- Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
- Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.
При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.
Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.
Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.
Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.
Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.
Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:
- Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
- Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
- Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
- все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.
Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.
Итоги
Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.
Разъяснения Банка России об «удаленной» идентификации
Аудит ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ
Разъяснения Банка России об удаленной идентификации клиентов НФО
О использовании НФО представленных клиентом сведений и документов в целях идентификации клиента?
Запрос от 12.08.2020No12-02(08)-01/2/01286
Негосударственный пенсионный фонд в целях надлежащего исполнения Федерального закона No115-ФЗ* и подзаконных актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) просит предоставить о порядке применения нормативных актов Банка России по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, в Информационном письме Банка России от 25.05.2016 № ИН-015-53/37 «О проведении страховыми организациями идентификации при заключении договора страхования в электронном виде» Банк России не содержит запрета на использование электронных средств связи для получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиента, и заверение таких сведений и документов простой электронной подписью клиента. В связи с изложенным просим разъяснить,вправе ли негосударственный пенсионный фонд использовать представленные клиентом сведения и документы в целях идентификации и (или) обновления информации в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью клиента?
Вместе с тем отмечаем, что представление клиентом документов, необходимых для идентификации, через незащищенные каналы связи и без криптографических средств защиты информации может не обеспечить необходимый уровень безопасности, нести высокие риски мошенничества и утечки данных и не гарантировать достоверную идентификацию клиентов.
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 28.08.2020 № 12-4-4/3641
Совокупность требований, которые должны выполняться негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ) при проведении идентификации, упрощенной идентификации клиентов — физических лиц, содержится в Федеральном законе № 115-ФЗ* и Положении № 444-П*.
Требования по идентификации считаются выполненными НПФ при условии получения сведений о клиенте (представителе клиента, выгодоприобретателе) в объеме, установленном статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ и соответствующим приложением к Положению № 444-П, а также принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, и подтверждения достоверности таких сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит запрета на использование электронных средств связи с целью получения сведений и документов, необходимых для проведения идентификации клиентов, а также заверение представляемых в целях идентификации клиентов сведений и документов простой электронной подписью клиента, при условии соблюдения иных положений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований Федерального закона № 63-ФЗ*.
В случае если НПФ планирует использовать дистанционный способ получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиентов, то он самостоятельно в своих внутренних документах определяет порядок и форму представления сведений и документов (например, нотариальное заверение, заверение документов клиентом, заверение документов самим НПФ, в котором обслуживается данный клиент, представление сведений и документов в форме электронного документа, подписанного его простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью).
COVID-19: дистанционное открытие и ведение лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о внесении изменений в законодательство о противодействии легализации преступных доходов в связи с предоставлением регистраторам разрешения открывать и вести лицевые счета владельцев ценных бумаг дистанционным способом
7 апреля 2020 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 116 «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения прав и обязанностей юридических лиц, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» («Закон»), который вносит существенные изменения в процедуру идентификации регистраторами клиентов при открытии и ведении лицевых счетов. В ту же дату Закон был опубликован и вступил в силу.
Введение упрощенной процедуры идентификации клиентов — физических лиц при открытии и ведении лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг
1. Новые случаи применения упрощенной процедуры идентификации клиентов регистраторов, являющихся физическими лицами [1]
В соответствии с требованиями Закона о противодействии легализации доходов[2] организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать своих клиентов перед совершением соответствующих операций[3]. До принятия нового Закона существовала процедура упрощенной идентификации клиентов — физических лиц, которая применяется только в некоторых случаях, закрытый перечень которых закреплен в указанном федеральном законе[4] (например, в случае перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета или при заключении договора о брокерском обслуживании). Положения Закона[5] дополняют перечень таких случаев следующими ситуациями:
- открытие лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг;
- ведение лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг в случае, если открытие лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг не обусловлено принятием от лица, которому открывается такой лицевой счет, заявления или иного документа, являющегося основанием для открытия указанного лицевого счета.
Другими словами, внесенные Законом изменения позволяют регистраторам как при открытии, так и при ведении лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, проводить идентификацию клиентов, которые открывают лицевые счета в реестре акционеров в упрощенном порядке, при соблюдении определенных условий.
2. Условия, при соблюдении которых возможно использование регистратором упрощенной процедуры идентификации клиентов
Регистратор имеет право использовать упрощенную процедуру идентификации клиента только при соблюдении следующих условий:
- операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Закона о противодействии легализации доходов, и в отношении клиента — физического лица отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- операция не имеет запутанного или необычного характера[6], свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов.
3. Способы открытия лицевых счетов при использовании упрощенной процедуры идентификации клиентов
Осуществлять дистанционное открытие лицевых счетов владельцев ценных бумаг в упрощенном порядке можно одним из следующих способов:
(1) посредством направления клиентом — физическим лицом, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента — физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи; в данном случае идентификация происходит, в частности , с использованием информации из системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
(2) через официальный интернет-портал «Госуслуги», то есть посредством прохождения клиентом — физическим лицом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, с указанием следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.
4. Особенности упрощенной процедуры идентификации клиентов
Для упрощенной идентификации клиента — физического лица требуется предоставление меньшего объема сведений, чем при осуществлении идентификации в общем порядке. В случае проведения процедуры упрощенной (онлайн) идентификации клиенту необходимо предоставить следующие сведения: ФИО, серию и номер документа, удостоверяющего личность клиента — физического лица[7].
Регистратор обновляет информацию о клиентах, которым открыты лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг, не реже одного раза в три года[8].
![]() |
Обращаем Ваше внимание, что если лицевой счет в реестре владельцев ценных бумаг открывается без принятия от лица заявления (например, при реорганизации эмитента), то упрощенная идентификация клиента производится не при открытии лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг, а после его открытия, но до проведения первой операции с ценными бумагами на основании распоряжения клиента, которому открыт такой лицевой счет[9]. |
Также в результате принятия Закона регистраторы получили право на основании договора поручать проведение упрощенной идентификации клиента — физического лица иному профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему функции трансфер-агента[10].
![]() |
Обращаем Ваше внимание, что смягчение условий Закона о противодействии легализации доходов наблюдается и в других сферах. Так, например, Центральный Банк в информационном письме[11] указал, что санкции за нарушение кредитными организациями запрета открывать банковские счета клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (при условии, что целью открытия банковских счетов является осуществление или получение социально-значимых платежей), применяться не будут. |
О чем подумать, что сделать
Физическим лицам, желающим открыть лицевой счет владельца ценных бумаг, рекомендуется ознакомиться с новыми способами открытия таких счетов и использовать возможность открытия и ведения лицевых счетов владельцев ценных бумаг онлайн в условиях текущего распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и ограничений, вводимых органами власти для стабилизации эпидемиологической обстановки.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению процедур открытия лицевых счетов владельцев ценных бумаг, а также других корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения новых положений законодательства, принятых в условиях текущей пандемии в короткие сроки, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
[1] Обращаем Ваше внимание, что упрощенная процедура идентификации не применяется к клиентам, которые являются юридическими лицами
[2] Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
[3] Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статья 7, часть 1
[4] Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статья 7, часть 1.11
[5] Закон, статья 1, часть 2, пункт «в»
[6] Признаки, указывающие на необычный характер сделки, изложены в Положении Банка России от 15 декабря 2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Зарегистрировано в Минюсте России 09 февраля 2015 № 35933)
[7] Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», статья 3
[8] Закон, статья 1, часть 2, пункт «а»
[9] Закон, статья 1, часть 2, пункт «б»
[10] Трансфер-агентами по отношению к регистраторам в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» являются иные регистраторы, депозитарии и брокеры, выполняющие часть функций регистратора и действующие от имени и за счет регистратора на основании договора поручения или агентского договора, а также выданной регистратором доверенности
[11] Информационное письмо от 10 апреля 2020 года № ИН-014-12/62 в дополнение к информационному письму Банка России от 10 апреля 2020 № ИН-014-12/59
Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
Уважаемые Клиенты «Северный Народный Банк» (АО)!
Рекомендации для клиентов по обслуживанию в Банке .
С целью реализации Банком принципа «Знай своего клиента», предлагаем руководствоваться следующими рекомендациями:
а) Своевременно предоставляйте в Банк информацию и документы по устным и письменным запросов сотрудников Банка ( в т. ч. относительно проводимых операций );
б) Своевременно информируйте сотрудников Банка о произошедших изменениях в вашей компании, а именно изменение юридического адреса и контактных данных ,смена исполнительного органа и т.п.;
в) С целью понимания сотрудниками Банка цели и смысла проводимого платежа, правильно заполняйте платежные документы , а именно указывайте всю информацию относительно проводимого платежа: номер договора, счета и их даты, наименование товара , услуги, наличие либо отсутствие НДС и т.п.;
г) Платите налоги через расчетный счет, открытый в Банке либо будьте готовы предоставить по запросу сотрудников Банка документы, подтверждающие уплату налогов в другом кредитном учреждении;
д) Ограничьте снятие наличных (Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У»Об осуществлении наличных расчетов», предусматривает, что наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов ( предельный размер наличных расчетов).
Надеемся, что соблюдение вышеуказанных рекомендаций позволит вам комфортно обслуживаться в нашем Банке и избежать вопросов у сотрудников Банка в рамках исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Для правильного понимания вами действий Банка в целях выполнения требований Федерального законодательства в сфере противодействия легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ( далее по тексту ПОД/ФТ) информируем о мероприятиях, направленных на выполнение Банком требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем , и финансированию терроризма» ( далее по тексту — Федеральный закон № 115-ФЗ) и соблюдение нормативных и иных документов Банка России в области ПОД/ФТ.
В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Банк:
- не открывает и не ведет счета ( вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет ( вклад) физическим или юридическим лицом, документов, необходимых для его идентификации, а также не открывает и не ведет счета ( вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);
- не открывает счета ( вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет ( вклад), либо его представителя;
- не заключает договор банковского счета ( вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ.
Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с Правилами внутреннего контроля Банка в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Банк приостанавливает операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней с даты, когда распоряжение Клиента об их осуществлении должно быть выполнено, а при получении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа приостанавливает на срок до 30 суток в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Банк вправе отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации Правил внутреннего контроля у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма .
Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам ПОД/ФТ Банк реализует принцип «Знай своего клиента», который предусматривает до приема на обслуживание идентификацию Клиента, изучение, анализ и проверку достоверности информации и документов о Клиенте, получение от Клиента информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с Банком, а также в процессе обслуживания Клиента на регулярной основе реализацию мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации Клиента.
Банк обновляет сведения о Клиентах, в том числе о представителях Клиента, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.
В целях реализации данного положения Клиентам — юридическим лицам , необходимо информировать Банк о внесении изменений в учредительные документы, в иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, об изменении юридического, фактического адреса, телефона, и любых иных изменениях идентификационных данных, о ликвидации и исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с предоставлением документов, подтверждающих изменения. По истечении срока действия документов, подтверждающих нахождение юридическое лица по адресу государственной регистрации и (или) адресу места осуществления хозяйственной деятельности (договора аренды (субаренды) недвижимого имущества), необходимо предоставлять в Банк копию договора, заключенного на новый срок. При смене бенефициарного владельца юридическому лицу необходимо своевременно предоставлять в Банк идентификационные сведения о новом бенефициарном владельце юридического лица. При изменении идентификационных сведений индивидуального предпринимателя, в том числе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, индивидуальному предпринимателю необходимо своевременно представлять соответствующую информацию и подтверждающие документы в Банк. При наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей в соответствии с требованиями законодательства лицензированию, а также в случае получения лицензии, выданной на новый срок, необходимо представлять в Банк копию лицензии.
Клиентам – физическим лицам необходимо уведомлять об изменении персональных данных, предоставленных при заключении договоров (данных документа, удостоверяющего личность, адресе места жительства (регистрации), номерах телефонов, факса, электронного (почтового) адреса и иных данных в сроки, установленные договором.
В целях выполнения ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, сохранения деловой репутации и минимизации риска вовлечения Банка в схемы, связанные с возможной легализацией Клиентами денежных средств, Банк предпринимает внутренние организационные меры, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации, направленные на предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и вправе запросить у Клиента документы и сведения (в том числе документы бухгалтерской отчетности для оценки финансовых возможностей Клиента для осуществления операций) в случае выявления запутанного или необычного характера операций (сделок), не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствия операций (сделок) целям деятельности Клиента; неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ; наличия иных обстоятельств, дающих основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях возможной легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ Клиенты обязаны предоставлять Банку информацию, необходимую для исполнения Банком требований указанного закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Банк оставляет за собой право отказать в заключении договора банковского счета (вклада), отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае не предоставления Клиентом требуемых документов или предоставления недостоверных документов (в том числе о бенефициарных владельцах юридического лица), что расценивается Банком как наличие подозрения в том, что целью заключения договора может являться совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В связи с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, денежные средства, поступившие на текущий счет физического лица от юридического лица, индивидуального предпринимателя с назначением платежа, отличным от заработной платы, по решению Банка, в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ могут быть выданы физическому лицу только после предоставления им документов, подтверждающих правомерность поступления денежных средств на текущий счет физического лица.
Банк как финансовая организация, осуществляющая на основании выданной Банком России лицензии банковские операции и сделки, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», несет ответственность за стабильность банковского сектора и доверие Клиентов.
Легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма представляет собой общественную опасность, направленную на сокрытие преступлений, связанных с неправомерным приобретением денежных средств или иного имущества и приданием им легального статуса, на подрыв финансовой системы и экономики страны, создает серьезную угрозу для национальной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115–ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относятся в т.ч.:
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа:
- сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество.
На основании изложенного, просим учесть, что документы, являющиеся основанием для совершения операции ( договоры займа, купли-продажи, поставки, договоры лизинга вместе с актами приема-передачи ), следует предоставлять в Банк в день совершения операции.
При получении запроса от сотрудника Банка о предоставлении документов и сведений по совершаемой операции следует соблюдать сроки предоставления документов и сведений, указанные в запросе, а также необходимо предоставлять запрошенные документы и сведения вместе с сопроводительным письмом с указанием на номер и дату соответствующего запроса Банка.
Просим с пониманием относиться к запросам сотрудников Банка.