Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам
Бухгалтерские проводки
В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации
В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:
- расходы по погрузке и транспортировке;
- расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
- комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов определена в приложении 2 к методическим указаниям
Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).
Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:
Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.
Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.
При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.
Список счетов, участвующих в бухгалтерских проводках:
Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов
Как учитывать ТЗР в бухучете
С транспортно-заготовительными расходами (ТЗР) приходится сталкиваться практически каждому предприятию. Их учет имеет особенности: в частности, важно разграничить ТЗР и расходы на сбыт. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет об общих правилах отражения в учете ТЗР.
Какие расходы включают в состав ТЗР
Определения ТЗР в нормативных документах нет. В свое время Минфин в письме от 27.02.2003 г. № 053-2920 указал, что к ТЗР относят «расходы (любые) предприятия, связанные с транспортировкой запасов от поставщиков (станций, причалов) к месту их использования».
Для целей налогового и бухгалтерского учета важно правильно классифицировать расходы на перевозку. Связано это с особым порядком учета ТЗР. Ведь такие расходы увеличивают первоначальную стоимость запасов и уменьшают прибыль только в составе стоимости запасов. При этом ТЗР, в отличие от остальных расходов, включаемых в состав первоначальной стоимости запасов, могут учитываться по особой процедуре – среднему проценту.
Исходя из формулировок п. 9 П(С)БУ 9 к ТЗР относятся следующие расходы:
– расходы на заготовку запасов;
– оплата тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов.
Этот перечень слишком укрупнен, и из него трудно понять, какие именно статьи расходов включают в ТЗР. Более предметно состав ТЗР для производственного предприятия приведен в п. 20 Методрекомендаций № 373. В соответствии с этим документом к ТЗР могут быть отнесены следующие расходы:
1) оплата тарифа (фрахта) за перевозку и разгрузку-погрузку грузов железнодорожным, водным, автомобильным или воздушным транспортом (при условии, что такие расходы возлагаются на покупателя);
2) провозная плата со всеми дополнительными сборами (кроме штрафных санкций), если такие расходы возлагаются на покупателя;
3) расходы на противопожарную и сторожевую охрану при транспортировке запасов до покупателя транспортом (при условии, что такие расходы возлагаются на покупателя);
4) расходы по доставке и разгрузке на складах предприятия прибывших запасов (кроме оплаты труда постоянных складских работников, которая относится к расходам на содержание заводских складов).
Для включения в состав ТЗР необходимо четко обозначить, что такие расходы относятся именно к доставляемым на предприятие запасам. Тогда к ТЗР могут быть отнесены расходы по разгрузке, оплаченные:
– собственному персоналу, который получает отдельно оплату за разгрузку запасов.
А вот амортизацию внутризаводского транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов, коммунальные расходы на содержание соответствующих помещений, оплату труда грузчиков и иных складских работников, занятых на погрузке-разгрузке запасов различного предназначения, по всей видимости, к ТЗР не относят. Такие расходы согласно п. 20 Методрекомендаций № 373 включают в состав административных расходов;
5) расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных предприятием в местах заготовки (закупки) запасов;
6) средства, израсходованные на командировки по непосредственной заготовке запасов и доставке (сопровождению) их на склады предприятия с мест заготовок, в частности, командировочные расходы водителей и грузчиков предприятия по доставке грузов от поставщиков.
В то же время не включаются в состав ТЗР:
1) расходы на содержание отделов снабжения (других отделов (служб) предприятия с аналогичными функциями, занимающихся обеспечением предприятия запасами). В эту группу включаются, в частности, расходы на амортизацию помещений, занятых отделом снабжения и другими службами, связанными с заготовкой запасов; коммунальные расходы на содержание соответствующих помещений, услуги сторонних организаций, связанных со снабжением (в частности, услуги связи). В Методрекомендациях № 373 эти расходы причислены к административным расходам;
2) суммы ввозной пошлины, суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественных технических характеристик запасов; потери и недостачи запасов в пределах норм естественной убыли, обнаруженные при оприходовании приобретенных запасов, возникшие при их транспортировке (эти расходы включаются в первоначальную стоимость запасов в качестве отдельной составляющей);
3) расходы на командировки, связанные с согласованием технических условий и оформлением договоров на поставку запасов.
Согласно правилам Инкотермс покупатель может получать товар на различных условиях, в частности, стоимость доставки запасов может быть:
1) включена в цену товара;
2) установлена сверх цены товара;
3) возложена на покупателя.
Очевидно, что расходы на перевозку товара, которые возлагаются на продавца (первый и второй вид из указанных расходов), относятся у продавца к расходам на сбыт.
У покупателя расходы, которые включаются в цену товара, не относятся к ТЗР. Такие расходы являются полноценной составляющей первоначальной стоимости запасов и относятся к статье «суммы, уплачиваемые согласно договору поставщику (продавцу)».
Расходы второй и третьей групп могут считаться ТЗР.
Перевозки собственным транспортом
Если покупатель доставляет приобретенные запасы собственным транспортом, он несет определенные расходы, в частности расходы на оплату топлива; зарплату водителей, экспедиторов, заготовителей; единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование с такой зарплаты; амортизацию транспорта, задействованного в перевозке запасов и т.п.
Указанные расходы также относятся к ТЗР, что подтвердил Минфин в письме от 14.03.2005 г. № 31-04200-30-10/3778, а также в Методрекомендациях № 373.
Иногда собственным транспортом перевозятся как приобретенные запасы, так и проданные покупателям. В таких случаях необходимо разграничить расходы между обозначенными видами перевозок: расходы первого вида считаются ТЗР, второго – расходами на сбыт.
Если на предприятии калькулируется себестоимость вспомогательных подразделений (в данном случае транспортного цеха), расходы распределяются между статьями согласно калькуляции транспортных услуг.
В том случае, когда себестоимость отдельно не калькулируется, в положении об учетной политике предприятия следует установить критерии распределения обозначенных расходов.
К примеру, расходы на топливо и амортизацию транспорта могут быть распределены между ТЗР и сбытовыми расходами пропорционально километражу, указанному в первичных документах.
Здесь стоит заметить, что ранее для целей учета транспортной работы оформлялся в обязательном порядке путевой лист. Сейчас путевой лист уже не значится в перечне документов, необходимых при перевозке товаров, в Правилах № 363 и в Законе № 2344. В связи с этим сейчас оформлять путевой лист необязательно, что подтверждают и официальные органы (см., к примеру, письма Министерства инфраструктуры Украины от 25.07.2013 г. № 8312/25/10-13, Департамента Государственной автомобильной инспекции МВД Украины от 18.04.2013 г. № 4/3-4759, Государственной службы статистики Украины от 23.07.2013 г. № 05.2-8/107).
В то же время этот документ крайне желателен для учета работы водителя и списания топлива, как в управленческих, так и в учетных целях. Поэтому субъекты хозяйствования на практике используют путевой лист, который сейчас можно составить в произвольной форме, но с учетом обязательных реквизитов первичного документа, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 996.
Заработную плату водителей и экспедиторов с учетом единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование можно распределить пропорционально времени, затраченному на соответствующие поездки.
Предприятие перевозит собственным автомобилем как приобретенные товары, так и доставляет товары своим покупателям. За февраль 2017 г. были понесены расходы на заправку автомобиля в размере 2400 грн с НДС (в т. ч. НДС – 400 грн), зарплата водителя составила 6000 грн, ЕСВ с зарплаты – 1320 грн. Амортизация автомобиля, начисленная в феврале, составила 1000 грн.
Предприятие распределяет все расходы на перевозку пропорционально километражу. Согласно данным путевых листов всего автомобилем за февраль 2017 г. было пройдено 700 км, в том числе при доставке запасов на предприятие пройдено 400 км, доставке товаров покупателям – 300 км.
Сумму расходов, включаемых в состав ТЗР, определяют так:
(2400 грн / 1,2 + 6000 грн + 1320 грн + 1000 грн) / 700 км х 400 км = 5897,14 грн.
Сумма расходов, которая включается в расходы на сбыт, составит:
(2400 грн / 1,2 + 6000 грн + 1320 грн + 1000 грн ) / 700 км х 300 км = 4422,86 грн.
Этот расчет желательно подтвердить бухгалтерской справкой.
ТЗР: общий принцип учета
Сразу заметим, что в учете по налогу на прибыль не предусмотрено корректировок финансового результата до налогообложения по операциям с ТЗР. Поэтому все плательщики отражают их в «прибыльном» учете исключительно по правилам бухгалтерского учета. Это подтверждают и налоговики (см., к примеру, письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 44/6/99-99-15-02-02-15).
В П(С)БУ 9 предусмотрено два варианта отражения ТЗР в бухгалтерском учете.
Прямое включение в стоимость запасов. Этот вариант применяют в ситуации, когда можно достоверно определить суммы расходов, которые непосредственно относятся к приобретенным запасам (п. 5.5 Методрекомендаций № 2, п. 2.4 разд. II Методрекомендаций № 635). Тогда ТЗР в периоде приобретения запасов сразу (при оприходовании) включают в их первоначальную стоимость и отражают на соответствующих субсчетах учета запасов.
Учет ТЗР на отдельном субсчете. В этом варианте ТЗР учитывают на отдельном субсчете и списывают лишь в момент выбытия запасов исходя из среднего процента ТЗР. То есть фактически ТЗР включается не в первоначальную стоимость каждой конкретной единицы запасов, а в фактическую себестоимость их выбытия (реализации, расходования и пр.).
Для учета ТЗР рекомендовано использовать:
– в торговле субсчет 289 «ТЗР» (см. приложение к П(С)БУ 9);
– в производстве: либо субсчет 200 «Транспортно-заготовительные расходы на запасы» с аналитикой в разрезе отдельных групп запасов либо субсчета второго порядка, к примеру, субсчет 2011 «Транспортно-заготовительные расходы на сырье и материалы» (см. п. 5.5 Методрекомендаций № 2).
При этом субсчета ТЗР открывают в разрезе отдельных групп запасов (п. 5.5 Методрекомендаций № 2, п. 2.4 разд. II Методрекомендаций № 635). Причем предприятие самостоятельно может решить, какие именно группы запасов следует выделить для отдельного учета ТЗР по среднему проценту.
На практике иногда возникает вопрос: можно ли совместить прямой и усредненный метод учета ТЗР? Нормативные документы не содержат запрета на проведение таких действий, но это необходимо обосновать. В частности, если предприятие желает определять ТЗР в отношении одних наименований или видов запасов по среднему проценту, а других – прямым счетом, в положении об учетной политике следует разграничить указанные группы запасов.
В бухгалтерском учете ТЗР можно отражать исходя из установленных критериев существенности, что предусмотрено, в частности, пп. 2.20.1 разд. II Методрекомендаций № 635.
В отношении отдельных объектов учета такие критерии могут быть установлены в пределах 3 % от итога всех активов предприятия. До достижения данных критериев суммы таких расходов сразу списываются на счета реализации запасов. При этом для сопоставления с порогом существенности, по всей видимости, следует анализировать общую сумму ТЗР, подлежащую отражению на отдельном субсчете, а не каждую операцию.
С деталями учета ТЗР вы можете ознакомиться в статье «Транспортно-заготовительные расходы: процедура расчета» издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 16-17 за 2017 год).
4. П(С)БУ 9 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.
5. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.
6. Методрекомендации № 2 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.
7. Методрекомендации № 373 – Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. № 373.
8. Методрекомендации № 635 – Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.
Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?
- Что такое ТЗР?
- Способы учета ТЗР
- Способы списания ТЗР
- Итоги
Что такое ТЗР?
Что такое транспортно-заготовительные расходы? На этот вопрос каждая организация должна ответить для себя самостоятельно, закрепив перечень таких расходов в учетной политике. На помощь в этом вопросе могут прийти следующие НПА:
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
С 2021 года учет МПЗ регулирует новый ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменились существенно. Изменения подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) — раздел «Транспортировка и хранение».
Примеры возможных составляющих ТЗР ищите в этой статье.
Способы учета ТЗР
Как организация будет отражать расходы, сопутствующие покупке МПЗ, также обязательно зафиксировать в учетной политике. Возможен выбор учета ТЗР из следующих вариантов:
- С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
- С использованием отдельного субсчета на счетах учета МПЗ 10 «Материалы» или 41 «Товары».
- Непосредственно включая в фактическую стоимость МПЗ.
- На счете 44 «Расходы на продажу» — только для товаров.
Первые три способа применимы как к закупке материалов, так и к закупке товаров. Они вытекают из требования п. 11 ФСБУ 5/2019 о том, что расходы на доставку и заготовку входят в фактическую стоимость МПЗ. К тому же в инструкции к Плану счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) в описании 41-го счета говорится о том, что счет 15 для товаров используется так же, как для материалов. Поэтому первые три метода мы объединяем для всех материально-производственных запасов. А вот 4-й метод в силу п. 21 ФСБУ 5/2019 используется только для товаров при осуществленни торговой деятельности.
Какими способами ТЗР учитываются при налогообложении, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Рассмотрим на примерах применение каждого способа бухучета ТЗР.
ООО «Кассиопея» производит подшипники. Бухучет материалов ведется по плановым ценам. ТЗР включаются в состав отклонений фактической стоимости от плановой. В августе ООО «Кассиопея» закупило 120 т сталепроката по 33 966,10 руб. за тонну, итого 4 075 932 руб. (вкл. НДС 20% — 679 322 руб.). За доставку этого сырья было заплачено 88 474,80 руб. (вкл. НДС 20% — 14 745,80 руб.). Плановая стоимость тонны сталепроката — 27 000 руб.
Учет транспортных расходов торгового предприятия
Каждое торговое предприятие сталкивается с вопросом учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Затраты на транспортировку товара бывают двух видов:
- расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
- расходы на доставку товаров покупателям.
Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.
Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара
Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.
Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:
- включать затраты в стоимость товара;
- отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.
Способ 1. Включение товарно-заготовительных расходов в стоимость товара
Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать. Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.
1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.
2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.
Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.
Как принять этот товар на склад?
Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:
Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.
Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного круглого стола с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.
Аналогичные расчеты проводим для второй партии:
Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.
Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.
Цена овального стола с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.
Проводки по учету полученного товара с учетом доставки
Оприходована партия круглых столов
Оприходована партия овальных столов
Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68.НДС К19.
Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1(2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.
Способ 2. Отражение транспортно-заготовительных расходов на счете 44
ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44.ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44.ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.
Пример учета ТЗР на счете 44
Воспользуемся примером, рассмотренным ранее.
В течении месяца поставщиком был поставлен товар, указанный ниже, стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.
1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.
2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.
Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.
Помимо этого организация сама закупала товар и доставляла его к себе на склад.
ТЗР за месяц при этом следующие:
Бензин — 2000 руб.
Ремонт автомобиля — 4000 руб.
Заработная плата водителя — 15000 руб.
Начисленные страховые взносы на з/п водителя (30%) – 5000 руб.
Амортизация автомобиля — 1000 руб.
Проводки по учету товарно-заготовительных расходов за месяц
Оприходована партия круглых столов
Оприходована партия овальных столов
Учтены расходы на доставку
Списаны расходы на бензин
Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО
Начислена заработная плата водителю
Начислены страховые взносы на зарплату водителя
Отражена амортизация автомобиля
В конце месяца нужно списать не все эти расходы, а только их часть, пропорциональную отгруженным товарам. Каким образом определить величину расходов, подлежащих списанию?
Для этого нужно проанализировать два счета: 41 «Товары» и 44.ТР «Расходы на продажу».
Допустим на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), продано в течении месяца было товара на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).
Начальное сальдо по дебету, допустим, 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета были отражены расходы в размере 70 000 руб.
Таким образом, получается, что товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы на сумму 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44.ТЗР) Определим теперь сумму расходов, которую нужно списать с кредита счета 44.ТР и которая будет соответствовать проданным товарам.
ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.
Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.
Списана сумма расходов на доставку приобретенных товаров в связи с его реализацией.
Общая формула для расчет ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44.ТР + оборот по дебету за месяц счета 44.ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).
Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.
Транспортные расходы по доставке товаров покупателям
Если покупатель забирает товар самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца при этом не возникают.
Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.
Как учитывать ТЗР в бухучете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация применяет УСН («доходы минус расходы»). Вид деятельности — производство мебели. Пользуется услугами транспортных компаний по доставке:
— материалов, участвующих в производстве продукции;
— инвентаря и сопутствующих материалов.
Как в бухгалтерском и налоговом учете должны учитываться транспортные расходы в этих двух случаях?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов учитываются в составе материальных расходов после фактического оказания указанных услуг и их оплаты.
О порядке отражения данных расходов в бухгалтерском учете организации смотрите ниже.
Обоснование позиции:
УСН
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Исходя из п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
На основании п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация, применяющая УСН и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов в составе материальных расходов. Учитывая положения пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, указанные транспортные расходы принимаются к учету после их фактического оказания и оплаты.
Бухгалтерский учет
Расходы, связанные с приобретением МПЗ, признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе материальных затрат (п. 5, п. 7, п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Затраты на транспортные услуги по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ), включаются в фактическую себестоимость МПЗ (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01)).
Согласно п.п. 68, 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н) (далее — Методические указания) затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов*(1) в организацию и включаемые в фактическую себестоимость приобретенных за плату материалов, представляют собой транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР).
В соответствии с п. 83 Методических указаний организация самостоятельно устанавливает в учетной политике, каким способом учитывать ТЗР, а именно путем:
— отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
— отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
— непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала*(2).
ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.) (п. 86 Методических указаний).
В общем случае учет ТЗР ведется по отдельным видам и (или) группам материалов. Однако если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР, их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов (п. 84 Методических указаний).
В этом случае списание транспортных расходов следует осуществлять согласно п. 87 Методических указаний. А именно, списание на расходы ТЗР по отдельным видам или группам материалов будет производиться пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости, израсходованных материалов.
При этом п. 88 Методических указаний допускается применение упрощенных вариантов для распределения величины ТЗР, в частности:
— при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство»;
— если удельный вес ТЗР не превышает 5% к договорной (учетной) стоимости материалов, то ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.
Таким образом, организация самостоятельно определяет, какой вариант принятия к учету затрат на доставку материалов она будет использовать. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Что касается расходов по доставке инвентаря, то данные расходы, как указывалось ранее, включаются в фактическую себестоимость данного имущества (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01).
Вместе с тем в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета*(3), может оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;
— Энциклопедия решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН;
— Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
12 августа 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы (п. 42 Методических указаний).
*(2) Данный способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
*(3) Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета установлено ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (за исключением организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ): субъекты малого предпринимательства; некоммерческие организации; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».