Аудиторам добавят ответственности

Аудиторам добавят ответственности

4. Требования настоящего стандарта призваны помочь аудитору в выявлении существенного искажения финансовой отчетности вследствие несоблюдения законов и нормативных актов. Однако аудитор не несет ответственности за предотвращение такого несоблюдения, и нельзя ожидать, что он обнаружит все факты несоблюдения законов и нормативных актов.

5. Аудитор несет ответственность за обеспечение разумной уверенности в том, что финансовая отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и по причине ошибки . При проведении аудита финансовой отчетности аудитор учитывает применимую законодательную и нормативную базу. В силу неотъемлемых ограничений аудита существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения финансовой отчетности не удастся обнаружить, даже если аудит должным образом спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита . В контексте законов и нормативных актов возможное влияние этих неотъемлемых ограничений на способность аудитора обнаруживать существенные искажения усиливается в силу следующих причин:

МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», пункт 5.

— существует совокупность законов и нормативных актов, относящихся в целом к операционным аспектам бизнеса организации, которые обычно не оказывают влияния на финансовую отчетность и не фиксируются информационными системами организации, относящимися к финансовой отчетности;

— несоблюдение законов и нормативных актов может стать причиной действий, направленных на сокрытие фактов несоблюдения, таких как сговор, подделка, умышленные пропуски в учете операций, обход руководством средств контроля или намеренное представление ложной информации аудитору;

— окончательное решение о том, является ли действие несоблюдением, принимается судом или иным соответствующим компетентным органом.

Как правило, чем слабее связь с событиями и операциями, отраженными в финансовой отчетности, тем меньше вероятность того, что аудитор узнает о случаях и выявит факты несоблюдения законов и нормативных актов.

6. Настоящий стандарт различает обязанности аудитора в отношении соблюдения двух категорий законов и нормативных актов следующим образом (см. пункты A6, A12 — A13):

(a) положения законов и нормативных актов, которые обычно признаются оказывающими непосредственное влияние на определение существенных показателей и раскрытие информации в финансовой отчетности, таких как налоговые и пенсионные законы и нормативные акты (см. пункты 14, A12);

(b) прочие законы и нормативные акты, которые не оказывают непосредственного влияния на определение показателей и раскрытие информации в финансовой отчетности, но соблюдение которых может оказаться основополагающим по отношению к операционным аспектам бизнеса, к способности организации продолжать ее деятельность или избежать существенных штрафных санкций (например, соблюдение условий лицензирования, соблюдение требований регулирующих органов по поддержанию платежеспособности или соблюдение нормативных актов по охране окружающей среды); несоблюдение таких законов и нормативных актов может, таким образом, оказать существенное влияние на финансовую отчетность (см. пункты 15, A13).

7. В настоящем стандарте отдельно описываются требования по каждой из вышеупомянутых категорий законов и нормативных актов. По категории, упомянутой в пункте 6(a), ответственность аудитора состоит в том, чтобы собрать достаточное количество надлежащих аудиторских доказательств в отношении соблюдения положений этих законов и нормативных актов. По категории, упомянутой в пункте 6(b), ответственность аудитора ограничивается проведением конкретных аудиторских процедур, направленных на выявление несоблюдения тех законов и нормативных актов, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

8. Настоящий стандарт требует от аудитора сохранять повышенное внимание в отношении возможности того, что другие аудиторские процедуры, применяемые с целью формирования мнения о финансовой отчетности, могут привлечь внимание аудитора к случаям несоблюдения законов и нормативных актов. Сохранение профессионального скептицизма на протяжении всего аудита в соответствии с требованиями МСА 200 имеет большое значение в данном случае, учитывая объем законов и нормативных актов, влияющих на организацию.

9. Согласно закону, нормативному акту или соответствующим этическим требованиям у аудитора могут быть дополнительные обязанности в связи с несоблюдением организацией законов и нормативных актов, которые могут отличаться от обязанностей, предусмотренных настоящим стандартом, или выходить за пределы сферы его применения, например (см. пункт A8):

(a) проведение процедур в ответ на выявленное несоблюдение или подозрение в несоблюдении законов и нормативных актов, включая выполнение требований о сообщении определенной информации руководству или лицам, отвечающим за корпоративное управление, проведение оценки надлежащего характера действий, предпринятых ими в связи с несоблюдением, и определение необходимости принятия дополнительных мер;

(b) информирование других аудиторов о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов (например, в случае аудита финансовой отчетности группы);

(c) выполнение требований к документальному оформлению выявленного несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов.

Выполнение любых дополнительных обязанностей может предоставить новую информацию. относящуюся к работе аудитора в соответствии с настоящим стандартом и другими МСА (например, в отношении честности руководства или, если применимо, лиц, отвечающих за корпоративное управление).

Интерлекс-Аудит

Новости

Аудиторским организациям добавят работы при аудите финсектора и ПАО

На сайте Минфина опубликован проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ. В документе приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, приоритетные направления дальнейшего развития, основные этапы реализации концепции, ее ожидаемые результаты.

Такую проблему, как низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, «ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами». Также, по мнению авторов, негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди них — низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы СРО; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов.

Также указывается, что одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. «Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер».

Назван также ряд других проблем и причин их наличия.

В качестве мер, которые, по мнению авторов, надо принять в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, названы:

  • поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
  • диверсификация оказываемых субъектами аудиторской деятельности услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля;
  • введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
  • совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
  • повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации; мониторинг практики применения профстандарта «Аудитор»;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов, в том числе законодательное закрепление права СРО выбирать способ имущественной ответственности;
  • пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
  • усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также планируется завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов МСА для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров.

Все это должно завершиться разработкой новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.

Проблемы введения МСА в российскую практику аудита Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников В.В., Студеникина Л.А., Шкатова Н.Е.

В данной статье рассматриваются основные вопросы необходимости применения международных стандартов аудиторской деятельности , а так же проблемы, возникающие впоследствии их внедрения в аудиторскую деятельность . Так же в статье затронуты некоторые аспекты, характеризующие положительное влияние применения МСА аудиторскими организациями и аудиторами.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесников В.В., Студеникина Л.А., Шкатова Н.Е.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF ISA INTO RUSSIAN PRACTICE OF AUDIT

This article examines the main issues of the need to apply international standards for auditing, as well as the problems that arise after their introduction into audit activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы введения МСА в российскую практику аудита»

времени собственники российских компаний будут смело пользоваться им, как инструментом повышения эффективности бизнеса [2].

1. Международные стандарты внутреннего аудита (МСВА) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iia-ru.ru/upload/iblock/391/ 391e76b786d6a846ab0f8cb908af5e70.pdf

2. МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206951

3. 3. Бурцев В. В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления [Электронный ресурс] / В. В. Бурцев // Режим доступа: http://www. dis. ru/library/fm/archive/2003/4/697.

4. Грищенко А. В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита?/ А. В. Гриценко // Справочник экономиста. — № 8. — 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.profiz.ru/se/8_2008/ sluzhba_vnutrenego_audita/

5. Зачем компании внутренний аудит? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/zachem-kompanii-vnutrenniy-audit

6. Зырянова Т. В., Терехова О. Е. Внутренний аудит как оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля внутреннего контроля / Т. В. Зырянова, О. Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика: ООО Издательский дом «Финансы и кредит» (Москва).

кандидат экономических наук, доцент Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия Студеникина Л. А., Шкатова Н. Е.

студенты 5 курса направления подготовки «Экономическая безопасность» Липецкого филиала РАНХиГС, г. Липецк, Россия

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ МСА В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ АУДИТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные вопросы необходимости применения международных стандартов аудиторской деятельности, а так же проблемы, возникающие впоследствии их внедрения в аудиторскую деятельность. Так же в статье затронуты некоторые аспекты, характери-

зующие положительное влияние применения МСА аудиторскими организациями и аудиторами.

Ключевые слова: международные стандарты аудита, федеральные стандарты аудиторской деятельности, аудит, аудиторская деятельность.

Candidate of Economic Sciences, associate professor

RANEPA, Lipetsk, Russia Studenikina L. A, Shkatova N. Е.

students, RANEPA, Lipetsk, Russia

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF ISA INTO RUSSIAN PRACTICE OF AUDIT

Annotation: This article examines the main issues of the need to apply international standards for auditing, as well as the problems that arise after their introduction into audit activities.

Keywords: international audit standards, federal standards for auditing, audit, auditing.

В настоящее время международные стандарты аудита приобретают все большее значение, это обусловлено активной интеграцией Российской Федерации в мировую экономику. Международные стандарты аудита представляют собой документы, определяющие единые требования, необходимые для соблюдения и поддержания соответствующего уровня качества аудита и сопутствующих услуг.

На сегодняшний день применение международных стандартов аудита является важным и необходимым условием для России, что способствует повышению качества аудиторских услуг и профессионализму аудиторов. С 1 января 2018 г. было принято решение отменить федеральные стандарты аудиторской деятельности и заменить их международными стандартами, в связи с чем, были внесены изменения в ряд нормативных документов, регламентирующих порядок ведения аудиторской деятельности.

Необходимость внедрения международных стандартов аудита в нашей стране появилась в связи с развитием рыночных отношений, формированием интеграционных процессов в экономике, вхождением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы, введением международных стандартов финансовой отчетности,

которые непосредственно обеспечивают возможность применения общих подходов к аудиту. Применение единых международных стандартов необходимо для того, чтобы бы была достоверная, полная и понятная информация о деятельности экономического субъекта [1].

Из-за существования разницы в международных и российских стандартах переход на единые международные правила будет затрагивать различные аспекты аудиторской деятельности, так например изменения коснутся аудиторского заключения, аттестации аудиторов и т. п. Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников саморегулируемой организации и уполномоченного федерального органа по контролю и надзору не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Сегодня государство не может выделить достаточное количество средств на рост штата государственных проверяющих. Некоторые аудиторы высказывают свои опасения в отношении того, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля [2].

В настоящее время уделяется немало внимания обучению аудиторов работе с МСА. Единая аттестационная комиссия скорректировала программу квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, при этом сделав в разделе «Аудит» основной акцент на проверке знания международных стандартов аудита, а также навыков работы с ними.

В отличие от государственных органов СРО аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов, таким образом, чтобы работа менее опытных аудиторов проверялась более опытными. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими.

Другой острой проблемой, связанной с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, является то, что российским аудиторам сложно понять полную сущность международных стандартов аудита из-за отсутствия должной практики. Проецируемый

факт подтверждается статистикой проверок контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций Федеральным казначейством. По данным проверки были выявлены факты нарушения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в частности несоблюдение федеральных стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 188 проверок (191 — в 2015 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством принято 188 решений о применении мер воздействия:44 предписания, обязывающего аудиторские организации устранить выявленные нарушения (34 — в 2015 г.);120 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (149 -в 2015 г.);13 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (5 -в 2015 г.);11 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (3 — в 2015 г.) [4].

Помимо всего ранее сказанного, Федеральным казначейством было составлено 29 протоколов об административных правонарушениях (24 — в 2015 г.), за которые ответственность предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, а также за представление сведений в неполном объеме или же искаженные).

Федеральным казначейством приняты меры воздействия, доля проверок аудиторских организаций, по итогам которых в общем количестве составила в 2016 г. 79 % (81 % — в 2015 г.). Контрольная деятельность данного казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на аудиторские субъекты, которые способствует повышению надежности финансовой информации и повышения доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Надлежащее качество исполнения обязанностей аудиторов в целях формирования безошибочного мнения о финансовой отчетности должны обеспечивать международные стандарты аудиторской деятельности, которые являются основным документом, контролирующим и регулирующим аудиторскую деятельность. Переход на международные стандарты не только добавит объем работы аудиторам, но и потребует более разносторонне подходить к проверке, т. е. учитывать множество аспектов в работе аудируемой компании, выявлять всевозможные риски для бизнеса, составлять более подробную информацию о проделанной аудиторской работе. Все эти изменения в итоге приведут к удорожанию стоимости аудиторских услуг, а также поспособствуют повышению конкурентоспособность аудиторских компаний [3].

Таким образом, одним из преобладающих направлений развития аудита в мире в настоящее время является стандартизация аудиторской деятельности, унификация всех существенных моментов проведения аудита, т. е. единых подходов к аудиту в России и за рубежом, а международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

1. Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01 мая 2017 г.). — Режим доступа: http://www. consultant.ru

2. Гайдаров, К. А. Сравнительный анализ федеральных стандартов аудиторской деятельности и МСА: вопросы контроля качества аудиторских организаций / К. А. Гайдаров // Аудитор. — 2014.- № 6. — С. 45-49.

3. Мерзликина, Е. М. Никольская, Ю. П. Аудит: учеб. пособие / Е. М. Мерзликина. — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009. — С. 367.

4. Отчет за 2016 год: контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от 21 июля 2017 г. — Режим доступа: https://www.minfin.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента Северо-Западный институт управления РАНХиГС

при Президенте РФ, Санкт-Петербург

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье представлена сущность экономического кластера, а также его структура. Определены главные положения теории Майкла Портера. Рассмотрены аспекты жизненного цикла кластеров, а также их виды. Отражены основные элементы структуры формирования кластера. Рассмотрены основные аспекты кластерной политики зарубежных стран.

Ключевые слова: кластер, структура, экономика, конкурентоспособность, кластерная политика, регион, Россия.

Аудиторским организациям добавят дополнительной работы при аудите финсектора и ПАО

На сайте Минфина опубликован проект концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ.

В документе приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, приоритетные направления дальнейшего развития, основные этапы реализации концепции, ее ожидаемые результаты.

Такую проблему, как низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, «ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами». Также, по мнению авторов, негативное влияние на развитие аудиторской деятельности оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии. Среди них — низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы СРО; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов.

Также указывается, что одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. «Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер».

Назван также ряд других проблем и причин их наличия.

В качестве мер, которые, по мнению авторов, надо принять в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, названы:

  • поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
  • диверсификация оказываемых субъектами аудиторской деятельности услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля;
  • введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
  • совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
  • повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации;
  • мониторинг практики применения профстандарта «Аудитор»;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов, в том числе законодательное закрепление права СРО выбирать способ имущественной ответственности;
  • пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
  • усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Также планируется завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов МСА для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров.

Все это должно завершиться разработкой новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.

Рекомендуйте новость коллегам:

Комментарии читателей

«Актуальные вопросы развития аудита. Переход на международные стандарты аудита» Кризис на рынке аудита, переход на МСА, необходимость реорганизации СРО, повышение эффективности ВККР, структурирование профессии «Аудитор», повышение административного и финансового давления на мелкие и средние аудиторские фирмы, изменения законодательства и разработка концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности – вот перечень наиболее актуальных проблем российского аудита. В настоящее время членами Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, ведется активная работа по подготовке проекта Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, в которой должны быть определены цели, основные задачи и приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в России. Принятие Концепции имеет стратегическое значение для дальнейшего развития аудита в России и повышения уровня востребованности ее результатов Подготовленный проект «Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации » (далее – Концепция) нуждается в серьезной доработке и осовременивании. Концепции предполагают стратегический анализ, фиксацию системы целеполагания и разработку механизма реализации концепции на обозримый период. Современное конструирование Концепций часто использует технологию форсайта. Современный Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее») — эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Методология Форсайта служит площадкой для диалога между различными субъектами политики, инструментарием для формирования сетей, а также информационной основой для адаптивной политики и стратегии, он превращается в важный инструмент формирования нового общества, в двигатель трансформационных изменений в обществе. Основными субъектами являются элементы треугольника: власть (регулятор)-бизнес(аудиторы)-пользователи отчетности (население и неаудиторский бизнес). Доминанты интересов субъектов : Регулятор : фискальные и контроль за учетной дисциплиной, поддержание законодательного и нормативного сбалансирования ситуации на рынке аудита, защита российского рынка аудита. Аудиторы: расширения рынка аудита, поддержание нормальной конкуренции на рынке аудита. Пользователи отчетности: снижение рыночных и учетных рисков на основе использования аудиторской деятельности. Следующее направление формализации форсайта – это выделение основных мировых трендов развития учетной и аудиторской деятельности. Это:

  • Инновации в учетной сфере – развитие нефинансовых форм отчетности и их соединение с финансовой отчетностью в качестве объекта аудита. Появление интегрированной отчетности и разработка методологии аудита интегрированной отчетности.
  • На основе развития компьютерного учета встает вопрос о непрерывном аудите клиента (аудит в реальном режиме времени).
  • Существенный прогресс внутреннего аудита, ведущего создание паспортов риска, тепловых карт риска, риск-аппетита, матриц контроля собственных организаций серьезно укрепляет возможности проведения риск-ориентированного аудита. Риск – становится объектом учета и аудита, наряду с традиционными элементами учета.
  • Развитие новых форматов аудиторского заключения и заданий, обеспечивающих уверенность.
  • Расширение видов аудиторских заданий, обеспечивающих различные уровни уверенности.
  • Соединение аудиторской практики и системы рейтингования бизнеса с целью снижения бизнес рисков.

2 и 3 разделы Концепции « Основные итоги развития института аудита», « Основные проблемы развития аудиторской деятельности» являются традиционными разделами носят описательный характер. 3 раздел представляет собой точку зрения регулятора на сложившуюся ситуацию. Но у аудиторов и пользователей отчетности иная точка зрения. Логика концепции должна выглядеть так: Основные международные тренды развития аудита (форсайт); Стратегический анализ развития российского аудита (проблемы и отдаленность от международных трендов); Блок Целеполагания; Механизмы достижения целей и задач; «Дорожная карта» достижения заявленных целей. Принятие данного подхода предполагает существенную корректировку блока целеполагания Концепции. Каждый участник обладает собственной системой целеполагания. Раздел «Приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности» следует переформатировать на предложения регулятора, аудиторов и пользователей отчетности. На наш взгляд целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации должно быть активное включение и адаптация к условиям мирового аудиторского рынка, поскольку ключевыми новация будут переход на МСА и создание аудиторского рынка ЕАЭС. К блоку внутренних аудиторских задач и мер, не повторяя то что изложено в проекте, необходимо отнести следующие: 1. Содействие синдикализации мелких и средних аудиторских фирм и создание внутренних аудиторских сетей. Необходимо стимулировать создание или объединение в крупные региональные аудиторские компании, способные противостоять усилению конкуренции на аудиторском рынке, а также в полном объеме выполнять все требования аудиторских стандартов. Они должны включать в себя не менее 12-15 аудиторов, в том числе 1-2 аудитора с новыми квалификационными аттестатами и 1 контролера качества. Такая фирма позволит превратить руководителей мелких аудиторских компаний в партнеров и улучшить методическую работу по соблюдению аудиторских стандартов. Но требуется осуществить достаточно серьезные усилия руководителям действующих компаний, чтобы реализовать данную идею в целях сохранения регионального бизнеса. 2. Разработка новой «Белой книги» аудиторских СРО, где были бы зафиксированы новые организационные подходы объединения физических или юридических лиц для целей саморегулирования. Отменить количественные пороги численности членов для функционирующих СРО. 3. Формирование системы взаимодействия аудиторских фирм и рейтинговых агентств с целью снижения бизнес-рисков и стоимости внешнего финансирования для экономических субъектов. Рейтингование клиентов широко развивается в банковском бизнесе и на основании его осуществляется оценка рисков и расчет резервов. Внешнее подтверждение этих данных усиливает достоверность подобных данных и снижает риски для финансовых учреждений и ставки процента для законопослушных клиентов. 4.Разработка «дорожных карт» взаимодействия регулятора, аудиторов и пользователей отчетности по достижению поставленных целей. 5. Обсуждение вопроса о введении «обязательной обзорной проверки» с целью расширения масштабов аудиторского рынка и создании комплексной системы контроля на рынке России, а также расширения достоверной базы рейтингования. 6. Признать дисциплинарную систему саморегулирования правовым элементом наряду с КоАПом и уголовным правом. Согласно статье 2.5 КоАПа « Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Следовательно, надо дополнить статью 2.1. « Административная ответственность. 1. Административная ответственность является видом юридической ответственности за нарушение предписания или запрета, предусмотренного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с федеральным законом, или законом субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом, если за такое нарушение не установлена уголовная ответственность и/или нормы саморегулирования.» Следовательно, статья 29.29 не будет применима к российским аудиторам, они находятся под нормами саморегулирования, а «заведомо-ложное аудиторское заключение» — норма уголовного права! Норма будет применяться для белорусских, казахских и т.д. аудиторов, которые будут оперировать на российском рынке в рамках договоренности ЕАЭС. 7. СРО аудиторов необходимо начать вести реестр партнеров (собственников и руководителей) аудиторских фирм. Согласно требованиям международного стандарта образования аудиторов, у них должна быть отдельная обучающая программа. Реестр партнеров – это одновременно и резерв на выдвижение в качестве руководителя аудиторской компании, что призвано повысить ответственность руководства за состояние внутреннего контроля в аудиторской фирме. Полный текст доклада опубликован в журнале «Аудит» (2016, № 6) . 0 0

Ужесточение ответственности и обязательные УПД — обновления в работе с маркировкой

Уже сейчас маркировать нужно духи и табак, товары лёгкой промышленности и обувь, лекарства и молочную продукцию, шины, фототехнику.
Обо всех этапах работы с маркировкой мы уже писали, а теперь рассказываем о важных обновлениях.

С 1 января 2022 года станет обяательным электронный документооборот при оптовой торговле шинами, фототоварами, духами, обувью и легкой промышленностью.

С 1 декабря 2021 года ужесточаются административная и уголовная ответственность за нарушения в работе с маркировкой. Например, за использование поддельных кодов маркировки вводится уголовная ответственность — лишение свободы и штраф до 1 млн рублей.

В системе маркировки нужно отмечать ввод в оборот, передачу товаров другому юрлицу и выводить из оборота при продаже в рознице.

  • вводить товары в оборот нужно до того, как вы предложили их в продажу
  • 3 дня у вас есть, чтобы отправить в систему информацию о передаче товаров другому юрлицу или отметить в системе принятие товаров
  • при расчётах с покупателем нужно сразу отправлять информацию в системе о выводе из оборота

Несоблюдение этих требований — штраф до 10 000 р. для должностных лиц и до 100 000 р. — для юрлиц.

Важно и правильно работать с оборотом маркированных товаров:

  • вводить в оборот товары нужно указывать верную сопроводительную документацию: если не указать её или указать неверные документы, могут вынести предупреждение или оштрафовать.
  • товары, на которые нанесли коды для маркировки, важно ввести в оборот, отправив данные в Честный знак.
  • при продаже товаров в розницу нужно выводить их из оборота — настроить кассу для работы с маркированными продуктами, сканировать коды на упаковках, отправлять информацию о выводе из оборота через оператора фискальных данных в систему маркировки.

В законодательстве это отразится с 1 декабря.

В КоАП РФ добавят ответственность:

Правонарушение Должностные лица Юрлица
Ввод в оборот продукции без маркировки и с нарушением порядка маркировки 5 000 – 10 000 р.
конфискация
50 000 – 100 000 р. конфискация
Производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки 10 000 – 15 000 р. конфискация 100 000 – 150 000 р. конфискация
Непредставление сведений или нарушение порядка и сроков представления сведений или представление неполных или недостоверных сведений оператору 1 000 – 10 000 р. предупреждение 50 000 – 100 000 р. предупреждение
Производство или продажа лекарств без нанесения средств идентификации либо с нарушением порядка их нанесения 5 000 – 10 000 р.
конфискация
50 000 – 100 000 р. конфискация
Несвоевременное внесение данных в систему МДЛП или внесение в нее недостоверных данных 5 000 – 10 000 р. 50 000 – 100 000 р.

В Уголовном кодексе появится ответственность за нарушения в работе с маркировкой продовольственных и непродовольственных товаров отдельно. Наказания коснутся особо крупных размеров.

Нарушение Одно лицо Группа лиц Организованная группа
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере. До 300 000 р.
или доход за период до 2 лет
или принудительные работы до 3 лет
или лишение свободы до 3 лет + штраф до 80 000 р.
или доход за период до 6 месяцев
100 000 — 300 000 р.
или доход за период от года до 3 лет
или принудительные работы до 4 лет
или лишение свободы до 4 лет и штраф до 100 000 р.
или доход за период до 1 года
200 000 — 500 000 р.
или доход за период от 1 года до 3 лет
или принудительные работы до 5 лет
или лишение свободы до 6 лет и штраф до 1 000 000 р.
или доход за период до 5 лет
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере. До 400 000 р.
или доход за период до 2 лет
или принудительные работы до 3 лет
или лишение свободы до 3 лет + штраф до 80 000 р.
или доход за период до 6 месяцев
300 000 — 700 000 р.
или доход за период от 1 года до 3 лет
или принудительные работы до 5 лет
или лишение свободы до 6 лет и штраф до 1 000 000 р. или доход за период до 5 лет

Ещё не работаете с маркировкой? Поможем на любом этапе:
зарегистрируем в «Честном знаке» и ИС Маркировка
настроим программы 1С и оборудование для работы с маркировкой
подключим ЭДО для работы с поставщиками.

Работаем по договору абонентского обслуживания удалённо, через интернет.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Деловая газета.Юг, Краснодар, 7 декабря 2011 г.

Уставный капитал «выжмет» страховщиков с рынка

Уставный капитал страховых компаний с 1 января 2012 г. должен быть не меньше 120 млн рублей. Порядка 60% компаний на сегодня не отвечают новым требованиям, отмечают эксперты рынка. Руководитель Федеральной службы по [. ]

Пенсиям добавят проверяющих

Негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям первыми на финансовом рынке предстоит выполнить повышенные требования Банка России к аудиту отчетности по международным стандартам. В состав групп аудиторов при проверке фонда или страховой компании необходимо будет включать актуария из реестра ЦБ. Усложнение процедуры проверки неизбежно отразится на стоимости этой услуги, что может быть критично для небольших игроков.

Норма о привлечении к аудиту отчетности НПФ и страховых компаний актуариев из реестра ЦБ прописана в разработанном ЦБ проекте поправок к закону «Об аудиторской деятельности» (см. «Ъ» от 26 января). Причем привлекать к этой работе актуариев, уже сотрудничающих с НПФ или страховой компанией (их расчеты используются при подготовке отчетности по российским и международным стандартам, они также формируют актуарное заключение), участники рынка не смогут. «Включение в состав группы аудиторов квалифицированного актуария повысит качество проводимого аудита и обеспечит должную степень проверки адекватности сформированных фондом или страховой организацией обязательств»,— подчеркнули в пресс-службе ЦБ.

Актуарии — специалисты в области математики и статистики, которые производят различные расчеты, например расчет страховых рисков. Также они могут произвести расчеты, которые позволяют делать выводы об успешности инвестирования в те или иные активы.

В работе с НПФ и страховыми компаниями актуарии и аудиторы взаимодействуют, но в большинстве случае опосредованно. Актуарий согласовывает с аудитором предпосылки, актуарные предположения: таблицы смертности, ставки дисконтирования, предположения по выходу на пенсию. Часть этого формализована на уровне стандартов, а часть нет, отмечает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. В состав групп актуарии включаются в редких случаях и только по желанию самого аудитора. «Например, актуарии есть в штате «большой четверки», в ряде крупных аудиторских компаний»,— отметил председатель совета Ассоциации профессиональных актуариев Вячеслав Шерстнев. Если поправки будут приняты, то заключить договоры с актуариями придется всем аудиторским компаниям, проверяющим страховщиков и НПФ. Как подчеркнули в ЦБ, предполагается, что актуарий будет трудоустроен в аудиторской компании на основании трудового договора, «при этом крайне важным является обеспечение независимости аудиторского мнения, отсутствие конфликта интересов».

Судя по всему, введением актуария в состав аудиторской группы ЦБ стремится добиться повышения качества работы и аудиторов и актуариев. Тем более что у регулятора уже возникали к ним вопросы, после того как у ряда пенсионных фондов и страховщиков с отозванной лицензией оказывались положительные заключения. Вместе с тем привлечение высококвалифицированных специалистов неизбежно приведет к увеличению стоимости аудита для страховщиков и НПФ. Эффект этого участники рынка оценивают по-разному. «Для нашего масштаба бизнеса данные расходы не представляются критичными»,— говорит гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров. Но есть и другие мнения. «Актуариев не так много на рынке,— отмечает заместитель гендиректора компании «АльфаСтрахование» Сергей Савосин.— И стоимость их услуг уже высока, новое участие актуариев в аудиторских проверках увеличит затраты». «Стоимость аудита и актуарного отчета на сегодня сопоставимы»,— отмечает замглавы аудиторской компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова.

В единый реестр ответственных актуариев ЦБ на 27 января входили 106 человек. Сейчас, по словам участников рынка, услуги актуариев стоят от 300 тыс. руб., аудиторов — от 400 тыс. руб. В зависимости от активов НПФ или страховой компании стоимость может вырасти до нескольких миллионов рублей. По оценке руководителя комитета по малым и региональным фондам АНПФ Алексея Морозова, услуги актуариев подорожают минимум на 10%.

Небольшие фонды и компании (с активами менее 3 млрд руб.) ситуация огорчает. «Надеюсь, в череде немалых расходов — на риск-менеджмент, программное обеспечение для отчетности с планом счетов — рост платы за услуги аудиторов и актуариев не станет последней каплей»,— поясняет Алексей Морозов. Критичным рост себестоимости проверок может стать и для небольших аудиторских компаний. Как прогнозирует Наталья Борзова, в ряде случаев им придется отказываться от проверок, «трудозатраты по которым не будут окупаться».

Павел АКСЕНОВ, Вероника ГОРЯЧЕВА, Татьяна ГРИШИНА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector