...

Что требуется отражать в регистрах бухгалтерского учета?

Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

  • Виды регистров бухгалтерского учета
  • Регистры бухгалтерского учета: перечень
  • Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета
  • Итоги

Виды регистров бухгалтерского учета

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.

По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:

  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;

Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

Что требуется отражать в регистрах бухгалтерского учета

Что требуется отражать в регистрах бухучета

Похожие публикации

Формы регистров бухгалтерского учета (образец 2017 года можно найти в этой статье), предназначены для систематизации и обобщения данных из первичной документации. Используются, как в целях отражения хозяйственных операций путем выполнения проводок, так и для последующего составления бухгалтерской и/или финансовой отчетности компании. Рассмотрим, как производится формирование регистров бухгалтерского учета согласно законодательным требованиям.

Что требуется отражать в регистрах бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета в 2017 году составляются по образцам, которые каждый хозяйствующий субъект коммерческого типа утверждает самостоятельно. Эту позицию подтверждает Минфин в разъяснениях: информация № ПЗ-10/2012 от 04.12.12 г. Исключение – формы регистров бухгалтерского учета, установленные уполномоченными госорганами. Требования к оформлению приведены в стат. 10 Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г. Так, при самостоятельной разработке образцов регистров бухгалтерского учета необходимо указывать следующие реквизиты:

  1. Наименование документа.
  2. Наименование предприятия-составителя.
  3. Дата периода составления или даты начала/окончания ведения регистра.
  4. Денежный измеритель объекта бухучета с приведением вида единицы измерения.
  5. Систематическая и/или хронологическая группировка.
  6. Должностное ответственное лицо с расшифровкой ФИО и указанием должности, а также подписью.

Обратите внимание! Ответ на вопрос: «кто подписывает бухгалтерские регистры?» зависит от способа составления форм. В общем случае правильность ведения обеспечивают ответственные сотрудники, они же и подписывают формы, выполненные на бумажных носителях. В случае использования документов в электронном виде, применяется ЭЦП, но такой порядок следует предусмотреть в учетной политике предприятия.

Аналитические регистры бухгалтерского учета – образец

Формы регистров бухгалтерского учета классифицируются на синтетические и аналитические в зависимости от степени обобщения данных. Отражение информации в первом случае производится на счетах синтетического учета общими суммами (пример – главная книга, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости). А во втором случае применяются субсчета аналитического учета с приведением подробной аналитики по видам/группам документов (пример – аналитические карточки и ведомости по МПЗ, банковским счетам, контрагентам и пр.).

Важно! Перечень всех применяемых организацией регистров и ответственных за их ведение лиц необходимо закрепить в приложении к учетной политике для подтверждения достоверности информации. При этом образцы регистров бухгалтерского и налогового учета составляет главный бухгалтер компании, а утверждает непосредственно руководитель.

Примеры синтетического и аналитического регистров

Разъясним, что такое синтетические и аналитические регистры на примерах. В качестве синтетической формы возьмем оборотно-сальдовую ведомость с обобщенными оборотами за период и остатками по счетам.

Вид синтетического регистра – оборотно-сальдовая ведомость за квартал.

Положения учетной политики об электронном документообороте

Конец года – это традиционно время для разработки и уточнения учетной политики. Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета вносятся на основании п.10 ПБУ 1/2008 и статьи 313 НК РФ в связи с изменением законодательства или по собственному желанию, например, если компания перешла на электронный документооборот.

Что нужно зафиксировать в учетной политике

Для начала разберемся, что представляет собой учетная политика. Согласно статье 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Следовательно, применение электронного документооборота должно быть отражено в учетной политике.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Основным стандартом, регулирующим ведение учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Что должно быть утверждено в учетной политике?

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • готовность к признанию в бухгалтерском учете в большей степени расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

В учетной политике необходимо закрепить:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;т
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В части электронного документооборота обязательных требований к учетной политике в ПБУ нет особых требований. Однако в учетной политике целесообразно предусмотреть следующее:

  • порядок ведения электронного документооборота: на каких участках бухгалтерского и налогового учета ведется электронный документооборот;
  • перечень документов, которые оформляются в электронном виде;
  • какая электронная подпись применяется (простая или квалифицированная);
  • способ электронного обмена документами (с указанием оператора электронного документооборота);
  • порядок хранения документов на бумажных носителях и электронных документов;
  • порядок представления документов в налоговый орган (по электронным каналам связи, на бумажных носителях), порядок представления пояснений, а также документов при проведении встречной налоговой проверки.

Приведем пример фрагмента учетной политики

Особенности ведения аналитического учета

Регистры бухгалтерского учета ведутся в виде электронных баз данных (файлов, каталогов, компьютерных программ).

Ведомость остатков по лицевым счетам, а также ведомость размещенных (привлеченных) средств ведется в электронном виде и выдается на печать по мере необходимости.

Первичные документы ведутся в электронном виде, в случае отсутствия у контрагента системы электронного документооборота, документы предоставляются на бумажных носителях.

Бухгалтерская и налоговая отчетность, а также отчетность в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования направляется в форме электронных документов.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации, предусматривающие обработку и хранение в электронном виде, утверждаются отдельными внутренними нормативными документами.

Право подписи документов

Правом подписи документов бухгалтерского и налогового учета обладает генеральный директор и главный бухгалтер.

Под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее электронные аналоги. Первичные учетные документы, сформированные в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной подписью лиц, осуществивших отражение операции в бухгалтерских регистрах и лиц, осуществивших дополнительный контроль за правильностью оформления операции.

Хранение документов

Организация организует хранение всех бухгалтерских и налоговых документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.

Нормативный срок хранения документов для целей бухгалтерского учета – 5 лет, для целей налогового учета – 4 года. По истечении данного срока документы подлежат архивации и сдаче в архив.

Кроме общих положений о ведении документооборота в компании необходимо в учетной политике отразить особенности, свойственные конкретной отрасли и компании. Также в учетной политике целесообразно установить обязательность отражения законодательных изменений 2016 года.

Отражение в учетной политике изменений законодательства

Как известно, в учетную политику вносятся изменения в случае изменений нормативных актов. В частности, в 2017 году в части использования электронного документооборота целесообразно отразить следующее.

Использование нового формата электронных документов

В соответствии с поправками, внесенными в Приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме», с 1 июля 2017 года будут применяться новые форматы документов.

По 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать счета-фактуры в электронной форме как по формату счета-фактуры, применяемому при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме, утвержденному Приказом Федеральной налоговой службы от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

С 1 июля 2017 года будут применяться два новых формата счета фактуры:

  • счет-фактура с дополнительной информацией с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг);
  • счет-фактура с дополнительной информацией с функцией документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны.

Начиная с указанной даты, организации могут не только обмениваться электронными счетами-фактурами с дополнительной информацией между собой, но и передавать их в налоговые органы.

Указанные форматы документов могут применяться вместо универсального передаточного документа для экспортных целей. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ и пп. 4 п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% налогоплательщик представляет в налоговый орган, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих соответственно вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Соответственно, порядок применения форматов электронных документов, а также виды документов, которые используются компанией (счета-фактуры с дополнительной информацией, УПД) также важно учитывать при разработке учетной политики.

Использование реестров таможенных деклараций

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 101-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 апреля 2017 года налогоплательщики могут использовать реестры таможенных деклараций в электронном виде. Подобные реестры призваны облегчить экспортно-импортные операции, а также подтверждение нулевой ставки НДС, а также декларирование подакцизной продукции. Налогоплательщики также могут использовать в электронном виде реестры транспортных, товаросопроводительных и иных документов.

Следовательно, возможность применения данных видов документов в электронной форме, должна быть закреплена в учетной политике.

Предоставление пояснений по НДС

Если компания применяет общую систему налогообложения, то это означает, что она является плательщиком НДС, а, следовательно, подает налоговую декларацию в электронном виде. А с 1 января 2017 года необходимо также представлять все пояснения в отношении заполнения декларации в электронной форме. Соответствующие поправки приняты в Законе от 1.05.2016 № 130-ФЗ. Ранее, если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Необходимость подачи пояснений может возникнуть в следующих случаях:

  • наличие ошибок в поданной декларации;
  • заявление уточненной декларации с уменьшением суммы налога.

При проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти.

Если компания или предприниматель подадут декларацию на бумажном носителе, то такая декларация не будет считаться поданной. Соответственно, в учетной политике для целей налогового учета необходимо отразить, что пояснения подаются только в электронной форме. Во избежание ошибок соответствующий порядок сдачи пояснений в электронной форме нужно закрепить в учетной политике.

Администрирование страховых взносов

С 2017 года Налоговый кодекс будет дополнен главой 34 НК РФ, регулирующей уплату страховых взносов и подачу отчетности в ИФНС. Начиная с отчетности за I квартал 2017 года расчет по форме 4 — ФСС подается, но только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расчеты по формам РСВ-1 и РСВ-2 направлять не нужно. По взносам с 2017 года расчет необходимо будет представлять в ИФНС.

Расчет представляется:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде.

Форма отчетности зависит от численности. Если в компании или у предпринимателя работают до 25 человек, то в этом случае отчетность возможно представить на бумажном носителе. Если в компании или у предпринимателя работает менее 25 человек, то отчетность можно представить на бумажном носителе, однако запрет на электронную отчетность отсутствует. Подобная практика была и ранее, но тем не менее необходимо проверить учетную политику на соответствие нормам в отношении подачи электронной отчетности.
В заключение необходимо отметить, что учетная политика является обязательным элементом бухгалтерского и налогового учета для всех компаний и предпринимателей. И, безусловно, учетная политика должна отражать и порядок ведения учета и деятельности, а также изменения, внесенные в законодательство.

Электронные документы – это будущее, которое уже наступило. Сдать отчетность в контролирующие органы можно с помощью продуктов «Такском», вести электронный документооборот с контрагентами с помощью линейки программного обеспечения для ЭДО. Позвоните нам, и мы выберем для вас самый удобный вариант.

3.7. Требования к регистрам бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. Если законодательством или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. Если в соответствии с законодательством изымаются регистры бухгалтерского учета, в т.ч. в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством, включаются в состав документов бухгалтерского учета (ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Даже при первом взгляде на ст. ст. 9 и 10 Закона N 402-ФЗ становится очевидно: они очень похожи. По большому счету требования к регистрам бухгалтерского учета с 1 января 2013 г. предъявляются почти такие же, как и к «первичке». Эти требования существенно расширены по сравнению с Законом N 129-ФЗ.

Во всех экономических субъектах, кроме организаций госсектора, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются самостоятельно. Факт, что данные первичных учетных документов должны своевременно переноситься (регистрироваться), накапливаться и систематизироваться в регистрах бухгалтерского учета, равно как и требование о недопущении пропусков или изъятий при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах, являются «самоочевидными». Но они зафиксированы официально, так же как и всеобщее применение принципа двойной записи при ведении бухгалтерского учета на счетах (за исключением случаев, предусмотренных федеральными стандартами, например, при отражении объектов на забалансовых счетах используется не двойная, а простая запись).

Новшеством Закона N 402-ФЗ является то, что он наконец-то четко регламентирует обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, к которым относятся:

— наименование экономического субъекта, составившего регистр;

— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;

— хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

— величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

— наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

— подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Новый Закон также позволяет составлять реквизиты не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа, подписываемого электронной подписью. Так же как и «первичка», электронные регистры подлежат распечатке на бумаге, если его копия должна быть представлена экономическим субъектом другому лицу или в государственный орган в соответствии с требованиями законодательства либо условиями договора.

Исправления в регистры вносить можно, но они обязательно должны быть санкционированы, причем именно лицом, ответственным за ведение соответствующего регистра. Поэтому исправление должно содержать не только дату исправления, но и подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

В случае изъятия регистров, как и при изъятии «первички», их копии включаются в состав документов бухгалтерского учета. Обязательные к применению «единые» формы бухгалтерским регистров устанавливаются только для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством. Остальным экономическим субъектам предоставлена свобода в отношении количества, структуры, внешнего вида и прочих параметров бухгалтерских регистров. Бланки разработанных и утвержденных форм регистров должны стать частью учетной политики организации. Это важно не только с позиций бухгалтерского учета, но и в контексте действующего налогового законодательства. Статьей 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Состав этого правонарушения подразумевает не только отсутствие счетов-фактур, регистров налогового учета или первичных документов, но и отсутствие регистров бухгалтерского учета, равно как и несвоевременное либо неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Фактически это означает, что после 1 января 2013 г. налоговые органы могут оштрафовать организацию по ст. 120 НК РФ (или как минимум отказаться признавать ее расходы для целей налогообложения) и если обнаружат, что в каком-то из регистров бухгалтерского учета организации отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ.

Еще один нюанс, которому следует уделить внимание, заключается в следующем: в Законе N 402-ФЗ отсутствуют положения, аналогичные нормам п. 4 ст. 10 Закона N 129-ФЗ о признании информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, коммерческой тайной. Другими словами, с 1 января 2013 г. данные регистров не признаются коммерческой тайной. Но это, конечно же, не означает, что доступ к регистрам бухгалтерского учета автоматически получают все желающие. Экономический субъект не обязан допускать к бухгалтерским регистрам любых лиц или передавать им регистры по запросу для ознакомления. В Законе N 402-ФЗ говорится лишь о случаях, когда:

— законодательство или конкретный договор с контрагентом предусматривают представление копии либо оригинала регистра соответствующему государственному органу или какому-то лицу;

— производится изъятие регистров — опять же в соответствии с нормами законодательства.

И наконец, еще раз вернемся к изменениям, которые планируется внести в Закон N 402-ФЗ. Отчасти о них уже сказано в предыдущем пункте — законодатели планируют запретить принимать к учету документы, оформляющие не имевшие места факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки, а также регистрировать мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым предлагается понимать несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в т.ч. неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Притворным считается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в т.ч. притворные сделки).

Кроме того, в ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ говорится, что бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах (если иное не установлено федеральными стандартами). Предполагается внести в ст. 10 дополнительную норму, в соответствии с которой не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров. Если это предложение все-таки появится в новой редакции Закона N 402-ФЗ, повышение внимания к регистрам в контексте ст. 120 НК РФ станет еще более актуальным. Ведь эта норма фактически «приравнивает» ведение бухгалтерского регистра к ведению бухгалтерского счета. Соответственно, за отсутствие регистра организацию вполне могут оштрафовать. С появлением новой нормы связь между любыми нарушениями заполнения регистров и отражения в них информации, зафиксированной в первичных учетных документах, и неправильным отражением информации на счетах бухгалтерского учета станет однозначной.

Регистры бухгалтерского учета госсектора

Российский бухгалтер, N 7, 2015 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Регистры бухгалтерского учета госсектора

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Данное требование содержится в п.1 ст.10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Формы регистров бухгалтерского учета утверждается руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета установлены отдельно для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Это следует из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года N 34н (далее — ПБУ).

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Из Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) следует, что с 1 января 2013 года формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению. Исходя из ч.5 ст.10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч.4 ст.10 Закона N 402-ФЗ. К ним в частности относятся:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (п.20 ПБУ).

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (п.7 ст.10 Закона N 402-ФЗ).

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Это так же подтверждено в письме Минфина России от 10 декабря 2013 года N 02-06-005/54148 «Об исправлении ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета».

— ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и не требующая внесения изменения данных в регистрах бухгалтерского учета (Журналах операций), исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

— ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), в зависимости от ее характера, отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью;

— ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера, отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра в порядке, предусмотренном положениями настоящего пункта, записями, подтвержденными Справками.

Стоит помнить, что в соответствии с п.22 ПБУ, содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления (п.21 ПБУ).

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерского учета в основном сейчас ведет в электронном виде посредством формирования различных документов в бухгалтерской программе. Так, в программе на базе 1С Бухгалтерия формируются:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.