Порядок возмещения транспортных расходов сотрудников
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По каким КВР и КОСГУ в 2023 году бюджетному учреждению осуществить возмещение сотрудникам расходов на проезд в общественном транспорте в служебных целях (работа имеет разъездной характер) — внутригородской проезд по маршрутным листам на основании чеков ККМ, выдаваемых транспортным предприятием (возмещение транспортных расходов предусмотрено локальным актом учреждения (на основании авансового отчета), обязанности обеспечить работников проездными билетами законодательно не установлено)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещением работнику, постоянная работа которого имеет разъездной характер, транспортных расходов осуществляется в 2023 году по элементу вида расхода 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Обоснование вывода:
Согласно положениям ст. 164 ТК РФ денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных ТК РФ, являются компенсацией.
Работнику, постоянная работа которого имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ). Согласно части первой ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Таким образом, в случае определения в трудовом договоре с работником разъездного характера работы у работодателя возникает обязанность возмещения расходов, связанных с проездом в рамках исполнения должностных (трудовых) обязанностей. Для этого в учреждении издается соответствующий локальный акт, регулирующий порядок, случаи возмещения, перечень прилагаемых документов, перечень работ, профессий, должностей этих работников, а также иные вопросы, связанные с компенсацией таких затрат сотрудников. Также размеры и порядок возмещения указанных расходов могут устанавливаться трудовым договором (статьей 168.1 ТК РФ) и (или) локальным актом, регулирующим вопросы служебных разъездов.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения Порядка N 85н, а также Порядка N 209н. Отнесение расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от экономического содержания проводимых операций (п. 3 Порядка N 209н).
При определении элемента вида расходов важной особенностью является разграничение иных выплат сотрудникам учреждения по форме, в которой они осуществляются (денежная или натуральная). Учитывая, что в данной ситуации осуществляется денежная компенсация работникам, предусмотренная ТК РФ и не включенная в фонд оплаты труда, то для ее отражения обоснованно следует применить элемент вида расхода 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» (п. 48.1.1.2 Порядка N 85н).
Согласно прямой норме п. 10.2.2 Порядка N 209н на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы, связанные с обеспечением должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение транспортных расходов должностным лицам в случае, если они не были обеспечены в установленном законодательством РФ порядке проездными документами, за исключением возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
Таким образом, осуществление расходов, связанных с возмещением работникам расходов по проезду, постоянная работа которых имеет разъездной характер, осуществляется по элементу вида расхода 112 в увязке с подстатьей 222 КОСГУ (смотрите также письма Минфина России от 13.06.2019 N 02-07-10/43294, от 13.09.2019 N 02-08-10/7065).
Следует отметить, что действующими нормативно-правовыми актами изменение отражения данных расходов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в 2023 году не планируется (смотрите также Информацию Минфина России от 22 октября 2020 г. «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2023 году»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
22 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Компенсация транспортных расходов сотрудникам
Компенсация транспортных расходов сотрудникам
Похожие публикации
Денежное возмещение транспортных расходов сотруднику выплачивается при условии, что его работа напрямую связана с частыми разъездами. В служебные поездки могут, к примеру, отправляться бухгалтеры, курьеры, торговые представители, снабженцы, директора и другие уполномоченные специалисты. Рассмотрим, как начисляется компенсация транспортных расходов сотрудникам при наличии собственного автомобиля и без него.
Возмещение транспортных расходов сотруднику – в каких случаях возможно
Понятие компенсации за возмещение текущих расходов, понесенных при исполнении трудовых обязанностей, закреплено в стат. 164 ТК. При этом в рамках рассматриваемого вопроса к транспортным затратам, подлежащим денежному возмещению, относятся следующие виды издержек:
- Компенсация за использование личного автотранспорта сотрудника в исключительно рабочих нуждах.
- Компенсация стоимости проездных билетов общественного и/или иных видов транспорта, включая услуги такси при условии их целесообразности.
- Оплата стоимости арендуемого имущества, а также затрат по его содержанию и эксплуатации.
