...

Аудит учета финансовых результатов

Аудит финансовых результатов организации

Финансовый результат — это прибыль или убыток компании, указанная в бухгалтерском учете по данным за отчетный период. Финансовый результат должен указываться в бухгалтерском учете каждый месяц. Существует также понятие конечного финансового результата, которое подразумевает разницу между общей прибылью, или убытком, и суммой налогов на прибыль.

Для того, чтобы всегда быть уверенными в достоверности бухгалтерской отчетности Вашей компании, а также фиксировать верный финансовый результат, необходимо проводить регулярный анализ и аудит. Анализ финансовых результатов компании отличается от проверки обязанностей компании и ее документации. Объект аудита финансовых результатов — это бухгалтерская прибыль или убыток, которая и является составляющей конечного финансового результата, определенного за отчетный период. Задача аудита финансовых результатов организации — проверить достоверность конечного финансового результата, а также подлинность данных бухгалтерского учета касательно финансовых результатов.

Для того, чтобы цель аудита финансовых результатов предприятия была достигнута, крайне важно держать под контролем правильность вычисления финансового результата, продажи средств и активов, расходы и доходы, а также полное соответствие учета налогов и различных финансовых санкций.

    Аудит учета финансовых результатов условно делится на три этапа:
  1. Ознакомительный этап. На данном этапе проверяется правильность указания конечного финансового результат в бухгалтерской отчетности от обычных видов деятельности. Проводиться проверка всех учетных записей, на основе которых формируется и составляется бухгалтерский учет.
  2. Основной этап. На основном этапе аудитор, проводящий проверку, должен зафиксировать все выявленные ошибки и нарушения, а также дать оценку их влиянию. Этот этап заключается в тщательном изучении содержания и состава бухгалтерского учета.
  3. Заключительный этап. Последний этап аудита финансового результата деятельности компании включает в себя подведение итогов, формирование отчета о проверке, в котором будут указаны нарушения, выявленные аудитором, неточности, обнаруженные в бухгалтерском учете относительно конечного финансового результата.
    В процессе учета, анализа, аудита финансовых результатов аудитором могут быть зафиксированы такие ошибки:
  • проведение только формальной инвентаризации, в результате чего показатели отчетности не подтверждаются ее результатами
  • арифметические ошибки в составлении отчетности
  • отсутствие взаимосвязи между показателями
  • неправильное заполнение некоторых реквизитов отчетности
  • нарушение порядка бухгалтерского учета, и так далее

Для того, чтоб избежать множества ошибок нарушений в отчетности по финансовым результатам, необходимо проводить аудит на регулярной основе. В результате аудита финансовых результатов Вы получите письменный отчет, в котором будут указаны все ошибки, а значит у Вас будет возможность их исправить прежде, чем будет проведена налоговая проверка.

© 2009-2016 ООО «ЦОС «МОРФ»
Все права защищены.

Аудит-консалт

аудиторские и консалтинговые услуги

Методика аудиторской проверки учета финансовых результатов

В качестве источников информации при проверке учета финансовых результатов используются данный аналитического и синтетического учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также информация отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается на счете 99 и определяется из финансового результата от обычных видов деятельности (продаж), а также прочих доходов и расходов. Аудитор прежде всего выясняет, как в учетной политике для налогообложения предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) — методом начисления или кассовым методом. Аудитор проверяет аналитические документы, регистры учета и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков. Финансовый результат от продажи продукции определяется как разница между выручкой от реализации (кредитовый оборот счета 90) без НДС и акцизов и фактической себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) (дебетовый оборот счета 90), убыток (дебет счета 99-1 — кредит 90). Если предприятие реализует продукцию (работы, услуги) за валюту, то полученные в валюте доходы подлежат налогообложению по совокупности с рублевой выручкой. Аудитор проверяет при этом правильность перевода валюты в рубли, отнесения курсовых разниц на счет 91.

Финансовый результат от прочих видов деятельности (субсчет 99-2) включает результаты от реализации основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п., отражаемых обычно на счете 91. Аудитор осуществляет проверку по данным, приведенным по счету 91, и устанавливает правильность отнесения и списания сумм , отражения НДС и др..

При проверке доходов и расходов организации (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации) устанавливается:

  • правильность определения прибыли от реализации основных средств и иного имущества;
  • правильность отражения НДС от реализации основных средств и иного имущества;
  • правильность отражения в учете убытков, связанных с передачей основных средств и прочих активов, и др.;
  • полнота получения доходов и правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду (проверить наличие и оформление договоров аренды);
  • законность списания расходов на содержание законсервированных мощностей и объектов;
  • правильность получения процентов по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах организации (в соответствии с договорами организации с учреждениями банков, в которых находятся ее счета);
  • правильность отражения сумм, полученных от покупателей в виде финансовой помощи, пополнении фондов специального назначения и других поступлений;
  • правильность отражения операций по начислению и уплате в бюджет налоговых платежей из прибыли (Дт 99 — Кт 68; Дт 68 — Кт 51), а также местных налогов и сборов;
  • законность и обоснованность создания резервов по сомни-тельным долгам, резервов под обесценение вложений в цен-ные бумаги, резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
  • правильность списания долгов и дебиторской задолженности и соблюдение сроков исковой давности;
  • правильность отражения дополнительных расходов по зака-зам, расчеты по которым закончены в истекших годах. Нужно также выяснить причины их несвоевременного списания на расходы;
  • правильность и полнота отражения и своевременность списания расходов и доходов будущих периодов, учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов»;
  • правильность списания убытков прошлых лет.

По итогам аудита прибыли целесообразно разработать меро-приятия, направленные на ускорение продажи продукции, снижение себестоимости, предотвращение потерь. Сальдо, формирующееся на счете 99 «Прибыли и убытки», показывает: кредитовое — балансовую прибыль; дебетовое — балансовый убыток. Общий финансовый результат (балансовая при-быль или убыток) отражается в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2) в строке 140. Налогооблагаемая прибыль представляет собой сумму балансовой прибыли, равной разнице налоговых доходов и налоговых расходов, определенных в соответствии с главой 25 НК РФ. Таким образом, в течение отчетного года финансовые результаты и их использование отражаются в учете на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыль и убытки» по окончании отчетного года проводится закрытие этих счетов и субсчетов.

Аудиторская проверка должна затронуть и контроль использования чистой прибыли (части балансовой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов на прибыль в бюджет). Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток). Для систематизации однородных операций проверяемой организации целесообразно рекомендовать ведение аналитического учета по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств (например, разделить прибыль, использованную в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналоговых мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованную) в целях облегчения контроля за использованием чистой прибыли и проведения экономического анализа. При проверке отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) (табл. 1) аудитор должен обратить внимание, в частности, на следующее:

  • Образец формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» утвержден Приказом Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г. Это рекомендованная форма. На сегодняшний день нет единых утвержденных унифицированных форм бухгалтерской отчетности. Каждая организация может составить и утвердить свои формы отчетности в учетной политике. Можно пользоваться и образцами отчетности, предложенные Минфином.
  • 2006 г. после вступления в силу приказов Минфина РФ № 115н и 116н от 18 сентября 2006 г., которые внесли поправки в 12 из 22 действующих ПБУ, необходимо использовать новую форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и выделить строки в соответствии с новыми требованиями. В соответствии с внесенными поправками в ПБУ операционные доходы и расходы, чрезвычайные доходы и расходы заменены на прочие доходы и расходы.
  • Показатели отчета представляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
  • В отчете представляются данные о доходах и расходах, прибыли и убытках организации, как минимум, за два года. С этой целью в форме, рекомендованной Минфином, введены две графы для формирования показателей. В графе 3 отражаются данные за отчетный период, а в графе 4 — за аналогичный период предыдущего года.

При заполнении отчета поэтапно формируются такие показатели:

  • Прибыль (убыток) от продаж;
  • Прибыль (убыток) до налогообложения (финансовый результат);
  • Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

После этого заполняются справочные данные и приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков. В справочном разделе отчета о прибылях и убытках по строке 200 указывается сумма начисленных посто-янных налоговых активов и обязательств. Эта величина отражается в отчете в свернутом виде как разница между суммами «Посто-янное налоговое обязательство» и «Постоянный налоговый актив», начисленными за отчетный период. Кроме того, в справочном разделе отчета в отдельных стро-ках приводится базовая и разводненная прибыль (убыток) на од-ну акцию. Эти строки отчета заполняют только акционерные об-щества. При расчете этих показателей следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о при-были, приходящейся на одну акцию, Этот документ утвержден Приказом Минфина РФ № 29н от 21 марта 2000 г. В форме отчета, рекомендованной Минфином РФ, приведена таблица для расшифровки отдельных сумм прибылей и убытков организаций за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. В строках этой таблицы указываются сведения о начисленных , штрафах, пенях и неустойках за нарушение условий хозяйственных договоров, суммах прибыли (убытка) прошлых лет, суммах возмещения причиненных убытков, а также о положительных и отрицательных курсовых разницах. Кроме того, здесь показываются суммы отчислений в оценочные резервы, в частности в резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и др. После заполнения формы № 2 должна была завершена ре-формация баланса. Реформация баланса — это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция фирмы.

Операция по реформации баланса состоит из двух этапов:

  • закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности фирмы. Это счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • включают финансовый результат, полученный фирмой за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.

Аудит финансовых результатов

Нормативные документы

1. Гражданский кодекс РФ, Ч. 1 и 2.

2. Налоговый кодекс РФ Ч. 1 и 2.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 24 июля 1998 г. № 34н).

4. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).

5. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации».

6. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации».

7. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Цель аудита финансовых результатов – выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по финансовым результатам и использовании прибыли, соответствии ведения бухгалтерского учета финансовых результатов требованиям действующих нормативных актов.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются: на доходы и расходы от обычных видов деятельности, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы.

Согласно ПБУ 9/99 и 10/99 доходы и расходы, отличные от доходов и расходов от обычных видов деятельности, считаются прочими. К прочим относятся также чрезвычайные доходы и расходы.

Источниками используемой информации при аудите финансовых результатов являются:

  • государственные нормативные акты;
  • внутрифирменные положения по планированию, учету и контролю операций по формированию финансовых результатов, их использованию;
  • договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;
  • заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

Финансовый результат определяется как разность доходов по обычным видам деятельности, прочим операциям и соответствующих им расходов.

При аудите финансового результата проверяются:

  • бухгалтерские счета, по которым непосредственно отражаются операции по формированию доходов, – 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, – 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 09 «Отложенные налоговые активы», 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных активов», 51 «Расчетные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 75 «Расчеты с учредителями», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов» и др.

Для проведения аудита доходов по обычным видам деятельности необходимо подготовить план и программу.

План проверки финансовых результатов и использования прибыли должен составляться с учетом специфики и масштабов деятельности аудируемого лица, сложности проверки, конкретных методик, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание:

  • деятельность аудируемого лица, ее влияние на формирование финансового результата, использование прибыли;
  • оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля как в целом по экономическому субъекту, так и в отношении формирования финансового результата и использования прибыли;
  • риск и существенность;
  • характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;
  • значимость данного раздела для проведения аудита;
  • влияние КОД на организацию и ведение учета расходов;
  • наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций;
  • необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала;
  • форму и сроки предоставления аудиторского заключения.

Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций по формированию финансового результата, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.

Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы контроля аудируемого лица в части формирования финансового результата проводят в отношении:

  • структурных подразделений и лиц, уполномоченных принимать решения по операциям, формирующим финансовый результат;
  • эффективности планирования финансовых результатов информационного обслуживания руководства аудируемого лица;
  • структуры финансового результата, в том числе по реализации продукции, прочим операциям;
  • применяемой системы документооборота по учету операций по формированию финансового результата, использования прибыли, ее эффективности;
  • процедур текущего контроля за правильностью формирования финансового результата;
  • определения круга лиц, имеющих право принимать решения, влияющие на финансовый результат, использование прибыли, изучение их должностных обязанностей, в том числе с точки зрения возможности злоупотреблений.

Тесты групп однотипных операций остатков на бухгалтерских счетах учета финансовых результатов по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, включают в себя рассмотрение следующих вопросов.

1. Существование и возникновение:

  • в бухгалтерском учете отражены факты доходов по обычным видам деятельности, прочим операциям, реально имевшие место в отчетном периоде;
  • все записи в бухгалтерских регистрах отражены на основании оправдательных документов, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ;
  • в финансовой отчетности отражены условные факты хозяйственной деятельности, события после отчетной даты;
  • операции по формированию финансового результата имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности аудируемого лица.

2. Права и обязанности:

  • все доходы и расходы, формирующие финансовый результат, вытекают из условий договорных отношений, обычаев делового оборота (по расходам);
  • имеются лицензии при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
  • реализуемая продукция, активы принадлежат организации на законных основаниях;
  • использование прибыли санкционировано собственником;
  • операции по реализации продукции, активов санкционированы уполномоченным лицом;
  • использование прибыли осуществляется только на цели, утвержденные собственником;
  • аудируемое лицо имеет право на взыскание сумм дебиторской задолженности, погашение кредиторской задолженности, отраженной в финансовой отчетности.

3. Стоимостная оценка:

  • при определении финансового результата по обычным видам деятельности доходы и расходы определены в правильной оценке;
  • применялась правильная оценка доходов и расходов по прочим операциям;
  • правильно выполнена оценка событий после отчетной даты, условных фактов хозяйственной деятельности, оценочных значений;
  • в финансовой отчетности в правильной оценке представлены отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, постоянные налоговые обязательства, сумма налога на прибыль;
  • правильно определена сумма отчислений в резервный капитал.
  • при определении финансового результата в полном объеме учтены доходы, а также все расходы по реализованной продукции (работ, услуг), затраты по ее продаже, прочим операциям;
  • в учете отражены все операции по использованию при­были;
  • при подготовке финансовой отчетности соблюдается тождественность аналитического, синтетического учета, Главной книги.

5. Точное измерение:

  • правильно выполнены арифметические расчеты при формировании финансового результата, использовании прибыли, а также постоянных, временных разниц;
  • доходы и расходы отражены в соответствующем периоде времени в точных суммах.

6. Представление и раскрытие:

  • доходы и расходы, связанные с реализацией продукции, прочих активов, правильно классифицированы при формировании отчета о прибылях и убытках;
  • в бухгалтерском балансе при расхождениях в признании доходов и расходов в бухгалтерском учете и налогообложении в составе внеоборотных активов отражены отложенные налоговые активы, долгосрочных обязательств – отложенные налоговые обязательства;
  • раскрыта информация по условным фактам хозяйственной деятельности, событиям после отчетной даты;
  • представлена информация по использованию прибыли.

В учете финансовых результатов встречаются следующие типичные ошибки и нарушения:

1. Финансовый результат по обычным видам деятельности:

  • неверно классифицированы доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочим операциям;
  • доходы отражены в бухгалтерском учете не в полном объеме, отсутствуют договоры поставок, заказов, акты приема выполненных работ;
  • неверно определены расходы, отсутствуют документы, подтверждающие реальность расходов, либо они оформлены не в соответствии с законодательством РФ;
  • неправильно определена в отчете о прибылях и убытках сумма коммерческих, управленческих расходов, постоянных разниц.

2. Прочие операции:

  • в финансовой отчетности отсутствуют суммы процентов к получению по предоставленным займам в соответствии с договором займа;
  • в финансовой отчетности отсутствуют суммы по процентам к уплате по полученным кредитам, займам;
  • в учете и финансовой отчетности не отражены доходы от участия в других организациях на основании решения о распределении доходов по совместной деятельности;
  • неверно определены доходы от продажи объектов основных средств, других активов, а также расходы, отсутствуют первичные учетные документы либо они оформлены с наруше­ниями;
  • не включены в состав операционных доходов проценты, начисленные кредитным учреждением за использование денежных средств расчетного счета, в составе операционных расходов – плата за расчетно-кассовое обслуживание;
  • не включены в состав операционных расходов суммы налога на имущество;
  • неполное отражение штрафов, пени за нарушение условий хозяйственных договоров на основании решения суда, признания должником;
  • не отражена в составе прочих доходов стоимость активов, полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • отсутствует приказ руководителя аудируемого лица о списании дебиторской, кредиторской задолженности;
  • не отражены в составе прочих доходов, расходов курсовые разницы;
  • не отражено в составе операционных расходов формирование резервов под снижение стоимости материальных ценностей, резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости ценных бумаг, неверно выполнен расчет по сумме резервов;
  • отсутствует решение суда об отказе во взыскании задолженности по недостаче, отсутствии материально-ответственных лиц, акта порчи материалов;
  • отсутствуют документы, подтверждающие факты чрезвычайных обстоятельств, результатов инвентаризации.

3. Формирование и использование прибыли:

  • неверно определена налоговая база по налогу на прибыль, так как признание доходов, расходов в соответствии с НК РФ, учетной политикой, в целях налогообложения может быть отличным от их признания в бухгалтерском учете, что приводит к формированию постоянных, временных разниц;
  • использование прибыли в течение финансового года без решения собственника на непредусмотренные цели.

Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки финансовых результатов, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Аудит учета финансовых результатов (нюансы)

  • Как формируется финансовый результат?
  • Проверка составляющих финансового результата до учета налога
  • Контроль расчета налога на прибыль
  • Сверка отчета о финансовых результатах с данными бухучета
  • Итоги

Как формируется финансовый результат?

Финансовый результат — это итог деятельности организации, формирующийся за счет всех доходов и расходов за рассматриваемый период. Финансовый результат представляет собой итоговую (чистую) прибыль (или убыток), которая находит отражение в формах 1 и 2. Эти документы, составленные по бухгалтерским учетным данным, представляют собой две основные формы бухотчетности и в части финансового результата должны быть взаимосвязаны.

Вся последовательность формирования финансового результата отражается в отчете, который большинство организаций составляют в полной форме (приложение № 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н), а СМП могут использовать упрощенный вариант (приложение № 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).

С 01.06.2019 формы бухгалтерской отчетности действуют в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н.

Ключевые изменения таковы:

  • теперь отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
  • ОКВЭД в шапке заменен на ОКВЭД 2;
  • в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).

Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.

Какие штрафы возможны за непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения узнайте из типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Поскольку упрощенная форма — это результат объединения ряда показателей, которые в полной форме разделены, мы рассмотрим последовательность проверки более сложного варианта — полного отчета.

Аудит учета финансовых результатов сводится к проверке правильности:

  • формирования всех исходных данных по доходам и расходам, попадающим в форму отчета;
  • начисления налога на прибыль;
  • заполнения отчета и выполнения арифметических действий в нём;
  • увязки итогов по строкам формы с данными бухучета и бухбаланса.

Проверка составляющих финансового результата до учета налога

Данные, образующие валовый финансовый результат и результат продаж, формируются на счете 90, куда они попадают с соответствующих счетов учета затрат и ТМЦ (готовая продукция и товары). Прочие доходы и расходы — результат учетных операций по счету 91.

Таким образом, прежде всего, необходимо удостовериться в правильности данных, возникших за период составления отчета на счетах 90 и 91. Для этого проверяют:

  • методологическое соответствие отражения учетных операций требованиям действующих ПБУ и собственной учетной бухгалтерской политики, т. е. правильность их отнесения к тем или иным доходам и расходам и правильность привязки к объектам учета;
  • полноту выручки (учет в ней всех операций продажи, относящихся к отчетному периоду, в т. ч. продаж на экспорт, и правильность отражения стоимости сделок);
  • корректность закрытия счетов учета затрат, особенно тех, на которых возможны остатки после закрытия;
  • обоснованность создания резервов, правильность их сумм и учет неиспользованных остатков;
  • полноту учета доходов от сдачи имущества в аренду и продажи;
  • соответствие суммы начисленного по продажам НДС объему продаж, осуществленному с учетом этого налога;
  • наличие документов, обосновывающих доходы и расходы (например, использование чистой прибыли, списание дебиторской и кредиторской задолженностей, учет штрафных санкций по хоздоговорам).
  • одновременность списания НДС, числящегося в учете по списанной кредиторской задолженности;
  • отражение результатов инвентаризации и безвозмездного получения имущества;
  • полноту начисления процентов и дивидендов к получению и уплате;
  • правильность отражения курсовых разниц.

Контроль расчета налога на прибыль

Правильнее всего начисление налога на прибыль делать после того, как проверены все данные бухучета, из которых складывается бухгалтерский финансовый результат, и параллельно с ними — вопрос учета (или неучета, а также учета в особом порядке) каждого из видов имеющихся доходов и расходов для целей налогообложения по прибыли.

Если налог на прибыль был начислен до проверки данных бухучета, а при проверке последних выявлены какие-то ошибки, то его, скорее всего, придется пересчитать.

При контроле суммы начисленного налога рекомендуется проверить не только выполнение положений собственной учетной налоговой политики, но и логику формирования различий между бухгалтерской прибылью до налогообложения и налоговой базой по прибыли, причем и в качественном плане, и в количественном.

Для организаций, не применяющих ПБУ 18/02, такая проверка даже при наличии доходов и расходов, учитываемых в особом порядке (реализация ОС с убытком, наличие объектов соцсферы, учет убытков прошлых лет) будет достаточно простой.

Организациям, работающим с ПБУ 18/02, нужно будет проверять правильность формирования ОНО, ОНА, ПНР, ПНД (обороты по счетам 09, 77, 99) и уже с их учетом — последовательность образования налоговой базы из бухгалтерской прибыли и правильность расчета налога.

Проверить расчеты по налогу на прибыль с учетом ПБУ 18/02 вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Сверка отчета о финансовых результатах с данными бухучета

Заполняя последовательно строки отчета о финансовых результатах, необходимо сверять его данные с данными по счетам бухучета за отчетный период. Данные по строкам будут равны:

  • 2110 (выручка) — сумме выручки, отраженной по кредиту счета 90 за вычетом суммы НДС, попавшей в дебет этого же счета;
  • 2120 (себестоимость) — сумме, попавшей в дебет счета 90 со счетов 20, 23, 41, 43;
  • 2210 (коммерческие расходы) — сумме, поступившей в дебет счета 90 со счета 44;
  • 2220 (управленческие расходы) — сумме, списанной в дебет счета 90 со счета 26;
  • 2200 (прибыль или убыток от продаж) — сумме, списанной со счета 90 на счет 99;
  • сумма по строкам 2310, 2320, 2340 (прочие доходы) — доходам, отраженным по кредиту счета 91, за вычетом НДС, если на нём есть доходы, облагаемые этим налогом;
  • сумма по строкам 2330 и 2350 (прочие расходы) — расходам, показанным по дебету счета 91, за вычетом имеющегося среди них НДС, если этот налог начисляется по доходам, отраженным по дебету счета 91;
  • разница между прочими доходами и расходами — сумме, списанной со счета 91 на счет 99;
  • 2300 (прибыль или убыток до налогообложения) — результату, возникшему на счете 99 по суммам, поступившим туда со счетов 90 и 91;
  • 2410 (налог на прибыль), 2411 (текущий налог на прибыль) и 2412 (отложенный налог на прибыль);

Порядок формирования строк 2410, 2411 и 2412 описан в пособии по годовой бухотчетности от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

  • 2460 (прочее) — сумме иных данных, кроме вышеперечисленных, присутствующих на счете 99 (например, начисленные налоговые санкции);
  • 2400 (чистая прибыль или убыток) — остатку на счете 99 до реформации баланса.

После реформации сальдо по счету 84 должно соответствовать сумме, попавшей в строку 1370 бухбаланса, с учетом фактического итога (прибыль или убыток). Если реформация не делается (отчетность не является годовой), то в эту строку бухбаланса попадет результат, который получился бы при закрытии итога счета 99 на счет 84.

Итоги

Отчет о финансовых результатах как одна из основных форм составляемой организацией бухотчетности требует особенно тщательной проверки всех данных, входящих в него. Правильность заполнения формы 2 необходимо проконтролировать, сверившись с данными бухучета и сведениями, занесенными в форму 1.

Аудит финансовых результатов

Нестеров А.К. Аудит финансовых результатов // Энциклопедия Нестеровых

  1. Цель и задачи аудита финансовых результатов
  2. Программа аудита финансовых результатов
  3. Типичные нарушения и ошибки в учете финансовых результатов предприятия
  4. Контроль формирования финансового результата
  5. Расчет уровня существенности при аудите финансовых результатов
  6. Итог аудита финансовых результатов

Цель и задачи аудита финансовых результатов

Финансовый результат характеризует итог хозяйственной деятельности предприятия и отражается в виде прибыли или убытка в Отчете о финансовых результатов по строке 2400.

Нормативное регулирование учета финансовых результатов соответствует 4-хуровневой системе регулирования бухгалтерского учета, учет финансовых результатов ведется на счете 99 «Прибыли и убытки».

Цель аудита финансовых результатов – определение достоверности отражения в бухгалтерском учете процесса формирования финансового результата.

Задачи аудита финансовых результатов:

  1. Анализ учетной политики в части формирования финансового результата;
  2. Проверка договорной дисциплины и документального оформления при формировании финансового результата по обычным и прочим видам деятельности;
  3. Изучение порядка учета финансовых результатов;
  4. Оценка полноты, своевременности и достоверности учета финансовых результатов предприятия;
  5. Анализ корректности учета операций на данном участке;
  6. Проверка соблюдения налогового законодательства.

Программа аудиторской проверки финансовых результатов:

  • оценка надлежащего определения, оформления и отражения в учете финансового результата от продажи продукции;
  • корректность отражения в бухгалтерском учете финансового результата по прочим видам деятельности;
  • правомерность и корректность распределения чистой прибыли предприятия.

В соответствии с программой должна быть проведена аудиторская проверка финансовых результатов в организации.

К источникам информации отнесены:

  • учетная политика;
  • бухгалтерская отчетность;
  • документы по учету продаж и прочих доходов и расходов;
  • материалы предыдущих аудиторских проверок;
  • сведения, полученные из бесед с руководством организации;
  • сведения, полученные от третьих лиц;
  • информация, полученная от службы внутреннего аудита предприятия.

Программа аудита финансовых результатов

На основе результатов теста системы внутреннего контроля составляется программа проверки финансовых результатов, пример представлен в таблице.

Программа аудита финансовых результатов

Планируемые виды работ

Рабочие документы аудитора

1 Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами

2 Аудит соблюдения положений учетной политики

проверка соответствия фактического отнесения финансового результата от реализации продукции положениям учетной политики

проверка соответствия отнесения прочих доходов и расходов учетной политике и корректности определения финансового результата по прочим доходам и расходам

проверка правомерности и корректности использования чистой прибыли согласно учетной политике

3 Аудит финансового результата от реализации продукции и прочих доходов и расходов

проверка полноты и своевременности отражения в учете финансового результата от реализации продукции

проверка полноты и своевременности финансового результата от прочих доходов и расходов

С помощью данных работ осуществляется проверка достоверности данных учета финансовых результатов предприятия. Общий порядок определения нарушений предполагает, что в случае их обнаружения необходимо выявить характер и суть этих нарушений. В случае обнаружения нарушений может быть предложен комплекс мер по устранению ошибок на данном участке бухгалтерского учета и рекомендаций по совершенствованию системы бухгалтерского учета в организации.

По итогам аудита финансовых результатов согласно данной программе можно определить следующее.

Примеры формулировок по итогам аудита финансовых результатов

Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами

Проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами не выявила каких-либо нарушений, со всеми ответственными лицами, имеющими отношение к хранению, отпуску, отгрузке продукции предприятия, заключены соответствующие договора.

Аудит соблюдения положений учетной политики

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ, Планом счетов хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, а также согласно учетной политике организации.

В проверяемой организации отклонений между данными первичной учетной документации, журналами-ордерами и Главной книги отклонений выявлено не было. Записи произведенных операций отражаются в регистрах синтетического и аналитического учета на основании первичных документов своевременно. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства заверяются подписями директора и главного бухгалтера. Бухгалтерская отчетность составляется своевременно.

Аудит финансового результата от реализации продукции и прочих доходов и расходов

Аудит полноты и своевременности отражения финансового результата от реализации продукции и финансового результата от прочих доходов и расходов существенных недостатков не выявил.

Типичные нарушения и ошибки в учете финансовых результатов предприятия

Типичные нарушения в соблюдении положений учетной политики в отношении формирования финансовых результатов, выявляемые при проведении аудита:

  1. В учетной политике не закреплен перечень расходов, относимых к коммерческим расходам, которые учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
  2. Отсутствует документально закрепленный и формализованный порядок отражения операций по реализации продукции в системе учета.
  3. Отсутствует документально закрепленный и формализованный перечень затрат, относимых к прочим расходам.
  4. Определение финансового результата в учетной политике не соответствует его формированию.
  5. В учетной политике отсутствует закрепленный порядок или направления использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
  6. Порядок инвентаризации реализации продукции и прочих доходов и расходов не формализован.
  7. На предприятии фактически отсутствует или не реализуется должным образом практика регулярных инвентаризационных проверок.
  8. Для малых предприятий также характерным недостатком является отсутствие актов инвентаризации, по итогам проверок, при этом проверки проводятся в целом, а отдельные акты не составляются. Если подтверждений нарушения правильности и полноты отражения соответствующих операций в бухгалтерском учете выявлено не было, то данный факт не является существенным для аудита финансовых результатов.

Контроль формирования финансового результата

Контрольная деятельность определяется полным и правильным расчетом и определением финансового результата от реализации и финансового результата по прочим доходам и расходам в соответствии со схемой, представленной на рисунке.

Контроль учета финансового результата от реализации и финансового результата по прочим доходам и расходам

Если применятся такая схема, то можно судить о приоритетной ориентации на корректность учета расчетов, связанных с формированием финансового результата, тогда как непосредственно учету финансового результата внимание не уделяется.

Вместе с тем, помимо этого следует следить и за следующими аспектами, связанные с расчетом выручки от реализации:

  • корректность определения финансового результата от финансового результата от реализации продукции и прочих видов деятельности;
  • контроль достоверности финансового результата по итогам отчетного периода.

Если анализ документов о выявленных расхождениях в учитываемой выручке от реализации продукции недостач или излишков товаров не выявил, то учитывая данный факт, можно судить о том, что на предприятии налажен процесс текущей проверки, что должно быть подтверждено сведениями, полученными в ходе бесед с руководством и третьими лицами.

Расчет уровня существенности при аудите финансовых результатов

Рассмотрим это на примере.

Например проведенная проверка показала наличие расхождений в учитываемых поступлениях и затратах, относимых к прочим доходам и расходам соответственно:

1. Недостачи поступлений выявлены в следующих размерах:

  • в 2015 году – на сумму 17695 руб.;
  • в 2016 году – на сумму 22971 руб.

2. Излишние суммы затрат выявлены в следующих размерах:

  • в 2015 году – на сумму 18610 руб.;
  • в 2016 году – на сумму 23140 руб.

Чаще всего такие искажения возникают при отсутствии корректно оформленных первичных документов, при фактически имевших место расходах.

Уровень существенности – это то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При определении уровня существенности за основу принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности. Были использованы следующие показатели:

  • балансовая прибыль предприятия,
  • валовой объем реализации,
  • валюта баланса,
  • собственный капитал,
  • общие затраты предприятия.

Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.

В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровень существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Определим уровень существенности на основе рекомендуемых стандартом показателей.

Аудит финансовых результатов (6)

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

В настоящее время все больше компаний нуждаются не только в организации бухгалтерского и налогового учета, но и в его постоянном контроле. Нужно отметить, что даже самый опытный бухгалтер может ошибаться, и эти ошибки могут обернуться колоссальными убытками и нанести непоправимый вред компании. Избежать многих неприятностей помогает аудит. Большое значение в настоящее время приобретает аудит финансовых результатов.

Финансовый результат организации определяется в сумме нераспределенной прибыли (чистой прибыли), которая подлежит распределению между акционерами (участниками) организации.

Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов, нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах

Основными задачами данного вида аудита являются следующие: оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата; подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета; проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от основного вида деятельности; проверка правильности формирования и отражения доходов и расходов от прочих видов деятельности; проверка правильности формирования нераспределенной (чистой) прибыли.

Цель курсовой работы является исследование методики проведения аудита финансовых результатов.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов;

2) разработать программу аудита;

3) привести пример аудита учета финансовых результатов;

4) выявить нарушения по ведению учета финансовых результатов и отражении их в отчетности и дать рекомендации по устранению данных нарушений.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на коммерческой основе, является получение максимальной прибыли, так как именно прибыль выступает главным источником финансирования развития бизнеса. Поэтому руководство организации, собственники, финансовые и налоговые органы заинтересованы в получении достоверной и оперативной информации о величине и структуре финансового результата.

Проблемы становления теории, совершенствования методологии и методики аудита отражены в трудах отечественных ученых экономистов: С.М. Бычковой, Л.Т. Гиляровской, Ю.А. Данилевского, Н.П. Кондракова, Е.А. Мизиковского, О.М. Островского, В.И. Подольского, Я.В. Соколова, А.Д. Шеремета и др. Проблемам совершенствования контроля и развития аудита посвятили свои работы Н.Г. Белов, А.Д. Ларионов, Д.Н.Письменная, Т.К. Федорова, Л.И. Хоружий, А.В. Щепотьев и др. Вместе с тем проблемы организации, методологии и совершенствования методики аудита отдельных объектов контроля, в том числе аудита финансовых результатов организаций остаются недостаточно разработанными. Это обусловлено в первую очередь различными подходами к сущности финансовых результатов: с одной стороны, с экономической и бухгалтерской точки зрения, с другой стороны – с бухгалтерской и налоговой.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Цель и задачи аудита финансовых результатов

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита — сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:

а) правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажи основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

б) учёт внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);

в) учёт использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

При проверке финансовых результатов аудитору следует учитывать, что в Бухгалтерском балансе (ф. № 1) в разделе III «Капитал и резервы» отражаются показатели:

— нераспределенная прибыль прошлых лет (стр.460);

— непокрытый убыток прошлых лет (стр.465);

— нераспределенная прибыль отчетного года (стр.470);

— непокрытый убыток отчетного года (стр.475);

Формирование финансового результата деятельности организации приводится в Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2).

Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

— приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;

— форма бухгалтерской отчетности №2 (Отчет о прибылях и убытках);

— форма бухгалтерской отчетности №4 (Отчет о движении денежных средств);

— Журнал-ордер № 1 – это учетный регистр для отражения кассовых операций, записанных по кредиту счета «Касса». Основанием для заполнения журнала ордера № 1 служат отчеты кассира);

— Журнал-ордер № 2 – это учетный регистр, служащий для отражения оборотов по кредиту счета «Расчетный счет» при учете операций по расчетному счету);

— Журнал-ордер № 11 – это учетный регистр для учета отгрузки и реализации готовой продукции в разрезе субсчетов и синтетических показателей);

— Журнал-ордер № 15 – это регистр для аналитического и синтетического учета по счету «Прибыли и убытки». Обороты по дебету и кредиту счета в журнале-ордере записываются как за отчетный месяц, так и с начала года нарастающим итогом в разрезе статей аналитического учета. По окончании квартала и года показатели журнала-ордера служат основанием для заполнения соответствующих форм годового отчета);

— данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

Правовую основу аудита в Российской Федерации в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 – Правовая основа аудита в РФ

Наименование законодательного или нормативного документа

Анализ документа применительно к объекту учета

Законодательный уровень регулирования

Гражданский кодекс РФ, часть 1 и 2.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2

Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации

Нормативный уровень регулирования

ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32н.

Посредствам данного ПБУ, производиться классификация доходов для целей финансового и налогового учета.

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н.

Посредствам данного ПБУ, производиться классификация расходов для целей финансового и налогового учета.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» организации, утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №43н.

Правила оценки показателей отчетности по каждой статье баланса.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000г.

Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом МФ РФ от 30.12.99 г. №107н.

Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2000 г.

Нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности

Методический уровень регулирования

Приказ Минфина России от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерская отчетность как система данных о финансовом положении организации,финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении составляется на основе бухгалтерского учета.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МФ РФ №34н от 29.07.98г.)

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации

Организационный уровень регулирования

Регулирует правила ведения учетной политике организации, а также отнесение доходов и расходов

График проведения инвентаризации

Проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ, в суммы денежных средств

Регулирует перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием должностей и сроков выполнения работ

Технология обработки учетной информации

Регулирует перечень работ по сверке первичных документов с установленными, учетной политикой, регистрами учета.

Рабочий план счетов

Счета, установленные учетной политикой организации, согласно выбранной методики учета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.