Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Особенности аудиторского финансового контроля

г) Аудиторский (независимый) контроль

Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе.*

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствовать ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель — укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита — преимущественно децентрализованные финансы.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Профессиональный внутренний контролер (внутренний аудитор)

Описание курса

Содержание курса

Раздел «Правовые основы регулирования внутреннего контроля и внутреннего аудита в РФ»

Тема 1. Финансовый контроль в Российской Федерации

1.1. Классификация и характеристика финансового контроля по основаниям и видам: заказчики и потребители финансовой информации, виды финансового контроля.
1.2. Внутренний финансовый контроль: понятие и цели внутреннего финансового контроля, внутрихозяйственный бухгалтерский, аудиторский, управленческий, ревизионный и внутриведомственный контроль.
1.3. Внешний финансовый контроль: понятие внешнего финансового контроля, общественный финансовый контроль, сущность, цели и задачи государственного финансового контроля, налоговый и валютный контроль.
1.4. Независимый аудиторский финансовый контроль.

Тема 2. Внутренний контроль в системе финансового контроля

2.1. Правовые основы регулирования внутреннего контроля.
2.2. Рекомендации Минфина РФ по организации и осуществлению внутреннего контроля.
2.3. Положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» об осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля.
2.4. Требования к системе внутреннего контроля организаций в целях проведения налогового мониторинга.
2.5. Правовые основы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и противодействию коррупции.

Тема 3. Внутренний аудит в системе финансового контроля

3.1. Правовые основы внутреннего аудита.
3.2. Роль и место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля.
3.3. Международные стандарты аудита. Международный стандарт аудита (МСА).

Тема 4. Регулирование государственного (муниципального) финансового контроля в РФ

4.1. Правовое регулирование государственного (муниципального) финансового контроля, его объекты, виды, методы.
4.2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Деятельность Счетной палаты РФ по проведению контрольных и экспертно ¬аналитических мероприятий в рамках государственного (муниципального_ финансового контроля. Стандарты счетной палаты РФ и порядок их применения.

Раздел «Использование методов внешнего аудита и экономического анализа для целей внутреннего контроля и внутреннего аудита»

Тема 1. Применение принципов внешнего аудита для целей внутреннего контроля и внутреннего аудита

1.1. Виды аудита и их характеристика. Обязательный и инициативный аудит. Особенности государственного аудита. Сопутствующие аудиторские услуги, прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.
1.2. Итоговые документы аудита. Аудиторское заключение: состав, структура, характеристика. Виды модифицированных мнений в аудиторском заключении. События после отчетной даты в аудите. Особенности применения в аудите работы третьих лиц.
1.3. Внешний и внутренний контроль качества в аудите. Противодействие легализации отмыванию доходов и финансированию терроризма, коррупции в аудите.
1.4. Взаимодействие внешнего и внутреннего аудита.

Тема 2. Экономический анализ, его сущность и методы, необходимость применения в рамках внутреннего контроля и аудита

2.1. Сущность, классификация и особенности применения аналитических процедур в аудиторской деятельности.
2.2. Роль экспресс-анализа в аудиторской деятельности.
2.3. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
2.4. Показатели, используемые Федеральной налоговой службой при анализе финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Раздел «Профессиональные стандарты «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» и «Внутренний аудитор»

Основные положения профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»:

Тема 1. Международные стандарты внутреннего аудита

1.1. Международные основы профессиональной практики, их роль и значение в проведении внутреннего аудита. Адаптация международной практики к российским условиям.
1.2. Мониторинг решения проблемных вопросов. Информирование о принятых рисках.

Тема 2. Стандарты оценки эффективности внутреннего аудита для государственного сектора

2.1. Международные стандарты высших органов аудита.
2.2. Международные стандарты качества менеджмента организации.
2.3. Национальный стандарт ГОСТ Р 57189-2016/ISO/TS 9002:2016.

Тема 3. Профессиональная этика

3.1. Основные принципы профессиональной этики, концептуальный подход к их соблюдению. Угрозы основным принципам этики и меры предосторожности. Понятие этических конфликтов, их разрешение.

Раздел «Организация и методика внутреннего контроля (внутреннего аудита)»

Тема 1. Подходы к организации основных направлений осуществления внутреннего контроля

1.1. Модель внутреннего контроля COSO. Закон Сарбейнса — Оксли. Понятие системы внутреннего контроля аудируемого лица. Значение оценки системы внутреннего контроля при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.2. Разработка внутренних организационно-распорядительных документов и стандартов для осуществления внутреннего контроля (аудита).Организация и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни. Рекомендации Министерства финансов РФ. Определение направлений внутреннего контроля в деятельности организации. Методы и периодичность осуществления внутреннего контроля.

Тема 2. Внутренний контроль и внутренний аудит эффективности и результативности

2.1. Показатели эффекта (результата) и эффективности (результативности). Эффект как результат экономического субъекта, формирующийся в абсолютном выражении (выручка, прибыль, маржинальный доход). Эффективность как относительный показатель. Эффективность на уровне экономического субъекта (рентабельность продаж, продукции, капитала). Анализ эффективности использования ресурсного потенциала экономического субъекта (фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, производительность труда, трудоемкость продукции, работ, услуг).

Тема 3. Внутренний контроль и внутренний аудит достижения операционных и финансовых показателей

3.1. Генеральный (главный) бюджет экономического субъекта. Операционный бюджет. Внутренний контроль показателей бюджета продаж. Бюджеты переходящих запасов. Бюджет производства. Показатели бюджетов как база для сравнения в рамках внутреннего контроля Показатели бюджета материальных ресурсов. Показатели бюджета затрат на оплату труда. Бюджет накладных расходов и их внутренний контроль. Бюджет расходов на продажу.
3.2. Годовой бюджет. Квартальные бюджеты и бюджеты по месяцам. Контроль корректировки бюджетов. Скользящие бюджеты. Контроль группировки затрат на переменные и постоянные. Внутренний контроль поиска управляющей системой лучшего варианта решения по использованию ограниченных ресурсов. Внутренний контроль документирования целей экономического субъекта. Критерии оценки выполненной работы.

Тема 4. Внутренний контроль и внутренний аудит сохранности активов

4.1. Внутренний контроль обеспечения материальной ответственности. Контроль наличия приказов о назначении МОЛ, положений договоров о материальной ответственности.
4.2. Контроль условий хранения активов с целью обеспечения их сохранности.
4.3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
4.4. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Порядок возмещения вреда.

Тема 5. Внутренний контроль и внутренний аудит достоверности финансовой отчетности

5.1. Бухгалтерская финансовая отчетность как объект внутреннего контроля. Общая последовательность внутреннего контроля ведения учета, составления отчетности.
5.2. Планирование проверки. Формирование массива информации, подлежащей проверке. Целесообразность определения в рамках внутреннего контроля допустимой величины ошибки в виде существенности. 5.3. Методика аудиторской оценки качества бухгалтерской отчетности.

Тема 6. Внутренний контроль и внутренний аудит соблюдения законодательства

6.1. Контроль соблюдения в организации системы нормативного регулирования ведения учета и составления отчетности.
6.2. Контроль в целях противодействия коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Виды сделок, экономические субъекты, подпадающие под внутренний контроль в целях противодействия коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
6.3. Результаты оценки и оцененный уровень риска несоблюдения экономическим субъектом законодательства о противодействии коррупции используются при дальнейшем рассмотрении системы внутреннего контроля экономического субъекта.
6.4. Методика аудиторской оценки соответствия требованиям нормативных документов.

Тема 7. Организация и методика внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

7.1. Цели и задачи внутреннего финансового контроля. Способы контрольных действий.
7.2. Контрольные процедуры, порядок их применения и оформления в Карте внутреннего финансового контроля.
7.3. Актуализация Карты внутреннего финансового контроля.

Раздел «Практикум по внутреннему контролю (внутреннему аудиту)»

Тема 1. Практическая реализация элемента «Контрольная среда»

1.1. Контрольная среда как совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта (получателя бюджетных средств), которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю.
1.2. Разработка специальных документов по ведению внутреннего контроля получателями бюджетных средств.
1.3. Разработка специальных документов по ведению внутреннего контроля иными экономическими субъектами.

Тема 2. Управление рисками и их оценка

2.1. Основные этапы управления риском. Методы выявления системой внутреннего контроля потенциальных рисков; оценка рисков, оценка вероятности наступления того или иного негативного события, оценка его возможного влияния на финансовую (бюджетную) отчетность; принятие необходимых мер в отношении риска посредствам разработки и проведения соответствующих процедур внутреннего контроля.
2.2. Неотъемлемый риск как оценка внутренним аудитором (контролером) возможности наличия существенных нарушений в отчетности экономического субъекта (получателя бюджетных средств) ввиду влияния на его деятельность различных внешних и внутренних факторов (факторов различной степени определенности). Риск средств контроля. Риск необнаружения. Риск угрозы непрерывности деятельности. Практическая реализация SWOT-анализа, как анализа сильных и слабых сторон организации. PEST- анализ, как анализ выявления политических, экономических, социальных и технологических рисков внешней среды.

Тема 3. Разработка процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита и их документальное оформление

3.1. Практика разработки документов, утверждающих процедуры и методы в отношении предпосылок составления финансовой (бюджетной) отчетности по проверке ведения учета и составления отчетности.

Тема 4. Практические аспекты элемента «Информация и коммуникация»

4.1. Информационная политика как функция управления информационными потоками. Документы, обеспечивающие механизм доведения приказов руководства (рекомендаций отдела внутреннего контроля) до подразделений, конкретных работников, Документы, обеспечивающие обратную связь — графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Тема 5. Оценка системы внутреннего контроля

5.1. Оценка элементов внутреннего контроля.
5.2. Периодичность оценки внутреннего контроля. Определение объема оценки внутреннего контроля руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) экономического субъекта (получателя бюджетных средств).

§ 4. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контролъ — это независимый вненеве-домственный контроль, осуществляемый в качестве предпри>ини-мательской деятельности — аудиторской деятельности. ТаГакоИ контроль имеет важное значение в условиях развития рыноч>чноИ экономики. Использование аудиторской формы контроля я зволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих тов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на к

хрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финан-сового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 авгу-ста 2001 г. «Об аудиторской деятельности» 1 . Согласно Закону (ст. 1)) аудиторская деятелъностъ (аудит)это предпршшма-тельская деятелъностъ по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности органызаций и индивыдуалъных предпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи-нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соот-ветствии порядка ведения бухгалтерского учета законодателъ-ству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское за-ключение. Это официальный документ, составленный в соответ-ствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской орга-низации или индивидуального аудитора о достоверности фи-нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соот-ветствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода-тельству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государ-ственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодатель-ством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму ^онтроля, предписывая обязательность аудита в указанных за- к °нодательством случаях (ст. 7). Это относится к государствен- Нь ш внебюджетным фондам, кредитным и страховым организа-Циям, государственным и муниципальным унитарным предпри-^ т иям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский Финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с ° с Ударственно-властными предписаниями правил (стандартов)

1 СЗ рф. 2001. № 33. Ст. 3422; № 51. Ст. 4829; 2002. № 1. Ст. 2.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

Глава 5. Правовые основы финансового контроля

аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведе-ния и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость ауди-торских организаций и аудиторов, самостоятельность вступле-ния аудируемых лиц в договорные отношения об оказании ауди-

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предприниматель-ской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания со-путствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц, желающих занимать-ся этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской орга-низации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществ-ление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства бб аудите Закон устанавли-вает ответственностъ аудиторских организаций, их руководи-телей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, под-лежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-пра-вовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федералъного органа государственного регулирования аудиторской деятельности, кото-рым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельнос-ти; организация системы надзора за соблюдением лицензион-ных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организа-циями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государствен-ных реестров аттестованных аудиторских организаций и инди-видуальных аудиторов; аккредитация профессиональных ауди-торских объединений 1 .

1 См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельно-сти в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 583.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимают под финансовым контролем? Каково его значение?

2. Что составляет основное содержание финансового конт-роля?

3. Что понимается под методами финансового контроля? Назовите их.

4. Охарактеризуйте ревизию как метод финансового контро-ля, виды ревизий. Каково значение и порядок оформления акта ревизии?

5. Что понимают под финансовой дисциплиной?

6. Что изменилось в содержании и организации финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике?

7. На какие виды подразделяется финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления?

8. Какие виды финансового контроля выделяются в зависи-мости от органов, осуществляющих его?

9. На основе Конституции РФ рассмотрите полномочия представительных (законодательных) органов власти, их коми-тетов, комиссий, депутатов в области финансового контроля.

10. Как организовано осуществление президентского финан-сового контроля?

11. Охарактеризуйте правовое положение, функции и права Контрольного управления Президента РФ.

12. Каковы полномочия по финансовому контролю Правитель-ства РФ, правительств и администраций субъектов Федерации?

13. Каковы полномочия Министерства финансов РФ по финансовому контролю? Какие в этой области созданы подве-домственные ему органы?

14. Каковы контрольные функции Федерального казначей-ства (федеральной службы) и санкции, применяемые этим орга-ном? Каковы функции Федеральной службы финансово-бюд-жетного надзора, Федеральной службы страхового надзора? Какому органу они подведомственны?

15. Назовите полномочия налоговых органов в области фи-нансового контроля и применяемые этими органами санкции.

16. Охарактеризуйте функции банков (кредитных организа-ций) в области финансового контроля.

17. Охарактеризуйте функции контроля и надзора, осуществ-ляемые Центральным банком РФ за деятельностью коммерче-ских банков.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

18. Что понимается под ведомственным финансовым конт-ролем, каковы его задачи, субъекты, осуществляющие этот кон-троль?

19. Что понимается под внутрихозяйственным (внутренним) финансовым контролем? Кто его осуществляет?

20. Что такое бухгалтерский учет и каково его значение для проведения финансового контроля?

21. Каковы права и обязанности главного бухгалтера в обла-сти финансового контроля?

22. Что представляет собой Федеральная служба по финансо-вому мониторингу: каковы ее задачи, кому (какому органу) она подведомственна?

23. Охарактеризуйте общественный финансовый контроль, его правовые основы.

24. Определите понятие и особенности аудиторского финан-сового контроля.

25. Что понимается под термином «аудируемые лица»?

26. В каких случаях проводятся обязательные аудиторские проверки? Какие меры взыскания применяются в случае укло-нения от них?

27. На основании законодательства назовите права и обязан-ности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов.

28. На основе законодательства сформулируйте понятие аудиторского заключения.

29. Кто (какой орган) является уполномоченным федераль-ным органом государственного регулирования аудиторской де-ятельности? Определите на основании нормативных актов его функции.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

3)анализ финансового планирования;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит) — этопредпринима-тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской, организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится к государственным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведения и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация лиц желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО