Как сдать отчет о взаимозависимых лицах?

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Автор: Надежда Игнатьева, старший бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»

Расширение бизнеса всегда радует его владельца, но приносит и новые отчеты в жизнь бухгалтера. Таким отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда связана с размером годовой выручки. Расскажем, кто должен подавать это заявление и порядок его заполнения в программе «1С:Бухгалтерия 8», версия КОРП.

Кто подает уведомление о контролируемых сделках

Пережив март, апрель – годовую и квартальную отчетность, мы с нетерпением ждем мая – долгожданного отдыха, праздников, тепла. Но в конце месяца некоторые бухгалтеры должны встрепенуться и подать уведомление о контролируемых сделках. Срок его сдачи в этом году – 21 мая.

Как понять, относитесь ли вы к организациям, которые должны подавать данное уведомление? Сразу оговорюсь, подача уведомления обязанность обоюдная – его отправляют в ИФНС оба участника сделки.

Начнем с истоков: критерии отнесения сделок к контролируемым описаны в статье 105.14. НК РФ. Список критериев несколько больше, чем мы рассмотрим в нашем выпуске, в котором сделан упор на самые часто встречающиеся варианты. Опустим такие специфические виды деятельности, как работа со Сколково, добыча нефти в новом морском месторождении и другие.

Основными критериями являются:

сделки между взаимозависимыми лицами (кого к ним причисляют, опишем ниже);

реализация товара взаимозависимыми лицами через посредника, который не вкладывает какие-либо значительные трудозатраты в перепродажу товара (сделано для того, чтобы связанные лица не уходили от контроля при помощи третьего участника);

внешнеторговые сделки более 60 млн руб. по продаже нефти, ее производных, а также еще некоторых специфических товаров, описанных в п. 5 той же статьи (сделки с представительствами этих фирм, находящимися на территории РФ, также относятся к контролируемым);

сделки на сумму более 60 млн руб. с участие резидентов офшорных зон.

Признаки взаимозависимости описаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, основные среди которых:

доля участия юридического или физлица в уставном капитале организации более 25% (список участников можно посмотреть, сформировав ОСВ по 80 счету);

между физлицами существуют близкородственные связи.

Но даже если ваши организации взаимозависимы, это не означает, что вам однозначно придется отчитываться перед контролирующими органами. Это обязанность возникнет в следующих случаях (полный перечень указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

сумма выручки за год превысила 1 млрд руб.;

сделки суммой более 60 млн руб., где одна из сторон является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых;

сделки суммой более 100 млн руб., где одна из сторон применяет режимы ЕСХН и ЕНВД.

Заполнение помощника подготовки уведомления

Перейдем к практической части и рассмотрим, как заполнить уведомление с помощью «1С:Бухгалтерии 8».

Во вкладке «Отчеты» есть графа «Контролируемые сделки», в ней два пункта: «Помощник подготовки уведомления» и, собственно, само «Уведомление о контролируемых сделках».

Открыв помощник, мы сразу разбираемся с наличием взаимозависимости. Для этого кликаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала свершения сделок. Это будет начало года, если на 31.12. ваш годовой оборот с поставщиком/покупателем превысил 1 млрд; или дата, отличная от 01.01, – указывается в том случае, если работать с поставщиком/покупателем вы начали не с начала года. Например, вы подписали договор и поставили товар 05.04.2017, значит, датой начала свершения сделок будет именно этот день.

Далее выбираем тип взаимозависимости или же показываем, что ее нет. Сразу ниже этого пункта находятся критерии, характеризующие деятельность нашего контрагента: выбираем те, которые относятся к нашему поставщику/покупателю. Все заполнили – «Записать и закрыть». Во вкладке появятся данные о вашем деловом партнере.

Если у вас были покупки/продажи по договоры комиссии, то вам следует выбрать номенклатуру эту номенклатуру в поле «Предмет сделки для комиссии», если же вы не работаете по такому договору, то не заполняйте это поле.

Далее формируем список сделок, кликнув по одноименному полю. Если у вас были какие-либо прочие сделки, подходящие под критерии контролируемых, то их нужно внести в графу «Включение прочих сделок в состав контролируемых»: заходим в него, кликаем «Создать» и вносим данные по сделке в появившееся окошко. У кого прочих сделок не было – игнорируем эту графу. После этого мы можем просмотреть список контролируемых сделок. Если у вас было несколько тысяч сделок за год, то будьте готовы к тому, что формироваться он будет несколько минут.

После этого мы можем приступить к проверке данных для подготовки уведомления. Открываем ссылку «Сведения об организации», в ней отражаются наши уже внесенные ранее данные, проверяем их правильность, если что-то осталось не заполненным (дата, сведения о НДПИ или ОЭЗ), то заполняем и нажимаем «Записать и закрыть».

Далее просматриваем сведения о взаимозависимых лицах (если таковые имеются), открываем пункт, жмем «Сформировать» и проверяем данные на правильность. Затем переходим к сведениям о контрагентах контролируемых сделок, формируем отчет, и в поле «Договор» появятся все наши договоры. В них нужно установить «Код наименования сделки», «Способ определения цены сделки», «Код условий поставки» для участников ВЭД, также, если требуется, отметить галочкой пункт о ЕСХН и ЕНВД.

Если у вас в контролируемой сделке принимает участие большая группа номенклатуры, то следующий пункт «Сведения о предметах контролируемых сделок» будет для вас несколько затруднительным, так как в каждой товарной позиции нужно указать некоторые реквизиты. Остановимся на этом более подробно. Переходим по ссылке в указанный пункт и формируем отчет для удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в ней разворачиваем ссылку «Классификация» и заполняем поля ОКВЭД2, ТН ВЭД, ОКПО.

Также требуется отметить, если применяется НДПИ. Для этого щелкаем напротив номенклатуры по полю «Облагается НДПИ по процентной ставке» и отмечаем галочкой этот пункт.

Пункт «Контролируемые сделки для включения в уведомление» сформирует вам список сделок, заполнять отдельно в нем ничего не требуется. Следующий – «Границы включения сделок в уведомление» покажет вам именно ту причину, по которой вы попали под контроль. Следом идет пункт «Один лист 1Б для…» продолжение его названия будет зависеть от того, что вы выберете во вкладке. Щелкнув ссылку, вы попадете в настройки заполнения, где вам будет предложено выбрать принцип формирования листа 1Б. В этом листе отражаются данные о товаре: страна происхождения, цена, место продажи и проч., если у вас по нескольким сделка одни и те же условия, то можно объединить их, выбрав соответствующий пункт. Далее выбирается место предоставления декларации. После этого заполняем уведомление и проверяем его на наличие ошибок.

Переходим к пункту «Состав уведомления (листы 1А и 1Б)», открываем его и в каждой сделке нужно указать некоторые данные о ней. Открываем сделку, во вкладке «Информация о сделке» проверяем, чтобы в полях «Основание отнесения сделки к контролируемым» и «Особенности отнесения сделки к контролируемым» была установлена галочка (подтягивается из данных, внесенных вначале заполнения), далее указываем «Тип сделки» и «Код наименования сделки», после этого «Код стороны сделки» заполнится автоматически; указываем «Способ определения цены сделки». Если есть какие-либо комментарии к 7 пункту (количество участников сделки), то заполняем его. Но обычно участников двое и заполнять его не надо.

Поле «Суммы по сделке» заполняется автоматически, также, как и предмет сделки. В поле «Лист 1Б» открываем строку и заполняем «Адрес отправки товара» и «Адрес совершения сделки», выбираем код региона в пункте отправки и свершения сделки. Эти данные должны быть прописаны в вашем договоре с контрагентом. Если вы сомневаетесь на счет кода региона, то лучше уточнить его у поставщика/покупателя. Все данные внесли, записываем и закрываем. Проводим анализ уведомления.

Переходим к завершению, ошибок нет, уведомление готово. Выгружаем его для отправки. Вот тут следует быть внимательными, если у вас очень большое количество сделок (несколько тысяч), то помните, что на каждую сделку идет 2 листа: А и Б, и, соответственно, размер файла уведомления будет большим. Возможно, для отправки отчетности вы используете услуги сторонней организации и большой файл будет их головной болью, но если вы отправляете отчетность со своего компьютера, то проверьте, чтобы отправка «тяжелого» файла была возможна с вашего компьютера.

Как сдать отчет о взаимозависимых лицах?

8 апреля 2013 года, с 15.00 до 18.00

Место проведения: г. Ростов-на-Дону, конференц-зал Торгово-промышленной палаты РО,

пр. Кировский, 40А (БЦ «Кристалл»), 4 этаж

Спикеры:

Зиновьев Олег Георгиевич — начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС по РО;

Куцко Михаил Владимирович — заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по РО;

Проскурина Ольга Васильевна руководитель налоговой практики, Управляющий партнер Юридической фирмы «JBI Эксперт», Председатель Экспертного совета по вопросам налогообложения при Комитете по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РО

Участники:

Члены Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты Ростовской области;

Финансовые директора, гл. бухгалтера предприятий; индивидуальные предприниматели.

Программа:

  • Как лица признаются взаимозависимыми: формализованные и материальные критерии; перекрестное владение капиталом и владение собственными акциями (долями); источники информации о взаимозависимости компаний; признание лиц взаимозависимыми по иным основаниям; добровольное признание взаимозависимости.
  • Какие сделки контролируются: расчет суммарных критериев при договорах займа, поручительства, кредита, агентской работе, покупке основных средств, иных видах сделок.
  • Подача документов о контролируемых сделках: форма уведомления и порядок ее заполнения; выявление контролируемых сделок при выездных и камеральных проверках, действия налоговых органов.
  • Как оформить контролируемые сделки: особенности описания параметров деятельности налогоплательщика; описание взаимозависимых лиц; информация о контролируемой сделке; методика ценообразования.
  • Какие методы ценообразования: источники информации и применение сопоставимых показателей; анализ условий сделок и экономических обстоятельств работы налогоплательщика; особые случаи признания рыночности цен для целей налогообложения.

Приглашаем к участию главных бухгалтеров, финансовых директоров, собственников бизнеса

Участие в мероприятии – бесплатное. Количество мест ограничено. Необходима предварительная регистрация. Для регистрации и получения подробной информации обращайтесь к организаторам мероприятия в КГ «JBI Group» по тел.:(863) 291- 48- 47, 291- 42- 41; info@jbigroup.ru.

Контролируемые сделки

СЗВ-ТД 2021: новая форма с 01.08.2021, сроки подачи отчета, форма, образец заполнения, как заполнить отчет в СБИС

СЗВ-М за октябрь 2021 года: сроки сдачи, штрафы, новая форма с 06.2021, образец заполнения

Форма 4-ФСС в 2021 году – есть ли новая форма и что изменилось? Бланк расчета, порядок и образец заполнения, сроки сдачи, штрафы, сдача “нулевки”

Календарь бухгалтера 2021: таблица – перенос сроков сдачи отчетности. Есть ли новые формы отчетов?

Новая форма РСВ 2021: последние изменения в связи с коронавирусом, сроки сдачи, изменения для пострадавших отраслей

Страховые взносы 2021: изменения законодательства, фиксированные взносы, новая форма РСВ за 2020 год

Новый расчет 6-НДФЛ 2021: сроки сдачи, заполнение, контрольные соотношения, штрафы

Что такое контролируемые сделки? Критерии сделок в 2021 году

Контролируемые сделки – это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Статья 105.14 НК РФ относит к контролируемым следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами

Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ.

Данные сделки признаются контролируемыми если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из нижеуказанных условий.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год и выполняется одно из нижеуказанных условий:

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп:

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках в 2021 году

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем – срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год до 20 мая 2021 года

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках 2021 – есть ли изменения?

Изменения в форму уведомления о контролируемых сделках были внесены давненько Приказом Федеральной налоговой службы от 26.07.2019 г. № ММВ-7-13/380@. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2019 г. № 56510, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.11.2019 г., вступил в силу 26 ноября 2019 г.

Все основные поправки в уведомление о контролируемых сделках были связаны с изменением критериев контролируемых сделок. Другими словами, поменялись условия признания той или иной сделки подлежащей контролю для целей налогообложения.

Какие последние изменения были в форме уведомления о контролируемых сделках?

  • изменены коды оснований, по которым сделки признают контролируемыми,
  • листам уведомления присвоены новые штрихкоды,
  • отредактирован раздел 1А уведомления.

Новые коды оснований отнесения сделки к контролируемой

Код Наименование
121 Сделка между взаимозависимыми лицами
122 Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
123 Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
124 Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
131 Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
132 Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
133 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
134 Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
135 Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
136 Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” , либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
137 Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
138 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)

Форма уведомления о контролируемых сделках 2021

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Подробное заполнение уведомления о контролируемых сделках изложено в Приложении N 3 к приказу ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. В порядке заполнения уведомления для новой формы есть только одно уточнение:

Пункт 6.7 изложить в следующей редакции:
“6.7. Одновременное заполнение цифрой “1” любого из полей с кодами 122 – 123 с любым полем с кодами 131 – 138 Раздела 1А не допускается.”;

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Наименование раздела Кто заполняет
Титульный лист Все компании
Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок) Все компании
Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок) Все компании
Раздел 2. Сведения об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с организациями
Раздел 3. Сведения о физическом лице – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок) Компании, проводившие контролируемые сделки с физическими лицами

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу СБИС Электронная отчетность и отправьте в налоговую инспекцию!

Штрафы

За нарушение срока сдачи уведомления о контролируемых сделках или предоставления недостоверных сведений организации грозит штраф в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Контролируемые сделки по новым правилам

Старший юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.

Какие сделки считались контролируемыми раньше?

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

Что изменилось?

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Обращаем внимание

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

  • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Определение цены контракта

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Контроль ценообразования сделок

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.

ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

  • метод цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).

Обращаем внимание

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Уведомление за 2018 год нужно подать по новой форме

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

Как сдать отчет о взаимозависимых лицах?

Прежде всего отметим, что в налоговом законодательстве довольно много внимания уделено признакам взаимозависимых лиц, отношениям между ними, а также налоговым последствиям их сделок. Причина в том, что связанным между собой компаниям, ИП и обычным физическим лицам значительно проще путем различных манипуляций незаконно снижать своё налоговое бремя либо вообще уходить от налогов.

Легальное понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве содержится в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ. И так, взаимозависимые лица для целей налогообложения – это физические лица и/или компании, отношения между которыми могут оказывать влияние на:

  • условия их деятельности;
  • экономические результаты их деятельности;
  • экономические итоги деятельности лиц, которых они представляют.

Если говорить более конкретно, то взаимозависимыми лицами признаются при наличии одного из следующих условий (п. 1 ст. 20 НК РФ):

  1. Фирма напрямую/или косвенно участвует в другой компании, и общая доля такого участия составляет от 20%. Что касается доли косвенного участия через последовательность иных организаций, то её вычисляют как произведения долей прямого участия одних фирм в других.
  2. Человек подчинен другому человеку в силу должностной иерархии.
  3. Брачные/родственные отношения (по крови и по свойству), усыновление, опека на основании семейного законодательства РФ.

Отметим, что перечисленные взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях имеют такой статус априори. То есть по факту соответствия одному из трёх этих критериев.

В то же время на основании п. 2 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются и судом. Причём он не ограничен указанными тремя критериями, а может выбрать своё основание, не оговоренное в Налоговом кодексе. На практике это происходит в том случае, когда отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг.

ПРИМЕР

ИФНС сочла, а суд поддержал вывод о том, что компания и её контрагент – взаимозависимые лица по НК РФ, поскольку их учредители – одни и те же люди, в интересах которых взаимодействие обоих бизнесов и установление выгодных условий купли-продажи (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

В НК РФ есть ещё одно более детальное определение, кто такие взаимозависимые лица в налоговом праве. Согласно ему, это когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

  • условия и/или итоги сделок между ними;
  • и/или экономические итоги своей деятельности или представляемых лиц.

Глава 14.1 НК РФ последовательно и детально раскрывает, что значит взаимозависимые лица. Например, о каком именно влиянии идёт речь? Так, оно может иметь место при:

  • участии одного лица в капитале других;
  • на основании заключенного между сторонами соглашения;
  • при иной возможности определять решения, которые принимают другие лица.

Закон особо подчёркивает: такое влияние может оказывать, как одно лицо напрямую и самостоятельно, так и вместе со своими взаимозависимыми фирмами, ИП, частными лицами.

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ перечислены основные (самые распространённые) условия признания лиц взаимозависимыми. Среди них:

  • одна компания прямо и/или косвенно участвует в другой, и доля – от 25%;
  • физлицо прямо и/или косвенно участвует в организации, и доля – от 25%;
  • одно и то же лицо прямо и/или косвенно участвует в организациях, и доля в каждой – от 25%;
  • компания и лицо (в т.ч. физлицо вместе со своими взаимозависимыми лицами) могут назначать/избирать единоличный исполнительный орган или не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • компании, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица вместе со своими взаимозависимыми лицами);
  • компании, в которых от 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) – одни и те же физлица совместно со своими взаимозависимыми лицами;
  • юрлицо и его единоличный исполнительный орган;
  • полномочия единоличного исполнительного органа в разных компаниях осуществляет одно и то же лицо;
  • компании и/или физлица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации – от 50%;
  • один человек подчиняется другому по должности;
  • супруг (супруга), родители (в т. ч. усыновители), дети (усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Яркие примеры взаимозависимых лиц

  • Организация и ее директор.
  • ООО и его участник, владеющий более 25% уставного капитала.
  • Организации, в каждой из которых один и тот же участник владеет более 25% уставного капитала.
  • Организации, у которых один директор.
  • Организация и физлицо, которому принадлежит 50% уставного капитала ООО – участника этой организации.

Отчёт в 2021 году

Своего рода отчет о взаимозависимых лицах в налоговый орган сдают в составе Уведомления о контролируемых сделках Форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249.

Фактор взаимозависимости отражают в Разделе 1А этой формы:

Уведомление о контролируемых сделках за истекший период подается только раз в год – не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если 20 мая выпадет на выходной и (или) нерабочий праздничный день, срок продлевается до ближайшего рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Отчитаться за 2018 год нужно не позднее 20 мая 2021 года.

Аффилированные лица: отличия

Важно понимать, что имеют свои отличия аффилированные и взаимозависимые лица. Так, про первых в НК РФ не сказано ни слова. Кроме того, родственные и семейные отношения на аффилированность никак не влияют в отличие от взаимозависимости.

Аффилированные лица – это больше термин из корпоративного права, который играет большую роль только в рамках антимонопольного законодательства, а также в бухгалтерской и банковской сфере.

Кого и для каких целей могут признать аффилированными лицами, сказано в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Сделки

По общему правилу цена в сделке считается соответствующей рынку, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). В то же время сделки между взаимозависимыми лицами всегда находятся под особым прицелом налоговиков, поскольку закон напрямую разрешает проверять адекватность цен в сделках между такими лицами (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Таким образом, основные налоговые риски сделок между взаимозависимыми лицами в 2021 году лежат в области их ценовой политики. В случае проверки инспекторы будут сравнивать установленные расценки со сделками, в которых:

  • стороны не зависят друг от друга;
  • связи не влияют на экономические результаты сделки.

Имейте в виду: практически все сделки между взаимозависимыми лицами – контролируемые. Более того, к ним приравнен и ряд других сделок. Подробно этот вопрос регулирует ст. 105.14 НК РФ.

В конечном итоге признание лиц взаимозависимыми влечет то, что налоги придётся заплатить не с фактического дохода, а того, который мог быть получен, но этому помешали коммерческие или финансовые условия взаимозависимой сделки (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Учтите, что займы между взаимозависимыми юридическими лицами могут быть как контролируемыми сделками, так и нет. В обоих случаях надо просто уведомить о них налоговиков в рамках Уведомления (см. выше).

Так, нет рисков, когда имеет место беспроцентный займ между взаимозависимыми юридическими лицами – именно российскими компаниями. В силу изменений налогового законодательства с 01 января 2017 года такие сделки не подлежат контролю (новый подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, а также письма Минфина от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846).

Согласно письму ФНС от 13 апреля 2017 года № ЕД-4-13/6968 беспроцентный займ между взаимозависимыми лицами не подлежит налоговому контролю, если место их регистрации либо жительства всех сторон и выгодоприобретателей – Россия. Дата заключения договора (доп. соглашения к нему) не имеет значения.

В иных ситуациях – когда ставка по контролируемому займу очень мала или 0% – налоговики могут потребовать отнести в доходы неполученные проценты согласно рыночной ставке (например, письмо Минфина от 27.05.2016 № 03-01-18/30778).

И наоборот:
когда ставка выше максимума, заемщику могут урезать затраты на суммы сверх ставки процента по рынку (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Взаимозачёт

Любой бухгалтер и юрист должны знать, как провести взаимозачет между взаимозависимыми лицами, чтобы потом не нарваться на обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды. Судебная практика показывает, что налоговики в большинстве своём одерживают победу в подобных спорах (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2017 № Ф07-4431/2017 по делу № А42-23/2016).

Вот, что нужно учесть при желании провести взаимозачёт между зависимыми сторонами (ст. 410 ГК РФ):

  • к друг к другу есть встречные однородные требования;
  • между сторонами подписано минимум 2 разных договора, в одном из которых контрагент – дебитор, а в другом – кредитор;
  • дата исполнения встречного однородного требования уже настала/не была прописана в договоре/определена моментом востребования;
  • допустим досрочный взаимозачет, но, если это прямо предусмотрено законом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО