Порядок проведения камеральной таможенной проверки

О некоторых вопросах проведения камеральной таможенной проверки

Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2019 года № 18891.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) форму уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) форму требования по представлению документов и (или) сведений согласно приложению 3 к настоящему приказу.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Султангазиев М.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
Приложение 1
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра
Республики Казахстан –
Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 июня 2019 года № 621

Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) и определяют порядок уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки.

Глава 2. Порядок уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки

2. В случае возникновения основания для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренной пунктом 3 статьи 417 Кодекса, должностное лицо органа государственных доходов в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем разрешения руководителя органа государственных доходов или заместителя руководителя органа государственных доходов, уведомляет проверяемое лицо путем направления уведомления о начале проведения камеральной таможенной проверки (далее – Уведомление) по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки должностное лицо органа государственных доходов направляет проверяемому лицу в соответствии с пунктом 5 статьи 417 Кодекса требование по представлению документов и (или) сведений по форме согласно приложению 3 к настоящему приказу.

Сноска. Пункт 2 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. Уведомление оформляется на фирменном бланке органа государственных доходов в двух экземплярах и подписывается руководителем органа государственных доходов или заместителем руководителя органа государственных доходов:

первый экземпляр – вручается или направляется проверяемому лицу;

второй экземпляр – в дело.

4. Уведомление направляется проверяемому лицу одним из нижеперечисленных способов:

1) вручается проверяемому лицу лично под роспись или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении;

2) электронным способом.

При этом Уведомление направляется электронным способом проверяемому лицу, зарегистрированному:

в качестве пользователя информационной системы органа государственных доходов в порядке, определенном приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года № 321 «Об утверждении Правил регистрации в качестве пользователя информационной системы органов государственных доходов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16596);

в качестве электронного налогоплательщика, предусмотренного подпунктом 73 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

в качестве налогоплательщика, зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства».

Сноска. Пункт 4 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Уведомление, направленное одним из вышеперечисленных способов считается врученным проверяемому лицу в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки в уведомлении почтовой или иной организации связи;

2) электронным способом:

с даты доставки уведомления в веб-приложение.

с даты доставки уведомления в личный кабинет проверяемого лица на веб-портале «электронного правительства».

Сноска. Пункт 5 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 2
к приказу Первого заместителя
Премьер-Министра
Республики Казахстан –
Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 июня 2019 года № 621
форма

Уведомление о начале проведения камеральной таможенной проверки

Сноска. Приложение 2 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с пунктом 2 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) _______________________________________________________________________________

(наименование органа государственных доходов) уведомляет Вас _______________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица), индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН)) о том, что будет проводиться камеральная таможенная проверка по таможенной (-ым) декларации (-ям) в общем количестве _________________: (цифрами и словами) *№№ __________________________________________________________________

** согласно прилагаемому реестру таможенных деклараций, подлежащих проверке на _________________ листах.

(цифрами и словами) на основании *** __________________________________________________________________

по вопросу/предмету камеральной таможенной проверки**** __________________________________________________________________

Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись, печать)

Уведомление получил __________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица, индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН), подпись, дата)

Уведомление вручено проверяемому лицу ________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица органа государственных доходов, подпись, дата)

Уведомление направлено проверяемому лицу _____________________________________

(документ, подтверждающий факт направления и получения, дата)

Примечание:* – при заполнении данных менее двадцати таможенных деклараций;

** – при указании данных двадцати и более таможенных деклараций;

*** – при заполнении указывается: основание для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 417 Кодекса; реквизиты документов, которые явились основанием для проведения камеральной таможенной проверки по подпунктам 3), 6), 8), 9) пункта 3 статьи 417 Кодекса; нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке;

**** – при заполнении предмета камеральной таможенной проверки руководствоваться пунктом 6 статьи 416 Кодекса, с отражением краткого описания вопроса проверки.

Приложение 3 к приказу
Первого заместителя Премьер-
Министра Республики Казахстан
–Министра финансов
Республики
Казахстан от 24 июня 2019 года
№ 621
форма

Требование по представлению документов и (или) сведений

Сноска. Приложение 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с пунктом 5 статьи 417, статьей 426 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) _______________________________________________________________

(наименование органа государственных доходов) просит Вас __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица), индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН)) в рамках проводимой камеральной таможенной проверки на основании* __________________________________________________________________

представить следующие документы и (или) сведения: 1_________________________________________________________________

Срок представления документов и (или) сведений не должен превышать десять рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования по представлению документов и (или) сведений. Срок представления документов, заявленных в таможенной декларации, продлевается органом государственных доходов исходя из мотивированного обращения проверяемого лица до двадцати календарных дней со дня истечения установленного органом государственных доходов срока представления документов и (или) сведений.

Срок, на который продлевается представление иных документов и (или) сведений, определяется органом государственных доходов исходя из мотивированного обращения проверяемого лица, но не должен превышать два месяца со дня истечения установленного органом государственных доходов срока представления документов и (или) сведений.

В случае непредставления при камеральной таможенной проверке проверяемым лицом по требованию документов, заявленных в таможенной декларации, сведения, заявленные в таможенной декларации на основании таких документов, считаются недостоверно заявленными.

В случае невыполнения настоящего требования к Вам будут применены меры административного взыскания в соответствии со статьей 558 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».

Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов __________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись, печать)

Требование получил _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии) /наименование проверяемого лица, подпись, дата)

Требование вручено проверяемому лицу ______________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица органа государственных доходов, подпись, дата)

Требование направлено проверяемому лицу ___________________________________

(документ, подтверждающий факт направления и получения, дата)

Требование оформляется на фирменном бланке письма органа государственных доходов;

* – при заполнении указывается основание для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 417 Кодекса, указанное в уведомлении о начале проведения камеральной таможенной проверки, направляемого требования

Таможенные проверки: помним о своих правах и полномочиях проверяющих. Статья Ирины Маликовой, советника, и Анны Парфентьевой, младшего юриста практики таможенного права и внешней торговли Bryan Cave Leighton Paisner для РБК

Таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой как до, так и после выпуска товаров. По закону таможенные органы могут провести камеральную или выездную таможенную проверку. Последние могут быть плановыми и внеплановыми.

Как следует из самого названия, камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможни без выезда к проверяемому лицу.

Соответственно, выездная таможенная проверка проводится с выездом таможенного органа либо в место нахождения компании, либо в место осуществления ее деятельности.

Каждый вид таможенной проверки отличается периодичностью ее проведения. Камеральная проверка не ограничена периодичностью ее проведения, в то время как выездную проверку таможенные органы могут провести в отношении одного и того же лица не более одного раза в год, а в отношении уполномоченного экономического оператора — не более одного раза в три года.

Есть ли у таможни полномочия запрашивать документы

Перечень полномочий таможенных органов достаточно обширен и содержится в статье 335 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также в статье 231 закона «О таможенном регулировании» (№ 289-ФЗ от 03.08.2018). Мы отметим наиболее важные:

  • требовать коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию и документы, в том числе на электронных носителях;
  • назначать экспертизу;
  • требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится таможенная проверка (при проведении выездной таможенной проверки);
  • направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств-членов и государств, не являющихся членами Таможенного союза.

Документы по запросу таможни можно и нужно представлять, поскольку в последующем в случае принятия таможней неблагоприятного решения все предоставленные документы могут быть использованы для подтверждения позиции компании в суде.

Если же документы на стадии таможенной проверки представлены не были при отсутствии на то объективных причин, в последующем ссылаться на них в суде будет сложно, поскольку, скорее всего, суд не примет их в качестве доказательств (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 26.11.2019).

Кроме того, за непредставление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ). Об этом тоже следует помнить при получении запроса таможни о представлении дополнительных документов и сведений.

Тем не менее полномочия таможни в этой части не безграничны. Так, таможенные органы не могут заявлять требования, которые не совместимы с коммерческой практикой (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 26.11.2019). Например, если какие-либо документы у компании отсутствуют ввиду их непредставления иностранным контрагентом (например, по причинам конфиденциальности) и компания сообщила об этом таможне, то в последующем требовать их представления таможня не может.

Проверка завершена. Что дальше?

После того как проверка завершена, составляется акт таможенной проверки. Не стоит путать акт с решением по результатам таможенного контроля. В отличие от решения акт нельзя обжаловать. Однако на акт можно представить возражения в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Решение же оспорить можно в вышестоящий таможенный орган или в суд в течение трех месяцев в даты его получения.

После получения акта лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе ознакомиться с материалами таможенной проверки. Ознакомление осуществляется с разрешения начальника таможенного органа, который проводил проверку.

Важно отметить, что возможность делать копии, выписки из материалов таможенной проверки законом «О таможенном регулировании» не предусмотрена. В связи с этим в 2019 году Минфин России опубликовал письмо (№ 03-10-11/94616 от 05.12.2019), согласно которому ознакомиться с материалами проверки проверяемое лицо может только путем визуального осмотра.

Последствия таможенной проверки и как к ним подготовиться

В подавляющем большинстве случаев таможенная проверка заканчивается необходимостью уплаты таможенных платежей, а иногда — административной и даже уголовной ответственностью. Как избежать подобного сценария или хотя бы минимизировать риск его развития?

Для этой цели мы рекомендуем проводить внутри компании таможенный аудит хотя бы раз в три года. Если же компания планирует или уже произвела какие-либо изменения, связанные в внешнеэкономической деятельностью (например, изменила порядок / структуру / цепочку поставок, таможенные импорты / экспорты, ввозит новые товары, которые ранее компанией не ввозились), то лучше всего проводить таможенный аудит в связи с такими изменениями сразу. Чем это поможет?

В первую очередь это позволит выявить потенциальные риски, такие как:

  • отсутствие документов, подтверждающих стоимость сделки для целей определения таможенной стоимости;
  • правильность определения таможенной стоимости в соответствии с методами определения таможенной стоимости;
  • наличие расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость (например, роялти, ОКР и др.);
  • неподтвержденность транспортных вычетов;
  • заявление неправильного кода ТН ВЭД;
  • правильное определение и подверженность заявляемой страны происхождения товаров;
  • наличие переплаты / неуплаты таможенных платежей;
  • риски привлечения к административной / уголовной ответственности;
  • риски в сфере валютного регулирования.

Выявление рисков позволит заблаговременно предпринять действия по их устранению или минимизации, а следовательно, снизить вероятность того, что таможенная проверка будет начата и неблагоприятно закончится для вашей компании.

Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности во взаимоотношениях с таможенными органами, своевременная подготовка к возможной таможенной проверке повысит шансы успешного отстаивания своих прав и законных интересов как в ходе непосредственно самой проверки, так и в вышестоящих таможенных органах и судах.

Порядок проведения камеральной таможенной проверки

  • Регулирующее законодательство
  • Что такое камеральная проверка на таможне
  • Права таможенников при проверке
  • Обязанности таможенников при камеральной проверке
  • Права проверяемых организаций
  • Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке
  • Предоставление необходимых источников и сведений для проверки на таможне
  • Итоги

Камеральная таможенная проверка — процедура, предусмотренная законодательством, которое принято на уровне Таможенного союза ЕАЭС. Каковы ее ключевые характеристики, рассмотрим в настоящей статье.

Регулирующее законодательство

Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.

Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».

Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).

Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.

В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:

  • упрощение таможенных процедур для бизнеса;
  • перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
  • применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
  • минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.

Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.

Что такое камеральная проверка на таможне

Рассматриваемая процедура предполагает изучение, а также анализ данных, которые содержатся в декларациях и прочих документах, имеющихся у проверяемых лиц, информации контролирующих структур государств, входящих в ТС, а также иных документов и данных, которыми располагают таможенные органы, о деятельности соответствующих лиц (п. 1 ст. 131 ТК ТС).

Камеральная проверка на таможне проводится соответствующими органами по месту их расположения, без организации выезда к лицу, подлежащему проверке (в этом, в частности, состоит отличие рассматриваемого типа проверки от выездной), а также без оформления документов, подтверждающих назначение данной процедуры (п. 2 ст. 131 ТК ТС).

Камеральные проверки на таможне могут проводиться с любой периодичностью (п. 3 ст. 131 ТК ТС).

Как законодатели планируют сократить сроки камеральных налоговых проверок, узнайте из сообщения.

Права таможенников при проверке

В положениях ст. 134 ТК ТС зафиксированы следующие права сотрудников таможенных органов, участвующих в проведении проверок, о которых идет речь:

  • требовать у лиц, подлежащих проверке, коммерческие, транспортные, а также относящиеся к бухучету и отчетности источники и прочие сведения, имеющие отношение к проверяемым товарам на таможне;
  • требовать у лиц, подлежащих проверке, отчетность, предоставляемую в целях контроля на таможне;
  • требовать у кредитных учреждений (включая банки) сведения, отражающие движение финансовых средств по счетам юрлиц, которые необходимы в рамках процедуры проверки, включая те, которые могут быть банковской тайной;
  • запрашивать у налоговых структур и других ведомств документы и сведения, включая те, что являются охраняемой законом тайной в соответствии с положениями источников права, принятых в государствах — членах ТС;
  • направлять запросы в другие государства на предмет получения сведений, необходимых для полноценного проведения проверки;
  • получать доступ на объекты организаций, в отношении которых проводится камеральная таможенная проверка, при условии предъявления предписаний и прочих решений, касающихся проверки на таможне, служебных удостоверений;
  • опечатывать помещения, где располагаются товары;
  • выполнять иные действия, которые предусмотрены законами ТС и государств, входящих в ТС.

Обязанности таможенников при камеральной проверке

Сотрудники таможенных ведомств, которые проводят камеральные таможенные проверки, обязаны (в соответствии со ст. 134 ТК ТС):

  • соблюдать права и гарантированные законом интересы тех лиц, которые подлежат проверке;
  • не допускать причинения какого-либо вреда лицам, подлежащим проверке, своими неправомерными решениями, совершенными действиями или же допущенным бездействием;
  • задействовать информацию, полученную в ходе проверки, только в таможенных целях;
  • не допускать разглашения конфиденциальных данных и сведений, которые являются тайной, если они становятся известны в ходе проверок;
  • по требованию лица, подлежащего проверке, предоставлять необходимые сведения о положениях законов государств, входящих в ТС, которые отражают порядок организации выездных проверок на таможне;
  • обеспечивать сохранность документальных источников, которые получены и составлены в ходе проверок, не допускать разглашения их содержания без согласования с лицом, подлежащим проверке, если иного не предусмотрено законодательством государств, входящих в ТС;
  • информировать лицо, подлежащее проверке, о его правах и обязанностях в ходе таможенного контроля, проводимого по факту выпуска товаров, а также при организации необходимой экспертизы либо при взятии различных проб и образцов тех или иных товаров;
  • исполнять прочие обязанности, которые могут быть предусмотрены положениями таможенного законодательства ТС и государств, входящих в ТС.

Права проверяемых организаций

В положениях ст. 135 ТК ТС зафиксированы права лиц, подлежащих камеральной таможенной проверке:

  • право на запрашивание у органов таможни информации, касающейся положений законов государств, входящих в ТС, в которых определен порядок проведения соответствующих проверок;
  • право на предоставление всех документов и сведений, подтверждающих, во-первых, факт выпуска товаров, а во-вторых, соблюдение требований таможенных законов ТС и законодательства государств, входящих в ТС;
  • право на обжалование решений, совершенных действий либо бездействия сотрудников таможенных органов в соответствии с порядком, который установлен законами государств, входящих в ТС;
  • право на пользование иными правами, которые предусмотрены законодательством ТС и государства, входящего в ТС.

Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке

В положениях ст. 135 ТК ТС также фиксируются обязанности лиц, подлежащих таможенной проверке:

  • предъявление товаров, которые подлежат проверке на таможне;
  • предъявление в установленные сроки информации и документов по требованию сотрудников таможенного органа (вне зависимости от того, на каком носителе они располагаются);
  • проставление отметки о получении документа о проведении проверки на оригинале соответствующего документа;
  • представление проверяющим лицам таможенного ведомства перевода источников, необходимых для целей проверки, если это необходимо, на государственный язык страны, входящей в ТС;
  • определение круга лиц, которые ответственны за предоставление сведений сотрудникам таможни, осуществляющим проверку, в срок не позднее 2 дней с момента предъявления документа о проведении проверки;
  • исполнение прочих обязанностей, которые предусмотрены законами ТС и законодательствами стран, которые входят в ТС.

Предоставление необходимых источников и сведений для проверки на таможне

Положения ст. 136 ТК ТС регулируют порядок предоставления документов и информации для целей проведения камеральной таможенной проверки.

Так, налоговые структуры и иные ведомства государств, которые входят в ТС, обязуются представлять таможенным органам необходимые источники и информацию, касающиеся регистрации юрлиц, расчетов по налогам, сведения, являющиеся тайной, бухгалтерскую отчетность — при соблюдении требований законов государств, входящих в ТС, о защите соответствующей тайны (п. 1 ст. 136 ТК ТС).

Кредитно-финансовые организации государств, входящие в ТС, должны представлять по запросу таможни источники и информацию, которые касаются движения финансовых средств по счетам юрлиц и необходимы для полноценного проведения проверки на таможне, в том числе являющиеся банковской тайной, в соответствии с законами государств, входящих в ТС (п. 2 ст. 136 ТК ТС).

Является ли разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, уголовно наказуемым деянием, расскажем в материале.

Итоги

Порядок проведения камеральной таможенной проверки описан в гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что с 2018 года вместо этого документа будет действовать новый документ — Таможенный кодекс ЕАЭС.

Проверка проводится таможенными органами с любой периодичностью без выезда к проверяемому лицу, и для ее начала не нужно решение (предписание).

Во время проверки изучаются и анализируются сведения из таможенных деклараций и иных документов, связанных с таможенными процедурами.

Таможенная проверка: камеральная и выездная таможенная проверка, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС .

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

— декларант ;
— таможенный представитель ;
— перевозчик, в том числе таможенный перевозчик ;
— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
— уполномоченный экономический оператор;
— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка — это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.

Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:

1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:

— требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, и/или документы и информацию о товарах;
— требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
— требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
— запрашивать у налоговых и иных государственных органов необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
— проводить инвентаризацию товаров во время выездных таможенных проверок;
— направлять международные запросы;
— доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
— осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
— изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
— налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки;
— опечатывать помещения, в которых находятся товары.

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

— соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
— не нарушать установленный режим работы проверяемого лица;
— использовать любую полученную информацию исключительно в таможенных целях;
— не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
— предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
— обеспечивать сохранность полученных и составленных документов, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;
— информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.

Псковская таможня информирует: информационный сервис «Таможенная проверка» облегчают работу участников ВЭД

Header Level 2

  1. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
  2. Aliquam tincidunt mauris eu risus.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Vivamus magna. Cras in mi at felis aliquet congue. Ut a est eget ligula molestie gravida. Curabitur massa. Donec eleifend, libero at sagittis mollis, tellus est malesuada tellus, at luctus turpis elit sit amet quam. Vivamus pretium ornare est.

Header Level 3

  • Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
  • Aliquam tincidunt mauris eu risus.
Наименование Ширина Цена Длина
data1 data1 data1 data1
data1 data1 data1 data1
data1 data1 data1 data1
data1 data1 data1 data1

—>

Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами определяет основные положения по применению автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», предусмотренной статьей 284 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая обеспечивает информационное взаимодействие в электронном виде между таможенными органами и заинтересованными лицами посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет», а также реализует информационное взаимодействие с компонентами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, необходимое для обеспечения функционирования АПС «Личный кабинет», при организации обмена электронными документами и (или) сведениями.

Информационный сервис «Таможенная проверка» позволяет таможенным органам и проверяемым лицам обмениваться документами и сведениями в ходе таможенной проверки и по ее результатам.

Возможности информационного сервиса позволяют осуществлять обмен в ускоренном порядке между таможенными органами и проверяемым лицом

документами и сведениями в электронном виде, в том числе при организации и проведении таможенной проверки, а именно:

1)уведомление о проведении камеральной (выездной) таможенной проверки;

2)уведомление о продлении срока проведения камеральной (выездной) таможенной проверки, уведомление о приостановлении срока проведения выездной таможенной проверки (решение о внесении изменений (дополнений) в решение о проведении выездной таможенной проверки);

3)уведомление о вызове лица для получения объяснений;

4)уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра;

5)требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке (требование о предъявлении товаров и (или) представлении документов и (или) сведений при выездной таможенной проверке);

6)уведомление о продлении срока представления документов и (или) сведений;

7)документы, формируемые при назначении и выполнении таможенных экспертиз после выпуска товаров (решение о назначении таможенной экспертизы
и т.д.);

8) акт камеральной (выездной) таможенной проверки;

9)заключение по результатам рассмотрения возражений на акт камеральной таможенной проверки;

10)решение по результатам таможенного контроля, решение о классификации товаров, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Информационный сервис обеспечивает возможность получения участником ВЭД в электронном виде уведомления о начале таможенной проверки, максимально сокращая временные затраты на пересылку бумажных документов. Проверяемым лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами проведенного таможенного контроля и подачи возражения на акт проверки через Личный кабинет.

Кроме того, в рамках электронного взаимодействия с таможенными органами, участникам ВЭД предоставлена возможность направления в таможенные органы в электронном виде через Личный кабинет отчетности в соответствии с установленными требованиями.

Использование информационного сервиса снижает нагрузку на проверяемое лицо в части исключения необходимости направления в таможенные органы документов и сведений на бумажных носителях, сокращает время обмена документами и сведениями в ходе проверки и по результатам таможенной проверки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector