Руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия. 1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
4. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
Комментарий к статье 21
1. Комментируемый Закон предусматривает жесткое структурное построение в управлении унитарным предприятием: оно возглавляется руководителем — единственным органом управления и единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). В соответствии со ст. 20 комментируемого Закона собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
В отличие от хозяйственных обществ, в управлении унитарным предприятием не предусматривается участие имеющих собственную компетенцию коллегиальных органов, равно как не допускается привлечение к управлению «сторонних» коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей. Достаточно простая система управления унитарным предприятием (собственник имущества — директор) обусловлена не только характером вещного права, обеспечивающего имущественную обособленность унитарного предприятия, но и необходимостью индивидуализации ответственности исполнительного органа и упрощения контроля за руководителем со стороны собственника имущества, который и назначает директора (генерального директора). Закон в данном случае ограничивается формулировкой «назначается собственником имущества унитарного предприятия». Непосредственный порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, в обязательном порядке должны быть предусмотрены в уставе унитарного предприятия (ст. 9 комментируемого Закона).
Руководитель организации, в т.ч. директор (генеральный директор государственного или муниципального унитарного предприятия), по российскому трудовому законодательству — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Назначение руководителя унитарного предприятия собственником на должность — только основание для заключения трудового договора и возникновения соответствующих трудовых правоотношений. Указанное положение вытекает из ст. 19 Трудового кодекса РФ, согласно которой заключению трудового договора может предшествовать назначение на должность или, например, избрание по конкурсу, если это предусмотрено законом, иным нормативно-правовым актом или уставом (положением) организации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестаций руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с последующими изменениями) заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления, по согласованию с Минимуществом России. Аналогичные акты в рамках своей компетенции приняты субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Этим же Постановлением Правительство РФ определило, что назначение (а в дальнейшем и заключение трудового договора) руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно). Тест составляется на основе перечня вопросов и должен обеспечивать проверку знания участником конкурса: а) отраслевой специфики предприятия; б) основ гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства; в) основ управления предприятием, финансового аудита и планирования; г) основ маркетинга; д) основ оценки бизнеса и оценки недвижимости. На втором этапе рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший наилучшую программу деятельности предприятия. Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем контракт в месячный срок со дня определения победителя конкурса.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.
В последующем не реже чем один раз в три года в обязательном порядке проводится аттестация руководителей унитарных предприятий. Целями аттестации являются объективная оценка деятельности руководителей, определение их соответствия занимаемой должности, оказание содействия в повышении эффективности работы унитарных предприятий, стимулирование профессионального роста руководителей.
2. Полномочие собственника имущества на назначение руководителя унитарного предприятия влечет и подотчетность директора (генерального директора) собственнику. Установленная Законом подотчетность руководителя собственнику имущества унитарного предприятия должна рассматриваться в буквальном значении термина «подотчетность». Собственник имущества не является высшим органом управления унитарным предприятием. Его (собственника) компетенция вытекает не из публично-властной сути государства или государствоподобного образования, а из гражданско-правовой конструкции хозяйственного ведения или оперативного управления, а также из гражданского и трудового законодательства и устава. Попытка «подмены» полномочий учредителя и собственника имущества функциями вышестоящей, руководящей инстанции неминуемо приведет к невозможности эффективного участия унитарного предприятия в экономическом обороте в качестве самостоятельного, равноправного субъекта гражданских правоотношений. Изложенное позволяет сделать вывод, что общая формулировка абз. 3 п. 1 комментируемой нормы о том, что руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника, относится не ко всей компетенции директора, а лишь к одной из его обязанностей. В целом же основная задача руководителя унитарного предприятия (как и единоличного исполнительного органа любой коммерческой организации) — руководство текущей деятельностью унитарного предприятия, организация выполнения уставных целей. Выполнению именно этих задач служат отдельные полномочия руководителя, указанные в рассматриваемой норме: представлять интересы и действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, совершать сделки, осуществлять прием на работу и увольнение, выдавать доверенности и т.д.
3. В п. 2 комментируемой статьи установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями должности руководителя унитарного предприятия и характером отношений между учредителем — собственником имущества и единоличным исполнительным органом. Цели введения ограничений для руководителя унитарного предприятия очевидны и заключаются в необходимости обеспечения сохранности и эффективного использования государственного или муниципального имущества, установления препятствий для возможных злоупотреблений со стороны директора, а также в создании условий для наиболее успешного выполнения руководителем своих полномочий.
Ограничения носят абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением руководителем унитарного предприятия своих служебных обязанностей. Закон дает исключительный перечень таких ограничений, включающий следующие запреты:
а) быть учредителем (участником) юридического лица;
б) занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
в) заниматься предпринимательской деятельностью;
г) быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
д) принимать участие в забастовках.
Запрет руководителю унитарного предприятия быть учредителем (участником) юридического лица, на наш взгляд, нуждается в законодательном уточнении. Из контекста нормы следует намерение законодателя ограничить право руководителя быть учредителем и (или) участником коммерческой организации. В принятой же редакции этой нормы директору запрещается, к примеру, быть членом общественной (политической организации), что ведет к ущемлению конституционных прав директора как гражданина.
Другие указанные положения достаточно определенны и практических трудностей для правоприменителя не представляют. Некоторое недоумение может быть связано лишь с кратким и безоговорочным запретом директору коммерческой организации, каковой является унитарное предприятие, заниматься предпринимательской деятельностью. Исполнительному органу любой коммерческой организации организация предпринимательской деятельности вменяется в обязанность.
Перечень запретов, установленных законом, может быть расширен в трудовом договоре с руководителем унитарного предприятия.
4. Отчетность руководителя унитарного предприятия перед учредителем — естественный и общепринятый способ контроля со стороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в лице уполномоченных органов. Порядок, периодичность, форма отчетности определяются собственником имущества унитарного предприятия. Порядок отчетности может быть предусмотрен в уставе унитарного предприятия, трудовом договоре с руководителем, в ином правовом акте, имеющем обязательное значение и для собственника, и для руководителя.
5. Допускается создание в унитарном предприятии различного рода совещательных органов. Порядок деятельности, например, научных, научно-технических советов равным образом может быть предусмотрен как уставом унитарного предприятия, так и иным способом, не противоречащим закону и уставу.

Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия

Источник: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (редакция от 03.12.2012) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Ссылки на определение понятия «Руководитель унитарного предприятия»
HTML-код ссылки на слово Руководитель унитарного предприятия
BB-код ссылки на слово «Руководитель унитарного предприятия» для форумов
Прямая ссылка на слово «Руководитель унитарного предприятия» для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Руководитель унитарного предприятия». Полученная информация поможет вам понять, что такое Руководитель унитарного предприятия. Если по вашему мнению определение термина «Руководитель унитарного предприятия» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Руководитель унитарного предприятия», но и по ошибочному запросу «herjdjlbntkm eybnfhyjuj ghtlghbznbz». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом

‘c2’e0’f8’e8 ‘e1’eb’e8’e7’ea’e8’e5 ‘f0’ee’e4’f1’f2’e2’e5’ed’ed’e8’ea’e8 (‘ee’f2’e5’f6, ‘ec’e0’f2’fc, ‘e1’f0’e0’f2’fc’ff, ‘f1’e5’f1’f2’f0’fb ‘e8 ‘e4’e5’f2’e8), ‘e0 ‘f2’e0’ea’e6’e5 ‘ec’f3’e6 (‘e6’e5 ‘ed’e0), ‘e2 ‘f2’ee’ec ‘f7’e8’f1’eb’e5 ‘e1’fb’e2’f8’e8’e5, ‘ef’ee’f1’f2’ee’ff’ed’ed’ee ‘ef’f0’ee’e6’e8’e2’e0’fe’f9’e8’e5 ‘e7’e0 ‘e3’f0’e0’ed’e8’f6’e5’e9 ‘e8 (‘e8’eb’e8) ‘ee’f4’ee’f0’ec’eb’ff’fe ‘f9’e8’e5 ‘e4’ee’ea’f3’ec’e5’ed’f2’fb ‘e4’eb’ff ‘e2’fb’e5’e7’e4’e0 ‘ed’e0 ‘ef’ee’f1’f2’ee’ff’ed’ed’ee’e5 ‘ec’e5’f1’f2’ee ‘e6’e8’f2’e5’eb’fc’f1’f2’e2’e0 ‘e2 ‘e4’f0’f3’e3’ee’e5 ‘e3’ee’f1’f3’e4’e0 ‘f0’f1’f2’e2’ee par >pard ltrparqc li5670ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin5670itap0pararsid12086322 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid12086322 pard ltrparqc li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid12086322 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid12086322 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid12086322 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid12086322 pard ltrparql li0ri0sb480widctlpartx8505wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid15231464 pard ltrparql li5783ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 tx8505wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin5783itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlpartx8505wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li6124ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 tx8505wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin6124itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparqj li0ri0widctlpartx8505wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid15952375

‘cd’ee’ec’e5’f0 ‘f1’f2’f0’e0’f5’ee’e2’ee’e3’ee ‘f1’e2 ‘e8’e4’e5’f2’e5’eb’fc’f1’f2’e2’e0 ‘ee’e1’ff’e7’e0’f2’e5’eb’fc’ed’ee’e3’ee ‘ef’e5’ed’f1’e8’ee’ed’ed’ee’e3’ee ‘f1’f2’f0’e0’f5’ee’e2’e0’ed’e8’ff (‘e5’f1’eb’e8 ‘e8’ec’e5’e5’f2’f1’ff)line >pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088 pard ltrparql li2523ri0widctlparbrdrtbrdrsbrdrw10brsp20 wrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin2523itap0pararsid3700088 pard ltrparqj li0ri0widctlparwrapdefaultaspalphaaspnumfaautoadjustrightrin0lin0itap0pararsid3700088

38091 (Унитарные предприятия), страница 11

Описание файла

Документ из архива «Унитарные предприятия», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «гражданское право и процесс» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «гражданское право и процесс» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «38091»

Текст 11 страницы из документа «38091»

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени уни­тарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установ­ленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учре­дителем (участником) юридического лица, занимать должности и за­ниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Определенные ограничения установлены Законом об унитарных предприятиях для руководителей предприятий. В частности, руководитель унитарного предприятия не вправе:

быть учредителем (участником) юридического лица;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятель­ностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

заниматься предпринимательской деятельностью;

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиаль­ного исполнительного органа коммерческой организации, за исключе­нием случаев, если участие в органах коммерческой организации вхо­дит в должностные обязанности данного руководителя;

принимать участие в забастовках.

Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить аттестацию.

Таким образом, к руководителю унитарного предприятия предъявляются требования, характерные для требований, предъявляемых к государственным чиновникам.

Ответственность руководителя унитарного предприятия закреплена отдельной статьей Закона (25) и определена достаточно четко.

Создание специальных органов (в соответствии с пунктом 5 статьи 21) не исключает единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению (разумеется, если законодательными актами, в соответствии с которыми подобный орган создается, не предусмотрено иное). Нельзя сказать, что это возврат к прежней практике организации управленческой деятельности, но данная схема полностью соответствует принципу единоначалия и колле­гиальности, который являлся одним из основных постулатов управлен­ческой деятельности в период плановой экономики. В соответствии с этим принципом решения принимаются коллегиально (коллективно), но ответственность за них индивидуализирована. 61

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года № 940 назначение на должность руководите­ля федерального унитарного предприятия производится федеральным органом исполнительной власти.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых опре­деляется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или орга­нами местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что унитарное предприятие подлежит двойной проверке — независимыми аудиторами и органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. 62

Публичная отчетность унитарного предприятия

Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона о бухгалтерском учете госуда­рственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бух­галтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государ­ственным имуществом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казен­ные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Кроме того, состав бухгалтерской отчетности унитарного предприятия определяется собственником имущества и включает дополнительные формы отчетности. В частности, все унитарные предприятия обязаны дополнительно составлять и представлять Отчет руководителя государственного унитарного предприятия. 63

Отчет руководителя ГУП представляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей фе­деральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных об­ществ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2001 №725).

В соответствии с данным постановлением руководитель федерально­го государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координа­цию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере уп­равления), отчет по установленной форме (согласно приложению № 1 к постановлению № 1116). Отчет должен быть представлен в сроки, уста­новленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.

Руководитель федерального государственного унитарного предпри­ятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соотве­тствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отче­том доклад о финансово- хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспо­собности продукции предприятия;

использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

выполнение федеральных инвестиционных программ;

достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;

при наличии программы деятельности предприятия — обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;

информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;

реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;

данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период;

данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

программа деятельности предприятия на очередной год. 64

Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями которые место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д.

Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц — не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что

система их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.

Список литературы.

Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

Гражданский кодекс РФ.

Федеральные законы РФ:

от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предпри­ятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря)

от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431),

Постановления Правительства РФ:

от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении Типового уста­ва казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяй­ства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1982);

от 6.10.1994 г. № 1138 «О Порядке планирования и фи­нансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, № 28, ст. 2989);

от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и исполь­зования находящихся в федеральной собственности адми­нистративных зданий, строений и нежилых помещений» (СЗ РФ, 1998, № 2, ст. 264);

от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению посту­пления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (СЗ РФ, 1998, № 27, ст. 3200);

от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федераль­ного имущества и ведения Реестра федерального имуще­ства» (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3354);

от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)» (СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3679; 2001, № 20, ст. 2010);

Орган управления в сделках с заинтересованностью

«ЭЖ», 2009, № 21 на с. 11 была опубликована консультация «Сделка с заинтересованностью: одно должностное лицо в двух организациях­контрагентах» о том, относится ли договор между АО и ФГУП к сделке с заинтересованностью, если генеральный директор ФГУП одновременно является членом совета директоров АО. Был дан утвердительный ответ. Но с таким утверждением согласиться нельзя, поскольку должность генерального директора ФГУП не относится к органам управления, о которых говорится в ст. 81 Закона об АО. Ведь в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральным законом об АО генеральный директор является исполнительным органом, а не органом управления.

Вопрос с сайта www.egonline.ru

Ни теория, ни практика гражданского права никогда не выделяли в отдельную категорию исполнительные органы юридического лица без придания им функций управления.

Обратимся к ст. 53 ГК РФ, посвященной органам юридических лиц. В ней сказано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом государственного предприятия признается руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и действует без доверенности от имени унитарного предприятия. Об этом говорится в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Следует отметить, что озвученная ст. 21 включена в главу IV «Управление унитарным предприятием» и указывает на придание управленческих функций органам предприятия, о которых идет речь в этой главе.

Данный вывод позволяют сделать и другие рассуждения, в частности, при определении органов управления унитарным предприятием. Согласно упомянутому п. 4 ст. 113 ГК РФ собственник не назван в качестве органа предприятия. Можно обратиться и к п. 2 ст. 126 Закона от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нем сказано: «…с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия…». Здесь собственник также не отнесен к органам управления унитарного предприятия. Итак, собственник не причислен к органу управления ФГУП. Тогда, если признать, что и директор не является органом его управления, а иных органов нет, ГУП останется без такового органа, что само по себе абсурдно.

Обращаем внимание, что в Гражданском кодексе РФ не содержится четкой классификации органов юридического лица по признаку наличия или отсутствия функций управления. Вместе с тем анализ норм названного Кодекса показывает, что исполнительные органы наделены полномочиями по управлению, а следовательно, относятся к органам управления.

Так, исполнительный орган акционерного общества (единоличный и (или) коллегиальный) отнесен к органам управления, о которых идет речь в ст. 103 ГК РФ, именуемой «Управление в акционерном обществе». Более того, в п. 3 ст. 103 ГК РФ говорится, что «к компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества».

Аналогичным образом решается вопрос об исполнительном органе в обществе с ограниченной ответственностью. В статью 91 ГК РФ «Управление в обществе с ограниченной ответственностью» включены нормы об исполнительном органе. А если обратиться к специальным законам, регулирующим деятельность каждого в отдельности субъекта организационноправовой формы, например АО и ООО, нетрудно заметить, что нормы об исполнительных органах включены в главу, посвященную управлению соответствующей организационноправовой формы, точно так же, как это сделано в Законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В судебной практике прослеживается однозначная позиция, согласно которой исполнительные органы юридического лица, в частности унитарного предприятия, относятся к органам управления. Приведем некоторые примеры подобных решений.

В постановлении ФАС Уральского округа от 14.04.2008 № Ф098914/07С4 по делу № А5010967/2007А14 суд указал, что «руководитель унитарного предприятия единолично осуществляет управление финансово­хозяйственной деятельностью предприятия в силу п. 1 ст. 21 Закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“». В другом постановлении этого же суда от 26.06.2006 № Ф092395/06С5 по делу № А7620639/05 отмечено, что «в соответствии со ст. 53, 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие приобретает гражданские права и обязанности через орган управления (руководителя)».

В постановлении ФАС Центрального округа от 03.11.2005 № А142909200587/17 суд определил следующее: «. статьей 53 ГК РФ установлено, что юридическое лицо в своих правоотношениях действует через свои органы управления, в данном случае таким органом являлся директор ФГУП».

Генерального директора унитарного предприятия также можно рассматривать как представителя унитарного предприятия в сделке. Вспомним положения абз. 2 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия.

На необходимость согласования сделки в приведенном случае указывает абз. 3 п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах». По этому основанию обсуждаемая сделка также должна быть одобрена, поскольку является сделкой с заинтересованностью.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Олег Зайцев, главный консультант Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

На мой взгляд, такая сделка, несомненно, считается сделкой с заинтересованностью для АО, ведь налицо конфликт интересов. Здесь имеет место именно рассматриваемый критерий, поскольку единоличный исполнительный орган занимает должность в органах управления. Примером отнесения руководителя к органам управления являются абз. 4 п. 1 ст. 94 и абз. 1 п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Подобный случай (одно и то же лицо занимает должность в органе управления АО и признается директором контрагента) прямо предусмотрен в п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 № 62).

Павел Филимошин, заместитель начальника Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» (п. 1 ст. 81) сделка АО требует одобрения как сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, в том числе в случае, когда в сделке имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом член совета директоров (наблюдательного совета) общества признается заинтересованным, в том числе в случае, когда он занимает должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной в сделке. Поскольку единоличный исполнительный орган (руководитель) унитарного предприятия является органом управления унитарного предприятия, договор, заключаемый обществом с унитарным предприятием, руководитель которого является членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, требует одобрения в соответствии с положениями главы XI Федерального закона «Об акционерных обществах».

ДЕНИС Новак, главный консультант Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Из системного толкования норм ГК РФ и Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» с очевидностью вытекает, что руководитель ГУП является единоличным исполнительным органом управления ГУП.

Так, ст. 21 «Руководитель унитарного предприятия» указанного Федерального закона расположена в главе IV «Управление унитарным предприятием» этого закона.

Что касается ГК РФ, в нем единообразная терминология четко не выдержана. Так, в п. 4 ст. 113 руководитель назван «органом унитарного предприятия», в п. 1 ст. 103 общее собрание акционеров именуется «высшим органом управления» обществом, а исполнительный орган не назван в качестве органа управления. Но из п. 4 ст. 103, где речь идет о компетенции органов управления акционерным обществом, вытекает, что таковыми признаются как общее собрание акционеров, так и исполнительный орган, в п. 1 ст. 91 единоличный исполнительный орган ООО назван «единоличным органом управления», при этом общее собрание участников ООО именуется просто «высшим органом» общества, но, очевидно, никому не придет в голову подвергать сомнению то, что оно относится к органам управления ООО. Поэтому указанные терминологические различия не могут являться основанием для вывода о том, что руководитель ГУП не является органом управления этого юридического лица.

Буква закона

Абзац 4 п. 1 ст. 94 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»

«С даты введения внешнего управления:

…прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему».

Абзац 1 п. 2 ст. 126 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»

«С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия…»

Министерство ЖКХ, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания официальный сайт

В соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя республиканского государственного унитарного предприятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 сентября 2009г. №275 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей государственных унитарных предприятий» Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания проводит конкурс на замещение вакантной должности директора государственного унитарного предприятия Гостиница «Коммунальник».

Основные виды деятельности предприятия

Юридический адрес предприятия: 362035, РСО-Алания, г.Владикавказ, пр.Коста, 279.

Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в гостиничных услугах и в целях вовлечения в оборот государственного имущества.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
— техническое обслуживание и эксплуатация зданий и помещений, закрепленных за ним;
— торгово-закупочная деятельность;
— туризм;
— транспортные услуги, ремонтно-строительные работы;
— другие виды коммерческой деятельности, направленные на повышение рентабельности предприятия.

Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, кроме деятельности, направленной на создание объектов социально-культурного назначения, в целях расширения гостиничных услуг.

Срок и время приема заявлений с прилагаемыми документами
• Прием заявок с 20 июня 2018г. по 10 июля 2018г.
Документы принимаются по адресу: г.Владикавказ, ул.Армянская 30/1, 2 этаж, каб. № 44 с 10-00 до 13-00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, тел. 8(8672 ) 40-57-22. Документы, представленные после указанной даты и в неполном объеме комиссией не рассматриваются.

Требовании, предъявляемые к претенденту на замещение должности директора

• гражданство Российской Федерации;

• высшее профессиональное образование;

• опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

• владение навыками управления коммерческой организацией, бухгалтерского учета и финансового планирования, основами гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства.

Доументы

• фотографии 3х4 – 2шт;

• копии: паспорта, трудовой книжки, документов об образовании государственного образца, и документов воинского учета (для военнообязанных); все копии должны быть заверены нотариально или кадровой службой по месту работы (службы) кандидата.

• справки с наркологического и психиатрического диспансеров;

• справка об отсутствии судимости;

• документы о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания (при их наличии).

• предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте);

Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае:

• претендент не отвечает требованиям, предъявляемым к претенденту на замещение должности директора предприятия;

• представлены не все документы по перечню, указанному в информационном сообщении, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям конкурса или требованиям законодательства Российской Федерации.

Место, дата и время проведения конкурса
Конкурс состоится 18 июля 2018 года в 10-00 в здании Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания по адресу: г.Владикавказ, ул.Армянская, 30/1, 2 этаж, конференц-зал.

Участники конкурса могут ознакомиться с условиями трудового договора, заключаемого с руководителем государственного унитарного предприятия, и иными интересующими их сведениями на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания – mingkh.alania.gov.ru раздел «Объявление»

Конкурс проводится в два этапа

Первый этап проводится в форме тестовых испытаний (письменно). Участник конкурса считается успешно прошедшим тестирование в случае, если количество правильных ответов на вопросы теста составило не менее 75 процентов от их общего числа (перечень вопросов прилагается). Претендент, не выдержавший тестовых испытаний, к участию во втором этапе конкурса не допускается.

На втором этапе конкурсной комиссией рассматриваются предложения по программе деятельности предприятия. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия, из числа предложенных участниками конкурса.

Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия.

Решение комиссии о признании победителем конкурса принимается большинством голосов, присутствующих на заседании членов комиссии и оглашается за заседании комиссии в день проведения конкурса.

Уведомление о результатах конкурса высылается по почте не позднее 5-ти рабочих дней с даты проведения конкурса.

Дополнительная информация

По результатам проведения конкурса Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания назначает победителя конкурса на должность директора государственного унитарного предприятия Гостиница «Коммунальник» и заключает Трудовой договор.

Обращаем Ваше внимание, что статьей 21 Федерального закона от 01.01.01 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрены ограничения для руководителей унитарных предприятий, а именно: руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector