О некоторых вопросах проведения камеральной таможенной проверки
Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2019 года № 18891.
- Текст
- Официальная публикация
- Информация
- История изменений
- Ссылки
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) форму уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) форму требования по представлению документов и (или) сведений согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Султангазиев М.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
Приложение 1 к приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621 |
Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) и определяют порядок уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки.
Глава 2. Порядок уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки
2. В случае возникновения основания для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренной пунктом 3 статьи 417 Кодекса, должностное лицо органа государственных доходов в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем разрешения руководителя органа государственных доходов или заместителя руководителя органа государственных доходов, уведомляет проверяемое лицо путем направления уведомления о начале проведения камеральной таможенной проверки (далее – Уведомление) по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки должностное лицо органа государственных доходов направляет проверяемому лицу в соответствии с пунктом 5 статьи 417 Кодекса требование по представлению документов и (или) сведений по форме согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 2 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Уведомление оформляется на фирменном бланке органа государственных доходов в двух экземплярах и подписывается руководителем органа государственных доходов или заместителем руководителя органа государственных доходов:
первый экземпляр – вручается или направляется проверяемому лицу;
второй экземпляр – в дело.
4. Уведомление направляется проверяемому лицу одним из нижеперечисленных способов:
1) вручается проверяемому лицу лично под роспись или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении;
2) электронным способом.
При этом Уведомление направляется электронным способом проверяемому лицу, зарегистрированному:
в качестве пользователя информационной системы органа государственных доходов в порядке, определенном приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2018 года № 321 «Об утверждении Правил регистрации в качестве пользователя информационной системы органов государственных доходов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16596);
в качестве электронного налогоплательщика, предусмотренного подпунктом 73 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
в качестве налогоплательщика, зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства».
Сноска. Пункт 4 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Уведомление, направленное одним из вышеперечисленных способов считается врученным проверяемому лицу в следующих случаях:
1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки в уведомлении почтовой или иной организации связи;
2) электронным способом:
с даты доставки уведомления в веб-приложение.
с даты доставки уведомления в личный кабинет проверяемого лица на веб-портале «электронного правительства».
Сноска. Пункт 5 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 2 к приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621 |
форма |
Уведомление о начале проведения камеральной таможенной проверки
Сноска. Приложение 2 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 2 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) _______________________________________________________________________________
(наименование органа государственных доходов) уведомляет Вас _______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица), индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН)) о том, что будет проводиться камеральная таможенная проверка по таможенной (-ым) декларации (-ям) в общем количестве _________________: (цифрами и словами) *№№ __________________________________________________________________
** согласно прилагаемому реестру таможенных деклараций, подлежащих проверке на _________________ листах.
(цифрами и словами) на основании *** __________________________________________________________________
по вопросу/предмету камеральной таможенной проверки**** __________________________________________________________________
Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись, печать)
Уведомление получил __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица, индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН), подпись, дата)
Уведомление вручено проверяемому лицу ________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица органа государственных доходов, подпись, дата)
Уведомление направлено проверяемому лицу _____________________________________
(документ, подтверждающий факт направления и получения, дата)
Примечание:* – при заполнении данных менее двадцати таможенных деклараций;
** – при указании данных двадцати и более таможенных деклараций;
*** – при заполнении указывается: основание для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 417 Кодекса; реквизиты документов, которые явились основанием для проведения камеральной таможенной проверки по подпунктам 3), 6), 8), 9) пункта 3 статьи 417 Кодекса; нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке;
**** – при заполнении предмета камеральной таможенной проверки руководствоваться пунктом 6 статьи 416 Кодекса, с отражением краткого описания вопроса проверки.
Приложение 3 к приказу Первого заместителя Премьер- Министра Республики Казахстан –Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621 |
форма |
Требование по представлению документов и (или) сведений
Сноска. Приложение 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 27.04.2021 № 399 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 417, статьей 426 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) _______________________________________________________________
(наименование органа государственных доходов) просит Вас __________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), полное наименование проверяемого лица), индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер (ИИН/БИН)) в рамках проводимой камеральной таможенной проверки на основании* __________________________________________________________________
представить следующие документы и (или) сведения: 1_________________________________________________________________
Срок представления документов и (или) сведений не должен превышать десять рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования по представлению документов и (или) сведений. Срок представления документов, заявленных в таможенной декларации, продлевается органом государственных доходов исходя из мотивированного обращения проверяемого лица до двадцати календарных дней со дня истечения установленного органом государственных доходов срока представления документов и (или) сведений.
Срок, на который продлевается представление иных документов и (или) сведений, определяется органом государственных доходов исходя из мотивированного обращения проверяемого лица, но не должен превышать два месяца со дня истечения установленного органом государственных доходов срока представления документов и (или) сведений.
В случае непредставления при камеральной таможенной проверке проверяемым лицом по требованию документов, заявленных в таможенной декларации, сведения, заявленные в таможенной декларации на основании таких документов, считаются недостоверно заявленными.
В случае невыполнения настоящего требования к Вам будут применены меры административного взыскания в соответствии со статьей 558 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».
Руководитель (заместитель руководителя) органа государственных доходов __________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись, печать)
Требование получил _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) /наименование проверяемого лица, подпись, дата)
Требование вручено проверяемому лицу ______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица органа государственных доходов, подпись, дата)
Требование направлено проверяемому лицу ___________________________________
(документ, подтверждающий факт направления и получения, дата)
Требование оформляется на фирменном бланке письма органа государственных доходов;
* – при заполнении указывается основание для проведения камеральной таможенной проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 417 Кодекса, указанное в уведомлении о начале проведения камеральной таможенной проверки, направляемого требования
Таможенные проверки: помним о своих правах и полномочиях проверяющих. Статья Ирины Маликовой, советника, и Анны Парфентьевой, младшего юриста практики таможенного права и внешней торговли Bryan Cave Leighton Paisner для РБК
Таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой как до, так и после выпуска товаров. По закону таможенные органы могут провести камеральную или выездную таможенную проверку. Последние могут быть плановыми и внеплановыми.
Как следует из самого названия, камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможни без выезда к проверяемому лицу.
Соответственно, выездная таможенная проверка проводится с выездом таможенного органа либо в место нахождения компании, либо в место осуществления ее деятельности.
Каждый вид таможенной проверки отличается периодичностью ее проведения. Камеральная проверка не ограничена периодичностью ее проведения, в то время как выездную проверку таможенные органы могут провести в отношении одного и того же лица не более одного раза в год, а в отношении уполномоченного экономического оператора — не более одного раза в три года.
Есть ли у таможни полномочия запрашивать документы
Перечень полномочий таможенных органов достаточно обширен и содержится в статье 335 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также в статье 231 закона «О таможенном регулировании» (№ 289-ФЗ от 03.08.2018). Мы отметим наиболее важные:
- требовать коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию и документы, в том числе на электронных носителях;
- назначать экспертизу;
- требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится таможенная проверка (при проведении выездной таможенной проверки);
- направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств-членов и государств, не являющихся членами Таможенного союза.
Документы по запросу таможни можно и нужно представлять, поскольку в последующем в случае принятия таможней неблагоприятного решения все предоставленные документы могут быть использованы для подтверждения позиции компании в суде.
Если же документы на стадии таможенной проверки представлены не были при отсутствии на то объективных причин, в последующем ссылаться на них в суде будет сложно, поскольку, скорее всего, суд не примет их в качестве доказательств (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 26.11.2019).
Кроме того, за непредставление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ). Об этом тоже следует помнить при получении запроса таможни о представлении дополнительных документов и сведений.
Тем не менее полномочия таможни в этой части не безграничны. Так, таможенные органы не могут заявлять требования, которые не совместимы с коммерческой практикой (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 26.11.2019). Например, если какие-либо документы у компании отсутствуют ввиду их непредставления иностранным контрагентом (например, по причинам конфиденциальности) и компания сообщила об этом таможне, то в последующем требовать их представления таможня не может.
Проверка завершена. Что дальше?
После того как проверка завершена, составляется акт таможенной проверки. Не стоит путать акт с решением по результатам таможенного контроля. В отличие от решения акт нельзя обжаловать. Однако на акт можно представить возражения в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Решение же оспорить можно в вышестоящий таможенный орган или в суд в течение трех месяцев в даты его получения.
После получения акта лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе ознакомиться с материалами таможенной проверки. Ознакомление осуществляется с разрешения начальника таможенного органа, который проводил проверку.
Важно отметить, что возможность делать копии, выписки из материалов таможенной проверки законом «О таможенном регулировании» не предусмотрена. В связи с этим в 2019 году Минфин России опубликовал письмо (№ 03-10-11/94616 от 05.12.2019), согласно которому ознакомиться с материалами проверки проверяемое лицо может только путем визуального осмотра.
Последствия таможенной проверки и как к ним подготовиться
В подавляющем большинстве случаев таможенная проверка заканчивается необходимостью уплаты таможенных платежей, а иногда — административной и даже уголовной ответственностью. Как избежать подобного сценария или хотя бы минимизировать риск его развития?
Для этой цели мы рекомендуем проводить внутри компании таможенный аудит хотя бы раз в три года. Если же компания планирует или уже произвела какие-либо изменения, связанные в внешнеэкономической деятельностью (например, изменила порядок / структуру / цепочку поставок, таможенные импорты / экспорты, ввозит новые товары, которые ранее компанией не ввозились), то лучше всего проводить таможенный аудит в связи с такими изменениями сразу. Чем это поможет?
В первую очередь это позволит выявить потенциальные риски, такие как:
- отсутствие документов, подтверждающих стоимость сделки для целей определения таможенной стоимости;
- правильность определения таможенной стоимости в соответствии с методами определения таможенной стоимости;
- наличие расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость (например, роялти, ОКР и др.);
- неподтвержденность транспортных вычетов;
- заявление неправильного кода ТН ВЭД;
- правильное определение и подверженность заявляемой страны происхождения товаров;
- наличие переплаты / неуплаты таможенных платежей;
- риски привлечения к административной / уголовной ответственности;
- риски в сфере валютного регулирования.
Выявление рисков позволит заблаговременно предпринять действия по их устранению или минимизации, а следовательно, снизить вероятность того, что таможенная проверка будет начата и неблагоприятно закончится для вашей компании.
Таким образом, несмотря на имеющиеся трудности во взаимоотношениях с таможенными органами, своевременная подготовка к возможной таможенной проверке повысит шансы успешного отстаивания своих прав и законных интересов как в ходе непосредственно самой проверки, так и в вышестоящих таможенных органах и судах.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки
- Регулирующее законодательство
- Что такое камеральная проверка на таможне
- Права таможенников при проверке
- Обязанности таможенников при камеральной проверке
- Права проверяемых организаций
- Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке
- Предоставление необходимых источников и сведений для проверки на таможне
- Итоги
Камеральная таможенная проверка — процедура, предусмотренная законодательством, которое принято на уровне Таможенного союза ЕАЭС. Каковы ее ключевые характеристики, рассмотрим в настоящей статье.
Регулирующее законодательство
Камеральная таможенная проверка как юридическая категория введена Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года и начал действовать на единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана. В связи с тем, что ТС стал структурой в составе более масштабного межгосударственного объединения — ЕАЭС, в которое вступило еще несколько государств, данный кодекс планируется заметить новым документом, юрисдикция которого будет распространяться на все страны ЕАЭС.
Подробнее об учреждении на базе Таможенного союза новой структуры — ЕАЭС — читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».
Так, 18.12.2014 проект Таможенного кодекса ЕАЭС был направлен на рассмотрение в правительства государств, входивших на тот момент в ТС и Единое экономическое пространство (с 2015 года — ЕАЭС).
Первоначально предполагалось, что вступление в силу нового ТК ЕАЭС произойдет 01.07.2017 (договор о ТК ЕАЭС от 11.04.2017). Но впоследствии Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) сообщила о переносе указанного срока на 01.01.2018.
В новом Таможенном кодексе (ТК ЕАЭС) предусматривается:
- упрощение таможенных процедур для бизнеса;
- перенос ряда полномочий на уровень ЕЭК;
- применение современных информационных технологий (отказ от бумажных деклараций и необходимости представления пакета сопроводительных документов к ним);
- минимизация физического контакта участников ВЭД с должностными лицами и др.
Но пока новый Таможенный кодекс ЕАЭС не вступил в силу, действующим источником права, регулирующим процедуру камеральной таможенной проверки, является ТК ТС (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением Межгосударственного совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009). Основные положения, относящиеся к рассматриваемой процедуре, содержатся в гл. 19 ТК ТС.
Что такое камеральная проверка на таможне
Рассматриваемая процедура предполагает изучение, а также анализ данных, которые содержатся в декларациях и прочих документах, имеющихся у проверяемых лиц, информации контролирующих структур государств, входящих в ТС, а также иных документов и данных, которыми располагают таможенные органы, о деятельности соответствующих лиц (п. 1 ст. 131 ТК ТС).
Камеральная проверка на таможне проводится соответствующими органами по месту их расположения, без организации выезда к лицу, подлежащему проверке (в этом, в частности, состоит отличие рассматриваемого типа проверки от выездной), а также без оформления документов, подтверждающих назначение данной процедуры (п. 2 ст. 131 ТК ТС).
Камеральные проверки на таможне могут проводиться с любой периодичностью (п. 3 ст. 131 ТК ТС).
Как законодатели планируют сократить сроки камеральных налоговых проверок, узнайте из сообщения.
Права таможенников при проверке
В положениях ст. 134 ТК ТС зафиксированы следующие права сотрудников таможенных органов, участвующих в проведении проверок, о которых идет речь:
- требовать у лиц, подлежащих проверке, коммерческие, транспортные, а также относящиеся к бухучету и отчетности источники и прочие сведения, имеющие отношение к проверяемым товарам на таможне;
- требовать у лиц, подлежащих проверке, отчетность, предоставляемую в целях контроля на таможне;
- требовать у кредитных учреждений (включая банки) сведения, отражающие движение финансовых средств по счетам юрлиц, которые необходимы в рамках процедуры проверки, включая те, которые могут быть банковской тайной;
- запрашивать у налоговых структур и других ведомств документы и сведения, включая те, что являются охраняемой законом тайной в соответствии с положениями источников права, принятых в государствах — членах ТС;
- направлять запросы в другие государства на предмет получения сведений, необходимых для полноценного проведения проверки;
- получать доступ на объекты организаций, в отношении которых проводится камеральная таможенная проверка, при условии предъявления предписаний и прочих решений, касающихся проверки на таможне, служебных удостоверений;
- опечатывать помещения, где располагаются товары;
- выполнять иные действия, которые предусмотрены законами ТС и государств, входящих в ТС.
Обязанности таможенников при камеральной проверке
Сотрудники таможенных ведомств, которые проводят камеральные таможенные проверки, обязаны (в соответствии со ст. 134 ТК ТС):
- соблюдать права и гарантированные законом интересы тех лиц, которые подлежат проверке;
- не допускать причинения какого-либо вреда лицам, подлежащим проверке, своими неправомерными решениями, совершенными действиями или же допущенным бездействием;
- задействовать информацию, полученную в ходе проверки, только в таможенных целях;
- не допускать разглашения конфиденциальных данных и сведений, которые являются тайной, если они становятся известны в ходе проверок;
- по требованию лица, подлежащего проверке, предоставлять необходимые сведения о положениях законов государств, входящих в ТС, которые отражают порядок организации выездных проверок на таможне;
- обеспечивать сохранность документальных источников, которые получены и составлены в ходе проверок, не допускать разглашения их содержания без согласования с лицом, подлежащим проверке, если иного не предусмотрено законодательством государств, входящих в ТС;
- информировать лицо, подлежащее проверке, о его правах и обязанностях в ходе таможенного контроля, проводимого по факту выпуска товаров, а также при организации необходимой экспертизы либо при взятии различных проб и образцов тех или иных товаров;
- исполнять прочие обязанности, которые могут быть предусмотрены положениями таможенного законодательства ТС и государств, входящих в ТС.
Права проверяемых организаций
В положениях ст. 135 ТК ТС зафиксированы права лиц, подлежащих камеральной таможенной проверке:
- право на запрашивание у органов таможни информации, касающейся положений законов государств, входящих в ТС, в которых определен порядок проведения соответствующих проверок;
- право на предоставление всех документов и сведений, подтверждающих, во-первых, факт выпуска товаров, а во-вторых, соблюдение требований таможенных законов ТС и законодательства государств, входящих в ТС;
- право на обжалование решений, совершенных действий либо бездействия сотрудников таможенных органов в соответствии с порядком, который установлен законами государств, входящих в ТС;
- право на пользование иными правами, которые предусмотрены законодательством ТС и государства, входящего в ТС.
Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке
В положениях ст. 135 ТК ТС также фиксируются обязанности лиц, подлежащих таможенной проверке:
- предъявление товаров, которые подлежат проверке на таможне;
- предъявление в установленные сроки информации и документов по требованию сотрудников таможенного органа (вне зависимости от того, на каком носителе они располагаются);
- проставление отметки о получении документа о проведении проверки на оригинале соответствующего документа;
- представление проверяющим лицам таможенного ведомства перевода источников, необходимых для целей проверки, если это необходимо, на государственный язык страны, входящей в ТС;
- определение круга лиц, которые ответственны за предоставление сведений сотрудникам таможни, осуществляющим проверку, в срок не позднее 2 дней с момента предъявления документа о проведении проверки;
- исполнение прочих обязанностей, которые предусмотрены законами ТС и законодательствами стран, которые входят в ТС.
Предоставление необходимых источников и сведений для проверки на таможне
Положения ст. 136 ТК ТС регулируют порядок предоставления документов и информации для целей проведения камеральной таможенной проверки.
Так, налоговые структуры и иные ведомства государств, которые входят в ТС, обязуются представлять таможенным органам необходимые источники и информацию, касающиеся регистрации юрлиц, расчетов по налогам, сведения, являющиеся тайной, бухгалтерскую отчетность — при соблюдении требований законов государств, входящих в ТС, о защите соответствующей тайны (п. 1 ст. 136 ТК ТС).
Кредитно-финансовые организации государств, входящие в ТС, должны представлять по запросу таможни источники и информацию, которые касаются движения финансовых средств по счетам юрлиц и необходимы для полноценного проведения проверки на таможне, в том числе являющиеся банковской тайной, в соответствии с законами государств, входящих в ТС (п. 2 ст. 136 ТК ТС).
Является ли разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, уголовно наказуемым деянием, расскажем в материале.
Итоги
Порядок проведения камеральной таможенной проверки описан в гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что с 2018 года вместо этого документа будет действовать новый документ — Таможенный кодекс ЕАЭС.
Проверка проводится таможенными органами с любой периодичностью без выезда к проверяемому лицу, и для ее начала не нужно решение (предписание).
Во время проверки изучаются и анализируются сведения из таможенных деклараций и иных документов, связанных с таможенными процедурами.
Таможенная проверка: камеральная и выездная таможенная проверка, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку
Таможенная проверка
Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.
Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС .
Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:
— декларант ;
— таможенный представитель ;
— перевозчик, в том числе таможенный перевозчик ;
— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
— уполномоченный экономический оператор;
— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.
При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.
При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.
Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Камеральная таможенная проверка
Камеральная таможенная проверка — это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.
Выездная таможенная проверка
При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.
Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.
Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.
Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.
При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.
Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:
1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.
При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:
— требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, и/или документы и информацию о товарах;
— требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
— требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
— запрашивать у налоговых и иных государственных органов необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
— проводить инвентаризацию товаров во время выездных таможенных проверок;
— направлять международные запросы;
— доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
— осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
— изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
— налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки;
— опечатывать помещения, в которых находятся товары.
Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:
— соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
— не нарушать установленный режим работы проверяемого лица;
— использовать любую полученную информацию исключительно в таможенных целях;
— не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
— предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
— обеспечивать сохранность полученных и составленных документов, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;
— информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.
Псковская таможня информирует: информационный сервис «Таможенная проверка» облегчают работу участников ВЭД
Header Level 2
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
- Aliquam tincidunt mauris eu risus.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Vivamus magna. Cras in mi at felis aliquet congue. Ut a est eget ligula molestie gravida. Curabitur massa. Donec eleifend, libero at sagittis mollis, tellus est malesuada tellus, at luctus turpis elit sit amet quam. Vivamus pretium ornare est.
Header Level 3
- Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit.
- Aliquam tincidunt mauris eu risus.
Наименование | Ширина | Цена | Длина |
---|---|---|---|
data1 | data1 | data1 | data1 |
data1 | data1 | data1 | data1 |
data1 | data1 | data1 | data1 |
data1 | data1 | data1 | data1 |
—>
Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами определяет основные положения по применению автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», предусмотренной статьей 284 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая обеспечивает информационное взаимодействие в электронном виде между таможенными органами и заинтересованными лицами посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет», а также реализует информационное взаимодействие с компонентами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, необходимое для обеспечения функционирования АПС «Личный кабинет», при организации обмена электронными документами и (или) сведениями.
Информационный сервис «Таможенная проверка» позволяет таможенным органам и проверяемым лицам обмениваться документами и сведениями в ходе таможенной проверки и по ее результатам.
Возможности информационного сервиса позволяют осуществлять обмен в ускоренном порядке между таможенными органами и проверяемым лицом
документами и сведениями в электронном виде, в том числе при организации и проведении таможенной проверки, а именно:
1)уведомление о проведении камеральной (выездной) таможенной проверки;
2)уведомление о продлении срока проведения камеральной (выездной) таможенной проверки, уведомление о приостановлении срока проведения выездной таможенной проверки (решение о внесении изменений (дополнений) в решение о проведении выездной таможенной проверки);
3)уведомление о вызове лица для получения объяснений;
4)уведомление о месте и времени проведения таможенного досмотра;
5)требование о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке (требование о предъявлении товаров и (или) представлении документов и (или) сведений при выездной таможенной проверке);
6)уведомление о продлении срока представления документов и (или) сведений;
7)документы, формируемые при назначении и выполнении таможенных экспертиз после выпуска товаров (решение о назначении таможенной экспертизы
и т.д.);
акт камеральной (выездной) таможенной проверки;
9)заключение по результатам рассмотрения возражений на акт камеральной таможенной проверки;
10)решение по результатам таможенного контроля, решение о классификации товаров, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Информационный сервис обеспечивает возможность получения участником ВЭД в электронном виде уведомления о начале таможенной проверки, максимально сокращая временные затраты на пересылку бумажных документов. Проверяемым лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами проведенного таможенного контроля и подачи возражения на акт проверки через Личный кабинет.
Кроме того, в рамках электронного взаимодействия с таможенными органами, участникам ВЭД предоставлена возможность направления в таможенные органы в электронном виде через Личный кабинет отчетности в соответствии с установленными требованиями.
Использование информационного сервиса снижает нагрузку на проверяемое лицо в части исключения необходимости направления в таможенные органы документов и сведений на бумажных носителях, сокращает время обмена документами и сведениями в ходе проверки и по результатам таможенной проверки.