Обратите внимание! Согласно стат. 188 ТК размер денежного возмещения при использовании в интересах предприятия-работодателя личного автомобиля работника определяется в письменном виде с учетом требований законодательства РФ.
Компенсация транспортных расходов сотрудникам – размер выплат
Трудовое законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно минимальной и максимальной величины компенсации. Поэтому в соглашении между работодателем и работником можно установить любой разумный размер выплаты. Причем выплатить возмещение транспортных расходов сотруднику разрешается даже при разовом использовании собственного авто в служебных целях. При начислении суммы по стат. 188 можно разбить общую величину на компенсацию за износ транспорта при его эксплуатации и компенсацию прямых затрат в процессе эксплуатации (ГСМ, ремонт и пр.). В целях обоснованности расходов рекомендуется привести в ЛНА методику расчета величины компенсации с учетом пробега авто, СПИ, интенсивности служебного использования и других факторов.
При налогообложении прибыли следует иметь в виду, что подобные суммы компенсации относятся к прочим расходам, но только в пределах установленных норм (подп. 11 п. 1 стат. 264 НК, п. 1 постановления № 92 от 08.02.02 г., письмо Минфина № 03-03-06/1/465 от 09.08.2011 г.):
- По легковому автотранспорту – 1200 руб. в месяц (при объеме двигателя не больше 2000 куб. см.); 1500 руб. в месяц (от 2000 куб. см.).
- По мотоциклам – 600 руб. в месяц вне зависимости от объема двигателя.
Пример расчета компенсации за использование личного авто
Предположим, что по соглашению между торговой компанией ООО «Волгоград-опт» и менеджером Григорьевым А.В., последний ежемесячно получает следующие выплаты:
- Компенсацию за использование л/авто марки KIA Soul 1.6 – в сумме 4000 руб.
- Возмещение затрат на бензин по нормам согласно Распоряжению Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.08 г. (8 л./100 км. для указанной марки).
За июль работник сдал бухгалтеру отчет с приложенными чеками АЗС, где указал пробег авто за месяц = 750 км. Сумма выплат составляет:
- Ежемесячная компенсация = 4000 руб., из которых в затраты по налогу на прибыль разрешено отнести 1200 руб. Сверхнормативные расходы в сумме 2800 руб. учесть в затратах при расчете налога нельзя.
- Возмещение издержек по бензину = 8 х 750 км. / 100 км. х 40 руб. (цена за ГСМ) = 2400 руб.
Проводки в бухучете компании:
- Д 44 К 73 на 6400 руб. – отражено начисление компенсации Григорьеву А.В.
- Д 73 К 51 на 6400 руб. – отражено перечисление денег работнику на карточку.
Перевыставление расходов контрагенту: налоговые последствия
Перевыставление отдельных расходов, возмещение расходов – отношения между контрагентами весьма распространённые.
С этим сталкиваются компании при:
— поставках товаров – перевыставляют транспортные расходы;
— аренде, лизинге – перевыставляют коммунальные расходы, расходы на страхование;
— строительстве – генподрядчик перевыставляет расходы на электроэнергию подрядчику.
Практика обычная. Но так ли безобидны налоговые последствия подобных хозяйственных операций и что по этому поводу думает налоговая служба. Давайте разбираться.
Транспортные расходы
При отражении в бухгалтерском и налоговом учёте расходов организация руководствуется, как минимум, ПБУ 10 «Расходы организации» и 25 главой Налогового кодекса РФ. В данных документах чётко указаны требования по признанию расходов.
Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, то есть, связаны с получением дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в Законе о бухучёте сказано, что каждый факт хозяйственной жизни компании должен оформляться первичными учётными документами (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В зависимости от факта хозяйственной жизни мы формируем соответствующий пакет первичных документов. О требованиях к первичным документам ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит следующее. Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:
— наименование документа;
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за её оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
— подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
И уже рассматривая данные требования, мы видим, что при перевыставлении расходов требования, изложенные в подпунктах 3, 6, 7 не выполняются!
В вышеуказанных нормативных актах речь идёт о расходах, понесённых самой организацией, а не какой-либо другой организации. И в этом случае Минфин и ФНС РФ неоднократно давали комментарии о невозможности признания «чужих» расходов.
Рассмотрим письмо Минфина от 08.02.2019 №03-03-07/7618 «Об учёте в целях налога на прибыль расходов в виде возмещения расходов другого налогоплательщика», где ведомство прямо указывает: «В случае если налогоплательщиком возмещаются расходы другого налогоплательщика, то такие расходы не могут рассматриваться как расходы, произведённые для осуществления деятельности самого налогоплательщика, в связи с чем не подлежат учёту при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций».
Наиболее часто перевыставлют поставщики транспортные расходы, мотивируя тем, что так написано в договоре: «… покупатель возмещает поставщику расходы на доставку товара». Давайте внимательно рассмотрим данный факт хозяйственной жизни. Поставщик, поставляя товар, является заказчиком транспортных услуг у компании – перевозчика. Перевозчик выставляет первичные документы по факту перевозки в адрес поставщика. Всё верно. У поставщика транспортные услуги учитываются в составе расходов, связанных с продажей товаров. А вот что поставщик перевыставляет покупателю – большой вопрос.
Пункт 5 статьи 38 НК РФ говорит следующее: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».
Согласно положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 169 и пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан составить соответствующие счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, поставщик потребил транспортную услугу в момент её оказания. Что же тогда он пытается «перепродать»? Потреблённую услугу? Поставщик-то «перепродаёт» и при этом отражает доход и формирует налогооблагаемую базу по двум налогам: налогу на прибыль организации и налогу на добавленную стоимость. А вот что принимает на учёт покупатель под видом перевыставленных транспортных услуг? Вопрос открыт. Ведь при таком отражении искажённых фактов хозяйственной деятельности поставщик выставляет счёт-фактуру. Правомерно ли?
Минфин России в Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указал, что если согласно условиям договора продавец услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов обязуется их оказать, а покупатель оплатить эти услуги и возместить понесённые продавцом транспортные расходы при подаче (возврате) вагонов для (после) оказания услуг, то данные возмещаемые расходы по оплате услуг по транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов, оказываемых третьими лицами, не учитываются продавцом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, в счёте-фактуре, выставляемом им по услугам по предоставлению вагонов, не указываются.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения договора (т.е. для деятельности, облагаемой НДС), стоимость которых возмещена контрагентом, принимайте к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).
Поскольку сам продавец не оказывает при этом услугу перевозки, то и счёт-фактуру, полученный от перевозчика, он не может просто перевыставить покупателю от своего имени (Письма Минфина от 13.04.2016 N 03-07-09/21127, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156). Соответственно, покупатель не вправе принять к вычету НДС со стоимости перевозки по такому счёту-фактуре.
Перевыставлять счета-фактуры могут только посредники — агенты и комиссионеры.
Вариант организации взаимоотношений между организациями, во избежание налоговых рисков, на стадии переговоров расходы на доставку товаров включать в стоимость товаров.
Утилизационный сбор
Можно ли списать в расходы возмещённый контрагенту утилизационный сбор? Организация, возместившая поставщику сумму уплаченного им утилизационного сбора, не вправе учесть сумму такого возмещения в «прибыльной» базе.
В своём письме от 14.08.2019 № 03-03-06/1/61449 Минфин напоминает, что в целях налога на прибыль к расходам относятся экономически обоснованные и документально подтверждённые затраты, произведённые при ведении деятельности, направленной на получение дохода. В общем случае возмещение затрат, произведённых иными организациями, не отвечает критериям «прибыльных» расходов.
Следовательно, возмещаемая поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) сумма сбора не учитывается при определении базы по налогу на прибыль у покупателя продукции.
И таких примеров немало.
Об учете лизингополучателем сумм возмещения затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга, в целях налога на прибыль
Достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что после определённого срока действия договора лизинга лизингодатель перевыставляет лизингополучателю какие- либо расходы. Например, расходы на страхование, на уплату транспортного налога или налога на имущество организации. И вот в этом случае в письме от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590 Минфин говорит, что лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга.
Таким образом, мы видим, что перевыставление расходов по сделке является весьма рискованным действием для обоих сторон договора. Большую часть рисков можно снять на стадии обсуждения условий договора.
Статья 168.1 ТК РФ. Возмещение транспортных расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера
Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Комментарии к ст. 168.1 ТК РФ
1. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов также могут устанавливаться трудовым договором.
Об обязательном включении в трудовой договор условий, определяющих характер работы — разъездной, в пути, полевые работы, работы экспедиционного характера, см. коммент. к ст. 57.
Законодателем установлены виды расходов (расходы по проезду, найму жилого помещения, связанные с проживанием вне места постоянного жительства), которые работодатель обязан возместить в связи со служебными поездками работникам: постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера.
2. На локальном уровне устанавливается перечень работ, профессий и должностей работников, которым возмещаются расходы в связи с такими поездками.
Определение на уровне коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта размера возмещаемых расходов зависит от финансовых возможностей работодателя, поэтому уровень компенсации, предоставляемый работодателями, может быть разным. Порядок возмещения расходов также регулируется на локальном уровне, и при его установлении могут учитываться как специфика производственной деятельности, так и особенности структуры организации.
3. Установление в трудовом договоре размера и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками, повышает уровень предоставляемых работнику компенсаций. Величина компенсации, отраженная в трудовом договоре, не может быть меньше размера, установленного в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.
4. В организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюджета, размер возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, устанавливается законодательством.
5. Разновидностью служебных поездок работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, является подвижной характер работ.
Возмещение расходов за подвижной характер работ устанавливается работникам в целях возмещения повышенных расходов, связанных с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства.
К работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, относятся работники связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и др.
Возмещение транспортных расходов за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы и обратно.
6. Полевые условия — это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов.
Полевое довольствие представляет собой компенсацию повышенных расходов работников при выполнении работ в полевых условиях.
Выплата полевого довольствия работникам производится за все календарные дни нахождения на работе. Порядок учета времени работы и пребывания в полевых условиях устанавливается организацией и оформляется приказом.
7. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по установленным профессиям и должностям. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или имеет разъездной характер и это определено его трудовым договором (см. п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»).
Иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по установленным профессиям и должностям, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или имеет разъездной характер и это определено его трудовым договором (см. п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н).
Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами, при этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или имеет разъездной характер и это определено его трудовым договором (см. п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н).
8. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим, кроме заработной платы, полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится (п. 25 Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).
9. В заключенных соглашениях устанавливается, что:
— порядок и условия выплаты полевого довольствия определяются коллективным договором (Отраслевое соглашение по подведомственным Росморречфлоту федеральным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям в сфере морского транспорта Российской Федерации на 2012 — 2014 годы; Отраслевое соглашение по организациям недропользования Российской Федерации на 2011 — 2013 годы);
— работникам, проводящим лесоустроительные обследования, размеры выплат полевого довольствия устанавливаются в кратной норме суточных расходов при оплате служебных командировок: при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 2,0; при работе на объекте полевых работ, расположенных в других районах, — 1,5 (Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы; Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 — 2016 годы);
— работникам изыскательско-русловых партий (отрядов) полевое довольствие выплачивается в порядке и размерах, которые определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, в зависимости от местности производства изыскательских работ. Минимальный размер выплат полевого довольствия устанавливается в расчете на одного работника в день кратно норме суточных расходов, предусмотренной действующим законодательством об оплате служебных командировок на территории РФ (независимо от занимаемой должности и получаемого должностного оклада): при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области, — 2,0; при работе на объектах полевых работ, расположенных в других районах, — 1,5 (Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 — 2016 годы).
10. Возмещение транспортных расходов в виде надбавки (доплаты) при разъездном, подвижном характере работы, а также когда работа протекает в пути в заключаемых соглашениях ориентировано:
— на величину нормы суточных, установленную для служебных командировок.
При этом в одних случаях говорится, что размер должен быть не ниже установленной нормы. Возмещение транспортных расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных плавсоставу, направляемому для выполнения ремонтных работ, работ по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота вне места приписки судов, в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянной работы, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 — 2016 годы);
— работникам, направляемым на лесохозяйственные работы, и работникам баз авиационной охраны лесов в пожароопасный период в случаях, когда они не имеют возможности возвратиться к месту постоянного жительства, взамен суточных выплачиваются надбавки к заработной плате в размере 1,5% месячной тарифной ставки в сутки, но не менее 50% установленного законодательством или на предприятии размера суточных (Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы).
В других — не выше установленной нормы, например, суточные за подвижной характер работы рекомендуется исчислять в следующих процентах к месячным тарифным ставкам (должностным окладам): а) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области — 40%; б) в других районах Российской Федерации — 30%. При этом суточные за подвижной характер работы должны составлять не более размера суточных, выплачиваемых работникам при командировках (Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 — 2016 годы).
Надбавка за разъездной характер работы в некоторых соглашениях дифференцирована в зависимости от количества рабочих дней, когда работа протекает в таких условиях, и от продолжительности нерабочего времени, которое работник использует для поездки до места работы. Так, в Федеральном отраслевом соглашении по дорожному хозяйству на 2014 — 2016 годы устанавливается, что в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц — до 15% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. В дорожных организациях за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере до 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения дорожной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее трех часов, и до 15% — если время проезда составляет не менее двух часов;
— часть должностного оклада (тарифной ставки). Так, надбавка за подвижной характер работы начисляется в процентах к тарифной ставке, должностному окладу без учета коэффициентов и доплат: в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области — 40%, в других районах страны — 30% (Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 — 2016 годы).
11. Если при служебных поездках работнику не предоставляется бесплатное жилое помещение, то возмещение расходов по найму жилого помещения компенсируется работнику работодателем. В некоторых соглашениях размер расходов по найму жилого помещения определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы).
12. Статьей 168.1 определено, что работодатель возмещает иные расходы, произведенные работниками с его разрешения или ведома. Иные или дополнительные расходы работника при служебных поездках могут быть обусловлены характером работы, условиями ее выполнения; например, в связи с поломкой геодезического оборудования возникает необходимость его ремонта или приобретения нового оборудования. Порядок и размеры возмещения дополнительных расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Возмещение иных расходов, произведенных работником в период служебных поездок, может осуществляться так же, как и в случае возмещения иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя при служебных командировках (см. п. 19 коммент. к ст. 168).
Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам
Компенсация транспортных расходов сотрудникам — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат на поездки, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Работодатели возмещают своим сотрудникам расходы на транспорт либо исходя из обязанности, установленной Трудовым кодексом РФ, либо по собственной инициативе, когда такая компенсация предусмотрена трудовым или коллективным договором.
- Обзор законодательства за период с 29 ноября по 5 декабря
- Как составить договор с волонтером
- Составляем техническое задание на проведение СОУТ
- Добровольный квалификационный экзамен
- Тарифная сетка по разрядам на 2023 год
Возмещение транспортных расходов в силу закона
Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ , работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ , возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.
Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.
При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст. 325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск. Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений. Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).
Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель
Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы. Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.
Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях
Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:
- 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
- 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.
Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.
Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств
Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.
Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.
Порядок выплаты и размер компенсации
Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда. Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму. Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением транспортных расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.
При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ , человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.
Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха
Что делать, если не предоставлены подтверждающие документы
Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:
- Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
- Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.
Учет возмещения транспортных расходов
Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:
- пп. 11 п. 1 ст. 264 — компенсация за использование личного транспорта в пределах норм;
- пп. 12 п. 1 ст. 264 — командировочные расходы.