Связанные стороны в бухгалтерском учете это

Информация о связанных сторонах вместо сведений об аффилированных лицах

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 7

Взаимоотношения между связанными сторонами — привычное явление в коммерции и бизнесе. Так и в сфере пищевой промышленности производители нередко оптимизируют бизнес-процессы и налогообложение путем осуществления части своей деятельности через «дочек» (например, полностью выделяют таким образом цикл реализации продукции), совместную деятельность или ассоциации. Сведения об аффилированных лицах, а с 2008 г. — о связанных сторонах занимают в отчетности предприятия свое место, поэтому в статье мы решили уделить внимание порядку их раскрытия с учетом требований ПБУ 11/2008 , пришедшего на смену ПБУ 11/2000 .

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утв. Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н.

Кому интересна информация о связанных сторонах?

Интерес к ней проявляют различные внутренние и внешние пользователи, в числе последних — налоговые органы, банки, инвесторы. Отношения со связанными сторонами могут значительно влиять на прибыль (убыток) и финансовое состояние предприятия.

Связанные стороны, как правило, взаимодействуют на тех условиях и в таких объемах, на которых вряд ли будут сотрудничать с несвязанными сторонами. Но даже при отсутствии операций между связанными сторонами влияние на результаты деятельности предприятия может оказывать само существование таких отношений. Например, материнская компания может запрещать «дочке» совершать определенные сделки.

Используя информацию о связанных сторонах, налоговики проверяют уровень цен, правильность исчисления налоговых платежей и внебюджетных сборов. При выдаче кредита банк принимает во внимание сведения не только о непосредственном заемщике, но и о связанных с ним сторонах, а также учитывает характер их взаимодействия, степень влияния ухудшения финансового положения одной связанной стороны на кредитоспособность другой. Если связанные стороны совершают между собой сделки, то помимо балансовых показателей заемщика кредитора заинтересуют аналогичные показатели всего холдинга предприятий, скорректированные с учетом объема сделок внутри этого холдинга.

Заметим, Минфин в своих Рекомендациях аудиторским организациям советует последним обратить внимание на сведения, указываемые в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Информация должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы заинтересованным пользователям отчетности были понятны характер отношений со связанными (аффилированными) лицами и причины возникновения условных фактов деятельности. В противном случае такая информация может быть признана неполной, что дает основание аудитору соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение и, очевидно, не в пользу проверяемого предприятия. Как видим, Минфин считает необходимым раскрытие в отчетности информации об аффилированных лицах. Не стоит пренебрегать этим и предприятию, чтобы не «подпортить» аудиторское заключение отсутствием такой, на первый взгляд, малосущественной, но на самом деле далеко небезынтересной пользователям информации.

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организации за 2007 год содержатся в Письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18.

Сколько различий между ПБУ 11/2000 и ПБУ 11/2008?

Точный ответ на этот вопрос вряд ли можно дать. При первом ознакомлении с ПБУ 11/2008 нельзя сказать, что оно существенно отличается от своего предшественника. Но различия все же есть. Перечислим основные из них:

  • расширен перечень лиц, которые раскрывают информацию в отчетности, руководствуясь ПБУ 11/2000;
  • изменены сама формулировка стандарта и понятие зависимых лиц, которые должны раскрывать информацию в отчетности;
  • в тексте нового стандарта уточнено, кто может оказать влияние на деятельность организации и на чью деятельность она может оказать влияние;
  • скорректирован перечень операций, способных оказать влияние на деятельность компании и раскрываемых в финансовой отчетности;
  • исключено упоминание об операциях между зависимыми компаниями, информация по которым может не указываться в отчетности организаций;
  • расширен перечень минимальных сведений, раскрываемых в отчетности компании;
  • уделено внимание сведениям о размерах вознаграждений, выплачиваемых управленческому персоналу предприятия;
  • уточнены группы связанных сторон, сведения о которых следует указывать в отчетности отдельно.

Как видим, изменений в новом бухгалтерском стандарте предостаточно. Нетрудно догадаться, чем они вызваны — очередной попыткой финансового ведомства сблизить национальный стандарт с соответствующим международным стандартом финансовой отчетности (МСФО 24 ). Насколько Минфину удалось сделать это, покажет практика применения обновленного стандарта. Мы же остановимся на наиболее интересных новшествах ПБУ 11/2008.

МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», утв. комитетом в 1992 г.

Насколько расширено применение ПБУ 11/2008?

Начнем с того, что прежнее ПБУ 11/2000 применялось при формировании бухгалтерской отчетности только акционерными обществами. Новый бухгалтерский стандарт предназначен для всех коммерческих организаций, за исключением кредитных, для которых ЦБ РФ установлены свои правила составления отчетности. В отдельную группу выделены субъекты малого предпринимательства, которые полностью или частично публикуют свою бухгалтерскую отчетность (согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе). Они применяют ПБУ 11/2008 наравне с другими коммерческими организациями, в то время как остальные субъекты малого предпринимательства при составлении отчетности, как и раньше, могут обойтись без информации о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008).

Примечание. Связанными стороны считаются в случае, если можно контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние в процессе принятия финансовых или операционных решений.

Возможно, бухгалтер помнит, что в прежнем ПБУ 11/2000 речь шла только об аффилированных лицах, способных оказать влияние на деятельность юридических и физических лиц. В новом ПБУ 11/2008 к ним добавились лица, участвующие в совместной деятельности, а также негосударственные пенсионные фонды, действующие в интересах работников тех или иных организаций. Таким образом, стандарт расширен на две позиции: в части лиц, способных оказывать влияние на деятельность организации, и, наоборот, в части лиц, на деятельность которых та или иная организация может оказать влияние.

Практически осталось без изменений понятие раскрываемых в отчетности операций между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной (ранее — аффилированной) стороной. Такими операциями считаются передача (поступление) активов, оказание услуг или возникновение (прекращение) обязательств между организацией, составляющей отчетность, и связанной стороной. В то же время примерный перечень данных операций в п. 5 ПБУ 11/2008 скорректирован финансовым ведомством.

В составе операций со связанными сторонами остались приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов, аренда имущества и предоставление имущества в аренду. Исключена передача результатов НИОКР, разделены финансовые операции (включая предоставление займов) и передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы. Предоставление и получение гарантий и залогов заменено на предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств, что, безусловно, делает данную операцию более емкой в целях применения ПБУ 11/2008. Ошибочно считать, что на этом перечень операций со связанными сторонами исчерпан. Как и в прежнем стандарте, данный перечень является открытым и в него можно включить другие операции между связанными сторонами, которые влияют на деятельность и финансовое положение организаций.

Какие перемены в содержании и порядке раскрытия информации?

Информация о связанных сторонах приводится отдельным разделом в пояснительной записке организации. Минимальные сведения, которые следует указать, содержатся в п. 10 ПБУ 11/2008. По сравнению с ранее применявшимися нормами ПБУ 11/2000 этот перечень расширен, теперь в него также входят:

  • величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
  • величина списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных ко взысканию, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам;
  • условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов.

В последнем дополнении речь идет об операциях со связанными сторонами, по которым, так же как и прежде, следует указывать характер отношений (кто кого контролирует), виды и объем операций каждого вида, стоимостные показатели по не завершенным на конец периода операциям (как правило, размер задолженности). Из ПБУ 11/2008 исключена норма о необходимости пояснения в отчетности методов определения цен по каждому виду операций со связанными сторонами. Возможно, это вызвано тем, что методы определения стоимости приобретения (выбытия) активов изложены в других бухгалтерских стандартах и выбранный организацией метод прописывается прежде всего в ее учетной политике. Поэтому нет необходимости повторяться и указывать ту же самую информацию в другом документе — пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, приложением к которой является учетная политика.

Следующее новшество ПБУ 11/2008 касается порядка предоставления информации об операциях со связанными сторонами. В годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. эта информация должна раскрываться отдельно для каждой группы связанных сторон. В числе таких групп названы основное общество, его «дочки», преобладающие, участвующие и зависимые общества, а также участники совместной деятельности. Есть еще одна категория связанных сторон, о которой следует поговорить отдельно.

Что нужно указать об управленческом персонале?

Традиционно сложилось, что к информации об основном управленческом персонале компании, а тем более о доходах таких сотрудников, имеет доступ ограниченный круг лиц. Поэтому можно представить, какое противодействие со стороны руководителей вызовет требование ПБУ 11/2008 указывать в пояснительной записке размер вознаграждений основного управленческого персонала. Повышенный интерес к зарплате и вознаграждениям руководителей объясняется не только фискальными целями проверки правильности исчисления налогов, но и тем, что руководители имеют определенное влияние на деятельность компании и их вознаграждения тому подтверждение.

Вопрос о том, включать или не включать сведения о зарплате руководителей в пояснительную записку, должен решить бухгалтер, полагаясь на свое профессиональное суждение. Такой вывод следует из п. 9 ПБУ 11/2008, согласно которому перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в отчетности, устанавливается организацией самостоятельно на основе положения исходя из содержания отношений между организацией и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой.

Если организацией принято решение раскрыть информацию о доходах основного управленческого персонала, то ей нужно знать, какие выплаты включаются в такие доходы. К ним относятся краткосрочные (текущие выплаты с учетом начисленных налогов и взносов) и долгосрочные вознаграждения (подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты), а также вознаграждения по окончании трудовой деятельности (выплаты по договорам страхования) и иные доходы руководителей.

В целях применения бухгалтерского стандарта к основному управленческому персоналу относятся (п. 11 ПБУ 11/2008):

  • руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители;
  • члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации;
  • иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля за деятельностью организации.

Читателя заинтересует вопрос: относится ли главный бухгалтер к управленческому персоналу с позиций ПБУ 11/2008? В перечне данных лиц главбух прямо не поименован, в то же время в штате организации финансовый директор и главный бухгалтер могут выступать в одном лице, и тогда бухгалтеру не избежать раскрытия информации о своих доходах.

Заметим, перечень должностных лиц управленческого персонала открыт, поэтому в список лиц, сведения о зарплате которых предоставляются заинтересованным пользователям, могут попасть не только сотрудники управления по штату, но и начальники структурных подразделений, если они наделены соответствующими полномочиями в вопросах планирования, руководства и контроля за тем или иным направлением деятельности организации.

Правило (стандарт) № 9 «Связанные стороны»

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 9.
СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к обязанностям аудитора и аудиторским процедурам в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся связанными сторонами аудируемого лица, и хозяйственных операций аудируемого лица с ними.

2. Для целей настоящего правила (стандарта) под связанными сторонами понимаются лица, признаваемые такими в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.

3. Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, а также существенного влияния операций между аудируемым лицом и связанной стороной на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не менее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции со связанными сторонами.

Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации о связанных сторонах, процедуры, определенные в настоящем правиле (стандарте), позволят предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации о связанных сторонах.

При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные аудиторские процедуры, являющиеся необходимыми в данных условиях.

4. Руководство аудируемого лица выявляет связанные стороны и операции с ними, а также раскрывает соответствующую информацию в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

5. Аудитору необходимо в достаточной степени понимать деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, что позволит ему выявлять события, операции и существующую практику, которые могут создать риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности в части отражения связанных сторон и операций с ними. Наличие связанных сторон и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

  • а) порядок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности предусматривает раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами;
  • б) наличие связанных сторон и операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;
  • в) источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности;
  • г) операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством.

Наличие связанных сторон и раскрытие информации о них

6. Аудитор должен изучить информацию, предоставленную представителями собственника и руководством аудируемого лица в отношении всех известных им связанных сторон, а также выполнить следующие аудиторские процедуры:

  • а) изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет выявления известных связанных сторон;
  • б) изучить принятые аудируемым лицом меры по выявлению связанных сторон;
  • в) запросить у представителей собственника и должностных лиц аудируемого лица информацию об их связи с другими хозяйствующими субъектами;
  • г) изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупных акционеров из реестра акционеров;
  • д) изучить протоколы собраний акционеров и представителей собственников, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;
  • е) запросить других аудиторов, участвующих или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон;
  • ж) изучить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения каких-то существенных связанных сторон невысок, указанные процедуры следует модифицировать.

7. Если применяемый порядок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности предусматривает раскрытие информации о связанных сторонах, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие информации является достоверным и полным.

Операции со связанными сторонами

8. Аудитор должен изучить информацию об операциях со связанными сторонами, предоставленную представителями собственника и руководством аудируемого лица, а также обратить внимание на существенные операции с другими связанными сторонами.

9. При ознакомлении с системой внутреннего контроля, принятой аудируемым лицом, аудитор должен установить достаточность процедур контроля за санкционированием и учетом операций со связанными сторонами.

10. В ходе аудита аудитор должен обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон. Примерами таких операций являются:

  • а) операции с нетипичными условиями, например, необычными ценами, процентными ставками, поручительствами, условиями погашения;
  • б) операции, осуществляемые без видимой причины с точки зрения логики бизнеса;
  • в) операции, содержание которых не согласуется с их формами;
  • г) операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;
  • д) большое количество или сумма операций с некоторыми потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);
  • е) неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

11. В ходе аудита аудитор выполняет аудиторские процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций со связанными сторонами. Примерами таких аудиторских процедур являются:

  • а) детальные тесты в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • б) изучение протоколов собраний акционеров и представителей собственников;
  • в) изучение регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом уделяется особое внимание операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;
  • г) изучение документов, подтверждающих выданные и полученные займы. Такое изучение может выявить отношения поручительств и других операций со связанными сторонами;
  • д) изучение инвестиционных сделок, например, приобретения или продажи доли участия в совместной или иной деятельности.

Проверка выявленных операций со связанными сторонами

12. При проверке выявленных операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом отражены в бухгалтерском учете и раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

13. С учетом характера взаимоотношений со связанными сторонами аудиторское доказательство проведения операции с ними может быть ограниченным (например, в отношении наличия товарно-материальных запасов, находящихся у связанной стороны на комиссии, или в отношении того, что основное общество дало указания дочернему обществу по учету лицензионных платежей). Из-за ограниченной возможности получения надлежащих аудиторских доказательств в отношении подобных операций аудитор рассматривает необходимость выполнения следующих аудиторских процедур:

  • а) подтверждение условий и суммы операции со связанной стороной;
  • б) изучение информации о связанной стороне в процессе ее обработки;
  • в) подтверждение или обсуждение информации с лицами, имеющими отношение к данной операции, например, с банками, поручителями, агентами и соответствующими специалистами, в том числе юристами.

Заявления руководства аудируемого лица

14. Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

  • а) полноты предоставленной информации относительно выявления связанных сторон;
  • б) достаточности раскрытия информации о связанных сторонах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выводы аудитора и аудиторское заключение

15. Если аудитор не получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о недостаточном раскрытии информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (в ред. от 06.04.2015 № 57н)

ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ»
(ПБУ 11/2008)
(утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н,с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций (далее — организация, составляющая бухгалтерскую отчетность).

2. Настоящее Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, представляемой для иных специальных целей.

3. Настоящее Положение может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

4. Юридическими и (или) физическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние (связанными сторонами) могут являться:

а) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;

в) организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

5. Операцией между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению(прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления) между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной.

Операциями со связанной стороной могут быть:

приобретение и продажа товаров, работ, услуг;

приобретение и продажа основных средств и других активов;

аренда имущества и предоставление имущества в аренду;

финансовые операции, включая предоставление займов;

передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;

предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;

II. Раскрытие информации о связанных сторонах

6. Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда:

такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;

такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;

такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).

7. Юридическое и (или) физическое лицо, как правило, имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего (контролирует другое юридическое лицо), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:

в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.

8. Юридическое и (или) физическое лицо оказывает значительное влияние на другое юридическое лицо, когда имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств.

9. Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, устанавливается такой организацией самостоятельно на основе настоящего Положения исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой.

10. Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация:

характер отношений (в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения);

объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

стоимостные показатели по незавершенным на конец отчетного периода операциям;

условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;

величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

11. Информация, подлежащая раскрытию в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, должна раскрываться отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

основного хозяйственного общества (товарищества);

дочерних хозяйственных обществ;

преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;

зависимых хозяйственных обществ;

участников совместной деятельности;

основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность. Для целей настоящего Положения под основным управленческим персоналом организации понимаются руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации;

других связанных сторон.

12. В составе информации о связанных сторонах организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых такой организацией основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:

краткосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала);

долгосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:

— вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);

— вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;

— иные долгосрочные вознаграждения.

13. Если юридическое и (или) физическое лицо контролирует другое юридическое лицо, или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

14. Информация о связанных сторонах, предусмотренная настоящим Положением, включается в пояснительную записку отдельным разделом.

15. Построение аналитического учета должно обеспечивать формирование информации о связанных сторонах, предусмотренной настоящим Положением.

8.4. Операции со связанными сторонами в ходе аудита

См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита».

Различные экономические субъекты являются двумя связанными сторонами, если одна из них контролирует другую или оказывает значительное влияние на принятие принципиальных и (или) текущих решений другой стороны. В качестве операций между связанными сторонами рассматривается любая передача ресурсов или обязательств вне зависимости от того, назначена ли по этим операциям какая-либо цена.

К связанным сторонам могут быть отнесены:

головные, дочерние, преобладающие, зависимые общества;

предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимосвязанных организаций (например, предприятия, входящие в систему одного с аудируемым экономическим субъектом концерна или холдинга);

предприятия, некоторые участники и (или) руководители которых состоят в родственных отношениях;

предприятия, участниками и (или) руководителями которые являются одни и те же лица.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за выявление и раскрытие имеющих отношение к данному экономическому субъекту связанных сторон и за правильное отражение в соответствии с нормативными документами финансово-хозяйственных операций с такими сторонами в учете и отчетности. Руководство экономического субъекта должно использовать для осуществления этого надлежащие средства системы бухгалтерского учета и СВК.

Аудиторская организация обязана спланировать и провести аудит таким образом, чтобы получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности существенной информации об операциях экономического субъекта со связанными сторонами.

Количество и качество аудиторских доказательств, приемлемых для оценки операций со связанными сторонами, а также определение степени существенности таких операций в тех или иных обстоятельствах являются предметом профессионального суждения аудитора.

При формировании профессионального суждения по перечисленным вопросам аудитору надлежит исходить из того, что к его задачам относятся:

проведение проверки и анализа отраженных операций экономического субъекта со связанными сторонами с тем, чтобы убедиться, что существенные операции такого рода надлежащим образом санкционированы и отражены в бухгалтерском учете и отчетности;

достижение приемлемой уверенности в том, что в ходе аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами, которые могут иметь существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

К аудиторской организации не предъявляется требование выявить в ходе аудита все возможные операции экономического субъекта со связанными сторонами. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор данных о связанных сторонах и полностью извлекаемой информацией. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры сами по себе не могут считаться решающими доводами в пользу отказа от ее проведения.

Если у аудитора появляются обоснованные сомнения по вопросам, имеющим существенное значение, то ему необходимо предпринять меры к получению достаточных и убедительных данных, которые рассеют или подтвердят возникшие сомнения.

Планирование аудиторских процедур должно быть основано на осведомленности аудитора о бизнесе субъекта со связанными сторонами, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность этого экономического субъекта.

Существование связанных сторон и наличие деловых взаимоотношений между ними являются нормальной финансово-хозяйственной практикой. Вместе с тем операции, которые экономический субъект осуществляет с такими сторонами, могут отличаться от остальных операций. Аудиторская организация должна уделять особое внимание операциям, проводимым экономическим субъектом со связанными сторонами, по следующим причинам:

раскрытие информации о связанных сторонах может входить в число требований, предъявляемых нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности:

существование связанных сторон может оказывать влияние на результаты бухгалтерской отчетности как таковой;

оценка аудитором достоверности получаемых аудиторских доказательств определяется подлинной независимостью их источника от проверяемого экономического субъекта, следовательно, для аудитора при получении внешних аудиторских доказательств важно знать, не является ли источник таких доказательств связанной стороной;

финансово-хозяйственные операции экономического субъекта со связанными сторонами могут быть осуществлены по мотивам, отличающимся от тех, которые присущи нормальной коммерческой деятельности, например реализация запрещенных способов уклонения от налогообложения или внесение умышленных искажений в бухгалтерскую отчетность.

Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская организация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию — подлинной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм и учитывать вероятность наличия у проверяемого экономического субъекта других связанных сторон, в том числе таких, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

Для проверки полноты перечня связанных сторон аудиторская организация может:

сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);

изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансово-хозяйственных операций со связанными сторонами;

навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;

изучить списки акционеров данного экономического субъекта;

проверить с точки зрения получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.

В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к экономическому субъекту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.

В ходе аудита следует обращать особое внимание на финансово-хозяйственные операции, в отношении которых могут возникнуть подозрения, что экономический субъект совершает их с ранее не выявленными связанными сторонами. К таким операциям можно отнести:

операции с условиями сделок, значительно отличающимися от прочих условий, например не характерные для обычной деятельности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;

операции, противоречащие логике деятельности экономического субъекта;

операции, сущность которых противоречит их форме;

операции, осуществленные необычным образом;

неоправданно высокую долю операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;

операции с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения;

редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.

Для получения доказательств аудитору необходимо:

проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выявления их подлинных условий и финансовых аспектов;

провести необходимые исследования в отношении контрагентов проверяемого экономического субъекта, если возникло предположение, что они представляют связанные с ним стороны;

запросить подтверждения у независимых источников;

обсудить с руководством экономического субъекта цели и условия операций, по отношению к которым у аудитора возникли вопросы;

получить от связанных сторон подтверждения относительно целей, условий и денежных сумм операций;

сопоставить сведения, полученные от руководства, с информацией, полученной от таких независимых источников, как банкиры, юристы, агенты или поручители.

При необходимости аудиторская организация должна запросить от руководства проверяемого экономического субъекта официальные письменные разъяснения.

На основании информации о связанных сторонах, собранной и исследованной в ходе аудита, оценивается полнота и правильность отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта операций со связанными сторонами.

В отношении сводной бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна помимо рассмотрения вопросов о соблюдении общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, оценить:

обоснованность включения или невключения данных о дочерних и зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность;

приемлемость применений стоимостной оценки участия головной организации в дочерних и зависимых обществах;

правильность объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, в том числе использование единой учетной политики в отношении аналогичных статей имущества, обязательств, доходов и расходов;

применение обособленного приведения в сводной бухгалтерской отчетности числовых показателей об отдельных активах и хозяйственных операциях, без знания которых адекватная оценка бухгалтерской отчетности невозможна или затруднена для пользователя;

соблюдение правил включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.

По результатам проведения аудита аудиторская организация обязана направить руководителям и (или) собственникам экономического субъекта письменную информацию об обоснованных замечаниях относительно правильности отражения операций со связанными сторонами. Аудитор должен указать, какие из сделанных замечаний являются существенными и влияют ли они на выводы в аудиторском заключении.

Если, по мнению аудитора, по завершении аудита он не располагает всей необходимой информацией, касающейся операции со связанными сторонами, имеющих существенное значение, аудиторская организация обязана подготовить по результатам аудита условно-положительное аудиторское заключение или официально отказаться в аудиторском заключении от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Если, по мнению аудитора, операции экономического субъекта со связанными сторонами раскрыты и отражены в бухгалтерском учете так, что это отрицательно влияет на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта в существенных отношениях, аудитор обязан подготовить по результатам аудита условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение.

«Вишенка на торте»

Shutterstock/FOTODOM

Надежда КЛАКЕВИЧ, директор ООО «АудитАрте»

В №№25, 31, 35 «Стройгазеты» я уже рассказывала о значимости бухгалтерской отчетности в целом для строительных саморегулируемых организаций (СРО). Сегодня в продолжение нашего разговора о «Вишенке на торте» — о «Пояснениях к бухгалтерской отчетности», — начатого в №43, подробнее остановлюсь на конкретных разделах этого документа, вызывающих наибольшие трудности у бухгалтеров.

Есть такая задача

Так, к примеру, в разделе о подходах к формированию бухгалтерской отчетности необходимо указать, что основными задачами бухгалтерского учета СРО являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

При оценке статей бухгалтерской отчетности СРО необходимо обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ), а именно:

— допущение непрерывности деятельности

— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

— допущение последовательности применения учетной политики

— выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

— временная определенность фактов хозяйственной деятельности — факты хозяйственной деятельности компании относятся к тому отчетному периоду (следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Расходы, которые не могут быть определены в отчетном периоде, относятся на затраты по факту их возникновения или оплаты.

Только самое значимое

В части раскрытия сведений, относящихся к учетной политике СРО и обеспечению членов СРО дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и ОЦС, необходимо понимать, что в этом разделе пояснений должны быть раскрыты только наиболее значимые сегменты учетной политики СРО, которые важны для понимания пользователям бухгалтерской отчетности. К таким сегментам учетной политики СРО относятся порядок формирования и учета компенсационных фондов, образования и списания дебиторской задолженности членов СРО, начисления резервов по дебиторской задолженности членов СРО, формирования сметы на содержание аппарата управления.

Все дело в деталях

В части раскрытия информации о связанных сторонах перечень сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, как указано выше, устанавливается некоммерческой организацией самостоятельно, исходя из уровня существенности, в том числе информация о выплатах, произведенных ключевому управленческому персоналу.

В пункте 3 Информации Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)» указано: «Согласно приказу Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 года №66н, некоммерческая организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов».

В соответствии с действующим законодательством одной из связанных сторон любой организации является ее основной управленческий персонал: директор, его заместители, члены правления, должностные лица компании, которые осуществляют планирование, руководство и контроль деятельности компании. В составе информации о связанных сторонах организация должна привести в пояснениях суммы краткосрочных и долгосрочных вознаграждений, причитающихся этим людям (п. 12 ПБУ 11/2008).

Клиентам, являющимся некоммерческими организациями, мы рекомендуем закрепить в учетной политике детализацию как существенных, так и несущественных показателей, подлежащих раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и ОЦС, включая информацию о выплатах ключевому управленческому персоналу.

На основе ПБУ 11/2008 и исходя из содержания отношений между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной, с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. 9 ПБУ 11/2008), компаниям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует обратить внимание, что в случае нарушения ими требований, установленных ПБУ 11/2008, а именно нераскрытия организацией при составлении бухгалтерской отчетности информации о «Связанных сторонах», есть риск, что при подготовке аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности аудитор сформулирует модифицированное заключение. Такое указание содержится в МСА 550 «Связанные стороны».

Создание резервов

Особую сложность вызывает раскрытие информации об оценочных значениях. Сразу оговоримся: оценочными значениями являются оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы.

Исходя из опыта, у СРО наиболее часто встречающими из трех оценочных значений являются оценочные обязательства. Оценочное обязательство — это существующее обязательство организации с неопределенной суммой погашения и (или) неопределенным сроком исполнения. Признание оценочного обязательства (на практике это называют созданием резерва) сопровождается признанием расходов. Здесь необходимо напомнить, что учет оценочных обязательств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 года №167н, и самым распространенным оценочным обязательством, которое отражают в бухгалтерском учете, является резерв по оплате отпусков. При этом резерв по оплате отпусков не является существенным показателем для отчетности СРО, значит, и не требует раскрытия. Существенным оценочным обязательством для СРО могут являться неустойка за неисполнение заведомо убыточного договора, предусмотренная в этом договоре, и суммы потерь, которые может понести организация в результате начавшегося судебного разбирательства.

Особое внимание оценочным обязательствам при формировании пояснений необходимо уделить организациям, имеющим большое количество арбитражей (или существенные суммы исковых требований) в качестве ответчика.

Если у вас отсутствуют оценочные значения за отчетный период, в пояснениях необходимо раскрыть информацию, что на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов отсутствует.

Если у вас также отсутствует информация по другим сегментам пояснений (например, о чрезвычайных фактах, о рисках хозяйственной деятельности организации), то вы должны указать, что чрезвычайные факторы (риски) отсутствовали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО