Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизация бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Финансовая и бюджетная оптимизация

К списку практик

Централизация бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Финансовая и бюджетная оптимизация

Наименование практики: Финансовая и бюджетная оптимизация, обеспечение выполнения в полном объеме требований бюджетного законодательства сельскими поселениями на территории района, создание единого программного обеспечения и базы нормативно-справочной информации

Бухгалтерский учет 12 сельских поселений, 12 автономных, 15 бюджетных и 2 казенных учреждений муниципального района велся децентрализовано 51 бухгалтером. В неполном объеме выполнялись требования бюджетного законодательства, отсутствовало единое программное обеспечение и база нормативно-справочной информации, были выявлены неэффективные затраты в части использования информационных технологий.

Период реализации проекта – 3 года.

Целями практики внедрения централизованного бухгалтерского учета стали организация высококвалифицированного бухгалтерского (бюджетного) учета, сопровождение полномочий по исполнению бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности на основе единства и унификации учетных и информационных технологий, оптимизации бюджетных расходов.

В соответствии с целями были выделены следующие задачи:

–внедрение единых механизмов бюджетного учета и новых методов бухгалтерского учета;

–унификация процедур исполнения бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности;

–введение казначейских принципов исполнения бюджета с использованием электронно-цифровой подписи;

–оперативный контроль за использованием целевых средств, расходов и доходов, эффективное управление кредиторской задолженностью;

–использование эффективных механизмов размещения и контроля муниципальных заказов;

–внедрение единых принципов электронного взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса.

В качестве способа достижения целей была выбрана централизация бухгалтерского учета с обеспечением ведения раздельного бюджетного учета по поселениям в единой базе данных для решения задач управления:

– бухгалтерским (бюджетным) учетом.

В рамках реализации практики было выполнено:

  1. Обоснование централизации и принятие решения учредителем о создании муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан» (Администрация муниципального района).
  2. Подготовка учредительных документов и регистрация в ФНС, в органах статистики, ФСС, ПФ РФ, открытие лицевого счета в органах казначейства.
  3. Утверждение сметы по учреждению, штатной численности и конкурс среди бухгалтеров (Администрация муниципального района, Центр занятости населения Буздякского района).
  4. Доведение до руководителей обслуживаемых объектов информации, проектов соглашений, доверенностей и т. п. (администрации сельских поселения, учреждения образования, спорта и культуры). Поэтапно: в первый год – администрации сельских поселений, в третий год – учреждения образования, спорта и культуры.
  5. Подписание соглашений о передачи полномочий по бухгалтерскому (бюджетному) учету.
  6. Организация приема-передачи документации за предыдущие три года и формирование базы.
  7. Приобретение программного обеспечения и оборудования (передача): сервер, 1С бухгалтерия государственного учреждения 8, контур для передачи отчетов, сбербанк бизнес онлайн и открытие ограниченного доступа к АИС Башфин для своевременного получения выписок по остаткам учреждений (контрагенты).
  8. Организация документооборота: корректировка учетной политики учреждений в случае изменения законодательства, утверждение графика документооборота.
  9. Предоставление оперативной информации руководителям по итогам недели, месячные отчеты.
  10. Восстановление учета при необходимости (от 6 мес. до года).
  11. Изыскание дополнительных источников дохода, оптимизация бюджетных расходов.
  12. Обеспечение сохранности документации в хранилищах.

Источник финансирования – бюджет МР Буздякский район РБ.

Использованная нормативно-правовая база: Гражданский кодекс РФ (ст. 120), Налоговый кодекс РФ (п.5 ст. 321.1), Бюджетный кодекс РФ (ст. 162), Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан.

По состоянию на 01.05.2016 централизованной бухгалтерией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан ведется бухгалтерский учет 40 юридических лиц с филиалами, осуществляется начисление и выплата заработной платы 1207 работникам.

Результатами реализации практики стали:

–организация высококвалифицированного бухгалтерского (бюджетного) учета;

–оптимизации бюджетных расходов;

–внедрение единых механизмов бюджетного учета;

–унификация процедур исполнения бюджетов, планов финансово-хозяйственной деятельности;

–введение казначейских принципов исполнения бюджета с использованием ЭЦП;

–оперативный контроль использования средств, расходов и доходов, эффективное управление кредиторской и дебиторской задолженностью;

–использование эффективных механизмов размещения и контроля муниципальных заказов;

–внедрение единых принципов электронного взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса.

Обеспечивается ведение раздельного бюджетного учета в единой базе данных для решения задач управления бюджетным процессом, муниципальными закупками, муниципальным имуществом, бухгалтерским (бюджетным) учетом.

Планируемая эффективность проекта по итогам 2016г. – более 1500,0 тыс. руб., основная экономия по фонду оплаты труда – 930,0 тыс. руб., специализированному ПО 1С – 545, 0 тыс. руб.

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО (БЮДЖЕТНОГО) УЧЕТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена вопросам централизации бюджетного учета в муниципальном образовании. Автор раскрывает задачи и способы централизации. Особое внимание обращается на практическое применение централизации в муниципальном районе. На основе полученных результатов решаются проблемы повышения качества учета и экономической эффективности применяемых мер.

Ключевые слова: бюджетный учет, централизация, муниципальное образование.

Организация качественного и эффективного бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях в условиях жесткой экономии бюджетных средств — это один из важнейших вопросов современном этапе развития бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В первую очередь речь идет о муниципальных учреждениях, администрациях сельских поселений и муниципальных районов.

Главными проблемами, затрудняющими ведение качественного бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, являются:

607 нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, имеющих профильное высшее или среднее специальное образование, знающих специфику (особенности) бюджетного бухгалтерского учета;

относительно высокая стоимость организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в небольших муниципальных учреждениях. Ежегодно эта стоимость растет, как минимум, на коэффициент инфляции.

Стоимость ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждения включает в себя оплату труда сотрудников, расходы по начислениям на оплату труда, расходы на содержание рабочих помещений, на оснащение офисным оборудованием, расходные материалы и т. п.

Автоматизация учетного процесса, без которой невозможно выполнить требования Минфина России по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, требует дополнительных затрат: на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, на оплату консалтинговых услуг разработчика программного обеспечения, абонентскую плату за использование Интернет и справочно-правовых систем.

Одним из возможных вариантов оптимизации структуры учреждения является передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии.

Централизация бухгалтерского учета позволяет более эффективно использовать средства автоматизации учетных работ, рационально распределять работу среди бухгалтеров в зависимости от их квалификации, лучше организовать руководство и контроль за работой подчиненных предприятий и тем самым повысить производительность труда работников аппарата бухгалтерии [1].

Основными целями создания централизованной бухгалтерии являются:

решение проблемы кадрового дефицита;

оптимизация бюджетных расходов;

поддержка процессов реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета, обеспечивающая быстрый централизованный переход на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности;

обеспечение достоверного учета имущества и обязательств публичного правового образования;

повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;

автоматизация бухгалтерского (бюджетного) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению;

снижение уровня коррупции в учреждениях и повышение эффективности управления.

Передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованным бухгалтериям целесообразна, прежде всего, при наличии в определенном публичном правовом образовании значительного количества учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, имеющих каждое в отдельности небольшой объем финансово-хозяйственных операций (например, образовательные учреждения, учреждения культуры).

Однако данную форму организации учета можно применить ко всей бюджетной сфере публичного правового образования (поселения или муниципального района). В этом случае создается межведомственная централизованная бухгалтерия, которая обслуживает все учреждения (или большинство учреждений) независимо от их сферы деятельности, выполняя, таким образом, функцию учетного центра муниципального образования. При этом подлежат ликвидации существующие ведомственные централизованные бухгалтерии, бухгалтерские службы в администрации муниципального образования, в бюджетных учреждениях.

Как правило, централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со ст. 162 БК РФ централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме «учреждение» [1].

Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне — администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, утвержденного учредителем (решением представительного органа муниципального образования).

Централизованная бухгалтерия подведомственна, подотчетна и подконтрольна учредителю, является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными ГК РФ. Она имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет, открытый в финансовом органе, печать, штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учетного центра несет собственник имущества.

Деятельность централизованной бухгалтерии осуществляется также на основании следующих распорядительных документов, утвержденных ее руководителем (при необходимости — согласованных с учредителем):

положение по оплате труда работников учреждения, разработанное в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу государственной власти (местного самоуправления);

должностные инструкции работников и др. [2].

Персонал централизованной бухгалтерии группируется в отделы по функциональному признаку, например, отдел учета бюджетных обязательств, отдел учета расчетов по заработной плате, отдел учета нефинансовых активов, отдел учета доходов и продуктов питания, отдел аналитики и отчетности.

Работа специалистов централизованной бухгалтерии характеризуется показателями качества оказания услуг по ведению учета и составлению отчетности.

В качестве таких показателей могут использоваться:

отсутствие обоснованных жалоб;

полное выполнение обязательств по договорам о предоставлении услуг (своевременность расчетов и выплат, отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и т. д.);

качество и своевременность предоставления отчетности;

отсутствие выявленных проверками нарушений по основной деятельности, фактов искажения отчетности, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Результаты централизации бухгалтерского учета можно проследить на примере Свечинского муниципального района. В 2011 году в состав района входило шесть сельских поселений: Администрация Благовещенского с/п., Администрация Круглыжского с/п., Администрация Октябрьского с/п., Администрация Свечинского с/п, Администрация Шмелевского с/п, Администрация Юмского с/п. В штате каждого сельского поселения на конец 2011 года приходился один главный бухгалтер с окладом в год 100 000 руб. В тоже время траты на информационной обеспечение, сопровождение бухгалтерской программы и обновление техники для бухгалтерии составляло в среднем 25000 руб. в год (минимум). Итого в целом траты сельских поселений в год составляли: 750 000 руб. в год. В эти расходы не включены траты на обучение бухгалтеров и еще много другое. Таким образом, на один из самых небольших районов области на ведение бухгалтерского учета в поселениях тратилось порядка 800 000 руб. в год. При этом качество бухгалтерского учета оставляло желать лучшего. При анализе ведения учета каждый раз выявлялись грубые нарушения ведения бюджетного учета.

В связи с реорганизацией района, и объединения поселений в одно Свечинского сельское поселение появилась и централизованная бухгалтерия сельских поселений. На данный момент, сельское поселение обслуживает два бухгалтера с окладом 150 000 руб. в год. В сентябре 2014 года в районе в рамках пилотного проекта был установлен программный комплекс Смета-СМАРТ. «Смета-СМАРТ» — централизованная информационная система, обеспечивающая удаленное ведение бухгалтерского и управленческого учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях вне зависимости от их территориальной удаленности.

Преимуществами данной системы является: применение единой учетной политики, плана счетов, структурного классификатора хозяйственных операций, а также единых жестких регламентов работы с контролем их соблюдения в реальном времени, что приводит к существенному повышению качества учета в учреждениях; автоматизированный централизованный контроль параметров качества финансового менеджмента учреждений; единое электронное хранилище документов (с приложением сканированных образов входящих первичных документов) для всех участников системы, которое исключает необходимость повторного ввода операций в т. ч. в случае любого взаимодействия между участниками системы и другое. Затраты на сопровождение и информационное обеспечение составляет примерно 30000 руб. в год. Выгода составляет 470 000 руб.. При этом эффективность и качество ведения бухгалтерского (бюджетного) учета повы силось, что отмечает контрольный орган департамента финансов Кировской области.

На этапе пилотного проекта данная система была внедрена еще в двух районах Кировской области: Арбажском и Богородском. Объединение всех муниципальных учреждение в единой базе района открывает большие возможности для повышения качества учета и контроля. Данная система позволяет проводить централизацию без фактического объединения бухгалтеров в одном месте. Каждый главный распорядитель бюджетных средств (управление культуры, образования, администрации) сохраняют свое место, а подключение к единой базе осуществляется удаленно посредством локальной сети или сети интернет.

Дальнейший этап работы состоит в оптимизации работы бухгалтеров. Единая база позволяет унифицировать все выходные формы, бухгалтерские проводки, формировать необходимые отчетные данные по всему району. Оптимизировав количество бухгалтеров, и проведя обучение, можно добиться высокого показателя качества и экономического эффекта от введения такой системы.

Автор считает, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

определены и сформулированы главные проблемы, затрудняющие ведение качественного бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях;

раскрыты цели и общие положения централизации бухгалтерского учета;

рассмотрены примеры практического применения централизации;

показаны результаты и эффективность централизации, а так же возможность широкого применения полученных данных в других муниципальных районах.

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Документы

Приложение к Письмо Минфина России от 27.01.2021 № 02-06-07/4930

Дата публикации: 29.01.2021

Дата изменения: 29.01.2021

Прикрепленный файл: xlsx, 17.34 кБ

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от от 27.01.2021 № 02-06-07/4930

Информация о ходе реализации централизации бухгалтерских полномочий

код
Наименование субъекта Российской Федерации ____________________________________________________ по ОКТМО ______
Запрашиваемые данные Параметры Пояснения
Общие положения
1. Реализации централизованного ведения бухгалтерского учета в субъекте Российской Федерации 1.1 Централизованная модель ведения бухгалтерского учета реализуется
1.2 Централизованная модель ведения бухгалтерского учета находится на стадии внедрения
1.3 Централизованная модель ведения бухгалтерского учета запланирована к внедрению на 2021-2022 годы
1.4 Централизованная модель ведения бухгалтерского учета не планируется
Специальные положения (данные вносятся при заполнении 1.1-1.3)
2. Тип применяемой модели централизации бухгалтерских полномочий в субъекте Российской Федерации 2.1 Отраслевая централизация (централизация учета осуществляется посредством передачи бухгалтерских полномочий учреждений, подведомственных одному органу власти (по отраслевому признаку) (в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
2.2 Межотраслевая централизация (централизация учета осуществляется на базе финансового органа (централизованной бухгалтерии) субъекта Российской Федерации (в соответствии с решением высшего органа исполнительной власти (статья 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
2.3 Смешанная централизация (централизация учета реализуется как по отраслевому, так и межотраслевому признаку)
2.4 Свой вариант:
3. Реализация модели централизации бухгалтерских полномочий в субъекте Российской Федерации предусмотрена по периметру: 3.1 Получателей бюджетных средств, подведомственных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органов власти — главных администраторов средств бюджета
3.2 Получателей бюджетных средств, бюджетных (автономных) учреждений, подведомственных органам государственной власти субъекта Российской Федерации
3.3 Получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации и получателей средств местных бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
4. Модель централизации бухгалтерских полномочий 4.1 Модель технологической интеграции (обеспечение взаимодействия между иными государственными и муниципальными информационными системами в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами в целях формирования единого информационного пространства и обеспечения доступа к учетным и отчетным данным, содержащимся в них, в круглосуточном режиме «24/7») _____________________
указать наименование программного обеспечения государственной информационной системы
4.2 Модель технологической централизации (использование единых программно-технических решений, обеспечивающих исполнение централизуемых бухгалтерских полномочий) _______________________
указать наименование программного обеспечения государственной информационной системы
4.3 Модель функционально-технологической централизации (комплексное использование технологической централизации с передачей уполномоченной организации централизуемых бухгалтерских полномочий) _______________________
указать наименование программного обеспечения государственной информационной системы
4.4 Технологическая централизация на базе центра компетенции _______________________
указать наименование программного обеспечения государственной информационной системы
5. Создание условий по применению единой учетной политики при централизации учета 5.1 Единая учетная политика при централизации учета принята _______________________
указать наименование, номер и дату акта
5.2 Единая учетная политика при централизации учета в разработке _______________________
указать срок завершения разработки в формате ММ.ГГГГ
5.3 Единая учетная политика при централизации учета запланирована к разработке _______________________
указать плановый срок начала разработки в формате ММ.ГГГГ

Ответственное лицо
___________ ________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизация бухгалтерского учета проводилась и ранее. В 1964 году вышло Постановление Совета министров СССР № 923 «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве». Примечательно, что необходимость проведения централизации в 1964 году вызвана теми же факторами, что и сегодня.

«В современных условиях … для оперативного руководства хозяйством особенно важно, чтобы данные учета своевременно давали полную картину состояния производства. Между тем бухгалтерский учет … не отвечает этим требованиям, не всегда точен и во многих случаях не обеспечивает должного контроля за правильным и эффективным использованием материальных ценностей и денежных средств»

«Каждое, даже небольшое, учреждение или организация имеет свою обособленную бухгалтерию…. В результате такой организации бухгалтерского учета и его технической отсталости ведением учета занято большое число людей, что вызывает излишние расходы на содержание административно-управленческого аппарата»

«…Не уделяется должное внимание подготовке специалистов по бухгалтерскому учету, вследствие чего ведение учета нередко доверяется недостаточно квалифицированным работникам»

Из Постановления Совета министров СССР от 6 ноября 1964 г. № 923

При передаче функций по ведению бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии у финансовых органов и учреждений возникают вопросы, которые не всегда однозначно урегулированы законодательно. Министерство Финансов Российской Федерации оперативно разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в центры учета. Одним из таких нормативных актов является размещенный 8 июля 2019 года на сайте Минфина России приказ от 10.06.2019 года № 94н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н» (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Приказом № 94н вносятся изменения в пункты 13 и 14 СГС «Концептуальные основы».

В пункт 13 вносятся положения о формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Вносимые правки повторяют изменения в порядках формирования и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы, о которых мы писали ранее.

В пункт 14 СГС «Концептуальные основы» вводится положение о необходимости при передаче ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии) формировать единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика формируется централизованной бухгалтерией и является совокупностью способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение учета и формирование отчетности. Состав единой учетной политики, утвержденный приказом № 94н, в основном дублирует положения пункта 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – СГС «Учетная политика»). В целях организации и ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией документами единой учетной политики определяются:

Состав единой учетной политики при централизации учета
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок постановки на учет и выбытия из учета объектов бухгалтерского учета, раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета синтетические и аналитические коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета
Порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета
Формы первичных (сводных) учетных документов применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов
Формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета
Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота, порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете, в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета

Следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать коды счетов бухгалтерского учета всех учреждений, бухгалтерский учет которых будет вести централизованная бухгалтерия. Новшеством является положение о необходимости в единой учетной политике порядка изменения рабочего плана счетов централизованной бухгалтерией.

Рабочий план счетов изменяется централизованной бухгалтерией в случаях:

Так же следует обратить внимание на необходимость определения предельной даты представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные положения единой учетной политики должны быть опубликованы на официальном сайте централизованной бухгалтерии.

Напомним, что до внесения изменений в п.14 СГС «Концептуальные основы» особенности организации ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливались соглашением или договором, на основании которого передавалось ведение учета и формирование отчетности. Эта норма осталась неизменной в пункте 8 СГС «Учетная политика». Поскольку положения СГС «Учетная политика» применяются, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (пункт 4 СГС «Учетная политика»), при разработке учетной политики для централизованных бухгалтерий следует руководствоваться СГС «Концептуальные основы».

Несмотря на то, что единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией и определяет совокупность способов ведения учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия выполняет ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством России она является обязательным документом субъекта учета и утверждается его руководителем. Об этом говорится в статье 8 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в пунктах 7 и 8 СГС «Учетная политика». Надеемся, что Минфин России разъяснит порядок утверждения единой учетной политики.

Для применения новых положений пункта 14 СГС «Концептуальные основы» централизованным бухгалтериям и учреждениям необходимо выполнить следующие действия:

  • внести изменения в существующие или разработать новые соглашения о передаче ведения бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • сформировать и утвердить единую учетную политику при централизации учета;
  • опубликовать основные положения единой учетной политики при централизации учета на сайте централизованной бухгалтерии.

Внесенные в федеральный стандарт изменения упрощают передачу ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в централизованные бухгалтерии.
Единая учетная политика при централизации уменьшит количество документов и позволит централизованным бухгалтериям сократить время на формирование и актуализацию учетной политики для каждого учреждения отдельно.

С детальной информацией об особенностях консультационного сопровождения процессов централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, Вы можете ознакомиться в разделе сайта «Каталог услуг» — «Бюджетный учет»

Централизация учета: перспективы светлые, путь извилист!

Много зарабатывать и экономно тратить – мечта не только любого взрослого человека трудоспособного возраста. О своих больших доходах и скромных расходах заботиться финансовый орган бюджета любого уровня. В последнее время для сокращения бюджетных расходов наиболее активно используется централизация различных функций государственных и муниципальных учреждений.

Цели Минфина

Минфин уже давно подбирается к заветной цели по централизации управленческих полномочий.
Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Артюхина Р.Е. сказала: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях.
В 2016 году в Уфе 7-8 июля состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2017–2019 годы». С материалами этого мероприятия можно познакомиться на сайте Минфина в разделе «Деятельность/Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями». Об опыте оптимизации расходов и централизации бухгалтерского учета в 2016 году поделилась заместитель губернатора Вологодской области В.Н. Артамонова. В своем выступлении В.Н. Артамонова сообщила об оптимизационных мероприятиях, которые состояли из следующих направлений:

  • оптимизация структуры органов государственной исполнительной власти;
  • сокращение численности гражданских государственных служащих;
  • передача непрофильных функций органов исполнительной власти специализированным учреждениям.

А необходимость дальнейшей оптимизации расходов потребовало решения ряда задач по реализации проекта централизации учета:

  • унификацию и стандартизацию учетных процессов, повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии;
  • унификацию порядка проведения контрольных мероприятий;
  • автоматизацию бюджетного (бухгалтерского) учета на основе современных программ и технологий, унификацию требований к программному обеспечению;
  • сокращение затрат на ведение учета;
  • повышение прозрачности учетных процессов;
  • повышение скорости выполнения учетных функций путем формализации документооборота.

В Вологодской области в 2016 году планировалось завершить перевод государственных казенных учреждений на обслуживание в централизованные бухгалтерии, а в 2017 году – государственных бюджетных и автономных учреждений.
По мере накопления органами власти опыта возникла и необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций. Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ об установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году согласно Федеральному закону от 14.11.2017 № 315-ФЗ. Теперь в БК РФ предусмотрена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством. А в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1705 Федеральное казначейство осуществляет полномочия Федеральной службы по аккредитации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей. Кроме того, в 2017 году был проведен ряд совместных организационных, методических и технологических мероприятий как на уровне центральных аппаратов ведомств, так и их территориальных органов с целью передачи с 1 января 2018 года Федеральному казначейству указанных полномочий в полном объеме.
Вот и в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год указано, что в текущем году финансовое ведомство нацелено, в частности, на:

  • создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;
  • выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.

Вероятно, в случае успеха данного пилотного проекта в 2019 году Федеральное казначейство «примет в свои объятия» и другие федеральные органы исполнительной власти. А затем опыт федералов по централизации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности будет реализовываться и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.

Риски централизации

Переход на централизованное ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности – дело непростое. Та же В.Н. Артамонова на семинаре–совещании в Уфе в своем выступлении называла основные проблемы при централизации учета:

  • вопросы внутреннего финансового контроля и аудита при осуществлении бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерией;
  • формирование единого электронного хранилища документов с учетом сканированных образцов первичных документов;
  • отдельные вопросы учета и отчетности, связанные со спецификой выполняемых органами власти функций: администрирование кассовых поступлений;
  1. учет денежных документов;
  2. формирование и хранение отчетности на бумажном носителе;
  3. учет бюджетных обязательств.

Кроме того, существуют и определенные риски для бюджетов – ведь в случае передачи учетных функций на федеральный уровень, некоторые регионы, в которых расположены федеральные учреждения, не досчитаются части доходов в виде налоговых поступлений.
Как скоро произойдет «всеобщая» централизация бухучета предсказать невозможно, но в некоторых источниках называются сроки в 5-6 лет.
Переход от «традиционного» ведения бухгалтерского учета к централизованному вызывает, конечно, много сомнений, но причин для беспокойства нет!

Новый уровень

В случае передачи учреждением полномочий по бухучету в централизованную бухгалтерию у руководителя остается выбор:

  1. приобретать специальные знания самому и вникать во все изменения законодательства;
  2. во всем довериться специалистам ЦБ.

На первое руководитель вряд ли решится – у него и других дел хватает. На второе пойдет с большой неохотой. Но есть и другой вариант! Руководитель может организовать в учреждении управленческий учет и поручить его ведение «бывшему» главному бухгалтеру.
Так как финансовое состояние учреждения теперь во многом зависит от данных бухгалтерской отчетности, то его руководителю необходимо трезво и обдуманно подходить к подписанию форм отчетности. Желательно проверить основные показатели отчетности, подготовленной специалистами ЦБ, до ее подписания и при необходимости потребовать корректировки отдельных показателей.
Возможность ведения управленческого учета в учреждении нужно предусмотреть в учетной политике или ином локальном акте. Например, в учетной политике нужно указать: какая информация собирается при ведении управленческого учета, предусмотреть документооборот по сбору такой информации, а в должностных инструкциях специалистов закрепить соответствующие обязанности.
Таким образом, при правильной организации управленческого учета опытному бухгалтеру будет куда приложить свои умения и навыки в случае, когда часть полномочий по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности будет передано в централизованную бухгалтерию или в казначейство.
В свою очередь, создание управленческого учета сформирует спрос, в частности, на программное обеспечение с новым набором функций и задач! В таких ПО будет больше:

  • аналитической информации о потребностях структурных подразделений,
  • сведений о прогнозируемых расходах и предполагаемых доходах,
  • возможностей по работе с персоналом,
  • контрольных функций за результатами деятельности.

Поэтому, с большой долей вероятности, можно предположить, что в ближайшие 3-5 лет сформируется новый, во много уникальный спрос на рынке ПО для государственных и муниципальных учреждений.
Специалисты компании «Первый БИТ» уже сейчас готовятся к изменениями.

Линейка программных продуктов компании будет востребованы государственными и муниципальными заказчиками при любой централизации учета и оптимизации организаций госсектора! В следующих статьях мы подробнее остановимся на полезных программных продуктах, необходимых учреждению после централизации.

Мы поддержим вас и создадим наиболее комфортные условия для управления учреждением!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector