План и программа аудита

План и программа аудиторской проверки ООО Альянс М

Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1 Задачи и обязательность планирования ……………………………………. 4

1.2 Принципы планирования аудита ……………………………………………. 6

1.3 Содержание предварительного планирования аудита ……………………… 7

1.4 Принципы подготовки общего плана и программы аудита ………………. 9

1.5 Подготовка и составление общего плана аудита ……………………………. 10

Глава II «План и программа аудиторской проверки по ООО «Альянс-М»

2.1 Характеристика предприятия, цели и задачи его деятельности …………….. 14

2.2 Структура бухгалтерской отчетности ………………………………………….16

2.3 План и программа аудиторской проверки ……………………………………. 25

2.4 Подготовка аудиторской проверки ……………………………………………. 26

2.6 Общий план инициативного аудита формирования издержек обращения

2.7 Программа инициативного аудита формирования издержек обращения

В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит ежегодной аудиторской проверке. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательство аудиторских фирм (самостоятельных аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых расчетов, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Эта деятельность включает также оказание иных аудиторских услуг: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства; обучение и др.

В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение аудита:

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций по законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Аудит, как отмечают американские специалисты, — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, осуществляемой независимым лицом.

Главная цель аудита – определение достоверности финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Различают аудит внутренний и внешний.

Аудиторская фирма или отдельный аудитор по окончании работы обязаны представить письменное заключение о состоянии учета, внутреннего контроля, а также о достоверности годового отчета. Такое заключение является основанием для утверждения или неутверждения (отказа от утверждения) проверенного годового бухгалтерского отчета. Организация сама вправе выбрать аудитора для проведения проверки.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки заключения.

Основные мероприятия , проводимые в ходе аудита , включают:

Получение аудиторских доказательств;

Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности: «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

Глава I «План и программа аудиторской проверки»

1.1.Задачи и обязательность планирования

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника , консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки , исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей.

Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Собственники предприятия, кредиторы, потенциальные инвесторы зачастую не имеют возможности самостоятельно убедится в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных оценках профессионалов по этим вопросам.

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом , предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость своевременного получения качественной информации о функционировании различных подразделений и филиалов предприятия.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

В ряде случаев объективная экспертиза важна для следственных органов , судов, прокуратуры для подтверждения интересующей их бухгалтерской отчетности предприятий.

Таким образом в достоверной информации о финансовом состоянии предприятия непосредственно заинтересованы: администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики, государственные органы (налоговые, статистические и др.). Косвенно заинтересованы в надежности финансовой информации биржи, юристы, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения.

Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами-специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и официальное разрешение на право оказания таких услуг.

Аудит представляет сложный интеллектуальный вид деятельности, требующий индивидуального подхода к проверке предприятий разнообразного профиля.

Успех дела во многом обусловливается четкой последовательностью этапов аудита, определением источников получения информации, формированием бригады специалистов и другими факторами, входящими в понятие разработка плана и программы аудита. Этим вопросам посвящено Правило (Стандарт) «Планирование аудита», одобренное Комиссией при Президенте РФ от 25 декабря 1996 г., протокол №6.

Данное Правило разработано с целью установления норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя (в дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации» ), при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами Стандарта являются:

-описание предварительного этапа планирования аудита;

-формулирование принципов подготовки общего плана и программы;

-описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита;

Требования данного Правила (Стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку

официального аудиторского заключения.

Они носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правило(Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта.

1.2. Принципы планирования аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма—обязательства и до заключения договора о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также и со следующими частными принципами:

Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным в отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течении года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Discovered

О финансах и не только…

План аудиторской проверки

План аудиторской проверки — логическое описание предполагаемых направлений, объема, характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и его деятельности, особенностей используемых при проведении аудиторской проверки методов и технических приемов.

План аудиторской проверки является неотъемлемой частью договора на проведение аудиторской проверки. При подготовке общего плана аудиторской проверки согласовываются приемлемые для аудитора и заказчика уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Порядок составления плана аудиторской проверки определен правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  1. деятельность аудируемого лица, в том числе:
    • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
    • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
    • общий уровень компетентности руководства;
  2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
    • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
    • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
    • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  3. риск и существенность, в том числе:
    • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
    • установление уровней существенности для аудита;
    • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
    • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
  4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
    • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
    • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
    • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
  5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
    • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
    • привлечение экспертов;
    • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
    • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
  6. прочие аспекты, в том числе:
    • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
    • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
    • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
    • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
    • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

План аудиторской проверки — это документ, который по своему содержанию является более детализированным, чем общая стратегия аудита в частности, он рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

План и программа аудита денежных средств

Аудит учета денежных средств: план и программа

План аудита денежных средств

План аудита операций с денежными средствами

Проверяемая организация ________________

Период аудита _________________________

Количество человеко-часов _______________

Руководитель аудиторской группы __________

Состав аудиторской группы _______________

Планируемый аудиторский риск ______

Планируемый уровень существенности __________

Общий план аудита денежных средств

№ п/п Разделы аудита Исполнитель
1 Проверка учета кассовых операций
2 Проверка учета операций по расчетным счетам в банке

Программа аудита денежных средств

План аудита операций с денежными средствами

Проверяемая организация ________________

Период аудита _________________________

Количество человеко-часов _______________

Руководитель аудиторской группы __________

Состав аудиторской группы _______________

Планируемый аудиторский риск ______

Планируемый уровень существенности __________

Программа аудита денежных средств

№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
1 Проверка полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений 01.08.18. – 05.08.18 Иванов И.И.
2 Анализ операций отчетного периода, сверка суммы остатка денежных средств с данными в журнале — ордере 06.08.18. – 10.08.18 Иванов И.И.
3 Проверка сохранности наличных денежных средств в кассе 11.08.18. – 18.08.18 Иванов И.И.
4 Проверка правильности документального оформления; сохранности наличных денежных средств, правильности применения контрольно-кассовой техники, полноты и своевременности оприходования денежных средств 12.08.18. – 18.08.18 Иванов И.И.
5 Проверка правильности списания денег в расход, соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе, и на расчетных счетах, организация хранения свободных денежных средств в кассах 19.18.18. – 22.08.18 Иванов И.И.
6 Проверка порядка ведения кассовой книги 23.08.18. – 26.08.18 Иванов И.И.
7 Информация об открытых расчетных счетах 27.08.18. – 01.09.18 Иванов И.И.
8 Проверка банковских документов 02.09.18. – 25.09.18 Иванов И.И.
9 Формирование пакета рабочих документов аудитора и составление аудиторского отчета 25.09.18 – 30.09.18 Иванов И.И.

Руководитель аудиторской группы ____________/_____________________________________

Разница между планом аудита и программой аудита

План аудита относится к схеме, сформулированной аудитором, которая включает стратегию или подход, который используется для проведения аудита. С другой стороны, программа аудита подразумевает ряд процедур проверки, которые применяются к конечным счетам, для получения аудиторских доказательств и, таким образом, помогают аудитору в предоставлении обоснованного мнения.

При проведении аудита аудитору требуются доказательства, подтверждающие его мнение. Сбор доказательств является началом процесса аудита. И для этого одитор, вместе с приемами, составляет соответствующий эскиз работы. План аудита и Программы аудита являются двумя основными инструментами, используемыми аудитором для этой цели.

Для непрофессионала нет никакой разницы между этими двумя, но факт в том, что между планом аудита и программой аудита есть тонкая грань разграничения, которую мы составили в данной статье. Посмотри.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения План аудита Программа аудита
Имея в виду План аудита относится к стратегиям или руководящим принципам, которым аудитор руководствуется при проведении аудита. Программа аудита — это список шагов, которые должны выполнить сотрудники аудита для получения достаточных аудиторских доказательств.
Что это? Основной принцип аудита. Серия этапов проверки и проверки.
шаг Первый второй

Определение плана аудита

План аудита может пониматься как план проведения аудита организации, который включает в себя стратегии или руководящие принципы.

План аудита является основополагающим принципом аудита, который гласит, что аудитор должен получить подробную информацию о бизнесе, предпринятом клиентом. Это делается для того, чтобы определить характер, время и объем аудиторских процедур, выполняемых членами команды по проекту. Помимо других фактов, он должен быть разработан для охвата:

  • Получение знаний о бизнесе клиента, то есть о политике, системе бухгалтерского учета, процедурах внутреннего контроля и т. Д.
  • Установление определенной степени зависимости от внутреннего контроля.
  • Установление характера, времени и объема процедур аудита.
  • Координация аудиторской работы.

Планирование аудита — это регулярный процесс, который начинается сразу после выполнения предыдущего аудита и имеет тенденцию длиться до выполнения текущего задания. План аудита должен быть настолько гибким, чтобы его можно было изменить или пересмотреть в соответствии с обстоятельствами.

Определение программы аудита

Программа аудита — это план плана аудита, который определяет, как должен выполняться аудит, кто будет его выполнять и какие шаги необходимо выполнить для его проведения. Это набор инструкций, которые проводит аудиторский персонал, для правильного проведения аудита.

После того, как план аудита сформулирован, разрабатывается программа аудита, состоящая из различных этапов. Это не что иное, как комплексный план по внедрению аудиторских процедур в конкретных условиях с указаниями по выбору подходящего метода для достижения целей аудита. Это в первую очередь зависит от размера предприятия и других подобных факторов.

Программа аудита определяет, что и сколько доказательств или фактов необходимо получить и проанализировать. Кроме того, он устанавливает обязанности для персонала аудита, чтобы провести аудит. Программа аудита должна быть достаточно гибкой, чтобы ее можно было пересмотреть в соответствии с преобладающими условиями.

Ключевые различия между планом аудита и программой аудита

Различие между планом аудита и программой аудита может быть четко определено на следующих основаниях:

  1. План аудита определяется как схема или проект, подготовленные аудитором для эффективного проведения аудита. С другой стороны, программа аудита относится к исчерпывающему плану, который включает в себя список шагов проверки, которые должны быть выполнены, для окончательных отчетов организации, для сбора достаточных фактов и доказательств, чтобы облегчить аудитору выражение мнения,
  2. План аудита — это не что иное, как первый и главный принцип аудита. И наоборот, программа аудита представляет собой серию этапов проверки и проверки.
  3. План аудита сначала разрабатывается аудитором, после чего создается комплексная программа аудита, включающая различные этапы.

Заключение

Аудиторские доказательства играют решающую роль в аудите, поскольку они дают основания полагать, является ли конкретная вещь истинной или нет. Как план аудита, так и программы аудита полезны для получения соответствующих доказательств, чтобы поддержать мнение аудитора по отчету. Более того, они поддерживают стоимость аудита на разумном уровне, а также проверяют деятельность бизнеса, если она осуществляется эффективно.

2.3 Общий план и программа аудита

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

изучение системы бухгалтерского учета;

оценка системы внутреннего контроля;

установление уровня существенности;

построение аудиторской выборки;

подготовка общего плана и программы аудита.

План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

— правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

— организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

— организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

— организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками И подрядчиками.

Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 3,4.

План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Проверяемая организация ОАО «НК Роснефть»

Период аудита 01.03.10-30.03.10

Количество человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.

Состав аудиторской группы Сидоров П.П, Петрова Л.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 12 500 000 тыс. руб.

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

При возникновении необходимости привлечения эксперта

Аудит организации первичного учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками

Аудит состояния задолженности перед постащиками и подрядчиками

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учёте различных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками

Сидоров П.П., Петрова Л.В.

Проверка отсутствия данных аналитического учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учёта

Проверка организации налогового учёта по расчётам с поставщиками и подрядчиками

Руководитель аудиторской организации Прохоров О.И.

Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.

Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Проверяемая организация ОАО «НК Роснефть»

Период аудита 01.03.10-30.03.10

Количество человеко-часов 120

Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.

Состав аудиторской группы Сидоров П.П, Петрова Л.В.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 12 500 000 тыс. руб.

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Рабочие документы аудитора

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Договор, соглашения, контракты; копии переписки или заключение экспертов

При проверке применять непредставительную выборку

Экспертиза договоров с поставщиками

Экспертиза договоров с подрядчиками, покупателями и заказчиками

Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки),договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД

Операции по принятию к учету услуг (работ) — выборка непредставительная

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)

Проверка соблюдения графика документооборота

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах

Проверка организации хранения документов и организация доступа к ПУД

Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной ко взысканию и проч.

Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные безнадежные долги проверять сплошным методом

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию

Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Сидоров П.П., Петрова Л.В.

Регистры бухгалтерского учета,первичные документы(накладные,счета-фактуры,акты сдачи-приемки), договоры, претензионные письма с прилагающейся документацией

Проверку проводить сплошным методом

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

Проверка расчетов по векселям выданным

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензиям

Проверка учета курсовых и суммовых разниц

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками данным сводного (синтетического) учета

Регистры аналитического учета, регистры синтетического(сводного)учета, отчетность

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам

Налоговый учет сомнительной задолженности

Налоговый учет суммовых разниц

Учет налога на добавленную стоимость

Руководитель аудиторской организации Прохоров О.И.

Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.

Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками — правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость.

Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с поставщиками отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров — приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности.[8]

Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура — подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора — аудиторские доказательства) некачественные — очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.

Учитывая все эти факторы, аудитору следует очень ответственно подходить к правовой оценке договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО