Кто и когда переходит на онлайн‑кассы в 2021 году
Применение онлайн-касс регулирует Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003. Предприниматели и юрлица переходили на кассы поэтапно, начиная с 2017 года. В 2021 году произойдет финальный этап перехода для ряда ИП. Смотрите сроки, исключения и список тех, кто имеет право вовсе не применять кассу.
Сроки применения онлайн-касс в 2021 году
Напомним, что требования закона № 54-ФЗ касаются расчетов с физлицами в рознице, общепите и сфере услуг, а также расчетов между ИП и юрлицами (если они происходят наличными или с предъявлением банковской карты).
В таблице смотрите самые актуальные сроки обязательного применения онлайн-касс.

Нужно применять онлайн-кассу;

Нужно указывать в чеке названия товаров, услуг, работ.
| Особенности | Уже сейчас | С 1 февраля 2021 | С 1 июля 2021 |
|---|---|---|---|
| Юрлица, ИП на ОСН с сотрудниками | Исключения смотрите ниже | ![]() |
|
| ИП на ОСН без сотрудников | Исключения смотрите ниже | ![]() |
|
| ИП на УСН, ПСН*, ЕСХН с сотрудниками | Общепит, розница | ![]() |
![]() |
| Подакцизные товары, пиво | ![]() |
||
| Работы и услуги | ![]() |
![]() |
|
| ИП на УСН, ПСН*, ЕСХН без сотрудников | Общепит, розница с товарами своего производства | ![]() |
|
| Общепит, розница с товарами чужого производства | ![]() |
![]() |
|
| Подакцизные товары, пиво | ![]() |
||
| Работы и услуги | ![]() |
* Кассу необходимо использовать ИП на ПСН, которые занимаются деятельностью, указанной в ст. 346.43 Налогового кодекса РФ под пунктами 3, 6, 9-11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45-48, 53, 56, 63, 65 (остальные ИП на ПСН освобождены от ККТ):
3 — косметические и парикмахерские услуги;
6 — починка и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры, часов, бытовых машин и приборов, ремонт и производство металлических изделий;
9 — техобслуживание и починка оборудования, мото- и автотранспортных средств, машин;
10 — перевозка грузов в автомобильном транспорте;
11 — перевозка пассажиров в автомобильном транспорте;
18 — ветеринарные услуги;
28 — ведение занятий по физкультуре и спорту;
32 — перевозка пассажиров с помощью водного транспорта;
33 — перевозка грузов с помощью водного транспорта;
37 — охота и ведение охотхозяйства;
38 — медицинская и фармацевтическая практика по лицензии;
40 — прокатные услуги;
45 — розничные продажи в торговом зале не более 50 м² по каждому объекту организации;
46 — нестационарная розничная торговля и стационарная без торгового зала;
47 — услуги общепита с залом обслуживания гостей не более 50 м² по каждому объекту организации;
48 — услуги общепита, не имеющего зала обслуживания гостей;
53 — выработка молочной продукции;
56 — рыбная ловля (товарная и спортивная) и разведение рыбы;
63 — починка компьютеров и коммуникационного оборудования;
65 — работа стоянок для транспорта.
Подключите сервис Контур.Маркет, чтобы печатать в чеке названия товаров по требованию 54-ФЗ. Ведите в Контур.Маркете учет товаров — сервис избавляет от рутины, сам считает остатки и строит отчеты для анализа продаж.
Кто может не применять онлайн-кассы
- Юрлица и ИП при безналичных расчетах друг с другом, кроме расчетов с предъявлением банковской карты.
- Юрлица и ИП в труднодоступных или отдаленных местностях (кроме продажи подакцизных товаров и расчетов через торговые автоматы без помощи человека).
- ИП на патенте, которые не занимаются деятельностью, перечисленной в сноске к предыдущей таблице.
- ИП и самозанятые, применяющие налог на профессиональный доход.
- Юрлица и ИП с видами деятельности из п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ, перечисленными в таблице.
* Переходят ИП на ЕНВД и ПСН, указанные в пунктах 3, 6, 9-11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45-48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ. Остальные ИП на ПСН освобождены от ККТ.
- 3 — парикмахерские и косметические услуги;
- 6 — ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
- 9 — техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
- 10 — оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
- 11 — оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
- 18 — ветеринарные услуги;
- 28 — проведение занятий по физической культуре и спорту;
- 32 — оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
- 33 — оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
- 37 — ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- 38 — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
- 40 — услуги по прокату;
- 45 — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
- 46 — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
- 47 — услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
- 48 — услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- 53 — производство молочной продукции;
- 56 — товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
- 63 — ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.
Подключите сервис Контур.Маркет, чтобы печатать в чеке названия товаров по требованию 54-ФЗ. У вас есть отсрочка? Ведите в Контур.Маркете учет товаров — сервис избавляет от рутины, сам считает остатки и строит отчеты для анализа продаж.
Кто может не применять онлайн-кассы
Закон разрешает оказывать следующие услуги без ККТ:
- присмотр и уход за детьми и больными;
- прием стеклопосуды и вторсырья (кроме металлолома);
- услуги носильщиков;
- уход за престарелыми и инвалидами (полный список освобожденных от применения ККТ смотрите в ст. 2 54-ФЗ).
Также от применения онлайн-касс освобождены организации и ИП, которые работают в отдаленных или труднодоступных местностях, утвержденных органами власти субъектов РФ. Города и поселки городского типа не могут сходить в перечень населенных пунктов, освобожденных от применения онлайн-касс. Предприниматели отдаленных местностей должны выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий факт расчета (п. 3 ст. 2 54-ФЗ).
Смотрите видео «Онлайн-кассы с 1 июля 2021 года для ИП: кому пора переходить, а кто всё ещё может работать без кассы»:
Онлайн-кассы в сельской местности
Онлайн-кассы в сельской местности

Похожие публикации
Глобальные изменения в законе №54-ФЗ коснулись представителей бизнеса на всей территории страны, и собственники небольших сельских магазинов будут обязаны установить и применять онлайн-ККТ. Выясним, нужна ли онлайн-касса в сельской местности, кому можно будет обойтись без нее и каковы перспективы внесения новых поправок в законодательство в отношении возможных послаблений.
Предпринимательство на селе
Предпринимательство в сельской местности, особенно достаточно отдаленной от центра, развивается не так активно, как в городах. В основном бизнес в этих районах представлен крестьянско-фермерскими хозяйствами по производству животноводческой продукции, овощей, фруктов, меда, личными подсобными хозяйствами, небольшим магазинами и киосками, придорожными точками общественного питания. Предпочтительной формой регистрации сельского бизнеса является образование ИП и чаще всего на ЕНВД либо ПСН. Так, кому устанавливать кассы онлайн на селе?
Начнем с того, что и представителям малого бизнеса придется переходить на новый порядок, но имеются и исключения. Все зависит от вида деятельности сельского предприятия и особенностей местности, где оно находится.
Нужны ли онлайн-кассы в сельской местности
КФХ и личные хозяйства, занимающиеся животноводством или производящие сельхозпродукцию, реализуют ее двумя способами: оптом специализированным торговым предприятиям или на продуктовых рынках и ярмарках. Пункт 2 ст. 2 закона №54-ФЗ рассматривает возможность не использовать ККТ как раз при разносной и лоточной торговле продуктами и промтоварами на сельских и городских рынках.
А вот сельским магазинам и кафе использовать онлайн-кассы придется. Сроки перехода устанавливаются в зависимости от формы собственности торгового предприятия:
- с 01.07.2018 — предпринимателям и предприятиям на ЕНВД и ПСН;
- с 01.07.2017 — всем остальным организациям.
Отдельно законодателями рассматривается применение онлайн-ККТ для предприятий, реализующих алкогольную продукцию – с 31.03.2017. Таким образом, онлайн-кассы для сельских магазинов устанавливаются на общих основаниях.
Онлайн-кассы в деревне: труднодоступные районы
Законом №54-ФЗ регламентировано еще одно исключение, касающееся представителей всех форм бизнеса – расположение торговой точки или пункта оказания услуг населению в местностях, не охваченных интернет-сетью ввиду удаленности от инфраструктуры, предусматривает освобождение от использования онлайн-кассы. На таких территориях факт оплаты покупателем по его требованию должен подтверждаться выдачей торгового чека или квитанции, подписанной продавцом. Впрочем, возможно и применение обычного кассового аппарата, отбивающего чеки без передачи фискальных сведений.
Отметим, что статус труднодоступных территорий присваивается местностям лишь в том случае, если они поименованы в специальных перечнях, утвержденных государственными органами власти.
Отменят ли онлайн-кассы для села
На сегодняшний день депутатами Госдумы рассматриваются несколько законопроектов, предлагающих внесение поправок в принятый закон №54-ФЗ. В частности, одно из предложений предусматривает отмену онлайн-ККТ на селе и в городах для компаний и бизнесменов, применяющих спецрежим ЕНВД или хотя бы отсрочку их применения. Однако, принимая во внимание заметное нежелание законодателей ослаблять контроль доходов предприятий и граждан, невозможно угадать, будут ли приняты подобные предложения или уточнены другие спорные моменты. Итак, отмена онлайн-касс для сельской местности – перспектива пока весьма эфемерная.
Новости
Отменят онлайн-кассы в 2021 году или нет?
Этим вопросом еще в прошлом году озадачились все предприниматели, которые применяют ККТ. Поводом послужил законопроект Минфина РФ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники», подготовленный министерством в июле 2020 года. Изменений по ранее принятым отсрочкам для ИП нет.
Отсрочка по онлайн-кассам до 1 июля 2021 года.
Согласно требованиям 54-ФЗ все организации и предприниматели на любых СНО при осуществлении расчетов с физическими лицами обязаны применять онлайн-кассы. Но для некоторых индивидуальных предпринимателей есть отсрочка по кассам, а для некоторых ИП применение ККТ и вовсе необязательно.
Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 дает отсрочку применения онлайн-касс до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников при условии, что они работают в сфере оказания услуг или продают товары собственного производства.
Таким образом для ИП на ПСН, ЕСХН, УСН без работников отсрочка касс заканчивается 1 июля 2021 года, и дальнейшая работа без онлайн считается нарушением закона.
Кто должен применять и кто может не применять онлайн-кассы в 2021 году
Статья 2 Федерального закона 54-ФЗ бессрочно освобождает от применения ККТ ИП при работе в отдаленных и труднодоступных местах и ИП определенных видов деятельности. Их список здесь. Подробно о том, когда ИП может не применять ККТ, мы писали в этой статье.
Онлайн-кассы не применяют самозанятые и ИП на НПД. Они оформляют чеки в специальном приложении «Мой налог».
Если ИП реализует товары собственного производства юридическим лицам и ИП
По-прежнему, от использования онлайн-кассы освобождены ИП, которые занимаются торговлей, указанной в списке в п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ:
торговлей с использованием вендинговых автоматов, реализацией газет и журналов,
торговлей из автоцистерн напитками и молоком в розлив, живой рыбой из спеццистерн,
торговлей на рынках и ярмарках, в автолавках и временных торговых точках (палатках),
торговлей овощами и фруктами вразвал, продажей изделий народных промыслов собственного изготовления.
Без использования онлайн-кассы можно оказывать услуги:
по ремонту обуви, сумок, зонтов, ключей, заточке ножей и инструмента, по оказанию работ на подворье, носильщика на вокзалах и в порту, сдача ИП жилья в аренду, сиделки и няни (по уходу за больными, престарелыми и детьми на дому)
Кроме того, без использования онлайн-кассы разрешается проводить:
Безналичные расчеты между компаниями и ИП
Расчеты за религиозные обряды и реализацию религиозной атрибутики
Прием стеклотары и утильсырья (кроме драгметаллов и металлолома)
Расчеты в аптеках и фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности.
Остальные предприниматели после 1 июля 2021 года должны применять ККТ, независимо от того, каким видом деятельности они занимаются, и есть ли у них наемные работники. А значит, им придется купить онлайн-кассу или взять ее в аренду.
Увеличиваются штрафы за нарушение закона о применении ККТ:
Штраф за отсутствие онлайн-кассы, а также фиксацию мнимого или притворного расчета:
для ИП в размере 25-50% от суммы расчетов, но не менее 10 тыс. рублей,
для ООО в размере 75-100% от суммы непробитого кассового чека, но не менее 30 тыс. рублей,
при повторном нарушении (при общей сумме расчетов 1 млн. рублей и более) – приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.
Увеличиваются штрафы за расчет без фиксации: ИП – 50% от величины расчета, но не менее 10 тыс. рублей, ООО – 100% расчета, но не менее 30 тыс. рублей.
Увеличиваются штрафы за фиксацию расчета с нарушением требований: ИП –3 тыс. рублей, ООО – 10 тыс. рублей.
Непредставление документов по запросу налоговой в рамках проведения налогового контроля: ИП –3 тыс. рублей, ООО – 10 тыс. рублей.
Неуказание в чеке наименования товара при реализации маркированной продукции или искажения наименования повлечет штраф с ИП – 50 тыс. рублей, с ООО – 100 тыс. рублей. Раньше такое действие не наказывалось.
Непредставление в срок в налоговые органы фискальных данных: ИП – 100 тыс. рублей, ООО – 200 тыс. рублей.
Кроме штрафов, будут применяться и ограничительные меры: у налоговиков появится право приостанавливать операции по банковским счетам, блокировать доступ к сайтам, соцсетям, блогам, через которые осуществляется продажа товаров или услуг. Могут быть закрыты стационарные точки розничной торговли.
Отменят ли онлайн-кассы в сельской местности?
Многие предприниматели негодуют по поводу внедрения онлайн-касс, т.к. использование их весьма затруднительно по причине неустойчивой связи или отсутствия покрытия сетью Интернет. Отменят ли онлайн-кассы в сельской местности? Этому аспекту будет уделено внимание в данной статье.
- Какие территории можно отнести к сельской местности?
- Кто обязан применять онлайн-кассу в 2021 году?
- Кто не обязан применять онлайн-кассу?
- В чём преимущества применения онлайн-касс?
- Отменят ли онлайн-кассы в сельской местности?
- Вопросы и ответы
Какие территории можно отнести к сельской местности?
Согласно Указу Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» отнесение населенных пунктов к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также их упразднение или преобразование в сельские населенные пункты производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Кто обязан применять онлайн-кассу в 2021 году?
Кто не обязан применять онлайн-кассу?
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ
организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:
В чём преимущества применения онлайн-касс?
Для онлайн-кассы не требуется ЭКЛЗ, фискальная память, но обязателен фискальный накопитель. Фискальный накопитель – это сменный блок, служащий для хранения, защиты и передачи информации в ИФНС. По мере заполнения накопителя он подлежит замене, равно как и онлайн-касса. Каждый экземпляр регистрируется в налоговом органе электронно.
- если бизнес ведётся честно и ФНС это отмечает, то вероятность проверки значительно снижается;
- снизятся совокупные затраты на приобретение и эксплуатацию ККТ.
Новая кассовая техника будет отличаться тем, что будет отправлять в ИФНС информацию о совершённой продаже в режиме реального времени.
Отменят ли онлайн-кассы в сельской местности?
В отношении особенностей применения онлайн-касс в сельских местностях существуют некоторые особенности:
| Организации | Применение онлайн-касс | Нормативный акт |
| Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации | Могут не применять контрольно-кассовую технику | ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» |
| В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки | Пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. | ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» |
| Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, | Вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты и подписанного лицом, выдавшим этот документ. | ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» |
Ни о каких отменах онлайн-касс в сельской местности в законодательстве РФ речи пока не идёт.
Вопросы и ответы
- Если наше село не признано труднодоступным – можем ли мы не применять онлайн-кассу?
Ответ: В том случае, если село не признано труднодоступным или находящимся в отдаленных от сетей связи местностях, — права на неприменение онлайн-касс у предпринимателей нет.
- Нашего села нет в перечне местностей, отдаленных от сетей связи, но по факту связь очень неустойчивая. Как быть в данном случае?
Ответ: Вам необходимо обратиться в налоговые органы с заявлением, где будет описана ситуация. Дальнейшие действия предпринимайте исходя из ответа налоговиков.
Нужна ли онлайн-касса ИП в 2021 году
![]()
Вот уже несколько лет в России происходит поэтапный переход на онлайн-кассы. Если сначала этот переход касался только средних и крупных предприятий, то постепенно обязанность иметь кассу появилась и у малого бизнеса. Причем для микропредприятий приобретение такой кассы часто является существенным расходом. Именно ИП следует знать, нужно ли в 2021 году приобретать и регистрировать онлайн-кассу и при каких условиях можно ее не использовать.
Онлайн-кассы для ИП в 2021 году
Для начала давайте разберемся, что же такое онлайн-касса (онлайн ККТ). Онлайн-касса — это электронное устройство, которое автоматически передает информацию о проведенных расчетах в налоговую инспекцию.
В каждой онлайн-кассе установлен фискальный накопитель. Так, онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца тем, что у них нет ни фискальной памяти, ни электронной защищенной контрольной ленты (ЭКЛЗ). Вместо них онлайн-кассы имеют фискальный накопитель. Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, которые пересылаются в ИФНС. Регистрация вновь вводимых кассовых аппаратов с 01.02.2017 осуществляется только с обязательной онлайн-передачей данных о наличных расчетах. Это значит, что если предприниматель должен работать с ККТ, то он обязан использовать ККТ в виде онлайн-кассы.
Но это еще не все. Кроме приобретения кассового аппарата, нужно заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) и приобрести фискальный накопитель. ОФД — организация, которая имеет государственное разрешение на хранение и передачу в налоговую фискальных данных (данных о налогооблагаемых расчетах). Список аккредитованных операторов фискальных данных можно найти на официальном сайте ФНС. Операторы взимают абонентскую плату за свои услуги (обычно в размере от 100 до 500 рублей за один аппарат).
У онлайн-касс есть свои преимущества:
- если дополнительно приобрести у ОФД электронную подпись, то онлайн-кассу можно зарегистрировать без визита в УФНС. Раньше предпринимателю необходимо было стоять в очередях в отделениях ФНС для регистрации аппарата;
- современные онлайн-кассы синхронизируются с аналитическими программами и онлайн-бухгалтерией, что значительно упрощает бухгалтерский и налоговый учет и дает возможность предпринимателю вести его самостоятельно, без привлечения бухгалтера;
- значительное сокращение кассовой документации;
- по отзывам предпринимателей, выездные проверки предприятий с онлайн-кассами стали проходить значительно реже.
На «Клерке» есть отдельный онлайн-курс про ККТ. Рассказываем, как работать с онлайн-кассами без штрафов. Записывайтесь вот тут и оплачивайте сразу картой. Получайте скидку 30 %.
Помимо того, что скрыть доходы от налоговой при онлайн-кассе значительно сложнее, недостатком новых касс является относительно высокая стоимость современного кассового аппарата и также дополнительные расходы.
Так, добавочно к онлайн-кассе приобретается фискальный накопитель, который можно приобрести только на 36 месяцев, если предприниматель использует УСН, ПСН или ЕСХН. На общей системе налогообложения можно приобрести накопитель на меньший срок. В среднем комплект с онлайн-кассой, фискальным накопителем и договором с ОФД обойдется в 20 тыс. рублей.
Однако для некоторых видов деятельности, например, торговли алкоголем нужны специальные кассы, что увеличивает итоговую стоимость. На рынке представлены онлайн-кассы стоимостью 3–4 тыс. рублей без учета фискального накопителя и стоимости услуг ОФД, однако такие варианты не очень удобны в использовании.
Для вновь зарегистрированного ИП есть смысл не покупать онлайн-кассу, а взять комплект в аренду. Некоторые операторы предлагают такую услугу. Так, аренда комплекта с современной компактной кассой от Сбербизнеса стоит от 2 300 рублей в месяц.
Не следует путать онлайн-кассу с эквайрингом. Эквайринг — это расчеты с покупателями с помощью банковских карт. Обычно для эквайринга требуется покупать отдельное устройство и оплачивать эту услугу как дополнительную, но некоторые поставщики онлайн-касс предлагают устройства «два в одном»: онлайн-касса и эквайринг в одном аппарате. Это очень удобно для индивидуальных предпринимателей, так как возможность оплатить картой привлекает большее количество клиентов.
По общему правилу применение онлайн-ККТ при расчетах с населением обязательно для индивидуальных предпринимателей, даже если прибыль пока не ожидается. Однако есть ряд исключений, которые мы рассмотрит далее.
Нужна ли онлайн-касса ИП на патенте
Патентная система налогообложения (патент) — система, при которой не нужно сдавать налоговые декларации, а уплата налога происходит по заранее фиксированной предоплате. Для расчета налога регион устанавливает величину максимального потенциального дохода для каждого вида деятельности. ПСН может быть выгодна, если предприниматель ожидает доход в большем размере, чем установлено в регионе.
Патентную систему налогообложения (ПСН) может применять только индивидуальный предприниматель и только к определенным видам деятельности. Это, в частности, розничная торговля, общественное питание, деятельность перевозчиков, ремонт мебели и обуви, услуги репетиторов и частные курсы (ст. 346.43 НК РФ). Также для плательщиков патента применятся упрощенный порядок кассовых операций: они вправе не вести кассовую книгу.
Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики на патентной системы могут не применять онлайн-КТТ, а вместо этого выдавать товарный чек (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Однако эта льгота не касается следующих видов деятельности на патенте:
- парикмахерские и косметические услуги;
- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
- техническое обслуживание и ремонт авто- и мототранспортных средств, машин и оборудования;
- оказание автотранспортных услуг;
- ветеринарные услуги;
- проведение занятий по физической культуре и спорту;
- оказание услуг по перевозке водным транспортом;
- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- занятие медицинской или фармацевтической деятельностью;
- услуги по прокату;
- розничная торговля, услуги общественного питания;
- производство молочной продукции;
- товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
- ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.
Во всех перечисленных случаях ИП обязан применять онлайн-ККТ при любых оборотах, даже если у него нет сотрудников. И любая розничная торговля входит в этот список. Как разъяснил в прошлом году Минфин, ИП на ПСН обязан применять кассовый аппарат, даже если розничная торговля является его не основным, а дополнительным видом деятельности (письмо Минфина РФ от 20.08.2019 № 03-01-15/63724). Впрочем, в законе о ККТ перечислены ситуации, когда кассовый аппарат при торговле в любом случае не нужен:
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
- деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях;
- расчеты с агентом.
Это освобожденные виды деятельности.
Нужна ли онлайн-касса ИП без работников
Ранее действующее законодательство обязывало ИП без работников использовать онлайн-кассу. Однако 06.06.2019 был принят закон, который установил льготы для ИП, не использующих наемный труд. Они имеют право не применять онлайн-кассу до 1 июля 2021 года при ведении следующих видов деятельности:
- реализация товаров собственного производства;
- выполнение работ;
- оказание услуг.
Бланков строгой отчетности (БСО) в этом случае предпринимателю выдавать также не требуется (письмо Минфина РФ от 17.02.2020 № 03-01-15/10844). При этом следует учитывать, что ИП на ПСН по данным видам деятельности может осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю товарного чека или его аналога, содержащего все предусмотренные законом реквизиты.
Если ИП, занимающийся указанной выше деятельностью, решит принять на работу сотрудников, то в течение 30 календарных дней с даты заключения трудового договора необходимо будет зарегистрировать ККТ (п. 2 ст. 2 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).
Таким образом, если бизнес ИП не связан с продажами собственных товаров или выполнением работ и услуг собственными силами, то он должен приобрести онлайн-кассу даже при отсутствии работников.
Кому положена отсрочка онлайн-кассы
В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ отсрочку в применении ККТ до 1 июля 2021 года получили индивидуальные предприниматели без наемных работников по трудовым договорам, работающие в сфере услуг или продающие товары собственного производства. Это единственная отсрочка, которая еще действует. У всех предыдущих отсрочек уже прошел срок действия. По планам ФНС абсолютное большинство предпринимателей в 2021 году должно иметь онлайн-кассу, когда пройдет срок действия последней отсрочки.
Штраф для ИП за отсутствие онлайн-кассы
Ответственность за нарушение работы с кассой установлена ст. 14.5 КоАП РФ. В зависимости от вида нарушения и его повторности предусмотрены следующие штрафы:
- отсутствие или неприменение кассового аппарата — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей;
- повторное неприменение кассового аппарата — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- применение неисправной или незарегистрированной кассовой техники или ККТ, нарушающее требования закона № 54-ФЗ, — от 1,5 до 3 тыс. рублей;
- невыдача покупателю чека — штраф 2 тыс. рублей или предупреждение.
Следует отметить, что штрафы для юридических лиц значительно выше. Оспорить штраф за нарушение работы с ККТ довольно сложно, чаще всего суд становится на сторону проверяющих.
Так, 12.09.2019 специалистами московской налоговая инспекций была проведена проверка ИП Должановой А.С. на предмет соблюдения правил регистрации и применения контрольно-кассовой техники, порядка и условий ее регистрации и применения торговым павильоном. В ходе проверки было установлено, что при приобретении покупателем бутылки питьевой воды стоимостью 50 рублей кассир приняла денежную наличность и выдала покупку.
При этом контрольно-кассовую технику она не применила, соответствующий бланк строгой отчетности не выдала. Тем самым наличный денежный расчет был осуществлен без применения контрольно-кассовой техники. Инспекторы оштрафовали ИП на 10 тыс. рублей. ИП обратился в арбитражный суд, но тот оставил штраф в силе, так как было собрано достаточно доказательств вины предпринимателя (Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2020 № А40-301918/19-79-2326).
В то же время незаконный штраф иногда удавалось оспорить. К примеру, 26.02.2020 инспекторы осуществили контрольную закупку в магазине «Батарейка» города Тамбова, который принадлежал ИП Демкина А.В.. Контролеры поймали кассира на том, что при осуществлении расчетов ККТ она не применила, и назначили штраф 10 тыс. рублей. ИП обратился в суд. Суд факт нарушения признал, но заметил, что правонарушение совершается впервые и существенного вреда обществу не принесло, а также то, что ИП относился к микропредприятиям. Поэтому инспекторам следовало заменить штраф предупреждением согласно ст. 4.1.1. КоАП РФ. Судья штраф отменил (Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.05.2020 № А64-1526/2020).
АКЦИЯ НЕДЕЛИ !
На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся — 15 декабря.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
В конце — удостоверение о повышении квалификации (с занесением в ФИС ФРДО). Программа соответствует профстандарту «Бухгалтер».
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
