Нормативное регулирование учета основных средств
- Какие нормативные документы в настоящее время регламентируют процесс учета ОС?
- Проблемы учета ОС, которые нормативная база недостаточно регулирует
- Перспективы совершенствования нормативного учета ОС
- Итоги
Какие нормативные документы в настоящее время регламентируют процесс учета ОС?
По состоянию на текущий момент отдельные требования к учету ОС содержатся в разных нормативных документах. В частности, к ним относятся:
- Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета не только ОС, но и активов вообще.
- Положение по ведению бухучета в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно ОС. А именно говорится, что следует причислять к ОС, а также на какие группы классифицируются ОС в фирме. Кроме того, приводятся правила расчета учетной стоимости ОС.
- ПБУ 6/01 об учете ОС, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данное ПБУ является основным нормативным документом, в котором рассматриваются такие вопросы: определение понятия ОС, классификация ОС по разным группам, корректное определение срока полезного использования ОС, оценка учетной стоимости, механизмы и правила начисления амортизации. Также приводятся указания, как следует отражать сведения об ОС в отчетности фирмы.
- Методические указания по учету ОС, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Документ более подробно раскрывает и поясняет правила, закрепленные в ПБУ 6/01. Несмотря на то что не имеет императивного действия, компаниям на практике необходимо им руководствоваться.
ВАЖНО! С 2022 года ПБУ 6/01 и методические указания, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н по учету ОС утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020. Если хотите применять новый стандарт в 2021 г., напишите об этом в учетной политике.
Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
- ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы фирмы при приобретении ОС или при выбытии объектов ОС компании.
- Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данном документе для компании представляют интерес правила и алгоритм проведения инвентаризации ОС.
- План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом компаниям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением ОС в фирме (а также с начислением амортизации по ним) на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Проблемы учета ОС, которые нормативная база недостаточно регулирует
Несмотря на обширную базу нормативного регулирования основных средств в РФ, в настоящее время присутствуют и некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тренд на приведение стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО.
Говоря о конкретных неопределенных аспектах российских правил учета ОС, можно выделить следующие.
Во-первых, существенным недостатком российской нормативной базы является отсутствие механизма по учету последующих расходов, которые фирма понесла в отношении имеющегося ОС.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В МСФО такие расходы должны влиять на балансовую стоимость ОС, увеличивая ее.
Во-вторых, значимым проблемным моментом является вопрос о переоценке срока предполагаемого использования ОС в целях учета. Как следует из положений указанных выше нормативных документов, срок службы ОС в последующем по российским правилам учета переоцениваться не должен.
ВАЖНО! Исключение в российских правилах предусмотрено только для случая модернизации.
В МСФО предусмотрен иной порядок: по окончании каждого отчетного периода фирма должна пересмотреть срок предполагаемой службы имеющихся у нее ОС. При этом во внимание принимается показатель «моральный износ оборудования».
Помимо изложенных, в российской нормативной базе учета ОС существуют и иные проблемные моменты, касающиеся базовой терминологии.
В частности, российские правила не определяют понятия «достройка», «модернизация», «реконструкция». В связи с этим на практике возникают частые споры по поводу того, к чему отнести понесенные фирмой расходы: к ремонту или к модернизации. А соответственно, следует ли расходы учесть в составе прочих, либо на их величину необходимо увеличить учетную стоимость ОС.
Аналогична ситуация с понятием конструктивно сочлененного предмета. Несмотря на то что определение приведено в ПБУ 6/01, в практике у многих компаний возникают трудности с определением, какие именно части являются составляющими конструктивного сочлененного предмета (инвентарного объекта), а какие — самостоятельными инвентарными объектами.
Перспективы совершенствования нормативного учета ОС
Перечисленные выше пробелы в нормативном регулировании учета ОС на предприятии обуславливают актуальные направления совершенствования документарной базы учета в РФ.
В частности, некоторая перестройка правил учета ОС предполагается в контексте ориентации на следующие стандарты МСФО:
- МСФО 36 «Обесценение активов»;
- МСФО 23 «Затраты по займам».
При этом среди направлений совершенствования выделить можно следующие:
- Приведение в соответствие с МСФО разрешенных методов амортизации. А именно: из российской практики предполагается исключить метод по сумме чисел лет полезного использования, который не установлен МСФО.
- Отступление от четкого стоимостного ограничения, разрешающего учитывать актив как ОС.
- Введение практики учета обесценения ОС.
Итоги
Таким образом, в текущих условиях в РФ сформирована обширная нормативная база по учету ОС на предприятии, которую составляют как федеральные законы и ПБУ, так и методические рекомендации, разъясняющие правила и положения документов императивного характера. Вместе с тем некоторые вопросы в указанных документах урегулированы недостаточно. Устранить недостатки нормативной базы, а также максимально приблизить ее к нормам МСФО — первостепенная задача в текущих условиях в РФ.
Нормативное регулирование учета движения основных средств
В настоящее время порядок учета поступления, использования и выбытия объектов основных средств регулируется следующими нормативными документами:
¨ Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2
¨ Налоговый кодекс РФ, части 1 и 2;
¨ Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями;
¨ Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н;
¨ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфином РФ от 29.07.98 г. № 34);
¨ План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Минфином России от 31.10.2000 № 94н;
¨ Приказ Минфина России от 17.02.97 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»;
¨ Постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве»;
¨ Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н;
¨ «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утвержденное Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49).
¨ «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденные приказом Минфина от 20.07.98 г. № 33н (с изменениями от 28.03.2000г. № 32н);
¨ О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1);
¨ Постановление Госкомстата РФ от 04.09.95 г. №146 (ред. от 03.10.96 г.) «Об утверждении дополнений и изменений к инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству».
¨ другие положения (нормативные документы) по бухгалтерскому учету, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы учета основных средств. [17], с.140.
Определение правового режима различных объектов бухгалтерского учета — давно назревшая и острая проблема. Правовая составляющая хозяйственной операции играет решающую роль в выборе того или иного способа бухгалтерского и налогового учета основных средств.
Основными документами регламентирующими бухгалтерский учет основных средств являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, которые дополняют общие нормы и подробно разъясняют отдельные положения, касающиеся учета основных средств. Методические указания определяют перечень условий, единовременное выполнение которых необходимо для принятия активов к учету в качестве основных средств. [17], с.146.
Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменения вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2006 г. Часть изменений носит технический, редакционный характер, часть затрагивают вопросы методологии учета основных средств и влияет на величину налоговых обязательств организации.
Необходимость таких изменений назрела уже давно из-за подвергавшихся критике некоторых формулировок ПБУ 6/01 и расхождением правил, изложенных в нем, с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н (далее по тексту — Методические указания). ПБУ являются документами второго уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, в которых излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, приводятся возможные бухгалтерские
приемы. Методические рекомендации — это документы третьего уровня, в которых раскрываются конкретные механизмы и варианты применения норм ПБУ к определенному виду деятельности, но входить в противоречие с нормами ПБУ они не могут. [19], с.169.
В Методических указаниях не содержится обязательного требования к применению унифицированных форм первичных документов по учету основных средств. Унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 N 7, могут применяться по усмотрению организации наряду с первичными учетными документами по самостоятельно разработанным формам.
При этом обязательным требованием к первичным учетным документам, разработанным и утвержденным организацией, является наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации в организации в самостоятельно разрабатываемые формы первичных учетных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. [17], с.147.
Организациям предоставлено право составлять первичные документы как на бумажных, так и машинных носителях. Программы кодирования, идентификации и автоматизированной обработки данных документов должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов. [21], с.278.
Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359). Чтобы группировка
основных средств в учете и отчетности организаций была единообразной, средства труда в ОКОФ отнесены к соответствующим видам по их функциональной роли в производственно-хозяйственной деятельности организаций.
Оформление первичных документов по объектам основных средств производится в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.03 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».[17], с.149.
1.3. Учет поступления и выбытия основных средств.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступление осуществляется за счет: 1.Ввода в эксплуатацию новых объектов (капиталовложений).2.Регистрации действующего оборудования, зданий и т.д. 3. Безвозмездного поступления.
Поступление основных средств в организацию происходит в следующих случаях:
1) в результате приобретения за плату;
2) в порядке нового строительства;
3) на условиях аренды;
4) в качестве взноса(вклада) в уставный капитал;
5) безвозмездного получения или дарения;
6) выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;
7) получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
оприходования с цельюосуществления совместной деятельности и доверительного управления;
9) в порядке товарообменных операций. [20], с.14-15.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. [19], с.172.
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования, ф. ОС-14. (Приложение Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж, ф. ОС-15. (Приложение 9)
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования, ф. ОС-16 (Приложение 10).
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, ф. ОС-3 (Приложение 4).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств, ф. ОС-1 (Приложение 3).
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки, ф. ОС-6 (Приложение 7).
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
При инвентаризации могут быть выявлены основные средства, которые не были учтены, но подлежат обязательному принятию на учет. Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». По Дебету – поступление, по Кредиту – выбытие основных средств. [17], с.147-149.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции (работ, услуг), либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях: продажи, списании, в случаях морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях; передачи в виде вклада в Уставный (складочный) капитал другой организации; передачи по договорам мены, дарения; передачи дочернему обществу от головной организации; недостачи и порчи выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичная ликвидация при выполнении работ реконструкции и в иных случаях.
Для определения целесообразности для дальнейшего использования объекта основных средств, а также оформление документов при выбытии указанных объектов, в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в т.ч. главный бухгалтер.
Принятые комиссией решения о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание основных средств, ф.ОС-4 (Приложение
5), с указанием данных характеристики объекта основных средств, этот акт утверждается руковолителем организации. На основании оформленного акта, ф.ОС-4 (Приложение 5) переданного в бухгалтерию, в инвентарной карточке, ф. ОС-6 (Приложение 7) производится отметка выбытия основных средств( 5 лет хранится инвентарная карточка).А списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств, ф. ОС-4а (Приложение 6).
Списание стоимости объекта основных средств в бухгалтерском учете отражается на отдельном субсчете открываемого на счете 01/выбытие. При любом выбытии основных средств составляются бухгалтерские проводки: Д-т 01/3 К-т 01- списание первоначальной стоимости; Д-т 02 К-т 01/3- списание амортизации ;Д-т 91/2 К-т 01/3- списание остаточной стоимости. [21], с.150-152.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:
· 01 «Основные средства» (активный);
· 02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
· 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лом, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». [19], с.174-175.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешается использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств.
При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов.
Первый вариант учета затрат по ремонту основных средств применяют при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.
При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открыть субсчет «Резерв на ремонт основных средств» по пассивному счету 96 «Резервы предстоящих расходов».
При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов», а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства. Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд. [23], с.31-33.
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счетов издержек производства и обращения, в дебет счетов 96 «Резервы предстоящих расходов» и 97 «Расходы будущих периодов».
Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет прибыли организации. Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных денежных и расчетных счетов (10, 70, 69, 60, 76 и др.).
Учет основных средств: нормативное регулирование и Российская практика
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2014, N 23
Роль основных средств в деятельности организаций трудно переоценить. Их состояние и эффективное использование влияют на конечные результаты и являются важнейшим фактором в процессе хозяйственной деятельности организаций. Вместе с тем на эффективное и рациональное использование объектов основных средств оказывает значительное влияние организация их бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимая для принятия управленческих решений. Ведение бухгалтерского учета, и в частности учета основных средств, регламентируется нормативными документами. Однако в настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета основных средств подвергается достаточно частым изменениям, что приводит к определенным затруднениям, связанным с применением новых редакций стандартов на практике. Кроме того, наличие регламентаций в нормативных документах еще не защищает от возникновения практических проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры при ведении бухгалтерского учета. Проанализируем современное состояние регламентаций по бухгалтерскому учету основных средств и проблемы его ведения на практике. Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский (финансовый) учет основных средств в системе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), систематизированы в табл. 1.
Современная система нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета основных средств
Требования к учету основных средств
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ [14]
Регламентирует общий порядок учета активов, в частности проведения инвентаризации активов
Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н [26]
Дает определение и классификацию объектов основных средств; определяет их оценку и методы начисления
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н [23]
Определяет порядок оценки и учета основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н [24]
Дает определение и классификацию основных средств; регламентирует их оценку, срок полезного использования, способы начисления амортизации, раскрытие информации о них в отчетности
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н [21]
Определяет порядок и правила признания доходов от поступления объектов основных средств
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н [22]
Определяет порядок и правила признания расходов от выбытия объектов основных средств
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н [25]
Определяет порядок включения затрат по кредитам и займам в себестоимость инвестиционного актива
Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н [18]
Детализируют ПБУ 6/01 в отношении классификации, оценки, документации и учета основных средств
Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 [19]
Определяет порядок проведения инвентаризации основных средств
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н [20]
Определяет порядок отражения основных средств на счетах бухгалтерского учета
Можно отметить (см. табл. 1), что современный бухгалтерский учет основных средств достаточно хорошо регламентирован. В системе РСБУ представлено ПБУ 6/01 «Учет основных средств», посвященное всем наиболее важным вопросам учета основных средств. Кроме того, существует нормативный документ третьего уровня — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, который детализирует ПБУ 6/01 в ряде вопросов. Есть и регламентации других нормативных документов, которые прямо или косвенно регулируют учет объектов основных средств в определенных ситуациях. Вместе с тем указанная стройная система все-таки не создает защиты от проблем, с которыми сталкиваются бухгалтеры при ведении бухгалтерского учета основных средств.
Тот факт, что современное нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств не обеспечивает исчерпывающих правил их признания, оценки и отражения в отчетности, подтверждается широким обсуждением проблем учета основных средств в современной научной литературе. Так, например, В.Г. Гетьман считает, что «действующие положения в области учета основных средств не являются идеальными и не в полной мере отвечают запросам современного бизнеса» [2]. Обращая внимание на сохраняющиеся принципиальные отличия требований ПБУ 6/01 от регламентаций его международного аналога — Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 16 «Основные средства», В.Г. Гетьман отмечает, что данные отличия приводят к нежелательным последствиям, негативно сказывающимся на формировании информации об основных средствах, необходимой для принятия различных управленческих решений [2]. На сохраняющиеся отличия регламентаций по учету основных средств в системах российских и международных стандартов указывается также в работах С.Н. Щадиловой [33] и И.Д. Деминой [4], а также в работах других ученых.
Проблемы, связанные с первоначальной и последующей оценкой основных средств, недостаточностью регламентаций в нормативных документах по бухгалтерскому учету, признают Л.И. Куликова [8], Е.А. Мизиковский и Э.С. Дружиловская [11]. Исследователь Л.И. Куликова рассматривает также проблему учета обесценения основных средств [9]. К.С. Ширикова затрагивает вопросы оценки и учета основных средств, внесенных в счет взноса в уставный капитал [32]. В работе В.Г. Гетьмана анализируются проблемы учета затрат на восстановление основных средств [3]. В работах И.А. Слободняка [29], А.Б. Фиапшева, Н.М. Фиапшевой, Т.В. Бекшокова [30], С.В. Маноховой [10] рассматриваются проблемы начисления и учета амортизации основных средств.
Влияние проблемных аспектов учета основных средств на экономический анализ эффективности их использования исследует в своей работе Ю.Р. Чистяков [31]. В работе Е.В. Вайтмана [1] указывается на наличие проблем в налоговом учете основных средств.
Обобщая приведенные точки зрения на современное регулирование учета основных средств, можно выделить две составляющие обсуждаемых проблем в данной сфере. Первая — это несовершенство имеющихся регламентаций в системе РСБУ, не позволяющих сформировать достоверную информацию об основных средствах в практике российских организаций. Вторая — это неполное соответствие требований отечественных стандартов по учету основных средств регламентациям МСФО, что замедляет общий процесс сближения РСБУ с МСФО и в конечном итоге также не способствует достоверному отражению основных средств в отчетности.
К этим составляющим можно добавить и то, что в ряде имеющихся регламентаций по учету основных средств в системе РСБУ отсутствует определение некоторых применяемых понятий, без которых сами регламентации становятся расплывчатыми и неоднозначными для практического применения. Так, например, в системе РСБУ до сих пор отсутствуют определения следующих терминов: «достройка», «дооборудование», «реконструкция» и «модернизация». В результате на практике часто возникают вопросы, что именно следует относить к достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции основных средств. Это в свою очередь обусловливает проблемы с последующей оценкой основных средств, поскольку в зависимости от того, квалифицируются ли те или иные ремонтные работы в качестве достройки, дооборудования, модернизации и реконструкции, решается и вопрос о том, должна ли быть изменена первоначальная стоимость объектов основных средств. Конечно, можно воспользоваться регламентациями ст. 257 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в которой содержатся определения данных понятий [13]. Однако НК РФ регламентирует лишь сферу налогового учета, и его регламентациями, по мнению автора, не может быть восполнено отсутствие соответствующих правил в системе нормативных документов по бухгалтерскому (финансовому) учету. Имеющиеся разъяснения понятий «достройка», «дооборудование», «реконструкция», «модернизация», «капитальный и текущий ремонт» в отдельных технических документах также не могут устранить данную проблему, поскольку не являются системными, характеризующими общий подход к трактовке перечисленных категорий, и в большей части случаев являются нечетко сформулированными (что подробно аргументировано в работе [7]). Все это может привести к существенным разночтениям на практике.
Еще одним примером могут служить регламентации о том, что понимать на практике под комплексом конструктивно сочлененных предметов и какие части основных средств могут быть признаны самостоятельным инвентарным объектом.
Согласно ПБУ 6/01 комплекс конструктивно сочлененных предметов представляет собой инвентарный объект, однако в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект [24]. Вместе с тем в реальности на практике бывает непросто решить вопрос о том, что именно следует считать сочлененными частями одного объекта, а что — самостоятельными объектами. Нельзя не согласиться, что в системе нормативного регулирования учета основных средств в настоящее время отсутствуют детальные ответы на данные вопросы.
Значительные трудности для практики учета основных средств связаны с достаточно часто меняющимися регламентациями по их учету в системе РСБУ. В связи с этим нельзя не проанализировать возможные изменения учета основных средств, предполагаемые в проекте ПБУ «Учет основных средств» [28].
Отметим, что, следуя общей направленности реформирования бухгалтерского учета в России на сближение с МСФО, в проекте ПБУ «Учет основных средств» используются в качестве основы отечественных регламентаций следующие МСФО:
- МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
- МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
- МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» [16].
Так, в проекте ПБУ «Учет основных средств» введены более близкие к МСФО по сравнению с ПБУ 6/01 критерии признания актива в качестве объекта основных средств: объект имеет материально-вещественную форму, и фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена (надежно измерена). Если в действующем ПБУ 6/01 в состав основных средств включаются активы, предназначенные для получения дохода от сдачи в аренду, то в проекте ПБУ «Учет основных средств» данные активы исключаются из состава основных средств. Это обусловлено предполагаемым введением в систему РСБУ отдельного ПБУ «Учет аренды», аналогичного МСФО (IAS) 17 «Аренда» [16]. Следуя подходу МСФО (IAS) 16, новый проект ПБУ «Учет основных средств» устраняет стоимостный критерий отнесения объектов к основным средствам (40 000 руб. в соответствии с действующим ПБУ 6/01). Сближается с требованиями МСФО (IAS) 16 и перечень способов амортизации основных средств. В проекте ПБУ «Учет основных средств» их три, аналогично способам, представленным в МСФО (IAS) 16. Кроме этого, согласно проекту организациям предоставляется возможность самостоятельной разработки собственных способов начисления амортизации. Меняется в сторону сближения с МСФО и порядок отражения результатов переоценки основных средств: их стоимость при переоценке приводится к текущей рыночной стоимости. Еще одной существенной новацией проекта является возможность учета обесценения основных средств в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36. Сравнительная характеристика действующего ПБУ 6/01 и его нового проекта приведена в табл. 2.
Нормативно-правовое регулирование учета основных средств
Нормативно-правовое регулирование − это законодательные, нормативные и иные документы, регулирующие процедуры по приобретению, хранению, эксплуатации и выбытию основных средств, а также налогообложению операций, связанных с их движением [14].
Определяющим законом Российской Федерации является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г., целями которого являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами [2]:
1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;
3) установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Бухгалтерский учет основных средств в Российской Федерации в настоящее время регулируют [11]:
Налоговый кодекс РФ;
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н);
ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы организации при приобретении основных средств или при выбытии объектов основных средств организации.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 2004 г. № 359.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств занимает одно из важных мест, в вопросе регламентации учетного процесса в любой организации. Так как необходимость правильного осуществления бухгалтерского учета основных средств состоит перед любой развивающейся организацией.
Однако, несмотря на обширную базу нормативного регулирования основных средств, в Российской Федерации в настоящее время присутствуют некоторые неопределенности. Положения из приведенных выше документов подвергаются постоянным изменениям. Главным образом потому, что в настоящее время прослеживается тенденция на соответствие стандартов учета в РФ в соответствие с МСФО [14].
Econworld Экономическое слово
Нормативно-правовое регулирование учета основных средств
ООО «ПЗСП» является юридическим лицом и в процессе своей хозяйственной деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а именно законами РФ, Указами Президента РФ, Инструкциями, Методическими рекомендациями и прочими нормативно-законодательными актами. В России система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает 4 основных уровня.
Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском Учете» № 129-ФЗ.[2]
В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.[3]
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, утвержденная 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 01.04.2010 г.) является основным нормативным документом в системе налогового законодательства. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения налогового учета в Российской Федерации; содержит понятие амортизируемого имущества, его состав, порядок определения стоимости амортизируемого имущества, перечень амортизационных групп, методы и порядок расчета сумм амортизации.[2]
Постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1 (в ред. от 12.09.2008 г. №676) утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизируемые группы в соответствии со статьей 258 НК РФ.
Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики ПБУ 1/98, учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01, учет основных средств ПБУ 6/01, и т.д.
Для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска всей товарной продукции, в том числе отдельных ее видов и единиц, а также при решении иных проблем управленческого характера в настоящее время необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №ЗЗн, в редакции от 18.09.2006).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 26.03.2007 г. № 26н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, дает определение основных средств, способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и отражения в отчетности.[6]
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в ред. от 11.03.2009 г. № 22н) устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В частности, в учетной политике организации по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация: о выбранных способах начисления амортизации; о порядке списания затрат по ремонту основных средств; о принятых сроках полезного использования; об объектах основных средств, стоимость которых не погашается.[7]
Немного больше об экономике
Финансовый лизинг, как основной вид деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели работы ОАО «Белинкоммаш»
В 2008-2009 годах в связи с проводимой государственной политикой по увеличению доли местных видов топлива (древесной щ .
Оценка инвестиций предприятия
Источниками инвестиций для развития ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» за 2010-2011 годы являлись следующие: — чистая прибыль; .
Анализ прочих доходов и расходов
Прочие доходы и расходы в существенной степени «корректировали» финансовые результаты, получаемые предприятием. Усиле .