Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка

Судебный вердикт: сколько раз инспекция может приостанавливать проверку

Предмет спора: налоговая инспекция целый год проводила в отношении организации выездную налоговую проверку. В указанный период проверка приостанавливалась шесть раз и несколько раз продлевалась. Посчитав данные действия незаконными, организация обратилась в суд, где потребовала отменить решение о проведении налоговой проверки.

За что спорили: возможность многократного приостановления налоговой проверки.

Кто выиграл: налоговики.

В суде организация отмечала, что в соответствии с действующим законодательством выездная проверка в любом случае не может проводиться более 6 месяцев. При этом НК РФ не предусматривает возможности многократного приостановления проверки.

По мнению организации, в спорном случае приостановление проверки носило формальный характер и использовалось инспекцией в целях незаконного продления общего срока ее проведения. Это является злоупотреблением правом со стороны налогового органа и проявлением избыточного налогового контроля, нарушающим права и законные интересы компании.

Верховный Суд РФ отклонил заявленные организацией доводы и признал действия налоговиков законными и обоснованными.

ВС РФ пояснил, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако это не значит, что в указанный срок включаются периоды, в которые налоговая проверка не проводилась по причине ее приостановления.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В срок проведения проверки включаются только те периоды, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика.

При этом ИФНС вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов у контрагентов налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Приостановление проведения выездной проверки по указанному основанию допускается не более одного раза по каждому контрагенту, у которого истребуются документы. Никаких других ограничений в данной части законодательство не устанавливает.

Таким образом, количество решений о приостановлении проверки ограничивается только числом контрагентов, у которых истребуются необходимые документы.

В спорном случае количество приостановок проверки не превысило число контрагентов, у которых запрашивались документы.

Фактическое количество календарных дней, затраченных инспекцией на проведение выездной проверки, в которое не подлежит включению период приостановления проверки, составило 180 дней.

Таким образом, заключил ВС РФ, сроки проведения проверки с учетом ее многократного приостановления инспекцией не были нарушены.

Что может стать причиной для продления выездной проверки

Компании нередко выдвигают налоговикам претензии по поводу затягивания ими сроков выездной проверки в связи с ее приостановкой и последующим продлением. В решениях по жалобам от 30.09.2019 № СА-4-9/19918@ и от 23.09.2019 № СА-4-9/19303@ ФНС России высказала свою позицию на этот счет.

Документы контрагентов и компании

Одним из оснований для продления выездной проверки является непредставление контрагентами проверяемого лица запрашиваемых налоговым органом документов. Кроме того, проверка может быть продлена, если по просьбе проверяемой компании налоговики продлили срок представления запрошенных документов и этот срок вышел за рамки проверки.

Претензия компании

В решении от 30.09.2019 № СА-4-9/19918@ ФНС России рассмотрела следующую ситуацию.

Инспекция 20 декабря 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Но через два дня (22 декабря) проверка была приостановлена в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов компании. Возобновили проверку только 4 февраля 2019 г.

В дальнейшем проверка неоднократно приостанавливалась по тому же основанию (необходимость истребования документов у контрагентов) — с 15 февраля по 21 марта, с 26 марта по 27 мая, с 29 июня по 9 августа.

9 августа 2019 г. инспекция затребовала у компании документы. В ответ на это требование компания 12 августа уведомила, что не сможет подготовить документы в срок, указанный в уведомлении.

Инспекция направила в Управление ФНС России запрос о продлении срока проведения выездной проверки. По результатам его рассмотрения было вынесено решение от 15.08.2019 о продлении срока проведения проверки до четырех месяцев. В решении указано, что основанием для продления является непредставление компанией в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения такой проверки, и непредставление контрагентами документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Это решение послужило основанием для обращения компании с жалобой. Она отметила, что выездная проверка неоднократно приостанавливалась инспекцией по независящим от компании причинам. По мнению компании, непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица не может быть основанием для продления срока проверки, поскольку перечень лиц, у которых запрошены документы, налоговым органом не конкретизирован и компании неизвестно, осуществляют ли данные лица в настоящее время деятельность. Кроме того, необоснованным является продление проверки по причине непредставления документов самой компанией. Она указала, что запрашиваемые документы направлялись ей в пределах продленных налоговым органом сроков.

Вердикт федералов

Отвергая доводы компании, ФНС России указала следующее.

Пунктом 1 ст. 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ запрошенные документы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если компания не имеет возможности в течение этого срока их направить, она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин. На основании этого уведомления руководитель налогового органа решает, продлить или нет срок представления документов.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. В рассматриваемой ситуации двухмесячный срок проверки с учетом ее приостановок и продлений истек 16 августа 2019 г.

Компания уведомила инспекцию, что не сможет представить запрошенные документы в срок, указанный в требовании от 09.08.2019. На основании этого уведомления инспекцией был продлен срок для направления документов до 9 сентября 2019 г. И поскольку этот срок вышел за пределы проведения выездной проверки (за 16 августа), довод компании об отсутствии оснований для продления срока проведения проверки является необоснованным.

ФНС России также указала, что в соответствии с Приложением № 6 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки» к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ, является одним из оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки. При этом ни указанным Приложением № 6, ни формой решения, рекомендованной письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@, не предусмотрено отражение в решении о продлении срока проведения проверки перечня контрагентов и иных лиц, не представивших налоговому органу соответствующие документы (информацию).

В ходе проверки налоговым органом 30 июля и 6 августа 2019 г. у контрагентов компании были затребованы документы. На дату вынесения решения о продлении проверки (15 августа 2019 г.) данные документы не были представлены. Поэтому довод компании о необоснованности продления проверки в связи с непредставлением ее контрагентами запрошенных документов тоже является необоснованным.

Специалисты налогового ведомства также отметили, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.

В результате ФНС России оставила жалобу компании без удовлетворения.

Ранее представлявшиеся документы и вызов свидетелей

В решении от 23.09.2019 № СА-4-9/19303@ ФНС России рассмотрела жалобу компании, связанную с затягиванием налоговиками выездной налоговой проверки.

Претензия компании

Инспекция 27 сентября 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Срок ее проведения был продлен на четыре месяца решением от 23 мая 2019 г. Основанием для этого явились:

непредставление компанией в установленный срок истребуемых документов;

неявка и уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.

Компания посчитала данное решение необоснованным. Она указала, что за время проверки в ответ на выставленные требования она направила все необходимые документы и ею соблюдены все установленные сроки их представления. Это подтверждается отсутствием сведений о привлечении компании к ответственности по ст. 126 НК РФ.

В отношении продления проверки из-за неявки свидетеля компания отметила, что за такое деяние предусмотрена ответственность по ст. 128 НК РФ. Однако работники компании к ответственности по этой статье не привлекались.

Вердикт федералов

ФНС России выяснила, что инспекцией 9 апреля 2019 г. было выставлено требование о представлении компанией документов по расчетам с одним из контрагентов за 2016—2017 гг. В ответ компания уведомила налоговиков, что данные документы она уже представляла в 2017 г. по требованиям от 27.11.2017 и 12.07.2017.

Однако по требованию от 12.07.2017 компания направляла в инспекцию документы только за 2017 г. А в рамках текущей проверки у нее запрашивались документы и за 2016 г. А что касается требования от 27.11.2017, то по нему компания направила не все документы, которые запрашивались в рамках текущей выездной проверки. Поэтому довод компании о представлении документов по требованиям инспекции в полном объеме не соответствует фактическим обстоятельствам.

ФНС России указала, что непривлечение компании к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, не опровергает факт непредставления ею в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки. А привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу в качестве свидетеля, не являются необходимыми условиями для продления срока проведения проверки.

В результате ФНС России отказала компании в удовлетворении жалобы.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее

  • Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем в данной статье.

    ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

    Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

    Критерии отбора

    Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

    Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

    1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
    2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
    3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
    4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
    5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
    6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
    7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
    8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
    9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
    10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
    11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
    12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

    Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!

    Порядок проведения выездной налоговой проверки

    Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

    После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

    Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

    При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

    Сроки выездной налоговой проверки

    Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

    Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

    В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

    Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

    • Несвоевременная регистрация фирмы
    • Несдача деклараций
    • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
    • Недоимка по налогам
    • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
    • Отсутствие первичных подтверждающих документов
    • Грубые ошибки в первичке

    Как действовать налогоплательщику

    При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

    Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

    Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

    В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

    Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки

    Выездная налоговая проверка – серьезное мероприятие, к которому необходимо быть готовым. Провести внутренний аудит, проверить наличие необходимых документов за проверяемый период, провести инструктаж сотрудников. Многих волнует: если произошла приостановка выездной налоговой проверки – это плохо? Стоит ли предпринимать дополнительные меры?

    Как выглядит выездная проверка

    Основное отличие выездной проверки – она проводится на вашей территории. Цель проверки – налоги за определенный период (не более трех лет до года вынесения решения о проверке, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ), корректность их исчисления и своевременность выплат. Период проверки обязательно ограничен и закреплен документально.

    Под одну проверку могут попасть несколько налогов. Но за конкретный период определенный налог не могут проверять чаще одного раза (п. 5 ст. 89 НК РФ). Если в этот же период проверяли обособленное подразделение или филиал – в части количества проверок их учитывают как отдельные предприятия.

    Без специального разрешения местная налоговая не может проверять организацию чаще двух раз за год.

    Стандартный срок проведения – два месяца. Максимальный – шесть (п. 6 ст. 89 НК РФ). Причины продления свыше стандартного срока перечислены в Приложении 4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189. Сроки меняют по следующим причинам:

    1. Проверяют налогоплательщика из категории крупнейших.
    2. Имеется информация о нарушениях, требующая дополнительного исследования.
    3. Территория проверки непригодна для работы по причине стихийных обстоятельств.
    4. Наличие в составе предприятия обособленных подразделений.
    5. Нарушение налогоплательщиком сроков предоставления документов, истребованных проверяющими.
    6. Другие осложняющие обстоятельства, влияющие на скорость работы проверяющих органов.

    Для чего вводят паузу

    Приостановление назначает только руководитель или заместитель руководителя территориальной ФНС.

    Основания обычно такие:

    • получение документов или информации, касающейся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки, состава учредителей и т.д.;
    • при наличии контрагентов-нерезидентов РФ, для получения обратной связи по запросам в их адрес;
    • проведение экспертиз с привлечением третьих лиц в качестве эксперта;
    • если есть необходимость перевода документации с иностранного языка.

    Невозможно однозначно сказать, сколько раз всего может быть приостановлена одна проверка. Но есть ограничение по пункту истребования документов. В отношении одного юридического лица по этой причине проверка может быть приостановлена только один раз (п. 9 ст. 89 НК РФ).

    Возобновление выездной налоговой проверки, так же как и приостановление, происходит только при наличии решения руководителя либо заместителя руководителя проверяющей налоговой.

    Как уже говорилось, общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. За одним исключением. Если отправлен запрос иностранному контрагенту или в иностранные международные органы и в течение полугода не получено ответа, по этой причине проверка может быть продлена до 9 месяцев в общей сложности.

    Обратите внимание, что на срок приостановления на территории вашего предприятия не могут находиться сотрудники налоговой и продолжать свою деятельность.

    Почему может назначаться повторная выездная проверка

    Все правила, касающиеся налоговой проверки в части регламента и сроков, в той же мере относятся и к повторной выездной налоговой проверке.

    Таковую могут назначить в рамках проведения вышестоящим органом проверки налоговой, которая проводила первую проверку.

    Другая причина – после первичной проверки налогоплательщиком была предоставлена «уточненка». Тогда та же ФНС повторно проверяет период, за который подана уточненная декларация.

    Вне всякой связи с первой проверкой может быть проведена проверка при ликвидации или реорганизации юридического лица.

    Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки – нормальный процесс, который не должен пугать предпринимателя. Важно на срок приостановления собрать все требуемые документы или содействовать их получению налоговыми органами. При назначении и окончании проверки уделяйте пристальное внимание корректному оформлению документов налоговыми органами.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Про РКО