Методика раздельного учета затрат по госконтрактам

Методика раздельного учета затрат по госконтрактам

  • Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов
  • Как оформить положение по раздельному учету затрат?
  • Элементы организации раздельного учета по госконтрактам
  • Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты
  • Итоги

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:

  • кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
  • федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
  • нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
  • НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
  • нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).

Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:

Минфин разъяснил вопросы ведения раздельного учета при использовании на основании госконтрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:

  • в виде раздела учетной политики;
  • в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
  • в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
  • отдельной инструкцией;
  • в иной, удобной для организации форме.

Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:

  • обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.

Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:

  • закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
  • счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.

За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.

Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:

  • общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
  • оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
  • группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
  • методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
  • итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.

О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):

  • прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
  • накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).

В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:

  • формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
  • описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
  • сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
  • порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
  • иные аспекты.

С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.

Итоги

Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).

Как вести раздельный учет в 2021 году

Раздельный учет ГОЗ — это отдельная регистрация финансовых результатов по каждому контракту. Так делают, только если у исполнителя открыт счет в Федеральном казначействе. В 2021 году правила изменились.

Скачать Приказ Минфина №255н от 25.12.2019 из КонсультантПлюс
Скачать Постановление Правительства РФ №47 о раздельном учете из КонсультантПлюс
Скачать Приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019 из КонсультантПлюс
Скачать совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019 из КонсультантПлюс

Раздельный учет результатов ФХД

Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.

Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

По новым правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу и формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности не отличается от других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок его ведения в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что требуется от участников гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Вот основные правила для получателей целевых средств:

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам. Подробнее: «Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу».
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление проводится по особым требованиям.

Правила ведения раздельного учета в 2021 году

В Приказе №334н от 30.12.2020 Минфин утвердил новый порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу на 2021 год. Общие правила довели до соответствия Федеральному закону о бюджете на 2021 год и 2022–2023 плановый период №385-ФЗ от 08.12.2020. Все получатели целевых средств обязаны вести раздельный учет:

  • доходов;
  • расходов;
  • активов (имущественные права, основные средства, нематериальные активы, деньги, дебиторская задолженность);
  • обязательств (кредиторская задолженность);
  • других объектов учета.

В бухгалтерии разделительный учет по гособоронзаказу ведется по каждому госконтракту, договору о капитальных вложениях или проведении капитального ремонта, соглашению, контракту по ГОЗ. Получатели денег проводят бухучет по правилам из Приказа Минфина №334н и локальной учетной политики учреждения.

Общие правила утверждены Приказом Минфина №255н от 25.12.2019. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения предыдущего Приказа №4н.

Инструкция, как вести бухучет гособоронзаказа по Постановлению 47 в 2021 году:

  1. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ. Источники финансирования — субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  2. Разделяют не только доходы, но и расходы, активы и обязательства.
  3. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  4. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  5. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  6. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  7. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  8. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
  9. Заказчик обязан проинформировать территориальное отделение ФК (ТОФК) об исполнении контракта.

Основные документы, подтверждающие ведение раздельного учета по гособоронзаказу:

  • бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфина №52н от 30.03.2015);
  • расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н);
  • структура цены — расходная декларация (приложение №2 к Приказу №255н).

Расходную декларацию подписывает руководитель получателя целевых средств или другое уполномоченное лицо. Он указывает фамилию, имя, отчество, должность и дату составления. К указанным документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов.

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Раздельный учет гособоронзаказа

Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):

  • головной исполнитель — тот, кто заключил контракт с заказчиком по государственному оборонному заказу;
  • исполнитель — тот, кто находится в кооперации с головным исполнителем и подписал с ним соглашение на исполнение ГОЗ.

Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками. Деятельность исполнителей регламентируют:

Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Для таких поставщиков ГОЗ правила закрепляет действующий закон о бюджете и его подзаконные акты. Если у соисполнителя третьего уровня открыт отдельный счет в ТОФК, то придется разделять результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Если казначейского сопровождения нет, ведите бухучет как обычно.

Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:

  1. Открывают специальные счета в ФК (инициируют казначейское сопровождение).
  2. Создают отдельные аналитические счета бухучета для регистрации расходов по каждому контракту.
  3. Раскрывают структуру цены по статьям калькуляции (расчет цены единицы продукции ведется по форме из приложения №1 к порядку, утвержденному Приказом Минпромторга №334 от 08.02.2019).
  4. Составляют перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения №5, 6 к Приказу №334).
  5. Фиксируют другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП РФ 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП №47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса (пп. «в» п. 6 ПП РФ №1765 от 30.12.2018). Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения (пп. «ж» п. 36 ПП РФ №1702 от 28.12.2018).

К каждому госконтракту оформляют:

1. Расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н).

Инструкция по раздельному учету по гособоронзаказу: новые правила с 2021 года

Раздельный учет затрат и формирование результатов по гособоронзаказу — это регистрация итогов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту в разрезе отдельных статей расходов. Его обязаны вести все предприятия, реализующие государственный оборонный заказ. В 2021 году правила обновили.

Скачать Постановление Правительства РФ 47 о раздельном учете
Скачать приказ Минфина №255Н от 25.12.2019
Скачать приказ Минпромторга №334 от 08.02.2019

Что изменилось в 2021 году

09.02.2021 вышел приказ Минфина №334н от 30.12.2020. Норматив утверждает новые правила: учет затрат по гособоронзаказу у исполнителя подрядчика ведется раздельно по соглашениям, государственным контрактам, контрактам учреждения, договорам о капитальных вложениях и капитальном ремонте, контрактам по государственному оборонному заказу.

Правила, действовавшие в 2020-м, особо не изменились: порядок раздельного учета привели в соответствие с Законом №385-ФЗ от 08.12.2020 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов». Раздельный учет обязателен для получателей целевых средств, которые предоставлены по указанным видам соглашений. Бухучет ведется на основании учетной политики учреждения. Все доходы, расходы, обязательства, активы и иные объекты фиксируются раздельно — по аналитическим счетам, предусмотренным в учетной политике. Основание для проведения учетных операций — первичная документация в соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011. В каждом контракте и платежно-расчетных документах к нему указывается идентификатор договора.

Что такое раздельный учет

Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. Такой детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам, регистрирующим расходы по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.

Раздельный учет ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют, в том числе, и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести раздельный учет по гособоронзаказу без ошибок и нарушений.

Какими нормами регулируется

Законодательная база такова:

Кто обязан вести раздельный учет

Раздельный учет результатов ведут (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ):

  • головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее госконтракт с заказчиком по ГОЗ;
  • исполнитель — организация, заключившая контракт с головным исполнителем и находящаяся с ним в кооперации.

Разберем порядок для соисполнителей: требуется ли раздельный учет затрат по ГОЗ на примере исполнителей третьего уровня. В этом случае права устанавливаются законодательством о бюджете и связанными нормативными актами. Если в отношении соисполнителя третьего уровня по государственному контракту установлена обязанность казначейского сопровождения (открыт отдельный счет в Казначействе), то раздельный бухучет обязателен. Если обязанность казначейского сопровождения не прописана в контракте, то и раздельный учет вести не требуется.

Как вести по гособоронзаказу и при казначейском сопровождении

Обязанность вести раздельный учет при казначейском сопровождении установлена для всех организаций, реализующих ГОЗ. Вот как это работает: если у исполнителя открыт лицевой счет в Казначействе, он обязан регистрировать результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Под казначейским сопровождением понимается открытие головным исполнителем (исполнителем) отдельного счета в территориальном отделении Федерального казначейства. Оплату за выполненный контракт заказчик перечисляет исполнителю на этот лицевой счет.

Все целевые средства находятся под контролем Федерального казначейства. Если вы работаете с целевыми деньгами по ГОЗ, то обязаны учитывать затраты по правилам, установленным Минфином (совместное письмо Минфина и Казначейства №09-01-05/11480 и №07-04-05/22-3551 от 21.02.2019). Каким образом организовать эту процедуру, каждое предприятие решает самостоятельно. Порядок регистрации затрат закрепляют в учетной политике. Задача исполнителя — продемонстрировать заказчику ГОЗ, что раздельный учет ведется, и что он обеспечивает корректное ценообразование по госконтрактам.

  1. Организация получает целевые деньги из бюджета: субсидии юрлицам, взносы в уставный капитал, авансы и расчеты по госконтрактам (ч. 2 ст. 5 380-ФЗ). Все эти средства подлежат обязательному казначейскому сопровождению.
  2. Заказчик ГОЗ до заключения контракта уведомляет головного исполнителя о необходимости открытия лицевого счета в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК). Головной исполнитель и исполнители из кооперации открывают отдельные счета в ТОФК.
  3. При казначейском сопровождении стороны обязаны включить в контракт условие о ведении раздельного учета по каждому соглашению, о распределении накладных расходов по срокам исполнения госконтракта и о раскрытии информации о структуре цены (пп. «в» п. 6, п. 23 правил из ПП РФ №1765). Необходимо прописать в госконтракте и условия о режиме лицевых счетов, порядке санкционирования расходов и приостановления или открытия счетов и операций по ним и другие требования (п. 6 ст. 5 380-ФЗ).
  4. В процессе исполнения контракта специалисты ТОФК проводят мониторинг и запрашивают у головного исполнителя информацию о каждом привлеченном юридическом лице. Такой отчет необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса.
  5. После выполнения сторонами всех обязательств заказчик информирует ТОФК о полном исполнении госконтракта.

А вот что надлежит подготовить к каждому контракту по правилам раздельного учета.

Расчет суммы накладных расходов: в этой форме определяется база распределения накладных расходов по ГОЗ (приложение №1 к приказу №255н).

Выписку из регистров аналитического учета (приложение №3 к приказу №255н).

В п. 4 ПП РФ №47 от 19.01.1998 указано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения, — да, для всех исполнителей гособоронзаказа это обязательно. Но есть и исключение. Если организация, выполняющая ГОЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета, и эти бюджетные трансферы подлежат казначейскому сопровождению, правила детализированного бухучета не применяются.

Каковы правила ведения по ГОЗ

С 2019 года все организации, исполняющие заказы оборонного назначения, обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу по правилам Минфина РФ. Все перечисляемые целевые средства и производимые взаиморасчеты подотчетны Федеральному казначейству. Это и есть казначейское сопровождение госконтрактов.

Все получатели целевых средств (головные исполнители, исполнители) обязаны вести раздельный учет по каждому контракту. Если такое условие включено в договор, вести его придется и всем соисполнителям (независимо от их уровня). Инструкция, как вести раздельный учет по гособоронзаказу в 2021 году:

  1. Осуществляем раздельный учет доходов, расходов и активов. В этом перечне — деньги, имущественные права, основные средства и материальные запасы, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и другие бухгалтерские объекты.
  2. Правила закрепляем в учетной политике (ст. 8 ФЗ №402 от 06.12.2011).
  3. Аналитику осуществляем по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
  4. Фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
  5. Накладные издержки включаем в себестоимость — пропорционально базе распределения. Показатель распределения выбираем в соответствии с учетной политикой. Накладные расходы распределяем по каждому соглашению пропорционально срокам его исполнения. Все это оформляем бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение №1 к приказу №255н).
  6. Используем первичные бухгалтерские документы в качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета. В каждом таком документе указываем обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
  7. Расписываем структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение №2 к приказу №255н).

Расходная декларация — это основание для дальнейших взаиморасчетов. Получатель целевых денег обращается в ТОФК за информацией, необходимой для формирования расходной декларации. Казначейство в течение 1 рабочего дня (не позднее следующей рабочей даты) предоставляет сведения о состоянии лицевого счета по плановым и фактическим показателям. Чтобы провести промежуточный (по этапу контракта) или окончательный расчет, получатель готовит расходную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Все это необходимо отправить в ТОФК в электронной форме. Документы подписываются усиленной квалифицированной ЭЦП. Если техническая возможность отсутствует, то допускается бумажный вариант подачи.

Специалисты ТОФК проверяют предоставленные регистры и в случае положительного решения перечисляют денежные средства. Если вам откажут в финансировании, придется исправить нарушения и заново передать документы на контроль в Казначейство.

Обязан ли вести раздельный учет по госконтракту исполнитель третьего уровня?

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Нужно ли вести раздельный учет по госконтракту исполнителям третьего уровня? В чем он выражается? Как организовать?

ОТВЕТ

Обязанность вести раздельный учет при выполнении работ (оказании услуг) по госконтракту законодательно установлена для организаций, которым открывается лицевой счет в казначействе (казначейское сопровождение).

Для организации-соисполнителю по госконтракту, в отношении которой не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена.

Однако следует учитывать, что если расходование бюджетных средств, которые будет получать головной исполнитель по госконтракту, подотчетно казначейству, то головной исполнитель и исполнитель вправе включить в условия договора обязанность соисполнителя третьего уровня вести раздельный учет по расходованию бюджетных средств, поскольку их отчетность без отчета соисполнителя будет неполной.

При этом не исключена ситуация, когда работы, услуги соисполнителя будут включены в отчет головного исполнителя без расшифровки статей расходования.

Таким образом, если расходование средств по госконтракту будет сопровождаться казначейством, вести раздельный учет вы обязаны. Также вы будете обязаны вести раздельный учет, если это включено в договор.

В любом случае нужно быть готовым к тому, что у вас могут запросить определение финансового результата в части выполнения госзаказа. Поэтому направляю рекомендации, какими документами следует воспользоваться при разработке методики раздельного учета затрат.

Механизм ведения раздельного учета Минфин России не устанавливает. В идеальном варианте затраты отражаются на специальных субсчетах бухгалтерской программы. Но если это невозможно, то раздельный учет может выполняться в разработочных таблицах, а в бухгалтерской программе отражаться в виде суммарных показателей.

ОБОСНОВАНИЕ

С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту при казначейском сопровождении должны вести раздельный учёт затрат по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих гособоронзаказ.

При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

В совместном письме Минфина России (N 09-01-05/11480) и Федерального казначейства от 21 февраля 2019 года (N 07-04-05/22-3551) разъясняется, что в случае, если исполнение государственного заказа сопровождается казначейском сопровождении целевых средств, юридические лица обязаны вести в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В указанном совместном письме сообщается:

«… при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 4н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 53759) . «

Приказ Минфина России от 10.01.2019 N 4н «О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»» издан в категоричной форме, обязывающей получателя целевых средств:

  • вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств;
  • утвердить в учетной политике порядок ведения раздельного учёта;
  • вести аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета.

Помимо указаний по формированию фактических затрат на исполнение договора, распределения накладных расходов, оформления первичных учетных документов, Приказ № 4н устанавливает обязанность получателя представлять отчетность в казначейство по установленным формам (п. 11 Приказа № 4н) с приложением копий первичных (сводных) учетных документов.

На основании изложенного рекомендую детально изучить Приказ Минфина России № 4н, а также обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 «Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения». Поскольку до издания приказа № 4н порядок раскрытия структуры цены государственного контракта, ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта регулировался приказом № 500.

Учитывая, что приведенные в обоих приказах формы носят все-таки рекомендательный характер, для разработки и утверждения порядка раздельного учета использование обоих приказов будет полезным. Тем более, что в приказе № 500 рекомендации изложены более конкретнее.

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Раздельный учёт в сфере ГОЗ

Программа повышения квалификации «Практика ведения раздельного учета при выполнении государственного оборонного заказа»

Цели и задачи обучения

  1. Совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в сфере организации и ведения раздельного учета на предприятии оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
  2. совершенствование профессиональной компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которой осуществляется в результате обучения: раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ). определение состава затрат, включаемых в цену продукции при выполнении ГОЗ.

Темы лекций

I. Правила ведения раздельного учета при выполнении государственного оборонного заказа (ПП РФот 19.01.1998 № 47)

3.1. Нормативно-правовая база.

Выполнение НИР и ОКР в рамках договоров (гл. 38 ГК РФ):

— Договора на выполнение НИР.

— Договора на выполнение ОКР и технологических работ.

— Ст. 763-768 ГК РФ НИР и ОКР по государственным контрактам.

IV. Отличия в формировании фактических затрат в целях бухгалтерского учета и в целях ГОЗ.

4.1. В части прямых расходов:

— Амортизация производственных ОС в ГОЗ только через распределение накладных расходов.

— Материальные затраты в ГОЗ включаются по цене приобретения.

— Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих в ГОЗ, как подстатья прямых статей затрат.

— Все виды оценочных обязательств в составе затрат по ГОЗ не включаются.

— Отдельные видыспецоснастки могут включаться в затраты по ГОЗ в составе прямых затрат.

— В составе прямых затрат в ГОЗ могут включаться командировочные расходы.

— В состав прямых статей затрат по ГОЗ могут относиться расходы по испытаниям.

4.2. Накладные расходы по ГОЗ.

— Заказчик утверждает норматив накладных расходов по ГОЗ.

— Состав ОХР, применяемых в ГОЗ, отличается от статей в бухгалтерском учете.

— Накладные расходы включаются в затраты по конкретному ГОЗ пропорционально базе распределения.

4.3. Прочие производственные расходы в ГОЗ являются прямыми расходами.

— Проценты по кредиту относятся на конкретный ГОЗ (в бухгалтерском учете отражаются в составе прочих расходов).

— Расходы по страхованию рисков – прямые расходы и т.д.

V. Порядок признания в составе затрат по ГОЗ расходов, осуществленных за счет собственных средств до заключения контракта.

5.1. «Опережающие» расходы по договорам с длительным технологическим циклом (Приказ Минпромторга России от 21.04 2017 № 1270).

5.2. Состав запасов, которые можно отнести к опережающим расходам (возмещаемые).

5.3. Требования к документальному подтверждению фактических «опережающих» расходов (Приказ Минпромторга России от 13.02.2017 № 401).

VI. Локальный документ организации (стандарт организации) по ведению раздельного учета и формирования финансового результата по ГОЗ.

6.1. Организационно-технические вопросы (распределение обязанностей по ведению раздельного учета между экономическими службами).

6.2. Максимальное использование бухгалтерской информации для целей ведения учета по ГОЗ.

6.3. Подготовка бухгалтерской информации для использования в целях ГОЗ (субсчета к счетам в разрезе идентификатора и т.д.).

6.4. Установление базы распределения накладных расходов в целях ГОЗ.

6.5. Управленческие регистры по ГОЗ.

VII. Особенности ведения раздельного учета по ГОЗ при банковском сопровождении.

7.1. Правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в свете ПП РФ от 04.05.2018 № 543.

7.1.1. В рамках каждого ГОЗ определяются ресурсы контракта.

В состав ресурсов отдельно по каждому ГОЗ включаются:

— Производственные и коммерческие затраты по ГОЗ.

— Дебиторская и кредиторская задолженность.

7.1.2. Раздельному учету подлежат ресурсы контракта, созданные за счет собственных источников и перераспределение ресурсов других ГОЗ.

7.1.3. Раздельному учету подлежат ресурсы контракта направленные на использование других контрактов или на собственные цели организации.

7.2. Правила заполнения отчета об исполнении ГОЗ.

7.2.1. Общие сведения.

7.2.2. Структура отчета:

— Состояние выполнения контракта.

— Движение ресурсов контракта.

— Использование ресурсов для контракта.

7.2.3. Группа показателей счета, раскрывающих источники финансирования контракта и структуру использованных ресурсов:

— Распределение ресурсов контракта.

— Отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

— Привлечение ресурсов контракта.

— Перенаправление ресурсов контракта.

— Контрольное правило контракта.

— Списание денежных средств с отдельного счета контракта.

7.3. Приказ Минобороны России от 08.10.2018 № 554 «Об определении порядка и сроков представления отчета об исполнении ГОЗ», ПриказМинобороны России от 19.11.2018№ 670.

— Организации обязанные выполнять сроки и порядок представления отчета в полном объеме.

7.4. Банковское сопровождение контрактов по ГОЗ в 2019 году. Особенности, сложные ситуации.

7.4.1 Нормативная база, регулирующая банковское сопровождение ГОЗ.

7.4.2. Применение режима использования отдельного счета в уполномоченном банке.

7.4.3. Критерии приостановления операций по отдельному счету.

7.4.4. Операции, проведение которых с отдельного счета запрещено.

VIII. Особенности ведения раздельного учета определения финансового результата по ГОЗ при казначейском сопровождении.

8.1. Нормативно-правовая база казначейского сопровождения в сфере ГОЗ. ПП РФ от 25.12.2019 № 1819 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

8.2. Порядок открытия лицевых счетов.

8.3. Режим лицевого счета. Разрешенные операции с лицевого счета.

8.4. Санкционирование расходов при казначейском сопровождении.

— Порядок санкционирования расходов в соответствии со Сведениями об операциях с целевыми средствами. Приказ Минфина России от 08.12.2017 № 220н.

— Новая форма Сведений об операциях с целевыми средствами, действующая с 01 апреля 2019 года.

8.5. Порядок приостановления и отказа в проведении операции при казначейском сопровождении.

8.6. Особый порядок ведения раздельного учета финансовых результатов по ГОЗ в свете Приказа Минфина России от 25.12.2019 № 255 Н.

IX. Административная ответственность за нарушения и злоупотребления в сфере ГОЗ:

— За нецелевое использование бюджетных средств, при осуществлении ГОЗ.

— За необоснованное завышение цен по ГОЗ.

— За нарушение требований о ведении раздельного учета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector