ФНС России борется за достоверность ЕГРЮЛ

Доверять, но проверять: как ФНС России контролирует достоверность сведений ЕГРЮЛ

C 1 января 2016 года налоговые органы наделены правом в ряде случаев проверять достоверность сведений, уже содержащихся или подлежащих внесению в ЕГРЮЛ (п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ). По общему правилу, все данные, которые представляет организация для занесения в реестр, считаются достоверными. Однако в случае возникновения сомнений в их подлинности, в том числе в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка достоверности этих сведений (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации могут попасть под подозрение специалистов ФНС России как сообщившие о себе недостоверную информацию и как налоговые органы проверяют представленные при регистрации компаний сведения рассказал порталу ГАРАНТ.РУ начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.

Виталий Григорьевич, что на практике чаще всего становится причиной проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?

В значительном количестве случаев основанием для проведения проверки сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является наличие у нас информации о недостоверности таких сведений. Так, нередко, в ходе осуществления налогового контроля ФНС России получает информацию об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или о непричастности руководителя (участника) организации к ее деятельности. Однако нередки случаи, когда в налоговые органы поступают заявления либо возражения заинтересованных лиц. К примеру, участник организации, владеющий значительным количеством голосов, может подать возражения относительно внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе организации, мотивируя это тем, что он не принимал соответствующего решения.

Отличаются ли основания для проведения проверки сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, представленных заявителем при регистрации юрлица?

Да, напомню, что все эти основания перечислены в приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Так, причиной проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены п. 2 Оснований, условий и способов проведения мероприятий (далее – Основания проверки сведений), а для проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, – п. 4 этого документа. При этом оснований для проверки сведений при их включении в реестр предусмотрено больше, чем в случае с уже имеющимися данными. К примеру, к ним относятся письменное возражение заинтересованного лица, несоответствие сведений, содержащихся в документах, имеющимся у территориальных органов ФНС России, представление в налоговый орган информации об адресе юрлица, являющийся адресом пяти и более юридических лиц и т. д. Во втором случае сведения подвергнутся проверке при наличии заявления заинтересованного лица об их недостоверности, а также несоответствие этих сведений данным, полученным территориальными органами ФНС России.

Следует также отметить, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, при представлении документов в связи с созданием юридического лица (кроме случая создания организации путем реорганизации), осуществляется только посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем (п. 8 Оснований проверки сведений).

Кроме того, указанные проверки отличаются и по срокам их проведения. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится в пределах срока, установленного для осуществления соответствующего вида государственной регистрации. В случае если этого срока недостаточно, регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации на срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что решение о приостановлении государственной регистрации не принимается в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица при создании (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 7 Оснований проверки сведений).

В свою очередь, проверка включенных в ЕГРЮЛ сведений длится не более одного месяца после истечения 7 рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности информации об юрлице. В случаях, установленных законом, указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Оснований проверки сведений).

Однако п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусматривает помимо изучения документов также такую форму проверки сведений, как проведение осмотра объектов недвижимости. Что подразумевается под таким осмотром?

Осмотр объекта недвижимости регламентирован п. 14 Оснований проверки сведений. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам мероприятия составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим проверку, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе делается отметка.

Следует также учитывать, что при проведении проверки достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).

Помогают ли такие проверки обнаруживать «фирмы-однодневки«, зарегистрированные по адресу массовой регистрации?

Да, проводимая работа по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, позволяет выявлять значительное число юридических лиц, относительно которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе.

Какие вы можете привести самые распространенные нарушения, которые выявляются инспекторами при проверке предоставленных сведений?

Чаще всего выявляется недостоверность сведений об адресе юридического лица, что выражается в указании адреса без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Что грозит юрлицам, если вдруг инспекторы выявят нарушения?

Следует учитывать, что если в ходе налоговой проверки будет подтверждена информация о недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, то нами принимается решение об отказе в государственной регистрации (п. «р» ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Если же недостоверность сведений установлена в ходе проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, в данный реестр в порядке п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ может быть внесена запись о недостоверности таких сведений.

В этом году ФНС России отменены бланки свидетельств о госрегистрации и постановке на учет юрлиц и ИП. С чем были связаны такие нововведения, и что это дало в первую очередь бизнесу?

С 1 января 2017 года выдаваемые налоговыми органами свидетельство о постановке на учет российской организации и физического лица в налоговом органе оформляются без использования типографских бланков. При регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств теперь вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРИП.

Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, могут направляться заявителю или нотариусу в форме электронных документов. Таким образом, эти изменения приняты в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.

Чем отличается лист записи, выданный налоговым органом, от существующих ранее свидетельств?

Лист записи отличается от свидетельства о государственной регистрации по форме и содержанию В листе записи содержатся все сведения, которые были включены в ЕГРЮЛ, тогда как в свидетельстве такие сведения отсутствовали. В то же время следует учитывать, что как ранее выдаваемое свидетельство о государственной регистрации, так и выдаваемый в настоящее время лист записи являются документами, подтверждающими внесение записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и обладают одинаковой юридической силой.

Какие нововведения планируются в сфере регистрации юрлиц и ИП в ближайшем будущем?

В октября текущего года Госдума приняла поправки к Закону № 129-ФЗ, касающиеся взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ 1 [31 октября Президент РФ подписал закон – ГАРАНТ.РУ]. Этот законопроект исключит дублирование документов на бумажных носителях при взаимодействии регистрирующего органа с МФЦ. Предполагается, что такой обмен документами будет осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного взаимодействия.

Законопроект также предусматривает, что независимо от способа представления документов в регистрирующий орган – непосредственно (лично либо через представителя), по почте, в электронном виде, через МФЦ либо через нотариуса, регистрирующий орган направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в электронном виде по адресу электронной почты юридического лица или ИП (при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации.

То есть, если документы поступили в ФНС России через МФЦ или их направил нотариус, регистрирующий орган направит соответствующий документ не только по адресу электронной почты заявителя, юрлица или ИП, но и в электронном виде в МФЦ либо нотариусу. По запросу заявителя налоговый орган выдаст ему или его представителю документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

ФНС начинает кампанию против однодневок

У службы появится больше оснований для отказа в регистрации компаний, уже существующие данные о них будут тщательнее проверяться

ФНС поручила (копия письма есть у «Ведомостей») руководителям региональных управлений улучшить качество регистрации компаний. Они должны обеспечивать достоверность ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а для добросовестных предпринимателей – упрощать процесс регистрации, следует из письма.

На март 2016 г. в России зарегистрировано 4,8 млн компаний. Около 20% из них не сдают отчетность более года, оценивает федеральный чиновник. Однодневки часто используются для незаконного обналичивания и возмещения НДС, для создания искусственной цепочки поставщиков – чтобы увеличить цену товара и уменьшить налоговую базу, объясняет старший юрист компании «Щекин и партнеры» Виктор Андреев. Наиболее популярная схема – зарегистрировать компанию, вывести на нее средства за оказание услуг, которые затем обналичить через индивидуального предпринимателя, а саму компанию бросить.

Раньше при регистрации компании проверялись только заявление о госрегистрации и полнота комплекта документов, рассказывает начальник управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС Виталий Колесников: если условия соблюдены, ФНС отказать не могла. Но с января 2016 г. появились новые основания для отказа в регистрации: три года учредителем фирмы не сможет стать руководитель, чья компания была исключена из ЕГРЮЛ из-за невыплаченной задолженности, у нее была запись о недостоверности информации или она до сих пор не ликвидирована после решения суда. Также налоговики смогут проверять достоверность сведений при регистрации компаний, проводя осмотры. А если они обнаружат ошибки в ЕГРЮЛ – вносить запись о недостоверности сведений. Это должно помочь самим компаниям, надеется федеральный чиновник, – им будет проще избегать претензий, что они не проявили должную осмотрительность в выборе контрагентов.

Меры помогут сделать реестр максимально достоверным, объясняет Колесников: выявлять неверные сведения в нем органы могут при проверках и самой регистрации. Например, когда физическое лицо часто выступает директором или участником либо при регистрации используется массовый адрес – это уже сигнал для контроля, констатирует он. Это не значит, что такому человеку или по этому адресу не зарегистрируют новую фирму, но налоговые органы будут выяснять, не фиктивный ли он директор и нет ли проблем с адресом, объясняет Колесников, и если да, то информация будет внесена в ЕГРЮЛ.

Каждый регион должен ежемесячно отчитываться о том, как идет кампания, следует из письма ФНС. К концу 2016 г. число компаний с массовыми учредителями должно сократиться на 2%, с массовыми участниками – на 3,7%, зарегистрированных по массовым адресам – на 6,5%, а число фирм, постоянно меняющих адрес регистрации, – с 82,5 до 60%. Число компаний, исключенных из реестра, должно вырасти на 15,4% (см. врез).

Выставление показателей – это всегда плохо, опасается Андреев, часто для их достижения используются негодные средства. Но правильно, что ФНС борется не с симптомами, а с причинами болезни, считает налоговый консультант, – усиливает контроль при создании компании, проводит чистку ЕГРЮЛ. ФНС переключается на борьбу с организаторами схем, а не с добросовестными компаниями, которые совершают сделки с «дефектными» контрагентами, согласен Андреев.

Но нужно решить – тщательно проверять с самого начала или уже потом бороться с однодневками, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: сейчас компанию регистрируют всего за пять дней, этого недостаточно, чтобы проверить ее.

ФНС активнее проверяет фирмы при регистрации, говорит налоговый консультант, но сам теневой рынок подстраивается под критерии. Для сомнительных операций выбираются уже не однодневки, а давно зарегистрированные компании, которые когда-то вели реальную деятельность, знает он, особенно распространены случаи покупки для махинаций компаний с историей – из-за накопленных долгов у собственников может возникнуть желание избавиться от них. Такая компания легко встроится в схему с однодневкой и не привлечет внимания налоговых органов, говорит консультант.

Пару лет назад было море недобросовестных контрагентов по одному адресу, согласен гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман, но теперь неработающий телефон, массовые учредители и директора – в прошлом.

Внесена запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ: что делать компании

В ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных юридического лица (адрес юридического лица). Информация о недостоверности адреса юридического лица была получена из электронной выписки ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, от налогового органа никаких писем и уведомлений не получалось, никакие изменения по заявлению юридического лица не регистрировались в ФНС России.
1. Какие необходимо совершить действия юридическому лицу в данной ситуации?
2. Какие последствия могут наступить для юридического лица в связи с внесением данной записи в ЕГРЮЛ? Предусмотрена ли административная ответственность за непредоставление ФНС России достоверных данных об адресе юридического лица?
3. Каков порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице?

1. С 01.01.2016 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон о госрегистрации) действует в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ. С этой даты значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ: теперь это проверка не только новых сведений (вносимых в ЕГРЮЛ), но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Кроме того, в общих чертах установлены порядок и срок такой проверки, а также полномочия ФНС России. Однако это не означает, что с 01.01.2016 проверка проводится в каждом случае обращения к регистрирующему органу. Напротив, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона о госрегистрации по общему правилу (т.е. в большинстве случаев) запрещена проверка сведений, содержащихся в представленных документах. Исключение составляет возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, уже включенных либо только включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Перечень таких ситуаций установлен самим регистрирующим органом (п. 4.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5.9.52 Положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506) в п. 2 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72 “Об утверждении оснований, условий и способов …” (далее – Приказ № ММВ-7-14/72).

Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена лишь для ряда сведений о юридическом лице (пп. “в”, “д”, “л” п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения № 1 к Приказу № ММВ-7-14/72), в том числе сведений об адресе юридического лица. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (письмо ФНС России от 06.03.2017 № ГД-4-14/3980@). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения № 1 к Приказу № ММВ-7-14/72, смотрите также письмо ФНС России от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@).

2. Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц. ФНС вправе отказать в государственной регистрации связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:
– данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами “в” или “л” п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) либо она была внесена по заявлению о недостоверности, то есть в порядке п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации без проверки (абзац четвёртый пп. “ф” п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
– данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в таком ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами “в” или “л” п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) (абз. пятый пп. “ф” п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи у регистрирующего органа будет право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

При определенных обстоятельствах наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может повлечь и иные неблагоприятные последствия для организации. Так, согласно абзацу третьему п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. Напомним также, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ, смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”). Нельзя исключить и риск привлечения к административной ответственности (смотрите ч.ч. 3, 4, 5 ст. 14.25 КоАП РФ, а также материал: Энциклопедия решений. Административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Наконец, запись о недостоверности сведений о юридическом лице обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. “з.1” п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Поскольку информация, содержащаяся в указанном реестре и в ЕГРЮЛ, является общедоступной, такая запись может негативно сказаться на репутации организации.

3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице либо ее аннулирования законодательством не установлен. На наш взгляд, из положений п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации следует, что для исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в регистрирующий орган должны быть представлены соответствующие актуальные сведения. Имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по этому вопросу сводятся по существу к тому, что для исключения записи о недостоверности сведений из ЕГРЮЛ необходимо представление в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 с указанием актуальных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе (смотрите информацию на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn43/news/activities_fts/6767234) и информационное сообщение в системе ГАРАНТ). Полагаем, что в приведенной ситуации достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе может быть подтверждена путем направления в регистрирующий орган соответствующей информации с приложением необходимых документов (например договора аренды и т.п.). Если же по результатам рассмотрения регистрирующим органом указанной информации запись о недостоверности сведений не будет исключена из ЕГРЮЛ, внесение регистрирующим органом записи о недостоверности сведений о юридическом лице может быть оспорено в вышестоящем органе либо в суде по правилам главы 24 АПК РФ.

Ответ подготовил: Голубев Александр, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Чем грозит бизнесу отметка в ЕГРЮЛ о недостоверном юридическом адресе?

В последнее время налоговые органы проводят регулярные проверки достоверности юридических адресов организаций. Многие из наших клиентов-предпринимателей получили отметку в ЕГРЮЛ о недостоверном юридическом адресе и мы помогаем им устранить эту проблему. Важно понимать, что запись о недостоверности в ЕГРЮЛ не просто формальность, она может повлечь самые неблагоприятные последствия для компании и её директора.

Рассказывает Светлана Шевелева, директор и учредитель бухгалтерской компании «Контакт».

Существует несколько основных причин, по которым контролирующие органы могут заподозрить, что адрес недостоверен, и решить провести проверку включенных в госреестр сведений:

  • адрес массовый, то есть его используют более 50 компаний (если организация зарегистрирована до 01.08.2016) либо более 10 компаний (если регистрация прошла после 01.08.2016);
  • поступило заявление от кого-либо о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • собственник помещения подал в инспекцию заявление о том, что он не разрешает использовать адрес для регистрации компаний;
  • у регистрирующего органа появилась информация о недостоверности адреса. Например, поступили сведения от инспекторов, проводящих налоговую проверку, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания не находится.

Если проводится проверка, в результате которой выявляется, что адрес в реестре недостоверный, налоговый орган направляет компании уведомление о необходимости представить достоверные сведения. Если в течение 30 календарных дней с момента направления уведомления организация не представит новые сведения или не подтвердит достоверность прежних, запись о недостоверности будет внесена в ЕГРЮЛ.

  • Проблемы с банком. Обычно в договоре банковского счета прописывается обязанность клиента представлять достоверную информацию, в частности, о своем местонахождении. И если банк узнает, что на самом деле компания находится по иному адресу, нежели указан в ЕГРЮЛ, он может через суд расторгнуть договор, поскольку клиент нарушил существенное условие договора. Получить сигнал о том, что имеющиеся у него данные о вашем адресе недостоверны, банк может, например, от налоговиков. Кроме того, банк может отказаться открывать счет компании, у которой юридический и фактический адреса не совпадают. Но если все-таки согласится, то будет пристально следить за операциями, проводимыми организацией — вдруг заметит что-то подозрительное. А еще сведения о движении ее денежных средств могут быть направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу для дополнительного контроля.
  • Нежелание контрагентов сотрудничать с вами. Если контрагент, с которым вы хотите заключить договор о сотрудничестве (неважно, хотите ли вы что-то купить, продать, получить займ и т.д.), увидит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных – он может отказаться от сотрудничества, заподозрив вас в недобросовестности. Мало ли, вдруг вы компания-однодневка – зачем ему с вами связываться и идти на риск.
  • Неполучение важных писем, в т.ч. от контролирующих органов. Предполагается, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, с компанией можно связаться посредством почтовых отправлений либо там находится ее представитель. И все сообщения, доставленные по этому адресу, по умолчанию считаются полученными фирмой, даже если она там не находится. А потому если вы будете не в курсе какой-нибудь важной информации, отправленной вам письмом, то не сможете своевременно предпринять ответные действия. Например, не получив информацию о судебном разбирательстве, не направите в суд своего представителя, чтобы он отстаивал интересы компании. Либо не зная, что в ходе налоговой проверки в адрес организации направлено требование о представлении документов, не сможете исполнить его в отведенные сроки, и вашу фирму оштрафуют. При этом не получится сослаться на то, что вас известили ненадлежащим образом, или на то, что данные в ЕГРЮЛ недостоверные. Все риски, связанные с неполучением значимой корреспонденции несете только вы.
  • Санкции для директора за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице. Если инспекторы регистрирующей ИФНС выяснят (например, в ходе выезда на место и осмотра конкретного здания), что фирма «сидит» не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то они могут оштрафовать ее руководителя на 5000 — 10 000 руб. Если же такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то налоговики могут через суд дисквалифицировать руководителя как минимум на 1 год, а то и на 3 года (части 4 и 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
  • Принудительная ликвидация организации. Регистрирующая ИФНС вправе обратиться в суд с иском о ликвидации фирмы, если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, с ней невозможно связаться, то есть представители юрлица по этому адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п. Следует отметить, что это не просто слухи и угрозы – это реальная практика инспекций – и суды действительно выносят решения о ликвидации компаний.
  • Ограничения на руководителя и участников общества в сфере предпринимательской деятельности. Если руководитель либо учредитель с долей в компании не менее чем 50% захочет, например, стать директором другой организации, создать новое ООО или стать соучредителем в каком-то юридическом лице, то ФНС откажет в регистрации данных действий, пока в реестре есть запись о недостоверности в отношении предприятия, в котором человек сейчас является руководителем или учредителем (п. ф ч. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, адрес регистрации юридического лица имеет для него огромное значение, а потому важно очень внимательно относиться к его выбору, не приобретать фиктивные юридические адреса, при смене места нахождения информировать об этом ФНС в установленном порядке, если нет возможности арендовать помещение, то регистрировать юридическое лицо по месту жительства директора (это допускается законом), незамедлительно предпринимать меры по смене или подтверждению юридического адреса. Только в этом случае удастся избежать штрафов, проблем с проверяющими, банками и даже контрагентами. Будьте внимательны, берегите силы, время и финансовые ресурсы для главного – развития своего дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector