...

Особенности налогового и бухгалтерского учета МПЗ в ЖКХ

Особенности бухгалтерского учёта и налогообложения в организациях, обслуживающих жилищный фонд

Бухгалтерский учёт в организациях, оказывающих услуги по обслуживанию жилищного фонда (далее — предприятия ЖКХ), имеет ряд особенностей, в том числе спорных моментов в налогообложении. В статье наиболее полно собраны и рассмотрены все нюансы бухгалтерского учёта и налогообложения (в части налога на прибыль и НДС), которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.

В бухгалтерском учёте предприятий ЖКХ можно выделить следующие потоки поступающих денежных средств:

  • выручка;
  • целевое финансирование, в том числе:
  • поступления на счета предприятия ЖКХ средств, предназначенных для перечисления организациям коммунального хозяйства;
  • средства (в том числе в виде материалов и основных средств), выделяемые органами государственной власти на проведения целевых программ в сфере ЖКХ;
  • средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов (доли расходов) и т. д.;
  • средства, выделяемые собственником (ами) предприятий ЖКХ;
  • разница между экономически обоснованными ценами и тарифом, утверждённым для населения (до 2005 года).

1. На сегодняшний день большинство предприятий, обслуживающих жилищный фонд, являются муниципальными унитарными предприятиями (коммерческие организации), на балансе которых находятся жилые дома, поэтому их деятельность и будет рассмотрена в настоящей статье. На счетах предприятия ЖКХ аккумулируются средства жильцов, часть из которых является выручкой для предприятий ЖКХ, а часть – нет. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 граждане и юридические лица обязаны своевременно производить оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает в себя:

  • плату за содержание жилья;
  • плату за ремонт жилья;
  • плату за наем жилого помещения для нанимателя жилого помещения.

Плата за содержание жилья включает в себя услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома. Плата за ремонт жилья включает в себя плату за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» № 392 от 30 июля 2004 г. органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья. Плата за содержание и ремонт жилья в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённым Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, для предприятий ЖКХ является выручкой от реализации продукции, работ, услуг.

Сложнее дело обстоит с платой за наём жилого помещения. В соответствии с п. 3 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 взимаемая собственником по договору социального найма жилого помещения с нанимателя плата является доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем. Плата за наем не является доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивает его экономические выгоды в денежной или натуральной форме (ст. 41 Налогового кодекса РФ). В подтверждение можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2002 г. №А33-4083/02-С3-Ф02-2316/02-С1. Суд указал, что плата за наём жилого помещения не является выручкой организации ЖКХ, даже если полученные суммы не перечисляются собственнику жилья. Единственным исключением, когда плата за наём жилья становиться доходом предприятия ЖКХ, является истечение срока исковой давности, в течение которого предприятие ЖКХ не перечисляло плату за наём собственнику. Собственник жилого помещения должен уполномочить предприятие ЖКХ собирать плату за наём.

Бухгалтерский учёт оплаты жилья на предприятиях ЖКХ ведётся в соответствии с Письмом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» № 118 от 29 октября 1993 г. Кроме того, бухгалтерский учёт оплаты жилья разъяснён письмом Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ плата за содержание и ремонт жилищного фонда, при её начислении учитывается по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов. Платежи населения за наем жилья учитываются обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование».

В части налогообложения оплаты жилья налогом на добавленную стоимость, следует отметить, что плата за наём жилого помещения не подлежит обложению НДС в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ, на что указывают многочисленные письма Минфина и МНС РФ, а также арбитражная практика. По остальным составляющим платы за жильё имеется противоречивая арбитражная практика. Письма Минфина и МНС РФ в этом случае указывают на то, что налогоплательщик обязан уплачивать НДС. Споры между налогоплательщиками и налоговиками возникают из-за трактовки пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ в редакции как до, так и после 01.01.2004 г. По этому поводу стороны приводят аргументы как в одну, так и в другую сторону. Минфин и ФНС РФ указывают на то, что в соответствие с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности». В статье 671 Гражданского кодекса говорится о том, что предоставление жилого помещения во владение и пользование осуществляется на основании договора найма жилого помещения. Значит, освобождается от налогообложения только наем жилого помещения. Налогоплательщики же своё мнение основывают на том, что понятие «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности» в НК РФ отсутствует, соответственно, применяется п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

По договору найма жилого помещения на основании ст. 671 ГК РФ одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. Учитывая изложенное, освобождение от НДС, согласно пп.10 п.2 ст.149 НК РФ, предоставляется по услугам, включённым в оплату жилья.

Можно привести наиболее интересные судебные решения:

в пользу налогоплательщика:

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2004 г. № А29-6156/2003А;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. № А21-4818/02-С1;

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2003 г. № А68-АП-193/10-213/13-02.

в пользу налоговой инспекции:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2004 г. № Ф09-4536/04АК;

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2004 г. №А19-2700/04-50-Ф02-2667/04-С1;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. № А56-35308/03.

2. Средства, предназначенные для перечисления предприятиям коммунального хозяйства, собираемые предприятием ЖКХ, учитываются на счетах бухгалтерского учёта аналогично платы за наём жилья (письмо Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.). Данные средства не являются доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивают экономические выгоды предприятия в денежной или натуральной форме (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. № А05-10661/03-10).

Достаточно сложным моментом при учёте платы за коммунальные услуги является положительная разница в тарифах, то есть, например, производитель тепла отпускает тепло по тарифам, утверждённым Региональной энергетической комиссией, а предприятие ЖКХ взимает с населения плату по тарифам, утверждённым местной администрацией. В данном случае разницу в тарифах следует рассматривать как выручку от посреднической деятельности и исчислять с неё НДС и налог на прибыль. Доводом в пользу данного вывода является увеличение экономической выгоды для предприятия ЖКХ.

3. При участии предприятия ЖКХ в различного рода целевых программах, поступление активов оформляется следующими проводками:

Дт 76 Кт 86 – принято решение о целевом финансировании;

Дт 08,10,51,15 Кт 76 – поступление актива;

Дт 01 Кт 08 – актив в виде основного средства поставлен на баланс;

Дт 86 Кт 98 – отражен доход будущих периодов;

Дт 20 Кт 02 – начислена амортизация по активу, полученному в виде основного средства;

Дт 98 Кт 91 – признан доход в бухгалтерском учёте по мере начисления амортизации по активу, полученному в виде основного средства, или по мере получения (списания) актива по остальным видам активов.

В налоговом учёте активы, полученные в рамках целевого финансирования, если они получены из бюджета, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление активов в рамках целевого финансирования не облагается НДС, так как отсутствует объект налогообложения.

Если в качестве целевого финансирования поступили денежные средства, то возникает вопрос, уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль МПЗ, купленные за счёт целевого финансирования, подлежит ли вычету НДС по приобретенным МПЗ?

Точка зрения налоговиков по вопросу НДС отражена в п. 32.1. Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость, утверждённых Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000г. № БГ-3-03/447. Согласно ей НДС по приобретённым активам покрывается за счёт источников целевого финансирования и к вычету не принимается. Однако следует отметить, что главой 21 Налогового кодекса РФ не предусматривается зависимость права на вычет НДС от источника поступления денежных средств. В подтверждение данной точки зрения можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2003 г. № КА-А41/10296-03.

По поводу налогу на прибыль можно отметить следующее:

имущество приобретённое, созданное за счёт средств целевого финансирования не подлежит амортизации на основании п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ;

премии, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ).

Другие ограничения по включение имущества, купленного за счёт целевого финансирования, в базу, уменьшающую налог на прибыль, в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Однако для признания расходов следует учитывать общие принципы, предусмотренные ст. 252 НК РФ и мнение Минфина РФ, отраженного в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, согласно которому в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (согласно мнению Минфина РФ).

4. Бухгалтерский учёт и налогообложение средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов, аналогичен учёту и налогообложению целевых программ. В части НДС можно отметить, что поступление субсидий и субвенций не образует объект налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2). В части налога на прибыль отсутствуют какие-либо ограничения по включение имущества, купленного за счёт субсидий и субвенций, в базу, уменьшающую налог на прибыль, при выполнении прочих равных условий, предусмотренных главой 25 НК РФ. По мнению Минфина РФ, отраженному в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, имущество, приобретённое за счёт субсидий и субвенций, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

5. Учет средств, выделяемых собственником предприятия ЖКХ сверх уставного капитала, в соответствии с письмом > Минфина РФ от 5 августа 2003 г. № 16-00-14/247 производится в следующем порядке:

Дт 10,51,08… Кт 75 – отражено поступление активов;

Дт 75 Кт 84 – отражено увеличение нераспределённой прибыли на сумму поступивших активов.

Активы, поступившие от собственника предприятия ЖКХ, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.

6. Учёт разницы между экономически обоснованными ценами и тарифами (далее – разница) на услуги предприятий ЖКХ, утверждёнными для населения, ведётся в следующем порядке:

Дт 76 Кт 86 – начислена сумма разницы;

Дт 51 Кт 76 – поступила сумма разницы;

Дт 86 Кт 91 – разница признана в качестве внереализационного дохода (если все затраты на данный момент произведены и предприятие получило убыток (иначе через 98 счёт)).

В соответствии с п.13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Соответственно, разница, поступающая из бюджета, не является доходом от реализации продукции, работ, услуг (Письмо Минфина РФ от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86).

Получаемая предприятием ЖКХ разница не является объектом налогообложения по НДС в силу п. 2 ст. 154 НК РФ, что подтверждено многочисленной арбитражной практикой, например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2 и Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2003 г. № КА-А41/2841-03.

По поводу обоснованных и документально подтвержденных затрат, произведённых за счёт разницы, мнение Минфина изложено в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86. Согласно ему данные затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Ещё раз отметим, что мнение Минфина РФ не основано на законе.

Курсы повышения квалификации Компетентное ведение бухгалтерского и налогового учета в сфере ЖКХ. Последние изменения в законодательстве

  1. Особенности ведения хозяйственной деятельности в ТСЖ, ЖСК и УК.
  2. Рекомендации по уточнению учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, порядок внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета по правилам ПБУ.
  3. Рабочий план счетов и хозяйственные операции при осуществлении уставной деятельности, при сдаче в аренду общего имущества УК, ТСЖ и ЖСК.
  4. Целевые поступления, членские взносы, обязательные платежи и бюджетные ассигнования. Взносы собственников, не являющихся членами ТСЖ и ЖСК. Финансирование из прибыли от предпринимательской деятельности.
  5. Содержание и ремонт общего имущества дома. Структура затрат. Понятие и состав общего имущества. Учет операций по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Учет операций по выполнению и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Установление размеров за жилищные и прочие услуги. Порядок их сбора.
  6. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Составление сметы, авансовые платежи подрядчика. Вопросы налогообложения на целевые средства, выделенные на капитальный ремонт.
  7. Особенности ведения бухгалтерского учета УК в зависимости от видов договоров.
  8. Виды бухгалтерской отчетности в УК, ТСЖ и ЖСК. Анализ ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.
  9. Налоговый учет в УК, ТСЖ и ЖСК.
  10. Последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете, включая разъяснения Минфина и ФНС для ТСЖ, УК и ЖСК.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты
В подготовке программ и проведении обучения принимают участие профессорско-преподавательский состав учебных заведений, руководители и специалисты государственных и муниципальных структур, специалисты-практики предприятий и организаций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

  • Программа
  • Требования к образованию
  • Преподаватели

  1. Особенности ведения хозяйственной деятельности в ТСЖ, ЖСК и УК.
  2. Рекомендации по уточнению учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, порядок внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета по правилам ПБУ.
  3. Рабочий план счетов и хозяйственные операции при осуществлении уставной деятельности, при сдаче в аренду общего имущества УК, ТСЖ и ЖСК.
  4. Целевые поступления, членские взносы, обязательные платежи и бюджетные ассигнования. Взносы собственников, не являющихся членами ТСЖ и ЖСК. Финансирование из прибыли от предпринимательской деятельности.
  5. Содержание и ремонт общего имущества дома. Структура затрат. Понятие и состав общего имущества. Учет операций по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Учет операций по выполнению и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Установление размеров за жилищные и прочие услуги. Порядок их сбора.
  6. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Составление сметы, авансовые платежи подрядчика. Вопросы налогообложения на целевые средства, выделенные на капитальный ремонт.
  7. Особенности ведения бухгалтерского учета УК в зависимости от видов договоров.
  8. Виды бухгалтерской отчетности в УК, ТСЖ и ЖСК. Анализ ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.
  9. Налоговый учет в УК, ТСЖ и ЖСК.
  10. Последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете, включая разъяснения Минфина и ФНС для ТСЖ, УК и ЖСК.

Занятия проводят высококвалифицированные специалисты
В подготовке программ и проведении обучения принимают участие профессорско-преподавательский состав учебных заведений, руководители и специалисты государственных и муниципальных структур, специалисты-практики предприятий и организаций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Что такое бухгалтерский учет в управляющей компании ЖКХ: проводки при УСН и ОСНО. Какую политику выбрать?

Большинство многоквартирных домов на сегодняшний день находятся в ведении управляющих компаний, которые занимаются широким кругом вопросов.

Среди них — обеспечение собственников квартир жилищно-коммунальными услугами, проведение текущего и капитального ремонта и др.

Бухгалтерский и налоговый учет в управляющей компании имеет ряд особенностей и в данной статье мы постараемся их раскрыть.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Как вести бухучет в управляющей компании ЖКХ?

Деятельность управляющей компании чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жальцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Удобнее всего ведение бухгалтерского учета управляющей компании представить в виде последовательных этапов.

Составление учетной политики

В бухгалтерском учете учетная политика – это своеобразный свод правил, которые определяют тонкости учета отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

Зачем нужна учетная политика понятно, однако что она должна в себе содержать? УК должна вести точный учет в таких сферах своей деятельности:

  • учет расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных ресурсов;
  • учет материалов;
  • учет расчетов с покупателями – собственниками жилья;
  • учет доходов и расходов;
  • учет начислений по оплате труда;
  • учета расчетов по налогам;
  • учет расчетов с другими контрагентами.

Для грамотного составления учетной политики, нужно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политики организации». Кроме учетной политики для использования в бухгалтерском учете, управляющая компания должна также составить учетную политику для ведения налогового учета.

Круг вопросов, отражаемых в данном документе, аналогичен вышеизложенному, единственный нюанс – вопросы учета должны соответствовать положениями Налогового Кодекса РФ.
Скачать образец учетной политики для управляющей компании в сфере ЖКХ

Составление рабочего плана счетов

План счетов – это основа ведения бухгалтерского учета, поэтому к данному вопросу нужно отнестись серьезно. Рабочий план счетов составляется на основе плана счетов, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ №94н от 31.10.2000.

Утверждение форм первичной учетной документации

Зачастую управляющие компании, так же, как и большинство коммерческих организаций, применяют унифицированные формы, утвержденные различными приказами Госкомстата, несмотря на то, что с 1 января 2013 года они необязательны к применению.

Какой бы вариант вы не выбрали – утвердить свои формы или воспользоваться существующими – формы первичных документов необходимо закрепить в учетной политике управляющей компании ЖКХ.

Учетная политика, рабочий план счетов и формы учетной документации оформляются единым приказом, который должен быть подписан руководителем управляющей компании и ее главным бухгалтером.

Данный документ лучше обновлять ежегодно, так как законодательство часто меняется, и положения учетной политики в течение года зачастую теряют актуальность.

Ведение бухгалтерского учета

Данный этап основной во всей деятельности бухгалтерской службы управляющей компании. Бухгалтерский учет УК не отличается от действий бухгалтеров обычной коммерческой организации: учет ведется непрерывно, каждый факт хозяйственной деятельности оформляется первичным документом и отражается в регистрах учета двойной записью – или, проще говоря, проводкой, о которых более подробно будет рассказано позже.

Составление отчетности

Бухгалтерская отчетность, которая составляется управляющей компанией, совпадает с пакетом отчетности любой коммерческой организации: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и др. Состав отчетности утвержден Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Перечисленные этапы составляют целостный процесс ведения бухгалтерского учета в управляющей компании. Однако есть еще один вопрос, который значительно влияет на учет – это режим налогообложения. Выбор управляющей компании стоит между двумя режимами: общая система налогообложения (ОСНО) и упрощенная система (УСН). Расскажем подробнее о бухучете в управляющей компании на УСН.

УСН или ОСНО – какой режим налогообложения выбрать управляющей компании?

Общая система налогообложения может применяться любыми организациями и, с точки зрения простоты, наиболее приемлема. Однако налоговое бремя, которое ложится на компанию в данном случае, достаточно высокое – организации нужно уплачивать налог на прибыль по ставке 20% и налог на добавленную стоимость.

При уплате последнего, управляющие компании имеют преимущество перед другими коммерческими организациями: согласно положениям статьи 149 Налогового Кодекса РФ, коммунальные услуги, оказываемые населению и услуги ремонта, оказываемые УК с привлечением сторонних подрядчиков, освобождаются от налогообложения НДС.

Однако данные законодательные нормы на практике практически не дают экономии: в первом случае это невозможно, так как коммунальные услуги оплачиваются по единым тарифам, и управляющие компании фактически на них не зарабатывают (поэтому налоговая база по НДС равна 0).

Во втором случае арбитражная практика такова: налоговые органы считают, что не подлежит обложению НДС только тот доход от ремонта, сумма которого равна расходу – суммам, уплаченным сторонним организациям.

Такая точка зрения поддерживается судами, поэтому теоретическая экономия на практике оборачивается только лишними спорами с регулирующими органами.

Упрощенная система налогообложения УК может применяться в следующих случаях:

  • доходы компании за период не превышают 60 млн рублей;
  • в штате организации не должно быть больше 100 человек;
  • балансовая стоимость основных средств компании – менее 100 млн рублей.

На практике для управляющей компании данные условия выполнимы.

Перейти на УСН можно, написав соответствующее заявление в налоговую инспекцию до 31 декабря.

Организации, применяющие данный режим, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, вместо этого они перечисляют в регулирующие органы налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Ставка составляет 6% для объекта обложения «доходы» и 15% для объекта обложения «доходы минус расходы». Особенность налогового учета при применении данного специального режима заключается в определении доходов и расходов кассовым методом, то есть по моменту поступления денежных средств и списания их с расчетного счета.

Чтобы выбрать, какой режим налогообложения экономически целесообразен для вашей управляющей компании, обратите внимание на ее финансовые результаты.

Учитывайте, что финансовые результаты, исчисленные по кассовому методу, могут значительно отличаться от прибыли/убытка по методу начисления.

Проводки в бухгалтерском учете управляющей компании

Далее разберем проводки, которые чаще всего встречаются в учете управляющих компаний. Для удобства распределим их на 2 участка учета, обозначенных ранее:

  1. Приобретение ресурсов:
    • Д20 К60 – приобретена электроэнергия, водные ресурсы и др. у поставщиков;
    • Д19 К60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
    • Д68 К19 – НДС принят к вычету;
    • Д60 К51 – перечислены денежные средства в счет оплаты приобретенных ресурсов;
  2. Оказание услуг жилищно-коммунального характера:
    • Д62 К90/1 – выставлены счета собственникам жилья;
    • Д 90/2 К20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
    • Д90/3 К68 – начислен НДС;
    • Д51 К62 – поступили средства от собственников;
    • Д60 К62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Указанные проводки применимы для бухгалтерского учета тех управляющих компаний ЖКХ, которые находятся на ОСНО. В учете в УК при УСН, проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 не будет.

Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом — Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости (проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 при этом также не будет).

Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ

Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ и в управляющих компаниях

Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущим и капитальным ремонтом. В основном многоквартирные дома находятся под ведением именно таких организаций. Специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ, ряд таких особенностей включает структуру расходов, особенности расчетов с потребителями и поставщиками коммунальных услуг, сферу деятельности компании, ведущей контроль за объектами учета.

Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)

Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.

Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.

Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.

Учет оплаты за коммунальные услуги собственниками

Собственники помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами:

— по договору, который организация ЖКХ заключает с ресурсоснабжающими предприятиями. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией предприятия ЖКХ. Организация при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью;

— по договору, который предприятие заключило с ресурсоснабжающей организацией и единым расчетно – кассовым центром (далее — ЕРКЦ). В этом случае именно ЕРКЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации: платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет предприятия ЖКХ, чтобы оно погасило задолженность перед организациями поставляющими ресурсы; владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.

— по прямым договорам, которые собственники помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за коммунальные услуги собственники производят муниципальным унитарным предприятиям и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете предприятия ЖКХ. Для предприятия ЖКХ такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что товарищества собственников жилья (как и управляющие компании) не имеют права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Также эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.

Налогообложение управляющих компаний

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Учет расчетов с поставщиками и потребителями в управляющей компании (ЖКХ)

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей предприятие ЖКХ заключает договора о возмездном характере оказанных услуг (договор поставки, договор оказания услуг по содержанию жилищного фонда и др.). Средства, поступившие от собственников имущества, относят к доходам предприятия, а стоимость услуг и материалов по счетам поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые предприятиями ЖКХ, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с собственниками многоквартирного дома.

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;

Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;

Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;

Дебет 62 Кредит 90-1 – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;

Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;

Дебет 60 Кредит 62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов .

Предприятия ЖКХ обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму предприятия получают из бюджетов. Так, например, в нашей стране, практически во всех регионах, действуют льготы на теплоэнергию и отопление, кроме того на льготных условиях государство софинансирует потребление холодной и горячей воды.

При получении предприятием ЖКХ из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 86 — получены целевые денежные средства из бюджета.

Дебет 20 Кредит 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.

Дебет 86 Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Предприятия ЖКХ часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (далее — ЕРКЦ). ЕРКЦ — это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

Учет затрат в ЖКХ

Формирование затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Исходя из существующей практики на предприятиях сферы ЖКХ затраты формируются уже много лет по одной и той же схеме. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, в состав себестоимости включают затраты на работы, за которые по договору предприятия ЖКХ несут ответственность. Таким образом, объектом калькулирования в сфере ЖКХ является конкретный вид работ, закрепленный договором. Исходя из этого, типовая смета расходов ЖКХ, включает в себя:

— основные расходы, предусмотренные действующим законодательством РФ;

— дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда;

— расходы, связанные с оказание коммунальных услуг и содержанием придомовой территории .

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 — получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 26 Кредит 60 — получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 76-6 Кредит 90 — отражено начисление жилищно-коммунальных услуг населению по справке ЕРКЦ

Дебет 50, 51 Кредит 76-5 — получена оплата от населения

Дебет 76-5 Кредит 51 — ЕРКЦ перечислил платеж поставщикам жилищно-коммунальных услуг (за вычетом вознаграждения)

Дебет 90 Кредит 68 начислен НДС

Дебет 90 Кредит 20,26 — списаны расходы

Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) — отражен финансовый результат.

За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации. Данная ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет выглядеть следующим образом: Дебет 91 — Кредит 76

Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухгалтерского учета в ЖКХ. В обязанности штатного бухгалтера предприятия ЖКХ входят:

— учет материальных ценностей и их передачи подотчетным лицам;

— расчет и начисление заработной платы работникам организации;

— учет денежных средств, которые поступают на счет компании;

— организация учета расчетов с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные ресурсы (тепло, вода, электроэнергия);

— формирование и предоставление отчетов в фискальные и контролирующие органы;

— формирование отчетности по своим участкам бухгалтерского учета.

На этом список обязанностей не заканчивается, полный их перечень может быть различным и зависит от конкретно организации.

Программы для учета на предприятиях ЖКХ

Наиболее распространенной программой бухгалтерского учета, применяемой на предприятиях ЖКХ, является 1С: Бухгалтерия. Программа для предприятий ЖКХ является дополнением к типовому продукту 1С: Бухгалтерия 8. К базовым функциям (банк, касса, покупка, продажа, склад и так далее) в данном случае добавляется вкладка под названием «Учет в ЖКХ». В меню в связи с этим появляется специальный блок, в котором на разных вкладках присутствуют отдельные функции подсистемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ являются здания и сооружения. Справочник зданий устроен по принципу единого окна, из него можно получить доступ ко всей сопутствующей информации о подъездах, помещениях, действующих начислениях и установленных счетчиках.

Таким образом, специфика организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ обусловлена особенностью приобретения ресурсов у ресурсопостовляющей организацией, их перепродажей и взаимозачетом между конечными потребителями и поставщиками этих ресурсов.

Особенности бухгалтерского учета при взыскании задолженности в сфере ЖКХ

В январе — феврале 2021 года экономический спад и сокращение собираемости платежей в сфере ЖКХ неизбежны. Мораторий на пени отменен. На сегодняшний день нет четких разъяснений государственных органов по отмене моратория на пени. Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 года трактуют по-разному. У бухгалтеров появились сложности не только с учетом при взыскании задолженности за ЖКУ, но с и расчетом пени.

Эксперты придерживаются двух основных точек зрения по начислению пени за ЖКУ: начислять за весь 2020 г. или период просрочки считать со 2 января 2021 года, а начисление пени с 31 дня просрочки.

Автор статьи придерживается второй точки зрения — начислять пени необходимо на задолженность, возникшую в январе 2021 года. Вышеуказанное Постановление «приостанавливает» действие подпункта «а» пункта 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 16.05.2011 года «требовать. уплаты неустоек (штрафов, пеней)». Другими словами, данным пунктом Правительство РФ запрещает требовать пени с просроченной задолженности ЖКХ с 6 апреля 2020 года, а соответственно — начислять.

До вступления моратория в силу у некоторых должников уже имелась задолженность. Если она не погашена к 2021 году, то процесс расчета пени усложняется. Для таких должников нужно применять разный процент пени, который зависит от периода просрочки:

  • к периоду с 31 — 90 дней применяется 1/300 ставки рефинансирования
  • к периоду более 90 дней применяется 1/130 ставки.

В 2021 году рассчитать пени с учетом всех нюансов законодательства будет довольно трудоемко, особенно в случае расчета пени для суда. Для оперативности расчета необходимо воспользоваться автоматизированной программой. Как показал опыт, наиболее эффективны облачные программы («Инфокрафт», «ЮРРОБОТ» и прочие), так как они обновляются в онлайн-режиме. Кроме того, с помощью программ можно подготовить расчет с учетом требований суда автоматически.

Разберем учет операций по счетам.

Пени для потребителей отражаются в бухгалтерском учете организаций ЖКХ в составе прочих доходов на 91 счете. Расходы на юридические услуги при судебном взыскании задолженности можно отразить транзитом на 76 счете. А госпошлину — на счете 68.

Для отражения использования целевых средств на судебные расходы используйте проводку Дебет 86 Кредит 20 (26).

Также довольно часто бухгалтера в сфере ЖКХ сталкиваются с оплатой, поступающей по судебному приказу от судебных приставов.

При поступлениях от судебных приставов сложно идентифицировать, за что именно пришла оплата.

В данном случае необходимо действовать по ст. 319 Гражданского кодекса РФ, распределять оплату в следующей последовательности:

  1. издержки кредитора по получению долга, в т.ч. государственная пошлина
  2. проценты (пени)
  3. основной долг.

Снижению нагрузки при взыскании задолженности и учету операций способствуют разные программы.

Иногда организации ЖКХ не отправляют судебные приказы в Службу судебных приставов, а предпочитают взыскивать задолженность самостоятельно. В данном случае задолженность по оплате госпошлины или другие судебные издержки включают в квитанцию как «услуги управляющей организации». Нельзя включать услуги, не согласованные общим собранием собственников в платежные документы. Иначе управляющую организацию могут наказать штрафом.

В течение всего 2020 года организации ЖКХ и Минстрой РФ обсуждали вопрос об указании идентификаторов должников в заявлении на судебный приказ. Проблема заключалась в том, что не всегда организациям — кредиторам известны идентификаторы должников. Госдума РФ приняла в третьем чтении, а Совет Федерации одобрил законопроект № 1026242-7, который позволит организациям ЖКХ не указывать в исках личные данные должников до 1 января 2022 года.

Для взыскания задолженности необходимы эффективные инструменты, с помощью которых можно сэкономить и повысить возвращаемость долгов.

АКЦИЯ НЕДЕЛИ !

На «Клерке» заканчивается набор в группу повышения квалификации по теме «Управленческий учет: от нуля до внедрения». Занятия вот-вот начнутся — 15 декабря.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

В конце — удостоверение о повышении квалификации (с занесением в ФИС ФРДО). Программа соответствует профстандарту «Бухгалтер».

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.